1
Пояснительнаязаписка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы робототехники» имеет техническую направленность, базовый уровень сложности, так как в процессе конструирования и программирования дети получают ознакомительные сведения о робототехнике, конструировании и программировании, а так же получают дополнительное образование в области физики, механики, электроники и информатики.
Программа разработана на основе программы «Образовательная робототехника» С.А. Филиппова. Программа модифицирована, адаптирована к условиям образовательной среды ДД(Ю)Т, реализуется в учебной группе «Введение в робототехнику и программирование», является рабочей программой педагога дополнительного образования Т.А. Прокопьевой.
Данная программа оформлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», методическими рекомендациями Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242, с учетом требований Положения о порядке оформления программ дополнительного образования детей в образовательных учреждениях Великого Новгорода. А также, в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» и информационного письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки Минобрнауки РФ от 11.12.06 № 06-1844.
Актуальность. В наше время робототехники и компьютеризации, ребенка необходимо учить решать задачи с помощью автоматов, которые он сам может спроектировать, защищать свое решение и воплотить его в реальной модели, т.е. непосредственно сконструировать и запрограммировать.Актуальность развития этой темы заключается в том, что в настоящий момент в России развиваются нанотехнологии, электроника, механика и программирование, т.е. созревает благодатная почва для развития компьютерных технологий и робототехники. Успехи страны в XXI веке будут определять не природные ресурсы, а уровень интеллектуального потенциала, который определяется уровнем самых передовых на сегодняшний день технологий. Уникальность образовательной робототехники заключается в возможности объединить конструирование и программирование в одном курсе, что способствует интегрированию преподавания информатики, математики, физики, черчения, естественных наук с развитием инженерного мышления, через техническое творчество. Техническое творчество — мощный инструмент синтеза знаний, закладывающий прочные основы системного мышления. Таким образом, инженерное творчество и лабораторные исследования — многогранная деятельность, которая должна стать составной частью повседневной жизни каждого обучающегося.
Новизна программызаключается в исследовательско-технической направленности обучения, которое базируется на новых информационных технологиях, что способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества. Программа является начальным этапом к следующим ступеням обучения робототехнике, является целостной и непрерывной в течение всего процесса обучения, объединена с программами обучения робототехнике базового и углублённого уровня общими целями, терминологией, принципами обучения, методикой преподавания, современными технологиями, индивидуальным и системно-деятельностным подходом, предполагающим чередование практических и умственных действий ребёнка, что позволяет обучающимся в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность LEGO - конструирования, моделирования и программирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки.
Педагогическая целесообразность этой программы заключается в том что она позволяет школьнику шаг за шагом раскрывать в себе творческие возможности и самореализовываться, изучая основы робототехники.
Использование Лего-конструктора повышает мотивацию учащихся к обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех учебных дисциплин от истории до математики и естественных наук. Межпредметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных механизмов. Одновременно занятия ЛЕГО как нельзя лучше подходят для изучения основ алгоритмизации и программирования.
Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества. Изучая простые механизмы, ребята учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию, изучают принципы работы многих механизмов.
Преподавание курса предполагает использование компьютеров и специальных интерфейсных блоков совместно с конструкторами. Важно отметить, что компьютер используется как средство управления моделью; его использование направлено на составление управляющих алгоритмов для собранных моделей. Учащиеся получают представление об особенностях составления программ управления, автоматизации механизмов, моделировании работы систем.
Lego позволяет учащимся: совместно обучаться в рамках одной команды;
- распределять обязанности в своей команде;
- проявлять повышенное внимание культуре и этике общения;
- проявлять творческий подход к решению поставленной задачи;
- создавать модели реальных объектов и процессов;
- видеть реальный результат своей работы.
Место программы
Программа «Основы робототехнику и программирование» является практико-ориентированной. Ценностно - целевые ориентиры программы вытекают из основных ценностей и целей дополнительного образования по эстетическому развитию детей Великого Новгорода и Образовательной программы на 2016-2020 г. муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества имени Лени Голикова».
Цель - обучение навыкам начального технического конструирования и программирования в робототехнике через изучение понятий конструкций и их основных свойств, формирование интереса у учащихся к научно-техническому творчеству через проектную деятельность.
Задачи программы:
Обучающие:
- ознакомить с правилами безопасной работы;
- дать первоначальные знания о конструкции робототехнических устройств;
- научить приемам сборки и программирования робототехнических устройств;
Развивающие:
- развивать творческую инициативу и самостоятельность;
- развивать психофизиологические процессы учащихся: память, внимание, способность логически мыслить, анализировать, концентрировать внимание на главном.
Воспитательные:
- формировать творческое отношение к выполняемой работе;
- воспитывать умение работать в коллективе, эффективно распределять обязанности.
Отличительная особенность данной программы состоит в том, что обучение детей строится на сочетании коллективных и индивидуальных форм работы, что воспитывает у детей взаимное уважение, умение работать в группе, развивает способность к самостоятельному творческому поиску. В рамках модификации программы было изменено общее количество учебных часов с 280 до 144, а также содержание некоторых тем, что обусловлено образовательным процессом ДД(Ю)Т.
Программа выстроена таким образом, что обучение ведется по индивидуальным проектам. Практикуемая методика, являясь примером индивидуально-личностного подхода в обучении детей, способствует саморазвитию, самодвижению и самореализации учащегося.
Обучение по программе предусматривают разноуровневое образование, которое обеспечивает удовлетворение познавательной потребности обучающихся разной степени подготовленности.
Сроки реализации: Программа рассчитана на 2 года обучения, общая продолжительность обучения составляет 144 часа.
Режим занятий: Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа, перерыв между занятиями 10 минут. Принимаются все желающие, в том числе, и обучающиеся с особыми образовательными потребностями. Наполняемость группы – от 6 до 10 человек.
Возраст обучающихся: от 7 до 10 лет.
Формы занятий: Основная форма реализации программы - групповые занятия с ярко выраженным индивидуальным подходом, созданием соревновательного фона на групповых занятиях.
Планируемые результаты освоения программы
Обучающиеся научатся:
- выполнять действия с моделями из конструктора Lego и компьютером по правилам безопасной работы;
- различать основные компоненты конструкторов ЛЕГО;
- различать конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
- работать в компьютерной среде, включающей в себя графический язык программирования;
- создавать виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
- применять основные приемы конструирования роботов;
- демонстрировать конструктивные особенности различных роботов;
- понимать способы передачи программ в NXT и EV 3;
- понимать порядок создания алгоритма программы, действия робототехнических средств;
- самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.);
- создавать реально действующие модели роботов при помощи специальных элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу;
- создавать программы на компьютере для различных роботов;
- корректировать программы при необходимости.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- осваивать лексику, использовать определения, толкования;
- структурировать информационный объект, выделять компоненты и фрагменты в соответствии с задачей, формировать внутренние и внешние ссылки, указатели;
- отбрасывать лишнее, реферировать, аннотировать, выделять ключевые слова, называть создавать заголовки;
- использовать шрифтовые выделения и колонтитулы;
- использовать устройства вывода информации;
- планировать выступление, готовить материалы для него и проводить его с поддержкой аудиовизуальными средствами, учитывая специфику различных форм восприятия и различных аудиторий; особенности пространства;
- организовывать и вести коллективное обсуждение, фиксировать его результаты;
- выявлять разногласия, голосовать и организовывать голосование, формировать общую позицию (консенсус);
- строить информационную модель функционирования различных систем;
- строить качественное, вербальное описание объекта моделирования, выбирать переменные.
Способами определения результативности являются зачетные мероприятия два раза в год в декабре и в мае.
Формами подведения итогов реализации данной программы является участие учащихся в соревнованиях по робототехнике, выставка моделей.
Учебно-тематическийплан
1 год обучения
№ |
Название темы |
Всего часов |
теория |
практика |
Формы аттестации/контроля |
|
1 |
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности |
2 |
2 |
0 |
Опрос |
|
2 |
Знакомство с конструктором WeDo |
2 |
1 |
1 |
Наблюдение |
|
3 |
Проект «Танцующие Утята» |
2 |
|
2 |
Защита проекта |
|
4 |
Проект «Юла» |
2 |
|
2 |
Презентация проекта |
|
5 |
Проект «Обезьяна-барабанщик» |
2 |
|
2 |
Выставка проектов |
|
6 |
Проект «Аллигатор» |
2 |
|
2 |
Презентация проекта |
|
7 |
Проект «Дрессированный лев» |
2 |
|
2 |
Выставка проектов |
|
8 |
Проект «Поющая птица»
|
2 |
|
2 |
Наблюдение |
|
9 |
Проект «Футболист» |
2 |
|
2 |
Защита проекта |
|
10 |
Проект «Вратарь» |
2 |
|
2 |
Презентация проекта |
|
11 |
Проект «Танцующий человек» |
2 |
|
2 |
Выставка проектов |
|
12 |
Проект «Маленький самолет» |
2 |
|
2 |
Защита проекта |
|
13 |
Проект «Великан и кран» |
2 |
|
2 |
Презентация проекта |
|
14 |
Проект «Кораблик» |
2 |
|
2 |
Выставка проектов |
|
15 |
Проект «Маленький вертолет» |
2 |
|
2 |
Выставка проектов |
|
16 |
Проект «Большой вертолет»
|
2 |
|
2 |
Наблюдение |
|
17 |
Проект «Машина» |
2 |
|
2 |
Защита проекта |
|
18 |
Проект «Танцующий кролик» |
2 |
|
2 |
Презентация проекта |
|
19 |
Проект «Бабочка» |
2 |
|
2 |
Выставка проектов |
|
20 |
Проект «Машина-подъемник»
|
2 |
|
2 |
Наблюдение |
|
21 |
Проект «Кит» |
2 |
|
2 |
Защита проекта |
|
22 |
Проект «Машина-подъемник» (2 версия) |
2 |
|
2 |
Презентация проекта |
|
23 |
Проект «Бронетранспортер» |
2 |
|
2 |
Выставка проектов |
|
24 |
Проект «Формула 1» |
2 |
|
2 |
Защита проекта |
|
25 |
Проект «Формула 1» (2 версия) |
2 |
|
2 |
Презентация проекта |
|
26 |
Проект «Большой самолет» |
2 |
|
2 |
Выставка проектов |
|
27 |
Проект «X-Wing» |
2 |
|
2 |
Выставка проектов |
|
28 |
Проект «Шагающий кот»
|
2 |
|
2 |
Наблюдение |
|
29 |
Проект «Черепаха» |
2 |
|
2 |
Защита проекта |
|
30 |
Проект «Шагающий теленок» |
2 |
|
2 |
Презентация проекта |
|
31 |
Проект «Тюлень» |
2 |
|
2 |
Выставка проектов |
|
32 |
Проект «Корабль» |
2 |
|
2 |
Защита проекта |
|
33 |
Проект «Вентилятор» |
2 |
|
2 |
Презентация проекта |
|
34 |
Проект «Лыжник» |
2 |
|
2 |
Выставка проектов |
|
35 |
Проект «Лягушка» |
2 |
|
2 |
Презентация проекта |
|
36 |
Проект «Собака» |
2 |
|
2 |
Выставка проектов |
|
Итого |
72 |
2 |
70 |
|
|
|
2 год
|
Тема |
Всего |
Т |
П |
Формы аттестации/контроля |
1 |
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности Задачи и программа работы на год. Общие вопросы организации работы детей в творческом объединении. Правила поведения в кабинете робототехники. Правила безопасности при работе с компьютером. |
2 |
2 |
|
Опрос |
2 |
Знакомство с конструктором. Состав и возможности конструктора, названия и назначения деталей. Практикум |
2 |
2 |
|
Результат викторины |
3 |
Знакомство с конструктором. Знакомство с меню NXT, подключение двигателей и датчиков к NXT, синхронизация NXT с компьютером. |
2 |
|
2 |
Результат практической работы |
4 |
Сборка базовой модели (тележки). Понятие: прочность конструкции. Выбор оптимальной конструкции, изготовление, испытание и внесение конструкционных изменений. |
2 |
1 |
1 |
Презентация проекта |
5 |
Сборка базовой модели (тележки). Сборка базовой модели (тележки) по готовой схеме. |
2 |
|
2 |
Наблюдение |
6 |
Программирование базовой модели (тележки). Интерфейс программы RoboLab 2.9.4. Основные команды и инструменты среды программирования. Структура простейшей программы. |
2 |
1 |
1 |
Состязание |
7 |
Программирование базовой модели (тележки). Составление линейных алгоритмов. Программирование движение по прямой и поворотов на заданный угол. |
2 |
1 |
1 |
Состязание |
8 |
«Кегельринг» (без датчика). Регламент соревнований «Кегельринг». Требования к габаритам робота. |
2 |
|
2 |
Тест, результаты практик ума |
9 |
«Кегельринг» (без датчика). Изготовление и программирование робота для соревнований «Кегельринг». |
2 |
1 |
1 |
дискуссия |
10 |
Подключение и программирование датчиков. Принцип работы датчиков касания, освещённости, цвета, ультразвукового датчика.
|
2 |
2 |
|
Результат практикума |
11 |
Подключение и программирование датчиков. Подключение датчиков к NXT. Снятие показаний с датчиков. |
2 |
|
2 |
дискуссия |
12 |
Подключение и программирование датчиков. Тестирование и программирование датчиков. |
2 |
|
2 |
результат практикума |
13 |
«Кегельринг» (с датчиком). Возможности использования ультразвукового датчика для обнаружения объектов. Возможности использования датчика освещённости для обнаружения чёрной линии. |
2 |
1 |
1 |
Опрос |
14 |
«Кегельринг» (с датчиком). Изготовление и программирование робота для соревнований «Кегельринг» с использованием датчика освещённости. |
2 |
1 |
1 |
Опрос |
15 |
«Кегельринг» (с датчиком). Изготовление и программирование робота для соревнований «Кегельринг» с использованием датчика освещённости и ультразвукового датчика. |
2 |
|
2 |
Результат состязаний |
16 |
«Следование по линии» . Зубчатые передачи, их виды. Применение зубчатых передач в технике. |
2 |
2 |
|
Результат викторины |
17 |
«Следование по линии» . Понижающее и повышающее передаточное число. Движение вдоль линии с применением одного и двух датчиков освещенности. |
2 |
|
2 |
Результат состязаний |
18 |
«Следование по линии». Изготовление и программирование робота для соревнований «Следование по линии». |
2 |
|
2 |
Результат состязаний |
19 |
Сборка транспортного средства на гусеничном ходу. Устройство гусеничного привода. |
2 |
1 |
1 |
Наблюдение |
20 |
Сборка транспортного средства на гусеничном ходу. Сборка робота «танка» на гусеничном ходу. |
2 |
|
2 |
Результат состязаний |
21 |
«Лабиринт» (с датчиком). Ультразвуковой датчик. Определение роботом расстояния до препятствия. |
2 |
2 |
|
Результат викторины |
22 |
«Лабиринт» (с датчиком). Изготовление робота для соревнований «Лабиринт». |
2 |
|
2 |
Опрос |
23 |
«Лабиринт» (с датчиком) . Изготовление и программирование робота для соревнований «Лабиринт». |
2 |
|
2 |
Результат состязаний |
24 |
Роботы, имитирующие животных и человека. Принципы работы ползающих, шагающих, прыгающих роботов. |
2 |
1 |
1 |
Результат состязаний |
25 |
Роботы, имитирующие животных и человека. Изготовление робота «крокодила». |
2 |
1 |
1 |
Результат состязаний |
26 |
Роботы, имитирующие животных и человека. Изготовление и программирование робота «крокодила». |
2 |
|
2 |
Результат состязаний |
27 |
Сборка шагающих роботов. Понятие: центр тяжести, точка опоры. |
2 |
1 |
1 |
Результат состязаний |
28 |
Сборка шагающих роботов . Изготовление шагающего робота. |
2 |
1 |
1 |
Результат состязаний |
29 |
Сборка шагающих роботов Изготовление и программирование шагающего робота. |
2 |
|
2 |
Результат состязаний |
30 |
Подготовка к показательным соревнованиям Знакомство с регламентами соревнований. Рассмотрение различных выигрышных стратегий. |
2 |
1 |
1 |
Результат состязаний |
31 |
Подготовка к показательным соревнованиям Разработка собственных моделей в группах, подготовка к соревнованиям. |
2 |
|
2 |
Результат состязаний |
32 |
Подготовка к показательным соревнованиям . Конструирование модели, ее программирование группой разработчиков. Участие в соревнованиях. |
2 |
|
2 |
Результат состязаний |
33 |
«Мой собственный уникальный робот» . Самостоятельная творческая работа учащихся. |
2 |
1 |
1 |
Защита проекта |
34 |
Проект «Мой собственный уникальный робот» – 8 часов. Изготовление собственного проекта. |
2 |
|
2 |
Защита проекта |
35 |
Проект «Мой собственный уникальный робот» – 8 часов. Демонстрация законченных конструкций. Поощрение наиболее активных ребят. Подведение итогов работы детей за учебный год. |
2 |
|
2 |
Выставка проектов |
36 |
Проект «Мой собственный уникальный робот» – 8 часов. Подведение итогов работы детей за учебный год. |
2 |
|
2 |
Выставка проектов |
Содержаниепрограммы
1 год обучения
Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности – 2 часа.
Теория: Задачи первого года обучения. Общие вопросы организации работы детей в творческом объединении. Правила поведения в кабинете робототехники. Правила безопасности при работе с компьютером.
Тема 2. Знакомство с конструктором – 2 часа.
Теория: Состав и возможности конструктора, названия и назначения деталей.
Практическая работа: Знакомство с конструктором LegoVedo, изучение его возможностей.
Тема 3. Проект «Танцующие Утята»– 2 часа.
Практическая работа: Сборка модели. Составление программы. Тестирование модели.
Тема 4. Проект «Юла»– 2 часа.
Практическая работа: Сборка модели. Составление программы. Тестирование модели.
Тема 5. Проект «Обезьяна-барабанщик»– 2 часа.
Практическая работа: Сборка модели. Составление программы. Тестирование модели.
Тема 6. Проект «Аллигатор»– 2 часа.
Практическая работа: Сборка модели. Составление программы. Тестирование модели.
Тема 7. Проект «Дрессированный лев»– 2 часа.
Практическая работа: Сборка модели. Составление программы. Тестирование модели.
Тема 8. Проект «Поющая птица»– 2 часа.
Практическая работа: Сборка модели. Составление программы. Тестирование модели.
Тема 9. Проект «Футболист»– 2 часа.
Практическая работа: Сборка модели. Составление программы. Тестирование модели.
Тема 10. Проект «Вратарь»– 2 часа.
Практическая работа: Сборка модели. Составление программы. Тестирование модели.
Тема 11. Проект «Танцующий человек»– 2 часа.
Практическая работа: Сборка модели. Составление программы. Тестирование модели.
Тема 12. Проект «Маленький самолет»– 2 часа.
Практическая работа: Сборка модели. Составление программы. Тестирование модели.
Тема 13. Проект «Великан и кран»– 2 часа.
Практическая работа: Сборка модели. Составление программы. Тестирование модели.
Тема 14. Проект «Кораблик»– 2 часа.
Практическая работа: Сборка модели. Составление программы. Тестирование модели.
Тема 15. Проект «Маленький вертолет»– 2 часа.
Практическая работа: Сборка модели. Составление программы. Тестирование модели.
Тема 16. Проект «Большой вертолет»– 2 часа.
Практическая работа: Сборка модели. Составление программы. Тестирование модели.
Тема 17. Проект «Машина»– 2 часа.
Практическая работа: Сборка модели. Составление программы. Тестирование модели.
Тема 18. Проект «Танцующий кролик»– 2 часа.
Практическая работа: Сборка модели. Составление программы. Тестирование модели.
Тема 19. Проект «Бабочка»– 2 часа.
Практическая работа: Сборка модели. Составление программы. Тестирование модели.
Тема 20. Проект «Машина-подъемник»– 2 часа.
Практическая работа: Сборка модели. Составление программы. Тестирование модели.
Тема 21. Проект «Кит» – 2 часа.
Практическая работа: Сборка модели. Составление программы. Тестирование модели.
Тема 22. Проект «Машина-подъемник» (2 версия)– 2 часа.
Практическая работа: Сборка модели. Составление программы. Тестирование модели.
Тема 23. Проект «Бронетранспортер»– 2 часа.
Практическая работа: Сборка модели. Составление программы. Тестирование модели.
Тема 24. Проект «Формула 1»– 2 часа.
Практическая работа: Сборка модели. Составление программы. Тестирование модели.
Тема 25. Проект «Формула 1» (2 версия)– 2 часа.
Практическая работа: Сборка модели. Составление программы. Тестирование модели.
Тема 26. Проект «Большой самолет»– 2 часа.
Практическая работа: Сборка модели. Составление программы. Тестирование модели.
Тема 27. Проект «X-Wing»– 2 часа.
Практическая работа: Сборка модели. Составление программы. Тестирование модели.
Тема 28. Проект «Шагающий кот»– 2 часа.
Практическая работа: Сборка модели. Составление программы. Тестирование модели.
Тема 29. Проект «Черепаха»– 2 часа.
Практическая работа: Сборка модели. Составление программы. Тестирование модели.
Тема 30. Проект «Шагающий теленок»– 2 часа.
Практическая работа: Сборка модели. Составление программы. Тестирование модели.
Тема 31. Проект «Тюлень»– 2 часа.
Практическая работа: Сборка модели. Составление программы. Тестирование модели.
Тема 32. Проект «Корабль»– 2 часа.
Практическая работа: Сборка модели. Составление программы. Тестирование модели.
Тема 33. Проект «Вентилятор»– 2 часа.
Практическая работа: Сборка модели. Составление программы. Тестирование модели.
Тема 34. Проект «Лыжник»– 2 часа.
Практическая работа: Сборка модели. Составление программы. Тестирование модели.
Тема 35. Проект «Лягушка»– 2 часа.
Практическая работа: Сборка модели. Составление программы. Тестирование модели.
Тема 36.Проект «Собака» – 2 часа.
Практическая работа: Сборка модели. Составление программы. Тестирование модели.
2 год обучения
Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности – 2 часа.
Теория: Задачи и программа работы на год. Общие вопросы организации работы детей в творческом объединении. Правила поведения в кабинете робототехники. Правила безопасности при работе с компьютером.
Тема 2. Знакомство с конструктором – 4 часа.
Теория: Состав и возможности конструктора, названия и назначения деталей.
Практическая работа: Знакомство с меню NXT, подключение двигателей и датчиков к NXT, синхронизация NXT с компьютером.
Тема 3. Сборка базовой модели (тележки) – 4 часа.
Теория: Понятие: прочность конструкции. Выбор оптимальной конструкции, изготовление, испытание и внесение конструкционных изменений.
Практическая работа: Сборка базовой модели (тележки) по готовой схеме.
Тема 4. Программирование базовой модели (тележки) – 4 часа.
Теория: Интерфейс программы RoboLab2.9.4. Основные команды и инструменты среды программирования. Структура простейшей программы.
Практическая работа: Составление линейных алгоритмов. Программирование движение по прямой и поворотов на заданный угол.
Тема 5. «Кегельринг» (без датчика) – 4 часа.
Теория: Регламент соревнований «Кегельринг». Требования к габаритам робота.
Практическая работа: Изготовление и программирование робота для соревнований «Кегельринг».
Тема 6. Подключение и программирование датчиков – 6 часов.
Теория: Принцип работы датчиков касания, освещённости, цвета, ультразвукового датчика.
Практическая работа: Подключение датчиков к NXT. Снятие показаний с датчиков. Тестирование и программирование датчиков.
Тема 7. «Кегельринг» (с датчиком) – 6 часов.
Теория: Возможности использования ультразвукового датчика для обнаружения объектов. Возможности использования датчика освещённости для обнаружения чёрной линии.
Практическая работа: Изготовление и программирование робота для соревнований «Кегельринг» с использованием датчика освещённости и ультразвукового датчика.
Тема 8.«Следование по линии» – 6 часов.
Теория: Зубчатые передачи, их виды. Применение зубчатых передач в технике.
Понижающее и повышающее передаточное число. Движение вдоль линии с применением одного и двух датчиков освещенности.
Практическая работа: Изготовление и программирование робота для соревнований «Следование по линии».
Тема 9. Сборкатранспортного средства на гусеничном ходу – 4 часа.
Теория: Устройство гусеничного привода.
Практическая работа: Сборкаробота «танка» на гусеничном ходу.
Тема 10.«Лабиринт» (с датчиком) – 6 часов.
Теория: Ультразвуковой датчик. Определение роботом расстояния до препятствия.
Практическая работа: Изготовление и программирование робота для соревнований «Лабиринт».
Тема 11.Роботы, имитирующие животных и человека – 6 часов.
Теория: Принципы работы ползающих, шагающих, прыгающих роботов.
Практическая работа: Изготовление и программирование робота «крокодила».
Тема 12.Сборка шагающих роботов – 6 часов.
Теория: Понятие: центр тяжести, точка опоры.
Практическая работа: Изготовление и программирование шагающего робота.
Тема 13. Подготовка к показательным соревнованиям – 6 часов.
Теория: Знакомство с регламентами соревнований. Рассмотрение различных выигрышных стратегий.
Практическая работа: Разработка собственных моделей в группах, подготовка к соревнованиям. Конструирование модели, ее программирование группой разработчиков. Участие в соревнованиях.
Тема 14. Проект «Мой собственный уникальный робот»– 8 часов.
Теория: Самостоятельная творческая работа учащихся.
Практическая работа: Изготовление собственного проекта. Демонстрация законченных конструкций. Поощрение наиболее активных ребят. Подведение итогов работы детей за учебный год.
Методическое обеспечение программы
Особенности методики обучения
Учебно-воспитательный процесс направлен на развитие природных задатков детей, на реализацию их интересов и способностей. Каждое занятие обеспечивает развитие личности ребенка. При планировании и проведении занятий применяется личностно-ориентированная технология обучения, в центре внимания которой личность, стремящаяся к реализации своих возможностей.
Данная программа допускает творческий, импровизированный подход со стороны детей и педагога того, что касается возможной введения дополнительного материала, методики проведения занятий. Руководствуясь данной программой, педагог имеет возможность увеличить или уменьшить объем и степень технической сложности материала в зависимости от состава группы и конкретных условий работы.
I. Методы организации и проведения занятий
- словесные методы (рассказ, беседа, инструктаж, чтение справочной литературы);
- наглядные методы (демонстрации мультимедийных презентаций, фотографии);
- практические методы (упражнения, задачи).
- эвристические (частично-поисковые) большая возможность выбора вариантов.
- Объяснительно - иллюстративный - предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с технологическими картами и др);
- Эвристический - метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т.д.)
- Проблемный - постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения обучающимися;
- Программированный - набор операций, которые необходимо выполнить в ходе выполнения практических работ (форма: компьютерный практикум, проектная деятельность);
- Репродуктивный - воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу),
- Частично - поисковый - решение проблемных задач с помощью педагога;
- Поисковый – самостоятельное решение проблем;
- Метод проблемного изложения - постановка проблемы педагогам, решение ее самим педагогом, соучастие обучающихся при решении.
II. Методы стимулирования и мотивации деятельности
Методы стимулирования мотива интереса к занятиям: познавательные задачи, учебные дискуссии, создание ситуации новизны, ситуации гарантированного успеха и т.д.
В течение учебного года обучающимся дается необходимая теоретическая и практическая база, формируются навыки работы с конструктором LEGO VEDO, LEGO NXT Mindstorms (EV 3) с принципами работы датчиков: касания, освещённости, расстояния.
На основе программы LEGO MindstormsEduсation NXT 2.0 школьники знакомятся с блоками компьютерной программы: дисплей, движение, цикл, блок датчиков, блок переключателей. Под руководством педагога, а затем и самостоятельно пишут программы: «движение «вперёд-назад», «движение с ускорением», «робот-волчок», «восьмёрка», «змейка», «поворот на месте», «спираль», «парковка», «выход из лабиринта», «движение по линии». Проектируют роботов и программируют их. Готовят роботов к соревнованиям: «Кегельринг», «Следование по линии», «Сумо».
Следующим шагом является расширение знаний и усовершенствование навыков работы с конструктором LEGO NXT Mindstorms. Учащиеся изучают программу Robolab, команды визуального языка программирования LabView.Работа в режиме управление-уровень 1,2,3,4. Работа в режиме Конструирования-уровень 1,2,3,4. На основе этих программ проводят эксперименты с моделями, конструируют и проектируют робототехнические изделия (роботы для соревнований, роботы помощники в быту, роботы помощники в спорте и т. д.)
Диагностика результативности по программе
Для выявления результативности работы можно применять следующие формы деятельности
- наблюдение в ходе обучения с фиксацией результата;
- анализ, обобщение и обсуждение результатов обучения;
- проведение открытых занятий с их последующим обсуждением;
- участие в соревнованиях муниципального, зонального и регионального уровней;
- оценка выполненных практических работ, проектов.
Формы организации работы по программе:
- Занятия теоретического характера
- Занятия практического характера
- Проведение творческих практических работ
- Работа над проектом
- Соревнования
- Фестивали творческих работ
Материально-техническое обеспечение программы
- Набор LEGO WeDo
- Набор LEGO Mindstorms NXT
- Ресурсный набор для LEGO Mindstorms NXT
- Программное обеспечение:
- RoboLab 2.9.4
- Lego WeDo Software v1.2 and Activity pack
- Поля: кегельринг; кегельринг макро; следование по линии; лабиринт.
- Оборудованный компьютерный класс.
Список литературы для педагога
- Белиовская Л.Г., Белиовский А.Е. Программируем микрокомпьютер NXT в LabVIEW. – М.: ДМК, 2015, 278 стр.;
- ЛЕГО-лаборатория (ControlLab):Справочное пособие, - М.: ИНТ, 2014, 150 с.
- Рогов Ю.В. Робототехника для детей и их родителей [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://xn----8sbhby8arey.xn--p1ai/index.php/2012-07-07-02-11-23/kcatalog
- Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. С-Пб, «Наука», 2015г.-348с.
Интернет - ресурсы:
- Публичная библиотека (Электронные книжные полки Вадима Ершова и К°) [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://publ.lib.ru/publib.html.
- Практическая робототехника. РобоКлуб. [Электронный ресурс].- Режим доступа:http://www.roboclub.ru
- Портал Robot.Ru Робототехника и Образование. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.robot.ru
Список литературы для обучающихся
- Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. С-Пб, «Наука», 2015г.-348с.
Интернет- ресурсы:
- Публичная библиотека (Электронные книжные полки Вадима Ершова и К°) [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://publ.lib.ru/publib.html.
- Практическая робототехника. РобоКлуб. [Электронный ресурс].- Режим доступа:http://www.roboclub.ru
- Портал Robot.Ru Робототехника и Образование. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.robot.ru