.
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Общий курс баяна (аккордеона)» в Детской хоровой капелле» имеет художественную направленность, составлена на основе авторской программы «Класс баяна (аккордеона) в Детской хоровой капелле» (приказ комитета образования Новгородской области от 24.01.2000 г. № 24, на основании решения областного экспертного совета от 29.12.1999 г.).
Данная программа оформлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», методическими рекомендациями Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242, с учетом требований Положения о порядке оформления программ дополнительного образования детей в образовательных учреждениях Великого Новгорода. А также, в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»» и информационного письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 11.12.06 № 06-1844.
Программа реализуется в Детской хоровой капелле Дворца детского (юношеского) творчества имени Лени Голикова, интегрируется с предметами образовательного цикла капеллы – хор, сольфеджио, музыкальная литература.
Педагогическая целесообразность. Занятия в классе баяна и аккордеона в Детской хоровой капелле ДД(ю)Т имени Лени Голикова имеют некоторое своеобразие. Основной дисциплиной в хоровой студии является хор. Данная программа позволяет выявить и создать условия для реализации потенциала детей и накопления ими позитивного социального опыта путем признания индивидуальности ребенка, развития его творческих, коммуникативных способностей. Использование личностно-ориентированных педагогических технологий (И.С.Якиманская, Ш.А.Амонашвили) позволяет ставить в центр образовательного процесса личность ребенка, раскрыть творческий потенциал каждого обучающегося. Программа является рабочей программой педагога, имеет базовый уровень сложности.
Новизна программы состоит в том, что реализация данной программы позволяет решить в определенной степени проблему поиска средств и механизмов социализации в рамках дополнительного образования, предлагая один из вариантов подготовки обучающихся к более успешному вхождению в социум.
Данная программа определяет организацию творческой деятельности обучающихся не только как средства удовлетворения познавательных потребностей, но и как средства глубокого самопознания, яркого самовыражения, гуманного самоутверждения, рационального самоопределения и осознания необходимости дальнейшего саморазвития.
Наряду с созданием условий для самореализации личности ребенка и педагога в процессе их сотворчества, складываются условия для формирования, совершенствования и удовлетворения духовных потребностей обеих сторон.
Данная программа является актуальной на сегодняшний момент, так как предусматривает возможность использования богатейшего потенциала культурно-исторической среды Великого Новгорода, его многовековых традиций народной песенности и игры на древнерусских народных инструментах.
Повышенный интерес к баянному исполнительству не случаен. Сегодня баян широко рекламируется энтузиастами народных инструментов, вызывает огромный интерес самых различных слоев населения, желание овладеть игрой на баяне.
Цель программы: развитие у обучающихся любви к музыке, формирование у них потребности к музыкальному сотворчеству через приобщение к музыкальной культуре на занятиях в классе баяна и аккордеона.
Для достижения поставленной цели формируются следующие задачи:
Обучающие:
сформировать прочные музыкально-исполнительские умения и навыки игры на музыкальном инструменте;
освоить технические навыки владения инструментом;
Развивающие:
всесторонне развить музыкальные задатки и способности детей;
развить навыки игры в ансамбле, чтения нот с листа, подбора по слуху, транспонирования, аккомпанирования;
Воспитывающие:
воспитывать целеустремленность, самообладание, исполнительскую волю, активность и другие качества личности;
приобщать детей к многогранной индивидуальной творческой деятельности;
Отличительная особенность программы состоит в том, что в предложенном процессе постепенного роста обучающихся учитываются условия образовательного учреждения, специфика занятий с детьми в хоровой капелле. В программе предлагается не уделять слишком большого внимания развитию чисто технических навыков. Это считается нецелесообразным по следующим причинам:
не все учащиеся ставят перед собой задачу дальнейшего продолжения музыкального образования;
не все имеют возможность посвятить достаточно времени домашней работе (учитывая большую занятость учащихся занятиями хорового цикла, загруженность в основной школе);
не у всех достаточно высокие способности и подходящий для аккордеониста и баяниста музыкальный аппарат (специального отбора для занятий на инструменте не предусмотрено);
Но, в то же время, дети хотят и любят играть, могут вырасти в эстетическом и музыкальном плане, поэтому, не перегружая их большим количеством требований, необходимо дать им максимум музыкальных знаний, поэтому репертуар подобран с учетом, как возрастных особенностей, так и интересов учащихся. Предлагаются не только традиционные классические произведения, но и произведения современных авторов, народные обработки, пьесы для ансамблевого музицирования, перечень сборников песен и романсов для развития навыков аккомпанирования. Особое внимание в репертуарном содержании уделяется пьесам новгородских композиторов В.Никитина, В. Коровицина.
Программа рассчитана на 7 - летний курсобучения и предназначена для обучающихся от 7(8) до 17 лет.
Весь курс обучения условно делиться на три этапа:
1 этап – младший (1-3 годы обучения);
2 этап – средний (4-5 годы обучения);
3 этап – старший (6-7 годы обучения).
Форма занятий – индивидуальные занятия. Наряду с индивидуальной формой работы предусмотрены занятия в микро-группах (ансамблевоемузицирование).
Продолжительность занятий: 1 академический час в неделю: 1-3 год обучения – 30 минут, 4-7 год обучения – 45 минут.
1 этап (младший) - 1 – 3 годы обучения
Самым важным этапом обучения игре на музыкальном инструменте является начальный этап, т.к. первоначальные навыки оказывают большое влияние на все последующее развитие ребенка.
Основные задачи 1-го этапа (младшего) обучения:
Привить обучающимся интерес к занятиям баяном, аккордеоном;
Привить начальные навыки овладения инструментом:
а) работа над развитием музыкального аппарата, постановка рук, правильная посадка, работа над свободой рук и корпуса с применением упражнений на освобождение;
б) основные технические навыки: выработка аппликатурной дисциплины, приемы звукоизвлечения, умение грамотно работать над музыкальным произведением;
Развить потребность к музыкальному творчеству, заложить основы для дальнейшего свободного музицирования (подбор по слуху, транспонирование, игра в ансамбле);
Развить мотивацию к концертной творческой деятельности.
Ожидаемый результат:
По окончании 1-го этапа обучения обучающиеся должны:
Овладеть минимумом музыкальной грамоты и элементами теоретических основ музыкального искусства, техническими и исполнительскими навыками игры на музыкальном инструменте, необходимыми для занятий на 1-м этапе обучения;
Знать основные средства музыкальной выразительности, их значение для построения музыки, наиболее простые формы (схемы) музыкальных произведений, выразительные особенности музыкального языка (в пределах требований программы 1-го этапа обучения), некоторые виды многоголосья, приемы и способы достижения выразительности игры на музыкальном инструменте, особенности творчества композиторов изучаемых произведений, основы коллективного музицирования;
Уметь свободно разбираться в нотной записи, обозначениях темпа, динамики знаков альтерации, сознательно пользоваться применяемой музыкальной терминологией, характеризовать исполняемые музыкальные произведения, самостоятельно читать по нотам несложные произведения каждой рукой и соединять двумя руками, транспонировать легкие пьесы в различные тональности, подбирать по слуху знакомые мелодии с простейшим аккомпанементом, играть в ансамбле, оценивать качество своего исполнения в пределах общего и музыкального развития, играть эмоционально, осмысленно и выразительно;
В течение 1 года обучения учащиеся должны выучить 6 – 8 разнохарактерных пьес, а также освоить мажорные гаммы До, Соль, Фа (каждой рукой отдельно в две октавы), короткие арпеждио и тонические аккорды с их обращениями в этих тональностях (правой рукой).
Читать с листа наиболее легкие пьесы отдельно каждой рукой. Знать терминологию.
По окончании 1 года обучения на академическом концерте воспитанники исполняют 1-2 разнохарактерные пьесы.
В течение 2 года обучения учащиеся должны выучить 4 – 6 разнохарактерных пьес, 1 – 2 этюда на различные виды техники. Освоить мажорные гаммы До, Соль, Фа (двумя руками вместе в две октавы), короткие арпеджио и тонические аккорды с их обращениями в этих тональностях.
Читать с листа наиболее легкие пьесы каждой рукой отдельно. Знать терминологию.
В конце каждого полугодия 2 года обучения на академическом концерте должны исполнять 1-2 разнохарактерные пьесы (возможна ансамблевая игра).
В течение 3 года обучения обучающиеся должны выучить 4 – 6 разнохарактерных пьес, 1 – 2 этюда на различные виды техники, освоить мажорные гаммы в тональностях до двух знаков в ключе (двумя руками вместе), короткие арпеджио и тонические аккорды с их обращениями в этих тональностях, минорные гаммы Ля, Ми, Ре (каждой рукой отдельно), короткие арпеджио и тонические аккорды с их обращениями в этих тональностях.
Читать с листа пьесы 1 года обучения (двумя руками вместе). Знанть терминологию.
В конце первого полугодия на академическом концерте исполняются 1-2 разнохарактерные пьесы (возможна ансамблевая игра).
В конце второго полугодия исполняется народная обработка либо пьеса современного или зарубежного композитора. Возможна ансамблевая игра.
Примерные репертуарные списки
1-го этапа обучения
Этюды
Автор |
Название |
Сборник |
Г.Беренс |
Этюд до мажор |
Педагогический репертуар баяниста 1-2 кл. ДМШ/ сост. Ф.Бушуев. – М., 1981 Вып.1. |
К.Гурлитт |
Этюд соль мажор |
Этюды для аккордеона. – М., 1980 – Вып.9. |
О.Агафонов |
Веселый этюд |
Лондонов П. Школа игры на аккордеоне – М., 1977. |
В.Грачев |
Этюд ля минор |
Педагогический репертуар баяниста/ сост. В.Грачев – М., 1980. Вып.6. |
А.Широков |
Этюд ля минор |
Педагогический репертуар баяниста / сост. Ф.Бушуев. – М., 1993 – Вып.3. |
Л.Шитте |
Этюд ре минор |
Хрестоматия баяниста для ДМШ/ сост. А.Крылусов. – М.1982. |
Народные песни и танцы
Название |
Сборник |
Русская народная песня в обр. Ф.Бушуева «Во лузях» |
Педагогический репертуар аккордеониста 1 – 2 кл.ДМШ/ сост. Ф.Бушуев – М., 1984 – Вып.7 |
Белорусская народная песня «На улице мокро» |
Хрестоматия баяниста/сост. Ю.Акимов – М., 1995. |
Украинская народная песня «Ехал казак за Дунай» |
Баян в музыкальной школе 2 класс – Украина, 1982. |
Молдавская народная песня в обр. В.Грачева «Кукушка» |
Народные песни и танцы в обр. для баяна/сост.Ю.Блинов – М., 1984 – Вып.1 |
Болгарский народный танец в обр. Ф.Бушуева «Хоро» |
Народные песни и танцы в обр. для баяна/сост.Ю.Блинов – М., 1997 – Вып.1 |
Чешская народная песня в обр. А.Чинякова «Шла девица за водой» |
Баян в музыкальной школе/сост. Ф.Бушуев – М., 1980 – Вып.4. |
Произведения современных авторов
Автор |
Название |
Сборник |
Е.Аглинцова |
Русская песня |
Хрестоматия баяниста (1 – 2 кл.ДМШ) /сост.Ю.Акимов, В.Грачев – М., 1997. |
Е.Кузнецов |
Веселинка |
Педагогический репертуар баяниста (1-2 кл.ДМШ) / сост. Ф.Бушуев. – М., 1980 Вып.4. |
Т.Назарова |
В лесу |
Альбом начинающего баяниста/сост. А.Чиняков – М., 1997 - Вып.15. |
В.Шаинский |
Антошка(песенка из м/ф «Веселая карусель» |
Репертуар баяниста/сост. Ф.Бушуев М., 1984 – Вып.37.
|
М.Чулаки |
Попробуй, догони |
Педагогический репертуар аккордеониста 3 – 5 кл. ДМШ/сост. Ю.Акимов. М., 1976. |
Н.Чайкин |
Багатель |
Педагогический репертуар баяниста/ сост. Ф.Бушуев – М., 1979 – Вып.4. |
Сочинения русских и зарубежных композиторов
Автор |
Название |
Сборник |
М.Балакирев |
Хороводная |
Альбом начинающего баяниста - М., 1975 – Вып.9. |
Б.Барток |
Две пьесы |
Альбом начинающего баяниста/ сост. А.Чиняков – М.,1978 – Вып.10. |
М.Глинка |
«Ах ты, ночь ли ноченька» |
Репертуар баяниста/сост. Ф.Бушуев. М., 1979 – Вып.39. |
В.Моцарт |
Алегретто |
Хрестоматия аккордеониста (1 – 2 кл.ДМШ) /сост. Ф.Бушуев – М., 1970. |
П.Чайковский |
Вальс |
Детский альбом в переложении для баяна – М., 1980. |
И.Бах |
Ария |
Хрестоматия аккордеониста (1 – 2 кл.ДМШ) /сост.Ю.Акимов – М., 1997. |
Ансамбли
Автор |
Название |
Сборник |
Рус.нар. песня в обр. С.Павина |
«Ах ты, ноченька» |
Ансамбли аккордеонистов /сост.В.Розанов – М., 1984 – Вып.2.
|
Укр. нар.песня в обр. В.Грачева |
«Ничь яка мисячна» |
Баян в музыкальной школе/ сост. В.Грачев – М., 1979 – Вып.34. |
М.Глинка |
«Не щебечи, соловей» |
Педагогический репертуар баяниста/сост. В.Грачев – М., 1975 – Вып.6. |
Р.Шуман |
Марш солдатиков |
Хрестоматия аккордеониста (1 – 2 кл.ДМШ) /сост. Ф.Бушуев М., 1979. |
2 этап (средний) - 4 – 5 годы обучения
Основные задачи 2-го этапа обучения:
Опираясь на знания, приобретенные на первом этапе обучения:
Развить у обучающихся мотивацию к дальнейшему приобретению и совершенствованию полученных знаний, умений и навыков игры на музыкальном инструменте;
Развить полученные творческие навыки (подбор по слуху, ансамблевое музицирование, чтение нот с листа), а также развивать навыки аккомпанирования, умение работать самостоятельно, сознательно относиться к музыкально-творческому труду и воплощению своих творческих достижений в быту, обществе;
Активизировать просветительско-артистическую направленность музыкальной деятельности учащихся.
По окончании 2-го этапа обучения обучающиеся должны:
Овладеть расширенными знаниями теоретических основ музыки, техническими и исполнительскими навыками игры в пределах программных требований 2-го этапа обучения;
Знать специфические особенности звукообразования на баяне и аккордеоне, уравновешивания звучания правой и левой клавиатур инструмента, понятие о ритмическом пульсе, закономерности построения музыкальных форм (простая, трехчастная, вариационная и другие), различные жанры и виды музыкального искусства;
Уметь осознанно и эмоционально воспринимать музыку, исполнять пьесы различного характера, разнообразные по фактуре, точно и грамотно читать нотный текст, самостоятельно работать над музыкальным произведением, играть в ансамбле, подбирать песни и аккомпанемент к ним, транспонировать легкие пьесы в различные тональности, аккомпанировать, читать с листа пьесы уровня 2-го года обучения.
В течение 4 года обучения обучающиеся должны выучить 4 – 6 разнохарактерных пьес, 1 – 2 этюда на различные виды техники, освоить мажорные гаммы в тональностях до двух знаков в ключе (двумя руками в подвижном темпе), короткие и длинные арпеджио и тонические аккорды с их обращениями в этих тональностях, минорные гаммы Ля, Ми, Ре (двумя руками вместе), короткие и длинные арпеджио и тонические аккорды с их обращениями в этих тональностях.
Читать с листа пьесы уровня 2 года обучения.
В конце каждого полугодия 4 года обучения на академическом концерте исполняется 1-2 произведения, одно из которых крупной формы (возможна ансамблевая игра).
В течение 5 года обучения обучающиеся должны выучить 3 – 5 пьес (в числе которых сочинения крупной формы и полифонические произведения), 1 – 2 этюда на различные виды техники, а также освоить мажорные гаммы до трех знаков в ключе (двумя руками вместе в подвижном темпе); короткие, длинные, ломаные арпеджио, тонические аккорды с их обращениями в этих тональностях; минорные гаммы до двух знаков в ключе, короткие, длинные, ломаные арпеджио, тонические аккорды с их обращениями в этих тональностях.
Читать с листа пьесы 2 года обучения. Знать терминологию.
В конце каждого полугодия на академическом концерте исполняются 1-2 произведения (народная обработка, оригинальное сочинение или произведение крупной формы). Возможна ансамблевая игра.
Примерные репертуарные списки
2-го этапа обучения
Этюды
Автор |
Название |
Сборник |
Г.Беренс |
Этюд ля минор |
Педагогический репертуар баяниста 3 - 5 кл. ДМШ/ сост. Ю.Акимов – М., 1980 Вып.6. |
С. Павин |
Этюд ре минор |
П.Лондонов. Школа игры на аккордеоне. – М., 1997. |
А.Судариков |
Этюд ля мажор |
Педагогический репертуар баяниста 3 – 5 кл.ДМШ/ сост. В.Алехин– М., 1997. Вып.5. |
Н.Чайкин |
Этюд си минор |
Хрестоматия баяниста для 5 кл. ДМШ/ сост. В.Нестеров. – М.1982. |
Народные песни и танцы
Название |
Сборник |
Русская народная песня в обр. А.Суркова «Ах, улица широкая» |
Хрестоматия баяниста для 5 кл. ДМШ/ сост. В.Нестеров – М., 1982.
|
Украинская народная песня в обр. Чинякова «Где ты, где ты моя доля» |
Педагогический репертуар баяниста (3 – 5 кл.ДМШ)/сост. В.Нестеров – М., 1980 – Вып.9. |
Молдавский народный танец в обр. Б.Киселева «Хора»
|
Баян в музыкальной школе (4 – 5 кл.) /сост. В.Нестеров – М., 1983 – Вып.33. |
Белорусская народная песня «Кума, моя, кумочка.» |
Агафоново. Пьесы, обработки и этюды для баяна. М. 1983. |
Произведения современных авторов
Автор |
Название |
Сборник |
||
Ю.Блинов |
В хороводе |
Хрестоматия аккордеониста (3 – 5 кл.ДМШ) /сост.Ю.Акимов. – М., 1997. |
|
|
Ю.Зацарный |
Веселый наигрыш |
Педагогический репертуар аккордеониста / сост. Л.Гаврилов. – М., 1980 Вып.47. |
|
|
Д.Кабалевский |
Токкатина |
Хрестоматия баяниста для ДМШ (3 – 5 кл.) /сост. В.Алехин – М., 1980. |
|
|
Г.Демидов |
Осеняя пора |
Репертуар аккордеониста/сост. Н.Горлов. - М., 1986 – Вып.36. |
|
|
Сочинения русских и зарубежных композиторов
Автор |
Название |
Сборник |
А.Аренский |
Марш памяти Суворова |
Педагогический репертуар баяниста ДМШ (3 – 5 кл)/ сост. А.Крылусов - М., 1997 – Вып.4. |
Л.Бетховен |
Аллегретто |
Педагогический репертуар аккордеониста ДМШ (3 – 5 кл.)/ сост. Ю.Акимов – М.,1996 – Вып.7. |
М.Глинка |
Галоп |
Баян в музыкальной школе/сост. В.Нестеров М., 1978 – вып.33. |
В Ребиков |
Вальс |
Хрестоматия аккордеониста ДМШ (3 – 5 кл.) /сост. Таланкин – М., 1976. |
Ансамбли
Автор |
Название |
Сборник |
|||
Рус.нар. песня в обр. Л.Гаврилова |
«Вот мчится тройка почтовая»
|
Ансамбли баянов /сост.Л.Гаврилов – М., 1973 – Вып.4.
|
|||
Укр. нар.песня в обр. А.Сударикова
|
«Ничь яка мисячна»
|
Ансамбли баянов / сост. В. Розанов – М., 1979 – вып.10.
|
|||
А.Новиков |
Дороги |
Репертуар для ансамблей русских народных инструментов/ сост. Л.Гаврилов – Вып.28. |
|||
И.С.Бах |
Песня |
Репертуар для ансамблей русских народных инструментов/ сост. В.Розанов – Вып.25. |
|||
3 этап (старший) - 6 – 7 годы обучения.
Основные задачи 3-го этапа обучения:
Совершенствование усвоенных ранее навыков игры на музыкальном инструменте на более сложном материале, расширение круга музыкальных образов и исполнительских задач;
Подведение к более полным представлениям о содержании музыки, формирование умений анализировать мелодию (выразительность, интонационный строй, характер, развитие и т.д.);
Расширение знаний о музыкальных жанрах и форме музыкальных произведений (трехчастная, простая и сложная, свободная форма, вариация и др);
Закрепление и развитие навыков ансамблевой игры, чтения нот с листа, подбора по слуху, аккомпанирования;
Воспитание исполнительской воли, сосредоточенности, внимания;
Умение применять полученные знания в практической жизни, активная концертная деятельность.
По окончании 3-го этапа обучения обучающиеся должны:
Освоить весь багаж музыкально-теоретических знаний и умений, технические и исполнительские навыки игры на музыкальном инструменте в пределах программных требований 3-го этапа обучения;
Знать специфические особенности звукообразования на баяне и аккордеоне, гамму возможных динамических оттенков, различные исполнительские приемы, строение крупных музыкальных форм, жанровые и стилистические особенности исполняемых произведений;
Уметь различать выразительные средства музыкального языка, самостоятельно разбираться в фактуре исполняемых музыкальных произведений, инициативно работать над музыкальным текстом и техническими трудностями, играть в ансамбле, подбирать песни и аккомпанемент к ним, аккомпанировать, читать с листа пьесы уровня третьего этапа обучения.
В течение 6 года обученияучащиесядолжны выучить 3 – 5 произведений (в числе которых крупная форма и полифония), 1 – 2 этюда на различные виды техники, а также освоить мажорные гаммы до трех знаков в ключе (двумя руками вместе в быстром темпе), короткие, длинные и ломаные арпеджио, тонические аккорды с их обращениями в этих тональностях; минорные гаммы до двух знаков в ключе (двумя руками вместе), короткие, длинные и ломаные арпеджио, тонические аккорды с их обращениями в этих тональностях.
Читать с листа пьесы уровня третьего года обучения. Знать терминологию.
В конце каждого полугодия на академическом концерте исполняется 1-2 произведения (народную обработку, оригинальную пьесу, либо произведение крупной формы). Возможна ансамблевая игра.
В течение 7 года обучения учащиеся должны выучить 3 – 4 произведений 1 – 2 этюда, подготовить к концу учебного года выпускную программу из двух произведений (крупная форма, народная обработка, пьеса). Возможна ансамблевая игра.
Примерные репертуарные списки
3-го этапа обучения
Этюды
Автор |
Название |
Сборник |
П.Шашкин |
Этюд ля минор |
Педагогический репертуар баяниста / сост. Ю.Акимов – М., 1982 Вып.4. |
К.Мясков |
Этюд соль мажор |
Педагогический репертуар баяниста / сост. В.Алехин – М., 1986 – Вып.6. |
А.Холминов |
Этюд ля минор |
Хрестоматия баяниста для 5 кл. ДМШ / сост. В.Нестеров – М., 1982. |
Г.Тышкевич |
Этюд соль мажор |
Этюды для аккордеона/ сост. М.Двилянский – М.1979 – Вып.9. |
Народные песни и танцы
Название |
Сборник |
Русская народная песня в обр. А.М.Цыбулина «Улица широкая» |
Народные песни и танцы в обработке для баяна/сост. М.Цыбулин – М., 1997 – Вып.12. |
Украинская народная песня в обр. В.Наймушина «Склонилась ветка над водою» |
Народные песни и танцы в обработке для аккордеона – М., 1980 – Вып.12. |
Молдавский народный танец в обр. В.Кострубы «Сырба» |
Народные песни и танцы в обработке для аккордеона /сост. А.Чиняков – М., 1996 – Вып.1. |
Польская народная песня в обр. Ф.Бушуева «Бежит Висла» |
Баян в музыкальной школе/сост. А.Чиняков – М., 1971 – Вып.8. |
Произведения современных авторов
Автор |
Название |
Сборник |
||
Ю.Блинов |
Экспромт |
Хрестоматия аккордеониста сост.Ю.Акимов. – М., 1978. |
|
|
А.Шалаев |
Концертная |
Хрестоматия аккордеониста сост.Ю.Акимов. – М., 1982. |
|
|
В.Иванов |
Погоня |
Хрестоматия аккордеониста для ДМШ/сост.А.Таланкин – М., 1996. |
|
|
А.Рыбалкин |
Скоморошина |
Произведения современных композиторов для аккордеона – М., 1979 – Вып.2. |
|
|
Ансамбли
Автор |
Название |
Сборник |
|||
Рус.нар. песня в обр. В.Иванова |
«Уж ты, Ваня, Ванюша»
|
Русские мелодии для двух-трех баянов/сост. П.Говорушко – М., 1978 – Вып.2. |
|||
М.Глинка |
Попутная песня |
Пьесы для ансамбля баянов / сост. Л.Гаврилов – М., 1976 – Вып.16. |
|||
Л.Колосов |
Веселая прогулка |
Пьесы для ансамбля баянов / сост. Е.Максимов – М., 1982 – Вып.18. |
|||
Е.Кузнецов |
Ивушка |
Ансамбли баянов. |
|||
Аккомпанемент
Песни и хоры для детей – СПб, Композитор, 1997, Я. Дубравин «Огромный дом»;
Сборник популярных песен в сопровождении баяна – М., Музыка, 1994, «Я люблю тебя, жизнь»;
О. Иванов, М. Минков, А. Рыбников – Песни для голоса в сопровождении баяна – М., Музыка, 1997;
Старинные русские романсы – М. Кифара, 1997, «Ночь светла»;
Старинные вальсы для голоса в сопровождении баяна – М., Кифара, 1997, «Осенний сон»;
Колыбельные песни для голоса (хора) в сопровождении баяна – М., Кифара, 1997, «Спи, моя радость, усни!»;
Популярные русские народные песни в облегченном переложении для баяна или аккордеона – М., Кифара, 1997, «Тонкая рябина»;
Г. Гладков. «Бременские музыканты и другие», Песни для голоса в сопровождении баяна, СПб, Композитор, 1997;
Русский шлягер: Сборник популярных песен в сопровождении баяна или аккордеона, СПб, Композитор, 1997, Вып.7.8,9;
В кругу друзей: Сборник популярных песен в сопровождении баяна, аккордеона – М., Музыка, 1990.
По окончании полного курса обучающиеся должны:
Знатьосновные направления в музыке.
Уметь определить форму, стиль, время написания произведения, читать с листа нетрудную пьесу, исполнять музыкальные произведения различных жанров, стилей, эпох, проаккомпанировать несложную песню или романс, подбирать знакомые мелодии с несложным аккомпанементом, играть в ансамбле.
Примерная программа выпускного экзамена.
В. Моцарт. Сонатина До-мажор,
Русская народная песня в обработке С. Туликова «Я калинушку ломала»
Возможна ансамблевая игра.
Способами определения результативности реализации данной программы является организация и проведение диагностики музыкально-творческого развития детей, анализ индивидуальных планов обучающихся, которые составляются педагогом на каждое полугодие и утверждаются руководителем структурного подразделения и итоговая аттестация по теории и практике предмета.
В начале учебного года педагог ставит перед каждым обучающимся определенные художественно-технические задачи, занося их в индивидуальный план, в конце полугодия педагог вносит в индивидуальные планы корректировки, а также отмечает выполнение плана, в конце года дает развернутую характеристику музыкальных данных, работоспособности и успеваемости обучающегося.
Формами подведения итогов реализации данной программы являются:
Выступления обучающихся на отчетных концертах ДХК в конце учебного года.
Контрольные занятия – 4 раза в год в октябре, декабре, марте, мае;
Академические концерты (открытые, с оценкой за выступление)
1 год обучения – в конце года;
2 – 6 год обучения – в конце каждого полугодия;
Экзамен
7 год обучения – выпускной, в конце года.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
I этап (младший) - 1 – 3 классы
№ |
Название темы |
Количество часов |
||
Всего часов |
Тео-рия |
Практика |
||
|
Вводное занятие. Инструктаж.
|
1 |
1 |
- |
|
Организация музыкальных интересов воспитанников: Беседы о музыке. Слушание музыки на занятиях. |
|
|
|
2 |
2 |
- |
||
2 |
- |
2 |
||
|
Развитие музыкальной грамотности и обучение чтению нот с листа: |
2 |
1 |
1 |
|
Транспонирование. Термины |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
Работа над репертуаром: работа над основными игровыми приемами, принципами звукоизвлечения, т.е. работа над техникой. |
4 |
1 |
3 |
|
Работа над произведениями: полифонического склада; крупной формы (сонатины, рондо, вариации); разнохарактерные пьесы, народные обработки. |
14 |
1
|
13 |
|
Накопление репертуара воспитанниками, воспитание просветительско-артистической направленности (концертная деятельность – подготовка к ней) |
4 |
- |
4 |
|
Развитие навыков способствующих проявлению творческой активности воспитанников: игра по слуху; игра аккомпанементов; ансамблевое музицирование; самостоятельная работа над произведением. |
|
|
|
1 |
0,5 |
0,5 |
||
1 |
0,5 |
0,5 |
||
2 |
0,5 |
1,5 |
||
1 |
0,5 |
0,5 |
||
|
Итого: |
36 |
8,5 |
27,5 |
II этап (средний) - 4 – 5 классы
№ |
Название темы |
Количество часов |
||
Всего часов |
Теория |
Практика |
||
|
Вводное занятие. Инструктаж. |
1 |
1 |
- |
|
Организация музыкальных интересов воспитанников: Беседы о музыке. Слушание музыки на занятиях. |
|
|
|
1,5 |
1,5 |
- |
||
1,5 |
- |
1,5 |
||
|
Развитие музыкальной грамотности и обучение чтению нот с листа: |
2,5 |
0,5 |
2 |
|
Транспонирование. Термины |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
Работа над репертуаром: работа над основными игровыми приемами, принципами звукоизвлечения, т.е. работа над техникой. |
4 |
1 |
3 |
|
Работа над произведениями: полифонического склада; крупной формы (сонатины, рондо, вариации); разнохарактерные пьесы (кантиленными, виртуозными), народные обработки. |
14 |
1 |
113 |
|
Накопление репертуара воспитанниками, воспитание просветительско-артистической направленности (концертная деятельность – подготовка к ней) |
4 |
- |
4 |
|
Развитие навыков способствующих проявлению творческой активности воспитанников: игра по слуху; игра аккомпанементов; ансамблевое музицирование; самостоятельная работа над произведением. |
|
|
|
1 |
- |
1 |
||
1,5 |
0,5 |
1 |
||
2 |
- |
2 |
||
1 |
- |
1 |
||
|
Итого: |
36 |
6 |
30 |
III этап (старший) - 6 – 7 классы
№ |
Название темы |
Количество часов |
||
Всего часов |
Теория |
Практика |
||
|
Вводное занятие. Инструктаж.
|
1 |
1 |
- |
|
Организация музыкальных интересов воспитанников: Беседы о музыке. Слушание музыки на занятиях. |
|
|
|
1,5 |
1,5 |
- |
||
1 |
- |
1 |
||
|
Развитие музыкальной грамотности и обучение чтению нот с листа (акцент переносится на самостоятельную работу воспитанников дома). |
2 |
- |
2 |
|
Работа над репертуаром: работа над основными игровыми приемами, принципами звукоизвлечения, т.е. работа над техникой. |
6 |
1 |
5 |
|
Работа над произведениями: полифонического склада; крупной формы (сонатины, рондо, вариации); разнохарактерные пьесы (кантиленными, виртуозными), народные обработки. |
14 |
11
|
13 |
|
Накопление репертуара воспитанниками, воспитание просветительско-артистической направленности (концертная деятельность – подготовка к ней) |
4 |
- |
4 |
|
Развитие навыков способствующих проявлению творческой активности воспитанников: игра по слуху; игра аккомпанементов; ансамблевое музицирование; самостоятельная работа над произведением. |
|
|
|
2 |
- |
2 |
||
2 |
- |
2 |
||
2 |
- |
2 |
||
0,5 |
- |
0,5 |
||
|
Итого: |
36 |
4,5 |
31,5 |
СОДЕРЖАНИЕ.
I этап (младший) - 1 – 3 классы
Тема 1. Вводное занятие (1 час).
Инструктаж по технике безопасности. Действия при пожарной опасности. Правила поведения.
Первоначальное знакомство с баяном (аккордеоном): его назначение и возможности как сольного, ансамблевого и аккомпанирующего инструмента, отличие от других известных ребенку инструментов.
Краткое ознакомление с устройством изучаемого инструмента (составные части, особенности конструкции, способ звукообразования); показ его художественных возможностей.
Тема 2.Организация музыкальных интересов обучающихся (4 часа).
Знакомство с некоторыми стилями и жанрами русской и зарубежной музыки, их особенностями. Иллюстрация педагогом произведений различных стилей, жанров и эпох, прослушивание музыкальных записей. Посещение концертов воспитанниками вместе с педагогом.
Тема 3. Развитие музыкальной грамотности и обучение чтению нот с листа (4 часа).
Изучение элементов музыкальной грамоты: чтение отдельных нотных знаков, переход к чтению сложной системы взаимозависимости этих знаков. Итальянская терминология.
Объяснение принципов и начальное формирование практических навыков чтения нот с листа как необходимого элемента для знакомства и разучивания произведений.
Транспонирование как вид творчества, включающееся в музыкальную деятельность вместе с подбором по слуху и помогающего развитию музыкальной грамотности. Практическое знакомство с этим видом творчества наряду с выполнением простейших творческих упражнений: заполнение пропущенных тактов мелодий, доигрывание окончаний, придумывание вариантов мелодии или аккомпанемента.
Тема 4.Работа над репертуаром (22 часа).
Элементарные двигательные навыки, подход к баянному мастерству. Формирование игровых приемов, начиная с посадки за инструментом и заканчивая пластикой игровых движений, созвучной с художественными задачами произведения. Сольное исполнительство, его задачи, сложности. Работа над произведениями различных стилей, жанров и эпох: полифоническими крупной формы (использование несложных двухголосных полифонических произведений), крупной формы (сонатины, рондо, вариации), разнохарактерными пьесами, народными обработками с акцентированием внимания на приобретении навыков, учитывающих особенности их исполнения.
Тема 5.Развитие навыков, способствующих проявлению творческой активности обучающихся (5 часов).
Принципы подбора по слуху и практические занятия наряду с пением, игрой легких песен, варьированием мелодий и другими творческими действиями.
Умение аккомпанировать. Игра легких аккомпанементов: приобретение навыка аккомпанирования своему пению или исполняемым на инструменте мелодиям.
Ансамбль как вид творчества, воспитывающий музыкальную отзывчивость, гибкость, «чувство локтя» и ответственность. Разучивание ансамблевых произведений воспитанниками, исполнение и разбор ошибок при разучивании. Исправление недочетов и повторное исполнение произведений.
II этап (средний)
(4 – 5 классы)
Тема 1. Вводное занятие(1 час).
Инструктаж по технике безопасности. Действия при пожарной опасности. Правила поведения обучающегося. Знакомство с программой на учебный год.
Тема 2.Организация музыкальных интересов обучающихся (3 часа).
Стилевое и жанровое многообразие музыки. Связь музыки с историей, литературой, живописью. Иллюстрация педагогом произведений различных стилей, жанров и эпох; прослушивание музыкальных записей. Посещение концертов воспитанниками вместе с педагогом с целью расширения музыкального кругозора и получения слухового опыта.
Тема 3. Развитие музыкальной грамотности и обучение чтению нот с листа (4,5 часа).
Музыкальная терминология. Принципы и правила практических занятий по чтению нот с листа (в том числе в ансамбле). Знакомство с большим кругом музыкальных произведений благодаря навыкам чтению нот с листа.
Умение транспонировать; расширение кругозора задействованных в этом виде творчества тональностей.
Тема 4.Работа над репертуаром (22 часов).
Основные приемы баянной (аккордеонной) техники - крупная, мелкая, баянная (аккордеонная) техника; особенности штрихов (различные виды акцентов, элементарное филирование звука и др.); выполнение комплекса упражнений на разные виды техники.
Воплощение приобретенных инструментальных навыков в работе над произведениями полифонического склада, крупной формы, разнохарактерными пьесами. Подготовка к концертным выступлениям: эмоционально-психологический настрой, проигрывание накопленного репертуара.
Тема 5.Развитие навыков, способствующих проявлению творческой активности обучающихся (5,5 часов).
Принципы подбора по слуху и практические занятия наряду с пением, подбором легких песен, их транспонированием в другие тональности и прочими творческими действиями.
Принципы аккомпанирования в деятельности солистов. Развитие умения тонко реагировать на нюансы и агогику партнера – солиста.
Дальнейшая работа над навыками ансамблевой игры; самостоятельное разучивание произведений, их исполнение с последующим исправлением недочетов.
III этап (старший)
(6 – 7 классы)
Тема 1. Вводное занятие(1 час).
Инструктаж по технике безопасности. Действия при пожарной опасности. Правила поведения обучающихся. Знакомство с программой на учебный год.
Тема 2.Организация музыкальных интересов обучающихся (2,5 часа).
Стилевое и жанровое многообразие музыки. Связь музыки с историей, литературой, живописью. Иллюстрация педагогом произведений различных стилей, жанров и эпох; прослушивание музыкальных записей. Посещение концертов воспитанниками вместе с педагогом с целью расширения музыкального кругозора и получения слухового опыта.
Тема 3. Развитие музыкальной грамотности и обучение чтению нот с листа (2 часа).
Музыкальная терминология. Принципы, правила и практические занятия по чтению нот с листа (в том числе в ансамбле). Знакомство с большим кругом музыкальных произведений благодаря навыкам чтению нот с листа.
Тема 4.Работа над репертуаром (24 часа).
Основные приемы исполнительства, особенностях штрихов, фактуры; принципы прикосновения к инструменту (туше), применение тех или иных приемов исполнения при решении различных образно-художественных задач музыкальных произведений. Комплекс упражнений на разные виды техники. Воплощение приобретенных технических умений и навыков при разучивании и исполнении произведений полифонического склада, крупной формы (сонат, рондо, вариаций), кантиленных и виртуозных пьес. Подготовка к концертным выступлениям: эмоционально-психологический настрой, повторение накопленного репертуара.
Тема 5. Развитие навыков, способствующих проявлению творческой активности обучающихся (6,5 часов)
Принципы подбора по слуху и практические занятия наряду с подбором различных произведений и их транспонированием в другие тональности.
Принципы аккомпанирования солистам-вокалистам, развитие умения тонко реагировать на нюансы и агогику солиста.
Работа над навыком игры в ансамбле, самостоятельное разучивание произведений обучающимися.
Методическое обеспечение программы.
Методы обучения
Словесные: беседа, анализ текста, формы, гармонического плана, структуры произведения.
Наглядные: показ, исполнение педагогом, прослушивание аудио и видео материалов.
Практические: комплекс инструментальных упражнений, работа над репертуаром.
Репродуктивный: концертные выступления воспитанников
Обеспечение программы методическими видами продукции:
Методическое пособие «Особенности обучения воспитанников класса баяна в Детской хоровой капелле» »/ авт. сост. Базанова Г.В., Великий Новгород 2000;
Учебное пособие для учащихся музыкальных студий учреждений дополнительного образования «Обработки и сочинения для ансамблей баянов и аккордеонов» / авт. сост. Базанова Г.В., Великий Новгород 2007.
Методическая разработка для педагогов учреждений дополнительного образования «Работа над ансамблем, как одна из форм развития интереса в обучении музыке детей со средними природными данными»/ авт. сост. Базанова Г.В., Великий Новгород 2009;
Дидактический материал:
Ритмические карточки;
Схематическое изображение клавиатуры музыкального инструмента;
Учебные нотные тетради (на младшем этапе обучения);
Учебно-дидактический материал.
Материально-техническое оснащение занятий:
Кабинет для обучения не менее 12 кв.м.:
Стол – 1 штука;
Стул – 4 штуки;
Стеллаж для хранения учебных пособий.
Инструменты:
Баян «Огонек» - для воспитанников 1-го года обучения;
Аккордеон «Вельтмейстер»;
Баян «Кировский – 3»;
Баян «Рубин – 5»;
Музыкальный центр.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Воспитание детей в школе»: Новые подходы и новые технологии/ под ред. Н.Е. Шурковой – М., 1998;
«Дополнительное образование»: Некоторые вопросы программирования. Сост. Белова В.В. – М., 2002;
«Программы лауреатов V Всероссийского конкурса авторских программ дополнительного образования детей». Номинация художественная. – М., 2003;
Баренбой Л.А. «Путь к музицированию» - Л., 1979;
Белова В.В.,Кульпединова М.Е., «Дополнительное образование», Требования к содержанию. М., 1988;
Музыкально-энциклопедический словарь. Ред. Г.Келдыша – М., 1990;
Петрушин В.И. «Музыкальная психология» - М., 1997;
Петрушин В.И. «Музыкальная психология» - М., 1999;
Программа «Баян для ДМШ»/ сост. В.А.Агафонов, Г.И.Шахов, Б.М.Егоров – М., 1984;
Программа «Музыкальный инструмент (аккордеон)» для ДМШ/ сост. Л.В.Гаврилов – М., 1988;
Проектирование образовательных программ в учреждении дополнительного образования детей. Приложение к журналу «Внешкольник». / Авт. Сост. Л.Буйлова – М., 2001 - Вып. 5;
Халабузарь П.В., Попов В.С. «Теория и методика музыкального воспитания» - СПб., 1990;
Экспериментальная комплексная образовательная программа «Детская хоровая капелла Великого Новгорода» - В.Новгород 2004.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА
«Элементарное музыкальное воспитание в системе ОРФА» - М., 1978;
Акимов А.Ю. «Баян и баянисты» Сборник методических материалов – М., 1989;
Алексеев И.Д. «Методика преподавания игры на баяне» - М., 1971;
Баренбойм Л.А. «Путь к музицированию» - Л., 1979;
Большой энциклопедический словарь. Музыка\Ред. Г.Келдыш – М., 1998;
Горностаева Е.Л. «Некоторые вопросы методики обучения игре на фортепиано» - М., 1969;
Калинина О.П. «Методика обучения игре на фортепиано» Программа для фортепианных отделений музыкальных училищ и училищ искусств – В.Новгород, 1993;
Крюкова В.В. «Музыкальная педагогика» - Ростов-на-Дону, 2002;
Липс Ф.В. «Искусство игры на баяне» - М., 1988;
Михайлова М.А. «Развитие музыкальных способностей детей» - Ярославль, 1997;
Нейгауз Г.Г. «Об искусстве фортепианной игры» - М., 1961;
Оберюхтин М.А. «Проблемы исполнительства на баяне» - М., 1990;
Ризоль Н.А. «Очерки о работе в ансамбле баянистов» – М., 1987;
Смирнова Т.И. «Методические рекомендации. Фортепиано. Интенсивный курс» - М., 1994;
Судариков А.Н. «Исполнительская техника баяниста» - М., 1986;
Тимакин Е.М. «Воспитание пианиста»- М., 1984;
Фейгин М.И. «Индивидуальность ученика и искусство педагога» - М., 1987;
Халабузарь П.В., Попов В.С. «Теория и методика музыкального воспитания» - СПб, 1990;
Щахов Г.Н. «Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование в классе баяна» - М., 1987.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Адронников И.Л. «К музыке» - М., 1993;
Бацевич Г. «Особая примета» рассказы о музыке. – М., 1984;
Брянцева В.Н. «Мифы Древней Греции и музыка» - М., 1998;
Булучевский И.С. «Краткий музыкальный словарь для учащихся» - СПб.,1994;
Вейс Д. «Возвышенное и земное» Роман о жизни Моцарта и его времени. – М., 1980;
Волынский Э.И. Джордж Гершвин – СПб.,1998;
Гингольд Л.Д. «В поединке с судьбой» Героические дни Людвига ванн Бетховена – М., 1997;
Друскин М.С. «Иоган Себастьян Бах» - М., 1982;
Ивановский Ю.А. «Занимательная музыка» - Ростов-на-Дону, 2002;
Штейнпресс Б.С. «Музыка XIX века. Популярный очерк. – М., 1989;
Штейнпресс Б.С. «Популярный очерк по истории музыки до XIX века» – М., 1989;
Энциклопедический словарь юного музыканта. Для среднего и старшего возраста – М., 1985.