Версия для слабовидящих

Menu

Образовательные программы - техническое творчество "Робототехника"

1

Пояснительнаязаписка

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы робототехники» имеет техническую направленность, базовый уровень сложности, так как в процессе конструирования и программирования  дети   получают ознакомительные сведения о робототехнике, конструировании и программировании, а так же получают дополнительное образование в области физики, механики, электроники и информатики.

Программа разработана на основе программы «Образовательная робототехника» С.А. Филиппова. Программа модифицирована, адаптирована к условиям образовательной среды ДД(Ю)Т,  реализуется в учебной группе «Введение в робототехнику и программирование», является рабочей программой  педагога дополнительного образования Т.А. Прокопьевой.

Данная программа оформлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,   методическими рекомендациями Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242, с учетом требований Положения о порядке оформления программ  дополнительного образования  детей в образовательных учреждениях Великого Новгорода. А также, в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 г. Москва «Об утверждении  СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» и информационного письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки Минобрнауки РФ от 11.12.06 № 06-1844.

Актуальность. В наше время робототехники и компьютеризации, ребенка необходимо учить решать задачи с помощью автоматов, которые он сам может спроектировать, защищать свое решение и воплотить его в реальной модели, т.е. непосредственно сконструировать и запрограммировать.Актуальность развития этой темы заключается в том, что в настоящий момент в России развиваются нанотехнологии, электроника, механика и программирование, т.е. созревает благодатная почва для развития компьютерных технологий и робототехники. Успехи страны в XXI веке будут определять не природные ресурсы, а уровень интеллектуального потенциала, который определяется уровнем самых передовых на сегодняшний день технологий. Уникальность образовательной робототехники заключается в возможности объединить конструирование и программирование в одном курсе, что способствует интегрированию преподавания информатики, математики, физики, черчения, естественных наук с развитием инженерного мышления, через техническое творчество. Техническое творчество — мощный инструмент синтеза знаний, закладывающий прочные основы системного мышления. Таким образом, инженерное творчество и лабораторные исследования — многогранная деятельность, которая должна стать составной частью повседневной жизни каждого обучающегося.

Новизна программызаключается в исследовательско-технической направленности обучения, которое базируется на новых информационных технологиях, что способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества. Программа является начальным этапом  к следующим ступеням обучения робототехнике, является  целостной  и непрерывной  в течение всего процесса обучения, объединена с программами обучения робототехнике базового и углублённого уровня общими целями, терминологией, принципами обучения, методикой преподавания,  современными технологиями, индивидуальным и системно-деятельностным подходом, предполагающим чередование практических и умственных действий ребёнка, что позволяет обучающимся в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность LEGO - конструирования, моделирования и программирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки.

Педагогическая целесообразность этой программы заключается в том что она позволяет школьнику шаг за шагом раскрывать в себе творческие возможности  и самореализовываться, изучая основы робототехники. 

Использование Лего-конструктора повышает мотивацию учащихся к обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех учебных дисциплин от истории до математики и естественных наук. Межпредметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных механизмов. Одновременно занятия ЛЕГО как нельзя лучше подходят для изучения основ алгоритмизации и программирования.

Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества. Изучая простые механизмы, ребята учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию, изучают принципы работы многих механизмов.

Преподавание курса предполагает использование компьютеров и специальных интерфейсных блоков совместно с конструкторами. Важно отметить, что компьютер используется как средство управления моделью; его использование направлено на составление управляющих алгоритмов для собранных моделей. Учащиеся получают представление об особенностях составления программ управления, автоматизации механизмов, моделировании работы систем.

Lego позволяет учащимся: совместно обучаться в рамках одной команды;

  •  распределять обязанности в своей команде;
  •  проявлять повышенное внимание культуре и этике общения;
  •  проявлять творческий подход к решению поставленной задачи;
  •  создавать модели реальных объектов и процессов;
  •  видеть реальный результат своей работы.

Место программы

Программа «Основы  робототехнику и программирование»  является практико-ориентированной. Ценностно - целевые ориентиры программы вытекают из основных ценностей и целей дополнительного образования по эстетическому развитию детей Великого Новгорода и Образовательной программы на 2016-2020 г. муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества имени Лени Голикова».

Цель - обучение навыкам начального технического конструирования и программирования в робототехнике через изучение понятий конструкций и их основных свойств, формирование  интереса у учащихся к научно-техническому творчеству через проектную деятельность.

Задачи программы:

Обучающие:

  • ознакомить с правилами безопасной работы;
  • дать первоначальные знания о конструкции  робототехнических устройств;
  • научить  приемам сборки и программирования робототехнических устройств;

Развивающие:

  • развивать творческую инициативу и самостоятельность;
  • развивать психофизиологические процессы учащихся: память, внимание, способность логически мыслить, анализировать, концентрировать внимание на главном.

Воспитательные:

  • формировать творческое отношение   к выполняемой работе;
  • воспитывать умение работать в коллективе, эффективно распределять обязанности.

Отличительная особенность данной программы состоит в том, что обучение детей строится на сочетании коллективных и индивидуальных форм работы, что воспитывает у детей взаимное уважение, умение работать в группе, развивает способность к самостоятельному творческому поиску. В рамках модификации программы было изменено общее количество учебных часов с 280 до 144, а также содержание некоторых тем, что обусловлено образовательным процессом ДД(Ю)Т.

Программа выстроена таким образом, что обучение ведется по индивидуальным проектам. Практикуемая методика, являясь примером индивидуально-личностного подхода в обучении детей, способствует саморазвитию, самодвижению и самореализации  учащегося.

Обучение по программе предусматривают разноуровневое образование, которое обеспечивает удовлетворение познавательной потребности обучающихся разной степени подготовленности.

Сроки реализации: Программа рассчитана на 2 года обучения, общая продолжительность обучения составляет 144 часа.

Режим занятий: Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа, перерыв между занятиями 10 минут. Принимаются все желающие, в том числе, и обучающиеся с особыми образовательными потребностями. Наполняемость группы – от 6 до 10 человек.

Возраст обучающихся: от 7 до 10 лет.

Формы занятий: Основная форма реализации программы - групповые занятия с ярко выраженным индивидуальным подходом, созданием соревновательного фона на групповых занятиях.

 

Планируемые результаты освоения программы

Обучающиеся научатся:

  • выполнять действия с моделями из конструктора Lego и компьютером по правилам безопасной работы;
  • различать основные компоненты конструкторов ЛЕГО;
  • различать конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
  • работать в компьютерной среде, включающей в себя графический язык программирования;
  • создавать виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
  • применять основные приемы конструирования роботов;
  • демонстрировать конструктивные особенности различных роботов;
  • понимать способы передачи  программ в NXT и EV 3;
  • понимать порядок создания алгоритма программы, действия робототехнических средств;
  • самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.);
  • создавать реально действующие модели роботов при помощи специальных элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу;
  • создавать программы на компьютере для различных роботов;
  • корректировать программы при необходимости.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • осваивать лексику, использовать определения, толкования;
  • структурировать информационный объект, выделять компоненты и фрагменты в соответствии с задачей, формировать внутренние и внешние ссылки, указатели;
  • отбрасывать лишнее, реферировать, аннотировать, выделять ключевые слова, называть создавать заголовки;
  • использовать шрифтовые выделения и колонтитулы;
  • использовать устройства вывода информации;
  • планировать выступление, готовить материалы для него и проводить его с поддержкой аудиовизуальными средствами, учитывая специфику различных форм восприятия и различных аудиторий; особенности пространства;
  • организовывать и вести коллективное обсуждение, фиксировать его результаты;
  • выявлять разногласия, голосовать и организовывать голосование, формировать общую позицию (консенсус);
  • строить информационную модель функционирования различных систем;
  • строить качественное, вербальное описание объекта моделирования, выбирать переменные.

Способами определения результативности являются зачетные мероприятия два раза в год в декабре и в мае.

Формами подведения итогов реализации данной программы является участие учащихся в соревнованиях по робототехнике,   выставка моделей.

 

Учебно-тематическийплан

1 год обучения

Название темы

Всего часов

теория

практика

Формы  аттестации/контроля

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

2

2

0

Опрос

2

Знакомство с конструктором WeDo

2

1

1

Наблюдение

3

Проект «Танцующие Утята»

2

 

2

Защита проекта

4

Проект «Юла»

2

 

2

Презентация проекта

5

Проект «Обезьяна-барабанщик»

2

 

2

Выставка проектов

6

Проект «Аллигатор»

2

 

2

Презентация проекта

7

Проект «Дрессированный лев»

2

 

2

Выставка проектов

8

Проект «Поющая птица»

 

2

 

2

Наблюдение

9

Проект «Футболист»

2

 

2

Защита проекта

10

Проект «Вратарь»

2

 

2

Презентация проекта

11

Проект «Танцующий человек»

2

 

2

Выставка проектов

12

Проект «Маленький самолет»

2

 

2

Защита проекта

13

Проект «Великан и кран»

2

 

2

Презентация проекта

14

Проект «Кораблик»

2

 

2

Выставка проектов

15

Проект «Маленький вертолет»

2

 

2

Выставка проектов

16

Проект «Большой вертолет»

 

2

 

2

Наблюдение

17

Проект «Машина»

2

 

2

Защита проекта

18

Проект «Танцующий кролик»

2

 

2

Презентация проекта

19

Проект «Бабочка»

2

 

2

Выставка проектов

20

Проект «Машина-подъемник»

 

2

 

2

Наблюдение

21

Проект «Кит»

2

 

2

Защита проекта

22

Проект «Машина-подъемник» (2 версия)

2

 

2

Презентация проекта

23

Проект «Бронетранспортер»

2

 

2

Выставка проектов

24

Проект «Формула 1»

2

 

2

Защита проекта

25

Проект «Формула 1» (2 версия)

2

 

2

Презентация проекта

26

Проект «Большой самолет»

2

 

2

Выставка проектов

27

Проект «X-Wing»

2

 

2

Выставка проектов

28

Проект «Шагающий кот»

 

2

 

2

Наблюдение

29

Проект «Черепаха»

2

 

2

Защита проекта

30

Проект «Шагающий теленок»

2

 

2

Презентация проекта

31

Проект «Тюлень»

2

 

2

Выставка проектов

32

Проект «Корабль»

2

 

2

Защита проекта

33

Проект «Вентилятор»

2

 

2

Презентация проекта

34

Проект «Лыжник»

2

 

2

Выставка проектов

35

Проект «Лягушка»

2

 

2

Презентация проекта

36

Проект «Собака»

2

 

2

Выставка проектов

Итого

72

2

70

 

 

             

 

2 год

 


 

Тема

Всего

Т

П

Формы  аттестации/контроля

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

Задачи и программа  работы на год. Общие вопросы организации работы детей в творческом объединении. Правила поведения в кабинете робототехники. Правила безопасности при работе с компьютером.

2

2

 

Опрос

2

 Знакомство с конструктором.

Состав и возможности конструктора, названия и назначения деталей.

Практикум

2

2

 

Результат викторины

3

Знакомство с конструктором.

Знакомство с меню NXT, подключение двигателей и датчиков к NXT, синхронизация NXT с компьютером.

2

 

2

Результат практической работы

4

 Сборка базовой модели (тележки).

Понятие: прочность конструкции. Выбор оптимальной конструкции, изготовление, испытание и внесение конструкционных изменений.

2

1

1

Презентация проекта

5

Сборка базовой модели (тележки).

Сборка базовой модели (тележки) по готовой схеме.

2

 

2

Наблюдение

6

 Программирование базовой модели (тележки).

Интерфейс программы RoboLab 2.9.4. Основные команды и инструменты среды программирования. Структура простейшей программы.

2

1

1

Состязание

7

 Программирование базовой модели (тележки).

Составление линейных алгоритмов. Программирование движение по прямой и поворотов на заданный угол.

2

1

1

Состязание

8

«Кегельринг» (без датчика).

Регламент соревнований «Кегельринг». Требования к габаритам робота.

2

 

2

Тест, результаты практик ума

9

«Кегельринг» (без датчика).

Изготовление и программирование робота для соревнований «Кегельринг».

2

1

1

дискуссия

10

Подключение и программирование датчиков.

Принцип работы датчиков касания, освещённости, цвета, ультразвукового датчика. 

 

2

2

 

Результат практикума

11

Подключение и программирование датчиков.

Подключение датчиков к NXT. Снятие показаний с датчиков.

2

 

2

дискуссия

12

Подключение и программирование датчиков.

Тестирование и программирование датчиков.

2

 

2

результат практикума

13

«Кегельринг» (с датчиком).

Возможности использования ультразвукового датчика для обнаружения объектов. Возможности использования  датчика освещённости для обнаружения чёрной линии.

2

1

1

Опрос

14

«Кегельринг» (с датчиком).

Изготовление и программирование робота для соревнований «Кегельринг» с использованием датчика освещённости.

2

1

1

Опрос

15

«Кегельринг» (с датчиком).

Изготовление и программирование робота для соревнований «Кегельринг» с использованием датчика освещённости и ультразвукового датчика.

2

 

2

Результат состязаний

16

«Следование по линии» .

Зубчатые передачи, их виды. Применение зубчатых передач в технике.

2

2

 

Результат викторины

17

«Следование по линии» .

Понижающее и повышающее передаточное число. Движение вдоль линии с применением одного и двух датчиков освещенности.

2

 

2

Результат состязаний

18

«Следование по линии».

Изготовление и программирование робота для соревнований «Следование по линии».

2

 

2

Результат состязаний

19

Сборка транспортного средства на гусеничном ходу.

Устройство гусеничного привода.

2

1

1

Наблюдение

20

Сборка транспортного средства на гусеничном ходу.

Сборка робота «танка» на гусеничном ходу.

2

 

2

Результат состязаний

21

 «Лабиринт» (с датчиком).

Ультразвуковой датчик. Определение роботом расстояния до препятствия.

2

2

 

Результат викторины

22

 «Лабиринт» (с датчиком).

Изготовление  робота для соревнований «Лабиринт».

2

 

2

Опрос

23

 «Лабиринт» (с датчиком) .

Изготовление и программирование робота для соревнований «Лабиринт».

2

 

2

Результат состязаний

24

 Роботы, имитирующие животных и человека.

Принципы работы ползающих, шагающих, прыгающих роботов.

2

1

1

Результат состязаний

25

 Роботы, имитирующие животных и человека.

Изготовление  робота «крокодила».

2

1

1

Результат состязаний

26

 Роботы, имитирующие животных и человека.

Изготовление и программирование робота «крокодила».

2

 

2

Результат состязаний

27

Сборка шагающих роботов.

Понятие: центр тяжести, точка опоры.

2

1

1

Результат состязаний

28

Сборка шагающих роботов .

Изготовление  шагающего робота.

2

1

1

Результат состязаний

29

Сборка шагающих роботов

Изготовление и программирование шагающего робота.

2

 

2

Результат состязаний

30

 Подготовка к показательным соревнованиям Знакомство с регламентами соревнований. Рассмотрение различных выигрышных стратегий.

2

1

1

Результат состязаний

31

 Подготовка к показательным соревнованиям

 Разработка собственных моделей  в группах, подготовка к соревнованиям. 

2

 

2

Результат состязаний

32

Подготовка к показательным соревнованиям .

Конструирование модели, ее программирование группой разработчиков.  Участие в соревнованиях.

2

 

2

Результат состязаний

33

 «Мой собственный уникальный робот» .

Самостоятельная творческая работа учащихся.

2

1

1

Защита проекта

34

Проект «Мой собственный уникальный робот» – 8 часов.

Изготовление собственного проекта.

2

 

2

Защита проекта

35

Проект «Мой собственный уникальный робот» – 8 часов.

Демонстрация законченных конструкций. Поощрение наиболее активных ребят. Подведение итогов работы детей за учебный год.

2

 

2

Выставка проектов

36

Проект «Мой собственный уникальный робот» – 8 часов.

Подведение итогов работы детей за учебный год.

2

 

2

Выставка проектов

Содержаниепрограммы

1 год обучения

Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности – 2 часа.

Теория: Задачи первого года обучения. Общие вопросы организации работы детей в творческом объединении. Правила поведения в кабинете робототехники. Правила безопасности при работе с компьютером.

 

Тема 2. Знакомство с конструктором – 2 часа.

Теория: Состав и возможности конструктора, названия и назначения деталей.

Практическая работа:  Знакомство с конструктором LegoVedo, изучение его возможностей.

Тема 3. Проект «Танцующие Утята»– 2 часа.

Практическая работа: Сборка модели. Составление программы. Тестирование модели.

Тема 4. Проект «Юла»– 2 часа.

Практическая работа: Сборка модели. Составление программы. Тестирование модели.

Тема 5. Проект «Обезьяна-барабанщик»– 2 часа.

Практическая работа: Сборка модели. Составление программы. Тестирование модели.

Тема 6. Проект «Аллигатор»– 2 часа.

Практическая работа: Сборка модели. Составление программы. Тестирование модели.

Тема 7. Проект «Дрессированный лев»– 2 часа.

Практическая работа: Сборка модели. Составление программы. Тестирование модели.

Тема 8. Проект «Поющая птица»– 2 часа.

Практическая работа: Сборка модели. Составление программы. Тестирование модели.

Тема 9. Проект «Футболист»– 2 часа.

Практическая работа: Сборка модели. Составление программы. Тестирование модели.

Тема 10. Проект «Вратарь»– 2 часа.

Практическая работа: Сборка модели. Составление программы. Тестирование модели.

Тема 11. Проект «Танцующий человек»– 2 часа.

Практическая работа: Сборка модели. Составление программы. Тестирование модели.

Тема 12. Проект «Маленький самолет»– 2 часа.

Практическая работа: Сборка модели. Составление программы. Тестирование модели.

Тема 13. Проект «Великан и кран»– 2 часа.

Практическая работа: Сборка модели. Составление программы. Тестирование модели.

Тема 14. Проект «Кораблик»– 2 часа.

Практическая работа: Сборка модели. Составление программы. Тестирование модели.

Тема 15. Проект «Маленький вертолет»– 2 часа.

Практическая работа: Сборка модели. Составление программы. Тестирование модели.

Тема 16. Проект «Большой вертолет»– 2 часа.

Практическая работа: Сборка модели. Составление программы. Тестирование модели.

Тема 17. Проект «Машина»– 2 часа.

Практическая работа: Сборка модели. Составление программы. Тестирование модели.

Тема 18. Проект «Танцующий кролик»– 2 часа.

Практическая работа: Сборка модели. Составление программы. Тестирование модели.

Тема 19. Проект «Бабочка»– 2 часа.

Практическая работа: Сборка модели. Составление программы. Тестирование модели.

Тема 20. Проект «Машина-подъемник»– 2 часа.

Практическая работа: Сборка модели. Составление программы. Тестирование модели.

Тема 21.  Проект «Кит» – 2 часа.

Практическая работа: Сборка модели. Составление программы. Тестирование модели.

Тема 22. Проект «Машина-подъемник» (2 версия)– 2 часа.

Практическая работа: Сборка модели. Составление программы. Тестирование модели.

Тема 23. Проект «Бронетранспортер»– 2 часа.

Практическая работа: Сборка модели. Составление программы. Тестирование модели.

Тема 24. Проект «Формула 1»– 2 часа.

Практическая работа: Сборка модели. Составление программы. Тестирование модели.

Тема 25. Проект «Формула 1» (2 версия)– 2 часа.

Практическая работа: Сборка модели. Составление программы. Тестирование модели.

Тема 26. Проект «Большой самолет»– 2 часа.

Практическая работа: Сборка модели. Составление программы. Тестирование модели.

Тема 27. Проект «X-Wing»– 2 часа.

Практическая работа: Сборка модели. Составление программы. Тестирование модели.

Тема 28. Проект «Шагающий кот»– 2 часа.

Практическая работа: Сборка модели. Составление программы. Тестирование модели.

Тема 29. Проект «Черепаха»– 2 часа.

Практическая работа: Сборка модели. Составление программы. Тестирование модели.

Тема 30. Проект «Шагающий теленок»– 2 часа.

Практическая работа: Сборка модели. Составление программы. Тестирование модели.

Тема 31. Проект «Тюлень»– 2 часа.

Практическая работа: Сборка модели. Составление программы. Тестирование модели.

Тема 32. Проект «Корабль»– 2 часа.

Практическая работа: Сборка модели. Составление программы. Тестирование модели.

Тема 33. Проект «Вентилятор»– 2 часа.

Практическая работа: Сборка модели. Составление программы. Тестирование модели.

Тема 34. Проект «Лыжник»– 2 часа.

Практическая работа: Сборка модели. Составление программы. Тестирование модели.

Тема 35. Проект «Лягушка»– 2 часа.

Практическая работа: Сборка модели. Составление программы. Тестирование модели.

Тема 36.Проект «Собака» – 2 часа.

Практическая работа: Сборка модели. Составление программы. Тестирование модели.

2 год обучения

Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности – 2 часа.

Теория: Задачи и программа  работы на год. Общие вопросы организации работы детей в творческом объединении. Правила поведения в кабинете робототехники. Правила безопасности при работе с компьютером.

Тема 2. Знакомство с конструктором – 4 часа.

Теория: Состав и возможности конструктора, названия и назначения деталей.

Практическая работа:  Знакомство с меню NXT, подключение двигателей и датчиков к NXT, синхронизация NXT с компьютером.

Тема 3. Сборка базовой модели (тележки) – 4 часа.

Теория: Понятие: прочность конструкции. Выбор оптимальной конструкции, изготовление, испытание и внесение конструкционных изменений.

Практическая работа: Сборка базовой модели (тележки) по готовой схеме.

Тема 4. Программирование базовой модели (тележки) – 4 часа.

Теория: Интерфейс программы RoboLab2.9.4. Основные команды и инструменты среды программирования. Структура простейшей программы.

Практическая работа: Составление линейных алгоритмов. Программирование движение по прямой и поворотов на заданный угол.

Тема 5. «Кегельринг» (без датчика) – 4 часа.

Теория: Регламент соревнований «Кегельринг». Требования к габаритам робота.

Практическая работа: Изготовление и программирование робота для соревнований «Кегельринг».

Тема 6. Подключение и программирование датчиков – 6 часов.

Теория: Принцип работы датчиков касания, освещённости, цвета, ультразвукового датчика. 

Практическая работа: Подключение датчиков к NXT. Снятие показаний с датчиков. Тестирование и программирование датчиков.

Тема 7. «Кегельринг» (с датчиком) – 6 часов.

Теория: Возможности использования ультразвукового датчика для обнаружения объектов. Возможности использования  датчика освещённости для обнаружения чёрной линии.

Практическая работа: Изготовление и программирование робота для соревнований «Кегельринг» с использованием датчика освещённости и ультразвукового датчика.

Тема 8.«Следование по линии» – 6 часов.

Теория: Зубчатые передачи, их виды. Применение зубчатых передач в технике.

Понижающее и повышающее передаточное число. Движение вдоль линии с применением одного и двух датчиков освещенности.

Практическая работа: Изготовление и программирование робота для соревнований «Следование по линии».

Тема 9. Сборкатранспортного средства на гусеничном ходу – 4 часа.

Теория: Устройство гусеничного привода.

Практическая работа: Сборкаробота «танка» на гусеничном ходу.

Тема 10.«Лабиринт» (с датчиком) – 6 часов.

Теория: Ультразвуковой датчик. Определение роботом расстояния до препятствия.

Практическая работа: Изготовление и программирование робота для соревнований «Лабиринт».

Тема 11.Роботы, имитирующие животных и человека – 6 часов.

Теория: Принципы работы ползающих, шагающих, прыгающих роботов.

Практическая работа: Изготовление и программирование робота «крокодила».

Тема 12.Сборка шагающих роботов – 6 часов.

Теория: Понятие: центр тяжести, точка опоры.

Практическая работа: Изготовление и программирование шагающего робота.

Тема 13. Подготовка к показательным соревнованиям – 6 часов.

Теория: Знакомство с регламентами соревнований. Рассмотрение различных выигрышных стратегий.

Практическая работа: Разработка собственных моделей  в группах, подготовка к соревнованиям.  Конструирование модели, ее программирование группой разработчиков.  Участие в соревнованиях.

Тема 14. Проект «Мой собственный уникальный робот»– 8 часов.

Теория: Самостоятельная творческая работа учащихся.

Практическая работа: Изготовление собственного проекта. Демонстрация законченных конструкций. Поощрение наиболее активных ребят. Подведение итогов работы детей за учебный год.

 

Методическое обеспечение программы

Особенности методики обучения

Учебно-воспитательный процесс направлен на развитие природных задатков детей, на реализацию их интересов и способностей. Каждое занятие обеспечивает развитие личности ребенка. При планировании и проведении занятий применяется личностно-ориентированная технология обучения, в центре внимания которой личность, стремящаяся к реализации своих возможностей.

Данная программа  допускает творческий, импровизированный подход со стороны детей и педагога того, что касается возможной введения дополнительного материала, методики проведения занятий.  Руководствуясь данной программой, педагог имеет возможность увеличить или уменьшить объем и степень технической сложности материала в зависимости от состава группы и конкретных условий работы.

I. Методы организации и проведения занятий

  • словесные методы (рассказ, беседа, инструктаж, чтение справочной литературы);
  • наглядные методы (демонстрации мультимедийных презентаций, фотографии);
  • практические методы (упражнения, задачи).
  • эвристические (частично-поисковые) большая возможность выбора вариантов.
  • Объяснительно - иллюстративный - предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с технологическими картами и др);
  • Эвристический - метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т.д.)
  • Проблемный - постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения обучающимися;
  • Программированный - набор операций, которые необходимо выполнить в ходе выполнения практических работ (форма: компьютерный практикум, проектная деятельность);
  • Репродуктивный - воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу),
  • Частично - поисковый - решение проблемных задач с помощью педагога;
  • Поисковый – самостоятельное решение проблем;
  • Метод проблемного изложения - постановка проблемы педагогам, решение ее самим педагогом, соучастие обучающихся при решении.

II. Методы стимулирования и мотивации деятельности

Методы стимулирования мотива интереса к занятиям: познавательные задачи, учебные дискуссии, создание ситуации новизны, ситуации гарантированного успеха и т.д.

В течение учебного года обучающимся дается необходимая теоретическая и практическая база, формируются навыки работы с конструктором LEGO VEDO, LEGO NXT Mindstorms (EV 3) с принципами работы датчиков: касания, освещённости, расстояния.

На основе программы LEGO MindstormsEduсation NXT 2.0 школьники знакомятся с блоками компьютерной программы: дисплей, движение, цикл, блок датчиков, блок переключателей. Под руководством педагога, а затем и самостоятельно пишут программы: «движение «вперёд-назад», «движение с ускорением», «робот-волчок», «восьмёрка», «змейка», «поворот на месте», «спираль», «парковка», «выход из лабиринта», «движение по линии».  Проектируют роботов и программируют их. Готовят роботов к соревнованиям: «Кегельринг», «Следование по линии», «Сумо».

Следующим шагом является расширение знаний и усовершенствование навыков  работы с конструктором LEGO NXT Mindstorms. Учащиеся изучают программу Robolab, команды визуального языка программирования LabView.Работа в режиме управление-уровень 1,2,3,4. Работа в режиме Конструирования-уровень 1,2,3,4. На  основе этих программ проводят эксперименты с моделями, конструируют и проектируют робототехнические изделия (роботы для соревнований, роботы помощники в быту, роботы помощники в спорте и т. д.)

 

Диагностика результативности по программе

Для выявления результативности работы можно применять следующие формы деятельности

  • наблюдение в ходе обучения с фиксацией результата;
  • анализ, обобщение и обсуждение результатов обучения;
  • проведение открытых занятий с их последующим обсуждением;
  • участие в соревнованиях муниципального, зонального и регионального уровней;
  • оценка выполненных практических работ, проектов.

Формы организации работы по программе:

  • Занятия теоретического характера
  • Занятия практического характера
  • Проведение творческих практических работ
  • Работа над проектом
  • Соревнования
  • Фестивали творческих работ

 

Материально-техническое обеспечение программы

  1. Набор LEGO WeDo
  2. Набор LEGO Mindstorms NXT
  3. Ресурсный набор для LEGO Mindstorms NXT
  4. Программное обеспечение:
  • RoboLab 2.9.4
  • Lego WeDo Software v1.2 and Activity pack
  1. Поля: кегельринг; кегельринг макро; следование по линии; лабиринт.
  2. Оборудованный компьютерный класс.

 

Список литературы для педагога

  1. Белиовская Л.Г., Белиовский А.Е. Программируем микрокомпьютер NXT в LabVIEW. – М.: ДМК, 2015, 278 стр.;
    1. ЛЕГО-лаборатория (ControlLab):Справочное пособие, - М.: ИНТ, 2014, 150 с.
    2. Рогов  Ю.В. Робототехника для детей и их родителей [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://xn----8sbhby8arey.xn--p1ai/index.php/2012-07-07-02-11-23/kcatalog
    3. Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. С-Пб, «Наука», 2015г.-348с.

Интернет - ресурсы:

  1. Публичная библиотека (Электронные книжные полки Вадима Ершова и К°) [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://publ.lib.ru/publib.html.
  2. Практическая робототехника. РобоКлуб. [Электронный ресурс].- Режим доступа:http://www.roboclub.ru
  3. Портал Robot.Ru Робототехника и Образование. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.robot.ru

 

Список литературы для обучающихся

  1. Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. С-Пб, «Наука», 2015г.-348с. 

Интернет- ресурсы:

  1. Публичная библиотека (Электронные книжные полки Вадима Ершова и К°) [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://publ.lib.ru/publib.html.
  2. Практическая робототехника. РобоКлуб. [Электронный ресурс].- Режим доступа:http://www.roboclub.ru
  3. Портал Robot.Ru Робототехника и Образование. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.robot.ru 

 

 

Авторизация