Версия для слабовидящих

Menu

Образовательная программа - Общий курс баяна (аккордеона) в ДХК

Пояснительная записка

 

        Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Общий курс баяна (аккордеона)» в Детской хоровой капелле»  художественной направленности, базового уровня,  составлена на основе авторской программы «Класс баяна (аккордеона) в Детской хоровой капелле» (приказ комитета образования Новгородской области от 24.01.2000 г. № 24,  на основании решения областного экспертного совета от  29.12.1999 г.).

Настоящая программа разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 29 августа 2013 г. N 1008, Концепции развития дополнительного образования детей от 4  сентября 2014 г. № 1726-р; «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» 2.4.4.3172-14 от 04.07.2014г., с  учетом  Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 декабря 2006 г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ. (Письмо Минобнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242), методических рекомендаций по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально – психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей. Письмо Минобрнауки РФ «О направлении методических рекомендаций» от 29 марта 2016 г. № ВК641/09; методических рекомендаций по оформлению дополнительных общеобразовательных  программ в образовательных учреждениях Великого Новгорода, Письмо комитета по образованию Администрации Великого Новгорода от 26.10.2015   № 4665; Устава  ДД(Ю)Т им. Лёни Голикова, «Положения о требованиях к дополнительным общеобразовательным программам, порядке их разработки и экспертизы в  муниципальном автономном учреждении дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества имени Лёни Голикова» от 31.08.2018 № 298.

Программа реализуется  в Детской хоровой капелле  Дворца детского (юношеского) творчества имени Лени Голикова, интегрируется с предметами образовательного цикла капеллы – хор, сольфеджио, музыкальная литература.

Педагогическая целесообразность. Занятия в классе баяна и аккордеона в Детской хоровой капелле ДД(ю)Т имени Лени Голикова имеют некоторое своеобразие. Основной дисциплиной в хоровой студии  является хор. Данная программа позволяет выявить и создать условия для реализации потенциала детей и накопления ими позитивного социального опыта путем признания индивидуальности ребенка, развития его творческих, коммуникативных способностей. Использование личностно-ориентированных педагогических технологий (И.С.Якиманская, Ш.А.Амонашвили) позволяет ставить в центр образовательного процесса личность ребенка, раскрыть творческий  потенциал каждого обучающегося. Программа является рабочей программой педагога, имеет базовый уровень сложности.

Данная программа определяет организацию творческой деятельности обучающихся не только как средства удовлетворения познавательных  потребностей, но и как средства глубокого самопознания, яркого самовыражения, гуманного самоутверждения, рационального самоопределения и осознания необходимости дальнейшего саморазвития.

Наряду с созданием условий для самореализации личности ребенка и педагога в процессе их сотворчества, складываются условия для формирования, совершенствования и удовлетворения духовных потребностей обеих сторон.

Данная программа является актуальной на сегодняшний момент, так как  предусматривает возможность использования богатейшего потенциала культурно-исторической среды Великого Новгорода, его многовековых традиций народной песенности и игры на древнерусских народных инструментах.

Повышенный интерес к баянному исполнительству не случаен. Сегодня баян  широко рекламируется энтузиастами народных инструментов, вызывает огромный интерес самых различных слоев населения, желание овладеть игрой на баяне.

Отличительная  особенность программы состоит в том, что в предложенном процессе постепенного роста обучающихся  учитываются условия образовательного учреждения, специфика занятий с детьми в хоровой капелле. В программе предлагается не уделять слишком большого внимания развитию чисто технических навыков. Это считается нецелесообразным по следующим причинам:

не все учащиеся ставят перед собой задачу дальнейшего продолжения музыкального образования;

не все имеют возможность посвятить достаточно времени домашней работе (учитывая большую занятость учащихся занятиями хорового цикла, загруженность в основной школе);

не у всех достаточно высокие способности и подходящий для аккордеониста и баяниста музыкальный аппарат (специального отбора для занятий на инструменте не предусмотрено);

Но, в то же время, дети хотят и любят играть, могут вырасти в эстетическом и музыкальном плане, поэтому, не перегружая их большим количеством требований, необходимо дать им максимум музыкальных знаний, поэтому репертуар подобран с учетом, как возрастных особенностей, так и интересов учащихся.  Предлагаются не только традиционные классические произведения, но и произведения современных авторов, народные обработки, пьесы для ансамблевого музицирования, перечень сборников песен и романсов для развития навыков аккомпанирования. Особое внимание в репертуарном содержании уделяется пьесам новгородских композиторов В.Никитина, В. Коровицина.

Цель программы: Обеспечить формирование  навыков игры на музыкальном инструменте, формирование потребности в музыкальном сотворчестве через приобщение к музыкальной культуре на занятиях в классе баяна и аккордеона.

Планируемые результаты:

Предметные:

- знатьосновные направления в музыке;

- уметь определить форму, стиль, время написания произведения,

-уметь  исполнять музыкальные произведения различных жанров, стилей, эпох;

-уметь проаккомпанировать несложную песню или романс;

- уметь подбирать знакомые мелодии с несложным аккомпанементом;

- уметь играть в ансамбле;

- артистичность.

Метапредметные:

- уметь понять участника ансамбля, согласовать свое исполнение с другими;

- уметь читать с листа нетрудную пьесу;

- умение оценить качество исполнения произведения;

Личностные:

- мотивация к концертной творческой деятельности;

- активность как готовность применить полученные  умения в школе, в семье, в лагере;

- уверенность в процессе выступления;

- уважительное отношение к людям, к коллективу капеллы.

Способами определения результативности реализации данной программы является организация и проведение диагностики музыкально-творческого развития детей, анализ индивидуальных планов обучающихся, которые составляются педагогом  на каждое полугодие и утверждаются руководителем структурного подразделения и итоговая аттестация по теории и практике предмета.

В начале учебного года педагог ставит перед каждым обучающимся определенные художественно-технические задачи, занося их в индивидуальный план, в конце полугодия педагог вносит в индивидуальные планы корректировки, а также отмечает выполнение плана, в конце года дает развернутую характеристику музыкальных данных, работоспособности и успеваемости обучающегося. учащиеся должны выучить 3 – 4 произведения,  1 – 2 этюда,  подготовить к концу учебного года выпускную программу из двух произведений (крупная форма, народная обработка, пьеса). Возможна ансамблевая игра.

 

Формами подведения итогов реализации данной программы являются:

Выступления обучающихся на отчетных концертах ДХК в конце учебного года.

Контрольные занятия – 4 раза в год в октябре, декабре, марте, мае;

Формы промежуточной аттестации - академические концерты (открытые, с оценкой за выступление): 1 год обучения – в конце года; 2 – 6 год обучения – в конце каждого полугодия;

Форма  итоговой  аттестации  - экзамен: 7 год обучения – выпускной, в конце года.

Примерная программа выпускного экзамена.

В. Моцарт. Сонатина До-мажор,

Русская народная песня в обработке С. Туликова «Я калинушку ломала»

Возможна ансамблевая игра.

 Задачи:

  1. Познакомить с основными направлениями в музыке, стилями, формамми музыкальных произведений различных жанров, стилей, эпох.
  2. Познакомить с основными техническими навыками, освоить репертуар (по годам обучения).
  3. Обеспечить практику отработки художественно-техническич задач  индивидуального  плана.
  4. Организовать учебно – концертные выступления и иих анализ вместе с учащимся.
  5. Организовать информирование родителей о достижениях их детей в форме фор
  6. Реализовать оценку результативности программы в форме академического концерта

Программа рассчитана на 7 - летний курс обучения и предназначена для обучающихся от 7(8)  до 17 лет.

Весь курс обучения условно делиться на три этапа:

1 этап – младший (1-3 годы обучения);

2 этап – средний (4-5 годы обучения);

3 этап – старший (6-7 годы обучения).

Форма занятий – индивидуальные занятия. Наряду с индивидуальной формой работы предусмотрены занятия в микро-группах (ансамблевое музицирование).

Продолжительность занятий: 1 академический час в неделю: 1-3 год обучения – 30 минут, 4-7 год обучения – 45 минут.

1 этап (младший) - 1 – 3 годы обучения

Самым важным этапом обучения игре на музыкальном инструменте является начальный этап, т.к. первоначальные навыки оказывают большое влияние на все последующее развитие ребенка.

Основные задачи 1-го этапа (младшего) обучения:

Привить обучающимся интерес к занятиям баяном, аккордеоном;

Привить начальные навыки овладения инструментом:

а) работа над развитием музыкального аппарата, постановка рук, правильная посадка, работа над свободой рук и корпуса  с  применением упражнений на освобождение;

б) основные технические навыки: выработка аппликатурной дисциплины, приемы звукоизвлечения, умение грамотно работать над музыкальным произведением;

Развить потребность к музыкальному творчеству, заложить основы для дальнейшего свободного музицирования (подбор по слуху, транспонирование, игра в ансамбле);

Развить мотивацию к концертной творческой деятельности.

Ожидаемый результат:

По окончании 1-го этапа обучения обучающиеся должны:

Овладеть минимумом музыкальной грамоты и элементами теоретических основ музыкального искусства, техническими и исполнительскими навыками игры на музыкальном инструменте, необходимыми для занятий на 1-м этапе обучения;

Знать основные средства музыкальной выразительности, их значение для построения музыки, наиболее простые формы (схемы) музыкальных произведений, выразительные особенности музыкального языка (в пределах требований программы 1-го этапа обучения),  некоторые виды многоголосья, приемы и способы достижения выразительности игры на музыкальном инструменте, особенности творчества композиторов изучаемых произведений, основы коллективного музицирования;

Уметь свободно разбираться в нотной записи, обозначениях темпа, динамики знаков альтерации, сознательно пользоваться применяемой музыкальной терминологией, характеризовать исполняемые музыкальные произведения,  самостоятельно читать по нотам несложные произведения каждой рукой и соединять двумя руками, транспонировать легкие пьесы в различные тональности, подбирать по слуху знакомые мелодии с простейшим аккомпанементом, играть в ансамбле, оценивать качество своего исполнения в пределах общего и музыкального развития,  играть эмоционально, осмысленно и выразительно;

В течение 1 года обучения учащиеся должны выучить 6 – 8 разнохарактерных пьес, а также освоить мажорные гаммы До, Соль, Фа (каждой рукой отдельно в две октавы), короткие арпеждио и тонические аккорды с их обращениями в этих тональностях (правой рукой).

Читать с листа наиболее легкие пьесы отдельно каждой рукой. Знать терминологию.

По окончании 1 года обучения на академическом концерте учащиеся  исполняют 1-2 разнохарактерные пьесы.

В течение 2 года обучения учащиеся должны выучить 4 – 6 разнохарактерных пьес, 1 – 2 этюда на различные виды техники. Освоить мажорные гаммы До, Соль, Фа (двумя руками вместе в две октавы), короткие арпеджио и тонические аккорды с их обращениями в этих тональностях.

Читать с листа наиболее легкие пьесы каждой рукой отдельно. Знать терминологию.

В конце каждого полугодия 2 года обучения на академическом концерте должны исполнять 1-2 разнохарактерные пьесы (возможна ансамблевая игра).

В течение 3 года обучения обучающиеся должны выучить 4 – 6 разнохарактерных пьес, 1 – 2 этюда на различные виды техники, освоить мажорные гаммы в тональностях до двух знаков в ключе (двумя руками вместе), короткие арпеджио и тонические аккорды с их обращениями в этих тональностях, минорные гаммы Ля, Ми, Ре (каждой рукой отдельно), короткие арпеджио и тонические аккорды с их обращениями в этих тональностях.

Читать с листа пьесы 1 года обучения (двумя руками вместе). Знать терминологию.

В конце первого полугодия на академическом концерте исполняются 1-2 разнохарактерные пьесы (возможна ансамблевая игра).

В конце второго полугодия исполняется народная обработка либо пьеса современного или зарубежного композитора. Возможна ансамблевая игра.

Примерные репертуарные списки

1-го этапа обучения

Этюды

Автор

Название

Сборник

Г.Беренс

Этюд  до мажор

Педагогический  репертуар баяниста 1-2 кл. ДМШ/ сост. Ф.Бушуев. – М., 1981 Вып.1.

К.Гурлитт

Этюд соль мажор

Этюды для аккордеона. – М., 1980  – Вып.9.

О.Агафонов

Веселый этюд

Лондонов П. Школа игры на аккордеоне – М., 1977.

В.Грачев

Этюд ля минор

Педагогический  репертуар баяниста/ сост. В.Грачев – М., 1980. Вып.6.

А.Широков

Этюд ля минор

Педагогический  репертуар баяниста / сост. Ф.Бушуев. – М., 1993 – Вып.3.

Л.Шитте

Этюд ре минор

Хрестоматия баяниста для ДМШ/ сост. А.Крылусов. – М.1982.

Народные песни и танцы

Название

Сборник

Русская народная песня в обр. Ф.Бушуева «Во лузях»

Педагогический  репертуар аккордеониста 1 – 2 кл.ДМШ/ сост. Ф.Бушуев – М., 1984 – Вып.7

Белорусская народная песня «На улице мокро»

Хрестоматия баяниста/сост. Ю.Акимов – М., 1995.

Украинская народная песня «Ехал казак за Дунай»

Баян в музыкальной школе 2 класс – Украина, 1982.

Молдавская народная песня в обр. В.Грачева «Кукушка»

Народные песни и танцы в обр. для баяна/сост.Ю.Блинов – М., 1984 – Вып.1

Болгарский народный танец

в обр. Ф.Бушуева «Хоро»

Народные песни и танцы в обр. для баяна/сост.Ю.Блинов – М., 1997 – Вып.1

Чешская народная песня в обр. А.Чинякова «Шла девица за водой»

Баян в музыкальной школе/сост. Ф.Бушуев – М., 1980 – Вып.4.

Произведения современных авторов

Автор

Название

Сборник

Е.Аглинцова

Русская песня

Хрестоматия баяниста (1 – 2 кл. ДМШ) /сост.Ю.Акимов, В.Грачев – М., 1997.

Е.Кузнецов

Веселинка

Педагогический  репертуар баяниста (1-2 кл. ДМШ) / сост. Ф.Бушуев. – М., 1980  Вып.4.

Т.Назарова

В лесу

Альбом начинающего баяниста/сост. А.Чиняков – М., 1997 - Вып.15.

В.Шаинский

Антошка(песенка из м/ф «Веселая карусель»

Репертуар баяниста/сост. Ф.Бушуев М., 1984 – Вып.37.

 

М.Чулаки

Попробуй, догони

Педагогический  репертуар аккордеониста 3 – 5 кл. ДМШ/сост. Ю.Акимов. М., 1976.

Н.Чайкин

Багатель

Педагогический  репертуар баяниста/ сост. Ф.Бушуев – М., 1979 – Вып.4.

Сочинения русских и зарубежных композиторов

Автор

Название

Сборник

М.Балакирев

Хороводная

Альбом начинающего баяниста - М., 1975 – Вып.9.

Б.Барток

Две пьесы

Альбом начинающего баяниста/ сост. А.Чиняков – М.,1978 – Вып.10.

М.Глинка

«Ах ты, ночь ли ноченька»

Репертуар баяниста/сост. Ф.Бушуев. М., 1979 – Вып.39.

В.Моцарт

Алегретто

Хрестоматия аккордеониста (1 – 2 кл. ДМШ) /сост. Ф.Бушуев – М., 1970.

П.Чайковский

Вальс

Детский альбом в переложении для баяна – М., 1980.

И.Бах

Ария

Хрестоматия аккордеониста (1 – 2 кл. ДМШ) /сост.Ю.Акимов – М., 1997.

Ансамбли

Автор

Название

Сборник

Рус. нар. песня в обр. С.Павина

«Ах ты, ноченька»

Ансамбли аккордеонистов

/сост.В.Розанов – М., 1984 – Вып.2.

 

Укр. нар. песня в обр. В.Грачева

«Ничь яка мисячна»

Баян в музыкальной школе/ сост. В.Грачев – М., 1979 – Вып.34.

М.Глинка

«Не щебечи, соловей»   

Педагогический репертуар баяниста/сост. В.Грачев – М., 1975 – Вып.6.

Р.Шуман

Марш солдатиков

Хрестоматия аккордеониста (1 – 2 кл. ДМШ) /сост. Ф.Бушуев М., 1979.

2 этап (средний) - 4 – 5 годы обучения

Основные задачи 2-го этапа обучения:

Опираясь на знания, приобретенные на первом этапе обучения:

Развить у обучающихся мотивацию к дальнейшему приобретению и совершенствованию полученных знаний, умений и навыков игры на музыкальном инструменте;

Развить полученные творческие навыки (подбор по слуху, ансамблевое музицирование, чтение нот с листа), а также развивать навыки аккомпанирования, умение работать самостоятельно, сознательно относиться к музыкально-творческому труду и воплощению своих творческих достижений в быту, обществе;

Активизировать просветительско-артистическую направленность музыкальной деятельности учащихся.

По окончании 2-го этапа обучения обучающиеся должны:

Овладеть расширенными знаниями теоретических основ музыки, техническими и исполнительскими навыками игры в пределах программных требований 2-го этапа обучения;

Знать специфические особенности звукообразования на баяне и аккордеоне, уравновешивания звучания правой и левой клавиатур инструмента, понятие о ритмическом пульсе, закономерности построения музыкальных форм (простая, трехчастная, вариационная и другие), различные жанры и виды музыкального искусства;

Уметь осознанно и эмоционально воспринимать музыку, исполнять пьесы различного характера, разнообразные по фактуре, точно и грамотно читать нотный текст, самостоятельно работать над музыкальным произведением, играть в ансамбле, подбирать песни и аккомпанемент к ним, транспонировать легкие пьесы в различные тональности, аккомпанировать, читать с листа пьесы уровня 2-го года обучения.

В течение 4 года обучения обучающиеся должны выучить 4 – 6 разнохарактерных пьес, 1 – 2 этюда на различные виды техники, освоить мажорные гаммы в тональностях до двух знаков в ключе (двумя руками в подвижном темпе), короткие и длинные арпеджио и тонические аккорды с их обращениями в этих тональностях, минорные гаммы Ля, Ми, Ре (двумя руками вместе), короткие  и длинные арпеджио и тонические аккорды с их обращениями в этих тональностях.

Читать с листа пьесы уровня 2 года обучения.

В конце каждого полугодия 4 года обучения на академическом концерте исполняется 1-2 произведения, одно из которых крупной формы (возможна ансамблевая игра).

В течение 5 года обучения обучающиеся должны выучить 3 – 5 пьес (в числе которых сочинения крупной формы и полифонические произведения), 1 – 2 этюда на различные виды техники, а также освоить мажорные гаммы до трех знаков в ключе (двумя руками вместе в подвижном темпе); короткие, длинные, ломаные арпеджио, тонические аккорды с их обращениями в этих тональностях; минорные гаммы до двух знаков в ключе, короткие, длинные, ломаные  арпеджио, тонические аккорды с их обращениями в этих тональностях.

Читать с листа пьесы 2 года обучения. Знать терминологию.

В конце каждого полугодия на академическом концерте исполняются   1-2 произведения (народная обработка, оригинальное сочинение или произведение крупной формы). Возможна ансамблевая игра.

Примерные репертуарные списки

2-го этапа обучения

Этюды

Автор

Название

Сборник

Г.Беренс

Этюд  ля минор

Педагогический  репертуар баяниста 3 - 5 кл. ДМШ/ сост. Ю.Акимов – М., 1980 Вып.6.

С. Павин

Этюд ре минор

П.Лондонов. Школа игры на аккордеоне. – М., 1997.

А.Судариков

Этюд ля мажор

Педагогический  репертуар баяниста 3 – 5 кл.ДМШ/ сост. В.Алехин– М., 1997. Вып.5.

Н.Чайкин

Этюд си минор

Хрестоматия баяниста для  5 кл. ДМШ/ сост. В.Нестеров. – М.1982.

Народные песни и танцы

Название

Сборник

Русская народная песня в обр. А.Суркова «Ах, улица широкая»

Хрестоматия баяниста для  5 кл. ДМШ/ сост. В.Нестеров – М., 1982.

 

Украинская  народная песня в обр. Чинякова  «Где ты, где ты моя доля»

Педагогический репертуар  баяниста (3 – 5 кл. ДМШ)/сост. В.Нестеров  – М., 1980 – Вып.9.

Молдавский народный танец в обр. Б.Киселева «Хора»

 

Баян в музыкальной школе (4 – 5 кл.) /сост. В.Нестеров – М., 1983 – Вып.33.

Белорусская народная песня «Кума, моя, кумочка.»

Агафоново. Пьесы, обработки и этюды для баяна. М. 1983.

Произведения современных авторов

Автор

Название

Сборник

Ю.Блинов

В хороводе

Хрестоматия аккордеониста (3 – 5 кл. ДМШ) /сост.Ю.Акимов. – М., 1997.

 

Ю.Зацарный

Веселый наигрыш

Педагогический репертуар аккордеониста  / сост. Л.Гаврилов. – М., 1980  Вып.47.

 

Д.Кабалевский

Токкатина

 Хрестоматия баяниста для ДМШ (3 – 5 кл.) /сост. В.Алехин – М., 1980.

 

Г.Демидов

Осеняя пора

Репертуар аккордеониста/сост. Н.Горлов. -  М., 1986 – Вып.36.

 

         

Сочинения русских и зарубежных композиторов

Автор

Название

Сборник

А.Аренский

Марш памяти Суворова

Педагогический репертуар  баяниста ДМШ (3 – 5 кл)/ сост. А.Крылусов - М., 1997 – Вып.4.

Л.Бетховен

Аллегретто

Педагогический репертуар  аккордеониста ДМШ (3 – 5 кл.)/ сост. Ю.Акимов – М.,1996 – Вып.7.

М.Глинка

Галоп

Баян в музыкальной школе/сост. В.Нестеров  М., 1978 – вып.33.

В Ребиков

Вальс

Хрестоматия аккордеониста ДМШ (3 – 5 кл.) /сост. Таланкин – М., 1976.

Ансамбли

Автор

Название

Сборник

Рус. нар. песня в обр. Л.Гаврилова

«Вот мчится тройка почтовая»

 

Ансамбли  баянов  /сост.Л.Гаврилов – М., 1973 – Вып.4.

 

Укр. нар. песня в обр. А.Сударикова

 

«Ничь яка мисячна»

 

Ансамбли  баянов / сост. В. Розанов – М., 1979 – вып.10.

 

А.Новиков

Дороги

Репертуар для ансамблей русских народных инструментов/ сост. Л.Гаврилов – Вып.28.

И.С.Бах

Песня

Репертуар для ансамблей русских народных инструментов/ сост. В.Розанов – Вып.25.

           

3 этап (старший) - 6 – 7 годы обучения.

Основные задачи 3-го этапа обучения:

Совершенствование усвоенных ранее навыков игры на музыкальном инструменте на более сложном материале, расширение круга музыкальных образов и исполнительских задач;

Подведение к более полным представлениям о содержании музыки, формирование умений анализировать мелодию (выразительность, интонационный строй,  характер, развитие и т.д.);

Расширение знаний о музыкальных жанрах и форме музыкальных произведений (трехчастная, простая и сложная, свободная форма, вариация и др);

Закрепление и развитие навыков ансамблевой игры, чтения нот с листа, подбора по слуху, аккомпанирования;

Воспитание исполнительской воли, сосредоточенности, внимания;

Умение применять полученные знания в практической жизни, активная концертная деятельность.

По окончании 3-го этапа обучения обучающиеся должны:

Освоить весь багаж музыкально-теоретических знаний и умений, технические и исполнительские навыки игры на музыкальном инструменте в пределах программных требований 3-го этапа обучения;

Знать специфические особенности звукообразования на баяне и аккордеоне, гамму возможных динамических оттенков, различные исполнительские приемы, строение крупных музыкальных форм, жанровые и стилистические особенности исполняемых произведений;

Уметь различать выразительные средства музыкального языка, самостоятельно разбираться в фактуре исполняемых музыкальных произведений, инициативно работать над музыкальным текстом и техническими трудностями, играть в ансамбле, подбирать песни  и аккомпанемент к ним,  аккомпанировать, читать с листа пьесы уровня третьего этапа обучения.

В течение 6 года обученияучащиесядолжны выучить 3 – 5 произведений (в числе которых крупная форма и полифония), 1 – 2 этюда на различные виды техники, а также освоить мажорные гаммы до трех знаков в ключе (двумя руками вместе в быстром темпе), короткие, длинные и ломаные арпеджио, тонические аккорды с их обращениями в этих тональностях; минорные гаммы до двух знаков в ключе (двумя руками вместе),  короткие, длинные  и ломаные арпеджио, тонические аккорды с их обращениями в этих тональностях.

Читать с листа пьесы уровня третьего года обучения. Знать терминологию.

В конце каждого полугодия на академическом концерте исполняется 1-2 произведения  (народную обработку, оригинальную пьесу, либо произведение крупной формы). Возможна ансамблевая игра.

В течение 7 года обучения учащиеся должны выучить 3 – 4 произведения,  1 – 2 этюда,  подготовить к концу учебного года выпускную программу из двух произведений (крупная форма, народная обработка, пьеса). Возможна ансамблевая игра.

Примерные репертуарные списки

3-го этапа обучения

Этюды

Автор

Название

Сборник

П.Шашкин

Этюд  ля минор

Педагогический  репертуар баяниста / сост. Ю.Акимов – М., 1982 Вып.4.

К.Мясков

Этюд соль мажор

Педагогический  репертуар баяниста / сост. В.Алехин  – М., 1986 – Вып.6.

А.Холминов

Этюд ля минор

Хрестоматия баяниста для  5 кл. ДМШ / сост. В.Нестеров – М., 1982.

Г.Тышкевич

Этюд соль мажор

Этюды для аккордеона/ сост. М.Двилянский – М.1979 – Вып.9.

Народные песни и танцы

Название

Сборник

Русская народная песня в обр. А.М.Цыбулина «Улица широкая»

Народные песни и танцы в обработке для баяна/сост. М.Цыбулин – М., 1997 – Вып.12.

Украинская  народная песня в обр. В.Наймушина  «Склонилась ветка над водою»

Народные песни и танцы в обработке для аккордеона  – М., 1980 – Вып.12.

Молдавский народный танец в обр. В.Кострубы «Сырба»

Народные песни и танцы в обработке для аккордеона /сост. А.Чиняков – М., 1996 – Вып.1.

Польская  народная песня  в обр. Ф.Бушуева «Бежит Висла»

Баян в музыкальной школе/сост. А.Чиняков – М., 1971 – Вып.8.

Произведения современных авторов

Автор

Название

Сборник

Ю.Блинов

Экспромт

Хрестоматия аккордеониста сост.Ю.Акимов. – М., 1978.

 

А.Шалаев

Концертная

Хрестоматия аккордеониста сост.Ю.Акимов. – М., 1982.

 

В.Иванов

Погоня

 Хрестоматия аккордеониста для ДМШ/сост.А.Таланкин – М., 1996.

 

А.Рыбалкин

Скоморошина

Произведения современных композиторов для аккордеона – М., 1979 – Вып.2.

 

         

Ансамбли

Автор

Название

Сборник

Рус. нар. песня в обр. В.Иванова

«Уж ты, Ваня, Ванюша»

 

Русские мелодии для двух-трех баянов/сост. П.Говорушко – М., 1978 – Вып.2.

М.Глинка

Попутная песня

Пьесы для ансамбля баянов / сост. Л.Гаврилов – М., 1976 – Вып.16.

Л.Колосов

Веселая прогулка

Пьесы для ансамбля баянов / сост. Е.Максимов – М., 1982 – Вып.18.

Е.Кузнецов

Ивушка

Ансамбли баянов.

           

Аккомпанемент

Песни и хоры для детей – СПб, Композитор, 1997, Я. Дубравин «Огромный дом»;

Сборник популярных песен в сопровождении баяна – М., Музыка, 1994, «Я люблю тебя, жизнь»;

О. Иванов, М. Минков, А. Рыбников – Песни для голоса в сопровождении баяна – М., Музыка, 1997;

Старинные русские романсы – М. Кифара, 1997, «Ночь светла»;

Старинные вальсы для голоса в сопровождении баяна – М., Кифара, 1997, «Осенний сон»;

Колыбельные песни для голоса (хора) в сопровождении баяна – М., Кифара, 1997, «Спи, моя радость, усни!»;

Популярные русские народные песни в облегченном переложении для баяна или аккордеона – М., Кифара, 1997, «Тонкая рябина»;

Г. Гладков. «Бременские музыканты и другие»,  Песни для голоса в сопровождении баяна, СПб, Композитор, 1997;

Русский шлягер: Сборник популярных песен в сопровождении баяна или аккордеона, СПб, Композитор, 1997, Вып.7.8,9;

В кругу друзей: Сборник популярных песен в сопровождении баяна, аккордеона – М., Музыка, 1990.

В течение года каждому ребенку составляется календарно-тематический план.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

I этап (младший) - 1 – 3 классы

 

Название темы

Количество часов

Всего часов

Тео-рия

Практика

 

Вводное занятие. Инструктаж.

 

1

1

-

 

Организация музыкальных интересов воспитанников:

Беседы о музыке.

Слушание музыки на занятиях.

 

 

 

 

2

2

-

2

-

2

 

Развитие музыкальной грамотности и обучение чтению нот с листа:

2

1

1

 

Транспонирование. Термины

2

0,5

1,5

 

Работа над репертуаром: работа над основными игровыми приемами, принципами звукоизвлечения, т.е. работа над техникой.

4

1

3

 

Работа над произведениями:

полифонического склада;

крупной формы (сонатины, рондо, вариации);

разнохарактерные пьесы, народные обработки.

 

 

14

 

 

1

 

 

 

13

 

Накопление репертуара воспитанниками, воспитание просветительско-артистической направленности (концертная деятельность – подготовка к ней)

 

4

 

-

 

4

 

Развитие навыков способствующих  проявлению творческой активности воспитанников:

            игра по слуху;

игра аккомпанементов;

ансамблевое музицирование;

самостоятельная работа над произведением.

 

 

 

 

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

2

0,5

1,5

1

0,5

0,5

 

Итого:

36

8,5

          27,5

II этап (средний) - 4 – 5 классы

 

Название темы

Количество часов

Всего часов

Теория

Практика

 

Вводное занятие. Инструктаж.

1

1

-

 

 

Организация музыкальных интересов воспитанников:

Беседы о музыке.

Слушание музыки на занятиях.

 

 

 

1,5

1,5

-

1,5

-

1,5

 

Развитие музыкальной грамотности и обучение чтению нот с листа:

2,5

0,5

2

 

Транспонирование. Термины

2

0,5

1,5

 

Работа над репертуаром: работа над основными игровыми приемами, принципами звукоизвлечения, т.е. работа над техникой.

4

1

3

 

Работа над произведениями:

полифонического склада;

крупной формы (сонатины, рондо, вариации);

разнохарактерные пьесы (кантиленными, виртуозными), народные обработки.

 

 

 

14

 

 

   1

 

 

113

 

Накопление репертуара воспитанниками, воспитание просветительско-артистической направленности (концертная деятельность – подготовка к ней)

 

4

 

-

 

4

 

Развитие навыков способствующих  проявлению творческой активности воспитанников:

игра по слуху;

игра аккомпанементов;

ансамблевое музицирование;

самостоятельная работа над произведением.

 

 

 

1

-

1

1,5

0,5

1

2

-

2

1

-

1

 

Итого:

36

6

30

III этап (старший) - 6 – 7 классы

 

Название темы

Количество часов

Всего часов

Теория

Практика

 

Вводное занятие. Инструктаж.

 

1

1

-

 

 

Организация музыкальных интересов воспитанников:

Беседы о музыке.

Слушание музыки на занятиях.

 

 

 

 

1,5

1,5

-

1

-

1

 

Развитие музыкальной грамотности и обучение чтению нот с листа (акцент переносится на самостоятельную работу воспитанников дома).

2

-

2

 

Работа над репертуаром: работа над основными игровыми приемами, принципами звукоизвлечения, т.е. работа над техникой.

6

1

5

 

Работа над произведениями:

полифонического склада;

крупной формы (сонатины, рондо, вариации);

разнохарактерные пьесы (кантиленными, виртуозными), народные обработки.

 

 

 

 

14

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

13

 

Накопление репертуара воспитанниками, воспитание просветительско-артистической направленности (концертная деятельность – подготовка к ней)

 

4

 

-

 

4

 

Развитие навыков способствующих  проявлению творческой активности воспитанников:

игра по слуху;

игра аккомпанементов;

ансамблевое музицирование;

самостоятельная работа над произведением.

 

 

 

 

2

-

2

2

-

2

2

-

2

0,5

-

0,5

 

Итого:

36

4,5

31,5

 

 

СОДЕРЖАНИЕ.

I этап (младший) - 1 – 3 классы

Тема 1. Вводное занятие (1 час).

Инструктаж по технике безопасности. Действия при пожарной опасности. Правила поведения.

Первоначальное знакомство с баяном (аккордеоном): его назначение  и возможности как сольного, ансамблевого и аккомпанирующего инструмента, отличие от других известных ребенку инструментов.

Краткое ознакомление с устройством изучаемого инструмента (составные части, особенности конструкции, способ звукообразования); показ его художественных возможностей.

Тема 2.  Организация музыкальных интересов обучающихся (4 часа).

Знакомство с некоторыми стилями и жанрами русской и зарубежной музыки, их особенностями. Иллюстрация педагогом произведений различных стилей, жанров и эпох, прослушивание музыкальных записей. Посещение концертов воспитанниками вместе с педагогом.

Тема 3. Развитие музыкальной грамотности и обучение чтению нот с листа (4 часа).

Изучение элементов музыкальной грамоты: чтение отдельных нотных знаков,  переход к чтению сложной системы взаимозависимости этих знаков. Итальянская терминология.

Объяснение принципов и начальное формирование практических навыков чтения нот с листа как необходимого элемента для знакомства и разучивания произведений.

Транспонирование как вид творчества, включающееся в музыкальную деятельность вместе с подбором по слуху и помогающего развитию музыкальной грамотности. Практическое знакомство с этим видом творчества наряду с выполнением простейших творческих упражнений: заполнение пропущенных тактов мелодий, доигрывание окончаний, придумывание вариантов мелодии или аккомпанемента.

Тема 4.  Работа над репертуаром (22 часа).

Элементарные двигательные навыки, подход к баянному мастерству. Формирование игровых приемов, начиная с посадки за инструментом и заканчивая пластикой игровых движений, созвучной с художественными задачами произведения. Сольное исполнительство, его задачи, сложности. Работа над произведениями различных стилей, жанров и эпох: полифоническими крупной формы (использование несложных двухголосных полифонических произведений), крупной формы (сонатины, рондо, вариации), разнохарактерными пьесами, народными обработками с акцентированием внимания на приобретении навыков, учитывающих особенности их исполнения.

Тема 5.Развитие навыков, способствующих проявлению творческой активности обучающихся (5 часов).

Принципы подбора по слуху и практические занятия наряду с пением, игрой легких песен, варьированием мелодий и другими творческими действиями.

Умение аккомпанировать. Игра легких аккомпанементов: приобретение навыка аккомпанирования своему пению или исполняемым на инструменте мелодиям.

Ансамбль как вид творчества, воспитывающий музыкальную отзывчивость, гибкость, «чувство локтя» и ответственность. Разучивание ансамблевых произведений воспитанниками, исполнение и разбор ошибок при разучивании. Исправление недочетов и повторное исполнение произведений.

II этап (средний)

(4 – 5 классы)

Тема 1. Вводное занятие(1 час).

Инструктаж по технике безопасности. Действия при пожарной опасности. Правила поведения обучающегося. Знакомство с программой на учебный год.

Тема 2.  Организация музыкальных интересов обучающихся (3 часа).

Стилевое и жанровое многообразие музыки. Связь музыки с   историей, литературой, живописью. Иллюстрация педагогом произведений различных стилей, жанров и эпох; прослушивание музыкальных записей. Посещение концертов воспитанниками вместе с педагогом с целью расширения музыкального кругозора и получения слухового опыта.

Тема 3. Развитие музыкальной грамотности и обучение чтению нот с листа (4,5 часа).

Музыкальная терминология. Принципы  и правила практических занятий по чтению нот с листа (в том числе в ансамбле).  Знакомство с большим кругом музыкальных произведений благодаря навыкам чтению нот с листа.

Умение транспонировать; расширение кругозора задействованных в этом виде творчества тональностей.

Тема 4.  Работа над репертуаром (22 часов).

Основные приемы баянной (аккордеонной) техники -  крупная, мелкая, баянная (аккордеонная) техника; особенности штрихов (различные виды акцентов, элементарное филирование звука и др.); выполнение комплекса упражнений на разные виды техники.

Воплощение приобретенных инструментальных навыков в работе над произведениями полифонического склада, крупной формы, разнохарактерными пьесами.  Подготовка к концертным выступлениям: эмоционально-психологический настрой, проигрывание накопленного репертуара.

Тема 5.Развитие навыков, способствующих проявлению творческой активности обучающихся (5,5 часов).

Принципы подбора по слуху и практические занятия наряду с пением, подбором легких песен, их транспонированием в другие тональности и прочими творческими действиями.

Принципы аккомпанирования в деятельности солистов. Развитие умения тонко реагировать на нюансы и агогику партнера – солиста.

Дальнейшая работа над навыками ансамблевой игры; самостоятельное разучивание произведений, их исполнение с последующим исправлением недочетов.

III этап (старший) - (6 – 7 классы)

Тема 1. Вводное занятие(1 час).

Инструктаж по технике безопасности. Действия при пожарной опасности. Правила поведения обучающихся. Знакомство с программой на учебный год.

Тема 2.  Организация музыкальных интересов обучающихся (2,5 часа).

Стилевое и жанровое многообразие музыки. Связь музыки  с   историей, литературой, живописью. Иллюстрация педагогом произведений различных стилей, жанров и эпох; прослушивание музыкальных записей. Посещение концертов воспитанниками вместе с педагогом с целью расширения музыкального кругозора и получения слухового опыта.

Тема 3. Развитие музыкальной грамотности и обучение чтению нот с листа (2 часа).

Музыкальная терминология. Принципы, правила и практические занятия по чтению нот с листа (в том числе в ансамбле).  Знакомство с большим кругом музыкальных произведений благодаря навыкам чтению нот с листа.

Тема 4.  Работа над репертуаром (24 часа).

       Основные приемы исполнительства, особенностях штрихов, фактуры; принципы прикосновения к инструменту (туше), применение тех или иных приемов исполнения при решении различных образно-художественных задач музыкальных произведений. Комплекс упражнений на разные виды техники. Воплощение приобретенных технических умений и навыков при разучивании и исполнении произведений полифонического склада, крупной формы (сонат, рондо, вариаций), кантиленных и виртуозных пьес. Подготовка к концертным выступлениям: эмоционально-психологический настрой, повторение накопленного репертуара.

Тема 5Развитие навыков, способствующих проявлению творческой активности обучающихся (6,5 часов)

Принципы подбора по слуху и практические занятия наряду с подбором различных произведений и их транспонированием в другие тональности.

       Принципы аккомпанирования солистам-вокалистам, развитие умения тонко реагировать на нюансы и агогику солиста.

Работа над навыком игры в ансамбле, самостоятельное разучивание произведений обучающимися.

 

Методическое обеспечение программы.

Методы обучения

Словесные: беседа, анализ текста, формы, гармонического плана, структуры произведения.

Наглядные: показ, исполнение педагогом, прослушивание аудио и видео материалов.

Практические: комплекс инструментальных упражнений, работа над репертуаром.

Репродуктивный: концертные выступления воспитанников

Обеспечение программы методическими видами продукции:

Методическое пособие «Особенности обучения воспитанников класса баяна в Детской хоровой капелле» »/ авт. сост. Базанова Г.В., Великий Новгород  2000;

Учебное пособие для учащихся музыкальных студий учреждений дополнительного образования «Обработки и сочинения для ансамблей баянов и аккордеонов» / авт. сост. Базанова Г.В., Великий Новгород 2007.

Методическая разработка для педагогов учреждений дополнительного образования «Работа над ансамблем, как одна из форм развития интереса в обучении музыке детей со средними природными данными»/ авт. сост. Базанова Г.В., Великий Новгород 2009;

Дидактический материал:

Ритмические карточки;

Схематическое изображение клавиатуры музыкального инструмента;

Учебные нотные тетради (на младшем этапе обучения);

Учебно-дидактический материал.

         Материально-техническое оснащение занятий:

Кабинет для обучения не менее 12 кв.м.:

Стол – 1 штука;

Стул – 4 штуки;

Стеллаж для хранения учебных пособий.

Инструменты:

Баян «Огонек» - для воспитанников 1-го года обучения;

Аккордеон «Вельтмейстер»;

Баян «Кировский – 3»;

Баян «Рубин – 5»;

Музыкальный центр.

   

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

«Воспитание детей в школе»: Новые подходы и новые технологии/ под ред. Н.Е. Шурковой – М., 1998;

 «Дополнительное образование»: Некоторые вопросы программирования. Сост. Белова В.В. – М., 2002;

«Программы лауреатов V Всероссийского конкурса авторских программ дополнительного образования детей». Номинация художественная. – М., 2003;

Баренбой Л.А. «Путь к музицированию» - Л., 1979;

Белова В.В., Кульпединова М.Е., «Дополнительное образование»,  Требования к содержанию. М., 1988;

Музыкально-энциклопедический словарь. Ред. Г.Келдыша – М., 1990;

Петрушин В.И. «Музыкальная психология» - М., 1997;

Петрушин В.И. «Музыкальная психология» - М., 1999;

Программа «Баян для ДМШ»/ сост. В.А.Агафонов, Г.И.Шахов, Б.М.Егоров – М., 1984;

Программа «Музыкальный инструмент (аккордеон)» для ДМШ/ сост. Л.В.Гаврилов – М., 1988;

Проектирование образовательных программ в учреждении дополнительного образования детей. Приложение к журналу «Внешкольник». / Авт. Сост. Л.Буйлова – М., 2001 - Вып. 5;

Халабузарь П.В., Попов В.С. «Теория и методика музыкального воспитания» - СПб., 1990;

Экспериментальная комплексная образовательная  программа «Детская хоровая капелла Великого Новгорода» - В.Новгород 2004.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА

«Элементарное музыкальное воспитание в системе ОРФА» - М., 1978;

Акимов А.Ю. «Баян и баянисты» Сборник методических материалов – М., 1989;

Алексеев И.Д. «Методика преподавания игры на баяне» - М., 1971;

Баренбойм Л.А. «Путь к музицированию» - Л., 1979;

Большой энциклопедический словарь. Музыка\Ред. Г.Келдыш – М., 1998;

Горностаева Е.Л. «Некоторые вопросы методики обучения игре на фортепиано» - М., 1969;

Калинина О.П. «Методика обучения игре на фортепиано» Программа для фортепианных отделений музыкальных училищ и училищ искусств – В.Новгород, 1993;

Крюкова В.В. «Музыкальная педагогика» - Ростов-на-Дону, 2002;

Липс Ф.В. «Искусство игры на баяне» - М., 1988;

Михайлова М.А. «Развитие музыкальных способностей детей» - Ярославль, 1997;

Нейгауз Г.Г. «Об искусстве фортепианной игры» - М., 1961;

Оберюхтин М.А. «Проблемы исполнительства на баяне» - М., 1990;

Ризоль Н.А. «Очерки о работе в ансамбле баянистов» – М., 1987;

Смирнова Т.И. «Методические рекомендации. Фортепиано. Интенсивный курс» - М., 1994;

Судариков А.Н. «Исполнительская техника баяниста» - М., 1986;

Тимакин Е.М. «Воспитание пианиста»- М., 1984;

Фейгин М.И. «Индивидуальность ученика и искусство педагога» - М., 1987;

Халабузарь П.В., Попов В.С. «Теория и методика музыкального воспитания» - СПб, 1990;

Щахов Г.Н. «Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование в классе баяна» - М., 1987.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Адронников И.Л. «К музыке» - М., 1993;

Бацевич Г. «Особая примета» рассказы о музыке. – М., 1984;

Брянцева В.Н. «Мифы Древней Греции и музыка» - М., 1998;

Булучевский И.С. «Краткий музыкальный словарь для учащихся» - СПб.,1994;

Вейс Д. «Возвышенное и земное» Роман о жизни Моцарта и его времени. – М., 1980;

Волынский Э.И. Джордж Гершвин – СПб.,1998;

Гингольд  Л.Д. «В поединке с судьбой» Героические дни Людвига ванн Бетховена – М., 1997;

Друскин М.С. «Иоган Себастьян Бах» - М., 1982;

Ивановский Ю.А. «Занимательная музыка» - Ростов-на-Дону, 2002;

Штейнпресс Б.С. «Музыка XIX века. Популярный очерк. – М., 1989;

Штейнпресс Б.С. «Популярный очерк по истории музыки до  XIX века» – М., 1989;

Энциклопедический словарь юного музыканта. Для среднего и старшего возраста – М., 1985.

 

Календарно-тематическое планирования

2018-2019

Но-мер

недели

Тема

Кол-во

Часов

(на 1 чел.)

Форма занятий

Форма контроля

1.

Вводное занятие. Инструктаж

1

Инд.

Опрос

 

 

 

 

2.

Развитие музыкальной грамотности. Чтение с листа, транспонирование лёгких пьес из сборников: А. Судариков «Основы начального обучения игре на баяне» ч. I,

Хрестоматия баяниста 1-2 кл. ДМШ

Повторение терминов за 1 класс.

 

 

 

    1

 

 

 

   Инд.

Прослушивание

 

 

 

 

3.

Развитие музыкальной грамотности. Чтение с листа, транспонирование лёгких пьес из сборников: А. Судариков «Основы начального обучения игре на баяне» ч. I, Хрестоматия баяниста 1-2 кл. ДМШ

Термины за 2 класс.

 

 

 

    1

 

 

 

Инд.

Прослушивание

 

 

 

 

4.

Развитие музыкальной грамотности. Чтение с листа, транспонирование лёгких пьес из сборников: А. Судариков «Основы начального обучения игре на баяне» ч. I, Хрестоматия баяниста 1-2 кл. ДМШ

Термины за 1 - 2 класс.

 

 

 

    1

 

 

 

Инд.

Прослушивание

 

 

5.

Развитие музыкальной грамотности

Чтение с листа, транспонирование

Термины 1-2 класс.

 

 

    1

 

 

  Инд.

 

Контрольное занятие

 

 

 

 

6.

Работа над репертуаром

Л. Бетховен Романс из сонатины G

В. Моцарт Весенняя песня

Л. Шитте Этюд G

К. Черни Этюд С

Гаммы: C, G, F, (развитие техники).

 

 

 

 

    1

 

 

 

 

Инд.

 

 

 

 

7.

Работа над репертуаром

Л. Бетховен Романс из сонатины G

В. Моцарт Весенняя песня

Л. Шитте Этюд G

К. Черни Этюд С, Гаммы: G

 

 

 

1

 

 

 

Инд.

Прослушивание

 

 

 

8.

Работа над репертуаром

Л. Бетховен Романс из сонатины G

В. Моцарт Весенняя песня

Л. Шитте Этюд G

К. Черни Этюд С, Гаммы: C, G

 

 

 

1

 

 

 

Инд.

Прослушивание

 

 

 

9.

Работа над репертуаром

Л. Бетховен Романс из сонатины G

В. Моцарт Весенняя песня

Л. Шитте Этюд G

К. Черни Этюд С, Гаммы: F

 

 

 

1

 

 

 

Инд.

Прослушивание

 

 

 

10.

Работа над репертуаром

Л. Бетховен Романс из сонатины G

В. Моцарт Весенняя песня

Л. Шитте Этюд G

К. Черни Этюд С, Гаммы: F, D

 

 

 

1

 

 

 

Инд.

Прослушивание

 

 

 

11.

Работа над репертуаром

Л. Бетховен Романс из сонатины G

В. Моцарт Весенняя песня

Л. Шитте Этюд G

К. Черни Этюд С, Гаммы: C, G, F.

 

 

 

1

 

 

 

Инд.

Прослушивание

 

 

 

12.

Работа над репертуаром

Л. Бетховен Романс из сонатины G

В. Моцарт Весенняя песня

Л. Шитте Этюд G

К. Черни Этюд С, Гаммы: C, G, F, D

 

 

 

1

 

 

 

Инд.

Прослушивание

 

 

13.

Работа над репертуаром.

(развитие техники).

Л. Шитте Этюд G

К. Черни Этюд С

Гаммы: мажорные на выбор уч-ся (C, G,  F, D)

 

 

1

 

 

Инд.

 

 

Контрольное занятие

 

 

14.

Работа над репертуаром

Рус. Нар. Песня «Как под яблонькой»

Укр. Нар. Песня «Ой, лопнув обруч», Л. Бетховен Романс

В. Моцарт Весенняя песня

 

 

1

 

 

    Инд.

 

 

 

15.

Работа над репертуаром

Рус. Нар. Песня «Как под яблонькой»

Укр. Нар. Песня «Ой, лопнув обруч», Л. Бетховен Романс

В. Моцарт Весенняя песня

 

 

1

 

 

Инд.

 

 

 

16.

Работа над репертуаром

(накопление репертуара)

Л. Бетховен Романс

В. Моцарт Весенняя песня

 

 

1

 

 

Груп.

 

 

Академич.

концерт

 

 

 

17.

Работа над репертуаром

А. Хачатурян Вальс дружбы.

Н. Чайкин «Танец Снегурочки»

Молдов. Нар. Танец «Молдовеняска»

Рус. Нар. Песня «То не ветер ветку клонит»

 

 

 

1

 

 

 

Инд.

Прослушивание

 

 

 

18.

Р Работа над репертуаром

А. Хачатурян Вальс дружбы.

Н. Чайкин «Танец Снегурочки»

Молдов. Нар. Танец «Молдовеняска»

Рус. Нар. Песня «То не ветер ветку клонит »

 

 

 

1

 

 

 

Инд.

Прослушивание

 

 

 

19.

Р Работа над репертуаром

А. Хачатурян Вальс дружбы.

Н. Чайкин «Танец Снегурочки»

Молдов. Нар. Танец «Молдовеняска»

Рус. Нар. Песня «То не ветер ветку клонит »

    

 

  

    1

 

 

 

Инд.

Прослушивание

    

    20.

Р Работа над репертуаром

А. Хачатурян Вальс дружбы.

Н. Чайкин «Танец Снегурочки»

Молдов. Нар. Танец «Молдовеняска»

Рус. Нар. Песня «То не ветер ветку клонит »

 

 

1

 

 

Инд.

Прослушивание

 

 

21.

Р Работа над репертуаром

А. Хачатурян Вальс дружбы.

Н. Чайкин «Танец Снегурочки»

Молдов. Нар. Танец «Молдовеняска»

Рус. Нар. Песня «То не ветер ветку клонит »

 

 

 

 

1

 

 

 

 

Инд

Прослушивание

 

 

 

22.

Р Работа над репертуаром

А. Хачатурян Вальс дружбы.

Н. Чайкин «Танец Снегурочки»

Молдов. Нар. Танец «Молдовеняска»

Рус. Нар. Песня «То не ветер ветку клонит »

 

 

 

1

 

 

 

Инд.

Прослушивание

 

 

 

23.

Р Работа над репертуаром

А. Хачатурян Вальс дружбы.

Н. Чайкин «Танец Снегурочки»

Молдов. Нар. Танец «Молдовеняска»

Рус. Нар. Песня «То не ветер ветку клонит »

 

 

    

    1

 

 

 

Инд.

Прслушивание

 

 

24.

Работа над репертуаром

(накопление репертуара)

Молдов. Нар. Танец «Молдовеняска»

Рус. Нар. Песня «То не ветер ветку клонит »

 

 

1

 

 

Инд.

 

 

Контрольное

занятие

 

 

 

25.

Работа над репертуаром

Г. Понаморенко Ивушка

С. Майкапар Вальс

Бел. Нар. Танец Крыжачок

Рус. Нар. Песня «Выйду ль я на реченьку»

 

 

 

1

 

 

 

Инд.

Прослушивание

 

 

26.

Работа над репертуаром

Г. Понаморенко Ивушка

С. Майкапар Вальс

Бел. Нар. Танец Крыжачок

Рус. Нар. Песня «Выйду ль я на реченьку»

 

 

 

1

 

 

 

Инд.

Прослушивание

 

 

27.

Развитие навыков, способствующих творческому развитию

Рус. Нар. Песня Ивушка

Л. Книппер Полюшко – поле (ансамбль).

 

 

1

 

 

Инд.

Прослушивание

 

 

 

28.

Работа над репертуаром

Г. Понаморенко Ивушка

С. Майкапар Вальс

Бел. Нар. Танец Крыжачок

Рус. Нар. Песня «Выйду ль я на реченьку»

 

 

 

1

 

 

 

Инд.

Прослушивание

 

 

 

29.

Работа над репертуаром

Г. Понаморенко Ивушка

С. Майкапар Вальс

Бел. Нар. Танец Крыжачок

Рус. Нар. Песня «Выйду ль я на реченьку»

 

 

 

1

 

 

 

Инд.

Прослушивание

 

 

 

  30.

Развитие навыков, способствующих творческому развитию

Рус. Нар. Песня Ивушка

Л. Книппер Полюшко – поле (ансамбль).

Показ ребёнком самостоятельной пьесы, сочинение или подбора по слуху

 

 

 

 

       1

 

 

 

 

     Инд.

Прослушивание

 

 

 

31.

Работа над репертуаром

Г. Понаморенко Ивушка

С. Майкапар Вальс

Бел. Нар. Танец Крыжачок

Рус. Нар. Песня «Выйду ль я на реченьку»

 

 

 

     1

 

 

 

 

Инд.

Прослушивание

 

 

 

32.

Работа над репертуаром

(накопление репертуара)

С. Майкапар Вальс

Бел. Нар. Танец Крыжачок

Г. Понаморенко Ивушка

Рус. Нар. Песня «Выйду ль я на реченьку»

 

 

 

 

1

 

 

 

 

Груп.

 

 

 

 

Академич. концерт

 

 

 

33.

Развитие навыков способствующих проявлению творческой активности.

Рус. Нар. Песня Ивушка

Л. Книппер Полюшко – поле (ансамбль)

Самостоятельные пьесы по выбору ребёнка, сочинение или подбор по слуху.

 

 

 

 

1

 

 

 

 

Инд

Прослушивание

 

 

 

 

34.

Развитие навыков способствующих проявлению творческой активности.

Рус. Нар. Песня Ивушка

Л. Книппер Полюшко – поле (ансамбль)

Самостоятельные пьесы по выбору ребёнка, сочинение или подбор по слуху.

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

Инд.

Прослушивание

 

 

 

35.

Развитие навыков способствующих творческому развитию

Рус. Нар. Песня Ивушка

Л. Книппер Полюшко – поле (ансамбль)

Самостоятельные пьесы по выбору ребёнка, сочинение или подбор по слуху.

 

 

 

 

1

 

 

 

Инд.

 

 

 

Контрольное занятие

 

 

 

    36.

Работа над репертуаром

Выбор программы на следующий учебный год. Иллюстрирование педагогом произведений.

Беседа о стиле, жанре, сведения из жизни и творчестве композиторов. (беседа о музыке).

 

 

 

1

 

 

 

Инд.

 

Беседа

Подбор