Версия для слабовидящих

Menu

Образовательные программы - "Ансамблевое исполнительство"

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа


«Ансамблевое исполнительство»

 

Пояснительная записка

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа имеет художественную направленность.Программа является модифицированной и разработана на основе подпрограммы«Композиция и постановка танца» комплексной образовательной программы Акуловой Г.И. «Школа русского танца».          Программа адаптирована к условиям образовательной среды ДД(Ю)Т педагогом дополнительного образования Ершовым В.К., имеет базовый уровень сложности.     Программа реализуется в хореографическом ансамбле «Юный новгородец» ДД(Ю)Т имени Лени Голикова,  является рабочей программой педагога.

«Танец – самое возвышенное, самое волнующее и самое прекрасное из всех видов искусств, поскольку он не просто отражение жизни или отвлечение от неё, а сама жизнь». «Ансамбль – значит вместе», - И. Моисеев.

Данная программа оформлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008 г.Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,   методическими рекомендациями Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242, с учетом требований Положения о порядке оформления программ  дополнительного образования  детей в образовательных учрежденияхВеликого Новгорода. А также в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 г.Москва «Об утверждении  СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»» и информационного письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 19.10.06 № 06-1616.

Актуальность и педагогическая целесообразностьпрограммы.

Концертная деятельность является одним из основных компонентов образовательного процесса, позволяющая обучающимся осмыслить и использовать знания и навыки, полученные на занятиях классического и народно-сценического танца. Это итог большой творческой работы педагога и детей, которая развивает навыки коллективного взаимодействия, сплачивает их в дружный коллектив, объединенный общими интересами.

Ансамблевое исполнительство  необходимо для сохранения преемственности поколений в коллективе; для более раннего приобщения детей к концертной деятельности, развития исполнительских умений и навыков; наиболее одаренные обучающиеся после окончания курса обучения переводятся в старший концертный коллектив.

Ансамбль – это лучшая школа коллективной деятельности (коллективного творчества) обучающихся. Главная задача каждого ребенка – став частью общего ансамбля, сохранить свою творческую индивидуальность. А задача педагога – научить его этому.Хореография как вид искусства обладает большими резервами для развития и воспитания обучающихся. Это синтетический вид искусства, основным средством которого является движение во всем его многообразии. Движение и музыка, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, музыкальность и артистичность, воздействуют на его двигательный аппарат, развивают слуховую, зрительную, моторную (или мышечную) память, учат «благородным» манерам.

       Выступления перед зрителями в составе ансамбля являются мощным воспитательным средством: переживание успеха приносит ребёнку моральное удовлетворение, чувство ответственности, дружбы, товарищества. Участие в концертах, осознание обучающимися своих способностей (возможностей), достигнутых успехов, пусть даже незначительных, повышает их волевую активность, укрепляет веру в свои силы.

Отличительные особенности программы.      Содержание программы«Ансамблевое исполнительство» направлено наотработку танцев репертуара ансамбля в своих возрастных группах и годах обучения. Задача педагога – создать условия для каждого обучающегося по освоению репертуара ансамбля и демонстрации своих способностей на сценических площадках разного уровня.

Цель программы:

 Раскрытие творческой личности ребёнка средствами хореографического искусства, становление и развитие творческого коллектива, обладающего высоким исполнительским мастерством.

Задачи:

Обучающие:

  • Развивать у обучающихся умениеслышать и слушать музыку и передавать её содержание в движении;
  • Формировать навыки исполнения массовых, парных и сольных танцев;
  • Научить осознанно контролировать выполнение движений (по принципу «мысль опережает действие»).

Развивающие:

  • Развивать культуру общения, уверенность в себе;
  • Развитие творческой фантазии, эмоциональной выразительности
  • Совершенствовать выносливость, силу, координацию движений.

Воспитывающие:

  • Воспитывать художественный вкус и эмоциональную отзывчивость; чувство ответственности за общее дело, чувство дружбы и товарищества.

Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы – 9 -14 лет.

 Срок реализации образовательной программы - 4 года; 1 год обучения - 1 занятие в неделю, 36 учебных часов в год; 2 – 4 года обучения – 2 часа в неделю, 72 учебных часа

 Программа рассчитана на обучающихся всех годов обучения, и позволяет совершенствовать  и реализовать навыки, полученные при изучении программ основных курсов.

Формы и режим занятий. Ведущей формой организации обучения является групповая. Продолжительность занятий – 45 минут. Содержание программы ориентировано на одновозрастные группы обучающихся. Наполняемость группы от 10 до 16 человек:СанПин- 3 м2 на человека.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

Ожидаемые

результаты

показатели

критерии

Методы и формы диагностики

личностные

1. Опыт взаимодействия в группе

- соотносит свои желания с желанием другого

- сам приходит на помощь

- дорожит мнением коллектива

- наблюдение

- беседа

метапредметные

1. Устойчивая мотивация к занятиям

- посещение занятий без пропусков

- скучает по занятиям в праздники, на каникулах

- получает удовольствие от занятий

- занимается дома самостоятельно

- наблюдение

- беседа с обучающимся, родителями

предметные

1. Овладение навыками ансамблевого исполнительства

 

 

2. Танцует все репертуарные танцы ансамбля

 

3. Опыт участия в концертных выступлениях

- обучающиеся исполняют танец синхронно

- слышат музыку

- вместе могут передать характер танца

 

- освоил репертуар своего года обучения

 

 

- участвует в концертах разного уровня

- наблюдение

 

 

 

- данные текущей и промежуточной аттестации

 

 

- приказы

- списки участников концертов, конкурсов, фестивалей

 

Для отслеживания динамики освоения данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы осуществляется промежуточная и итоговая диагностика в форме зачетных занятий, участия в концертах, фестивалях, конкурсах.

Текущий контроль действует на протяжении всего учебного года.

Критерии промежуточной аттестации обучающихся:

1 год обучения.

Отметка «5» - отлично – выставляется, если обучающийся

                     - четко и правильно исполняются движения танцев

                     - исполняет движения в такт музыки

                     - передает содержание музыки в движении

                     - уверенно работает в танце с партнером.

Отметка «4» - хорошо – выставляется, если обучающийся

                   - допускает погрешности в исполнении движений

                   - неуверенно работает в танце с партнером.

Отметка «3» - удовлетворительно – выставляется, если обучающийся

                   - допускает ошибки в движениях

                   - сбивается в музыкальном темпе.

2 год обучения.

Отметка «5» - отлично – выставляется, если обучающийся

                     - четко и правильно исполняются движения танцев

                     - ритмично исполняет движения в такт музыки

                     - передает характер и образ в танце

                     - уверенно работает в танце с партнером.

Отметка «4» - хорошо – выставляется, если обучающийся

                   - допускает погрешности в исполнении движений

                   - неуверенно работает в танце с партнером.

Отметка «3» - удовлетворительно – выставляется, если обучающийся

                   - допускает ошибки в движениях

                   - неправильно открывает руки

                   - нечетко исполняет поворот головы

                   - сбивается в музыкальном темпе.

3 год обучения.

Отметка «5» - отлично – выставляется, если обучающийся

                     - четко и правильно исполняются движения танцев

                     - исполняет движения в такт музыки

                     - передает характер и содержание музыки в движении

                     - эмоционально исполняет танец

                     - уверенно работает в танце с партнером.

Отметка «4» - хорошо – выставляется, если обучающийся

                   - допускает погрешности в исполнении движений

                   - неуверенно работает в танце с партнером.

Отметка «3» - удовлетворительно – выставляется, если обучающийся

                   - допускает ошибки в движениях

                   - сбивается в музыкальном темпе.

4 год обучения.

Отметка «5» - отлично – выставляется, если обучающийся

                     - четко и правильно исполняются движения танцев

                     - передает характер и образ в танце

                     - справляется с темпом танца

                     - уверенно работает в танце с партнером.

Отметка «4» - хорошо – выставляется, если обучающийся

                   - допускает погрешности в исполнении движений

                   - неуверенно работает в танце с партнером.

Отметка «3» - удовлетворительно – выставляется, если обучающийся

                   - допускает ошибки в движениях

                   - сбивается в музыкальном темпе

                   - нечеткая координация рук и головы.

 

 Учебно-тематический план1год обучения

Тема

теория

практика

всего

Формы аттестации/

контроля

1

Вводное занятие.

Инструктаж по технике безопасности.

 

1

 

-

 

1

 

Беседа

2

Постановочно-репетиционная работа в ансамбле

1

7

8

Технический

Зачет

3

Отработка поставленных танцев. Постановка новых танцевальных композиций.

 

     4

 

    18

 

   22

Выступление

4

Работа с солистами и сольными партиями в танцевальных номерах, отдельно с девочками и отдельно с мальчиками

 

1

 

4

 

5

Выступление на концерте, конкурсе

 

Итого

7

29

36

 

 

Учебно-тематический план 2,3,4 год обучения

Тема

теория

практика

всего

Формы аттестации/

контроля

1

Вводное занятие.

Инструктаж по технике безопасности.

 

1

 

-

 

1

 

Беседа

2

Постановочно-репетиционная работа в ансамбле

3

15

18

Технический

Зачет

3

Отработка поставленных танцев. Постановка новых танцевальных композиций.

 

    7

 

  35

 

 

    42

 

 

Выступление,

участие в конкурсах

4

Работа с солистами и сольными партиями в танцевальных номерах, отдельно с девочками и отдельно с мальчиками

 

2

 

9

 

   11

Выступление на концерте, конкурсе

 

Итого

13

59

72

 

 

Содержание программы

1год обучения

Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности – 2 часа.

Теория: инструктаж по технике безопасности.

Практика: повторение ранее изученных движений, комбинаций; отработка изученного материала,  закрепление пройденного.

Тема 2. Постановочно-репетиционная работа в ансамбле.

Теория: Танец, его сюжет и образы. Культура народности: речь, традиции, историческое прошлое, лексика, костюм. Хореографическая логика, динамика, продолжительность, связь танца с характером музыки.

Практика: основные элементы движений танца. Связь движений и рисунка. Связь музыки с движением и рисунком. Передача образа, сюжета танцевального номера.

Тема 3. Отработка поставленных танцев. Постановка новых танцевальных композиций.

Теория: Практика: техника исполнения движений танца.  Разбор ошибок и работа над ними. Сюжет танцевального номера. Эмоционально-образная окраска движений танца. Исполнительский артистизм. Работа с предметами (платок, ложки, сабли и т.д.).

Тема 4. Работа  с солистами (отдельно с девочками, отдельно с мальчиками).

Теория: правила исполнения различных номеров. Учет индивидуальных особенностей и способностей в сольных партиях  танцевальных номеров.

Практика: одиночная (сольная) пляска. Парная пляска. Мужские танцы, трюки. Девичьи хороводы, переплясы. 

2 - 4год обучения

Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

Теория: инструктаж по технике безопасности.

Тема 2. Постановочно-репетиционная работа в ансамбле

Теория:Танец, его сюжет и образы. Культура народности: речь, традиции, историческое прошлое, лексика, костюм. Хореографическая логика, динамика, продолжительность, связь танца с характером музыки.

Практика: основные элементы движений танца. Связь движений и рисунка. Связь музыки с движением и рисунком. Передача образа, сюжета танцевального номера.

Тема 3. Отработка поставленных танцев. Постановка новых танцевальных композиций.

Теория: Практика: техника исполнения движений танца.  Разбор ошибок и работа над ними. Сюжет танцевального номера. Эмоционально-образная окраска движений танца. Исполнительский артистизм. Работа с предметами (платок, ложки, сабли и т.д.).

Тема 4. Работа  с солистами (отдельно с девочками, отдельно с мальчиками).

Теория: правила исполнения различных номеров. Учет индивидуальных особенностей и способностей в сольных партиях  танцевальных номеров.

Практика: одиночная (сольная) пляска. Парная пляска. Мужские танцы, трюки. Девичьи хороводы, переплясы.  

 

Методические рекомендации по реализации программы

Данная программа сочетает тренировочные упражнения и танцевальную лексику классического и народно-сценического танца; теоретическую и практическую части, сводные и постановочные репетиции, что способствует развитию не только танцевальных навыков обучающихся, но и волевой активности, дисциплинированности, чувства ответственности за результат общей деятельности.

В основе организации процесса обучения по программе лежат следующие дидактические принципы: наглядности, последовательности, преемственности, систематичности, прочности, воспитывающего и развивающего характера образовательной деятельности, сознательности и творческой активности, сочетания коллективных и индивидуальных форм работы.

Наиболее значимыми, на наш взгляд, являются следующие методы обучения и воспитания:

- объяснительно-иллюстративный: при разучивании нового танца педагог объясняет, поясняет, комментирует. Новый танец начинается с точного, безукоризненного показа, просмотра видеозаписи и т.д. Очень важна эмоциональность, интонация педагога;

- репродуктивный: повторение движений танца применяется как для разучивания, совершенствования, закрепления танцевальных навыков, так и для того, чтобы их не утратить, сохранить в памяти ранее пройденный материал. Для повышения качества результата педагог должен не только опираться на способности обучающихся, но и научить их сознательному исполнению;

- метод создания ситуации успеха: воспитанник «переживает» внутреннюю радость от победы над неумением, страхом, комплексом;

- метод стимулирования – поощрение, наказание, соревнование обучающегося самого с собой.

Педагог использует также и специальные методы и приемы обучения хореографии:

- метод разучивания «целиком» в замедленном темпе;

- прием разучивания под счет педагога, затем – под музыкальное сопровождение;

- метод разучивания по частям (сложная или длинная комбинация танца сначала разучивается по частям, потом объединяется в одно целое).

Педагог использует следующие виды занятий.

1. Занятие – постановка новой хореографической композиции (постановочная работа).

2. Занятие – репетиция: работа над лексикой движений, над образом, эмоциональной выразительностью (репетиционная работа).

3. Занятие – концерт.

На занятиях по постановке танца большое внимание уделяется развитию активного детского творчества, фантазии обучающихся. В процессе занятий необходимо создать условия для самостоятельной работы обучающихся, приобщать воспитанников к сотворчеству.

Работа педагога при постановке танца состоит из двух этапов:

- самостоятельная работа постановщика,

- работа с коллективом.

Постановка танца начинается с беседы о танце, культуре народа и ее отличительных особенностях,  традициях, костюмах, языке; сюжете танца и его образах. После этого – совместное прослушивание музыки и анализ музыкального материала,  просмотр видеоматериалов (если танец ранее исполнялся коллективом).Затем – показ движений и манеры исполнения танца; после того, как проучены отдельные движения танца, можно перейти к работе над комбинациями и рисунком танца, а также к дальнейшей отработке всего танца.

Репетиция – это подготовка участников к выходу на сцену. Репетиция является основным звеном всей учебной, организационной, методической и воспитательной работы с коллективом.Работа над репертуаром включает в себя репетиционную деятельность и предполагает  отработку танца, его темпа, ритма, техники движений, навыков актерского мастерства, сценической раскрепощенности, выразительности, передачи сценического образа, содержания танца. В репетиционную деятельность отработки танца входит как групповая работа, так и отдельная работа с девочками и мальчиками (если это совместный танец) по усмотрению педагога, а также, индивидуальная работа с солистами, так как на одном занятии нужно уделить больше внимания на отработку движений девочкам, а на другом – мальчикам или солистам.Рабочая репетиция проводится для изучения конкретного хореографического танца.Сводная репетиция проводится на сцене или в большом зале, на которую приглашаются дети всех возрастных групп для работы над техникой и чистотой исполнения танца, подбора костюмов, реквизита и т.д.

Генеральная репетиция проводится для определения готовности номера к концертному выступлению с устранением небольших погрешностей. Назначать её надо тогда, когда все танцы детально отработаны и готовы для исполнения на концерте. На генеральном прогоне обязательны костюмы, грим, свет, звук и т.д.

 

Материально-техническое оснащение занятий

ü     Наличие учебных классов (не менее двух). Оборудование классов: станки, зеркала, палубный пол, раздевалки (не менее двух), комната для преподавателей, кондиционеры.

- Техническое оснащение: фортепиано, стационарный музыкальный центр, видеомагнитофоны, телевизор, видеокамера.

- Сценическая площадка для репетиций.

- Оформление концертных номеров: изготовление костюмов в соответствии с репертуаром, обувь для занятий и для сцены (туфли, сапоги), бутафория сцены.

 

 

Репертуарный план

Первый год обучения

1. «Приглашение»

2. «Раз, два, левой»

3. «Величальная»

4. «Вася-Василек»

Второй год обучения

1. «Финская полька»

2. «Прадедушка»

3. «Величальная»

4. «Вася-Василек»

5. «Скоморохи»

6. «Кумушки-голубушки»

7. «Птицы»

Третий год обучения

1. «Кумушки-голубушки»

2. «Барынька»

3. «Плетень»

4. «Скоморохи»

5. «Казачок»

6. «Комарики»

Четвертый год обучения

1. «Барынька»

2. «Плетень»

3. «Скоморохи»

4. «Комарики»

5. «Казачок»

6. «Стирка»

7. «Русский перепляс»

8. «Свистопляска».

Список литературы для педагога

Акулова Г. И. Классический тренаж в коллективе народного танца (метод.Письмо). - НМЦ, 1981.

Ваганова А. Я. Основы классического танца.- Л.: Искусство. 1980.

Голейзовскии К. Образы русской народной хореографии. - М.: Искусство, 1968.

Гребенщиков С. Сценические белорусские танцы.-  Минск, 1974.

Громова Е.Н.Детские танцы из классических балетов. Хрестоматия. - СПб: Гуманитарный университет профсоюзов , 2000.

Заикин, Н.И.; Бухвостова, Л.В.; Щекотихина, С.А.Балетмейстер и коллектив. – М. 2007 .

Казаринова Т. Магическая сила пространства сцены // Сов. Балет. -1991, №5.

Кукин А., Лапин В. К проблеме русских хороводов. - СПб., 1991.

Мочалов Ю. Композиция сценического пространства: Поэтика мизансцены. - М.: Просвещение, 1981.

Холл Д. Уроки танцев - М.: АСТ 2009 .

Список литературы для учащихся

Богданов Г.Ф. Основные этапы формирования и развития русского народного танца. - М., 1988.

Гривицкас В. Искусство танца. - М., 1997.

Захаров Р. «Записки балетмейстера» - М., Искусство, 1976.

Иговери И. Я балерина - Москва, Искусство, 1977.

Касл К. Балет. Детская энциклопедия - М.: АСТ, 2001.

Лиепа М. Вчера и сегодня в балете - М., Молодая гвардия, 1986.

Моисеев И. Я вспоминаю... Гастроль длинною в жизнь. - М.,СОГЛАСИЕ, 1998.

Пасютинская, В.М.Волшебный мир танца - М.: Просвещение 1985.
Балет, танец, хореография /под.ред. Александрова, Н. - СПб: Лань 2008.

Слонимский Ю. В честь танца. - М., 1988.

Филатов С.В. От образного слова - к выразительному движению. - М., 1993.

 

 

 

Авторизация