Версия для слабовидящих

Menu

Образовательная программа - Академический вокальный ансамбль

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «Академический вокальный ансамбль» углубленного уровня имеет художественную направленность, предназначена к реализации в сфере музыкально-певческого образования детей и подростков, предназначена для занятий с обучающимися, имеющими базовый уровень подготовки по вокально-хоровому исполнительству. В самом ее названии обозначены основополагающие аспекты образовательной деятельности. «Академический» - образно-художественная сфера фундаментальных духовных ценностей, понятий о нравственности и морали, «вокальный» - средством обучения является приобщение воспитанников к вокальному искусству, «ансамбль» - коллективное исполнительство, как важнейший элемент певческой звучности представляющей художественное единство.

Настоящая программа разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 29 августа 2013 г. N 1008, Концепции развития дополнительного образования детей от 4  сентября 2014 г. № 1726-р; «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» 2.4.4.3172-14 от 04.07.2014г., с  учетом  Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 декабря 2006 г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ. (Письмо Минобнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242), методических рекомендаций по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально – психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей. Письмо Минобрнауки РФ «О направлении методических рекомендаций» от 29 марта 2016 г. № ВК641/09; методических рекомендаций по оформлению дополнительных общеобразовательных  программ в образовательных учреждениях Великого Новгорода, Письмо комитета по образованию Администрации Великого Новгорода от 26.10.2015   № 4665; Устава  ДД(Ю)Т им. Лёни Голикова, «Положения о требованиях к дополнительным общеобразовательным программам, порядке их разработки и экспертизы в  муниципальном автономном учреждении дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества имени Лёни Голикова» от 31.08.2018 № 298.

Новизна программы. На сегодняшний день, наряду с работой с детскими хоровыми коллективами, педагоги-хормейстеры имеют богатый опыт педагогической деятельности в области вокально-ансамблевого исполнительства. Однако, изучив, описанный в литературе, а также  практический опыт, можно говорить о том, что деятельность вокальных ансамблей осуществляется в рамках работы самого хорового коллектива и обозначена в образовательных программах как составная часть общего учебного плана. В таких программах нет отдельного для ансамбля учебно-тематического плана, программного и репертуарного содержания («Хор» Т.Н.Овчинникова - М., 1986, «Хоровой класс: программа для музыкальных школ и школ искусств» В.С.Попов, Л.В.Тихеева, М.Р. Иодко, П.В.Халабузарь – М.,1988, «Экспериментальная образовательная программа ДХС «Радость» Т.А.Жданова – М., 1999, Образовательная программа ДХС «Веснянка» - М., 2002).

Программы «Вокальный ансамбль» (специальность 0503 «Хоровое дирижирование» составитель Герасимова В.К.) и «Вокальный ансамбль» (предмет узкой специализации, составитель Далецкий О.В.) рассчитаны на обучение студентов дирижерско-хоровых отделений среднего профессионального образования учреждений культуры и не могут быть взяты за основу программы предназначенной детям, занимающимся вокальным творчеством в сфере дополнительного образования.

Авторская программа вокального ансамбля Трубач О.К.  «Веснушки» наиболее соответствует целям и задачам вокального обучения и образования детей и подростков, однако предназначена для реализации в системе общего образования в качестве кружковой деятельности. Ее учебно-тематический план, а также программное содержание объединяют в себе компоненты как вокального обучения (в том числе сольного), так и теоретического (музыкальная грамота, элементы предмета музыкальной литературы). В репертуарном содержании программы основной акцент ставится на исполнении произведений современных композиторов-песенников, что отличает ее от предлагаемой программы, рассматривающей репертуар как возможность самоопределения воспитанника в пространстве безграничной музыкальной культуры, охватывающей широкие временные и жанрово-стилистические рамки.  

Данная программа предназначена к реализации в Детской хоровой капелле Великого Новгорода, являясь важной составляющей образовательного процесса в ней. Программа является рабочей программой педагогов Никифорова Ю.С. и Гринь Т.В.

Педагогическая целесообразность создания данной программы связана с необходимостью дифференцированного подхода в комплексном вокально-хоровом обучении детей, основывающегося на принципах индивидуально-личностной ориентации содержания и форм творческой деятельности. Основным предметом базового учебного плана Детской хоровой капеллы является хор, однако, наряду с занятиями в хоровом классе все больше возрастает потребность одаренных воспитанников  в индивидуальном самовыражении, раскрытии их творческого потенциала в различных видах вокально-камерной деятельности (исполнение сольных партий хорового репертуара, пение в квартетах, трио, дуэтах и т.д.). Оптимальным решением полноценного удовлетворения образовательных потребностей и дальнейшего музыкально-эстетического развития одаренных воспитанников могло бы стать введение в комплексный учебный план предмета вокальный ансамбль, наиболее полно сочетающего в себе все вышеперечисленные формы вокального исполнительства.  

Актуальность данной образовательной программы обусловлена тем, что в современных условиях вокально-хорового воспитания  ансамблевое пение явилось наиболее доступной и эффективной формой детского коллективного певческого творчества. Организация творческой деятельности небольшого вокального коллектива доступна в условиях любого образовательного учреждения имеющего комплекс предметов направленных на музыкально-эстетическое развитие личности детей и подростков. Компактность и мобильность состава вокального ансамбля позволяет ему быть органичным и востребованным в любых воспитательно-досуговых мероприятиях, концертах, тематических программах и т.д.

Программа «Академический вокальный ансамбль» реализуется в интеграции с предметами комплексного учебного плана ДХК (хор, вокал, сольфеджио, музыкальная литература), а также с предметами общеобразовательного цикла (литература, иностранный язык, история).   

Цель программыразвитие духовно-нравственного мира обучающихся на основе интереса детей и подростков к пению в жанре многоголосного ансамблевого исполнительства, формирование в них потребности к непрерывному самосовершенствованию через концертно – исполнительскую деятельность.

Планируемые результаты:

Предметные:

-  навыки грамотного пения в условиях камерного исполнительского состава;

Метапредметные:

- Способность обучающихся к анализу и обобщению исполняемых произведений

 - Опыт выявление и обоснование смыслового содержания, а так же  художественного потенциала выразительных средств литературного и музыкального текста.

Личностные:

- интереса к пению в жанре многоголосного ансамблевого исполнительства,  - потребность к непрерывному самосовершенствованию.

Для достижения заявленной цели в программе определены следующие приоритетные задачи:

  1. Формирование репертуара, охватывающего широкий временной и жанрово-стилистический диапазон, способствующего восполнению и приумножению музыкально-эстетических потребностей учащихся;
  2. воспитание коллектива единомышленников, использующих свои творческие способности для получения художественно-целостного и гармоничного результата в процессе исполнительского сотрудничества;
  3. ознакомление с отечественными образцами камерного вокально-хорового наследия, национально-певческими традициями народов мира и современными тенденциями в развитии академического ансамблевого исполнительства, способствующих интеграции личности в отечественную и мировую культуру, приобщение к общечеловеческим ценностям, адаптации в современном культурно-социальном пространстве;
  4. обеспечение накопления позитивного эмоционально-чувственного опыта передачи образно-художественной сферы (исполнительской интерпретации) в процессе концертной деятельности, участия в конкурсах, фестивалях, культурно-досуговых мероприятиях Дворца, праздниках.

 

Важной отличительной особенностью программы является репертуар. Его программное содержание не дублирует хоровой репертуар, определяет коллектив как самостоятельное творческое объединение. Содержание репертуара охватывает максимально широкие хронологические и художественно-эстетические рамки, включая в себя произведения композиторов эпохи Возрождения, классиков и современников, русские песни и песни народов мира, патриотические песни, афроамериканские спиричуэлы, джаз, современную эстрадную песню. Разнообразие представленных в репертуаре стилей, направлений, жанров дает возможность выбора и самоопределения обучающегося в пространстве музыкальной культуры.

Универсальность в подходе отбора музыкального материала не лишает репертуар важной специфической особенности, а именно – доминантой исполнительского имиджа вокального коллектива (для старшего этапа обучения) является пение в жанре a cappella, то есть без аккомпанирующей функции музыкальных инструментов. Пение a cappella наиболее сложный вид вокально-хорового исполнительства, требующий от музыкантов свободного владения не только певческим аппаратом, но и развитых навыков и умений в области частного и общего ансамбля, единства звуковысотного и качественно-временного состояния певческого звука. В связи с этим программа предполагает привлечение в состав ансамбля учащихся имеющих высокие показатели обучения в хоре.

Своего рода вокальный ансамбль – это «группа повышенного мастерства», которая несет в себе значимые воспитательные функции, поскольку высокий уровень исполнительской подготовки его участников призван служить примером для остальных учащихся капеллы, формировать в них мотивацию к совершенствованию своих исполнительских возможностей с целью последующего возможного участия в творческой деятельности данного коллектива.

В отличие от всех изученных хоровых и ансамблевых образовательных программ, учебно-тематический план данной программы предлагает структурное распределение тем не по основным видам вокально-хорового воспитания (звукообразование, дыхание, дикция, строй и т.д.), а по направлениям репертуарного содержания (духовная музыка, народные песни, джазовая музыка и т. д.). Поэтому, целенаправленная работа над упражнениями вокально-технического, ладогармонического и метроритмического порядка в программе отсутствует, так как основополагающие умения и навыки обучающиеся осваивают на занятиях в хоровом классе. В этом состоит еще одна важная отличительная особенность данной программы.

Возраст детей участвующих в реализации данной образовательной программы  с 8  до 18 лет.

Сроки реализации образовательной программы 6 лет обучения.

Программа обучения предполагает два самостоятельных этапа:

I этап – младший вокальный ансамбль - 1 и 2 год обучения (2 и 3 кл.  Детской хоровой капеллы), воспитанники 8 – 11 лет.

II этап - старший вокальный ансамбль -  3 – 5 годы обучения (5 – 7 кл. Детской хоровой капеллы),  воспитанники 13 – 18 лет.

В соответствии с учебным планом комплексной образовательной программы «Детская хоровая капелла Великого Новгорода» 4 класс (кандидатская группа старшего хора) является переходным (адаптационным) периодом между младшим и старшим этапами обучения. Количественный состав группы от 8 до 12 человек. Вся вокально-хоровая работа построена на принципах ансамблевого исполнительства. Поэтому учащиеся 4 года обучения не привлекаются к занятиям в вокальном ансамбле.

По окончании курса обучения по данной программе, обучающиеся могут продолжать творческую деятельность в составе ансамбля.

Формы и режим занятий. Основной формой организации обучения является групповая репетиция. Наполняемость группы 8 – 12 человек.

Занятия проводятся два раза в неделю по одному академическому часу, продолжительностью 45 минут.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

По окончании полного курса обучения по программе обучающиеся должны проявить высокий уровень мотивации к вокальному исполнительству через:

ü   свободное владение певческим аппаратом, техническими умениями и навыками чистого интонирования, многоголосного пения, составляющих суть вокально-ансамблевой звучности;

ü   компетентность в области современного опыта камерно-вокального исполнительства;

ü   развитый художественно-эстетический вкус, ориентацию на нравственные ценности;

ü   позитивный опыт концертно-исполнительской деятельности, дальнейшую творческую самореализацию в вокальных коллективах художественной самодеятельности;

ü   участие в городских, областных, всероссийских и международных вокально-хоровых фестивалях, конкурсах.

ü   профессиональное самоопределение одаренных обучающихся в области вокально-хорового образования.

По окончании младшего этапа обучения учащиеся должны свободно владеть ансамблевым унисоном и развитым двухголосием с элементами трехголосия. Певческий диапазон: сопрано си малой – фа 2-й октавы; альты ля малой – ре 2-й октавы.

По окончании старшего этапа обучения учащиесядолжны свободно исполнять многоголосные произведения (три и более голосов). Певческий диапазон голосов: сопрано I си малой – ля бемоль 2-й октавы; сопрано II си малой – фа 2-й октавы; альты I ля бемоль малой – ре 2-й октавы; альты II фа малой – до 2-й; баритоны соль большой – ре 1-й октавы.

         Формы подведения итогов реализации программы.

Формами промежуточного и итогового контроля являются:

  • контрольные занятия (сдача партий, пение в микро-группах);
  • концерты для родителей (младший этап);
  • отчетный концерт творческих коллективов и солистов ДХК;
  • сольный концерт вокального коллектива (старший этап);
  • участие в конкурсах и фестивалях.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Младший этап обучения - (1 – 2 годы обучения) - 2 – 3 класс ДХК

Название темы

Количество часов

Всего часов

Теорети-ческие  занятия

Практи-ческие занятия

1.

Вводное занятие. Инструктаж.

1

0,5

0,5

2.

Русская классическая (в том числе духовная) музыка

16

2

14

3.

Западная классическая (в том числе духовная) музыка

16

2

14

4.

Русские народные песни

10

1

9

5.

Песни народов мира

10

1

9

6.

Песни композиторов-современников

18

1

17

7.

Заключительное занятие

1

0

1

ИТОГО:

72

7,5

64,5

  Старший этап обучения -  (5 – 7 годы обучения)- 5 – 7 классы ДХК

Название темы

Количество часов

Всего часов

Теорети-ческие  занятия

Практи-ческие занятия

1.

Вводное занятие. Инструктаж

1

0,5

0,5

2.

Православная музыка

5

1

4

3.

Западная духовная музыка

5

1

4

4.

Отечественная и западная классическая музыка

8

1

7

5.

Светская музыка эпохи Возрождения

5

1

4

6.

Русские народные песни

7

0,5

6,5

7.

Песни народов мира

7

0,5

6,5

8.

Афроамериканские спиричуэлы

7

1

6

9.

Джазовая музыка

7

1

6

10.

Песни отечественных и зарубежных композиторов-современников

11

1

10

11.

Современный композиционный стиль в вокально-академическом направлении

8

1

7

12.

Заключительное занятие

1

0

1

ИТОГО:

72

9,5

6,5

 

СОДЕРЖАНИЕ

Младший этап обучения - (1 – 2 годы обучения)

Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж (1 час).

Инструктаж по технике безопасности.Объяснение понятия «вокальный академический ансамбль», его основных отличий от фольклорного и эстрадного ансамблей. Общие принципы и отличительные особенности исполнительской и учебной деятельности в хоровом коллективе и вокальном ансамбле. Виды вокального ансамбля по составу (хоровой, камерный, смешанный, однородный)

 Тема 2.  Русская классическая (в том числе духовная) музыка(16 часов).

Знакомство с отечественными образцами классической и культовой вокально-хоровой традиции, ее стилистическими и жанровыми особенностями, основными сферами образно-художественного содержания и средствами музыкальной выразительности. Разучивание репертуара

Тема 3.  Западная классическая (в том числе духовная) музыка(16 часов).

Знакомство с западноевропейскими образцами классической и культовой вокально-хоровой традиции, ее стилистическими и жанровыми особенностями, основными сферами образно-художественного содержания и средствами музыкальной выразительности. Разучивание репертуара.

Тема 4. Русские народные песни(10 часов).

Плавная протяжная мелодия – основа русской лирической песни. Основные средства музыкально-художественной выразительности (cantileno, долгий звук на большом, непрерывном дыхании). Значение отчетливой и ясной передачи содержания песни средствами певческой дикции. Единство речевых и музыкальных элементов народного стихосложения. Значение смысловых эпитетов, образных сравнений в художественно-литературном содержании. Работа над репертуаром.

 Тема 5.  Песни народов мира (10 часов).

Народно-песенная культура стран Западной Европы Танцевальные жанры в немецких и польских песнях. Значение взаимосвязи темпоритма, музыкальных штрихов и артикуляции. Перевод литературного содержания. Работа над репертуарными произведениями.

Тема 6. Песни композиторов-современников (18 часов).

В процессе освоения нотного и литературного текста песен, знакомство с творчеством современных композиторов работающих в жанре детской песни. Основные направления художественного содержания – патриотические песни, песни о природе, семье, школе, друзьях, проблемах современного общества.

Тема 7.  Заключительное занятие (1 час).

Итоговое концертное выступление (отчетный концерт творческих коллективов и солистов Детской хоровой капеллы, концерт для родителей, участие с программой выступления в Фестивале «Юные таланты Дворца», участие в конкурсе Дворца «Город звезд».) 

Старший этап обучения - (3 – 5 годы обучения)

Тема 1.  Вводное занятие. Инструктаж(1 час).

Инструктаж по технике безопасности.Задачи курса на старшем этапе обучения. Новые жанровые и стилистические направления в творческой деятельности вокального коллектива.

Тема 2.  Православная музыка (5 часов).

Понятие православной духовной музыки как непреходящего явления отечественной культуры и истории России. Беседы о выдающихся русских композиторах, работавших в области духовных песнопений. Основные направления развития православной музыкальной культуры. Значение и место того или иного песнопения в цикле богослужебного чина. Первостепенность текстового содержания в постижении музыкально-художественной сферы песнопений. Основные средства музыкальной выразительности. Работа над репертуаром.

Тема 3.  Западная духовная музыка (5 часов).

Культурно-исторические эпохи и стилистические направления западноевропейской духовной музыки. Особенности и отличия основных форм и жанров, канонических правил католической и протестантской музыкальных традиций. Средства музыкальной выразительности. Стилистические особенности полифонического голосоведения в западной культовой музыке (задержания к основным ступеням лада). Правильность произношения текстов на латинском языке. Специфика вокального звукоизвлечения. Работа над репертуаром.  

Тема 4.  Отечественная и западная классическая музыка (8 часов).

Знакомство с вокально-хоровым творчеством русских и западноевропейских композиторов-классиков: А. Даргомыжского, А. Алябьева, Н. Римскго-Корсакова, П. Чайковского, В.-А. Моцарта, Дж. Бизе, Ф. Мендельсона. Стилистические особенности, поэтическая и музыкально-художественная сфера исполняемых произведений. Основные средства музыкальной выразительности. Работа над репертуарными пьесами.

 Тема 5.  Светская музыка эпохи Возрождения (5 часов).

 Беседы об искусстве эпохи Возрождения, как о явлении, высшими ценностями которого были духовный мир человека, природа, полнота чувств, красота окружающего мира, его реалистичное отображение в искусстве. Национальные композиторские школы эпохи. Светские жанры вокальной миниатюры (вилланелла, шансон, лид). Образно-содержательный мир, художественно-стилистические средства вокального исполнения. Фонетика гласных и согласных звуков в итальянском, французском и немецком языках. Работа над репертуаром.

Тема 6.  Русские народные песни (7 часов).            

Русские протяжные лирической песни. Шуточные и плясовые песни. Основные средства музыкально-художественной выразительности (cantileno, долгий звук на большом, непрерывном дыхании). Значение отчетливой и ясной передачи содержания песни средствами певческой дикции. Единство речевых и музыкальных элементов народного стихосложения. Значение смысловых эпитетов, образных сравнений в художественно-литературном содержании. Работа над репертуаром.

Тема 7.  Песни народов мира (7 часов).

Народно-песенные традиции стран Латинской Америки, Западной  и Восточной Европы. Характерные мелодические, ладогармонические и метроритмические особенности. Танцевальные стили румба и самба в латиноамериканских песнях. Слушание музыкальных примеров по теме. Фонетика гласных и согласных звуков. Средства музыкальной выразительности. Перевод литературного содержания. Технические приемы исполнения на ударных сопровождающих инструментах в латиноамериканских песнях (маракасы, кастаньеты, бонги). Работа над репертуаром.

 Тема 8.  Афроамериканские спиричуэлы (7 часов).

Понятие «спиричуэл (госпел)». Беседы об условиях социально-исторического происхождения спиричуэлов. Основной образный мир и тематика литературного содержания афроамериканских духовных песен-гимнов. Прослушивание известных исполнителей. Характерные мелодические, ладогармонические и метроритмические особенности. Средства музыкальной выразительности, характерные черты вокально-исполнительского стиля спиричуэла. Работа над репертуаром.

Тема 9.  Джазовая музыка(7 часов).

Беседы об истории происхождения джаза. Понятие «джаз-хор». Определение основных направлений и жанров в вокальном джазе (блюз, спиричуэл, свинг, фокстрот). Слушание музыкальных примеров по теме.  Средства музыкальной выразительности, метроритмическая структура джазовых произведений (понятие свинга как основы джаза), особенности вокальной техники, приемов звукоизвлечения и исполнительской манеры.

Тема 10.  Песни отечественных и зарубежных композиторов-современников (11 часов).

Беседы о современных композиторах работающих в жанре популярно-эстрадной песни. Основные направления художественного содержания – патриотические песни, песни о природе, семье, друзьях, проблемах современного общества. Работа над репертуаром.

Тема 11.  Современный композиционный стиль в вокально-академическом направлении (8 часов).

Понятия о современных выразительных средствах музыкально-композиционной техники - звукоподражательные и речевые эффекты, гармонии нетерцового строения, кластеры, несимметричные размеры. Практическое освоение ладогармонических и метроритмических трудностей на вокально-слуховых упражнениях с последующей трансляцией на разучиваемый репертуар.

Тема 12.  Заключительное занятие (1 час).

Итоговое концертное выступление (отчетный концерт творческих коллективов и солистов Детской хоровой капеллы, сольный концерт).

Примерный репертуар младшего этапа обучения

Русская и зарубежная духовная музыка

«Слава в вышних Богу»;

обиходный распев

«Тропарь Рождества Христова»;

обиходный распев

«Небо и земля»;

обиходный распев

«Donanobis»

Неизвестный  автор

Русская и западная классическая музыка

А. Алябьев

«Прощание с соловьем»,

М. Ипполитов-Иванов

«Вечер в субботу»,

А. Гречанинов

«Пришла весна»,

П. Чайковский

«Мой садик»,

неизв. автор XVI в.

«Фиалка»

канон неизв. автора,

«Колокольный звон»

М. Преториус

«Viva la musika!»,

В.-А. Моцарт

«ABCD»;

А. Сальери

«Втроем как один»;

И. Брамс

«Колыбельная»,

Ф. Мендельсон

«Полевые цветы».

Русские народные песни и песни народов мира

русская народная песня в обр.

А. Гречанинова,

«Во сыром бору тропина»

русская народная песня

«Со двора со дворика»

русская народная песня

«Как по лугу»

английская народная песня

«У зори»

английская народная песня

«Спи, засыпай»

немецкая народная песня

«Будем танцевать»

польская народная песня.

«Вы не прячьтесь, музыканты»

Песни композиторов современников

М. Парцхаладзе

«Колыбельная», «Снега-жемчуга»,

«Христос воскрес!», «Отчизна моя», «Зеленый мир», «Ветер».

М. Славкин

«Зебренок», «Цап, цап, цап», «Снег», «Чудеса приходят на рассвете».

Е. Подгайц

«Маленький гном», «Звезда».

Ж. Металлиди

«Ноты», «Леса-чудеса».

Л. Марченко

«Ангел», «Рождество», «Музыка», «Мария».

С. Плешак

«Говорящий сверчок» цикл песен, «Звери печальные, добрые» цикл песен.

Г. Манчини

«Лунная река».

 

Д. Бреннер

«Крепче держи свою мечту»,

Р. Ньюмен

«Ты нашел во мне друга».

 

В. Коровицын

«Пират», «Разноцветная игра», «Мартышка», «Гиппопотам».

Р. Шуман – О. Хромушин

«Веселый крестьянин».

 

                            Примерный репертуар старшего этапа обучения

Православная музыка

Гармонизация О.Леонова,

«С нами Бог» (знаменного распева),

знаменный распев,

 

 «Стихира литии на Рождество Христово»

 

«Кондак Рождества Христова».

 

Д. Бортнянский

«Многая лета», «Хвалите Господа с небес», «Достойно есть», «Отче наш».

А. Кастальский

«Отче наш», «Тебе поем», «Христос воскресе», «Во Царствии Твоем».

М. Ипполитов-Иванов

«Благослови душе моя Господа»

П. Чесноков

«Милость мира», «Достойно есть»

В. Гуляев

«Тебе поем»

Ю. Тугаринов

«Славословие»

Западная духовная музыка

Дж. Мартини

«Osalutaris»,

Дж. Палестрина

«Ocruxave»,

Т. Виктория

«Populimeus»,

В. Лайос

«Ave Maris stella»,

Х. Бадингс

«Kyrieeleison»,

Ф. Мендельсон

«Btatimortui».

Отечественная и западная классическая музыка

А. Даргомыжский

«К Наташе», «На севере диком»,

А. Алябьев

«Песня о молодом кузнеце».

Н. Римский-Корсаков

«Ночевала тучка золотая…».

П. Чайковский

«Утро».

М. Ипполитов-Иванов

«О, край родной», «Острою секирой», «Утро».

В.-А. Моцарт

«О, вы глаза любимые», «Если мы в разлуке»,

Дж. Бизе

«Утро».

Ф. Дуранте

«Скерцо».

Ф. Мендельсон

«Беги со мной»

Светская музыка эпохи возрождения

О. Веки

«Mein edler Schatz»,

О. Лассо

«Вилланелла»,

Т. Морли

«May»,

Ж. Дэпре

«Elgrillo»,

Г. Хасслер

«Jungfrau»,

Э Видман

«Мадригал»,

В. Хаусман

«Ich will dtn Sommer grussen»,

К. Монтеверди

«La sciatemi morire»

Русские народные песни

обр. А. Ежова,

«Как при лужке, при лужке»

обр. Ф. Козлова,

«Я пойду ли молоденька», «Далека пылина, моя дороженька»

обр. Г. Струве,

«Четыре ветра»

обр. А. Юрлова,

«Ты рябина ли»

обр. Ю. Тугаринова,

«Пойду ль я, выйду ль я»

обр. Ю. Тугаринова,

«Ты ль река, моя реченька»

обр. А. Жарова

«Скоморошина»

Песни народов мира

Польская народная песня

«Som, Som, som, som»

Эстонская народная песня

«Viiretakka»,

Еврейская народная песня

«Shalom»,

Испанская народная песня

«Porelmar»,

Португальская народная песня

«Negrobembom»,

Мексиканская народная песня

«Lacucaracha»,

Мексиканская народная песня

«Labamba»,

Белорусская народная песня

«Танька-Ванька»,

Украинская народная песня

«Що то за предыво»,

Украинская народная песня

«На нэвэ зирка»,

южно-африканская народная песня

«Mamalie».

Афроамериканские спиричуэлы

аранж. С. Портера

«Ain’ ta Thet Good News»,

аранж. Г. Любова,

«No Body Knows The Trouble»

аранж. У. Даусона

«MyLord, what»

аранж. С. Портера,

«Crucifixion»

аранж. У. Деннардана

«Hush

аранж. К. Герлица

«Joshua Fit The Battle Of Jericho»

Джазоваямузыка

Э. Ложески

«Black Is The Color Of My True Love’s Hair»,

Дж. Фельдман

«River In Judea»,

Ф. Лоу,  аранж О. Хромушина,

«Моя прекрасная леди»

Л. Бернстайн

«Америка»,

Д. Рябцев

«LetsSwing»,

А. Варламов

«Уходит вечер»,

Дж. Альтхаус

«Yes My Lord».

Современная музыка

С. Екимов

«Кенгуру», «Колыбельная».

Дж. Бусто

«SalveRegina»,

С. Плешак

«Kyrieeleison», «Gloria», «Батут и там-там».

Ю. Визбор

«Россия».

В. Гуляев

«Тебе поем».

О.Юргенштейн

«Принцесса карнавала».

Песни отечественных и зарубежных композиторов-современников

Дж. Леннон, П. Маккартни

«Jesterday», «Michele»

М. Донелли

«The Dream Lives on!».

Е. Подгайц

«Осень», «Ивушка».

 

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Методы обучения

  1. Словесные: беседа, анализ текста, формы, гармонического плана, структуры партитуры);
  2.  Наглядные: показ, исполнение педагогом, прослушивание аудио и видео материалов;
  3. Практические: вокально-технические упражнения, работа над репертуаром;
  4. Репродуктивный: концертная деятельность.

Формы диагностики:

  • Анкетирование проводится в целях:

- выявления мотивации воспитанников к обучению;

- определения индивидуальных музыкально-эстетических потребностей

 и предпочтений воспитанников.

  • Диагностические карты ведутся с целью отслеживания поступательного развития воспитанников на каждом году обучения.

 Учебно-дидактический материал:

  1. Весна-красна: Белорусские народные песни в аранжировке для детского хора //Авт.-сост. В. Гуляев. – Минск, 1997.
  2. Ансамблевое и сольное музицирование. Русская музыка. Романсы и песни: выпуск 5. //Сост. Л. Стоянова, Е. Савельева – С.-Пб., 1999.
  3. Композиторы-классики для детского хора. Праздник Рождества: выпуск 4.//Сост. Н. Аверина – М., 2005.
  4. Композиторы-классики для детского хора. М. Ипполитов-Иванов: выпуск 4.//Сост В. Бекетова – М., 2007.
  5. Композиторы-классики для детского хора. А. Гречанинов: выпуск 7.//Сост В. Бекетова – М., 2008.
  6. С. Плешак. Говорящий сверчок: цикл детских песен – С.-Пб., 2006.
  7. А. Киселев. Взошла звезда ясная: Песни и хоры для детей и юношества. – М., 2006.
  8. Победная весна: Песни и хоры.//Сост. В. Голиков – М., 2005
  9. Е. Подгайц. Хоровые миниатюры и песни для детей младшего и среднего возраста. Музыка утра: учеб.-метод. пособие: в 2 частях//Сост Л. Дуганова – М., 2004.
  10. Благодарим солдаты, вас! Песни в сопровождении фортепиано//Сост. Е. Жданова – М., 2004
  11. Чаттануга чу-чу. Джаз в детском хоре: выпуск 2.//Сост. М. Славкин – М., 2007.
  12. Вихарева Г.Ф. Творцу бесчисленных миров: Православное пение для детей. – СПб., 2002.
  13. Ж. Металлиди. Унеси меня мой змей: песни для младшего возраста. –
  14. С.-Пб., 2000.
  15. Евпак Е. Хоровые распевки: Учебю-метод. пособие. – Киев, 1982.
  16. Зарубежная классика: Репертуар хорового класса.//Сост. Б. Селиванов. – М., 2002.
  17. Избранные духовные хоры для детей и юношества: Музыкальная библиотека // Г.П. Стулова, Л.В. Шишкина. – М., 2002.
  18. Малевич М. Свеча Рождества: Песни и хоры для детей. – СПб., 2000.
  19. Марченко Л. Детские песни о разном. – Ростов-на-Дону, 2002. – вып. 1-3.
  20. Мациевский И. Избранные хоровые произведения. – СПб., 2001.
  21. Народные песни в обработке А.Свешникова //Сост.С.Калинин. – М., 1990.
  22. Нижегородские соловушки: хоровые произведения для детских и женских голосов Сост. В. Попов. – Н. Новгород, 1996.
  23. Окно в природу: Хоры а капелла //Сост. В. Удовицкий. – М., 1997.
  24. Парцхаладзе М. Не привыкайте к чудесам: Песни и хоры для        детей младшего, среднего и старшего школьного возраста // Библиотека детского хормейстера: Учеб.-метод. пособие / Сост. Л. Дуганова. – М., 2003.
  25. Песнопения божественной литургии: Для детских или женских хоров в аранжировках Виктора Гуляева //Сост. В. Гуляев. – Минск, 1998.
  26. Поет Детская хоровая студия «Веснянка»: Песни для детей младшего, среднего и старшего возраста // Библиотека детского хормейстера: Учеб.-метод. пособие / Авт.-сост. Л. Дуганова, Л. Алдакова. – М., 2002.
  27. Поет детский хор «Преображение» // Библиотека детского хормейстера: Учеб.-метод. пособие /Сост. М.И. Славкин. – М., 2001.Поет детский хор: Хоровые произведения //Сост. Э. Ходош. – Ростов-на-Дону, 1998.
  28. Поющее Детство: Произведения для детского хора. //Сост---Произведения русской духовной музыки: Переложения, аранжировки, оригинальные сочинения. //Сост. Г. Колбасников, - СПб., 1998.
  29. Ровнер В. Обработки и переложения для вокального ансамбля. – СПб., 1995.
  30. Ровнер В. Репертуар вокально-ансамблевого класса: Обработки и переложения. – СПб., 2002.
  31. Рождественские народные песнопения для трехголосного детского или женского хора //Ред.-сост. И.В. Болдышева. – СПб., 1993.
  32. Русская духовная музыка в репертуаре детского хора //Библиотека детского хормейстера: Учеб.-метод. пособие /Сост. Н.В. Аверина. – М., 2001.
  33. Русская классика; Репертуар хорового класса// Сост. Б. Селиванов. – М., 2001.
  34. Славкин М. Песни и хоры для детей младшего, среднего и старшего возраста. – М., 2000.
  35. Слон на Луне: Сборник песен для детей в обрботке Л. Бороднина. – Петрозаводск, 1997.
  36. Хоровые произведения а капелла для женского (детского) хора //Сост. Д. Смирнов. – СПб., 2001.
  37. Хрестоматия русской народной песни //Сост. Л. Меканина. – М., 1991.
  38. Хромушин О. Джазовое сольфеджио: 3-7 кл. ДМШ. – СПб., 2001.

 

Материально-техническое оснащение программы:

  • класс для занятий;
  • достаточное количество посадочных мест (стулья со спинками);
  • фортепиано;
  • аппаратура для записи и прослушивания музыки;
  • множительная техника для изготовления дидактического материала (вокальные партии, ансамблевые партитуры)
  • ударные музыкальные инструменты (треугольники, тамбурин, кастаньеты, маракассы, барабан)
  • концертный реквизит (костюмы, обувь, папки для нот, чехлы и др.);
  • аптечка.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА

 

Большой энциклопедический словарь: Музыка // Ред. Г. Келдыш. – М., 1998.

Добровольская Н.Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. – М., 1987.

Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. – Ростов-на-Дону, 2002.

Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль, 1997. Музыкальное воспитание и обучение детей в учреждениях дополнительного образования. – М., 2008.

Музыкальное воспитание и обучение детей в учреждениях дополнительного образования. – М., 2008.

Никифоров Ю.С. Особенности исполнительской интерпретации православных песнопений //Педагогический вестник (Боровичи). – 2001. - № 11/12.

Осеннева М.С., Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. – М. 1999.

Песни и хоры//Библиотека детского хормейстера: Учеб.-метод. пособие /Сост. М.И. Славкин. – М., 1999.

Поет детский хор «Преображение» // Библиотека детского хормейстера: Учеб.-метод. пособие /Сост. М.И. Славкин. – М., 2001.

Русская духовная музыка в репертуаре детского хора //Библиотека детского хормейстера: Учеб.-метод. пособие /Сост. Н.В. Аверина. – М., 2001.

Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором: Учеб.-метод. пособие. – М., 2002.

Теория и практика хорового исполнительства. Певческое развитие ребенка: Метод материалы //Сост. И.В. Калиш. – М., 1999.

Халабузарь П.В., Попов В. С. Теория и методика музыкального воспитания. – СПб., 2000.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Васильев М.П. Анализ работы голосового аппарата вокалиста. – СПб., 1997.

Вокальный ансамбль. Программа для дирижерско-хоровых отделений музыкальных училищ//Сост. О.В. Далецкий. – М., 1982.

Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж. – СПб., 1996. – кн. 1.

Никифоров Ю.С. Детский академический хор. Авторская образовательная программа. – М., 2003

Мировая художественная культура. Программы общеобразовательных учреждений . – М., 1998

Музыкально-энциклопедический словарь //Ред. Г. Келдыша. М., 1990.

Осеннева М.С., Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. – М., 1997.

Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М., 1997.

Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. – М., 1999

Работа с детским хором: Сборник статей под ред. В.Г. Соколова. – М., 1981

Самарин В.А. Хороведение: Учеб. пособие. – М., 1998

Сартан Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей. – М., 1999.

Струве Г.А. Школьный хор. – М., 1981.

Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором: Учеб. Пособие. – М., 2002.

Трубач О.А. Авторская программа ансамбля «Веснушки»

Халабузарь П.В., Попов В.С. Теория и методика музыкального воспитания. – СПб., 1990.

 

Календарно-тематический план

вокального ансамбля (старший этап обучения)

на 2018-2019 учебный год

№ недели

Тема

Кол-во часов

Форма занятий

Форма контроля

Сентябрь

1.

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Православная духовная музыка

Д. Бортнянский «Хвалите Господа с небес»

2

групповая

 

2.

Западная духовная музыка.

Дж. Палестрина «Salve Regina»

2

Групповая

 

3.

Отечественная и западная классическая музыка Н.А. Римский-Корсаков «Не ветер веет с высоты». Р. Шуман «Аve Maria»

2

Групповая

 

4.

Православная, западная духовная музыка. Отечественная, зарубежная классика.

Д. Бортнянский «Хвалите Господа с небес»

Дж. Палестрина «Salve Regina»

Римский-Корсаков «Не ветер веет с высоты». Р. Шуман «Аve Maria»

2

Групповая

Пение соло и в микро группах

Октябрь

1.

Светская музыка эпохи Возрождения

Т. Морли «Апрель»

2

Групповая

 

2.

Русские народные песни (РНП)

«Реченька» в обр. А. Лядова

2

Групповая

 

3.

Светская музыка эпохи Возрождения, РНП

Т. Морли «Апрель»

«Реченька» в обр. А. Лядова

2

Групповая

 

4.

Римский-Корсаков «Не ветер веет с высоты». Р. Шуман «Аve Maria»

Т. Морли «Апрель»

«Реченька» в обр. А. Лядова

2

Групповая

Пение соло и в микро группах

Ноябрь

1.

Песни народов мира

«Som, som, som» польская нар песня

2

Групповая

 

2.

Афроамериканский спиричуэл. Джазовая музыка. Джаз-хор

«Wade In The Water»

2

Групповая

 

3.

«Som, som, som» польская нар песня

«Wade In The Water»

2

Групповая

 

4.

«Som, som, som» польская нар песня

«Wade In The Water»

Д. Бортнянский «Хвалите Господа с небес»

Дж. Палестрина «Salve Regina»

Римский-Корсаков «Не ветер веет с высоты». Р. Шуман «Аve Maria»

2

групповая

Пение соло и в микро группах

Декабрь

1.

«Som, som, som» польская нар песня

«Wade In The Water»

Д. Бортнянский «Хвалите Господа с небес»

Дж. Палестрина «Salve Regina»

Римский-Корсаков «Не ветер веет с высоты». Р. Шуман «Аve Maria»

2

Групповая

 

2.

«Som, som, som» польская нар песня

«Wade In The Water»

Д. Бортнянский «Хвалите Господа с небес»

Дж. Палестрина «Salve Regina»

Римский-Корсаков «Не ветер веет с высоты». Р. Шуман «Аve Maria»

«Реченька»  РНП в обр. А. Лядова

2

Групповая

 

3.

«Som, som, som» польская нар песня

«Wade In The Water»

Д. Бортнянский «Хвалите Господа с небес»

Дж. Палестрина «Salve Regina»

Римский-Корсаков «Не ветер веет с высоты». Р. Шуман «Аve Maria»

«Реченька»  РНП в обр. А. Лядова

2

Групповая

 

4.

Подготовка к концертному исполнению освоенного репертуара.

2

Групповая

Пение соло и в микро группах.

Концертное исполнение

Январь

1.

Песни отечественных и зарубежных композиторов

Е. Подгайц «Осень»

2

Групповая

 

2.

Современный композиционный стиль в вокально-хоровой музыке

М. Кочар «Ноктюрн»

2

Групповая

 

3.

Е. Подгайц «Осень»

М. Кочар «Ноктюрн»

2

Групповая

Пение соло и в микро группах

Февраль

1.

Е. Подгайц «Осень»

М. Кочар «Ноктюрн»

2

Групповая

 

2.

Дж. Палестрина «Salve Regina»

Римский-Корсаков «Не ветер веет с высоты». Р. Шуман «Аve Maria»

Е. Подгайц «Осень»

М. Кочар «Ноктюрн»

2

Групповая

 

3.

Дж. Палестрина «Salve Regina»

Римский-Корсаков «Не ветер веет с высоты». Р. Шуман «Аve Maria»

Е. Подгайц «Осень»

М. Кочар «Ноктюрн»

2

Групповая

 

4.

«Som, som, som» польская нар песня

«Wade In The Water»

Д. Бортнянский «Хвалите Господа с небес»

2

групповая

Пение соло и в микро группах

Март

1.

Дж. Палестрина «Salve Regina»

Римский-Корсаков «Не ветер веет с высоты». Р. Шуман «Аve Maria»

Е. Подгайц «Осень»

М. Кочар «Ноктюрн»

2

Групповая

 

2.

Е. Подгайц «Осень»

М. Кочар «Ноктюрн»

Римский-Корсаков «Не ветер веет с высоты». Р. Шуман «Аve Maria»

«Реченька»  РНП в обр. А. Лядова

2

Групповая

 

3.

Е. Подгайц «Осень»

М. Кочар «Ноктюрн»

Римский-Корсаков «Не ветер веет с высоты». Р. Шуман «Аve Maria»

«Реченька»  РНП в обр. А. Лядова

2

Групповая

 

4.

Дж. Палестрина «Salve Regina»

Римский-Корсаков «Не ветер веет с высоты». Р. Шуман «Аve Maria»

Е. Подгайц «Осень»

М. Кочар «Ноктюрн»

2

Групповая

Пение соло и в микро группах

Апрель

1.

«Som, som, som» польская нар песня

«Wade In The Water»

Д. Бортнянский «Хвалите Господа с небес»

Р. Шуман «Аve Maria»

2

Групповая

 

2.

«Som, som, som» польская нар песня

«Wade In The Water»

Д. Бортнянский «Хвалите Господа с небес»

Р. Шуман «Аve Maria»

2

Групповая

 

3.

Е. Подгайц «Осень»

М. Кочар «Ноктюрн»

«Som, som, som» польская нар песня

«Wade In The Water»

2

Групповая

 

4.

«Som, som, som» польская нар песня

«Wade In The Water»

Д. Бортнянский «Хвалите Господа с небес»

Р. Шуман «Аve Maria»

Е. Подгайц «Осень»

М. Кочар «Ноктюрн»

2

групповая

Пение соло и в микро группах

Май

1.

«Som, som, som» польская нар песня

«Wade In The Water»

Д. Бортнянский «Хвалите Господа с небес»

Р. Шуман «Аve Maria»

Е. Подгайц «Осень»

М. Кочар «Ноктюрн»

2

Групповая

 

2.

Подготовка к исполнению освоенного концертного репертуара

2

Групповая

 

3.

Подготовка к исполнению освоенного концертного репертуара

2

Групповая

 

4.

Концерт. Итоговое занятие

2

Групповая

Пение соло и в микро группах. Концертное исполнение.