Версия для слабовидящих

Menu

Образовательные программы - художественное творчество "Детский хор"

Пояснительная записка

Хоровое пение - наиболее доступный вид музыкального исполнительства, восприятие которого детьмиоблегчает синтез слова и музыки. Занятия хоровым пением соответствуют их психолого-возрастным особенностям, стремлению активно осваивать искусство. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Детский хор» имеет художественную направленность,  была разработана для учащихся Детской хоровой капеллы младшего возраста и является рабочей программой педагога.

Данная программа оформлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,   методическими рекомендациями Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242, с учетом требований Положения о порядке оформления программ  дополнительного образования  детей в образовательных учреждениях Великого Новгорода. А также, в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 г. Москва «Об утверждении  СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»» и информационного письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 11.12.06 № 06-1844.

Педагогическая целесообразность этой программы заключается в том, что её освоение способствует успешному обучению учащихся в старшем звене ДХК, хоровых студий, хоровых отделений ДМШ и ДШИ.

Программа «Детский хор» актуальна тем, что способствует разностороннему развитию учащихся, как музыкально-художественному, так и личностному. Регулярные занятия хоровым пением формируют у учащихся вокальные навыки, вокальный слух, развивают музыкальный слух и музыкальную память, способствуют формированию эстетического вкуса, развивают творческие способности, воспитывают дисциплинированность, ответственность, чувство коллективизма. Все занятия хоровым пением проходят в коллективной форме, что создаёт условия для успешного развития музыкальных способностей менее одарённых учащихся и их эмоционального благополучия. Концертная деятельность хорового коллектива  повышает самооценку у учащихся и способствует успешной творческой самореализации.

Данная программа, её базовые компоненты и наиболее эффективные формы организации образовательной деятельности могут быть использованы в практической работе педагогов-хормейстеров хоровых студий, хоровых отделений ДМШ и ДШИ, а также в общеобразовательных учреждениях с углубленным изучением предметов художественно-эстетического направления.

Целью программыявляется создание творческого коллектива, владеющего художественно-выразительными средствами хорового исполнения, и способного грамотно исполнять хоровые произведения развитой двухголосной фактуры.

 Задачи программы:

  • cформировать у обучающихся вокально-хоровые знания, умения и навыки: соблюдение певческой установки, пение с мягкой атакой, умение петь продолжительные по времени фразы равномерно расходуя дыхание, сохранение при пении состояния «на вдохе», владение фразировкой, умение ясно и чётко произносить трудные буквосочетания, умение осмысленно петь произведения различного характера, владение навыком цепного дыхания, умение петь чисто и слаженно двухголосные произведения с сопровождением и без него;
    • привить учащимся любовь к хоровому пению академической направленности;
    • пробудить интерес к классической и народной музыке;
    • способствовать развитию эстетического вкусау учащихся;
    • воспитать учащихся, как исполнителей и слушателей через участие в концертах, смотрах-конкурсах, творческих встречах;
    • сформировать  мотивацию к дальнейшим занятиям в старшем хоре;

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 7(8) -10(12) лет.

Сроки реализацииобразовательной программы - 3 года обучения.

Отличительные особенности программысвязаны со спецификой построения процесса хорового обучения в Детской хоровой капелле, а именно:

  • с двухэтапным обучением (отсутствием среднего звена):
  • с организацией набора детей на первый год обучения, предварительно не занимавшихся в подготовительном классе (0 класс ДХК).

Принцип двухэтапного хорового обучения, обоснован в авторской образовательной программе Никифорова Ю.С. «Детский академический хор». Он предполагает, что учащиеся, завершившие первый (младший) этап обучения, свободно владеют навыками развитого двухголосого пения и  элементарного трехголосного. Однако, большинство детей, которых  принимают на первый год обучения, не занимались в подготовительном классе ДХК. Они еще только начинают изучать основы элементарной музыкальной грамоты, знакомятся с такими понятиями: «унисон», «диафрагмальное дыхание», «артикуляция», «ансамбль» и др. Поэтому, соединение учащихся первого, второго и третьего классов в единый младший хор, как это предлагает типовая программа, а также практика работы в хоровых студиях и хоровых отделениях ДМШ,не целесообразно. Это выявит проблемы репертуара, строя, хорового ансамбля, вызовет общие затруднения в обучении первоклассников, что может повлечь за собой потерю мотивации к обучению.

Программа «Детский хор» предлагает разделение обучающихся младшего этапа на хор первого класса и непосредственно младший хор (2 - 3 классы), что позволяет более эффективно выстроить педагогические формы и методы в текущей практической работе, проводить диагностику развития творческих способностей, осуществлять мероприятия текущего и итогового контроля.

I этап – хор 1 первый год обучения (дети 7 – 10 лет);

II этап – хор 2 – 3 второй, третий год обучения (дети 8 – 12 лет)

Формы и режим занятий Основной формой организации обучения является групповая репетиция. Наполняемость группы 15-30 человек. Если численность младшего хора превышает 30 человек, то для большей эффективности работы с хором возможны репетиционные занятия раздельно 2-го и 3-го классов. Занятия проводятся два раза в неделю по два академических часа. Академический час составляет 45 минут. Перерыв между часами на отдых и проветривание помещения составляет 10 минут.

Планируемые результаты Iэтапа обучения

Планируемые результаты

Показатели

Критерии

Методы и формы диагностики

предметные

исполнение одноголосных и элементарных двухголосых произведений с инструментальным сопровождением

свободное владение:

- навыками пения хорового унисона;

- навыками чистого мелодического интонирования;

- правильной певческой установкой;

- техническими основами диафрагмального и цепного дыхания;

- основными понятиями твердой и мягкой атаки звука;

- основными приёмами пения cantilena.

контрольные занятия (сдача партий, пение в микро-группах);

концерт для родителей (в конце каждого полугодия).

личностные

- положительное отношение к хоровым занятиям;

- интерес к новому учебному материалу и способам его освоения;

- способность к оценке успешности своей  учебной деятельности и учебной деятельности других учащихся;

- эмоциональная отзывчивость к музыкальному материалу.

- регулярное посещение занятий;

- желание исполнить то или иное произведение;

- желание повторить и улучшить своё исполнение;

- эмоциональное исполнение произведений.

наблюдение; беседа; анкетирование.

метапредметные

- умение эффективно работать в коллективе сверстников;

- способность подчинять свои интересы коллективным;

- способность контролировать свои действия, менять их в зависимости от существующих требований и условий;

- умение осуществлять познавательные действия.

- сознательное избегание и/или разрешение конфликтов;

- готовность изменить свои планы в пользу коллектива;

- быстрый отклик на замечания педагога;

- умение: устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, делать умозаключения и собственные выводы.

наблюдения; беседа.

 

Планируемые результаты IIэтапа обучения

Планируемые результаты

Показатели

Критерии

Методы и формы диагностики

предметные

исполнение двухголосных и элементарных трёхголосных произведений с инструментальным сопровождением и acappella гармонической и полифонической фактуры

свободное владение:

- диафрагмальным и цепным дыханием;

- правильным певческим звукоизвлечением, штрихами legato, marcato, staccato;

- прочными навыками исполнения произведений содержащих простые и сложные размеры, метроритмические трудности;

- прочными навыками правильной артикуляции гласных и согласных звуков;

- музыкально-исполнительскими навыками и умениями работы над репертуаром.

контрольные занятия (сдача партий, пение в микро-группах);

концерт для родителей (в конце каждого полугодия); переводной экзамен в кандидатскую группу старшего хора (второе полугодие 3 года обучения); отчетный концерт творческих коллективов ДХК (в конце учебного года); участие в городских и областных конкурсах и фестивалях

личностные

- положительное отношение к хоровым занятиям;

- интерес к новому учебному материалу и способам его освоения;

- способность к оценке успешности своей  учебной деятельности и учебной деятельности других учащихся;

- эмоциональная отзывчивость к музыкальному материалу;

- появление эстетических предпочтений.

- регулярное посещение занятий;

- желание исполнить то или иное произведение;

- желание повторить и улучшить своё исполнение;

- эмоциональное исполнение произведений;

- проявление радости или огорчения перед началом работы над произведением.

наблюдение; беседа; анкетирование

метапредметные

- умение эффективно работать в коллективе сверстников;

- способность подчинять свои интересы интересам коллектива;

- способность контролировать свои действия, менять их в зависимости от существующих требований и условий;

- умение осуществлять познавательные действия.

- сознательное избегание и/или разрешение конфликтов;

- готовность изменить свои планы в пользу коллектива;

- быстрый отклик на замечания педагога;

- умение: устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, делать умозаключения и собственные выводы.

наблюдения; беседа.

 

          Оценка планируемых результатов обучения. Формами промежуточного и итогового контроля являются сдача партий и пение в микро-группах. Учащиеся исполняют выученное произведение. Их исполнение оценивается по десятибалльной шкале.

10 баллов (высокий уровень) – «блестящее» исполнение учащимся своей партии наизусть, свободное выполнение вокально-технических трудностей, использование  всех средств музыкальной выразительности прописанных композитором в партитуре.

9 баллов (высокий уровень) – исполнение учащимся партии наизусть, чистое интонирование, умение прочно держать свой мелодический голос, использование средств музыкальной выразительности.

8 баллов (высокий уровень) – исполнение учащимся партии наизусть, чистое интонирование, в исполнении допущены две-три неточности в особо сложных фрагментах произведения.

7 баллов (средний уровень) – исполнение учащимся партии наизусть, допущены одна-две неточности в интонировании, средства музыкальной выразительности используются.

6 баллов (средний уровень) – исполнение учащимся партии наизусть, допущены неточности в интонировании, в исполнении не использованы средства музыкальной выразительности.

5 баллов (средний уровень) – исполнение учащимся партии по нотам, допущены одна-две неточности в интонировании, есть сложности в удержании своего мелодического голоса, в исполнении использованы средства музыкальной выразительности.

4 балла (средний уровень) – исполнение учащимся партии по нотам, допущены неточности в интонировании, в исполнении не использованы средства музыкальной выразительности.

3 балла (низкий уровень) – исполнение учащимся партии по нотам, допущены множественные неточности в интонировании, периодические сбои в исполнении, не использованы средства музыкальной выразительности.

2 балла (низкий уровень) – исполнение учащимся партии по нотам, допущены множественные неточности в интонировании, не использованы средства музыкальной выразительности, во время исполнения учащийся останавливается.

1 балл (низкий уровень) – учащийся не может исполнить партию.

  

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

I этап обучения - 1 год обучения

Название темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

1

беседа

2.

Дыхание

28

5

23

пение в микрогруппах

3.

Звукообразование

28

5

23

пение в микрогруппах

4.

Дикция, артикуляция

10

2

8

концерт для родителей

5.

Унисон, одноголосие

(элементы двухголосия)

44

6

38

пение в микрогруппах

6.

Средства музыкальной выразительности. Штрихи

10

2

8

пение в микрогруппах

7.

Метроритм

19

4

15

 

8.

Контрольно-зачетные мероприятия

4

-

4

концерт для родителей

ИТОГО

144

 

 

 

 

II этап обучения - 2 – 3 год обучения

Название темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

1

беседа

2.

Дыхание

18

2

16

сдача партий

3.

Звукообразование

18

2

16

сдача партий

4.

Дикция, артикуляция

10

2

8

сдача партий

5.

Унисон, одноголосие

12

2

10

концерт для родителей

6.

Двухголосие (элементы трехголосия)

35

6

29

сдача партий

7.

Средства музыкальной выразительности. Штрихи

10

2

8

сдача партий

8.

Хоровой ансамбль

10

3

7

сдача партий

9.

Компоненты мелодической звучности (интервал, аккорд)

12

4

8

сдача партий

10.

Метроритм

14

3

11

сдача партий

11.

Контрольно-зачетные мероприятия

4

-

4

концерт для родителей

ИТОГО:

144

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

I этап

Тема 1. Вводное занятие

Инструктаж по технике безопасности. Беседы о хоровом искусстве. Знакомство с творческой жизнью коллективов Детской хоровой капеллы. Вокально-хоровые упражнения.

Тема 2. Дыхание

Ознакомление с теоретическими сведениями о ключичном, грудном и диафрагмальном дыхании. Формирование навыка рефлекторного певческого дыхания. Упражнения парадоксальной гимнастики А. Стрельниковой. Знакомство с понятием и формирование навыка цепного дыхания.

Тема 3. Звукообразование

Формирование навыка интонационного ансамблирования. Знакомство с понятием певческой установки. Выработка ощущения вокального положения «зевка», приподнятого неба. Раскрепощения корпуса и вокального аппарата. Вокально-хоровые упражнения. Работа над репертуаром.

Тема 4. Дикция, артикуляция           

Активизация речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок. Формирование навыков певческой дикции. Артикуляция гласных и согласных звуков. Вокально-речевые упражнения. Работа над репертуаром.

Тема 5. Унисон. Одноголосие (элементы двухголосия)

Знакомство с понятиями унисона. Интонирование интервалов с ощущением «широкого» и «узкого» шага. Пение звукорядов. Упражнения направленные на выработку чистого унисона. Знакомство с понятием однородной звучности хора. Работа над репертуаром.

Тема 6. Средства музыкальной выразительности. Штрихи

Знакомство с различными средствами музыкальной выразительности. Музыкальная фраза. Нюансы и динамические оттенки. Штрих cantilena. Формирование навыка адекватного восприятия дирижерского жеста. Вокально-хоровые упражнения. Работа над репертуаром.

Тема 7. Метроритм

Знакомство и практическое освоение основных музыкальных размеров с различными видами метрической организации. Игра «Эхо». Ритмические упражнения. Сольмизация нотного текста в репертуарных пьесах. Чтение литературного текста в ритмическом движении. Работа над репертуаром. Пение элементарных канонов.

Тема 8. Контрольно-зачетные мероприятия

II этап

Тема 1. Вводное занятие

Инструктаж по технике безопасности. Прослушивание воспитанников, распределение по хоровым партиям. Ознакомление с теоретическими понятиями классификации певческих голосов. Ознакомление с понятием «хоровая партия».  Вокально-хоровые упражнения. 

Тема 2. Дыхание

Прочное усвоение знаний о нижнереберном диафрагмальном дыхании. Закрепление навыков «вдоха в живот» и «выталкивания звуков животом». Формирование навыка экономного выдоха («пения в себя»). Упражнения парадоксальной гимнастики А. Стрельниковой. Закрепление навыка пения на цепном дыхании. Работа над репертуаром.

Тема 3. Звукообразование

Закрепление навыка интонационного ансамблирования. Певческая установка. Положение вокального зевка «зевка», приподнятого неба. Предъикт (задержка вдоха перед звукоизвлечением).  Знакомство с понятием твердой и мягкой атаки звука. Знакомство с понятием регистров певческих голосов. Упражнения направленные на выравнивание регистров и расширение певческого диапазона. Работа над репертуаром.

Тема 4. Дикция, артикуляция

Активизация речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок. Закрепление навыков певческой дикции. Артикуляция гласных и согласных звуков. Вокально-речевые упражнения. Знакомство с правилами певческого произношения гласных и согласных звуков. Фонетические и грамматические произносительные нормы в литературном языке. Редукция гласных звуков.  Работа над репертуаром.

Тема 5. Унисон, одноголосие

Закрепление навыка владения хоровым унисоном. Вокально-слуховые упражнения направленные на точное интонирование интервалов в одноголосии.  Интервальная цепочка. Интервальные сиквенции. Работа над репертуаром.

Тема 6. Двухголосие (элементы трехголосия)

Пение двухголосных канонов. Применение разнообразных форм работы над каноном. Формирование навыка гармонического слышания интервала в двухголосном хоровом звучании. Игра «Эхо». Формирование навыка пения звукорядов в параллельном и противоположном мелодическом движении. Включение в хоровой репертуар произведений двухголосной фактуры.

Тема 7. Средства музыкальной выразительности. Штрихи

Дальнейшее знакомство с различными средствами музыкальной выразительности, штрихами нюансами и динамическими оттенками на примерах разучиваемых репертуарных произведениях. Закрепление ранее полученных знаний о построении музыкальной фразы, взаимосвязи литературного текста и мелодии. Закрепление навыка адекватного восприятия дирижерского жеста.

Тема 8. Хоровой ансамбль

Знакомство с понятием общего ансамбля хора как синтеза интонации, строя, тембра, динамики, ритма и дикции. Динамический ансамбль, понятие однородной звучности хора. Дикционно-ритмический ансамбль – синтездикции, ритма, точной артикуляции гласных и согласных звуков. Работа над репертуаром.

Тема 9. Компоненты мелодической звучности (интервал, аккорд)

Аккорд в хоровой звучности. Игра «хоровой веер». Формирование навыка слышания своего голоса в хоровой вертикали. Упражнения с использованием элементарных трехголосных гармонических построений. Вокально-хоровые упражнения. Работа над репертуаром.

Тема 10. Метроритм

Простые и сложные размеры, использование упражнений с ритмическим аккомпанементом. Ритмические упражнения. Ритмический канон. Сольмизация нотного текста в репертуарных пьесах. Чтение литературного текста в ритмическом движении.

Тема 11. Контрольно-зачетные мероприятия

 

Примерный репертуар I этапа  обучения

Воронов Г., Нестеренко В. Летний вечер.

Викторов В., Стеманевский С. Хорошо под солнцем.

Устинов Ю., Крапивин В. Колыбельная моряков.

Крылатов Е., Яковлев Ю.  «Колыбельная медведицы»

Усачев А.  «Эх!»

Усачев А. «Как кричит крокодил»

Усачев А. «Леталка»

Воловская Л., Черницкая И. «Песенка колобка»

Кулев В. «Пряничные человечики»

Юдахина О., Навицкая Г. «Гномик»

Компанеец З., Добронравов В. «Солнечный зайчики»

Комаров В., Либин М. «Песенка о человеке»

Герчик В., Стройло А. «Осенние листья»

Металлиди Ж., Вронский Ю. «Ах, как я стараюсь»

Веврик Е., «Жили – были два кота»

Парцхаладзе М., Кондрашенко Л. «Дед Мороз»

Савинский В. «Новый год»

Плешак С., Моравской М. «Брошенный щенок»

Плешак С., Сердобольский О. «Злая собака»

Парцхаладзе М., Татаринов В. «Улетают журавли»

Пахмутова А., Добронравов Н. «Добрая сказка»

Корнаков Ю., Кижун Б. «Над маленьким сыном склоняется мать»

Корнаков Ю., Гоппе Г. «Песня комара»

Портнов Г., Чуковский К. «Пила»

Гладков Г., Ким Ю. «Колыбельная»

Конвенан И. «Поросенок»

Конвенан И. «Ослик»

Конвенан И. «Собачки»

Шатрова Е.,  Маркуш Э. «Вороненок»

Шатрова Е., Гудимов В. «Рыжий Билл»

Усович В., Григорьева Т. «Кот Василий»

Усович В., Григорьева Т. «Мечта»

Компанеец З., Орлов В. «Ни пуха, ни пера»

БахИ.-С., Тонский Д. «За рекою старый дом»

Адлер Е., Руженцев Е. «Тишина»

Мироненко Н., Хоминых Л. «Мама лучше всех»

Проиведения acappella

Ройтерштейн В. «Рано утром вечерком»

«Козел и коза» укр. нар. песня

«Семейка» р. н. п.

Карасев М., Френкель Н. «Веселая дудочка»

Ионеску Н. «Дед Андрей» канон

Примерный репертуар II этапа обучения

Плешак С. «Я люблю дождь»

Баск М., Белозеров Т. «Плакала Снегурочка»

Гладков Г., Луговой В. «Погоня»

МоцартВ.-А., Шиканедер Э. «Наш союз прекрасен, братья»

Шибаев В., Старостин Н. «Песенка о мальчике и веселом гноме»

Паулс Р., Плудонис В. «Идиллия зимней дороги»

Кюи Ц., Майков А. «Весна»

Компанеец З., Викторов В. «Море хочет»

Металлиди Ж., Сангир Г. «Тихий час»

Парцхаладзе М., Кондрашенко Л. «Закон Архимеда»

Алябьев А., Пушкин А. «Зимняя дорога»

Моренцо Л. «Давай споем, приятель»

Гретри А. «В лесу осел с кукушкой»

Шаинский В. «Загадочный грипп»

Марченко Л. «Рождество»

Марченко Л. «Мальчик-хулиганчик»

Зацепин А., Пляцковский М. «Ты слышишь, море»

Хренников Т., Гладгов А. «Колыбельная»

Малевич М., Морсакова И. «Пожелание на Рождество»

Грибков И., Кушак Ю. «Ночное приключение»

Славкин М. «Снег»

Струве Г., Лаубе Ф. «Вот тогда ты пожалеешь, Кулакова!»

Птичкин Е., Дубровин Б. «Песня – твой верный друг»

Кюи Ц., Белоусов В. «Весеннее утро»

Подгайц Е. «Спи, дитя»

Подгайц Е., Шумилин Н. «Под Новый год»

Смирнов С. «Не грусти улыбнись и пой»

Проиведения acappella

Кюнер В., Жуковский В. «Крещенский вечер»

ЛоттиА. «Miserere»

Струве Г. «Веселое эхо»

«Donanobispacem»

Керубини Л., Павлова М. «Веселый канон»

«Казачья колыбельная» русская народная песня

«Добрый тебе вечер» рождественская колядка

«В темном лесе» русская народная песня

«Как на тоненький ледок» русская народная песня

«Уж, вы, мои ветры» русская народная песня

«Добрый мельник» литовская народная песня

Паслеева В., Мазин И. «Хитрая мышка»

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Методы обучения

Словесные: беседа, анализ текста, формы произведения.

Наглядные: показ, исполнение педагогом, прослушивание аудио и видео материалов.

Практические: вокально-технические упражнения, работа над репертуаром.

Продуктивные: концертная деятельность.

Формы диагностики

1. Анкетирование проводится в целях:

- определение склонностей и способностей детей первого года обучения;

- выявления мотивации воспитанников к обучению;

- определения индивидуальных музыкально-эстетических потребностей и предпочтений воспитанников.

2. Диагностические карты ведутся с целью отслеживания поступательного развития воспитанников на каждом году обучения.

Материально-техническое обеспечение программы:

- просторный хоровой класс;

- достаточное количество посадочных мест (стулья со спинками);

- фортепиано;

- дирижерский пульт;

- станки (подиум) для репетиций и выступлений хора;

- доска с нотным станом;

- стенд для заданий и объявлений;

- аппаратура для записи и прослушивания музыки;

- ударные музыкальные инструменты (треугольники, тамбурин, маракасы)

концертный реквизит (костюмы, обувь, папки для нот, чехлы и др.);

- аптечка.

Литература для педагога

1. Бандина А.Г., Попов В.С., Тихеева Л.В. Школа хорового пения. – Вып. 1. – М. 1981.

2. Добровольская Н.Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. – М., 1987.

3. Думченко А. Ю. Двухголосие  Детский хор (методическая разработка) – СПб. 2015.

4. Думченко А. Ю. Развитие вокально-хоровых навыков в младшем хоре детской хоровой студии (методическая разработка). – СПб. 2008.

5. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. – Ростов-на-Дону, 2002.

6. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль, 1997.

7. Никифоров Ю.С. Особенности исполнительской интерпретации православных песнопений // Педагогический вестник (Боровичи). – 2001. - № 11/12.

8. Осеннева М.С., Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. – М. 1999.

9. Работа с детским хором: Сборник статей /Под ред. В.Г. Соколова. – М., 1981.

10. Роганова И. В. Проблемы строя  Пение acappella (методическое пособие). – СПб. 2016.

11. Роганова И. В. Работа с младшим хором (методическое пособие). – СПб. 2016.

12. Современный хормейстер: Сборник статей/ автор- составитель Роганова И. В. – СПб. 2016.

13. Струве Г.А. Хоровое сольфеджио: Метод. пособие. – М., 1988.

14. Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором: Учеб.-метод. пособие. – М., 2002.

15. Теория и практика хорового исполнительства. Певческое развитие ребенка: Метод материалы // Сост. И.В. Калиш. – М., 1999.

16. Халабузарь П.В., Попов В. С. Теория и методика музыкального воспитания. – СПб., 2000.

Учебно-дидактический материал

  1. Думченко А.Неразрывная нить. Песни для детского хора. – СПб. 2002.
  2. Думченко А.Золотая полоса. Произведения для детского хора. – СПб. 2017.
  3. Думченко А. Странное происшествие. Песни для детей младшего и среднего возраста.– СПб.2014.
  4. Как тут усидеть?! Джаз в детском хоре. Вып. 1, 2 для младшего хора// Сост. СлавкинМ.И. – М., 2005.
  5. Композиторы классики для детского хора. Праздник Рождества. Вып. 4// Сост. Аверина Н.В. – М., 2007
  6. Лазарев М. Песни доктора Лазарева. Лечебный, учебный и концертный репертуар для детей дошкольного и школьного возраста.Редактор-составитель Роганова И.В. – СПб.20
  7. Ларин А. Кто весёлый – превесёлый? Сочинения для детского хора и фортепиано. – М.2011.
  8. Младший хор. Одноголосие: Хрестоматия – Ч. 1 Редактор-составитель Роганова И.В. – СПб.2017.
  9. Младший хор. Одноголосие: Хрестоматия – Ч. 2 Редактор-составитель Роганова И.В. – СПб.2015.
  10. Младший хор. Двухголосие: Хрестоматия – Ч. 1 Редактор-составитель Роганова И.В. – СПб.2017.
  11. Младший хор. Двухголосие: Хрестоматия – Ч. 2 Редактор-составитель Роганова И.В. – СПб.2017.
  12. Парцхаладзе М. Не привыкайте к чудесам! Песни и хоры для детей//Сост. Дуганова Л.П. – М., 2005.
  13. Плешак С. Говорящий сверчок. Для детского хора и фортепиано. – СПб., 2006.
  14. Поет Детская хоровая студия «Веснянка». Песни для детей младшего, среднего и старшего возраста//Сост. Дуганова Л.П., Алдакова Л.В. – М., 2002.
  15. Подгайц Е. Музыка утра. Хоровые миниатюры и песни//Сост. Л.П. Дуганова, Н.В. Аверина. – М., 2004.
  16. Произведения российских композиторов XX – XXI веков для детского хора acappella. Редактор-составитель Роганова И.В. – СПб.2016.
  17. По страницам русской хоровой музыкиXIX – XX в.в. Хрестоматия для детского хора//Сост. Халабузарь П.В. -  М., 2004.
  18. Поющее детство. Произведения для детского хора//Сост. МякишевИ. – М., 2002.
  19. Рождество и Новый год. Учебное пособие для младшего и среднего хоров детской музыкальной школы. Редакторы-составители Роганова И.В., Рыкалина О.В. – СПб.2013.
  20. Рушанский Е. Как живёте? Что жуёте? Песни для детей на стихи В. Степанова.– СПб.2009.
  21. Рушанский Е. Родник. Девять песен для детского хора, солистов и фортепиано.– СПб.2012.

Литература

1. Белова В.В., Кульпединова М.Е. Дополнительное образование: Требования к содержанию. – М., 2001.

2. Большой энциклопедический словарь: Музыка // Ред. Г. Келдыш. – М., 1998.

3. Васильев М.П. Анализ работы голосового аппарата вокалиста. – СПб., 1997.

4. Дополнительное образование: Некоторые вопросы программирования. //Сост. В.В. Белова. – М., 2002.

5. Никифоров Ю.С. Детский академический хор / Авт. образовательная программа. – М., 2003

7. Проектирование образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей. / Приложение к журналу «Внешкольник». Вып. 5 // Авт.-сост. Л. Буйлова. – М., 2001.

9. Самарин В.А. Хороведение: Учеб. пособие. – М., 1998.

10. Сборник нормативно правовых и организационно-методических материалов для учреждений дополнительного образования.// Сост. С.Ю. Иванова, Г.С. Шляхова. – В. Новгород, 2002.

11. Струве Г.А. Школьный хор. – М., 1981.

12. Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором: Учеб. пособие. – М., 2002.

13. Халабузарь П.В., Попов В.С. Теория и методика музыкального воспитания. – СПб., 1990.

14. Яковлев Д. Е. Дополнительное образование: Словарь-справочник. – М., 2002.

 

 

 

Авторизация