Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа |
«Ансамблевое исполнительство»
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа имеет художественную направленность.Программа является модифицированной и разработана на основе подпрограммы«Композиция и постановка танца» комплексной образовательной программы Акуловой Г.И. «Школа русского танца». Программа адаптирована к условиям образовательной среды ДД(Ю)Т педагогом дополнительного образования Ершовым В.К., имеет базовый уровень сложности. Программа реализуется в хореографическом ансамбле «Юный новгородец» ДД(Ю)Т имени Лени Голикова, является рабочей программой педагога.
«Танец – самое возвышенное, самое волнующее и самое прекрасное из всех видов искусств, поскольку он не просто отражение жизни или отвлечение от неё, а сама жизнь». «Ансамбль – значит вместе», - И. Моисеев.
Данная программа оформлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008 г.Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», методическими рекомендациями Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242, с учетом требований Положения о порядке оформления программ дополнительного образования детей в образовательных учрежденияхВеликого Новгорода. А также в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 г.Москва «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»» и информационного письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 19.10.06 № 06-1616.
Актуальность и педагогическая целесообразностьпрограммы.
Концертная деятельность является одним из основных компонентов образовательного процесса, позволяющая обучающимся осмыслить и использовать знания и навыки, полученные на занятиях классического и народно-сценического танца. Это итог большой творческой работы педагога и детей, которая развивает навыки коллективного взаимодействия, сплачивает их в дружный коллектив, объединенный общими интересами.
Ансамблевое исполнительство необходимо для сохранения преемственности поколений в коллективе; для более раннего приобщения детей к концертной деятельности, развития исполнительских умений и навыков; наиболее одаренные обучающиеся после окончания курса обучения переводятся в старший концертный коллектив.
Ансамбль – это лучшая школа коллективной деятельности (коллективного творчества) обучающихся. Главная задача каждого ребенка – став частью общего ансамбля, сохранить свою творческую индивидуальность. А задача педагога – научить его этому.Хореография как вид искусства обладает большими резервами для развития и воспитания обучающихся. Это синтетический вид искусства, основным средством которого является движение во всем его многообразии. Движение и музыка, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, музыкальность и артистичность, воздействуют на его двигательный аппарат, развивают слуховую, зрительную, моторную (или мышечную) память, учат «благородным» манерам.
Выступления перед зрителями в составе ансамбля являются мощным воспитательным средством: переживание успеха приносит ребёнку моральное удовлетворение, чувство ответственности, дружбы, товарищества. Участие в концертах, осознание обучающимися своих способностей (возможностей), достигнутых успехов, пусть даже незначительных, повышает их волевую активность, укрепляет веру в свои силы.
Отличительные особенности программы. Содержание программы«Ансамблевое исполнительство» направлено наотработку танцев репертуара ансамбля в своих возрастных группах и годах обучения. Задача педагога – создать условия для каждого обучающегося по освоению репертуара ансамбля и демонстрации своих способностей на сценических площадках разного уровня.
Цель программы:
Раскрытие творческой личности ребёнка средствами хореографического искусства, становление и развитие творческого коллектива, обладающего высоким исполнительским мастерством.
Задачи:
Обучающие:
- Развивать у обучающихся умениеслышать и слушать музыку и передавать её содержание в движении;
- Формировать навыки исполнения массовых, парных и сольных танцев;
- Научить осознанно контролировать выполнение движений (по принципу «мысль опережает действие»).
Развивающие:
- Развивать культуру общения, уверенность в себе;
- Развитие творческой фантазии, эмоциональной выразительности
- Совершенствовать выносливость, силу, координацию движений.
Воспитывающие:
- Воспитывать художественный вкус и эмоциональную отзывчивость; чувство ответственности за общее дело, чувство дружбы и товарищества.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы – 9 -14 лет.
Срок реализации образовательной программы - 4 года; 1 год обучения - 1 занятие в неделю, 36 учебных часов в год; 2 – 4 года обучения – 2 часа в неделю, 72 учебных часа
Программа рассчитана на обучающихся всех годов обучения, и позволяет совершенствовать и реализовать навыки, полученные при изучении программ основных курсов.
Формы и режим занятий. Ведущей формой организации обучения является групповая. Продолжительность занятий – 45 минут. Содержание программы ориентировано на одновозрастные группы обучающихся. Наполняемость группы от 10 до 16 человек:СанПин- 3 м2 на человека.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
Ожидаемые результаты |
показатели |
критерии |
Методы и формы диагностики |
личностные |
1. Опыт взаимодействия в группе |
- соотносит свои желания с желанием другого - сам приходит на помощь - дорожит мнением коллектива |
- наблюдение - беседа |
метапредметные |
1. Устойчивая мотивация к занятиям |
- посещение занятий без пропусков - скучает по занятиям в праздники, на каникулах - получает удовольствие от занятий - занимается дома самостоятельно |
- наблюдение - беседа с обучающимся, родителями |
предметные |
1. Овладение навыками ансамблевого исполнительства
2. Танцует все репертуарные танцы ансамбля
3. Опыт участия в концертных выступлениях |
- обучающиеся исполняют танец синхронно - слышат музыку - вместе могут передать характер танца
- освоил репертуар своего года обучения
- участвует в концертах разного уровня |
- наблюдение
- данные текущей и промежуточной аттестации
- приказы - списки участников концертов, конкурсов, фестивалей |
Для отслеживания динамики освоения данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы осуществляется промежуточная и итоговая диагностика в форме зачетных занятий, участия в концертах, фестивалях, конкурсах.
Текущий контроль действует на протяжении всего учебного года.
Критерии промежуточной аттестации обучающихся:
1 год обучения.
Отметка «5» - отлично – выставляется, если обучающийся
- четко и правильно исполняются движения танцев
- исполняет движения в такт музыки
- передает содержание музыки в движении
- уверенно работает в танце с партнером.
Отметка «4» - хорошо – выставляется, если обучающийся
- допускает погрешности в исполнении движений
- неуверенно работает в танце с партнером.
Отметка «3» - удовлетворительно – выставляется, если обучающийся
- допускает ошибки в движениях
- сбивается в музыкальном темпе.
2 год обучения.
Отметка «5» - отлично – выставляется, если обучающийся
- четко и правильно исполняются движения танцев
- ритмично исполняет движения в такт музыки
- передает характер и образ в танце
- уверенно работает в танце с партнером.
Отметка «4» - хорошо – выставляется, если обучающийся
- допускает погрешности в исполнении движений
- неуверенно работает в танце с партнером.
Отметка «3» - удовлетворительно – выставляется, если обучающийся
- допускает ошибки в движениях
- неправильно открывает руки
- нечетко исполняет поворот головы
- сбивается в музыкальном темпе.
3 год обучения.
Отметка «5» - отлично – выставляется, если обучающийся
- четко и правильно исполняются движения танцев
- исполняет движения в такт музыки
- передает характер и содержание музыки в движении
- эмоционально исполняет танец
- уверенно работает в танце с партнером.
Отметка «4» - хорошо – выставляется, если обучающийся
- допускает погрешности в исполнении движений
- неуверенно работает в танце с партнером.
Отметка «3» - удовлетворительно – выставляется, если обучающийся
- допускает ошибки в движениях
- сбивается в музыкальном темпе.
4 год обучения.
Отметка «5» - отлично – выставляется, если обучающийся
- четко и правильно исполняются движения танцев
- передает характер и образ в танце
- справляется с темпом танца
- уверенно работает в танце с партнером.
Отметка «4» - хорошо – выставляется, если обучающийся
- допускает погрешности в исполнении движений
- неуверенно работает в танце с партнером.
Отметка «3» - удовлетворительно – выставляется, если обучающийся
- допускает ошибки в движениях
- сбивается в музыкальном темпе
- нечеткая координация рук и головы.
Учебно-тематический план1год обучения
№ |
Тема |
теория |
практика |
всего |
Формы аттестации/ контроля |
1 |
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. |
1 |
- |
1 |
Беседа |
2 |
Постановочно-репетиционная работа в ансамбле |
1 |
7 |
8 |
Технический Зачет |
3 |
Отработка поставленных танцев. Постановка новых танцевальных композиций. |
4 |
18 |
22 |
Выступление |
4 |
Работа с солистами и сольными партиями в танцевальных номерах, отдельно с девочками и отдельно с мальчиками |
1 |
4 |
5 |
Выступление на концерте, конкурсе |
|
Итого |
7 |
29 |
36 |
|
Учебно-тематический план 2,3,4 год обучения
№ |
Тема |
теория |
практика |
всего |
Формы аттестации/ контроля |
1 |
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. |
1 |
- |
1 |
Беседа |
2 |
Постановочно-репетиционная работа в ансамбле |
3 |
15 |
18 |
Технический Зачет |
3 |
Отработка поставленных танцев. Постановка новых танцевальных композиций. |
7 |
35
|
42
|
Выступление, участие в конкурсах |
4 |
Работа с солистами и сольными партиями в танцевальных номерах, отдельно с девочками и отдельно с мальчиками |
2 |
9 |
11 |
Выступление на концерте, конкурсе |
|
Итого |
13 |
59 |
72 |
|
Содержание программы
1год обучения
Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности – 2 часа.
Теория: инструктаж по технике безопасности.
Практика: повторение ранее изученных движений, комбинаций; отработка изученного материала, закрепление пройденного.
Тема 2. Постановочно-репетиционная работа в ансамбле.
Теория: Танец, его сюжет и образы. Культура народности: речь, традиции, историческое прошлое, лексика, костюм. Хореографическая логика, динамика, продолжительность, связь танца с характером музыки.
Практика: основные элементы движений танца. Связь движений и рисунка. Связь музыки с движением и рисунком. Передача образа, сюжета танцевального номера.
Тема 3. Отработка поставленных танцев. Постановка новых танцевальных композиций.
Теория: Практика: техника исполнения движений танца. Разбор ошибок и работа над ними. Сюжет танцевального номера. Эмоционально-образная окраска движений танца. Исполнительский артистизм. Работа с предметами (платок, ложки, сабли и т.д.).
Тема 4. Работа с солистами (отдельно с девочками, отдельно с мальчиками).
Теория: правила исполнения различных номеров. Учет индивидуальных особенностей и способностей в сольных партиях танцевальных номеров.
Практика: одиночная (сольная) пляска. Парная пляска. Мужские танцы, трюки. Девичьи хороводы, переплясы.
2 - 4год обучения
Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Теория: инструктаж по технике безопасности.
Тема 2. Постановочно-репетиционная работа в ансамбле
Теория:Танец, его сюжет и образы. Культура народности: речь, традиции, историческое прошлое, лексика, костюм. Хореографическая логика, динамика, продолжительность, связь танца с характером музыки.
Практика: основные элементы движений танца. Связь движений и рисунка. Связь музыки с движением и рисунком. Передача образа, сюжета танцевального номера.
Тема 3. Отработка поставленных танцев. Постановка новых танцевальных композиций.
Теория: Практика: техника исполнения движений танца. Разбор ошибок и работа над ними. Сюжет танцевального номера. Эмоционально-образная окраска движений танца. Исполнительский артистизм. Работа с предметами (платок, ложки, сабли и т.д.).
Тема 4. Работа с солистами (отдельно с девочками, отдельно с мальчиками).
Теория: правила исполнения различных номеров. Учет индивидуальных особенностей и способностей в сольных партиях танцевальных номеров.
Практика: одиночная (сольная) пляска. Парная пляска. Мужские танцы, трюки. Девичьи хороводы, переплясы.
Методические рекомендации по реализации программы
Данная программа сочетает тренировочные упражнения и танцевальную лексику классического и народно-сценического танца; теоретическую и практическую части, сводные и постановочные репетиции, что способствует развитию не только танцевальных навыков обучающихся, но и волевой активности, дисциплинированности, чувства ответственности за результат общей деятельности.
В основе организации процесса обучения по программе лежат следующие дидактические принципы: наглядности, последовательности, преемственности, систематичности, прочности, воспитывающего и развивающего характера образовательной деятельности, сознательности и творческой активности, сочетания коллективных и индивидуальных форм работы.
Наиболее значимыми, на наш взгляд, являются следующие методы обучения и воспитания:
- объяснительно-иллюстративный: при разучивании нового танца педагог объясняет, поясняет, комментирует. Новый танец начинается с точного, безукоризненного показа, просмотра видеозаписи и т.д. Очень важна эмоциональность, интонация педагога;
- репродуктивный: повторение движений танца применяется как для разучивания, совершенствования, закрепления танцевальных навыков, так и для того, чтобы их не утратить, сохранить в памяти ранее пройденный материал. Для повышения качества результата педагог должен не только опираться на способности обучающихся, но и научить их сознательному исполнению;
- метод создания ситуации успеха: воспитанник «переживает» внутреннюю радость от победы над неумением, страхом, комплексом;
- метод стимулирования – поощрение, наказание, соревнование обучающегося самого с собой.
Педагог использует также и специальные методы и приемы обучения хореографии:
- метод разучивания «целиком» в замедленном темпе;
- прием разучивания под счет педагога, затем – под музыкальное сопровождение;
- метод разучивания по частям (сложная или длинная комбинация танца сначала разучивается по частям, потом объединяется в одно целое).
Педагог использует следующие виды занятий.
1. Занятие – постановка новой хореографической композиции (постановочная работа).
2. Занятие – репетиция: работа над лексикой движений, над образом, эмоциональной выразительностью (репетиционная работа).
3. Занятие – концерт.
На занятиях по постановке танца большое внимание уделяется развитию активного детского творчества, фантазии обучающихся. В процессе занятий необходимо создать условия для самостоятельной работы обучающихся, приобщать воспитанников к сотворчеству.
Работа педагога при постановке танца состоит из двух этапов:
- самостоятельная работа постановщика,
- работа с коллективом.
Постановка танца начинается с беседы о танце, культуре народа и ее отличительных особенностях, традициях, костюмах, языке; сюжете танца и его образах. После этого – совместное прослушивание музыки и анализ музыкального материала, просмотр видеоматериалов (если танец ранее исполнялся коллективом).Затем – показ движений и манеры исполнения танца; после того, как проучены отдельные движения танца, можно перейти к работе над комбинациями и рисунком танца, а также к дальнейшей отработке всего танца.
Репетиция – это подготовка участников к выходу на сцену. Репетиция является основным звеном всей учебной, организационной, методической и воспитательной работы с коллективом.Работа над репертуаром включает в себя репетиционную деятельность и предполагает отработку танца, его темпа, ритма, техники движений, навыков актерского мастерства, сценической раскрепощенности, выразительности, передачи сценического образа, содержания танца. В репетиционную деятельность отработки танца входит как групповая работа, так и отдельная работа с девочками и мальчиками (если это совместный танец) по усмотрению педагога, а также, индивидуальная работа с солистами, так как на одном занятии нужно уделить больше внимания на отработку движений девочкам, а на другом – мальчикам или солистам.Рабочая репетиция проводится для изучения конкретного хореографического танца.Сводная репетиция проводится на сцене или в большом зале, на которую приглашаются дети всех возрастных групп для работы над техникой и чистотой исполнения танца, подбора костюмов, реквизита и т.д.
Генеральная репетиция проводится для определения готовности номера к концертному выступлению с устранением небольших погрешностей. Назначать её надо тогда, когда все танцы детально отработаны и готовы для исполнения на концерте. На генеральном прогоне обязательны костюмы, грим, свет, звук и т.д.
Материально-техническое оснащение занятий
ü Наличие учебных классов (не менее двух). Оборудование классов: станки, зеркала, палубный пол, раздевалки (не менее двух), комната для преподавателей, кондиционеры.
- Техническое оснащение: фортепиано, стационарный музыкальный центр, видеомагнитофоны, телевизор, видеокамера.
- Сценическая площадка для репетиций.
- Оформление концертных номеров: изготовление костюмов в соответствии с репертуаром, обувь для занятий и для сцены (туфли, сапоги), бутафория сцены.
Репертуарный план
Первый год обучения
1. «Приглашение»
2. «Раз, два, левой»
3. «Величальная»
4. «Вася-Василек»
Второй год обучения
1. «Финская полька»
2. «Прадедушка»
3. «Величальная»
4. «Вася-Василек»
5. «Скоморохи»
6. «Кумушки-голубушки»
7. «Птицы»
Третий год обучения
1. «Кумушки-голубушки»
2. «Барынька»
3. «Плетень»
4. «Скоморохи»
5. «Казачок»
6. «Комарики»
Четвертый год обучения
1. «Барынька»
2. «Плетень»
3. «Скоморохи»
4. «Комарики»
5. «Казачок»
6. «Стирка»
7. «Русский перепляс»
8. «Свистопляска».
Список литературы для педагога
Акулова Г. И. Классический тренаж в коллективе народного танца (метод.Письмо). - НМЦ, 1981.
Ваганова А. Я. Основы классического танца.- Л.: Искусство. 1980.
Голейзовскии К. Образы русской народной хореографии. - М.: Искусство, 1968.
Гребенщиков С. Сценические белорусские танцы.- Минск, 1974.
Громова Е.Н.Детские танцы из классических балетов. Хрестоматия. - СПб: Гуманитарный университет профсоюзов , 2000.
Заикин, Н.И.; Бухвостова, Л.В.; Щекотихина, С.А.Балетмейстер и коллектив. – М. 2007 .
Казаринова Т. Магическая сила пространства сцены // Сов. Балет. -1991, №5.
Кукин А., Лапин В. К проблеме русских хороводов. - СПб., 1991.
Мочалов Ю. Композиция сценического пространства: Поэтика мизансцены. - М.: Просвещение, 1981.
Холл Д. Уроки танцев - М.: АСТ 2009 .
Список литературы для учащихся
Богданов Г.Ф. Основные этапы формирования и развития русского народного танца. - М., 1988.
Гривицкас В. Искусство танца. - М., 1997.
Захаров Р. «Записки балетмейстера» - М., Искусство, 1976.
Иговери И. Я балерина - Москва, Искусство, 1977.
Касл К. Балет. Детская энциклопедия - М.: АСТ, 2001.
Лиепа М. Вчера и сегодня в балете - М., Молодая гвардия, 1986.
Моисеев И. Я вспоминаю... Гастроль длинною в жизнь. - М.,СОГЛАСИЕ, 1998.
Пасютинская, В.М.Волшебный мир танца - М.: Просвещение 1985.
Балет, танец, хореография /под.ред. Александрова, Н. - СПб: Лань 2008.
Слонимский Ю. В честь танца. - М., 1988.
Филатов С.В. От образного слова - к выразительному движению. - М., 1993.