Версия для слабовидящих

Menu

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Бисероплетение»

Пояснительная записка

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа  «Бисероплетение» имеет художественную  направленность, ознакомительного уровня. Программа ориентирована на приобщение детей к бисероплетению – старинному виду рукоделия, имевшему прежде широкое распространение в России. Так же на создание условий для личностного развития обучающихся, формированию и развитию творческих способностей.

Программа разработана на основе:

•      Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 03.08.2018г.);

•      приказа Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 09 ноября 2018 года № 196;

•      постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи;

с учетом:

•      распоряжения правительства Российской Федерации от 04.09 2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»; 

•      письма Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации»;

•      письма Министерства образования и науки РФ от 29.03. 2016 г. № ВК641/09 «О направлении методических рекомендаций»;

•      письма комитета по образованию Администрации Великого Новгорода от 26.10.2015   №    4665 «О направлении методических рекомендаций»;

•      Устава  ДД(Ю)Т им. Лени Голикова,

•      Положения о требованиях к дополнительным общеобразовательным программам, порядке их разработки и экспертизы в  муниципальном автономном учреждении дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества имени Лени Голикова», утвержденного приказом директора от 18.12.2018 № 302.

Актуальность. Программа «Бисероплетение» ориентирована на эстетическое отношение к действительности, развитие интереса к искусству. Актуальность программы заключается в том, что ее освоение способствует формированию и развитию практических умений и навыков при работе с бисером.

Новизна программы. Условием реализации содержания программы является технология личностно-ориентированного обучения. Программа позволяет индивидуализировать сложность работы: более сильным детям предлагается сложная конструкция, менее подготовленным – предлагается работа проще, при этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь обучающихся от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать. Программа нацелена не столько на обучение азам бисероплетения, сколько на достижение обучающегося такого уровня, который позволит ему самостоятельно создавать высокохудожественные изделия.

Программа способствует:

ü   развитию личности ребенка;

ü   помощи в его самовоспитании;

ü   знакомству с историческими сведениями о бисере как виде декоративно-прикладного искусства, различными техниками бисероплетения;

ü   развитию творческих сторон ребенка средствами декоративно – прикладного искусства;

ü   развитию умения реализовать свои замыслы  с учетом возможных художественных средств.

Отличительные особенности данной программы. Отличительные особенности состоят в том, что в данной программе содержание обучения рассматривает различные техники бисероплетения и исторические сведения о бисере как виде декоративно-прикладного искусства. Программа основывается на доступности материала и построена по принципу «от простого к сложному». Обучение строится таким образом, чтобы  обучающиеся хорошо усвоили приемы работы с инструментами, научились «читать» простейшие схемы. Под руководством педагога, а также и самостоятельно, научились схематически изображать узоры, выполнять работы с учетом аккуратности и экономии материалов. Обращается внимание на создание вариантов изделия по одной и той же схеме: путем использования различных материалов, изменения цветовой гаммы.

Работа с обучающимися строится на сотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребёнка.

Особое внимание уделяется: технике безопасности при работе с ножницами, леской, проволокой, нитками и иголкой; психологическому климату на занятиях, темпу занятия, нагрузке, физкультминутке. Методы обучения используются: словесные, наглядные (рисунок на доске, картинки, плакаты, схемы), практические.

Педагогическая целесообразность. Основная установка педагога на побуждение детей к творчеству, на общение, взаимопонимание с обучающимися. Тематика занятий разнообразна, что способствует творческому развитию ребенка.  Обучающиеся учатся планировать свою работу, распределять время. А самое главное -  работа с бисером вырабатывает умение видеть прекрасное, стараться самому создать что-то яркое, необыкновенное. Процесс выполнения требует от обучающихся многих действий, к которым они плохо подготовлены. В ходе систематического труда рука приобретает  уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими.

Планируемая на занятиях практическая работа не является жестко регламентированной, она может изменяться. Сложность и объем выполняемого изделия определяются исходя из индивидуальных особенностей ребенка, материального обеспечения, интересов и требований детей.

Цель программы: обучение практическим навыкам бисероплетения, создание условий способствующих развитию устойчивого интереса к изучению бисероплетения.

 

Планируемые результаты

 

 

Показатели

Планируемые результаты

Формы оценки

Личностные

- интересуется учебным материалом,

- всегда готов к занятию, имеет все необходимые материалы;

- соотносит свои желания с желаниями других;

 - приходит на помощь другому.

 

- наличие внутренних мотивов личности для занятий бисероплетением и формирование интереса  к собственной деятельности;

- потребность в саморазвитии;

- умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;

- справедливость;

- ответственность;

-дисциплинированность;

- терпеливость;

- аккуратность.

Наблюдение. Беседа.

Метапредмет-ные:

1.регулятивные,

2.познавате-льные

3.коммуника-тивные.

- принимает и сохраняет цели и задачи в учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

- определяет наиболее эффективные способы достижения результата;

- умеет завершать начатое дело,

- владеет базовыми предметными и межпредметными понятиями,

- освоил  способы  решения  проблем  творческого  и  поискового  характера;

-организовывает свое рабочее место;

- использует различных способов поиска (в справочных источниках);

- готов слушать собеседника и вести диалог;

- готов признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

1. Регулятивные:

- умение принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

- уметь определять наиболее эффективные способы достижения результата,

- умение завершать начатое дело.

2. Познавательные:

- овладение базовыми понятиями,

- освоение  способов  решения  проблем  творческого  и  поискового  характера;

- организовывать свое рабочее место;

- использование различных способов поиска (в справочных источниках).

3. Коммуникативные:

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Наблюдение,

беседа, просмотр.

Предметные

Изготовление: изделий из бисера.

 

умеет:

- правильно и безопасно пользоваться инструментами;

- подбирать цвета и фактуры различных материалов при разработке изделий;

- работать самостоятельно по схемам;

- выполнять приемы работы с бисером, выполнять поделки с применением бисера.

- самостоятельно разрабатывать и изготавливать игрушки, сувениры и поделки различной сложности;

- декоративно оформлять готовые изделия.

Наблюдение. Беседа. Просмотр. Итоговая выставка с обсуждением.

 

Способы оценки результативности освоения программы.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения обучающихся  проходит через выставку, просмотры.

Формы текущего контроля – наблюдение, беседа, просмотр (проводится в конце каждого задания с целью обсуждения).

Форма итоговой аттестации – итоговая выставка практических работ обучающихся с обсуждением.

Критерии оценки выполнения практических заданий представленных на выставках оцениваются по 3-уровням:

6 баллов (высокий уровень) - если обучающийся выполнил работу полностью, самостоятельно, качественно и творчески, при выполнении отдельных операций изготовления изделия допущены небольшие ошибки; общий вид изделия аккуратный.

5 баллов (средний уровень) - если обучающийся выполнил работу полностью, самостоятельно, отдельные операции изготовления изделия выполнены с ошибками; общий вид изделия немного небрежный и не качественный.

4 балла (низкий уровень) -  если обучающийся выполнил работу  полностью, отдельные операции изготовления изделия выполнены с большим количеством ошибок, общий вид изделия неаккуратный, или имеет незавершенный вид.

При оценке умений и навыков педагог обращает основное внимание на правильность и качество выполненных работ, учитывая индивидуальные особенности, психофизические качества каждого ребенка.

Задачи:

- познакомить с историей бисероплетения;

- способствовать освоению техники бисероплетения;

- привить интерес к искусству;

- создать условия для развития образного мышления и художественного вкуса в процессе изготовления изделий из бисера;

- развивать способность воплощать собственный творческий замысел,  умение импровизировать в изделии;

- развивать способность работать со схемами, шаблонами и изображениями;

- воспитывать аккуратность и уважительное отношение к труду в выполнении практических работ.

- создать условия для дружеской и доброжелательной атмосферы в объединении.

Возраст обучающихся:  8 – 12 лет.

Сроки реализации программы. Программа рассчитана на – 1 год обучения. Общая продолжительность обучения составляет 68 часов.

Форма обучения: очная, с применением дистанционных технологий.

Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз  в неделю по 2 часа. Во время занятий предусмотрены 10 – минутные перерывы для отдыха. Принимаются все желающие.

Формы занятий: групповая, с ярко выраженным индивидуальным подходом.  Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Основная часть времени отводится практическим занятиям. Программа предполагает возможность вариативного содержания.

 

 

Учебный план

 

п/п

Название раздела

Количество часов

Всего

Теория

Практика

  1.  

Украшение из бисера.

34

8

26

  1.  

Украшения для дома.

34

9

25

Форма аттестации

Итоговая выставка с обсуждением.

Итого:

68

17

51

 

 

Учебно-тематический план

 

№ п/п

Раздел/тема

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

 

Раздел 1. Украшение из бисера

34

8

26

Беседа. Наблюдение. Просмотр работ.

  1.  

Вводное занятие. История развития бисероплетения.

2

1

1

Беседа

  1.  

Украшение из бисера. Изготовление браслета «Осенний».

2

1

1

Беседа.

  1.  

Украшение из бисера. Оформление браслета «Осенний».

2

-

2

Беседа. Просмотр работ.

  1.  

Украшение из бисера. Серьги «Вечерние».

2

1

1

Беседа. Просмотр работ.

  1.  

Украшение из бисера. Серьги «Вечерние». Сборка изделия.

2

-

2

Просмотр работ.

  1.  

Украшение из бисера. Брошка «Вишенка». Эскиз.

2

1

1

Беседа. Просмотр работ.

  1.  

Украшение из бисера. Брошка «Вишенка».

2

-

2

Просмотр работ.

  1.  

Украшение из бисера. Брошка «Вишенка». Соединение деталей.

2

-

2

Просмотр работ.

  1.  

Украшение из бисера. Брелок «Купава». 

2

1

1

Беседа. Просмотр работ.

  1.  

Украшение из бисера. Брелок «Купава».  Оформление изделия.

2

-

2

Наблюдение. Просмотр работ.

  1.  

Украшение из бисера. Новогодняя игрушка на елку «Снежинка».

2

1

1

Беседа. Просмотр работ.

  1.  

Украшение из бисера. Завершение новогодней игрушки на елку «Снежинка».

2

-

2

Просмотр работ.

  1.  

Украшение из бисера. Изготовление своего браслета. Зарисовка схемы.

2

1

1

Беседа. Просмотр работ.

  1.  

Украшение из бисера. Изготовление своего браслета.

2

-

2

Просмотр работ.

  1.  

Украшение из бисера. Колье «Вдохновение». Цветовое и композиционное решение.

2

1

1

Беседа. Просмотр работ.

  1.  

Украшение из бисера. Колье «Вдохновение».

2

-

2

Просмотр работ.

  1.  

Украшение из бисера. Оформление колье «Вдохновение».

2

-

2

Просмотр работ.

 

Раздел 2. Украшения для дома

34

9

25

Беседа. Наблюдение. Просмотр работ.

  1.  

Украшения для дома. Изготовление фигурки «Лягушка».

2

1

1

Беседа. Просмотр работ.

  1.  

Украшения для дома. Изготовление фигурки «Бабочка».

2

1

1

Беседа. Просмотр работ.

  1.  

Украшения для дома. Изготовление фигурки «Лисичка».

2

1

1

Беседа. Просмотр работ.

  1.  

Украшения для дома. Изготовление фигурки «Лисичка». Соединение деталей.

2

-

2

Просмотр работ.

  1.  

Украшения для дома. Изготовление фигурки «Стрекоза».

2

1

1

Беседа. Просмотр работ.

  1.  

Украшения для дома. Завершение фигурки «Стрекоза».

2

-

2

Просмотр работ.

  1.  

Украшения для дома. Оплетение пасхального яйца. Зарисовка схемы.

2

1

1

Беседа. Просмотр работ.

  1.  

Украшения для дома. Оплетение пасхального яйца.

2

-

2

Просмотр работ.

  1.  

Украшения для дома. Оплетение пасхального яйца. Оформление работы.

2

-

2

Просмотр работ.

  1.  

Украшения для дома. Изготовление цветов «Гвоздика».

2

1

1

Беседа. Просмотр работ.

  1.  

Украшения для дома. Изготовление цветов «Гвоздика». Работа с деталями.

2

-

2

Просмотр работ.

  1.  

Украшения для дома. Изготовление цветов «Гвоздика». Самостоятельная работа.

2

-

2

Просмотр работ.

  1.  

Украшения для дома. Мини «Рябинка».

2

1

1

Беседа. Просмотр работ.

  1.  

Украшения для дома. Мини «Рябинка». Заготовка деталей.

2

-

2

Просмотр работ.

  1.  

Украшения для дома. Оформление мини «Рябинки».

2

-

2

Просмотр работ.

  1.  

Самостоятельная подготовка работ к выставке.

2

-

2

-

  1.  

Выставка «Золотые ручки».

2

2

-

Итоговая выставка с обсуждением.

 

 

Содержание

 

Раздел 1. Украшение из бисера – 34 часа.

Теория.

Вводное занятие.Знакомство с планом работы на учебный год. История развития бисероплетения. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Инструктаж по технике безопасности. Организация рабочего места для выполнения ручной работы. Изучение  работы по схемам. Основные приёмы бисероплетения. Виды изделий на нитяной основе и проволоки. Анализ модели. Выбор материалов. Цветовое решение. Последовательность выполнения.

Практическая часть.

Приемы работы с бисером.Изготовление браслетов, сережек, колье, брошка «Вишенка», брелок «Купава». Сборка и оформление изделия. Зарисовка схем.

Раздел  2. Украшения для дома –  34 часа.

Теория.

 Разнообразие изделий из бисера. Виды материалов и инструменты. Основные приёмы бисероплетения. Анализ модели. Выбор материалов. Цветовое решение. Последовательность выполнения.

Практическая часть.

Изготовление работ: новогодние игрушки на елку, плоские и объемные фигурки  (лягушка, бабочка, божья коровка), мини деревья (рябина), цветы (гвоздика).  Сборка и оформление изделия.  Работа по схемам. Самостоятельная подготовка работ к выставке. Выставка «Золотые ручки».

 

 

Методическое обеспечение программы

Вместе со словесными методами  (рассказ, объяснение, беседа), используются наглядно-иллюстративные (показ, демонстрация наглядных пособий, образцов, схем) и практические (упражнение).

 

Материальное обеспечение программы:

-                помещение (кабинет), учебная доска;

-                качественное электроосвещение;

-                столы 7 шт. и стулья 13 шт.;

-                шкафы для образцов и наглядных пособий;

-                инструменты и материалы для рукоделия (иглы разных номеров, плоскогубцы, цветной бисер, бусины, проволока, капроновая нить, леска);

-                канцелярские принадлежности;

-                компьютер, проектор.

 

 

Список литературы для педагога

 

  1. Булатов А.А.  «Новогодний дизайн» [Текст]  / «1001 совет и секрет» - 2015.  - № 172. – 35 с.
  2. Вирко Е.В. «Объемные цветы в украшениях и аксессуарах из бисера» - Донецк.: СКИФ – 2011. – 64 с.
  3. Журнал «Ксюша. Для любителей рукоделия» [Текст]  / - 2007.-№ 4. – 29 с.
  4. Журнал «Ксюша. Для любителей рукоделия» [Текст]  / - 2008.-№ 12. – 29 с.
  5. Журнал «Лена рукоделие. Бисер.» [Текст]  / - 2017.- № 7. – 33 с.
  6. Журнал «Лена рукоделие» [Текст]  / - 2007.-№ 7. – 33 с.
  7. Кузьмина Т.А. «Игрушки из бисера» - М.: Мир книги – 2011. – 96 с.
  8. Нестерова Д.В. Рукоделие энциклопедия/Д.В. Нестерова – М.: АСТ – 2007. – 158 с.
  9. Санчук, Т. Бисероплетение на БИС [Текст] / «Воскресная газета» - 2008.- № 5. – 30 с.

 

Рекомендуемый список литературы

для обучающихся

 

  1. Белякова, О.В. « 207 лучших подарков своими руками» [Текст] Москва: Издательство «Лада», 2009.
  2. Вирко Е.В. «Объемные цветы в украшениях и аксессуарах из бисера» - Донецк.: СКИФ – 2011. – 64 с.
  3. Гашицкая, Р.П., Левина, О. Волшебный бисер. Вышивка бисером. [Текст]   – Ростов н/Д.: Проф-Пресс, 2007.
  4. Нестерова Д.В. Рукоделие энциклопедия/Д.В. Нестерова – М.: АСТ – 2007. – 158 с.

 

 

Приложение 1

                                   Календарно - тематический план

на 2021-2022 учебный год

 

№ п/п

Месяц

Тема занятия

Форма

Кол-во

часов

Место проведения

Форма контроля

  1.  

Сентябрь

Вводное занятие. История развития бисероплетения.

Беседа. Практическое занятие.

2

ДД(Ю)Т, каб. №14

Беседа

  1.  

Сентябрь

Украшение из бисера. Изготовление браслета «Осенний».

Беседа. Практическое занятие.

2

ДД(Ю)Т, каб. №14

Беседа.

  1.  

Сентябрь

Украшение из бисера. Оформление браслета «Осенний».

Беседа. Практическое занятие.

2

ДД(Ю)Т, каб. №14

Беседа. Просмотр работ.

  1.  

Сентябрь

Украшение из бисера. Серьги «Вечерние».

Беседа. Практическое занятие.

2

ДД(Ю)Т, каб. №14

Беседа. Просмотр работ.

  1.  

Октябрь

Украшение из бисера. Серьги «Вечерние». Сборка изделия.

Практическое занятие.

2

ДД(Ю)Т, каб. №14

Просмотр работ.

  1.  

Октябрь

Украшение из бисера. Брошка «Вишенка». Эскиз.

Беседа. Практическое занятие.

2

ДД(Ю)Т, каб. №14

Беседа. Просмотр работ.

  1.  

Октябрь

Украшение из бисера. Брошка «Вишенка».

Практическое занятие.

2

ДД(Ю)Т, каб. №14

Просмотр работ.

  1.  

Октябрь

Украшение из бисера. Брошка «Вишенка». Соединение деталей.

Практическое занятие.

2

ДД(Ю)Т, каб. №14

Просмотр работ.

  1.  

Ноябрь

Украшение из бисера. Брелок «Купава». 

Беседа. Практическое занятие.

2

ДД(Ю)Т, каб. №14

Беседа. Просмотр работ.

  1.  

Ноябрь

Украшение из бисера. Брелок «Купава».  Оформление изделия.

Практическое занятие.

2

ДД(Ю)Т, каб. №14

Наблюдение. Просмотр работ.

  1.  

Ноябрь

Украшение из бисера. Новогодняя игрушка на елку «Снежинка».

Беседа. Практическое занятие.

2

ДД(Ю)Т, каб. №14

Беседа. Просмотр работ.

  1.  

Ноябрь

Украшение из бисера. Завершение новогодней игрушки на елку «Снежинка».

Практическое занятие.

2

ДД(Ю)Т, каб. №14

Просмотр работ.

  1.  

Декабрь

Украшение из бисера. Изготовление своего браслета. Зарисовка схемы.

Беседа. Практическое занятие.

2

ДД(Ю)Т, каб. №14

Беседа. Просмотр работ.

  1.  

Декабрь

Украшение из бисера. Изготовление своего браслета.

Практическое занятие.

2

ДД(Ю)Т, каб. №14

Просмотр работ.

  1.  

Декабрь

Украшение из бисера. Колье «Вдохновение». Цветовое и композиционное решение.

Беседа. Практическое занятие.

2

ДД(Ю)Т, каб. №14

Беседа. Просмотр работ.

  1.  

Декабрь

Украшение из бисера. Колье «Вдохновение».

Практическое занятие.

2

ДД(Ю)Т, каб. №14

Просмотр работ.

  1.  

Январь

Украшение из бисера. Оформление колье «Вдохновение».

Практическое занятие.

2

ДД(Ю)Т, каб. №14

Просмотр работ.

  1.  

Январь

Украшения для дома. Изготовление фигурки «Лягушка».

Беседа. Практическое занятие.

2

ДД(Ю)Т, каб. №14

Беседа. Просмотр работ.

  1.  

Январь

Украшения для дома. Изготовление фигурки «Бабочка».

Беседа. Практическое занятие.

2

ДД(Ю)Т, каб. №14

Беседа. Просмотр работ.

  1.  

Февраль

Украшения для дома. Изготовление фигурки «Лисичка».

Беседа. Практическое занятие.

2

ДД(Ю)Т, каб. №14

Беседа. Просмотр работ.

  1.  

Февраль

Украшения для дома. Изготовление фигурки «Лисичка». Соединение деталей.

Практическое занятие.

2

ДД(Ю)Т, каб. №14

Просмотр работ.

  1.  

Февраль

Украшения для дома. Изготовление фигурки «Стрекоза».

Беседа. Практическое занятие.

2

ДД(Ю)Т, каб. №14

Беседа. Просмотр работ.

  1.  

Февраль

Украшения для дома. Завершение фигурки «Стрекоза».

Практическое занятие.

2

ДД(Ю)Т, каб. №14

Просмотр работ.

  1.  

Март

Украшения для дома. Оплетение пасхального яйца. Зарисовка схемы.

Беседа. Практическое занятие.

2

ДД(Ю)Т, каб. №14

Беседа. Просмотр работ.

  1.  

Март

Украшения для дома. Оплетение пасхального яйца.

Практическое занятие.

2

ДД(Ю)Т, каб. №14

Просмотр работ.

  1.  

Март

Украшения для дома. Оплетение пасхального яйца. Оформление работы.

Практическое занятие.

2

ДД(Ю)Т, каб. №14

Просмотр работ.

  1.  

Март

Украшения для дома. Изготовление цветов «Гвоздика».

Беседа. Практическое занятие.

2

ДД(Ю)Т, каб. №14

Беседа. Просмотр работ.

  1.  

Апрель

Украшения для дома. Изготовление цветов «Гвоздика». Работа с деталями.

Практическое занятие.

2

ДД(Ю)Т, каб. №14

Просмотр работ.

  1.  

Апрель

Украшения для дома. Изготовление цветов «Гвоздика». Самостоятельная работа.

Практическое занятие.

2

ДД(Ю)Т, каб. №14

Просмотр работ.

  1.  

Апрель

Украшения для дома. Мини «Рябинка».

Беседа. Практическое занятие.

2

ДД(Ю)Т, каб. №14

Беседа. Просмотр работ.

  1.  

Апрель

Украшения для дома. Мини «Рябинка». Заготовка деталей.

Практическое занятие.

2

ДД(Ю)Т, каб. №14

Просмотр работ.

  1.  

Май

Украшения для дома. Оформление мини «Рябинки».

Практическое занятие.

2

ДД(Ю)Т, каб. №14

Просмотр работ.

  1.  

Май

Самостоятельная подготовка работ к выставке.

Практическое занятие.

2

ДД(Ю)Т, каб. №14

-

  1.  

Май

Выставка «Золотые ручки».

Беседа.

2

ДД(Ю)Т, каб. №14

Итоговая выставка с обсуждением.