Версия для слабовидящих

Menu

Образовательные программы - художественное творчество "Детский академический хор"

 

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «Детский академический хор» базируется на академических основах вокально-хорового искусства, имеет углубленный уровень обучения и художественную направленность. Программа является авторской – автор Никифоров Ю.С., рекомендована Министерством образования Российской Федерации и опубликована в сборнике «Программы лауреатов V Всероссийского конкурса авторских программ дополнительного образования детей» М., ГОУ ЦРСДОД – 2003.

Данная программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской федерации от 11.12.2006 года №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», Постановлением «О введение в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН» 2.4.4 1251-03» от 03.04.2014 года № 41,  с учетом требований «Положения о порядке оформления образовательных программ  дополнительного образования  детей в образовательных учреждениях Великого Новгорода».

Хоровое пение – одно из наиболее древнейших и демократичных проявлений музыкальной культуры народного творчества. «Формирование национальных обычаев, языка, коллективного самосознания протекали в тесной связи с древним синкретическим искусством, важнейшим элементом которого было хоровое пение».[1]

Академический стиль в искусстве хорового пения основывается на  высоких классических традициях музыкального исполнительства,  предполагающих стремление к духовному освоению мира, через отражение действительности в художественных образах, совершенство формы воплощения идейно-художественного замысла произведения. Мир классической музыки и хорового искусства как его составляющей, является образно-художественной сферой фундаментальных ценностей, понятий нравственности и морали, ориентация на которые призвана рождать в человеке добрые черты, высоконравственные потребности и поступки. «Хоровое воспитание оказывает исключительное влияние на формирование личности ребенка … музыка, окрыленная поэзией, еще глубже воздействует на психику ребенка, на его художественное развитие, воображение и чуткость».[2]

Приобщение подрастающего поколения к классическим традициям хорового пения, как массового вида музыкального искусства сегодня особенно актуально, так как современное общество переживает эпоху практицизма. Социологические исследования выявили тенденции вытеснения эстетических потребностей на последние места в иерархии ценностей молодежного самосознания. Идет мощная коммерциализация практически всех сторон духовной сферы общества, особенно искусства, деформируются эстетические вкусы молодежи, которые буквально захлестывает волнами новых течений, как правило, не всегда качественной и высокоидейной «бизнес-музыки». 

Многие великие мира сего видели спасение человечества в красоте, художественном творчестве, высокой культуре. Воспитание в человеке потребности жить по законам красоты и гармонии, приобщения его к великому наследию музыкальной культуры, может стать главным гарантом от духовного обнищания.

Актуальность создания образовательной программы «Детский академический хор» обусловлена:

- благоприятными условиями культурно-исторической среды Великого Новгорода, его многовековыми традициями церковно-певческого искусства и народной песенности, возможностью использования их богатых потенциалов в музыкально-эстетическом воспитании обучающихся;

- необходимостью поиска содержания и форм вокально-хорового образования, наиболее адекватно отвечающих возрастным и индивидуальным потребностям учащихся;

- возможностью объединения детского коллектива на основе социально-привлекательной (концертной) деятельности.

Программа «Детский академический хор» реализуется в интеграции как с предметами  комплексного образовательного цикла ДХК (вокал, сольфеджио, музыкальная литература, индивидуальный музыкальный инструмент), так и с дисциплинами общеобразовательной школы (литература, история, иностранный язык, изобразительное искусство).

Цель программы:создать условия для развития личности, ориентированной на нравственные ценности, имеющей устойчивый музыкально-эстетический вкус и мотивацию к вокально-хоровому исполнительству, получившей опыт творческой самореализации в хоровом коллективе.

Достижению поставленной цели способствует решение следующих приоритетных задач:

- ознакомления с отечественным музыкально-историческим наследием, способствующим духовному и патриотическому становлению личности, воспитания учащегося как «гражданина мира» через знакомство с национально-певческими традициями разных стран;

- прочного овладения навыками грамотного пения в хоре, формирование и совершенствование концертного репертуара,       способствующего восполнению и приумножению музыкально-эстетических потребностей обучающихся,

- воспитания коллектива единомышленников, использующих свои индивидуальные творческие возможности для получения  целостного и гармоничного художественного результата в процессе исполнительского сотрудничества;

- развития способности воспринимать и анализировать исполняемые произведения в контексте нравственных ценностей, основных эстетических категорий;

- обеспечения накопления позитивного опыта эмоционально-чувственных переживаний в процессе концертной деятельности, внутриколлективных мероприятий (праздников, вечеров и др).

            В числе основных принципов реализации деятельности:

  • Принцип преемственности, реализующийся как в содержании, формах занятий, так и в структуре (кандидатский хор).
    • Принцип выбора и творческой самореализации.
    • Принцип интеграции.
    • Принцип индивидуально-личностной ориентации содержания и форм деятельности.

Основные критерии оценки ожидаемых результатов:

ü высокий уровень мотивации к вокальному исполнительству;

ü развитый художественно-эстетический вкус;

ü ориентация на нравственные ценности;

ü позитивный опыт творческой самореализации;

ü профессиональное самоопределение одаренных детей в области музыкально-хорового образования.

Эффективность реализации программы определяется как по степени достижения заявленной цели, так и по степени удовлетворенности обучающихся, родителей, педагогов занятиями в хоре, творческими достижениями коллектива хора.

Основные идеи, на которых основывается данная программа.

Возраст 12(13) – 16(18) лет (отрочество и юность) – время интенсивного духовного созревания личности, период, когда полученные знания начинают выстраиваться в некую систему, складываться в мировоззрение. Искусство, в том числе и музыкальное, с самых древних времен рассматривалось как часть и средство воспитания. «Искусство есть скорее организация нашего поведения на будущее, установка вперед, требование, которое, может быть, никогда и не будет осуществлено, но которое заставляет нас стремиться поверх нашей жизни к тому, что лежит за ней».1Логика содержания и структура программы соответствует психофизиологическим особенностям каждого возрастного этапа, ведущим образовательным потребностям учащихся и видам деятельности.

Опыт работы педагогов-хормейстеров ДХК позволил выявить проблему преемственности образовательного и репертуарного содержания между младшим и старшим этапами обучения 

Существующие программы по хоровому воспитанию детей: «Хор» Т.Н. Овчинниковой М. 1986 (рекомендована Минпросвещения в качестве типовой); «Хоровой класс: Программа для музыкальных школ и школ искусств», составители В.С. Попов, Л.В. Тихеева, М.Р. Иодко, П.В. Халабузарь (М., 1988); экспериментальная «Образовательная программа ДХС «Радость» Т.А. Ждановой, «Образовательная программа ДХС «Веснянка» (М., 2002) – построены  на поступательном и всестороннем развитии вокально-хоровых навыков, предлагают разнообразные формы образовательной, творческой и досуговой деятельности учащихся, предусматривают трехэтапный принцип организации образовательного процесса по возрасту: первый этап, младший – 7-10 лет (в некоторых программах существует дошкольный этап – 4-6 лет); второй, средний – 10- 14; третий, старший - 14-17.

В Великом Новгороде небольшое количество  детей поступающих в детские художественные коллективы, обусловленное конкуренцией в наборе (в городе с населением 200 тыс. жителей, функционирует десять учреждений, дающих начальное допрофессиональное музыкальное образование) не позволяет осуществить разделение учащихся Детской хоровой капеллы на три полноценных хоровых коллектива: младший, средний, старший. В связи с этим в ДХК (как и в детских музыкальных школах и школах искусств Новгородской области) образовательный процесс строится по  двухэтапному принципу, где младший этап включает в себя первые три года обучения (1-3 классы), старший – четыре года (4-7 классы).

В процессе диагностики были выявлены  существенные затруднения,  возникающие у учащихся  при переходе из младшего в старший хор. Дети лицом к лицу сталкиваются с трудным, подчас непосильным для них репертуаром и напряженным творческим и учебным процессом старшего концертного коллектива, испытывают определенный дискомфорт, что зачастую приводит к потере мотивации и противоречит основополагающему принципу соответствия содержания, методики обучения и воспитания детей уровню их психофизиологического развития. А.С. Пономарев в статье «Жизнь детского хора. Воспитание музыкой» отмечает, что: «… занятия в хоре должны приносить ребенку удовлетворение его деятельностью и потому то, что он делает, у него должно получаться».       

Для решения проблемы вводиться кандидатская учебная группа (4 класс), призванная стать переходным (адаптационным) периодом между старшим и младшим этапами обучения. Учащиеся в кандидатской группе занимаются по облегченной репертуарной программе старшего хора и не принимают участия в его концертной деятельности. Однако здесь могут быть сделаны исключения для одаренных и способных детей, которые при успешной подготовке и прочном освоении вокально-интонационных навыков могут привлекаться к  концертным выступлениям старшего хора.

Основные формы учебных занятий соответствуют формам занятий старшего хора. Занятия проводятся два раза в неделю по два академических часа самостоятельно группой и один раз в неделю (два академических часа) совместно со старшим хором.

Отличительной особенностью данной программы является введение на базе старшего хора вокального ансамбля, состоящего из «корифеев» детского творческого коллектива и отдельных вокально-коррекционных занятий с юношами мутационного периода.

Дополнительный предмет вокального ансамбля призван выполнять сложные функции «творческой лаборатории» старшего хора. Часть произведений из его репертуара, после успешной апробации в концертной практике, могут исполняться полным составом хора. Помимо этого вокальный ансамбль способствует решению задач связанных с концертной и творческой жизнью старшего хора. Это своего рода «агитбригада», которая благодаря своей компактности (не более 16 человек) и мобильности может заниматься концертной деятельностью там, где для всего хора это было бы проблемно.  Но самая главная задача вокального ансамбля заключается в выполнении воспитательных функций, поскольку высокий уровень вокально-артистической подготовки его участников призван служить примером подражания для остальных хористов.

В последние годы,   вопреки общепринятому мнению о необходимости молчания юношей  в мутационный период, практическая работа современных педагогов-хормейстеров предоставила позитивный опыт целесообразности  вокально-коррекционных занятий с юношами мутационного периода.  

В современной научно-методической литературе вопросы вокальной работы с юношами еще широко не освещены. Однако, в своей книге «Развитие голоса. Координация и тренинг» известный педагог-вокалист и исследователь В.В. Емельянов убедительно показал необходимость этой работы: «Традиционно рекомендуемое молчание во время мутации принципиально нереализуемо. Если молчать – то молчать совсем! Не говорить и не кричать… выполнимо это требование по отношению к подростку? Да петь он не будет, т. е. не будет заниматься осознанной и контролируемой деятельностью… Такое реальное рассмотрение реальной ситуации приводит к естественному выводу, что в целях нормального развития голоса в период мутации особенно важно не молчать, а работать… во всех других отраслях музыкальной педагогики, в инструментализме, в балете именно период пубертата считается самым важным и плодотворным… происходит это потому, что в период наибольшей пластичности и наиболее интенсивного развития органа его формирование может происходить при помощи функции этого органа». Как следствие традиционно принятого молчания юношей в период мутации явилась скудность издаваемого в нашей стране хорового репертуара, рассчитанного на присутствие в партитуре партии смешанного голоса. В репертуарном содержании данной программы, а также в рекомендуемой учебно-методической литературе предлагаются отдельные хоровые произведения и учебно-методические пособия, представляющие именно такой состав хора.

Предлагаемый программой, хоровой репертуар является ее важной отличительной особенностью. Помимо вышеуказанного присутствия партитур с участием смешанного голоса, содержание репертуара охватывает максимально широкие хронологические и художественно-эстетические рамки, включая в себя древнерусские знаменные песнопения, произведения композиторов эпохи Возрождения, классиков и современников, русские песни и песни народов мира, патриотические песни, негритянские спиричуэлы, джаз, современную эстрадную песню, хоровые произведения новгородских композиторов. Разнообразие представленных в репертуаре стилей, направлений, жанров дает возможность выбора и самоопределения учащегося в пространстве музыкальной культуры.

Еще одной специфической особенностью данной программы является включение в репертуарное содержание хора произведений с сопровождением оркестровой фонограммы, сделанной с использованием компьютерных программ и синтезатора. На наш взгляд такой аккомпанемент не только допустим, но желателен, так как в сравнении с привычным и общепринятым в практике детского хорового исполнительства сопровождением рояля значительно обогащает слуховой опыт ребенка, развивает музыкальное воображение. Данный вид вокально-хорового исполнительства (под фонограммный аккомпанемент) особенно актуален для таких небольших городов как Великий Новгород, где практически отсутствует возможность исполнения хора с «живым» сопровождением инструментальных коллективов. Результаты диагностики, проведенной с целью определения эстетических предпочтений детей в репертуарном содержании, показали, что произведения с такого рода сопровождением вызывают наибольший интерес, что также  способствует их творческому самоопределению.

Как вид коллективного художественного творчества, хоровое пение эффективно способствует формированию коммуникативных личностных качеств (самооценки, взаимопонимания,  взаимопомощи, коллективной ответственности, дружелюбия, уважения, терпимости), что особенно актуально для юношеского возраста, особенностями которого являются потребности в глубинном общении, поиске единомышленников, друзей, осознания своей значимости в среде сверстников. Становление детского творческого коллектива, как основы воспитания личностных качеств его участников,  неразрывно связано с ключевыми делами ДХК (концерты, творческие поездки, творческие встречи с другими детскими коллективами), ее традициями (посвящение в первоклассники, выпускной вечер, день рождения ДХК и др.), формами самоуправления в старшем хоровом коллективе, стилем творческого общения педагогического коллектива и обучающихся. Эти аспекты внутриобщественной жизни хорового коллектива составляют уникальность воспитательной сущности программы, ее нравственно-эстетическую значимость, способствуют социальному самоопределению учащихся.

Реализация программы обеспечивается сотрудничеством с социальными партнерами (совместные концерты с коллективами областной филармонии, городского академического хора, ОУИ им. С.В. Рахманинова), что также создает условия для дальнейшего профессионального самоопределения выпускников ДХК.

Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа базируется на академических основах вокально-хорового обучения, главная принципом которого является коллективное хоровое творчество, формой – хоровая репетиция.  

Возраст обучающихся - программа предназначена для учащихся 4 – 7 классов Детской хоровой капеллы (в возрасте от 12 до 18 лет) и логически продолжает предшествующую образовательную программу «Детский хор» (1 – 3 классы ДХК). 

Форма занятий - Основной формой организации обучения является групповая.

Наполняемость учебной группы в соответствии с нормами СанПиН 2.4.4.3172-14, утвержденными Постановлением №41 от 04.07.2014  (исключение составляет 4 год обучения, где наполняемость группы может быть меньше).

Продолжительность занятий - занятия (репетиции) проводятся три раза в неделю по два академических часа (по 45 минут, с перерывом 10 минут). С целью адаптации к напряженным условиям образовательной деятельности большого концертного коллектива и освоения его репертуарной программы одно из трех занятий в неделю, кандидатская учебная группа занимается вместе со старшим хором, что является также спецификой данной программы.

При увеличении количественного состава старшего хора (более 25 человек),  на одном из трех занятий в неделю (2 часа по 45 минут)  группа разделяется на две подгруппы по принципу деления хоровых партий  (группа сопрано и группа альтов)

Оценка уровня знаний, умений и навыков учащихся производится по 10-балльной системе.1

В программе обучения используются разнообразные формы текущего и итогового контроля:

- сдача партий, переводной зачет в старший концертный коллектив (для учащихся кандидатской учебной группы);

- пение в квартетах;

- участие в конкурсах специализированной направленности (по возможности, при обеспечении необходимых условий)

- итоговый отчетный концерт в конце учебного года.

Помимо предметного и репертуарного содержания, данная образовательная программа предлагает  комплекс методических рекомендаций, основывающихся на передовом опыте дирижеров и педагогов, работающих в сфере детского хорового исполнительства (А.С. Пономарева, Г.А. Струве, И.Е. Тихоновой, Г.И. Павловой, В.В. Емельянова, В.А. Самарина, В.С. Попова, П.В. Халабузарь, Л.А. Аншелеса и др.) (Приложение).

Данная программа в целом, ее базовые компоненты и наиболее эффективные формы организации образовательной деятельности в частности, могут быть использованы в практической работе педагогов-хормейстеров хоровых студий, хоровых отделений ДМШ и ДШИ, а также в общеобразовательных учреждениях с углубленным изучением предметов художественно-эстетического направления.

 

Учебно-тематический план

4 год обучения

(кандидатский хор)

 

п/п

Разделы, темы

Кол-во часов

Канд. хор

Старший

хор

I. Вокально-хоровая работа

1

Вводное занятие

2

2

2

Звукообразование

12

20

3

Дыхание

5

10

4

Дикция

6

10

5

Штрихи

6

10

6

Хоровой ансамбль

7

12

II. Хоровое сольфеджио

1

Интервал

6

12

2

Аккорд

8

17

3

Полифоническое многоголосие

10

17

4

Метроритм

10

12

5

Чтение с листа

2

6

6

Работа над хоровым репертуаром

64

82

7

Итоговый отчетный концерт

6

6

8

Занятия в старшем хоре

72

-

ИТОГО:

216

216

        

Учебно-тематический план

5 – 7 год обучения

(старший хор)

 

п/п

Разделы, темы

Кол-во часов

Канд. хор

Старший

хор

I. Вокально-хоровая работа

1

Вводное занятие

2

2

2

Звукообразование

12

20

3

Дыхание

5

10

4

Дикция

6

10

5

Штрихи

6

10

6

Хоровой ансамбль

7

12

II. Хоровое сольфеджио

1

Интервал

6

12

2

Аккорд

8

17

3

Полифоническое многоголосие

10

17

4

Метроритм

10

12

5

Чтение с листа

2

6

6

Работа над хоровым репертуаром

64

82

7

Итоговый отчетный концерт

6

6

ИТОГО:

216

216

 

            Примечание. В целях эффективной реализации программы и удобного практического применения ее образовательных компонентов учебно-тематический план и предметное содержание разбито на два блока:  вокально-хоровая работа и хоровое сольфеджио.

 

 

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

КАНДИДАТСКОГО ХОРА

I ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА

Тема 1. Водное занятие.

 Инструктаж по технике безопасности. Прослушивание воспитанников, классификация по хоровым партиям. Знакомства воспитанников с задачами курса программы, режимом занятий на четвертом году обучения. Вокально-хоровые упражнения. Работа над репертуаром.

Тема 2.  Звукообразование.

Унисон. Знакомство с понятиями звуковысотного и тембрального унисона. Формирование навыка интонационного ансамблирования. Установление в хоре точного унисона.

Знакомство с устройством и принципами работы голосового аппарата. Знакомство с понятием певческой установки. Выработка ощущения вокального положения «зевка», приподнятого неба. Раскрепощение корпуса и вокального аппарата.

Тема 3. Дыхание.

 Закрепление навыка рефлекторного певческого дыхания. Упражнения парадоксальной гимнастики А. Стрельниковой. Упражнения, направленные на закрепление навыка владения цепным дыханием. Прочное усвоение знаний о  нижне-реберном диафрагмальном дыхании. Закрепление навыков «вдоха в живот» и «выталкивания звуков животом». Закрепление навыка экономного выдоха («пения в себя»).

Тема 4. Дикция.

Активизация речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок. Вокальные упражнения на развитие певческой дикции и артикуляции. Правильное произношение литературного текста в репертуарных произведениях. Взаимосвязь артикуляции, ритмики, штрихов и динамики.

Тема 5. Штрихи.

Штрихи, нюансы и динамические оттенки в хоровой музыке. Знакомство с различными средствами музыкальной выразительности в разучиваемых произведениях. Развитие навыка уверенного пения в штрихах legato, non legato, staccato, marcato. Упражнения направленные на овладевание навыками пения crescendo, diminuendo. Цезура. Понятие агогика.

 Тема 6. Хоровой ансамбль.

Понятие общего ансамбля хора как синтеза интонации, строя тембра, динамики ритма и дикции. Закрепление навыка активного слышания совместного звучания голосов в хоре. Пение в квартетах.

II ХОРОВОЕ СОЛЬФЕДЖИО

Тема 1. Интервал.

Упражнения содержащие интонирование интервалов в мелодической и гармонической фактуре. Музыкальные игры «Угадай интервал». Закрепление навыка мелодического и гармонического слышания интервалов в хоровом звучании. Секвенции с задержанием. 

Тема 2. Аккорд.

Игровые упражнения направленные на развитие слышания гармонической вертикали («Аккордовая мозаика»). Упражнение-игра «хоровой веер». Упражнение «гамма-аккорд». Пение аккордов и инструментом. Работа над репертуаром, анализ гармонического плана разучиваемого произведения.

Тема 3. Полифоническое многоголосие.

Формы работы над каноном. Игра-конкурс «канон по кругу». Игра «Эхо». Знакомство с понятиями горизонтального (мелодического) и вертикального движения голосов. Звукоряды в параллельном и противоположном мелодическом движении на 2, 3 и 4 голоса. Знакомство с понятием «имитация». Секвенции с задержанием. 

Тема 4. Метроритм.

Знакомство и практическое освоение музыкальных размеров с различными видами метроритмической организации. Игра «Эхо». Формирование навыка свободного ориентирования в сложносоставных и переменных размерах. Ритмический канон. Разучивание ритмических и музыкальных скороговорок. Формирование навыка ощущения метроритмического единства.

Тема 5. Чтение с листа.

Пение нот с использованием релятивной системы Г. Струве (для кандидатского хора). Чтение нот на основе относительной сольмизации.

Тема 6. Работа над хоровым репертуаром.

Особенности исполнения произведений русской и зарубежной классики, духовной музыки, русских народных песен, песен народов мира, современных композиторов. Вокально-хоровые упражнения, направленные на освоение навыков исполнения произведений различных стилей, жанров и эпох.

Тема 7. Итоговый отчетный концерт.

Тема 8. Работа в старшем хоре.

Знакомство с репертуаром и особенностями вокально-хоровой работы в старшем хоре.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

СТАРШЕГО ХОРА

I ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА

Тема 1. Вводное занятие.

Инструктаж по технике безопасности. Прослушивание воспитанников, классификация по хоровым партиям. Знакомства воспитанников с задачами курса программы, режимом занятий на четвертом году обучения. Вокально-хоровые упражнения. Работа над репертуаром.

Тема 2.  Звукообразование.

Унисон. Знакомство с понятиями звуковысотного и тембрального унисона. Формирование навыка интонационного ансамблирования. Установление в хоре точного унисона.

Знакомство с устройством и принципами работы голосового аппарата. Знакомство с понятием певческой установки. Выработка ощущения вокального положения «зевка», приподнятого неба. Раскрепощение корпуса и вокального аппарата.

Тема 3.  Дыхание.

Упражнения, направленные на свободное владение всеми навыками вокально-хорового дыхания. Упражнения парадоксальной гимнастики А. Стрельниковой. Понятие цепного дыхания, определение его художественной выразительности и значимости в хоровом исполнительстве.  

Тема 4. Дикция.

Прочное усвоение навыков правильного произношения гласных и согласных звуков, произносительных норм (фонетических и грамматических). Усвоение понятий о вокально-удобных и неудобных гласных. Приемы редуцирования (акустическая подмена). Вокальные упражнения на развитие певческой дикции и артикуляции. Правильное произношение литературного текста в произведениях на иностранных языках.

Тема 5. Штрихи.

Трехуровневая шкала степеней слитности и расчлененности произношения звуков в пении (legato, non legato, ctaccato). Упражнения над снятием форсирования звука при пении f  и ff, сохранения певческого тона и диафрагмального дыхания при пении в режиме mp и pp. музыкальная фраза, интонационно-гармонические закономерности тяготения звуков во внутримелодическом построении. Частная и общая кульминации произведения. Взаимосвязи литературного текста и мелодии. Закрепление навыка адекватного восприятия дирижерского жеста.

Тема 6. Хоровой ансамбль.

Понятие однородной звучности хора. Развитие способности   регулировать силу звука   своего голоса по отношению к другим голосам хоровой партии и всего коллектива в целом. Раскрытие единства и тесной взаимосвязи понятий  дикции, ритма, точной артикуляции гласных и согласных звуков в вокально-хоровой музыке. Формирование навыков дифференцированного использования необходимых компонентов дикционно-ритмического ансамбля в процессе работы и исполнения хорового произведения. Пение в квартетной расстановке хоровых партий.

II  ХОРОВОЕ СОЛЬФЕДЖИО

Тема 1. Интервал.

Работа над интервалами по таблице «бемоль-бекар-диез». Формирование навыка свободного интонирования заданной интервальной цепочки. Интервальные одноголосные секвенции. Интонирование звукорядов (в том числе хроматической, целотонной гамм, гаммы Н.А. Римского-Корсакова).

Тема 2. Аккорд.

Закрепление навыков слышания своего голоса в хоровой вертикали и понимания его функциональных взаимосвязей.  Формирование навыков свободного интонирования основных видов септаккордов. Пение секвенций с участием септаккордов. Освоение навыка пения импровизационных четырехголосных   последовательностей. Понятие кластер. Гармонические упражнения направление на развитие навыка слышания и исполнения кластерных созвучий в хоре.

Тема 3. Полифоническое многоголосие.

Формы работы над каноном. Разучивание произведений полифонической фактуры.

Тема 4. Метроритм.

Знакомство и практическое освоение музыкальных размеров с различными видами метроритмической организации. Игра «Эхо-ракоход». Закрепление навыка свободного ориентирования в сложносоставных и переменных размерах. Использование упражнений с ритмическим аккомпанементом и остинатным сопровождением. Ритмический канон. Закрепление навыка держать ритм в контрапунктическом движении голосов. Дуольная и триольная пульсация.

 Тема 5. Чтение с листа.

Формирование навыка грамотного чтения хоровой партитуры. Чтение нотного текста при начальном этапе разучивания хоровой партитуры. Формирование и закрепление навыка чтения нотного текста «с опережением». Применение разнообразных форм чтения с листа (отдельно по партиям, всем хором одновременно, с сопровождением и a cappella.

Тема 6. Работа над хоровым репертуаром.

Особенности исполнения произведений русской и зарубежной классики, духовной музыки, русских народных песен, песен народов мира, современных композиторов. Вокально-хоровые упражнения, направленные на освоение навыков исполнения произведений различных стилей, жанров и эпох.

Тема 7. Итоговый отчетный концерт.

 

Примерный репертуар кандидатского хора

Русская духовная музыка

Автор

Название произведения

Д. Бортнянский

«Слава Отцу и Сыну…».

Д. Бортнянский

«Многолетие».

 

«Богородице Дево радуйся…» (строчное пение).

 

Рождественский и пасхальный тропари.

 

Рождественские двух и трехголосные колядки.

 

Западноевропейская и русская классическая музыка

Автор

Название произведения

И.-С. Бах

«Den Tod».

 

«Рождественская оратория» №  5, 6, 7.

В.-А. Моцарт

«Dona nobis» (канон).

муз. неизв. автора

«A te canto».

Т. Морли

«Май».

Л. Маренцио

«Иди сюда приятель».

Г. Шютц

«Ihr heiligen lob singet dem Herren» двухголосный духовный концерт.

П. Чайковский

«Песня о счастье».

К. Фишер

«Рождественский колокольчик».

М Глинка

«Жаворонок».

Ц. Кюи

«Зима».

С. Рахманинов

«Слава народу».

     

 

Русские и зарубежные народные песни

Автор

Название произведения

Русская народная песня

в обр. А. Гречанинова

 

«Пойду ль я, выйду ль я, да…».

Русская народная песня

пер. для детского хора Ю.Никифорова

 

«Лапти»

Русская народная песня

обр. Л. Шварца

 

 «Эх, уж как пал туман…»

Русская народная песня

пер. для детского хора

Ю. Никифорова

 

«Не одна пылина моя дороженька…»

Польская народная  песня обр. В. Иванникова

 

«Висла»

Украинская  народная песнявобр. Н. Леонтовича

«Пишов милый…»

 

Современная музыка

Автор

Название произведения

Р. Бойко

 

«Капель»

А. Томчин

 

«Скороговорки» (тетрадь № 1).

Дж. Леннон,

П. Мак-Картни

 

«Yesterday»

пер. для детского хора Ю.Никифорова

 

Spiritual «Knows body knows the troubles»

Дж. Реттино

 

«Рождество - время любить».

М. Малевич

 

«Рождественская елка»,

Л. Марченко

«Ангел».

 

Примерный репертуар старшего хора

Русская духовная музыка

Автор

Название произведения

Д. Бортнянский

«Слава Отцу и Сыну…», «Хвалите Господа с небес» «Верую». «Достойно есть», «Многолетие».

 

П.Чесноков

«Совет превечный», «Заступнице усердная», «Отче наш», «Достойно есть».

 

П. Чайковский

«Приидите поклонимся… Господи спаси…Трисвятое».

 

Д. Христов

«Хвалите имя Господне». 

 

 

«Большое московское многолетие».

 

Догматик знаменного распева

«Всемирную славу…»

 

В. Гуляев

«Тебе поем»,

 

А. Гречанинов

«Единородный Сыне»,

 

Распев Киево-Печерской лавры

«Архангельский глас»

Соловецкий распев

«С нами Бог»

 

С. Рахманинов

«Богородице Дево радуйся…», «Тебе поем» 

                                      

Валаамский распев

«Вечери Твоея тайныя»

 

А. Киселев

«Ангел вопияше»

 

А. Кастальский

«Христос воскрес»

 

 

 Западноевропейская и русская классическая музыка

Автор

Название произведения

Т. Морли

«Май», «В глазах твоих апрель», «Филомелла»

 

Дж. Палестрина

«O crux ave»

 

Г. Шютц

«Ihr heiligen lob singet dem Herren» двухголосный духовный концерт«Ehre sei, dir Criste» пер. для детского хора Ю. Никифорова

 

Дж. Каччини

«Аve Maria»

 

А. Вивальди

«Gloria». №1

 

И.-С. Бах

« Den Tod»

 

А. Перголези

  «Stabat Mater»

 

  Г.-Ф. Гендель

«Hallelujah!», «Антем № 16» (вступительный хор) пер. для детского хора Ю.Никифорова.

 

В.-А. Моцарт

«Missa brevis D-dur»

 

Ф. Мендельсон

«Вeati mortui», «Laudate pueri». «Veni Domine»

 

О. Фишер

«Рождественский колокольчик»

 

Э. Григ

«Заход солнца»

 

Ж. Бизе

«Утро»

 

П. Чайковский

«Легенда», «Утро»

 

С. Танеев

«Посмотри, какая мгла» пер. для детского хора В. Соколова.

 

С. Рахманинов

«Слава народу», «Ноченька», «Весенние воды»

 

 

Русские народные песни

Автор

Название произведения

обр. А. Гречанинова.

«Пойду ль я, выйду ль я, да…»

 

пер. для детского хора Ю.Никифорова.

«Лапти», «Барыня», «Не одна пылина моя дороженька…» 

 

обр. Л. Шварца.

«Эх, уж как пал туман…»

 

обр. В. Соколова.

«Повянь, повянь бурь-погодушка…»

 

свободная обработка

С. Екимова.

« На горе-то калина…»

 

обр. В. Булюкина,

пер. Ю.Никифорова

«Ах, вы сени, мои сени…».

 

обр. С. Смирнова.

«Я пойду ли, молоденька…»

 

обр. А. Логинова.

  «Звонили звоны в Новгороде»

 

 

Современная музыка, песни народов мира

Автор

Название произведения

   Г. Сорг

«Ave Maria»

 

  А. Новиков

«Дороги»

 

Ю. Чичков

  «Заповедная старина». «В небе тают облака»

 

Р. Бойко

  «Зимняя дорога», «Зимнее утро».

 

Я. Дубравин

  «Про Емелю»

 

О. Хромушин

«Шолом-Алейхем», фантазия для детского (женского) хора на темы еврейских песен

 

А. Егоров

«Весна»  

 

С. Екимов

«Кенгуру»

 

Л. Марченко

«Ангел», «Рождество»

 

М. Малевич

«Пожелание на Рождество»

 

Дж. Леннон,

 П. Мак-Картни

«Yesterday»

 

пер. для детского хора Ю.Никифорова.

Spirituals «Stiel away», «Know’s body knows the troubles»

 

Мексиканскиенародныепесни

«Cucaracha», «Negro bem-bom»

 

Литовская народная песня в обр. Э. Бальсиса.

 

«Плывет утушка»

Украинская народная песня

в обр. Н. Леонтовича.

 

«Щедрик»

Испанская народная песня

«Por el mar»

 

Польская народная песня

«Som, som, som, som»

 

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Методы обучения

Словесные: беседа, анализ текста, формы, гармонического плана, структуры партитуры).

Наглядные: показ, исполнение педагогом, прослушивание аудио и видео материалов.

Практические: вокально-технические упражнения, работа над репертуаром.

Репродуктивный: концертная деятельность.

Формы диагностики:

Анкетирование проводится в целях:

выявления мотивации воспитанников к обучению;

определения индивидуальных музыкально-эстетических потребностей и предпочтений воспитанников.

Диагностические карты ведутся с целью отслеживания поступательного развития воспитанников на каждом году обучения.

Материально-техническое обеспечение программы

наличие хорового класса; 

достаточное количество удобных посадочных мест (стулья со спинками);

фортепиано (желательно два);

дирижерский пульт;

станки (подиум) для выступления хора;

доска с нотным станом;

стенд для заданий и объявлений;

аппаратура для записи и прослушивания музыки;

ударные музыкальные инструменты (треугольники, тамбурин, кастаньеты, маракасы, барабан и др.);

концертный реквизит (костюмы, обувь, папки для нот, чехлы и др.);

аптечка.

Учебно-дидактический материал

Весна-красна:  Белорусские народные песни в аранжировке для детского хора //Авт.-сост. В. Гуляев. – Минск, 1997.

Вихарева Г.Ф. Творцу бесчисленных миров: Православное пение для детей. – СПб., 2002.

Дубравин Я. Детские хоры без сопровождения и в сопровождении фортепиано. – М., 1989.

Евпак Е. Хоровые распевки: Учебно-методическое пособие. – Киев, 1982.

Екимов С. Петербург мой: Хоровые произведения. – СПб., 1999.

Зарубежная классика: Репертуар хорового класса.//Сост. Б. Селиванов. – М., 2002.

Избранные духовные хоры для детей и юношества: Музыкальная библиотека // Г.П. Стулова, Л.В. Шишкина. – М., 2002.

Калмыков Б., Фридкин. Сльфеджио: Двухголосие. – М., 1996.

Каноны для детского хора// Г. Струве. – М., 1997.

Композиторы-классики для детского хора. Праздник Рождества: выпуск 4.//Сост. Н. Аверина – М., 2005.

Композиторы-классики для детского хора. М. Ипполитов-Иванов: выпуск 4.//Сост В. Бекетова – М., 2007.

Композиторы-классики для детского хора. А. Гречанинов: выпуск 7.//Сост В. Бекетова – М., 2008.

Корнаков Ю. С добрым утром, Петербург!: Песни для детского хора (старшие классы). – СПб., 1999.

Малевич М. Свеча Рождества: Песни и хоры для детей. – СПб., 2000.

Марченко Л. Детские песни о разном. – Ростов-на-Дону, 2002 – вып. 1-3.

Мациевский И. Избранные хоровые произведения. – СПб., 2001.

Метрические трудности в хоровой литературе: Произведения для хора без сопровождения и в сопровождении //Сост. Л. Ильина, В. Введенский, А. Корсакович, Л. Петрова. – М., 1995.

Народные песни в обработке А.Свешникова //Сост.С.Калинин. – М., 1990.

Нижегородские соловушки: хоровые произведения для детских и женских голосов Сост. В. Попов. – Н. Новгород, 1996.

Окно в природу: Хоры а капелла //Сост. В. Удовицкий. – М., 1997.

Парцхаладзе М. Не привыкайте к чудесам: Песни и хоры для        детей младшего, среднего и старшего школьного возраста // Библиотека детского хормейстера: Учебно-методическое пособие / Сост. Л. Дуганова. – М., 2003.

Песнопения божественной литургии: Для детских или женских хоров в аранжировках Виктора Гуляева //Сост. В. Гуляев. – Минск, 1998.

Поет Детская хоровая студия «Веснянка»: Песни для детей младшего, среднего и старшего возраста // Библиотека детского хормейстера: Учебно-методическое пособие / Авт.-сост. Л. Дуганова, Л. Алдакова. – М., 2002.

Поет детский хор «Преображение» // Библиотека детского хормейстера: Учебно-методическое пособие /Сост. М.И. Славкин. – М., 2001.Поет детский хор: Хоровые произведения //Сост. Э. Ходош. – Ростов-на-Дону, 1998.

Поющее Детство: Произведения для детского хора. //Сост. И. Мякишев. – М., 2002.

Произведения русской духовной музыки: Переложения, аранжировки, оригинальные сочинения. //Сост. Г. Колбасников, - СПб., 1998.

Ровнер В. Обработки и переложения для вокального ансамбля. – СПб., 1995.

Ровнер В. Репертуар вокально-ансамблевого класса: Обработки и переложения. – СПб., 2002.

Рождественские народные песнопения для трехголосного детского или женского хора // Ред.-сост. И.В. Болдышева. – СПб., 1993.

Рубин В. Детские хоры. – М., 1984.

Русская духовная музыка в репертуаре детского хора //Библиотека детского хормейстера: Учебно-методическое пособие /Сост. Н.В. Аверина. – М., 2001.

Русская классика; Репертуар хорового класса// Сост. Б. Селиванов. – М., 2001.

Сай В. Пять стихотворений Д. Хармса для детского хора. – СПб., 1998.

Славкин М. Песни и хоры для детей младшего, среднего и старшего возраста. – М., 2000.

Слон на Луне: Сборник песен для детей в обработке Л. Бороднина. – Петрозаводск, 1997.

Соколов В. Детские хоры. – М., 1982.

Томчин А. Скороговорки для детского или женского хора а капелла. Тетр. № 1-2. – СПб., 1998.

Хоровые произведения а капелла для женского (детского) хора //Сост. Д. Смирнов. – СПб., 2001.

Хрестоматия по технике хорового дирижирования: Народные песни //Сост. К. Птица. – М., 1996.

Хрестоматия русской народной песни //Сост. Л. Меканина. – М., 1991.

Хромушин О. Джазовое сольфеджио: 3-7 кл. ДМШ. – СПб., 2001.

Хромушин О. Шолом-алехем: Фантазия на темы еврейских песен для детского или женского хора. – СПб., 1998.

Чайковский П. Литургия Святого Иоанна Златоуста. Переложение для детского (женского) хора Г. Ковалева. – Краснодар, 1999.

Чаттануга чу-чу. Джаз в детском хоре. Вып. 2// Сост. М. Славкин. – М., 2007

Юрлов А. Народные песни: Обработки и переложения для детского хора. – М., 1997.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендуемая литература для педагога

Бандина А.Г., Попов В.С., Тихеева Л.В. Школа хорового пения. – Вып. 1. – М. 1981.

Большой энциклопедический словарь: Музыка // Ред. Г. Келдыш. – М., 1998.

Детский хор: Метод. пособие /Сост. В.Г. Соколов. – М., 1981.

Добровольская Н.Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. – М., 1987.

Живов В.Л. Хоровое исполнительство. Теория, методика, практика. – М., 2003

К. Ф. Никольская-Береговская Русская вокально-хоровая школа от древности до XXI века. – М., 2003

Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. – Ростов-на-Дону, 2002.

Лихоманова И.А. Работа хормейстера: Учебное пособие. – СПб., 1998.

Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль, 1997.

Никифоров Ю.С. Особенности исполнительской интерпретации православных песнопений //Педагогический вестник (Боровичи). – 2001. - № 11 и 12.

Осеннева М.С., Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. – М. 1999.

Песни и хоры//Библиотека детского хормейстера: Учебно-методическое пособие /Сост. М.И. Славкин. – М., 1999.

Поет детский хор «Преображение» // Библиотека детского хормейстера: Учебно-методическое пособие /Сост. М.И. Славкин. – М., 2001.

Работа с детским хором: Сборник статей /Под ред. В.Г. Соколова. – М., 1981.

Русская духовная музыка в репертуаре детского хора //Библиотека детского хормейстера: Учеб.-метод. пособие /Сост. Н.В. Аверина. – М., 2001.

Самарин В.А. Хороведение. – М., 2000.

Советские хоровые дирижеры: Справочник /Сост. Э. Елисеева-Шмидт, В. Елисеева. – М., 1986.

Струве Г.А. Хоровое сольфеджио: Метод. пособие. – М., 1988.

Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором: Учебно-методическое пособие. – М., 2002.

Теория и практика хорового исполнительства. Певческое развитие ребенка: Метод материалы //Сост. И.В. Калиш. – М., 1999.

Халабузарь П.В., Попов В. С. Теория и методика музыкального воспитания. – СПб., 2000.

Хоровая музыка. История, аранжировка, обработка хоровых произведений //Лит. муз. альманах. – СПб., 2001. - № 4-5.

 

 

Рекомендуемая литература для обучающихся

Андронников И.Л. К музыке. – М., 1993.

Бацевич Г. Особая примета: Рассказы о музыке. – М. 1984.

Брянцева В.Н. Мифы Древней Греции и музыка. – М. 1998.

Булучевский И.С. Краткий музыкальный словарь для учащихся. – СПб., 1994.

Вейс Д. Возвышенное и земное: Роман о жизни Моцарта и его времени. – М., 1980

Волынский Э.И. Джорж Гершвин. – СПб., 1998.

Гингольд Л.Д. В поединке с судьбой: Героические дни Людвига ван Бетховена. – М., 1997.

Друскин М.С. Иоганн Себастьян Бах. – М., 1982.

Ивановский Ю.А. Занимательная музыка. – Ростов-на-Дону, 2002.

Кочнева И., Яковлева А. Вокальный словарь. – Л., 1988.

Лемешев С.Я. Путь к искусству. – М., 1982.

Летопись жизни и творчества Ф.И. Шаляпина: В 2-х кн. – Л., 1984.

Люш. Д. Развитие и сохранение певческого голоса. – Киев, 1988.

Музыкальная культура Древней Руси. История русской музыки: В 10 т. – М., 1983. – Т. 1.

Прокопьев В.Н. Как стать пецом и сделать карьеру. – СПб., 2000.

Романовский Н.В. Хоровой словарь. – СПб.,2000.

Рыцарева М.Г. Композитор Д. Бортнянский: Жизнь и творчество. – М., 1979.

Терацуянц Г.Е. Повесть о том как я стал хормейстером. – Петрозаводск, 1992.

Шнеерсон Г.М. Американская песня. – М., 1977.

Штейнпресс Б.С. Музыка XIX в.: Популярный очерк. – М., 1989.

Штейнпресс Б.С. Популярный очерк по истории музыки до XIX в. – М., 1989.

Энциклопедический словарь юного музыканта: Для среднего и старшего возраста. – М., 1985.

 

Список использованной литературы

MaxFrey. Chor aktuell/GB Verlag, Budapest, 1983.

Белова В.В., Кульпединова М.Е. Дополнительное образование: Требования к содержанию. – М., 2001.

Васильев М.П. Анализ работы голосового аппарата вокалиста. – СПб., 1997.

Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии. // Под ред. Н.Е. Шурковой. – М., 1998.

Дополнительное образование: Некоторые вопросы программирования. //Сост. В.В. Белова. – М., 2002.

Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж. – СПб., 1996. – кн. 1.

Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание…!: Теория и практика школьных воспитательных систем. – М., 1996.

Музыкально-энциклопедический словарь //Ред. Г. Келдыша. М., 1990.

Осеннева М.С., Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. – М., 1997.

Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М., 1997.

Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. – М., 1999.

Проектирование образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей. / Приложение к журналу «Внешкольник». Вып. 5 // Авт.-сост. Л. Буйлова. – М., 2001.

Работа с детским хором: Сборник статей под ред. В.Г. Соколова. – М., 1981

Самарин В.А. Хороведение: Учеб. пособие. – М., 1998.

Сартан Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей. – М., 1999.

Сборник нормативно правовых и организационно-методических материалов для учреждений дополнительного образования.// Сост. С.Ю. Иванова, Г.С. Шляхова. – В. Новгород, 2002.

Струве Г.А. Школьный хор. – М., 1981.

Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором: Учеб. пособие. – М., 2002.

Халабузарь П.В., Попов В.С. Теория и методика музыкального воспитания. – СПб., 1990.

Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1999.

Яковлев Д. Е. Дополнительное образование: Словарь-справочник. – М., 2002.

Образовательные программы муниципального автономного учреждения дополнительного образования детей «Дворец детского (юношеского) творчества имени Лени Голикова», художественно-эстетической направленности  - Великий Новгород  2010 – 70с.

 Структурное подразделение: Детская хоровая капелла Великого Новгорода.

 Ответственный за выпуск:

Лесниченко Л.С., заместитель директора по учебно-воспитательной работе


[1] Большой энциклопедический словарь: Музыка / Ред. Г.В. Келдыш. – М., 1998.

[2] П.В. Халабузарь, В.С. Попов. Теория и методика музыкального воспитания. С.-Пб., 2000.

1 А.С. Выготский. Психология искусства. М., 1998.

1 Разработана и рекомендована к использованию методическим советом Санкт-Петербургской  гос.  консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова.  Схема соотношения оценки и ее выражения  в баллах выглядит следующим образом: 10, 9, 8 – отлично; 7, 6, 5 – хорошо; 4, 3 – удовлетворительно; 2, 1 – неудовлетворительно.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Авторизация