Версия для слабовидящих

Menu

Образовательные программы - художественное творчество "Класс фортепиано в Детской хоровой капелле"

 

 

Пояснительная записка

 

Общеразвивающая образовательная программа «Класс фортепиано в Детской хоровой капелле» имеет художественную направленность, является модифицированной (адаптированной) и разработана на основе типовой программы «Фортепиано» Е.П. Макуренковой (М. 1986 г.) для хоровых студий.  Данная программа является рабочей программой  педагога,  имеет  базовый  уровень  сложности.

Программа по классу фортепиано оформлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,   методическими рекомендациями Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242, с учетом требований Положения о порядке оформления программ  дополнительного образования  детей в образовательных учреждениях Великого Новгорода. А также, в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»» и информационного письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 11.12.06 № 06-1844.

Программа реализуется в Детской хоровой капелле Дворца Детского (юношеского) творчества имени Лени Голикова, интегрируется с предметами образовательного цикла - хором, сольфеджио, музыкальной литературой, хоровым сольфеджио.

     Актуальность данной общеразвивающей образовательной программы исходит из того, что занятия в классе фортепиано Детской хоровой капеллы имеют некоторое своеобразие. Основной дисциплиной в капелле согласно учебному плану является хор. Учитывая большую занятость учащихся занятиями хорового цикла, а также наличие у детей различных музыкальных данных и иногда отсутствие музыкального инструмента дома, нет возможности преподавать этот курс по программе, где нормы и требования не соответствуют задачам преподавания общего курса фортепиано.  Обучение по данной программе дает возможность каждому обучающемуся реализовать свой творческий потенциал и потребность в индивидуальном самовыражении в рамках основного комплексного подхода к образовательному процессу в Детской хоровой капелле.

    Отличительной особенностью данной программы выражается в том, что она адаптирована  к  условиям  образовательного процесса  в Детской хоровой капелле. Это обусловлено тем, что прием в класс фортепиано детей ведется без отбора. Дальнейшая  загруженность хоровыми и вокальными дисциплинами, загруженность в основной школе оставляют мало времени для домашней работы. Чтобы избежать перегрузки детей, в программе пересмотрены и привычные технические аспекты обучения. Музыкально и эстетически развить каждого ребенка помогает выбор современного (в том числе и джазового) репертуара, не требующего технических перегрузок и в то же время обладающего ярким и образным современным музыкальным языком. В данной программе есть ссылка на методическую разработку «Джазовый репертуар и особенности работы над ним в фортепианных классах» (автор – педагог дополнительного образования Денисова А.Н., Великий Новгород, 2002 г.)

     В данной программе значительно пополнен устаревший за последние годы репертуарный список произведениями  современной джазовой литературы, а также пьесами композиторов-современников, один из которых (В.Коровицын) является  нашим земляком. Яркая образность произведений и современный музыкальный язык помогают детям легче воспринимать необходимые знания и умения, с неослабевающим интересом заниматься любимым делом, развиваться музыкально и эстетически. Таким образом, пополняя раздел репертуара новыми произведениями, учитывающими тенденции современной музыки, создаются условия для подкрепления и привлечения интереса детей и подростков к музыкальному искусству и творчеству. 

    Новизна и своеобразие данной программы заключается не только в постоянном пополнении репертуарного списка произведениями современных композиторов, в том числе и композиторов-земляков, но и в использовании новых методов обучения. К примеру, для формирования знаний о предмете и нового творческого опыта учащихся данная программа допускает использование дополнительного инструмента – электронного фортепиано, тембровое многообразие которого позволяет учащимся получить представление о звучании инструментов-предшественников фортепиано, а также расширить свой исполнительский опыт, благодаря способности электронного инструмента копировать некоторые особенности звуковедения старинных инструментов.

Программа разработана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и направлена на:

- создание условий для художественного, эстетического воспитания и духовно-нравственного развития детей;

- приобретение опыта в области фортепианного исполнительского искусства, позволяющего исполнять произведение в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;

-  постоянное развитие исполнительских способностей и общего уровня музыкальной грамотности учащихся.

 

Цель программы создать условия для формирования у обучающихся комплекса знаний, умений и навыков  в области фортепианного исполнительского искусства и потребности в непрерывном совершенствовании исполнительских навыков.

Результаты

Показатели оценки результата

Способ оценки

Сформированный комплекс знаний, умений и навыков в области фортепианного исполнительства

- знание основных стилистических направлений и жанров музыкального искусства;

-знание музыкальной терминологии;

- умение грамотно исполнять произведения различных стилей и жанров;

-владение основными техническими приемами (мелкая, аккордовая, октавная техника исполнения);

- навык чтения с листа;

- навык первичного музыкального анализа исполняемых произведений.

 Экспертная оценка публичных выступлений (академических концертов, технических зачетов, контрольных занятий, результаты участия в конкурсах и фестивалях).

Сформированность личных качеств, необходимых для успешной реализации исполнительской деятельности

- навык публичных выступлений (наличие исполнительской воли, артистизма);

-наличие трудоспособности, самоорганизации, стремление к самостоятельному творческому поиску.

Результаты выступлений на академических концертах, конкурсах, фестивалях.

Беседа. Опрос. Наблюдение. Анкетирование.

Потребность в непрерывном совершенствовании исполнительских навыков.

Устойчивая мотивация к творческому самовыражению через участие в концертной деятельности.

Посещение концертов ведущих музыкальных исполнителей для обогащения слухового опыта как неотъемлемой части совершенствования исполнительских способностей.

Способность к самоанализу и оценке выступления других исполнителей.

Самостоятельное освоение музыкальных произведений за рамками репертуарного содержания программы, демонстрация результата своей творческой  деятельности на публике (концертах, мероприятиях в школе, родительских собраниях, творческих встречах и т.п.)

Наблюдение. Беседа. Анкетирование.

 

Возраст обучающихся по программе «Класс фортепиано» от  7 до 16 лет. Весь курс обучения условно делится на три этапа:

  • I этап – младший (1й – 3й год обучения);
  • II этап – средний (4й – 5й год обучения);
  • III этап – старший (6й – 7й год обучения).

 

Форма занятий – индивидуальные занятия. Наряду с индивидуальной формой работы предусмотрены занятия в микро-группах (ансамблевоемузицирование).

Продолжительность занятий: 1 академический час в неделю продолжительностью 45 минут.

          На основании комплексного подхода к образованию учащихся, занятия в классе фортепиано проводятся в соответствии с действующим учебным планом Детской хоровой капеллы. Репертуарный список, формируется с учетом возрастных особенностей и интересов обучающихся.

 

Ожидаемый результат и способы определения результативности:

1 этап (младший)

1 – 3 годы обучения

Самым важным этапом обучения игре на музыкальном инструменте является начальный этап, т.к. первоначальные навыки оказывают большое влияние на все последующее развитие ребенка.

По окончании 1 года обучения учащиеся должны:

ü Уметь свободно играть не менее 8-10 коротких сочинений из сольного и ансамблевого фортепианного репертуара (народные песни и танцы, пьесы певучие, характерные, виртуозные, полифонического склада, легкие джазовые), этюды, вариации, сонатины.

Слушать музыку в исполнении педагога. Примерная тематика: «Что можно играть на фортепиано?». Подбирать по слуху легкие пьесы, песни. Транспонирование тех же песен и легких пьес фортепианного репертуара.

ü Знать в области теории музыки: основные лады, понятия ритма, пульса, темпа, тоники, мажора и минора, названия интервалов, штрихов, динамических оттенков. Устойчивые ступени лада, главные ступени лада (тоника, субдоминанта, доминанта). Понятие об аккорде, трезвучии, септаккорде, репризе, фермате, синкопе, секвенции, тональности (до 2 ключевых знаков включительно) в связи с прохождением пьес в данных тональностях.

ü Овладеть навыками игры в ансамбле, игры легких аккомпанементов. Самостоятельно работать над пьесой с дальнейшим разбором выявленных педагогом ошибок.

По окончании 1 года обучения на академическом концерте         учащиеся исполняют две-три  разнохарактерные пьесы.

Примерные зачетные программы для 1 года обучения:

  1. Моцарт Менуэт.

Э.Градский «Задиристые буги» - (1 полугодие);

  1. И.С.Бах Менуэт.

М.Шмитц «Марш гномиков» - (2 полугодие).

   По окончании 2  года обучения  учащиеся должны:

ü Уметь  свободно играть не менее  4-6 пьес различных жанров и характеров; подобрать гамму по слуху, усвоить ее рельеф (знать ключевые знаки);  понять и усвоить основные аппликатурные принципы; осуществить правильное и удобное подкладывание 1-го пальца (упражнение «вертушка»);  добиться независимости пальцев, хорошей артикуляции;  правильно и рационально использовать вспомогательные движения игрового аппарата (запястья – в арпеджио, плечевого пояса – в аккордах); применить полученные навыки в пьесах. Слушать музыку различных стилей и жанров в исполнении педагога.

ü  Знать  итальянские термины в пределах программы.

ü Овладеть навыками подбора по слуху песен и аккордовых  аккомпанементов (элементарные гармонии).

Примерные зачетные программы для 2 года обучения:

  1.  Ж. Сен- Люк Бурре,

 А. Дварионас Пьеса - (1 полугодие);

  1. М.Клементи Сонатина C-dur.

 О. Питерсон «Зимний блюз» - (2 полугодие).

Учебно-дидактический материал для 1-2 года обучения:

Хрестоматия для ф-но 1 класс. Педагогический репертуар/ сост. Н. Любомудрова, К.Сорокин, А. Туманян -  М.,1986; И. Лещинская «Малыш за роялем», учебное пособие - М., 1992;

         О. Геталова, И.Визная «В музыку с радостью» -  С.-П., 2005; А. Николаев «Фортепианная игра», 1-2 классы ДМШ - М., 1985; Фортепианная школа Ляховицкой для начинающих - С.-П., 1998; Т. Смирнова. Allegro. Фортепиано, интенсивный курс, ч.1, тетр. - М., 1994; Р. Мануков «Фортепиано», вып. 1 для 1-2 класса ДМШ. Ансамбли, аккомпанемент. Тетр. 4 - М., 1994; Р. Мануков  Сонатины и вариации тетр.3 – М., 1994; А. Гречанинов Детский альбом «Бусинки», легкие пьесы для ф-но – М. 1964; А. Николаев Детский альбом для ф-но – М., 1979; Советская фортепианная классика для детей, изд. 2-е/ сост. Л. Ляховицкая - Л., 1977; Этюды для ф-но, 2 класс, изд. 11 – Киев, 1985; В. Агафонников «Музыкальные игры», 27 пьес для начинающего пианиста – М., 1991; Гаммы и арпеджио для ф-но, уч. Пособие/ сост. И. Ширинская – М., 1980; Фортепиано 1 класс,  ред. Б. Милич – Киев, 1986; Ансамбли для фортепиано 1-3 класс ДМШ – М., 1998; К. Черни Избранные этюды/ ред. Г. Гермера- М, 1997; Сборник ансамблей для ф-но, младшие классы ДМШ, учебно-методическое пособие - Ростов на Дону, 2015.

По окончании  3 года обучения учащиеся  должны:

ü    Уметь наизусть играть свободно и помнить за год не менее 4 пьес, 1-2 пьесы любых стилей и жанров учащиеся могут проходить в качестве ознакомления; свободно играть гаммы (мажоры) до 2-х знаков, короткие арпеджио и аккорды, миноры до одного ключевого знака на 4 октавы. Хроматические гаммы в пройденных тональностях двумя руками на 4 октавы с пульсом на 6, аккорды и короткие арпеджио – отдельно каждой   рукой. Слушать музыку различных стилей и жанров в исполнении педагога. Подбирать популярные песни и аккомпанемент к ним.

ü    Знатьитальянские термины в пределах программы;  основные средства музыкальной выразительности, их значение для построения музыки, наиболее простые формы (схемы) музыкальных произведений, выразительные особенности музыкального языка (в пределах требований программы 1-го этапа обучения),  некоторые виды многоголосья, приемы и способы достижения выразительности игры на музыкальном инструменте, особенности творчества композиторов изучаемых произведений;

ü   Овладетьминимумом музыкальной грамоты и элементами теоретических основ музыкального искусства, техническими и исполнительскими навыками игры на музыкальном инструменте, необходимыми для занятий на 1-м этапе обучения;

Примерные зачетные программы для 3 года обучения:

  1. И.С. Бах Маленькая прелюдия C-dur.

В.Лессер «Выходной день» - (1 полугодие);

  1. М. Клементи Сонатина.

М. Шмитц «Оранжевые буги» - (2 полугодие).                                                Примерные репертуарные списки

3-го года обучения

Этюды

А. Лемуан. Этюды № 1-27, соч. 37; А. Лешгорн Этюды № 3-30, соч. 65;

К.Черни. Избранные этюды для начинающих. Под.ред. Г.Гермера № 10-40.

Пьесы

 Л. Бетховен. Экосезы; А.Гедике Пьесы № 8,15,19. Соч. 6; А. Гречанинов Детский альбом соч.98; Бусинки.соч. 123; Д.Кабалевский  Старинный танец, Печальная история. соч.27; В.А.Моцарт Аллегро; Т.Назарова Грустная песня; П.Чайковский Детский альбом; Д.Шостакович Альбом фортепианных пьес; Р. Шуман Альбом для юношества. Соч. 68; Д. Львов-Компанеец Матрешки, Предание, Напев; И.Б. Ваньхал Менуэт; М. Шмитц Пляска ковбоев; В.Лессер Выходной день; И.Гурник Этюд; М.Литовко Канон; М. Шмитц Скачки по прерии.

Полифонические произведения

И.С. Бах Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах. – М., 1981; И.Беркович Полифонические пьесы; Г.Гедель Две сарабанды; Полифонические пьесы для фортепиано. Вып. 1/ Сост. и ред. Л. Ройзман. – М., 1975; Сборник полифонических пьес / Сост. С.Ляховицкая. – Л., 1960.

Произведения крупной формы

А.Андрэ Сонатина G-dur; Л. Бетховен Соната G-dur; Д.Благой Маленькие вариации; А.Гедике Тема с вариациями; Д.Кабалевский Вариации, Соч. 51; В.А.Моцарт вариации «Волшебная флейта»; Клементи Соната C-dur.

Ансамбли

П.И.Чайковский 50 русских народных песен / Под ред. К.Лавринович. – М., 1991; Брат и сестра. Легкие ансамбли для фортепиано в 4 руки. Вып. 1/Перелож. и обработка С.Кузнецовой. – М., 1990; Сборник пьес для фортепиано в 4 руки/Сост. И.Агафонников. – Л., 1999;Сборник фортепианных пьес этюдов и ансамблей. Ч.2./Сост. С.Ляховицкая. – Л., 1975; М.Шмитц Джаз-парнас. Вып.3, 1979; Фортепиано. Интенсивный курс. Тетр.3/Сост. и ред. Т. Смирнова. – М., 1994.

Сборники

 Хрестоматия для учащихся ДМШ 3 класс «Юному музыканту-пианисту» / сост. Г. Цыганова, И. Королькова – Ростов на Дону, «Феникс», 2007; Альбом ученика пианиста. Хрестоматия 3 класс, изд. 4 / сост. Г. Цыганова, И. Королькова – Ростов на Дону, «Феникс», 2008; Б. Милич Фортепиано 3 класс – М., «Кифара», 2007; Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано. Вып.1 (2-3 класс ДМШ) / Сост. Н.Любомудрова, К.Сорокин, А. Туманян. - М., 1975; Юный пианист. Вып.1/ Сост. И ред. П.Ройзман, В.Натансон. – М., 1976; Фортепиано. Интенсивный курс. Тетр. №3 / Ред. Т. Смирновой. – М., 1994; Сборник «Домашнее музицирование». Любимая классика, 4-е издание, ансамбли.- Ростов на Дону, 2012; В. Коровицын, альбом фортепианной музыки для детей, - Ростов на Дону, 2015; Сборник ансамблей для фортепиано, младшие классы ДМШ, - Ростов на Дону, 2015; «Брат и сестра», сборник ансамблей в 4 руки, - С.П. 2013.

                 Оценка деятельности ребенка, его достижений на младшем этапе обучения осуществляется по определенным критериям:

ü степень приспособленности ребенка к инструменту (организация игрового аппарата учащегося, его свобода, гибкость, контакт с инструментом, владение основными игровыми движениями, способами звукоизвлечения);

ü  грамотность исполнения пьес (ритм, правильность прочтения текста, артикуляция);

ü передача ребенком характера исполняемого произведения (характеристика звука, прикосновения, использование динамических оттенков и других средств музыкальной выразительности);

ü артистичность ребенка, его сценическая выдержка (физическая свобода, эмоциональность, смелость, находчивость).

 

2 этап (средний)

4 – 5 годы обучения

          По окончании 4 года обучения  учащиеся должны:

ü  Уметь наизустьиграть свободно и помнить за год 3-5 пьес, 1-2 пьесы любых стилей и жанров учащиеся могут проходить в качестве ознакомления; самостоятельно работать над музыкальным произведением, играть в ансамбле, подбирать песни и аккомпанемент к ним, транспонировать легкие пьесы в различные тональности, аккомпанировать, читать с листа пьесы уровня 1-2-го года обучения;играть в среднем темпе мажорные гаммы, арпеджио (короткие и длинные), аккорды с обращениями в тональностях до 3-х знаков в мажоре, до 2-х знаков в миноре. Хроматическую гамму играть на 4 октавы во всех пройденных тональностях; слушать музыку различных стилей и жанров в исполнении педагога;

ü Знать итальянские термины в пределах программы; закономерности построения музыкальных форм (простая, трехчастная, вариация и другие), различные жанры и виды музыкального искусства;

ü  Овладеть расширенными знаниями теоретических основ музыки, техническими и исполнительскими навыками игры в пределах программных требований.

В течение 4 года обучения воспитанник должен подготовить 2 концертные программы по 1-2 произведения в каждом полугодии.

Примерная зачетная программа для 4 года обучения:

  1. И.С. Бах. Двухголосная инвенция a-moll;

   Р. Шуман «Дед Мороз» - (1 полугодие);

  1. Ф.Кулау Сонатина;

   И. Брамс Венгерский танец № 5 - (2 полугодие).

Примерные репертуарные списки

 4-го года обучения

Этюды

И.Беркович Маленькие этюды №33-40; А.Лемуан 50 характерных этюдов. № 4,5,9,11,12,16. Соч. 37; А.Лешгорн Избранные этюды. Соч. 65; К. Черни Этюды. Соч. 821.

Пьесы

Л.Бетховен Пять шотландских народных песен; Э. Вилла-Лобос. Избранные репертуарные пьесы; Й.Гайдн Двенадцать легких пьес; А.Корещенко Жалоба; В.Косенко. 24 детские пьесы; А.Пирумов Детский альбом; Ф.Шопен. Польская песня; Р.Шуман Альбом для юношества; Э.Градески По дороге домой из школы; Л. Ивенс тетушка Тисси; Ф.Пуленк Стаккато; М.Парцхаладзе Три пьесы; О.Питресон «Волна за волной»; Ф.Э. Бах Анданте; Л.БетховенАллеманда; Й.Гайдн Аллегро F-dur; Виваче, Маленькая пьеса, Анданте; Э.Григ. Лирические пьесы. Вальс, Песня сторожа, Танец эльфов, Песни родины. Соч.12. Избранные пьесы соч. 25;Э. Сигмейстер. Фортепианные пьесы для детей: Еж, Веселый клоун, Новый Лондон, Шотландский народный танец; Р.Шуман Альбом для юношества; Ф.Шопен Три экосеза, Прелюдии e-moll, A-dur, c-moll; Э.Градески Мороженое; М.Шмитц Микки маус; Д.Эллингтон Искушенная леди; Д.Мендель Твоей улыбки тень.

Полифонические произведения

И.С. Бах Маленькие прелюдии и фуги Тетр. 1 № 1.3,5,6,8,11,12; Тетр. 3 № 1,2.,3,6; Ф.Э. Бах Фантазия c-moll; Г.Гендель 12 легких пьес; И.С.Бах Двухголосные инвенции d-moll, a-moll; И.С.Бах Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах. Маленькие прелюдии и фуги Тетр. 1 и 2. Аллегретто; Ф.И. Бах менуэт; И.Кригер Сарабанда; А.Майкапар. Бирюльки. Прелюдия и фугетта.

                                        Произведения крупной формы

Л. Бетховен Сонатина F-dur; Сонатина для мандолины; Д.Кабалевский Сонатина соч.2; М.Клементи Сонатины № 2,3; Ф.Кулау Вариации. Сонатина C-dur; В.А.Моцарт Сонатины; К Сорокин. Тема с вариациями.

Ансамбли

Избранные ансамбли для ДМШ, фортепиано в 4 руки – М., 1966; Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей. Ч.3 / Сост. С Ляховицкая – Л., 1976; Ансамбли для фортепиано в 4 руки / Ред. И.Лукьянова – М., 1970; Юный пианист. Вып. 2 / Сост. и ред. Л.Ройзман и В Натансон – М,1962; М. Шмитц Джаз-парнас ,Ляйпциг, 1979; П. Чайковский Детский альбом в 4 руки (переложение Л. Жульевой), Ростов на Дону, 2012.

                                                     Сборники

Хрестоматия для учащихся ДМШ 4 класс «Юному музыканту-пианисту» / сост. Г. Цыганова, И. Королькова – Ростов на Дону «Феникс», 2009; Н. мордасов Сборник джазовых пьес для ф-но для средних классов ДМШ – Ростов на Дону «Феникс», 2006; Избранные фортепианные этюды ч. 1,2 / Ред. Г.Гермер. – М., 1971; Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей. Ч.3 / Ред. С.Ляховицкой. – М., 1986; Советская фортепианная классика для детей, изд 2-е / сост. С. Ляховицкая – Л., «Музыка», 1977; К.Черни Избранные фортепианные этюды / Ред.ГГермера. – М., 1971; Библиотека юного пианиста. Вып 2/Сост. В Натансон – М., 1989; Современная фортепианная музыка для детей (4 кл. ДМШ)/ Сост. и ред. Н.Копчевский – М.,1970; Фортепиано. Интенсивный курс, тетр. 3, 6, 9, 11 / Ред. Т. Смирнова – М.,1994; Детские пьесы советских композиторов. Вып.1/ Под ред. В.Дельновой – М., 1971; Хрестоматия педагогического репертуара Вып.1 (3-4 кл.ДМШ)/ Сост. Н Любомудрова, К.Сорокин, А. Туманян – М., 1980; Сборник «Домашнее музицирование». Любимая классика (ансамбли), Ростов на Дону, 2010.

По окончании 5 года обучения  учащиеся должны:

ü Уметь исполнить 3-4 пьесы (в числе которых сочинения крупной формы и полифонические произведения); 1-2 произведения любых стилей и жанров учащиеся могут пройти в качестве ознакомления; играть  мажорные и минорные гаммы  до 3-х ключевых знаков включительно ( в том числе аккорды, короткие и ломаные арпеджио, длинные арпеджио,  доминантсептаккорд во всех мажорных тональностях); анализировать музыкальные сочинения на слух: определять особенности структуры произведения, использованных в нем средств выразительности.

ü     Знать итальянские термины в пределах программы; строение крупных музыкальных форм, жанровые и стилистические особенности исполняемых произведений;

На протяжении 5 года обучения подготовка 2-х программ из одного-двух произведений для концертного исполнения, в которые входят пьесы разных видов (полифонические сочинения, этюды, пьесы, произведения крупной формы).

  Примерная зачетная программа для 5 года обучения:

  1. Г.ГендельАллеманда;

Ф.Шопен Прелюдия e-moll - (1 полугодие);

  1. В. Моцарт Соната C-dur;

Э.Градески «Мороженое» - (2 полугодие)

 Примерные репертуарные списки

 5-го года обучения

Этюды

Г.Беренс 32 избранных этюда Соч. 61 и 88; А.Бертини 28 избранных этюдов; Т.Лак Этюды для левой руки. Соч. 75; А. Лемуан Этюды Соч. 37; А. Лешгорн Избранные этюды соч. 65; К Черни Этюды соч. 821.

                                                       Пьесы

Л.Бетховен Пять шотландских народных песен; Э. Вилла-Лобос. Избранные репертуарные пьесы; Й.Гайдн Двенадцать легких пьес; А.Корещенко Жалоба; В.Косенко. 24 детские пьесы; А.Пирумов Детский альбом; Ф.Шопен. Польская песня; Р.Шуман Альбом для юношества; Э.Градески По дороге домой из школы; Л. Ивенс тетушка Тисси; Ф.Пуленк Стаккато; М.Парцхаладзе Три пьесы; О.Питресон «Волна за волной»; Ф.Э. Бах Анданте; Л.БетховенАллеманда; Й.Гайдн Аллегро F-dur; Виваче, Маленькая пьеса, Анданте; Э.Григ. Лирические пьесы. Вальс, Песня сторожа, Танец эльфов, Песни родины. Соч.12. Избранные пьесы соч. 25;Э. Сигмейстер. Фортепианные пьесы для детей: Еж, Веселый клоун, Новый Лондон, Шотландский народный танец; Р.Шуман Альбом для юношества; Ф.Шопен Три экосеза, Прелюдии e-moll, A-dur, c-moll; Э.Градески Мороженое; М.Шмитц Микки маус; Д.Эллингтон Искушенная леди; Д.Мендель Твоей улыбки тень; Д.Эллингтон. В сентиментальном настроении. Разочарованная леди; Валерий Фадеев «Озорные пьески».

Полифонические произведения

 И.С. Бах Маленькие прелюдии и фуги Тетр. 1 № 1.3,5,6,8,11,12; Тетр. 3 № 1,2.,3,6; Ф.Э. Бах Фантазия c-moll; Г.Гендель 12 легких пьес; И.С.Бах Двухголосные инвенции d-moll, a-moll; И.С.Бах Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах. Маленькие прелюдии и фуги Тетр. 1 и 2. Аллегретто; Ф.И. Бах менуэт; И.Кригер Сарабанда; А.Майкапар. Бирюльки. Прелюдия и фугетта; И.Кирнбергер. Полонез. «Шалун».

Произведения крупной формы

Л. Бетховен Сонатина F-dur ч.2; Ф.Э.Бах Соната G-dur; А. Диабелли Сонатина G-dur, соч. 121; М.Клементи Сонатины № 3,4,5; Я Медынь. Сонатина C-dur; В.А.Моцарт. 6 сонатин; Т.Николаева Маленькие вариации; Д.Чимароза Сонаты g-moll, E-dur; Р.Шуман Детская соната, ч.1.

Ансамбли

П.Чайковский Пять русских народных песен; М.Шмитц Джаз-парнас; И.Брамс Венгерские танцы № 1,5; Альбом фортепианных ансамблей для средних и старших классов ДМШ, С.-П. – 2014.

Сборники

  Хрестоматия для учащихся ДМШ 5 класс «Юному музыканту-пианисту / сост. Г. Цыганова, И. Королькова – Ростов на Дону «Феникс», 2012; Джаз для детей. Фортепиано, Средние и старшие классы ДМШ, вып. 5 / сост. С. Барсукова – Ростов на Дону «Феникс», 2003; Любимая классика. Домащнеемузицирование. Пьесы и ансамбли в простом переложении, 4-е изд. / сост. Д Волкова – Ростов на Дону «Феникс», 2011; В. КоровицынАльбрм фортепианной музыки для детей – Ростов на Дону «Феникс», 2015; Избранные фортепианные этюды ч. 1,2 / Ред. Г.Гермер. – М., 1971; Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей. Ч.3 / Ред. С.Ляховицкой. – М., 1980; К.Черни Избранные фортепианные этюды / Ред.ГГермера. – М., 1990; Новые этюды советских композиторов / Ред. Ю.Питерсен. – М.,1986; Библиотека юного пианиста. Вып 2/Сост. В Натансон – М., 1987; Современная фортепианная музыка для детей (5 кл. ДМШ)/ Сост. и ред. Н.Копчевский – М.,1970; Фортепиано. Интенсивный курс, тетр. 3, 6, 9, 11 / Ред. Т. Смирнова – М.,1994; Детские пьесы советских композиторов. Вып.1/ Под ред. В.Дельновой – М., 1971;  В.Фадеев «Озорные пьески» для младших и средних классов – СПб, 2001.

3 этап (старший)

6 – 7 годы обучения.

По окончании 6 года обучения  учащиеся должны:

ü Уметь  исполнить  3-4 произведения (в числе которых крупная форма и полифония), 1-2 произведения любых стилей и жанров учащиеся могут пройти в качестве ознакомления;  читать с листа пьесы уровня третьего года обучения;  исполнять мажорные и минорные гаммы, арпеджио и аккорды (доминантовый септаккорд, уменьшенный вводный септаккорд)  в тональностях до 4 ключевых знаков включительно; играть хроматическую гамму  в прямом движении от всех тонов.

ü   Знать музыкальную терминологию в пределах программы;

На протяжении 6 года обучения подготовка 2 программ для концертного исполнения, в которые входят полифонические сочинения, пьесы, произведения крупной формы.                              

Примерная зачетная программа 6-го года обучения:

  1. И.С. Бах Двухголосная инвенция D-dur;

Э.Григ «Странник» - (1 полугодие);

  1. Р. Шуман Романтическая прелюдия;

М.Дворжак Этюд № 1 - (2 полугодие).

 Примерные репертуарные списки

 6-го года обучения

Этюды

Г. Беренс 28 избранных этюдов; С.Геллер 26 мелодических этюдов; Д.Кабалевский Избранные пьесы. Этюды A-dur, F-dur, a-moll соч.27; К Черни Соч.299; Соч. 821.

Пьесы

Л. Бетховен Семь народных танцев; Багатель № 6 соч.33. Багатель № 5 соч. 119; М.Глинка Прощальный Вальс; А.Грибоедов Вальсы; Э.Григ. Лирические пьесы. Ариетта. Народный мотив. Соч. 12. Песня о герое, Халлинг, Песня невесты соч. 17; А.Лядов Маленький вальс соч. 26; М.Мусоргский Слеза; Т Николаева Детский альбом; С.Прокофьев Детская музыка соч. 65; Г. Свиридов Альбом пьес для детей; А.Хачатурян Детский альбом; Э.Сигмейстер Фортепианные пьесы для детей; П.Чайковский Детский альбом, Времена года: Март, Апрель, Грустная песня, Песня без слов соч. 40; Д.Шостакович Танец кукол; Ф. Шуберт Вальс h-moll. Утренняя серенада; Р. Шуман Альбом для юношества. Северная песня. Песня матросов. Незнакомец. Зима. Отзвуки театра; Д.Шёнбергер Нашептывая; М.Дворжак Этюды № 1, 3; Д.Эллингтон Без свинга нет музыки; М ШмитцFreeandeasy; Дж. Маркс Allofme.

Полифонические произведения

И.С.Бах Двухголосные инвенции; Д.Кабалевский  Прелюдии и фуги; И. Мясковский В старинном стиле; Ц.Франк Избранные детские пьесы №  2,5,6.

Произведения крупной формы

 Л. Бетховен Легкая соната № 2 f-moll; Г. Грациоли Соната G-dur; Ф.Кулау Сонатина Соч. 59; В.А. Моцарт Сонатины A-dur, C-dur. Соната № 15 C-dur, № 19 F-dur; А Скултэ Сонатина C-dur; Р. Шуман Сонатина G-dur; И.Сейсс Рондо; Д.Чимароза Соната.

Ансамбли

А.Аренский Шесть детских пьес соч. 34; Ж.Бизе Детские игры; Э Григ Сюита «Пер Гюнт». Норвежский танец № 2; С.Прокофьев Сцены и танцы из балета «Ромео и Джульетта»; Д. Гершвин Колыбельная Клары из м. «Порги и Бесс»; Ф.Шуберт Военный марш; Гаврилин. Вальс.Марш; М.Шмитц Джаз-парнас-7.

Сборники

Б. Милич Фортепиано 6 класс ч. 1,2 – М. «Кифара», 1994;  Фортепианные пьесы старшие классы / сост. М. Полозова – С.-П. «Композитор», 2003; И.С. Бах Инвенции / ред. Ф. Бузони – Москва «Кифара», 1999; Русский альбом для фортепиано, вып. 2 / сост. А.Бакулов – М., «Композитор», 1993; Избранные фортепианные этюды ч. 1,2 / Ред. Г.Гермер. – М., 1971; К.Черни Избранные фортепианные этюды / Ред.ГГермера. – М., 1971; Библиотека юного пианиста. Вып 2/Сост. В Натансон – М., 1989; Современная фортепианная музыка для детей (6 кл. ДМШ)/ Сост. и ред. Н.Копчевский – М.,1977; Фортепиано. Интенсивный курс, тетр. 3, 6, 9, 11 / Ред. Т. Смирнова – М.,1994; Детские пьесы советских композиторов. Вып.1/ Под ред. В.Дельновой – М., 1980; Хрестоматия педагогического репертуара Вып.1 (6 кл.ДМШ)/ Сост. Н Любомудрова, К.Сорокин, А. Туманян – М., 1975; Полифонические пьесы (Педагогический репертуар 6 кл) Вып. 3 / Сост. М.Соколов – М., 1985 Вып 4, М., 1985; Вып 5 / Ред. И сост. В Дельнова – М., 1980; Сборник пьес для 5-7 классов ДМШ «Хочу играть», Ростов на Дону, 2011; Сборник фортепианных ансамблей «Играем вместе», Москва, 2014; Allegro, фортепиано - интенсивный курс, ред. Т.И. Смирновой, тетр. 8.

 По окончании 7 года обучения  учащиеся должны:

ü  Уметь исполнять   3-5 произведений; читать с листа (в том числе джазовые ансамбли); различать выразительные средства музыкального языка, самостоятельно разбираться в фактуре исполняемых музыкальных произведений, инициативно работать над музыкальным текстом и техническими трудностями, играть в ансамбле, подбирать песни и аккомпанемент к ним,  аккомпанировать; играть мажорные и минорные гаммы до 5 знаков включительно ( в том числе аккорды, длинные, короткие, ломаные арпеджио, доминантсептаккорд в мажоре, уменьшенный вводный септаккорд в миноре).

ü  Знать музыкальную терминологию в пределах программы; гамму возможных динамических оттенков, различные исполнительские приемы, строение крупных музыкальных форм, жанровые и стилистические особенности исполняемых произведений;знать и играть в среднем темпе гаммы, арпеджио, аккорды в любой тональности,доминантсептаккорды играются в избранных тональностях

ü  Освоить весь багаж музыкально-теоретических знаний и умений, технические и исполнительские навыки игры на музыкальном инструменте в пределах программных требований 3-го этапа обучения

 Примерная зачетная программа для 7-го года обучения:

  1. И.С. Бах  Трехголосная инвенция h-moll
  2. Ф.Шопен  Полонез g-moll
  3. Л.Бетховен  Шесть легких вариаций
  4. М. Шмитц «Зимний вечер»
  5. В.Коровицын «Последняя каравелла»

Примерные репертуарные списки

7-го года обучения

Этюды

А. Аренский Этюды соч. 19, № 1. Соч. 74 № 1-5 . Соч. 41 № 1; И.Гуммель этюды соч. 125; А.Кобылянский Семь октавных этюдов; И.Крамер Этюды соч. 60; Ф.Лист Юношеские этюды № 2,4,8,12; К.Черни Школа беглости соч. 299.

Пьесы

Н.Гаврилин Полька. Вальс. Прелюдия. Токката; А.Глазунов Вальс соч. 3Прелюдия № 1 соч. 25; М.Глинка Ноктюрн. Детская полька. Мелодический вальс; Э.Григ Поэтические картинки. Юморески соч. 6. Лирические пьесы. Колыбельная соч. 41. Бабочка. Птичка. Весной соч. 42. Горе матери. Сердце поэта. Тоска по родине. Первая встреча. Ручеек. Свадебный день в Трольхаугене; Д.Кабалевский Прелюдии соч. 38; Ф.Лист Утешение. Экспромт; А.Лядов Прелюдии соч. 10,11. Мазурка соч. 14. Пастораль соч. 17; Ф.Мендельсон Песни без слов № 2,7,35; В.А.Моцарт Рондо D-dur; СПрокофьев Пьесы соч. 12. Мимолетности. Сказки старой бабушки. Гавот №3 соч. 75. Ромео и Джульетта. Сюита «Золушка»; А.Скрябин Прелюдии соч.2,11. Мазурка соч. 3; Дж.Фильд Ноктюрны; П.Чайковский Романс соч. 5. Ноктюрн соч. 19. Юмореска соч. 10. Времена года Вальс. Русская пляска соч. 40; Ф.Шопен Прелюдии. Мазурки. Вальсы. Ноктюрны; Д.Шостакович Прелюдии. Три фантастических танца; Ф.Шуберт Экспромты. Музыкальные моменты. Вальсы; Р.Шуман Пестрые страницы. Листки из альбома; М.Дворжак Этюд № 13; Н.Замороко Печальный клоун; Г.Шуман Романтическая прелюдия; С.Джоплин Оригинальный рэгг; Д.Крамер Танцующий скрипач; М.Шмитц Зимний вечер; В.Коровицын Пьесы .

 

Полифонические произведения

И.С.Бах Инвенции (двух и трехголосные). Французские сюиты. Маленькие прелюдии и фуги. Прелюдия и фугетта № 7. Прелюдия и фуга e-moll Х.Т.К. 1 том. Прелюдии и фуги d-moll, g-moll, c-moll, F-dur, B-dur. 2 T. f-moll, d-moll; И.С.Бах Органные прелюдии и фуги обр. Д.Кабалевского; Д.Шостакович Прелюдия и фуга № 1.

Произведения крупной формы

Л.Бетховен Сонаты № 1,5,9,10. Девять вариаций A-dur. Шесть легких вариаций G-dur; Й.Гайдн Сонаты; В.А.Моцарт Сонаты; М.Глинка Вариации на тему «Среди долины ровныя», «Соловей»; Г.Гендель Соната g-moll; И.Геништа Соната f-moll; Д.Кабалевский Вариации на украинскую тему. Вариации на французскую песню.

Ансамбли

А.Аренский Вальс. Ноктюрн соч.33; И.Брамс Венгерские танцы тетр. 1 и 2; Й.Гайдн Симфония; М.Глинка Камаринская. Увертюра к опере «Руслан и Людмила»; К.Дебюсси Маленькая сюита; И Стравинский балет «Петрушка»; Д.Шостакович Праздничная увертюра; Ф.Шуберт Симфония e-moll; А.Хачатурян Танцы (для ф-но в 4 руки); М.Шмитц Джаз-парнас.

Сборники

Фортепиано. Классический репертуар для старших классов. Интенсивный курс, тетрадь 8. Учебное пособие / сост. Т. Смирнова – М., 2008; В. Коровицын «Предчувствие красоты». Альбом фортепианной музыки – С.-П. «Композитор», 2012; «Инраем вместе». Фортепианные ансамбли русских композиторов в 4 руки – М., «Кифара», 2004; Альбом фортепианных пьес для учащихся старших классов ДМШ – М., 1978; Г.Гендель Избранные фортепианные произведения (Библиотека ДМШ ст. классы) / Ред и сост. А.Дзенкевич – Киев, 1979; Полифонические пьесы (Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано 6 кл. ДМШ) Вып. 1 – М., 1977, Вып 2 – М., 1980 / Сост. Н.Копчевский; Сонатины и вариации (педагогический репертуар ДМШ 7 кл.)Вып. 2 – М., 1989 / Ред. В.Дельнова; А.РуббахВып. 3 – М., 1972 / Ред. Ю.Левин, вып. 4 – М., 1973 / Ред. Ю.Левин; Русский альбом вып. 1-4 Популярные пьесы для фортепиано / Сост. и ред. А.Бакулова – М., 1993; Ф.Шопен Полное собрание сочинений XVIII Мелкие сочинения, VII Ноктюрны, VI Мазурки / Ред. Падеревский;Й.Гайдн Сонаты для фортепиано / Ред. К.Игумнова и Я.Мильштейна – М., 1995; И.С.Бах Хорошо темперированный клавир. Ч. 1 - М., 1997 / Ред. Н.Копчевский; Музыкальная гостиная. Фортепианный альбом. Пьесы русских и зарубежных композиторов / СостЛ.Люблинская – СПб, Клинт, 1993; А.Хачатурян Токката для фортепиано / Ред. С.Диденко – М., 1989; П.Чайковский Времена года / Ред. Л.Жиркова – СПб, 1993;  В.А.Моцарт сонаты для фортепиано в 2-х томах / Ред. К.Мартинсен и В.Вайсман – Л., 1976; К.Черни Школа беглости соч. 299 – М., 1985 / Ред. Н.Копчевский; Э.Григ Альбом Вып. 1,2 Музыка Будапешт, 1995; И.С.Бах Английские сюиты для клавира – М., 1995 / Ред. С.Диденко; И.С.Бах Инвенции и симфонии для клавира – М., 1981/ Ред. С Диденко; Фортепиано. Интенсивный курс. Тетр. № 4,6,9,11 – М., 1994 / Сост. и ред. Т. Смирнова; М.Шмитц Джаз-парнас. Для игры в 4 руки. Вып. 3. Ляйпциг, 1979; Сборник пьес для 5-7 классов ДМШ «Хочу играть», - Ростов на Дону, 2011.              

 

По окончании полного курса учащиеся должны:

ü Уметь определить форму, стиль, время написания произведения, знать основные направления в музыке; прочитать с листа нетрудную пьесу, сыграть пьесу с партнером в ансамбле, уметь проаккомпанировать несложную пьесу или романс; исполнять музыкальные произведения различных стилей, жанров, эпох. 

ü В процессе занятий в классе фортепиано воспитанники должны получить не только технические навыки, владение приемами звукоизвлечения и звуковедения, но и навыками чтения нот с листа и подбора по слуху.

         Материал, изучаемый на уроках в классе фортепиано, должен быть предельно доступен для каждого учащегося. В связи с этим нужно строго индивидуально подходить к подбору произведений, выбирать из них только те, которые доступны данному ребенку на данном этапе развития.

           Так как данная программа не ставит целью подготовку учащихся для поступления на курс специального фортепиано, развитию техники можно и нужно посвящать достаточно времени, но не следует слишком увлекаться.

Способами определения результативности реализации данной программы является организация и проведение диагностики музыкально-творческого развития детей, анализ индивидуальных планов учащихся, которые составляются педагогом на каждое полугодие, и итоговая аттестация по теории и практике предмета.

      В начале учебного года педагог ставит перед каждым учащимся определенные художественно-технические задачи, занося их в индивидуальный план, в конце полугодия педагог вносит в индивидуальные планы корректировки, а также отмечает выполнение плана, в конце года дает развернутую характеристику музыкальных данных, работоспособности и успеваемости обучающихся.

Формами подведения итогов реализации данной программы являются:

  • Выступления обучающихся на концертах различного уровня 
  • Контрольные занятия – 4 раза в год в октябре, декабре, марте, мае;
  • Академические концерты (открытые, с оценкой за выступление)

1 год обучения – в конце года;

2 – 6 год обучения – в конце каждого полугодия;

  • Экзамены

в конце 3-го года обучения - переводной; 

в конце 7-го года обучения – выпускной.

 

Критерии балльной оценки индивидуальной деятельности

учащихся ДХК по образовательной программе

«Класс фортепиано в Детской хоровой капелле»

Балл

 Критерии

 

 

10

  • высокий уровень владения инструментом (соответствующий конкурсному);
  • исполнение артистично, музыкально, технически свободно, художественно и стилистически выдержано в соответствии с замыслом композитора;
  • высокая степень сложности репертуара;
  • проявлена творческая индивидуальность.

9

  • артистичное поведение на сцене, увлеченность исполнением;
  • художественные средства музыкальной выразительности соответствуют содержанию музыкального произведения;
  • слуховой контроль собственного исполнения, корректировка игры при необходимости;
  • свободное владение специфическими техническими приемами исполнения;
  • демонстрирование чувства формы, выразительности интонирования;
  • единство темпа, ясность ритмической пульсации;
  • яркое динамическое многообразие.

 

8

Те же критерии, применимые к 9 баллам, но с незначительными погрешностями в исполнении, связанными со сценическим волнением, отразившимся в работе игрового аппарата, а также в донесении музыкального текста, звука.

 

 

 

7

  • незначительная нестабильность психологического состояния на сцене, связанная с неуверенностью в себе;
  • грамотное понимание формообразования произведения, музыкального языка, средств музыкальной выразительности;
  • стабильность воспроизведения нотного текста, выразительность интонирования;
  • попытка передачи динамического разнообразия музыки, хотя общая динамика недостаточно выразительна;
  • единство темпа                               

 

 

6

  • уверенное исполнение, с хорошо проработанным текстом, но без яркой сценической подачи;
  • исполнение технически не совсем свободное;

допущение звуковых погрешностей, связанных с несовершенством пианистического аппарата;

  • незначительные отклонения от стилистических или жанровых особенностей исполняемых произведений.

 

 

5

  • малоинициативное, но грамотное, осмысленное выступление;
  • в исполнении в большей степени слышна работа педагога, нежели самого учащегося;
  • возможны небольшие технические, звуковые и текстовые погрешности.
  • присутствует понимание художественных задач;

 

 

 

 

4

  • неустойчивое психологическое состояние на сцене;
  • формальное прочтение авторского нотного текста без образного осмысления музыки;
  • ограниченное понимание динамических, аппликатурных, технологических задач;
  • однообразие и монотонность звучания, невнятность артикулирования и фразировки.
  • слабый слуховой контроль собственного исполнения;
  • темпо-ритмическая неорганизованность;
  • слабое реагирование на изменения фактуры, штрихов;

3

  • исполнение программы нестабильное, с техническими и звуковыми погрешностями;
  • непонимание стиля, жанра, формы произведения, при этом  исполнение старательное;
  • метроритмическая неустойчивость;
  • низкое качество звукоизвлечения и звуковедения;
  • отсутствие слухового контроля собственного исполнения;
  • ошибки в воспроизведении нотного текста.

 

 

2

  • фрагментарное исполнение текста произведения, частые «срывы» и остановки при исполнении;
  • неряшливое воспроизведение текста (штрихов, фразировки, динамики), не позволяющее оценить объем проработанного материала и собственное отношение учащегося к исполняемому   произведению.
  • отсутствие выразительного интонирования;

 

1

  • незнание нотного текста наизусть;
  • неявка на выступление по причине неготовности или без уважительной причины.

 

Зачетные требования:

 

Класс

Программа академического концерта 1 полугодие

Программа академического концерта 2 полугодие

 1

 

1 вариант

1. Пьеса полифонического склада

2. Сонатина или вариации

3. Пьеса

2 вариант

1. Пьеса полифонического склада

2. Пьеса  виртуозная или кантиленная

3 вариант

1. Сонатина или вариации

2.Ансамбль

2-6

1. Полифония ( или крупная форма)

2. Пьеса (или ансамбль)

1. Крупная форма ( или полифония)

2. Пьеса (или ансамбль)

7

 

1 вариант

  1. Полифония (или крупная форма)
  2. Пьеса

2 вариант

1. Полифония (или крупная форма)

2. Пьеса кантиленная

3. Пьеса виртуозная

 

 

 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

I этап (младший)

(1 – 3 классы)

Название темы

Количество часов

Всего часов

Теория

Практика

  1.      1.             
  2. Вводное занятие. Инструктаж.

 

1

1

-

  1.      2.             

Организация музыкальных интересов обучающихся :

  1. Беседы о музыке.
  2. Слушание музыки на занятиях.

 

 

 

 

2

2

-

2

-

2

  1.      3.             

Развитие музыкальной грамотности и обучение чтению нот с листа.

Транспонирование. Термины.

2

 

2

1

 

0,5

1

 

1,5

  1.      4.             

Работа над репертуаром: работа над основными игровыми приемами, принципами звукоизвлечения, т.е. работа над техникой (этюды, гаммы, упражнения).

5

1

4

 

Работа над произведениями:

  1. полифонического склада;
  2. крупной формы (сонатины, рондо, вариации);
  3. разнохарактерными пьесами.

 

 

14

 

 

3

 

 

 

11

 

Накопление репертуара обучающимися, воспитание просветительско-артистической направленности (концертная деятельность – подготовка к ней)

 

2

 

-

 

2

  1.      5.             

Развитие навыков, способствующих проявлению творческой активности обучающихся:

  1. игра по слуху;
  2. игра аккомпанементов;
  3. ансамблевое музицирование;
  4. самостоятельная работа над произведением.

 

 

 

 

2

0,5

1,5

1

0,5

0,5

2

0,5

1,5

1

0,5

0,5

  1.      6.             

Итого:

36

10,5

25,5

II этап (средний)

(4 – 5 классы)

 

Название темы

Количество часов

Всего часов

Теория

Практика

  1.      1.             
  2. Вводное занятие. Инструктаж.
 

1

1

-

  1.      2.             

 

Организация музыкальных интересов обучающихся:

  1. Беседы о музыке.
  2. Слушание музыки на занятиях.

 

 

 

 

1,5

1,5

-

1,5

-

1,5

  1.      3.             

Развитие музыкальной грамотности и обучение чтению нот с листа:

Транспонирование. Термины.

2

 

2

0,5

 

0,5

1,5

 

1,5

  1.      4.             

Работа над репертуаром: работа над основными игровыми приемами, принципами звукоизвлечения, т.е. работа над техникой (этюды, гаммы, упражнения).

5

1

4

 

Работа над произведениями:

  1. полифонического склада;
  2. крупной формы (сонатины, рондо, вариации);
  3. разнохарактерными пьесами (кантиленными, виртуозными).

 

 

 

 

14

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

12

 

Накопление репертуара обучающимися, воспитание просветительско-артистической направленности (концертная деятельность – подготовка к ней)

 

2

 

-

 

2

  1.      5.             

Развитие навыков, способствующих проявлению творческой активности детей:

  1. игра по слуху;
  2. игра аккомпанементов;
  3. ансамблевое музицирование;
  4. самостоятельная работа над произведением.

 

 

 

 

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

1

-

1

 

Итого:

36

8

28

 

III этап (старший)

(6 – 7 классы)

Название темы

Количество часов

Всего часов

Теория

Практика

  1.      1.             
  2. Вводное занятие. Инструктаж.

 

1

1

-

  1.      2.             

 

Организация музыкальных интересов обучающихся:

  1. Беседы о музыке.
  2. Слушание музыки на занятиях.

 

 

 

 

1,5

1,5

-

1

-

1

  1.      3.             

Развитие музыкальной грамотности и обучение чтению нот с листа (акцент переносится на самостоятельную работу обучающихся дома). Термины.

2

-

2

  1.      4.             

Работа над репертуаром: работа над основными игровыми приемами, принципами звукоизвлечения, т.е. работа над техникой (этюды, гаммы, упражнения).

5

1

4

 

Работа над произведениями:

  1. полифонического склада;
  2. крупной формы (сонатины, рондо, вариации);
  3. разнохарактерными пьесами (кантиленными, виртуозными).

 

 

 

 

17

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

15

 

Накопление репертуара обучающимися, воспитание просветительско-артистической направленности (концертная деятельность – подготовка к ней)

 

2

 

-

 

2

  1.      5.             

Развитие навыков, способствующих проявлению творческой активности детей:

  1. игра по слуху;
  2. игра аккомпанементов;
  3. ансамблевое музицирование;
  4. самостоятельная работа над произведением.

 

 

 

 

2

-

2

2

-

2

2

-

2

0,5

-

0,5

 

Итого:

36

5,5

30,5

 

Содержание

I этап (младший)

1 – 3 годы обучения

  Тема 1.Вводное занятие. Инструктаж(1 час)

       Инструктаж по технике безопасности. Действия при пожарной опасности. Правила поведения, принятые в образовательном учреждении.  Первоначальное знакомство с фортепиано: беседа о его назначении и возможностях как сольного, ансамблевого и аккомпанирующего инструмента, отличие от других известных ребенку инструментов.

Тема 2.Организация  музыкальных интересов учащихся (4часа).

        Беседы о музыке, знакомство с некоторыми стилями и жанрами русской и зарубежной музыки, их особенностями. Иллюстрация педагогом произведений различных стилей, жанров и эпох, прослушивание музыкальных записей. Посещение концертов учащимися вместе с педагогом, где ребенок получает возможность расширить свои представления о музыкальном искусстве и исполнительстве и приобрести   ценный слуховой  эмоционально-чувственный опыт через переживание музыки.

Тема 3. Развитие музыкальной грамотности и обучение чтению нот с листа (4 часа)

        Изучение музыкальной грамоты: чтение отдельных знаков и затем переход к чтению сложной системы взаимозависимости этих знаков. Изучение итальянской терминологии.

        Объяснение принципов и начальное формирование практических навыков чтения нот с листа как необходимого элемента для знакомства и разучивания произведений.

         Беседа о транспонировании как виде творчества, включающегося в музыкальную деятельность вместе с подбором по слуху и помогающего развитию музыкальной грамотности. Практическое  знакомство  с этим видом творчества  наряду с выполнением простейших творческих  упражнений: заполнения пропущенных тактов мелодии, доигрывания окончаний, придумывания вариантов мелодии или аккомпанемента.

Тема 4. Работа над репертуаром (21 час)

        Развитие элементарных двигательных навыков, подход к фортепианному мастерству. Формирование игровых приемов, начиная с посадки ребенка за инструментом и заканчивая пластикой пианистических движений, созвучной с художественными задачами произведения. Беседа с ребенком о сольном исполнительстве, его задачах, сложностях.       Работа над  произведениями различных стилей, жанров и эпох: полифоническими,  крупной формы (сонатины, рондо, вариации), разнохарактерными пьесами с акцентированием внимания на приобретении навыков, учитывающих особенности их исполнения.

    Тема 5. Развитие навыков, способствующих проявлению   творческой  активности учащихся (6 часов)

     Объяснение принципов подбора по слуху и практические занятия наряду с пением, игрой легких песен, варьированием мелодий и другими творческими действиями. Беседа о роли умения аккомпанировать. Игра легких аккомпанементов: приобретение навыка аккомпанирования своему пению или исполняемым на инструменте мелодиям.

      Беседа об ансамбле как виде творчества, воспитывающем музыкальную отзывчивость, гибкость, «чувство локтя» и ответственность. Разучивание ансамблевых произведений различных стилей и жанров.

      Консультация педагога к самостоятельному разучиванию произведений учащимся, исполнение и разбор ошибок при разучивании. Исправление недочетов и повторное исполнение произведений ребенком.

II этап (средний)

4 - 5 годы обучения

  Тема 1. Вводное занятие (1 час)

Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения при пожарной опасности. Правила поведения в образовательном учреждении.

 Тема 2. Организация музыкальных интересов  учащихся  (3 часа)

      Беседы о стилевом и жанровом многообразии музыки с выходом в смежные области: историю, литературу, живопись. Иллюстрация педагогом произведений различных стилей, жанров и эпох; прослушивание музыкальных записей. Совместное посещение концертов педагогом и учащимися с целью расширения музыкального кругозора и получения нового  слухового опыта.

Тема 3. Развитие музыкальной грамотности и обучение чтению нот слиста(4 часа)

       Изучение музыкальной терминологии. Напоминание принципов и практические занятия по чтению нот с листа (в том числе в ансамбле). Знакомство с большим кругом музыкальных произведений благодаря  навыкам чтения с листа.

       Работа над умением транспонировать, расширение круга задействованных в этом виде творчества тональностей.

Тема 4. Работа над репертуаром: работа над основными игровыми приемами, работа над произведениями, накопление репертуара обучающимися (21 час)

       Беседа об основных элементах фортепианной техники (крупная, мелкая фортепианная техника), особенностях штрихов, прикосновения к инструменту (туше);  выполнение комплекса упражнений на разные виды техники. Воплощение приобретенных пианистических навыков в работе над произведениями полифонического склада, крупной формы, разнохарактерными пьесами. Подготовка к концертным выступлениям: эмоционально-психологический настрой, проигрывание накопленного репертуара.

Тема 5. Развитие навыков, способствующих проявлению творческойактивности обучающихся (7 часов)

      Беседа о принципах подбора по слуху и практические занятия наряду с пением, подбором легких песен, их транспонированием в другие тональности и прочими творческими действиями.

      Объяснение принципов аккомпанирования солистам. Развитие у обучающихся умения тонко реагировать на нюансы и агогику партнера-солиста.

      Дальнейшая работа над навыком ансамблевой игры; самостоятельное разучивание произведений, их исполнение с последующим исправлением недочетов.

III этап(старший)

6 – 7 годы обучения

Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж. (1 час)

Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения при пожарной опасности. Правила поведения в образовательном учреждении.

Тема 2. Организация музыкальных интересов обучающихся (2,5  часа)

      Беседы о стилевом  и жанровом многообразии музыки с выходом в смежные области: историю, литературу, живопись. Иллюстрация педагогом произведений различных стилей, жанров и эпох. Посещение учащимися концертов с целью расширения музыкального кругозора и получения слухового опыта.

Тема 3.Развитие музыкальной грамотности и обучение чтению нот слиста (2 часа)

      Изучение музыкальной терминологии. Беседа о принципах и практические занятия по чтению нот с листа (в том числе в ансамбле). Расширение пройденного репертуара благодаря навыку чтения нот с листа.

Тема 4. Работа над репертуаром: работа над основными игровыми приемами, работа над произведениями, накопление репертуара учащимися  (24 часа)

       Беседа об основных приемах исполнительства, особенностях штрихов, фактуры; принципы прикосновения к инструменту (туше), применение тех или иных приемов исполнения при решении различных образно-художественных задач музыкальных произведений. Выполнение комплекса упражнений на разные виды техники. Воплощение приобретенных технических умений и навыков при разучивании и исполнении произведений полифонического склада, крупной формы (сонат, рондо, вариаций), кантиленных и виртуозных пьес. Подготовка к концертным выступлениям: эмоционально-психологический настрой, повторение накопленного репертуара.

Тема 5. Развитие навыков, способствующих проявлению творческойактивности учащихся (6,5 часов)

Беседа о принципах подбора по слуху и практические занятия наряду с подбором различных произведений и их транспонированием в другие тональности.

       Объяснение принципов аккомпанирования солистам-вокалистам, развитие умения тонко реагировать на нюансы и агогику солиста.

Работа над навыком игры в ансамбле, самостоятельное разучивание произведений учащимися.

 

Методы обучения:

  • Словесные: беседа, анализ текста, формы, гармонического плана, структуры произведения.
  • Наглядные: показ, исполнение педагогом, прослушивание аудио и видео материалов.
  • Практические: комплекс пианистических упражнений, работа над репертуаром.
  • Творческие: концертные выступления учащихся

 

 

        Методическое обеспечение программы:

  1. Методические рекомендации для работы над произведениями современной джазовой музыки - (Методическая разработка педагога дополнительного образования Денисовой А.Н. «Джазовый репертуар и особенности работы над ним в фортепианных классах» - Великий Новгород, 2002.)
  2. Методические рекомендации для работы над произведениями полифонического стиля – (Статья «Использование электронного фортепиано в педагогической и концертмейстерской практике», Сапрыгина Н.Ю., 2016.)

 

             Материально-техническое оснащение программы:

Кабинет для обучения не менее 12 кв. м.:

  • Стол – 1 штука;
  • Стул – 4 штуки;
  • Стеллаж для хранения учебных пособий;
  • Аптечка.

Инструменты:

  • Фортепиано – 1 штука;  Музыкальный центр
  • Электронное (цифровое) фортепиано

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендуемая литература для педагога:

Авторская программа по классу баяна Базановой Г.В., 1998;

Авторская хоровая программа Никифорова Ю.С., 2001;

Алексеев А. История фортепианного искусства – М., «Музыка», 1988;

Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Музгиз, 1979;

Брянцева В. Вопросы методики музыкального воспитания детей. М.: Музыка, 1975;

Вопросы фортепианной педагогики, М.-1976, вып.4;

Голубовская И. Искусство педализации. – Л., 1974;

Денисова А.Н. Джазовый репертуар и особенности работы над ним фортепианных классах. Методическая разработка педагога фортепиано ДХК ДД(ю)Т. – Великий Новгород, 2002;

Калинина О.П. Методика обучения игре на фортепиано. Программа для фортепианных отделений музыкальных училищ и училищ искусств. – М. – Великий Новгород, 1993;

Климов Е.А. Психология. Воспитание. Обучение. – М., Юнити, 2000;

Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. – Ростов-на-Дону, 2002;

Либерман Е. Работа над фортепианной техникой – М.: Классика XXI век, 2003;

Макуренкова Е.П. Фортепиано / Программы для внешкольных учреждений – М.: Просвещение, 1986;

Милич Б. Воспитание ученика-пианиста 3-4 классы ДМШ. – Киев, «Музична Украина», 1979.

Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М.: Музыка, 1987; Смирнова Т.И. Методические рекомендации. Фортепиано. Интенсивный курс ЦСДК. – М., 1994;

Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. – М., 1984;

Учебное пособие «Теория и методика обучения игре на фортепиано под.общ. ред. А.Г. Каузовой, А. И. Николаевой. – М.; 2001г.

Фейнберг С. Пианизм как искусство. М.: Музыка, 2017;

Халабузарь П.В., Попов В.С. Теория и методика музыкального воспитания. – СПб., 2000;

Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. М.: Просвещение, 1987;

Шендерович Е. В концертмейстерском классе. М.: Музыка, 1996;

Шмидт-Шкловская А.А. О воспитании пианистических навыков. Классика-XXI, 2015.

Юдовина – Гальперина Т.Б. За роялем без слез или я – детский педагог. Предприятие С.-Петербургского Союза художников. 1996;

                Рекомендуемая литература для учащихся:

Андронников И.Л. К музыке. – М., 1993;

Баренбойм Л.А. Эмиль Гилельс. Творческий портрет артиста - М.: 3. Музыка, 1990;

Бражников М. Фортепиано. – М.: 1967;

Брянцева В.Н. Мифы Древней Греции и музыка. - М. 1998;

Булучевский И.С. Краткий музыкальный словарь для учащихся. – СПб., 1994;

Вейс Д.Возвышенное и земное: Роман о жизни Моцарта и его времени. – М., 1980;

Волынский Э.И. Джордж Гершвин. – СПб., 1998;

Гингольд Л.Д. В поединке с судьбой: Героические дни Людвига Ван Бетховена. – М., 1997;

Друскин М.С. Иоганн Себастьян Бах. – М., 1982;

Зимин П. История фортепиано и его предшественников. – М.: 1990;

Ивановский  Ю.А. Занимательная музыка. – Ростов-на-Дону, 2002;

Калинина Н.А. П.И. Чайковский: Повесть – М.: Дет. лит., 1988;

Михеева Л.В. 166 биографий знаменитых композиторов – С.П. «Композитор», 2014;

Цыпин Г.М. Святослав Рихтер. Творческий портрет. М., 1987;

Штейнпресс Б.С. Музыка 19 в.: Популярный очерк. – М., 1989;

Энциклопедический словарь юного музыканта: Для среднего и старшего возраста. – М., 1985;

Artofpiano.ru – cайт о фортепианной музыке и пианистах;

сlassic-muzic – сайт о жизни и творчестве великих композиторов.

cl.mmv – один из ведущих сайтов Рунета о классической музыке.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Авторизация