Версия для слабовидящих

Menu

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Рисунок. Живопись. Композиция»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Рисунок. Живопись. Композиция» -  углублённого  уровняхудожественной направленности, в  ходе освоения которой, обучающиеся приобретают углублённые знания в области изобразительного искусства, совершенствуют свои навыки художественного мастерства в творческой деятельности, развивают художественный вкус.

Программа разработана на основе:

  • Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 03.08.2018г.);
  •  приказа Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 09 ноября 2018 года № 196;
  • постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи;

с учетом:

  • распоряжения правительства Российской Федерации от 04.09 2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;  
  • письма Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации»
  • письма Министерства образования и науки РФ от 29.03. 2016 г. № ВК641/09 «О направлении методических рекомендаций»
  • письма комитета по образованию Администрации Великого Новгорода от 26.10.2015   №    4665 «О направлении методических рекомендаций»;
  • Устава  ДД(Ю)Т им. Лени Голикова,
  • Положения о требованиях к дополнительным общеобразовательным программам, порядке их разработки и экспертизы в  муниципальном автономном учреждении дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества имени Лени Голикова», утвержденного приказом директора от 18.12.2018 № 302.

Программа является актуальной, так как в современном мире не угасает интерес к изобразительному творчеству, не смотря на глобальную компьютеризацию. Из-за огромного количества информации и нагрузок ребенок нуждается в самостоятельном глубоком творческом процессе.

Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать юного творца, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Кроме того, часто у ребенка возникает желание учиться рисовать в средних классах школы и он с удовольствием посещает занятия в изобразительном классе.

В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.

Педагогическая целесообразность. В процессе обучения по  этой программе обучающиеся  осваивают технику акварельной живописи, графического рисунка, нестандартных техник. Программа, содержащая разнообразные задания, развивает воображение и эмоциональную отзывчивость детей, раскрывает творческие способности благодаря установлению связи между миром цвета, формы, образа и миром чувств и эмоций.

Цель: обеспечить условия для развития индивидуальной траектории дальнейшего творческого самоопределения обучающихся, формирования  навыков творческо–продуктивной деятельности через освоение теоретических знаний и техник изобразительного искусства.

 

Планируемые результаты освоения программы

Предметные результаты:

  • сформированные  представления  в области теории художественной грамоты: цвет, форма, пятно, линия, образ, детали и их соподчинение, нюансы освещения и состояния, перспектива, характер поверхностей предметов;
  • обучающийся знает: основные и дополнительные, холодные и теплые цвета; основные художественные материалы и их особенности (карандаш, кисть, акварель, гуашь), некоторые жанры (портрет, пейзаж, натюрморт);
  • обучающийся умеет: работать, карандашом и кистью, знает особенности того или иного художественного материала; использовать различные цвета и оттенки; создавать гармоничную композицию; воспринимать и различать произведения изобразительного искусства, выделяя средства выразительности (цвет, форму, линию, пятно, композицию); эмоционально обыгрывать рисунок, находить для него словесную характеристику.

Метапредметные результаты:

  • умение слушать собеседника и высказывать свою точку зрения;
  • умение предлагать свою помощь и просить о помощи товарища. Личностные результаты:
  • проявлять интерес к обсуждению выставок собственных работ;
  • эмоционально откликаться на красоту времен года, явления окружающей жизни, видеть красоту людей;
  •  способность трудиться, упорно добиваться достижения нужного результата.

Главным результатом реализации программы является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, а основным  критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, упорно добиваться достижения нужного результата (личностный результат). Ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый, по - настоящему желающий этого ребенок. Поэтому в основе системы – просмотр творческих работ.

Ожидаемые результаты к концу 1 года обучения, обучающиеся должны: иметь познания по конструктивной основе при рисовании геометрических тел; работать со светотеневыми отношениями как средства передачи объёма; передавать в натюрморте характеристику предметов, фактуру и материальность предметов, освещённость; иметь представление о художественном состоянии рисунка; выполнять наброски, зарисовки отдельных геометрических тел, а также натюрмортов с геометрическими телами; использовать в работе различные материалы: уголь, сангину, гуашь, пастель, акварель и др.

Ожидаемый результат: к концу 2 года обучения учащиеся должны: иметь познания по видам изобразительного искусства, как графика, живопись, декоративное искусство, дизайн; работать с нетрадиционными техниками; передавать в натюрморте характеристику предметов, фактуру и материальность предметов, освещённость; отображать линейную и воздушную перспективу в пейзаже; передавать пропорции, выполнять светотеневую моделировку в портрете; иметь представление о художественном состоянии тематического рисунка; выполнять наброски, зарисовки, этюды отдельных предметов, объектов, человека; использовать в работе различные материалы: уголь, сангину, гуашь, пастель, акварель и др.

Способами определения результативности реализации данной программы являются:

  • входящий контроль с целью оценки исходного уровня знаний учащегося (проводится перед началом освоения программы) – собеседование;
  • формы текущего контроля – выставка, мини-выставка, просмотры, беседа, опрос (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала, выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);
  • промежуточная аттестация - итоговый  просмотр  работ с обсуждением (проверяется уровень освоения обучающимися программы за год);
  • форма итоговой аттестации - итоговая  выставка с последующим обсуждением.

Система оценок  предметных результатов производится по 3-балльной системе (см. приложение 2).

Для достижения цели программы формируются следующие задачи:

  • создать условия для развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;
  • познакомить с практическими приемами изобразительного искусства (рисунка, живописи и композиции);
  • создать условия для формирования эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятия духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта;
  • организовать экскурсии на выставки в новгородский музей изобразительного искусства;
  • предоставить возможность обучающимся участвовать в просмотрах, выставках, конкурсах и фестивалях;
  • организовать взаимодействие с родителями.

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие виды занятий:

• рисование с натуры

• рисование по представлению

• рисование на тему

• иллюстрирование

• декоративная работа с элементами дизайна

• аппликация

• беседы об изобразительном искусстве.

Основные виды занятий тесно связаны и дополняют друг друга. При этом учитываются время года и интересы обучающихся.

Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:

  • предоставление обучающемуся возможности выбора деятельности,  способов работы, тем и техник;
  • система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности, это обеспечивает овладение приемами творческой работы всеми обучающимися;
  • в каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент;
  • создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий;
  • создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности;
  • объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.

Возраст обучающихся: 11-17 лет.

Перед началом освоения программы проводится входящий контроль в виде собеседования с целью оценки исходного уровня знаний учащегося. Дополнительный набор на 2 год обучения возможен при прохождении собеседования или предоставления документа о образовании по данному направлению.

Срок реализации программы. Программа рассчитана на - 2 года. Общая продолжительность обучения составляет 408 часов, на 1 году обучения –204 часа и на 2 году – 204 часа.

Форма обучения: очная, с применением дистанционных технологий.

Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа на каждом году обучения. Во время занятий предусмотрены 10-минутные перерывы для отдыха.

Формы занятий. Основной формой организации обучения является групповая. Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых форм организации на занятиях. Данная программа предусматривает проведение общих просмотров, обсуждений, выставок, проведение бесед, коллективных работ, конкурсов и мастер-классов.

 

Учебный план

 

Раздел

1 год обучения

2 год обучения

Всего

Теория

Практика

Всего

Теория

Практика

1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

3

1

 

2

3

1

2

2. Рисунок.

30

2

28

24

2

22

3. Живопись.

30

2

28

45

2,5

42,5

4. Композиция.

60

3

57

66

3

63

5. Рисование с натуры и по памяти.

21

2

19

9

-

9

6. Декоративно-прикладное искусство.

9

1

8

-

-

-

7. Стилизация. Дизайн.

21

4

17

27

1,5

25,5

8. Нетрадиционные техники.

15

2

13

15

2,5

12,5

9. Пленэрная практика.

9

1

8

9

-

9

10. Посещение выставок.

3

3

-

3

3

-

11. Выставка «Наш вернисаж».

3

3

-

3

3

-

Форма аттестации

Итоговый  просмотр  работ с обсуждением.

Итоговая  выставка с последующим обсуждением.

ИТОГО:

204

24

180

204

18,5

185,5

 

 

Учебно-тематический план

1 год обучения

 

Раздел/тема

Всего

Теория

Практика

Формы  аттестации /контроля

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Натюрморт с натуры.

3

1

2

Беседа, опрос

2

Рисунок

30

2

28

Беседа, просмотр, выставка

2.1

Этюд цветов в вазе. Графика. Рисунок.

3

-

3

Просмотр

2.2

Этюд цветов в вазе. Графика. Тональное решение.

3

-

3

Просмотр

2.3

Рисование постановки из группы геометрических тел. Рисунок.

3

0,5

2,5

Беседа, просмотр

2.4

Рисование постановки из группы геометрических тел. Работа в тоне.

3

-

3

Просмотр

2.5

Рисунок драпировки.

3

0,5

2,5

Беседа, просмотр

2.6

Рисунок драпировки. Свет, полутень, тень, рефлекс.

3

-

3

Просмотр

2.7

Рисунок шара с драпировкой. Построение шара.

3

0,5

2,5

Беседа, просмотр

2.8

Рисунок шара с драпировкой. Работа в тоне.

3

-

3

Просмотр

2.9

Рисунок  постановки со стеклянным предметом.

3

0,5

2,5

Беседа, просмотр

2.10

Рисование постановки со стеклянным предметом. Передача материала.

3

-

3

Просмотр

3

Живопись

30

2

28

Беседа, просмотр, выставка

3.1

Пейзажная живопись. Лирический пейзаж. Рисунок.

3

-

3

Просмотр

3.2

Пейзажная живопись. Лирический пейзаж. Живопись.

3

-

3

просмотр, выставка

3.3

Постановка с гипсовой формой и белой драпировкой. Рисунок.

3

1

2

Беседа, просмотр

3.4

Постановка с гипсовой формой и белой драпировкой. Сравнение двух тонов белого. Живопись.

3

-

3

Просмотр

3.5

Постановка с гипсовой формой и белой драпировкой. Живопись (продолжение)

3

-

3

просмотр, выставка

3.6

Наброски кистью натюрморта «Контраст». Живопись «А ля прима».

3

0,5

2,5

Беседа, просмотр, выставка

3.7

Наброски кистью натюрморт «Нюанс». Живопись «А ля прима».

3

-

3

просмотр, выставка

3.8

Рисунок драпировки.

3

-

3

Просмотр

3.9

Драпировка. Живописное решение.

3

-

3

просмотр, выставка

3.10

Выполнение копий с репродукций картин. Цветовое решение.

3

0,5

2.5

Беседа, просмотр, выставка

4

Композиция

60

3

57

Беседа, просмотр, выставка

 

Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт

30

2

28

Беседа, просмотр, выставка

 

4.1

Тема композиции

Контраст. Изображение различных состояний природы.

 

3

 

0,5

 

2,5

 

Беседа, просмотр, выставка

4.2

Нюанс. Изображение различных состояний природы.

3

-

3

Просмотр, выставка

4.3

Контраст и нюанс. Изображение различных состояний времени суток.

3

-

3

Просмотр, выставка

4.4

«Автопортрет». Эскиз.

3

0,5

2,5

Беседа, просмотр

4.5

«Автопортрет». Рисунок.

3

-

3

Просмотр

4.6

«Автопортрет». Живопись.

3

-

3

Просмотр, выставка

4.7

Декоративная живописная композиция. Постановка предметов натюрморта, допускающих декоративное обобщение. Эскиз

3

0,5

2,5

Беседа, просмотр

4.8

Декоративная живописная композиция. Постановка предметов натюрморта, допускающих декоративное обобщение. Рисунок.

3

-

3

Просмотр

4.9

Декоративная живописная композиция. Постановка предметов натюрморта, допускающих декоративное обобщение, локальное отношение. Цвет сложный.

3

-

3

Просмотр, выставка

4.10

Выполнение копий с репродукций картин. Композиционные схемы.

3

0,5

2,5

Беседа, просмотр, выставка

 

Тематическое рисование

30

1

29

Беседа, просмотр, выставка

 

4.11

Тема композиции

по летним воспоминаниям «На даче».

 

3

-

 

3

Просмотр

4.12

 «На даче». Рисунок.

3

-

3

Просмотр

4.13

 «На даче». Живопись.

3

-

3

просмотр, выставка

4.14

«Красная книга глазами детей». Рисунок

3

0,5

2,5

Беседа, просмотр

4.15

«Красная книга глазами детей». Живопись.

3

-

3

просмотр, выставка

4.16

«Мои друзья-товарищи». Эскиз.

3

-

3

Просмотр

4.17

«Мои друзья-товарищи». Рисунок.

3

-

3

Просмотр

4.18

«Мои друзья-товарищи». Живопись.

3

-

3

просмотр, выставка

4.19

«Зима-пора чудес». Рисунок.

3

0,5

2,5

Беседа, просмотр

4.20

«Зима-пора чудес». Живопись.

3

-

3

просмотр, выставка

5

Рисование с натуры и по памяти

21

2

19

Беседа, просмотр, выставка

5.1

Реалистичное изображение растений. Графика, живопись.

3

0.5

2,5

Беседа, просмотр, выставка

5.2

Фантазийное изображение растений.

3

-

3

просмотр, выставка

5.3

Реалистичное изображение животных. Графика, живопись.

3

0,5

2,5

Беседа, просмотр, выставка

5.4

Фантазийное изображение животных.

3

-

3

просмотр, выставка

5.5

Дети рисуют друг друга. Наброски. Живописные этюды фигуры человека.

3

-

3

просмотр, выставка

5.6

Дети рисуют друг друга. Наброски фигуры человека с натуры.

3

-

3

просмотр, выставка

5.7

Зарисовки фигуры человека по памяти (пропорции фигуры человека).

3

1

2

Беседа, просмотр, выставка

6

Декоративно-прикладное искусство

9

1

8

Беседа, просмотр, выставка

6.1

Изготовление сувенира по мотивам «хохломской росписи». Основа.

3

0,5

2,5

Беседа, просмотр

6.2

Изготовление сувенира по мотивам «хохломской росписи». Роспись.

3

-

3

просмотр, выставка

6.3

Изготовление новогоднего сувенира.

3

0,5

2.5

Беседа, просмотр, выставка

7

Стилизация. Дизайн

21

4

17

Беседа, просмотр, выставка

7.1

Выполнение упражнений стилизации природных форм по образцам народной вышивки.

3

1

2

Беседа, просмотр

7.2

Составление узора вышивки полотенца.

3

1

2

просмотр, выставка

7.3

Изготовление макета поздравительной открытки. Создание основы открытки.

3

1

2

Беседа, просмотр

7.4

Изготовление макета поздравительной открытки. Наполнение содержанием основы открытки.

3

-

3

просмотр, выставка

7.5

Создание эскиза исторического костюма. Историческая эпоха на выбор обучающихся.

3

1

2

Беседа, просмотр

7.6

Рисунок исторического костюма.

3

-

3

Просмотр

7.7

Живопись исторического костюма.

3

-

3

просмотр, выставка

8

Нетрадиционные техники

15

2

13

Беседа, просмотр, выставка

8.1

Гравюра на пенопласте.

3

0,5

2,5

Беседа, просмотр, выставка

8.2

Гравюра на картоне. Основа.

3

0,5

2.5

Беседа, просмотр

8.3

Гравюра на картоне. Печать.

3

-

3

Просмотр, выставка

8.4

Графические работы в технике диатипия.

3

0,5

2,5

Беседа, просмотр, выставка

8.5

Графические работы в технике ниткография.

3

0,5

2,5

Беседа, просмотр, выставка

9

Пленэрная практика

9

1

8

Беседа, просмотр, выставка

9.1

Зарисовки деревьев, кустарников.

3

1

2

Беседа, просмотр

9.2

Зарисовки пейзажных мотивов.

3

-

3

просмотр, выставка

9.3

Зарисовки сценок на улицах города.

3

-

3

просмотр, выставка

10

Посещение выставок

3

3

-

Беседа, опрос

10.1

Экскурсия на тематическую выставку детского творчества

3

3

-

Беседа, опрос

11

Выставка «Наш вернисаж».

3

3

-

Итоговый просмотр работ с обсуждением.

11.1

Выставка «Наш вернисаж».

3

3

-

Итоговый просмотр работ с обсуждением.

 

ИТОГО:

204

24

180

 

 

 

2 год обучения

 

Раздел/тема

Всего

Теория

Практика

Формы  аттестации /контроля

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Рисунок на свободную тему.

3

1

2

Беседа, опрос

2

Рисунок

24

2

22

Беседа, просмотр, выставка

2.1

Рисунок постановки, расположенной низко на полу с частью интерьера. Рисунок.

3

0,5

2,5

Беседа, просмотр

2.2

Рисунок постановки, расположенной низко на полу с частью интерьера. Работа в тоне.

3

-

3

Просмотр, выставка

2.3

Натюрморт с лежащим цилиндром и драпировкой. Рисунок.

3

0,5

2,5

Беседа, просмотр

2.4

Натюрморт с лежащим цилиндром и драпировкой. Построение цилиндра.

3

-

3

Просмотр

2.5

Натюрморт с лежащим цилиндром и драпировкой. Тональное решение

3

-

3

Просмотр, выставка

2.6

Гипсовая розетка. Рисунок.

3

0,5

2,5

Беседа, просмотр

2.7

Гипсовой розетки. Работа в тоне.

3

-

3

Просмотр, выставка

2.8

Портрет. Рисунок углём, сангиной.

3

0,5

2,5

Беседа, просмотр, выставка

3

Живопись:

45

2,5

42,5

Беседа, просмотр, выставка

 

Акварель.

24

1,5

22,5

Беседа, просмотр, выставка

3.1

Натюрморт «Осенний» с цветами или осенними листьями. Рисунок.

3

0.5

2.5

Беседа, просмотр

3.2

Натюрморт «Осенний» с цветами или осенними листьями. Живопись.

3

-

3

Просмотр, выставка

3.3

Пейзаж «Весна». Рисунок.

3

0,5

2,5

Беседа, просмотр

3.4

Пейзаж «Весна». Живопись.

3

-

3

Просмотр

3.5

Творческая работа «Натюрморт». Предметы различной фактуры и материалов на различных уровнях,  2-3 драпировки разных оттенков. Рисунок.

3

0,5

2,5

Беседа, просмотр

3.6

Творческая работа «Натюрморт». Предметы различной фактуры и материалов на различных уровнях,  2-3 драпировки разных оттенков. Живопись 1 плана.

3

-

3

Просмотр

3.7

Творческая работа «Натюрморт». Предметы различной фактуры и материалов на различных уровнях,  2-3 драпировки разных оттенков. Живопись 2 плана.

3

-

3

Просмотр

3.8

Творческая работа «Натюрморт». Предметы различной фактуры и материалов на различных уровнях,  2-3 драпировки разных оттенков. Деталировка.

3

-

3

Просмотр, выставка

 

 

Виды и направления мировой живописи.

 

21

1

20

Беседа, просмотр, выставка

3.9

Копия пейзажа (классицизм).

3

0.5

2,5

Беседа, просмотр, выставка

3.10

Копия пейзажа (импрессионизм).

3

-

3

Беседа, просмотр, выставка

3.11

Копия портрета. Графика.

3

0,5

2.5

Беседа, просмотр

3.12

Копия портрета. Живопись.

3

-

3

Просмотр, выставка

3.13

Творческая работа. Натюрморт с белой рамой и фруктами. Рисунок.

3

-

3

Беседа, просмотр

3.14

Творческая работа. Натюрморт с белой рамой и фруктами. Живопись.

3

-

3

Просмотр

3.15

Творческая работа. Натюрморт с белой рамой и фруктами. Живопись (продолжение).

3

-

3

Просмотр, выставка

4

Композиция:

66

3

63

Беседа, просмотр, выставка

 

Жанры изобразительного искусства.

42

2

40

Беседа, просмотр, выставка

4.1

Декоративный пейзаж. Рисунок.

3

0,5

2,5

Беседа, просмотр

4.2

Декоративный пейзаж. Живопись.

3

-

3

Просмотр, выставка

4.3

Человек и природа «Аллея парка». Перспективный рисунок.

3

0,5

2,5

Беседа, просмотр

4.4

Человек и природа «Аллея парка». Детальный рисунок.

3

-

3

Просмотр

4.5

Человек и природа «Аллея парка». Живопись фона.

3

-

3

Просмотр

4.6

Человек и природа «Аллея парка». Живопись деталей.

3

-

3

Просмотр, выставка

4.7

Портретная композиция «Мой идеал». Эскиз.

3

0,5

2,5

Беседа, просмотр

4.8

Портретная композиция «Мой идеал». Рисунок.

3

-

3

Просмотр

4.9

Портретная композиция «Мой идеал». Живопись.

3

-

3

Просмотр, выставка

4.10

Творческая работа «Родина». Эскиз.

3

0,5

2,5

Беседа, просмотр

4.11

Творческая работа «Родина». Рисунок.

3

-

3

Просмотр

4.12

Творческая работа «Родина». Рисунок и живопись.

3

-

3

Просмотр

4.13

Творческая работа «Родина». Живопись.

3

-

3

Просмотр

4.14

Творческая работа «Родина». Деталировка.

3

-

3

Просмотр

 

Тематическое рисование.

24

1

23

Беседа, просмотр, выставка

4.15

«Фантастические миры». Эскиз.

3

0,5

2,5

Беседа, просмотр

4.16

«Фантастические миры» Рисунок.

3

-

3

Просмотр

4.17

«Фантастические миры». Живопись.

3

-

3

Просмотр

4.18

«Фантастические миры». Деталировка.

3

-

3

Просмотр, выставка

4.19

К юбилейным датам. Рисунок.

3

0,5

2,5

Беседа, просмотр

4.20

К юбилейным датам. Рисунок и живопись.

3

-

3

Просмотр

4.21

К юбилейным датам. Живопись.

3

-

3

Просмотр

4.22

К юбилейным датам. Деталировка.

3

-

3

Просмотр, выставка

5

Рисование с натуры и по памяти.

9

-

9

Просмотр, выставка

5.1

Выполнение набросков кистью, цветом. Натюрморт с кувшином. «А ля прима». Работа выполняется без предварительного рисунка

 

3

-

 

3

Просмотр, выставка

5.2

Наброски с натуры фигуры человека

3

-

3

Просмотр, выставка

5.3

Зарисовки животных по памяти и представлению.

3

-

3

Просмотр, выставка

6

Стилизация. Дизайн.

27

1,5

25,5

Беседа, просмотр, выставка

6.1

Выполнение упражнений стилизации природных форм (ёлка, яблоко).

3

-

 

3

Просмотр, выставка

6.2

Создание эмблемы с использованием стилизованных форм. Эскиз.

3

0,5

2,5

Беседа, просмотр

6.3

Создание эмблемы с использованием стилизованных форм. Рисунок.

3

-

3

Просмотр

6.4

Создание эмблемы с использованием стилизованных форм. Живопись.

3

-

3

Просмотр, выставка

6.5

Создание логотипа с использованием стилизованных форм. Эскиз.

3

0,5

2,5

Беседа, просмотр

6.6

Создание логотипа с использованием стилизованных форм. Рисунок.

3

-

3

Просмотр

6.7

Создание логотипа с использованием стилизованных форм. Живопись.

3

-

3

Просмотр, выставка

6.8

Модель костюма. Рисунок.

3

0,5

2,5

Беседа, просмотр

6.9

Модель костюма. Живопись.

3

-

3

Просмотр, выставка

7

Нетрадиционные техники.

15

2,5

12,5

Беседа, просмотр, выставка

7.1

Выполнение монотипии в акварели и гуаши.

3

0,5

2,5

Беседа, просмотр, выставка

7.2

Изображение букета цветов акварелью с использованием соли.

3

0,5

2,5

Беседа, просмотр, выставка

7.3

Сувенир. Выполнение трафарета для узора платка.

3

0,5

2,5

Беседа, просмотр, выставка

7.4

Сувенир. Узор для платка в технике «аэрография».

3

0,5

2,5

Беседа, просмотр, выставка

7.5

Изображение животных в технике «пуантилизм».

3

0,5

2,5

Беседа, просмотр, выставка

8

Пленэрная практика.

9

-

9

Просмотр, выставка

8.1

Зарисовки природы с архитектурными памятниками.

3

 

-

3

Просмотр, выставка

8.2

Зарисовки пейзажных мотивов.

3

-

3

Просмотр, выставка

8.3

Пейзаж с отражением в воде.

3

-

3

Просмотр, выставка

9

Посещение выставок.

3

3

-

Беседа, опрос

9.1

Экскурсия на выставку детского творчества.

3

3

-

Беседа, опрос

10

Выставка «Наш вернисаж».

3

3

-

Итоговая  выставка с последующим обсуждением.

10.1

Выставка «Наш вернисаж».

3

3

-

Итоговая  выставка с последующим обсуждением.

 

ИТОГО:

204

18,5

185,5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарный учебный график

 

Год обучения

Дата начала обучения

Дата окончания обучения

Всего учебных недель

Всего учебных дней

Количество учебных часов

Режим занятий

1 год

01.09.2021

31.05.2022

34

68

204

2 раза в неделю по 3 часа

2 год

01.09.2021

31.05.2022

34

68

204

2 раза в неделю по 3 часа

 

 

Содержание

 

1 год обучения

Раздел 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Натюрморт с натуры (3 часа).

Теория (1 час). Знакомство с художественными материалами и всем необходимым для творческой деятельности. Художественные материалы, техники (графика, живопись), профессии. Знакомство с инструкциями по технике безопасности.

Практика (2 часа). Натюрморт с натуры. Графика.

Раздел 2. Рисунок  (30 часов).

Теория (2 часа). Особенности  графики и рисунка. Специфика работы с графическими материалами. Разнообразие штриховки. Свет, тень, полутень, рефлекс в передаче объёма геометрических форм. Перспективные сокращения фигур и объёмов. Показ работ известных художников и мастеров рисунка, наиболее удачных ученических работ.

Практика (28 часов). Изображение с натуры натюрмортов, геометрических тел, драпировок в карандашной технике с реалистичной передачей светотени, перспективы и фактуры стекла. Штриховка. Правила построения перспективы ниже линии горизонта. Фронтальная и угловая перспектива. Построение и тональное решение.

Раздел 3. Живопись (30 часов).

Теория (2 часа). Понятие колорита в живописи. Знакомство с основными средствами живописной выразительности. Понятие сложных цветов. Способы передачи цвета, тона, объема и формы с помощью красок. Особенности гуаши и акварели. Цветовой нюанс и контраст в живописи. Понятие воздушной перспективы в живописи. Показ работ известных художников, мастеров живописи, наиболее удачных ученических работ.

Практика (28 часов). Создание колористических раскладок. Подбор цветов и оттенков,  передача  воздушной перспективы  в лирическом пейзаже. Передача объема, светотени и тепло-холодности белого цвета в натюрморте с геометрической формой. Передача цвета и фактур драпировок. Контраст и нюанс в живописи «А ля прима». Выполнения живописных копий картин.

Раздел 4. Композиция (60 часов).

Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт (30 часов).

Теория (2 часа). Композиционный центр, главное и второстепенное в композиции. Равновесие, соотношение объёмов в композиции. Изображение пространства в картине. Определение жанра изобразительного искусства. Отличительные особенности пейзажа, портрета и натюрморта. Показ работ известных художников, схем удачных композиций.

Практика (28 часов). Законы линейной и воздушной перспективы в пейзаже. Отображение красот времен года в пейзаже гуашью, акварелью, пастелью. Пропорции лица человека в композиции «Автопортрет». Натюрморт с  декоративным обобщением. Изображение различных состояний природы, времени суток. Контраст и нюанс. Знакомство с творчеством художников, выполнения копии картин.

Тематическое рисование (30 часов).

Теория (1 час). Главное и второстепенное в картине. Вхождение в тему. Этапы создания картины. Знакомство с отличительными особенностями традиционных праздников. Показ работ известных художников и наиболее удачных ученических работ.

Практика (29 часов). Рисование композиций на темы из повседневной жизни «Мои друзья-товарищи», «На даче», к традиционным праздникам «Зима-пора чудес», тематическим конкурсам «Красная книга глазами детей». Выполнение эскизов композиций, использование зарисовок и набросков, подбор иллюстративного материала.

Раздел 5. Рисование с натуры и по памяти (21 час).

Теория (2 часа). Изучение характерных особенностей животных. Способы изображения Флоры и Фауны. Изучение пропорций человека. Развитие глазомера.  Показ работ известных художников, мастеров живописи, наиболее удачных ученических работ.

Практика (19 часов).  Изображение с натуры и по памяти растительного и животного мира в разных техниках (графика, живопись). Реалистичное и фантазийное изображение растений и животных. Графические и живописные наброски фигуры человека с натуры с учётом пропорций.

Раздел  6. Декоративно-прикладное искусство (9 часов).

Теория (1 час). История народного промысла «хохломская роспись». Особенности мезенской росписи: графичность, стилизация природных  и животных форм. Показ работ народных умельцев и наиболее удачных работ обучающихся. Атрибутика праздника «Новый год».

Практика (8 часов). Создание сувенира по мотивам «хохломской росписи». Изготовление новогоднего сувенира.

Раздел  7. Стилизация. Дизайн (21 час).

Теория (4 часа). Определение слов «стилизация» и «стиль», «дизайн», «дизайнер». Характерные особенности стилизации. Стилизация в декоративно-прикладном искусстве, в дизайне. Стилизация природных форм в народной вышивке на полотенцах. Направления дизайна. История российского костюма. Показ работ народных умельцев и наиболее удачных ученических работ. 

Практика (17 часов). Выполнение упражнений стилизации природных форм по образцам народной вышивки.  Составление узора вышивки полотенца. Изготовление макета поздравительной открытки. Создание эскиза исторического костюма (историческая эпоха на выбор обучающихся).

Раздел 8. Нетрадиционные техники (15 часов).

Теория (2 часа). Определение «гравюры». Виды печатной техники. Графические печатные техники: гравюра на картоне, гравюра на пенопласте. Материалы и инструменты. Знакомство с нетрадиционными графическими техниками как, диатипия и ниткография. Показ работ известных художников и наиболее удачных ученических работ.

Практика (13 часов).  Выполнение гравюры на картоне, гравюры на пенопласте. Выполнение графических работ в техниках диатипия и ниткография.

Раздел 9. Пленэрная практика (9 часов).

Теория (1 час). Инструктаж по техники безопасности. Материалы, инструменты и приспособления для пленэра. Особенности работы на пленэре.

Практика (8 часов). Зарисовки деревьев, кустарников, пейзажных мотивов, сценок на улицах города.

Раздел 10. Посещение выставок (3 часа).

Теория. Экскурсия на тематическую выставку детского творчества.

 Раздел 11. Выставка «Наш вернисаж» (3 часа).

Теория (3 часа). Выставка «Наш вернисаж». Проведение просмотра  работ с обсуждением.

 

 

 

2 год обучения

 

Раздел 1. Вводное занятие. Инструктаж по теме безопасности во время занятий. Рисунок на свободную тему (3 часа).

Теория (1 час). Беседа о соблюдении правил безопасности при посещении учреждения и во время занятий.

Практика (2 часа). Рисунок на свободную тему.

Раздел 2. Рисунок (24 часа).

Теория (2 часа). Виды графики и рисунка. Знакомство с разнообразием графических техник. Особенности, средства выразительности, специфика работы с графическими материалами. Пропорции головы человека. Правила построения перспективы ниже, выше линии горизонта. Показ работ известных художников и мастеров рисунка, наиболее удачных ученических работ.

Практика (22 часа). Изображение с натуры натюрмортов в карандашной технике с реалистичной передачей светотени, перспективы и фактур. Построение и тональное решение. Штриховка. Рисование портретов. Задания: рисунок постановки, расположенной низко на полу с частью интерьера; рисование гипсовой розетки выше линии горизонта; натюрморт с лежащим цилиндром и драпировкой; изображение с натуры портретов углём, сангиной.

Раздел 3. Живопись (45 часов).

Акварель. Творческая работа в технике акварель на тему природы (24 часа).

Теория (1,5 часа). Знакомство с основными средствами живописной выразительности акварели, способами передачи цвета, тона, объема и формы с помощью акварельных красок («по-мокрому», «от пятна», локальные цветовые заливки формы). Показ работ известных художников, мастеров живописи, наиболее удачных ученических работ.

Практика (22,5 часа). Изображение с натуры и по памяти природы в пейзажах, «Весна». Создание колористических раскладок в изображении осенних цветов в натюрморте «Осенний» с цветами или осенними листьями. Передача объема, светотени, воздушной перспективы путём подбора цветов и оттенков в творческой работе «Натюрморт» (предметы различной фактуры и материалов на разных уровнях, драпировки 2-3 цветов).

Виды и направления мировой живописи(21 час).

Теория (1 час).  Монументальная и станковая живопись. Направления живописи Западной Европы 18-19 века. Особенности классицизма, барокко, романтизма, реализма,  импрессионизма, постимпрессионизма и других направлений в живописи. Творческая работа в одном из направлений изобразительного искусства. Показ работ известных художников, мастеров живописи, наиболее удачных ученических работ.

Практика (20 часов).  Выполнение копий пейзажей и портретов известных художников. ИКТ. Схема композиции творческой работы. Подбор художественных материалов. Отображение особенностей выбранного направления изобразительного искусства в творческой работе. Натюрморт с белой рамой и фруктами.

Раздел 4. Композиция (66 часов).

Жанры изобразительного искусства (42 часа).

Теория (2 часа). Разнообразие жанров. Слияние жанров: пейзажа и портрета, портрета и натюрморта, пейзажа и натюрморта. Этапы подготовительной работы жанровой композиции. Декоративное обобщение в изображении пейзажа. Показ работ известных художников, мастеров живописи, наиболее удачных ученических работ. 

Практика (40 часов). Определение жанра живописной работы. Подготовка иллюстративного материала.  Выполнение этюдов, набросков с натуры, выбор живописного материала, составление схемы композиции творческой работы, темы: «Родина», «На просторе». Жанровые композиции: портретная композиция «Мой идеал»- литературный герой прошлых эпох, современная поп звезда, просто друг детства; натюрморт на пленэре; пейзаж «Аллея парка»; декоративный пейзаж.

Тематическое рисование (24  часа).

Теория (1 час). Иметь представление об исторической эпохе. Знакомство с этнографическими, географическими, историческими и культурными сторонами из жизни Новгородской  земли. Знать способ переноса изображения с меньшего формата листа на большой формат. Работа над композицией, развивающей тему научной и художественной фантастики. Простор фантазии. Показ работ известных художников и наиболее удачных ученических работ.

Практика (23 часа). Рисование композиций к юбилейным датам, тематическим конкурсам. Проведение изыскания подготовительного материала. Выполнение эскиза композиции. Перенос изображения с эскиза на большой формат с помощью сетки.

Задания: композиция «Фантастические миры», «Новгород в истории», к юбилейным датам.

Раздел 5. Рисование с натуры и по памяти (9 часов).

Практика (9 часов). Приёмы выполнения быстрых рисунков на примере эскизов, набросков с натуры фигуры человека и животных.

Раздел 6. Стилизация. Дизайн (27 часов).

Теория (1,5 часа). Стилизация и дизайн. Графический дизайн. Шрифт в дизайне. Показ работ известных художников модельеров – дизайнеров.

Практика (25,5 часа). Выполнение упражнений стилизации растений и животных форм (ёлка, яблоко, ёжик и по выбору детей). Создание эмблемы и логотипа с использованием стилизованных форм, дизайн одежды.

Раздел 7. Нетрадиционные техники (15 часов).

Теория (2,5 часа). Знакомство с особенностями нетрадиционных техник. Монотипия – нетрадиционная техника изобразительного искусства. Использование соли в акварельной технике. Аэрография – набрызгивание краски на бумагу. Пуантилизм – рисование «тычком».

Практика (12,5 часов). Выполнение монотипии в акварели и гуаши. Изображение букета цветов акварелью с использованием соли. Узор для платка в технике «аэрография». Изображение животных в технике «пуантилизм».

Раздел 8. Пленэрная практика (9 часов).

Практика (9 часов). Линейная и воздушная перспектива в пейзаже. Зарисовки природы с архитектурными памятниками. Городской пейзаж. Зарисовки пейзажных мотивов. Пейзаж с отражением в воде.

Раздел 9. Посещение выставок (3 часа).

Теория (3 часа). Экскурсии на выставку детского творчества.

Раздел 10. Выставка «Наш вернисаж». (3 часа).

Теория (3 часа). Выставка «Наш вернисаж». Проведение итоговой выставки  работ с обсуждением.

 

 

Методическое обеспечение программы

Дидактические материалы (таблицы, репродукции, наглядные пособия, образцы выполненных заданий и др.).

 

 

Материально-техническое оснащение занятий

1. Кабинет, соответствующий санитарно-гигиеническим требованиям.

2. Доска – 1 штука.

3. Столы – 8 штук.

4. Стулья - 16 штук.

5. Мольберты – 15 штук.

6. Софиты на подставках – 4 штуки.

7. Подиум – 1 штука.

8. Стеллажи для хранения натурного фонда и работ обучающихся– 4 штуки.

9. Натурные столики – 4 штуки.

Инструменты и приспособления:

1. Безопасные ножницы – 16 штук.

2. Линейки – 16 штук.

3. Кнопки.

4. Кисти мягкие и щетинистые разной толщины.

5. Указка.

6. Скотч, креп.

Материалы:

1. Акварельные краски.

2. Гуашь.

3. Восковые мелки.

4. Тушь.

5. Графитные карандаши.

6. Мел.

7. Уголь.

8. ПВА, клей.

9. Цветная бумага, белая бумага, картон, ватман.

10. Гелевые ручки.

11. Пластилин.

12. Разбавитель для красок.

 

 

 

 

Список литературы для педагога

  1. Барщ А.В. Наброски и зарисовки. – М., Искусство, 2003. 168 с.
  2. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. – М.: Высшая школа, 2005. 272 с.
  3. Костерин Н.П. Учебное рисование. – М., Искусство, 2001. 272 с.
  4. Луковенко Б.А. Рисунок пером. – СПб., Кристалл, 2001. 87 с.
  5. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд. – М., МИПКРО,  2003. 273 с.
  6. Степанова Н.Э. Рисунок. Живопись. Композиция. Учебное пособие.URL:   http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/628/48628/24042?p_page=5 (Дата обращения 10.05.2017)
  7. Шадурин А.В. Материалы и техника живописи. Учебное пособие. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2007.105 с.

 

Список литературы для обучающихся

  1. Бетти.Э. Открой в себе художника. - М.: Попурри, 2012. 300 с.
  2. Мазовецкая В. Рисуем цветы. - СПб.: Питер, 2011. 80 с.
  3. Иванов В.И. О тоне и цвете (в 2-х частях). – М., Юный художник, 2002. 145 с
  4. Панов В.П. Искусство силуэта.- М.: Юный художник, 2005. 78 с.
  5. Сокольникова Н.М. История ИЗО в 2 томах. – М., Академия, 2014.  207 с.

 

 

Приложение 1

Календарно-тематический план

на 2021-2022 учебный год

1 год обучения

 

Месяц

Тема занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Место проведения

Форма контроля

  1.  

Сентябрь

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Натюрморт с натуры.

Беседа

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Беседа, опрос, просмотр

  1.  

Сентябрь

Тема 2. Этюд цветов в вазе. Графика. Рисунок.

Практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Просмотр

  1.  

Сентябрь

Тема 2. Этюд цветов в вазе. Графика. Тональное решение.

Практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Просмотр, выставка

  1.  

Сентябрь

Тема 5. Реалистичное изображение растений. Графика, живопись.

Беседа, практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Беседа, просмотр

  1.  

Сентябрь

Тема 5. Фантазийное изображение растений.

Практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Просмотр

  1.  

Сентябрь

Тема 4. Композиция

по летним воспоминаниям «На даче».

Практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Просмотр

  1.  

Сентябрь

Тема 4.  «На даче». Рисунок.

Практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Просмотр

  1.  

Сентябрь

Тема 4. «На даче». Живопись.

Практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Просмотр, выставка

  1.  

Октябрь

Тема 2. Рисунок шара с драпировкой. Построение шара.

Беседа, практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Беседа, просмотр

  1.  

Октябрь

Тема 2. Рисунок шара с драпировкой. Работа в тоне.

Практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Просмотр, выставка

  1.  

Октябрь

Тема 3. Наброски кистью натюрморт «Контраст». Живопись «А ля прима».

Беседа, практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Беседа, просмотр

  1.  

Октябрь

Тема 3. Наброски кистью натюрморта «Нюанс». Живопись «А ля прима».

Практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Просмотр

  1.  

Октябрь

Тема 4. Декоративная живописная композиция. Постановка предметов натюрморта, допускающих декоративное обобщение. Эскиз

Беседа, практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Беседа, просмотр

  1.  

Октябрь

Тема 4. Декоративная живописная композиция. Постановка предметов натюрморта, допускающих декоративное обобщение. Рисунок.

Практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Просмотр

  1.  

Октябрь

Тема 4. Декоративная живописная композиция. Постановка предметов натюрморта, допускающих декоративное обобщение, локальное отношение. Цвет сложный.

Практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Просмотр

  1.  

Октябрь

Тема 3. Пейзажная живопись. Лирический пейзаж. Рисунок.

Практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Просмотр

  1.  

Ноябрь

Тема 3. Пейзажная живопись. Лирический пейзаж. Живопись.

Практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Просмотр,

выставка

  1.  

Ноябрь

Тема 4. «Красная книга глазами детей». Рисунок

Беседа, практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Беседа, просмотр

  1.  

Ноябрь

Тема 4. «Красная книга глазами детей». Живопись.

Практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Просмотр, выставка

  1.  

Ноябрь

Тема 5. Наброски фигуры человека с натуры.

Практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Просмотр, выставка

  1.  

Ноябрь

Тема 5. Зарисовки фигуры человека по памяти (пропорции фигуры человека).

Беседа, практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Беседа, просмотр

  1.  

Ноябрь

Тема 4. Выполнение копий с репродукций картин. Композиционные схемы.

Беседа, практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Беседа, просмотр

  1.  

Ноябрь

Тема 4. «Мои друзья-товарищи». Эскиз.

Практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Просмотр

  1.  

Ноябрь

Тема 4. «Мои друзья-товарищи». Рисунок.

Практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Просмотр

  1.  

Декабрь

Тема 4. «Мои друзья-товарищи». Живопись.

Практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Просмотр, выставка

  1.  

Декабрь

Тема 3. Постановка с гипсовой формой и белой драпировкой. Рисунок.

Беседа, практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Беседа, просмотр

  1.  

Декабрь

Тема 3. Постановка с гипсовой формой и белой драпировкой. Сравнение двух тонов белого. Живопись.

Практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Просмотр

  1.  

Декабрь

Тема 3. Постановка с гипсовой формой и белой драпировкой. Живопись (продолжение)

Практикум

3

ДД(Ю)Ткаб. № 8

Просмотр, выставка

  1.  

Декабрь

Тема 4. «Зима-пора чудес». Рисунок.

Беседа, практикум

3

ДД(Ю)Ткаб. № 8

Беседа, просмотр

  1.  

Декабрь

Тема 4. «Зима-пора чудес». Живопись.

Практикум

3

ДД(Ю)Ткаб. № 8

Просмотр, выставка

  1.  

Декабрь

Тема 6. Изготовление новогоднего сувенира.

 

Беседа, практикум

3

ДД(Ю)Ткаб. № 8

Беседа, просмотр

  1.  

Январь

Тема 10. Экскурсия на тематическую выставку детского творчества

Беседа

3

ДД(Ю)Т

Беседа, опрос

  1.  

Январь

Тема 8. Графические работы в технике ниткография.

Беседа, практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Беседа, просмотр

  1.  

Январь

Тема 5. Реалистичное изображение животных. Графика, живопись.

Беседа, практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Беседа, просмотр

  1.  

Январь

Тема 5. Фантазийное изображение животных.

Практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Просмотр, выставка

  1.  

Январь

Тема 4. Контраст. Изображение различных состояний природы.

Беседа, практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Беседа, просмотр

  1.  

Январь

Тема 2. Рисование постановки из группы геометрических тел. Рисунок.

Беседа, практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Беседа, просмотр

  1.  

Январь

Тема 2. Рисование постановки из группы геометрических тел. Работа в тоне.

Практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Просмотр, выставка

  1.  

Январь

Тема 5. Наброски. Живописные этюды фигуры человека.

Практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Просмотр, выставка

  1.  

Февраль

Тема 4. «Автопортрет». Эскиз.

Беседа, практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Беседа, просмотр

  1.  

Февраль

Тема 4. «Автопортрет». Рисунок.

Практикум

3

ДД(Ю)Ткаб. № 8

Просмотр

  1.  

Февраль

Тема 4. «Автопортрет». Живопись.

Практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Просмотр, выставка

  1.  

Февраль

Тема 8. Гравюра на пенопласте.

Беседа, практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Беседа, просмотр

  1.  

Февраль

Тема 8. Гравюра на картоне. Основа.

Беседа, практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Беседа, просмотр

  1.  

Февраль

Тема 8. Гравюра на картоне. Печать.

Практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Просмотр, выставка

  1.  

Февраль

Тема 7. Изготовление макета поздравительной открытки. Создание основы открытки.

Беседа, практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Беседа, просмотр

  1.  

Февраль

Тема 7. Изготовление макета поздравительной открытки. Наполнение содержанием основы открытки.

Практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Просмотр, выставка

  1.  

Март

Тема 6. Изготовление сувенира по мотивам «хохломской росписи». Основа.

Беседа, практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Беседа, просмотр

  1.  

Март

Тема 6. Изготовление сувенира по мотивам «хохломской росписи». Роспись.

Практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Просмотр, выставка

  1.  

Март

Тема 2. Рисунок драпировки.

Беседа, практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Беседа, просмотр

  1.  

Март

Тема 2. Рисунок драпировки. Свет, полутень, тень, рефлекс.

Практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Просмотр, выставка

  1.  

Март

Тема 4. Нюанс. Изображение различных состояний природы.

Практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Просмотр, выставка

  1.  

Март

Тема 3. Выполнение копий с репродукций картин. Цветовое решение.

Беседа, практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Беседа, просмотр

  1.  

Март

Тема 7. Создание эскиза исторического костюма. Историческая эпоха на выбор обучающихся.

Беседа, практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Беседа, просмотр

  1.  

Март

Тема 7. Рисунок исторического костюма.

Практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Просмотр

  1.  

Апрель

Тема 7. Живопись исторического костюма.

Практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Просмотр, выставка

  1.  

Апрель

Тема 2. Рисунок  постановки со стеклянным предметом.

Беседа, практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Беседа, просмотр

  1.  

Апрель

Тема 2. Рисование постановки со стеклянным предметом. Передача материала.

Практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Просмотр, выставка

  1.  

Апрель

Тема 7. Выполнение упражнений стилизации природных форм по образцам народной вышивки.

Беседа, практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Беседа, просмотр

  1.  

Апрель

Тема 7. Составление узора вышивки полотенца.

Беседа, практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Беседа, просмотр

  1.  

Апрель

Тема 8. Графические работы в технике диатипия.

Беседа, практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Беседа, просмотр

  1.  

Апрель

Тема 3. Драпировка. Рисунок.

Практикум

3

ДД(Ю)Ткаб. № 8

Просмотр

  1.  

Апрель

Тема 3. Драпировка. Живописное решение.

Практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Просмотр, выставка

  1.  

Май

Тема 4. Контраст и нюанс. Изображение различных состояний времени суток.

Практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Просмотр, выставка

  1.  

Май

Тема 11. Выставка «Наш вернисаж».

Беседа, практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Итоговый просмотр работ с обсуждением.

  1.  

Май

Тема 9. Зарисовки деревьев, кустарников.

Беседа, практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Беседа, просмотр

  1.  

Май

Тема 9. Зарисовки пейзажных мотивов.

Практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Просмотр, выставка

  1.  

Май

Тема 9. Зарисовки сценок на улицах города.

Практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Просмотр, выставка

 

 

 

Календарно-тематический план

на 2021-2022 учебный год

2 год обучения

 

№ п/п

Месяц

Тема занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Место проведения

Форма контроля

1.

Сентябрь

Тема 1. вводное занятие, инструктаж по технике безопасности. Рисунок на свободную тему.

Беседа, практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Беседа, опрос, просмотр

2.

Сентябрь

Тема 3. Натюрморт «Осенний» с цветами или осенними листьями. Рисунок.

Беседа, практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Беседа, просмотр

3.

Сентябрь

Тема 3. Натюрморт «Осенний» с цветами или осенними листьями. Живопись.

Практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Просмотр, выставка

4.

Сентябрь

Тема 2. Гипсовая розетка. Рисунок.

Беседа, практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Беседа, просмотр

5.

Сентябрь

Тема 2. Гипсовой розетки. Работа в тоне.

Практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Просмотр, выставка

6.

Сентябрь

Тема 4. Человек и природа «Аллея парка». Перспективный рисунок.

Беседа, практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Беседа, просмотр

7.

Сентябрь

Тема 4. Человек и природа «Аллея парка». Детальный рисунок.

Практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Просмотр

8.

Сентябрь

Тема 4. Человек и природа «Аллея парка». Живопись фона.

Практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Просмотр

9.

Октябрь

Тема 4. Человек и природа «Аллея парка». Живопись деталей.

Практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Просмотр, выставка

10.

Октябрь

Тема 6. Выполнение упражнений стилизации природных форм (ёлка, яблоко).

Практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Просмотр, выставка

11.

Октябрь

Тема 6. Создание эмблемы с использованием стилизованных форм. Эскиз.

Беседа, практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Беседа, просмотр

12.

Октябрь

Тема 6. Создание эмблемы с использованием стилизованных форм. Рисунок.

практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Просмотр

13.

Октябрь

Тема 6. Создание эмблемы с использованием стилизованных форм. Живопись.

Практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Просмотр, выставка

14.

Октябрь

Тема 3. Копия пейзажа (классицизм).

Беседа, практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Беседа, просмотр

15.

Октябрь

Тема 3. Копия пейзажа (импрессионизм).

Практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Просмотр, выставка

16.

Октябрь

Тема 4. Декоративный пейзаж. Рисунок.

Беседа, практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Беседа, просмотр

17.

Ноябрь

Тема 4. Декоративный пейзаж. Живопись.

Практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Просмотр, выставка

18.

Ноябрь

Тема 2. Рисунок постановки, расположенной низко на полу с частью интерьера. Рисунок.

Беседа, практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Беседа, просмотр

19.

Ноябрь

Тема 2. Рисунок постановки, расположенной низко на полу с частью интерьера. Работа в тоне.

Практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Просмотр, выставка

20.

Ноябрь

 Тема 4. «Фантастические миры». Эскиз.

Беседа, практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Беседа, просмотр

21.

Ноябрь

Тема 4. «Фантастические миры» Рисунок.

Практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Просмотр

22.

Ноябрь

Тема 4. «Фантастические миры». Живопись.

Практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Просмотр

23.

Ноябрь

Тема 4. «Фантастические миры». Деталировка.

Практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Просмотр, выставка

24.

Ноябрь

Тема 3. Творческая работа. Натюрморт с белой рамой и фруктами. Рисунок.

Практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Просмотр

25.

Декабрь

Тема 3. Творческая работа. Натюрморт с белой рамой и фруктами. Живопись.

Практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Просмотр

26.

Декабрь

Тема 3. Творческая работа. Натюрморт с белой рамой и фруктами. Живопись (продолжение).

Практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Просмотр, выставка

27.

Декабрь

Тема 3. Копия портрета. Графика.

Беседа, практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Беседа, просмотр

28.

Декабрь

Тема 4. Портретная композиция «Мой идеал». Эскиз.

Беседа, практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Беседа, просмотр

29.

Декабрь

Тема 4. Портретная композиция «Мой идеал». Рисунок.

Практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Просмотр, выставка

30.

Декабрь

Тема 4. Портретная композиция «Мой идеал». Живопись.

Беседа, практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Беседа, просмотр

31.

Декабрь

Тема 9. Экскурсия на выставку детского творчества.

Практикум

3

ДД(Ю)Т

Беседа, опрос

32.

Январь

Тема 5. Зарисовки животных по памяти и представлению.

Практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Просмотр, выставка

33.

Январь

Тема 6. Создание логотипа с использованием стилизованных форм. Эскиз.

Беседа, практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Беседа, просмотр

34.

Январь

Тема 6. Создание логотипа с использованием стилизованных форм. Рисунок.

Практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Просмотр

35.

Январь

Тема 6. Создание логотипа с использованием стилизованных форм. Живопись.

Практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Просмотр, выставка

36.

Январь

Тема 7. Сувенир. Выполнение трафарета для узора платка.

Беседа, практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Беседа, просмотр

37.

Январь

Тема 7. Сувенир. Узор для платка в технике «аэрография».

Беседа, практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Беседа, просмотр

38.

Январь

Тема 2. Натюрморт с лежащим цилиндром и драпировкой. Рисунок.

Беседа, практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Беседа, просмотр

39.

Январь

Тема 2. Натюрморт с лежащим цилиндром и драпировкой. Построение цилиндра.

Беседа, практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Беседа, просмотр

40.

Февраль

Тема 2. Натюрморт с лежащим цилиндром и драпировкой. Тональное решение

Практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Просмотр, выставка

41.

Февраль

Тема 4. К юбилейным датам. Рисунок.

Беседа, практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Беседа, просмотр

42.

Февраль

Тема 4. К юбилейным датам. Рисунок и живопись.

Практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Просмотр

43.

Февраль

Тема 4. К юбилейным датам. Живопись.

практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Просмотр

44.

Февраль

Тема 4. К юбилейным датам. Деталировка.

Практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Просмотр, выставка

45.

Февраль

Тема 7. Изображение букета цветов акварелью с использованием соли.

Беседа, практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Беседа, просмотр

46.

Февраль

Тема 7. Выполнение монотипии в акварели и гуаши.

Беседа, практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Беседа, просмотр

47.

Февраль

Тема 6. Модель костюма. Рисунок.

Беседа, практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Беседа, просмотр

48.

Март

Тема 6. Модель костюма. Живопись.

Беседа, практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Беседа, просмотр

49.

Март

Тема 3. Творческая работа «Натюрморт». Предметы различной фактуры и материалов на различных уровнях,  2-3 драпировки разных оттенков. Рисунок.

Беседа, практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Беседа, просмотр

50.

Март

Тема 3. Творческая работа «Натюрморт». Предметы различной фактуры и материалов на различных уровнях,  2-3 драпировки разных оттенков. Живопись 1 плана.

Практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Просмотр

51.

Март

Тема 3. Творческая работа «Натюрморт». Предметы различной фактуры и материалов на различных уровнях,  2-3 драпировки разных оттенков. Живопись 2 плана.

Практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Просмотр

52.

Март

Тема 3. Творческая работа «Натюрморт». Предметы различной фактуры и материалов на различных уровнях,  2-3 драпировки разных оттенков. Деталировка.

Практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Просмотр, выставка

53.

Март

Тема 7. Изображение животных в технике «пуантилизм».

Беседа, практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Беседа, просмотр

54.

Март

Тема 5. Наброски с натуры фигуры человека

Беседа

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Просмотр, выставка

55.

Март

Тема 4. Творческая работа «Родина». Эскиз.

Беседа, практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Беседа, просмотр

56.

Апрель

Тема 4. Творческая работа «Родина». Рисунок.

Практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Просмотр

57.

Апрель

Тема 4. Творческая работа «Родина». Рисунок и живопись.

Практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Просмотр

58.

Апрель

Тема 4. Творческая работа «Родина». Живопись.

Практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Просмотр

59.

Апрель

Тема 4. Творческая работа «Родина». Деталировка.

Практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Просмотр, выставка

60.

Апрель

Тема 3. Копия портрета. Живопись.

Практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Просмотр, выставка

61.

Апрель

Тема 2. Портрет. Рисунок углём, сангиной.

Беседа, практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Беседа, просмотр

62.

Апрель

Тема 5. Выполнение набросков кистью, цветом. Натюрморт с кувшином. «А ля прима». Работа выполняется без предварительного рисунка

Беседа, практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Беседа, просмотр

63.

Май

Тема 3. Пейзаж «Весна». Рисунок.

Беседа, практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Беседа, просмотр

64.

Май

Тема 3. Пейзаж «Весна». Живопись.

Практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Просмотр, выставка

65.

Май

Тема 10. Выставка «Наш вернисаж».

Беседа, практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Итоговая  выставка с последующим обсуждением

66.

Май

Тема 8. Зарисовки природы с архитектурными памятниками.

Практикум

3

ДД(Ю)Т каб. № 8

Просмотр, выставка

67.

Май

Тема 8. Зарисовки пейзажных мотивов.

Практикум

3

Парк

Просмотр, выставка

68.

Май

Тема 8. Пейзаж с отражением в воде.

Практикум

3

Парк

Просмотр, выставка

  

 

Приложение 2

 

Система оценок  предметных результатов

 

Система оценок  предметных результатов предполагает 3-х балльную  шкалу: «5», «4», «3».

Критерии оценок:

Оценка 5 «отлично»

Предполагает:

  • самостоятельный выбор формата;
  • правильную компоновку изображения в листе;
  • последовательное, грамотное и аккуратное ведение построения;
  • умелое использование выразительных особенностей применяемого художественного материала;
  • владение линией, штрихом, тоном в графических заданиях;
  • владение мазком кисти, заливкой цветом в живописных заданиях;
  • умение самостоятельно исправлять ошибки и недочеты в рисунке;
  • умение обобщать рисунок и приводить его к целостности;
  • творческий подход.

Оценка 4 «хорошо»

Допускает:

  • некоторую неточность в компоновке;
  • небольшие недочеты в конструктивном построении;
  • незначительные нарушения в последовательности работы тоном, как следствие, незначительные ошибки в передаче тональных отношений;
  • незначительные нарушения в последовательности работы цветом, как следствие, незначительные ошибки в передаче цветовых отношений;
  • некоторую дробность и небрежность рисунка.

Оценка 3 «удовлетворительно»

Предполагает:

  • грубые ошибки в компоновке;
  • неумение самостоятельно вести рисунок;
  • неумение самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки в построении, тональном и цветовом решении рисунка;
  • однообразное использование художественных приемов для решения разных задач;
  • незаконченность, неаккуратность, небрежность в рисунке.