Версия для слабовидящих

Menu

Образовательные программы - художественное творчество "Общий курс баяна(аккордеона) в Детской хоровой капелле"

 

.

 

 

 

Пояснительная записка

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Общий курс баяна (аккордеона)» в Детской хоровой капелле» имеет художественную направленность, составлена на основе авторской программы «Класс баяна (аккордеона) в Детской хоровой капелле» (приказ комитета образования Новгородской области от 24.01.2000 г. № 24,  на основании решения областного экспертного совета от  29.12.1999 г.).

Данная программа оформлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,   методическими рекомендациями Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242, с учетом требований Положения о порядке оформления программ  дополнительного образования  детей в образовательных учреждениях Великого Новгорода. А также, в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 г. Москва «Об утверждении  СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»» и информационного письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 11.12.06 № 06-1844.

Программа реализуется  в Детской хоровой капелле  Дворца детского (юношеского) творчества имени Лени Голикова, интегрируется с предметами образовательного цикла капеллы – хор, сольфеджио, музыкальная литература.

Педагогическая целесообразность. Занятия в классе баяна и аккордеона в Детской хоровой капелле ДД(ю)Т имени Лени Голикова имеют некоторое своеобразие. Основной дисциплиной в хоровой студии  является хор. Данная программа позволяет выявить и создать условия для реализации потенциала детей и накопления ими позитивного социального опыта путем признания индивидуальности ребенка, развития его творческих, коммуникативных способностей. Использование личностно-ориентированных педагогических технологий (И.С.Якиманская, Ш.А.Амонашвили) позволяет ставить в центр образовательного процесса личность ребенка, раскрыть творческий  потенциал каждого обучающегося. Программа является рабочей программой педагога, имеет базовый уровень сложности.

Новизна программы состоит в том, что реализация данной программы позволяет решить в определенной степени проблему поиска средств и механизмов социализации в рамках дополнительного образования, предлагая один из вариантов подготовки обучающихся к более успешному вхождению в социум.

Данная программа определяет организацию творческой деятельности обучающихся не только как средства удовлетворения познавательных  потребностей, но и как средства глубокого самопознания, яркого самовыражения, гуманного самоутверждения, рационального самоопределения и осознания необходимости дальнейшего саморазвития.

Наряду с созданием условий для самореализации личности ребенка и педагога в процессе их сотворчества, складываются условия для формирования, совершенствования и удовлетворения духовных потребностей обеих сторон.

Данная программа является актуальной на сегодняшний момент, так как  предусматривает возможность использования богатейшего потенциала культурно-исторической среды Великого Новгорода, его многовековых традиций народной песенности и игры на древнерусских народных инструментах.

Повышенный интерес к баянному исполнительству не случаен. Сегодня баян  широко рекламируется энтузиастами народных инструментов, вызывает огромный интерес самых различных слоев населения, желание овладеть игрой на баяне.

Цель программы:  развитие у обучающихся любви к музыке, формирование у них потребности к музыкальному сотворчеству через приобщение к музыкальной культуре на занятиях в классе баяна и аккордеона.

Для достижения поставленной цели формируются следующие задачи:

Обучающие:

сформировать прочные музыкально-исполнительские умения и навыки игры на музыкальном инструменте;

освоить технические навыки  владения инструментом;

Развивающие:

всесторонне развить музыкальные задатки и способности детей;

развить навыки игры в ансамбле, чтения нот с листа, подбора по слуху, транспонирования, аккомпанирования;

Воспитывающие:

воспитывать целеустремленность, самообладание, исполнительскую волю, активность и другие качества личности;

приобщать детей к многогранной индивидуальной творческой деятельности;

Отличительная  особенность программы состоит в том, что в предложенном процессе постепенного роста обучающихся  учитываются условия образовательного учреждения, специфика занятий с детьми в хоровой капелле. В программе предлагается не уделять слишком большого внимания развитию чисто технических навыков. Это считается нецелесообразным по следующим причинам:

не все учащиеся ставят перед собой задачу дальнейшего продолжения музыкального образования;

не все имеют возможность посвятить достаточно времени домашней работе (учитывая большую занятость учащихся занятиями хорового цикла, загруженность в основной школе);

не у всех достаточно высокие способности и подходящий для аккордеониста и баяниста музыкальный аппарат (специального отбора для занятий на инструменте не предусмотрено);

Но, в то же время, дети хотят и любят играть, могут вырасти в эстетическом и музыкальном плане, поэтому, не перегружая их большим количеством требований, необходимо дать им максимум музыкальных знаний, поэтому репертуар подобран с учетом, как возрастных особенностей, так и интересов учащихся.  Предлагаются не только традиционные классические произведения, но и произведения современных авторов, народные обработки, пьесы для ансамблевого музицирования, перечень сборников песен и романсов для развития навыков аккомпанирования. Особое внимание в репертуарном содержании уделяется пьесам новгородских композиторов В.Никитина, В. Коровицина.

Программа рассчитана на 7 - летний курсобучения и предназначена для обучающихся от 7(8)  до 17 лет.

Весь курс обучения условно делиться на три этапа:

1 этап – младший (1-3 годы обучения);

2 этап – средний (4-5 годы обучения);

3 этап – старший (6-7 годы обучения).

Форма занятий – индивидуальные занятия. Наряду с индивидуальной формой работы предусмотрены занятия в микро-группах (ансамблевоемузицирование).

Продолжительность занятий: 1 академический час в неделю: 1-3 год обучения – 30 минут, 4-7 год обучения – 45 минут.

1 этап (младший) - 1 – 3 годы обучения

Самым важным этапом обучения игре на музыкальном инструменте является начальный этап, т.к. первоначальные навыки оказывают большое влияние на все последующее развитие ребенка.

Основные задачи 1-го этапа (младшего) обучения:

Привить обучающимся интерес к занятиям баяном, аккордеоном;

Привить начальные навыки овладения инструментом:

а) работа над развитием музыкального аппарата, постановка рук, правильная посадка, работа над свободой рук и корпуса  с  применением упражнений на освобождение;

б) основные технические навыки: выработка аппликатурной дисциплины, приемы звукоизвлечения, умение грамотно работать над музыкальным произведением;

Развить потребность к музыкальному творчеству, заложить основы для дальнейшего свободного музицирования (подбор по слуху, транспонирование, игра в ансамбле);

Развить мотивацию к концертной творческой деятельности.

Ожидаемый результат:

По окончании 1-го этапа обучения обучающиеся должны:

Овладеть минимумом музыкальной грамоты и элементами теоретических основ музыкального искусства, техническими и исполнительскими навыками игры на музыкальном инструменте, необходимыми для занятий на 1-м этапе обучения;

Знать основные средства музыкальной выразительности, их значение для построения музыки, наиболее простые формы (схемы) музыкальных произведений, выразительные особенности музыкального языка (в пределах требований программы 1-го этапа обучения),  некоторые виды многоголосья, приемы и способы достижения выразительности игры на музыкальном инструменте, особенности творчества композиторов изучаемых произведений, основы коллективного музицирования;

Уметь свободно разбираться в нотной записи, обозначениях темпа, динамики знаков альтерации, сознательно пользоваться применяемой музыкальной терминологией, характеризовать исполняемые музыкальные произведения,  самостоятельно читать по нотам несложные произведения каждой рукой и соединять двумя руками, транспонировать легкие пьесы в различные тональности, подбирать по слуху знакомые мелодии с простейшим аккомпанементом, играть в ансамбле, оценивать качество своего исполнения в пределах общего и музыкального развития,  играть эмоционально, осмысленно и выразительно;

В течение 1 года обучения учащиеся должны выучить 6 – 8 разнохарактерных пьес, а также освоить мажорные гаммы До, Соль, Фа (каждой рукой отдельно в две октавы), короткие арпеждио и тонические аккорды с их обращениями в этих тональностях (правой рукой).

Читать с листа наиболее легкие пьесы отдельно каждой рукой. Знать терминологию.

По окончании 1 года обучения на академическом концерте воспитанники исполняют 1-2 разнохарактерные пьесы.

В течение 2 года обучения учащиеся должны выучить 4 – 6 разнохарактерных пьес, 1 – 2 этюда на различные виды техники. Освоить мажорные гаммы До, Соль, Фа (двумя руками вместе в две октавы), короткие арпеджио и тонические аккорды с их обращениями в этих тональностях.

Читать с листа наиболее легкие пьесы каждой рукой отдельно. Знать терминологию.

В конце каждого полугодия 2 года обучения на академическом концерте должны исполнять 1-2 разнохарактерные пьесы (возможна ансамблевая игра).

В течение 3 года обучения обучающиеся должны выучить 4 – 6 разнохарактерных пьес, 1 – 2 этюда на различные виды техники, освоить мажорные гаммы в тональностях до двух знаков в ключе (двумя руками вместе), короткие арпеджио и тонические аккорды с их обращениями в этих тональностях, минорные гаммы Ля, Ми, Ре (каждой рукой отдельно), короткие арпеджио и тонические аккорды с их обращениями в этих тональностях.

Читать с листа пьесы 1 года обучения (двумя руками вместе). Знанть терминологию.

В конце первого полугодия на академическом концерте исполняются 1-2 разнохарактерные пьесы (возможна ансамблевая игра).

В конце второго полугодия исполняется народная обработка либо пьеса современного или зарубежного композитора. Возможна ансамблевая игра.

Примерные репертуарные списки

1-го этапа обучения

Этюды

Автор

Название

Сборник

Г.Беренс

Этюд  до мажор

Педагогический  репертуар баяниста 1-2 кл. ДМШ/ сост. Ф.Бушуев. – М., 1981 Вып.1.

К.Гурлитт

Этюд соль мажор

Этюды для аккордеона. – М., 1980  – Вып.9.

О.Агафонов

Веселый этюд

Лондонов П. Школа игры на аккордеоне – М., 1977.

В.Грачев

Этюд ля минор

Педагогический  репертуар баяниста/ сост. В.Грачев – М., 1980. Вып.6.

А.Широков

Этюд ля минор

Педагогический  репертуар баяниста / сост. Ф.Бушуев. – М., 1993 – Вып.3.

Л.Шитте

Этюд ре минор

Хрестоматия баяниста для ДМШ/ сост. А.Крылусов. – М.1982.

Народные песни и танцы

Название

Сборник

Русская народная песня в обр. Ф.Бушуева «Во лузях»

Педагогический  репертуар аккордеониста 1 – 2 кл.ДМШ/ сост. Ф.Бушуев – М., 1984 – Вып.7

Белорусская народная песня «На улице мокро»

Хрестоматия баяниста/сост. Ю.Акимов – М., 1995.

Украинская народная песня «Ехал казак за Дунай»

Баян в музыкальной школе 2 класс – Украина, 1982.

Молдавская народная песня в обр. В.Грачева «Кукушка»

Народные песни и танцы в обр. для баяна/сост.Ю.Блинов – М., 1984 – Вып.1

Болгарский народный танец

в обр. Ф.Бушуева «Хоро»

Народные песни и танцы в обр. для баяна/сост.Ю.Блинов – М., 1997 – Вып.1

Чешская народная песня в обр. А.Чинякова «Шла девица за водой»

Баян в музыкальной школе/сост. Ф.Бушуев – М., 1980 – Вып.4.

Произведения современных авторов

Автор

Название

Сборник

Е.Аглинцова

Русская песня

Хрестоматия баяниста (1 – 2 кл.ДМШ) /сост.Ю.Акимов, В.Грачев – М., 1997.

Е.Кузнецов

Веселинка

Педагогический  репертуар баяниста (1-2 кл.ДМШ) / сост. Ф.Бушуев. – М., 1980  Вып.4.

Т.Назарова

В лесу

Альбом начинающего баяниста/сост. А.Чиняков – М., 1997 - Вып.15.

В.Шаинский

Антошка(песенка из м/ф «Веселая карусель»

Репертуар баяниста/сост. Ф.Бушуев М., 1984 – Вып.37.

 

М.Чулаки

Попробуй, догони

Педагогический  репертуар аккордеониста 3 – 5 кл. ДМШ/сост. Ю.Акимов. М., 1976.

Н.Чайкин

Багатель

Педагогический  репертуар баяниста/ сост. Ф.Бушуев – М., 1979 – Вып.4.

Сочинения русских и зарубежных композиторов

Автор

Название

Сборник

М.Балакирев

Хороводная

Альбом начинающего баяниста - М., 1975 – Вып.9.

Б.Барток

Две пьесы

Альбом начинающего баяниста/ сост. А.Чиняков – М.,1978 – Вып.10.

М.Глинка

«Ах ты, ночь ли ноченька»

Репертуар баяниста/сост. Ф.Бушуев. М., 1979 – Вып.39.

В.Моцарт

Алегретто

Хрестоматия аккордеониста (1 – 2 кл.ДМШ) /сост. Ф.Бушуев – М., 1970.

П.Чайковский

Вальс

Детский альбом в переложении для баяна – М., 1980.

И.Бах

Ария

Хрестоматия аккордеониста (1 – 2 кл.ДМШ) /сост.Ю.Акимов – М., 1997.

Ансамбли

Автор

Название

Сборник

Рус.нар. песня в обр. С.Павина

«Ах ты, ноченька»

Ансамбли аккордеонистов

/сост.В.Розанов – М., 1984 – Вып.2.

 

Укр. нар.песня в обр. В.Грачева

«Ничь яка мисячна»

Баян в музыкальной школе/ сост. В.Грачев – М., 1979 – Вып.34.

М.Глинка

«Не щебечи, соловей»   

Педагогический репертуар баяниста/сост. В.Грачев – М., 1975 – Вып.6.

Р.Шуман

Марш солдатиков

Хрестоматия аккордеониста (1 – 2 кл.ДМШ) /сост. Ф.Бушуев М., 1979.

2 этап (средний) - 4 – 5 годы обучения

Основные задачи 2-го этапа обучения:

Опираясь на знания, приобретенные на первом этапе обучения:

Развить у обучающихся мотивацию к дальнейшему приобретению и совершенствованию полученных знаний, умений и навыков игры на музыкальном инструменте;

Развить полученные творческие навыки (подбор по слуху, ансамблевое музицирование, чтение нот с листа), а также развивать навыки аккомпанирования, умение работать самостоятельно, сознательно относиться к музыкально-творческому труду и воплощению своих творческих достижений в быту, обществе;

Активизировать просветительско-артистическую направленность музыкальной деятельности учащихся.

По окончании 2-го этапа обучения обучающиеся должны:

Овладеть расширенными знаниями теоретических основ музыки, техническими и исполнительскими навыками игры в пределах программных требований 2-го этапа обучения;

Знать специфические особенности звукообразования на баяне и аккордеоне, уравновешивания звучания правой и левой клавиатур инструмента, понятие о ритмическом пульсе, закономерности построения музыкальных форм (простая, трехчастная, вариационная и другие), различные жанры и виды музыкального искусства;

Уметь осознанно и эмоционально воспринимать музыку, исполнять пьесы различного характера, разнообразные по фактуре, точно и грамотно читать нотный текст, самостоятельно работать над музыкальным произведением, играть в ансамбле, подбирать песни и аккомпанемент к ним, транспонировать легкие пьесы в различные тональности, аккомпанировать, читать с листа пьесы уровня 2-го года обучения.

В течение 4 года обучения обучающиеся должны выучить 4 – 6 разнохарактерных пьес, 1 – 2 этюда на различные виды техники, освоить мажорные гаммы в тональностях до двух знаков в ключе (двумя руками в подвижном темпе), короткие и длинные арпеджио и тонические аккорды с их обращениями в этих тональностях, минорные гаммы Ля, Ми, Ре (двумя руками вместе), короткие  и длинные арпеджио и тонические аккорды с их обращениями в этих тональностях.

Читать с листа пьесы уровня 2 года обучения.

В конце каждого полугодия 4 года обучения на академическом концерте исполняется 1-2 произведения, одно из которых крупной формы (возможна ансамблевая игра).

В течение 5 года обучения обучающиеся должны выучить 3 – 5 пьес (в числе которых сочинения крупной формы и полифонические произведения), 1 – 2 этюда на различные виды техники, а также освоить мажорные гаммы до трех знаков в ключе (двумя руками вместе в подвижном темпе); короткие, длинные, ломаные арпеджио, тонические аккорды с их обращениями в этих тональностях; минорные гаммы до двух знаков в ключе, короткие, длинные, ломаные  арпеджио, тонические аккорды с их обращениями в этих тональностях.

Читать с листа пьесы 2 года обучения. Знать терминологию.

В конце каждого полугодия на академическом концерте исполняются   1-2 произведения (народная обработка, оригинальное сочинение или произведение крупной формы). Возможна ансамблевая игра.

Примерные репертуарные списки

2-го этапа обучения

Этюды

Автор

Название

Сборник

Г.Беренс

Этюд  ля минор

Педагогический  репертуар баяниста 3 - 5 кл. ДМШ/ сост. Ю.Акимов – М., 1980 Вып.6.

С. Павин

Этюд ре минор

П.Лондонов. Школа игры на аккордеоне. – М., 1997.

А.Судариков

Этюд ля мажор

Педагогический  репертуар баяниста 3 – 5 кл.ДМШ/ сост. В.Алехин– М., 1997. Вып.5.

Н.Чайкин

Этюд си минор

Хрестоматия баяниста для  5 кл. ДМШ/ сост. В.Нестеров. – М.1982.

Народные песни и танцы

Название

Сборник

Русская народная песня в обр. А.Суркова «Ах, улица широкая»

Хрестоматия баяниста для  5 кл. ДМШ/ сост. В.Нестеров – М., 1982.

 

Украинская  народная песня в обр. Чинякова  «Где ты, где ты моя доля»

Педагогический репертуар  баяниста (3 – 5 кл.ДМШ)/сост. В.Нестеров  – М., 1980 – Вып.9.

Молдавский народный танец в обр. Б.Киселева «Хора»

 

Баян в музыкальной школе (4 – 5 кл.) /сост. В.Нестеров – М., 1983 – Вып.33.

Белорусская народная песня «Кума, моя, кумочка.»

Агафоново. Пьесы, обработки и этюды для баяна. М. 1983.

Произведения современных авторов

Автор

Название

Сборник

Ю.Блинов

В хороводе

Хрестоматия аккордеониста (3 – 5 кл.ДМШ) /сост.Ю.Акимов. – М., 1997.

 

Ю.Зацарный

Веселый наигрыш

Педагогический репертуар аккордеониста  / сост. Л.Гаврилов. – М., 1980  Вып.47.

 

Д.Кабалевский

Токкатина

 Хрестоматия баяниста для ДМШ (3 – 5 кл.) /сост. В.Алехин – М., 1980.

 

Г.Демидов

Осеняя пора

Репертуар аккордеониста/сост. Н.Горлов. -  М., 1986 – Вып.36.

 

         

Сочинения русских и зарубежных композиторов

Автор

Название

Сборник

А.Аренский

Марш памяти Суворова

Педагогический репертуар  баяниста ДМШ (3 – 5 кл)/ сост. А.Крылусов - М., 1997 – Вып.4.

Л.Бетховен

Аллегретто

Педагогический репертуар  аккордеониста ДМШ (3 – 5 кл.)/ сост. Ю.Акимов – М.,1996 – Вып.7.

М.Глинка

Галоп

Баян в музыкальной школе/сост. В.Нестеров  М., 1978 – вып.33.

В Ребиков

Вальс

Хрестоматия аккордеониста ДМШ (3 – 5 кл.) /сост. Таланкин – М., 1976.

Ансамбли

Автор

Название

Сборник

Рус.нар. песня в обр. Л.Гаврилова

«Вот мчится тройка почтовая»

 

Ансамбли  баянов  /сост.Л.Гаврилов – М., 1973 – Вып.4.

 

Укр. нар.песня в обр. А.Сударикова

 

«Ничь яка мисячна»

 

Ансамбли  баянов / сост. В. Розанов – М., 1979 – вып.10.

 

А.Новиков

Дороги

Репертуар для ансамблей русских народных инструментов/ сост. Л.Гаврилов – Вып.28.

И.С.Бах

Песня

Репертуар для ансамблей русских народных инструментов/ сост. В.Розанов – Вып.25.

           

3 этап (старший) - 6 – 7 годы обучения.

Основные задачи 3-го этапа обучения:

Совершенствование усвоенных ранее навыков игры на музыкальном инструменте на более сложном материале, расширение круга музыкальных образов и исполнительских задач;

Подведение к более полным представлениям о содержании музыки, формирование умений анализировать мелодию (выразительность, интонационный строй,  характер, развитие и т.д.);

Расширение знаний о музыкальных жанрах и форме музыкальных произведений (трехчастная, простая и сложная, свободная форма, вариация и др);

Закрепление и развитие навыков ансамблевой игры, чтения нот с листа, подбора по слуху, аккомпанирования;

Воспитание исполнительской воли, сосредоточенности, внимания;

Умение применять полученные знания в практической жизни, активная концертная деятельность.

По окончании 3-го этапа обучения обучающиеся должны:

Освоить весь багаж музыкально-теоретических знаний и умений, технические и исполнительские навыки игры на музыкальном инструменте в пределах программных требований 3-го этапа обучения;

Знать специфические особенности звукообразования на баяне и аккордеоне, гамму возможных динамических оттенков, различные исполнительские приемы, строение крупных музыкальных форм, жанровые и стилистические особенности исполняемых произведений;

Уметь различать выразительные средства музыкального языка, самостоятельно разбираться в фактуре исполняемых музыкальных произведений, инициативно работать над музыкальным текстом и техническими трудностями, играть в ансамбле, подбирать песни  и аккомпанемент к ним,  аккомпанировать, читать с листа пьесы уровня третьего этапа обучения.

В течение 6 года обученияучащиесядолжны выучить 3 – 5 произведений (в числе которых крупная форма и полифония), 1 – 2 этюда на различные виды техники, а также освоить мажорные гаммы до трех знаков в ключе (двумя руками вместе в быстром темпе), короткие, длинные и ломаные арпеджио, тонические аккорды с их обращениями в этих тональностях; минорные гаммы до двух знаков в ключе (двумя руками вместе),  короткие, длинные  и ломаные арпеджио, тонические аккорды с их обращениями в этих тональностях.

Читать с листа пьесы уровня третьего года обучения. Знать терминологию.

В конце каждого полугодия на академическом концерте исполняется 1-2 произведения  (народную обработку, оригинальную пьесу, либо произведение крупной формы). Возможна ансамблевая игра.

В течение 7 года обучения учащиеся должны выучить 3 – 4 произведений  1 – 2 этюда,  подготовить к концу учебного года выпускную программу из двух произведений (крупная форма, народная обработка, пьеса). Возможна ансамблевая игра.

Примерные репертуарные списки

3-го этапа обучения

Этюды

Автор

Название

Сборник

П.Шашкин

Этюд  ля минор

Педагогический  репертуар баяниста / сост. Ю.Акимов – М., 1982 Вып.4.

К.Мясков

Этюд соль мажор

Педагогический  репертуар баяниста / сост. В.Алехин  – М., 1986 – Вып.6.

А.Холминов

Этюд ля минор

Хрестоматия баяниста для  5 кл. ДМШ / сост. В.Нестеров – М., 1982.

Г.Тышкевич

Этюд соль мажор

Этюды для аккордеона/ сост. М.Двилянский – М.1979 – Вып.9.

Народные песни и танцы

Название

Сборник

Русская народная песня в обр. А.М.Цыбулина «Улица широкая»

Народные песни и танцы в обработке для баяна/сост. М.Цыбулин – М., 1997 – Вып.12.

Украинская  народная песня в обр. В.Наймушина  «Склонилась ветка над водою»

Народные песни и танцы в обработке для аккордеона  – М., 1980 – Вып.12.

Молдавский народный танец в обр. В.Кострубы «Сырба»

Народные песни и танцы в обработке для аккордеона /сост. А.Чиняков – М., 1996 – Вып.1.

Польская  народная песня  в обр. Ф.Бушуева «Бежит Висла»

Баян в музыкальной школе/сост. А.Чиняков – М., 1971 – Вып.8.

Произведения современных авторов

Автор

Название

Сборник

Ю.Блинов

Экспромт

Хрестоматия аккордеониста сост.Ю.Акимов. – М., 1978.

 

А.Шалаев

Концертная

Хрестоматия аккордеониста сост.Ю.Акимов. – М., 1982.

 

В.Иванов

Погоня

 Хрестоматия аккордеониста для ДМШ/сост.А.Таланкин – М., 1996.

 

А.Рыбалкин

Скоморошина

Произведения современных композиторов для аккордеона – М., 1979 – Вып.2.

 

         

Ансамбли

Автор

Название

Сборник

Рус.нар. песня в обр. В.Иванова

«Уж ты, Ваня, Ванюша»

 

Русские мелодии для двух-трех баянов/сост. П.Говорушко – М., 1978 – Вып.2.

М.Глинка

Попутная песня

Пьесы для ансамбля баянов / сост. Л.Гаврилов – М., 1976 – Вып.16.

Л.Колосов

Веселая прогулка

Пьесы для ансамбля баянов / сост. Е.Максимов – М., 1982 – Вып.18.

Е.Кузнецов

Ивушка

Ансамбли баянов.

           

Аккомпанемент

Песни и хоры для детей – СПб, Композитор, 1997, Я. Дубравин «Огромный дом»;

Сборник популярных песен в сопровождении баяна – М., Музыка, 1994, «Я люблю тебя, жизнь»;

О. Иванов, М. Минков, А. Рыбников – Песни для голоса в сопровождении баяна – М., Музыка, 1997;

Старинные русские романсы – М. Кифара, 1997, «Ночь светла»;

Старинные вальсы для голоса в сопровождении баяна – М., Кифара, 1997, «Осенний сон»;

Колыбельные песни для голоса (хора) в сопровождении баяна – М., Кифара, 1997, «Спи, моя радость, усни!»;

Популярные русские народные песни в облегченном переложении для баяна или аккордеона – М., Кифара, 1997, «Тонкая рябина»;

Г. Гладков. «Бременские музыканты и другие»,  Песни для голоса в сопровождении баяна, СПб, Композитор, 1997;

Русский шлягер: Сборник популярных песен в сопровождении баяна или аккордеона, СПб, Композитор, 1997, Вып.7.8,9;

В кругу друзей: Сборник популярных песен в сопровождении баяна, аккордеона – М., Музыка, 1990.

По окончании полного курса обучающиеся должны:

Знатьосновные направления в музыке.

Уметь определить форму, стиль, время написания произведения, читать с листа нетрудную пьесу, исполнять музыкальные произведения различных жанров, стилей, эпох, проаккомпанировать несложную песню или романс, подбирать знакомые мелодии с несложным аккомпанементом, играть в ансамбле.

Примерная программа выпускного экзамена.

В. Моцарт. Сонатина До-мажор,

Русская народная песня в обработке С. Туликова «Я калинушку ломала»

Возможна ансамблевая игра.

Способами определения результативности реализации данной программы является организация и проведение диагностики музыкально-творческого развития детей, анализ индивидуальных планов обучающихся, которые составляются педагогом  на каждое полугодие и утверждаются руководителем структурного подразделения и итоговая аттестация по теории и практике предмета.

В начале учебного года педагог ставит перед каждым обучающимся определенные художественно-технические задачи, занося их в индивидуальный план, в конце полугодия педагог вносит в индивидуальные планы корректировки, а также отмечает выполнение плана, в конце года дает развернутую характеристику музыкальных данных, работоспособности и успеваемости обучающегося.

Формами подведения итогов реализации данной программы являются:

Выступления обучающихся на отчетных концертах ДХК в конце учебного года.

Контрольные занятия – 4 раза в год в октябре, декабре, марте, мае;

Академические концерты (открытые, с оценкой за выступление)

1 год обучения – в конце года;

2 – 6 год обучения – в конце каждого полугодия;

Экзамен

7 год обучения – выпускной, в конце года.

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

I этап (младший) - 1 – 3 классы

 

Название темы

Количество часов

Всего часов

Тео-рия

Практика

 

Вводное занятие. Инструктаж.

 

1

1

-

 

Организация музыкальных интересов воспитанников:

Беседы о музыке.

Слушание музыки на занятиях.

 

 

 

 

2

2

-

2

-

2

 

Развитие музыкальной грамотности и обучение чтению нот с листа:

2

1

1

 

Транспонирование. Термины

2

0,5

1,5

 

Работа над репертуаром: работа над основными игровыми приемами, принципами звукоизвлечения, т.е. работа над техникой.

4

1

3

 

Работа над произведениями:

полифонического склада;

крупной формы (сонатины, рондо, вариации);

разнохарактерные пьесы, народные обработки.

 

 

14

 

 

1

 

 

 

13

 

Накопление репертуара воспитанниками, воспитание просветительско-артистической направленности (концертная деятельность – подготовка к ней)

 

4

 

-

 

4

 

Развитие навыков способствующих  проявлению творческой активности воспитанников:

            игра по слуху;

игра аккомпанементов;

ансамблевое музицирование;

самостоятельная работа над произведением.

 

 

 

 

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

2

0,5

1,5

1

0,5

0,5

 

Итого:

36

8,5

          27,5

II этап (средний) - 4 – 5 классы

 

Название темы

Количество часов

Всего часов

Теория

Практика

 

Вводное занятие. Инструктаж.

1

1

-

 

 

Организация музыкальных интересов воспитанников:

Беседы о музыке.

Слушание музыки на занятиях.

 

 

 

1,5

1,5

-

1,5

-

1,5

 

Развитие музыкальной грамотности и обучение чтению нот с листа:

2,5

0,5

2

 

Транспонирование. Термины

2

0,5

1,5

 

Работа над репертуаром: работа над основными игровыми приемами, принципами звукоизвлечения, т.е. работа над техникой.

4

1

3

 

Работа над произведениями:

полифонического склада;

крупной формы (сонатины, рондо, вариации);

разнохарактерные пьесы (кантиленными, виртуозными), народные обработки.

 

 

 

14

 

 

   1

 

 

113

 

Накопление репертуара воспитанниками, воспитание просветительско-артистической направленности (концертная деятельность – подготовка к ней)

 

4

 

-

 

4

 

Развитие навыков способствующих  проявлению творческой активности воспитанников:

игра по слуху;

игра аккомпанементов;

ансамблевое музицирование;

самостоятельная работа над произведением.

 

 

 

1

-

1

1,5

0,5

1

2

-

2

1

-

1

 

Итого:

36

6

30

III этап (старший) - 6 – 7 классы

 

Название темы

Количество часов

Всего часов

Теория

Практика

 

Вводное занятие. Инструктаж.

 

1

1

-

 

 

Организация музыкальных интересов воспитанников:

Беседы о музыке.

Слушание музыки на занятиях.

 

 

 

 

1,5

1,5

-

1

-

1

 

Развитие музыкальной грамотности и обучение чтению нот с листа (акцент переносится на самостоятельную работу воспитанников дома).

2

-

2

 

Работа над репертуаром: работа над основными игровыми приемами, принципами звукоизвлечения, т.е. работа над техникой.

6

1

5

 

Работа над произведениями:

полифонического склада;

крупной формы (сонатины, рондо, вариации);

разнохарактерные пьесы (кантиленными, виртуозными), народные обработки.

 

 

 

 

14

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

13

 

Накопление репертуара воспитанниками, воспитание просветительско-артистической направленности (концертная деятельность – подготовка к ней)

 

4

 

-

 

4

 

Развитие навыков способствующих  проявлению творческой активности воспитанников:

игра по слуху;

игра аккомпанементов;

ансамблевое музицирование;

самостоятельная работа над произведением.

 

 

 

 

2

-

2

2

-

2

2

-

2

0,5

-

0,5

 

Итого:

36

4,5

31,5

 

СОДЕРЖАНИЕ.

I этап (младший) - 1 – 3 классы

Тема 1. Вводное занятие (1 час).

Инструктаж по технике безопасности. Действия при пожарной опасности. Правила поведения.

Первоначальное знакомство с баяном (аккордеоном): его назначение  и возможности как сольного, ансамблевого и аккомпанирующего инструмента, отличие от других известных ребенку инструментов.

Краткое ознакомление с устройством изучаемого инструмента (составные части, особенности конструкции, способ звукообразования); показ его художественных возможностей.

Тема 2.Организация музыкальных интересов обучающихся (4 часа).

Знакомство с некоторыми стилями и жанрами русской и зарубежной музыки, их особенностями. Иллюстрация педагогом произведений различных стилей, жанров и эпох, прослушивание музыкальных записей. Посещение концертов воспитанниками вместе с педагогом.

Тема 3. Развитие музыкальной грамотности и обучение чтению нот с листа (4 часа).

Изучение элементов музыкальной грамоты: чтение отдельных нотных знаков,  переход к чтению сложной системы взаимозависимости этих знаков. Итальянская терминология.

Объяснение принципов и начальное формирование практических навыков чтения нот с листа как необходимого элемента для знакомства и разучивания произведений.

Транспонирование как вид творчества, включающееся в музыкальную деятельность вместе с подбором по слуху и помогающего развитию музыкальной грамотности. Практическое знакомство с этим видом творчества наряду с выполнением простейших творческих упражнений: заполнение пропущенных тактов мелодий, доигрывание окончаний, придумывание вариантов мелодии или аккомпанемента.

Тема 4.Работа над репертуаром (22 часа).

Элементарные двигательные навыки, подход к баянному мастерству. Формирование игровых приемов, начиная с посадки за инструментом и заканчивая пластикой игровых движений, созвучной с художественными задачами произведения. Сольное исполнительство, его задачи, сложности. Работа над произведениями различных стилей, жанров и эпох: полифоническими крупной формы (использование несложных двухголосных полифонических произведений), крупной формы (сонатины, рондо, вариации), разнохарактерными пьесами, народными обработками с акцентированием внимания на приобретении навыков, учитывающих особенности их исполнения.

Тема 5.Развитие навыков, способствующих проявлению творческой активности обучающихся (5 часов).

Принципы подбора по слуху и практические занятия наряду с пением, игрой легких песен, варьированием мелодий и другими творческими действиями.

Умение аккомпанировать. Игра легких аккомпанементов: приобретение навыка аккомпанирования своему пению или исполняемым на инструменте мелодиям.

Ансамбль как вид творчества, воспитывающий музыкальную отзывчивость, гибкость, «чувство локтя» и ответственность. Разучивание ансамблевых произведений воспитанниками, исполнение и разбор ошибок при разучивании. Исправление недочетов и повторное исполнение произведений.

II этап (средний)

(4 – 5 классы)

Тема 1. Вводное занятие(1 час).

Инструктаж по технике безопасности. Действия при пожарной опасности. Правила поведения обучающегося. Знакомство с программой на учебный год.

Тема 2.Организация музыкальных интересов обучающихся (3 часа).

Стилевое и жанровое многообразие музыки. Связь музыки с   историей, литературой, живописью. Иллюстрация педагогом произведений различных стилей, жанров и эпох; прослушивание музыкальных записей. Посещение концертов воспитанниками вместе с педагогом с целью расширения музыкального кругозора и получения слухового опыта.

Тема 3. Развитие музыкальной грамотности и обучение чтению нот с листа (4,5 часа).

Музыкальная терминология. Принципы  и правила практических занятий по чтению нот с листа (в том числе в ансамбле).  Знакомство с большим кругом музыкальных произведений благодаря навыкам чтению нот с листа.

Умение транспонировать; расширение кругозора задействованных в этом виде творчества тональностей.

Тема 4.Работа над репертуаром (22 часов).

Основные приемы баянной (аккордеонной) техники -  крупная, мелкая, баянная (аккордеонная) техника; особенности штрихов (различные виды акцентов, элементарное филирование звука и др.); выполнение комплекса упражнений на разные виды техники.

Воплощение приобретенных инструментальных навыков в работе над произведениями полифонического склада, крупной формы, разнохарактерными пьесами.  Подготовка к концертным выступлениям: эмоционально-психологический настрой, проигрывание накопленного репертуара.

Тема 5.Развитие навыков, способствующих проявлению творческой активности обучающихся (5,5 часов).

Принципы подбора по слуху и практические занятия наряду с пением, подбором легких песен, их транспонированием в другие тональности и прочими творческими действиями.

Принципы аккомпанирования в деятельности солистов. Развитие умения тонко реагировать на нюансы и агогику партнера – солиста.

Дальнейшая работа над навыками ансамблевой игры; самостоятельное разучивание произведений, их исполнение с последующим исправлением недочетов.

III этап (старший)

(6 – 7 классы)

Тема 1. Вводное занятие(1 час).

Инструктаж по технике безопасности. Действия при пожарной опасности. Правила поведения обучающихся. Знакомство с программой на учебный год.

Тема 2.Организация музыкальных интересов обучающихся (2,5 часа).

Стилевое и жанровое многообразие музыки. Связь музыки  с   историей, литературой, живописью. Иллюстрация педагогом произведений различных стилей, жанров и эпох; прослушивание музыкальных записей. Посещение концертов воспитанниками вместе с педагогом с целью расширения музыкального кругозора и получения слухового опыта.

Тема 3. Развитие музыкальной грамотности и обучение чтению нот с листа (2 часа).

Музыкальная терминология. Принципы, правила и практические занятия по чтению нот с листа (в том числе в ансамбле).  Знакомство с большим кругом музыкальных произведений благодаря навыкам чтению нот с листа.

Тема 4.Работа над репертуаром (24 часа).

       Основные приемы исполнительства, особенностях штрихов, фактуры; принципы прикосновения к инструменту (туше), применение тех или иных приемов исполнения при решении различных образно-художественных задач музыкальных произведений. Комплекс упражнений на разные виды техники. Воплощение приобретенных технических умений и навыков при разучивании и исполнении произведений полифонического склада, крупной формы (сонат, рондо, вариаций), кантиленных и виртуозных пьес. Подготовка к концертным выступлениям: эмоционально-психологический настрой, повторение накопленного репертуара.

Тема 5Развитие навыков, способствующих проявлению творческой активности обучающихся (6,5 часов)

Принципы подбора по слуху и практические занятия наряду с подбором различных произведений и их транспонированием в другие тональности.

       Принципы аккомпанирования солистам-вокалистам, развитие умения тонко реагировать на нюансы и агогику солиста.

Работа над навыком игры в ансамбле, самостоятельное разучивание произведений обучающимися.

  

 Методическое обеспечение программы.

Методы обучения

Словесные: беседа, анализ текста, формы, гармонического плана, структуры произведения.

Наглядные: показ, исполнение педагогом, прослушивание аудио и видео материалов.

Практические: комплекс инструментальных упражнений, работа над репертуаром.

Репродуктивный: концертные выступления воспитанников

Обеспечение программы методическими видами продукции:

Методическое пособие «Особенности обучения воспитанников класса баяна в Детской хоровой капелле» »/ авт. сост. Базанова Г.В., Великий Новгород  2000;

Учебное пособие для учащихся музыкальных студий учреждений дополнительного образования «Обработки и сочинения для ансамблей баянов и аккордеонов» / авт. сост. Базанова Г.В., Великий Новгород 2007.

Методическая разработка для педагогов учреждений дополнительного образования «Работа над ансамблем, как одна из форм развития интереса в обучении музыке детей со средними природными данными»/ авт. сост. Базанова Г.В., Великий Новгород 2009;

Дидактический материал:

Ритмические карточки;

Схематическое изображение клавиатуры музыкального инструмента;

Учебные нотные тетради (на младшем этапе обучения);

Учебно-дидактический материал.

Материально-техническое оснащение занятий:

Кабинет для обучения не менее 12 кв.м.:

Стол – 1 штука;

Стул – 4 штуки;

Стеллаж для хранения учебных пособий.

Инструменты:

Баян «Огонек» - для воспитанников 1-го года обучения;

Аккордеон «Вельтмейстер»;

Баян «Кировский – 3»;

Баян «Рубин – 5»;

Музыкальный центр.

 

 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 «Воспитание детей в школе»: Новые подходы и новые технологии/ под ред. Н.Е. Шурковой – М., 1998;

 «Дополнительное образование»: Некоторые вопросы программирования. Сост. Белова В.В. – М., 2002;

«Программы лауреатов V Всероссийского конкурса авторских программ дополнительного образования детей». Номинация художественная. – М., 2003;

Баренбой Л.А. «Путь к музицированию» - Л., 1979;

Белова В.В.,Кульпединова М.Е., «Дополнительное образование»,  Требования к содержанию. М., 1988;

Музыкально-энциклопедический словарь. Ред. Г.Келдыша – М., 1990;

Петрушин В.И. «Музыкальная психология» - М., 1997;

Петрушин В.И. «Музыкальная психология» - М., 1999;

Программа «Баян для ДМШ»/ сост. В.А.Агафонов, Г.И.Шахов, Б.М.Егоров – М., 1984;

Программа «Музыкальный инструмент (аккордеон)» для ДМШ/ сост. Л.В.Гаврилов – М., 1988;

Проектирование образовательных программ в учреждении дополнительного образования детей. Приложение к журналу «Внешкольник». / Авт. Сост. Л.Буйлова – М., 2001 - Вып. 5;

Халабузарь П.В., Попов В.С. «Теория и методика музыкального воспитания» - СПб., 1990;

Экспериментальная комплексная образовательная  программа «Детская хоровая капелла Великого Новгорода» - В.Новгород 2004.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА

«Элементарное музыкальное воспитание в системе ОРФА» - М., 1978;

Акимов А.Ю. «Баян и баянисты» Сборник методических материалов – М., 1989;

Алексеев И.Д. «Методика преподавания игры на баяне» - М., 1971;

Баренбойм Л.А. «Путь к музицированию» - Л., 1979;

Большой энциклопедический словарь. Музыка\Ред. Г.Келдыш – М., 1998;

Горностаева Е.Л. «Некоторые вопросы методики обучения игре на фортепиано» - М., 1969;

Калинина О.П. «Методика обучения игре на фортепиано» Программа для фортепианных отделений музыкальных училищ и училищ искусств – В.Новгород, 1993;

Крюкова В.В. «Музыкальная педагогика» - Ростов-на-Дону, 2002;

Липс Ф.В. «Искусство игры на баяне» - М., 1988;

Михайлова М.А. «Развитие музыкальных способностей детей» - Ярославль, 1997;

Нейгауз Г.Г. «Об искусстве фортепианной игры» - М., 1961;

Оберюхтин М.А. «Проблемы исполнительства на баяне» - М., 1990;

Ризоль Н.А. «Очерки о работе в ансамбле баянистов» – М., 1987;

Смирнова Т.И. «Методические рекомендации. Фортепиано. Интенсивный курс» - М., 1994;

Судариков А.Н. «Исполнительская техника баяниста» - М., 1986;

Тимакин Е.М. «Воспитание пианиста»- М., 1984;

Фейгин М.И. «Индивидуальность ученика и искусство педагога» - М., 1987;

Халабузарь П.В., Попов В.С. «Теория и методика музыкального воспитания» - СПб, 1990;

Щахов Г.Н. «Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование в классе баяна» - М., 1987.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Адронников И.Л. «К музыке» - М., 1993;

Бацевич Г. «Особая примета» рассказы о музыке. – М., 1984;

Брянцева В.Н. «Мифы Древней Греции и музыка» - М., 1998;

Булучевский И.С. «Краткий музыкальный словарь для учащихся» - СПб.,1994;

Вейс Д. «Возвышенное и земное» Роман о жизни Моцарта и его времени. – М., 1980;

Волынский Э.И. Джордж Гершвин – СПб.,1998;

Гингольд  Л.Д. «В поединке с судьбой» Героические дни Людвига ванн Бетховена – М., 1997;

Друскин М.С. «Иоган Себастьян Бах» - М., 1982;

Ивановский Ю.А. «Занимательная музыка» - Ростов-на-Дону, 2002;

Штейнпресс Б.С. «Музыка XIX века. Популярный очерк. – М., 1989;

Штейнпресс Б.С. «Популярный очерк по истории музыки до  XIX века» – М., 1989;

Энциклопедический словарь юного музыканта. Для среднего и старшего возраста – М., 1985.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Авторизация