азным по следующим причинам:
Пояснительная записка.
Программа «Основы игры на фортепиано» является модифицированной, имеет художественную направленность и носит ознакомительный уровень сложности. Разработана с учетом возрастных и физиологических особенностей на основе образовательной программы дополнительного образования «Основы обучения игре на музыкальном инструменте детей и взрослых. Фортепиано» И.В. Трубниковой (2015 г.), методических разработок педагогов А. Артоболевской, Л. Баренбойма, Е. Королёвой, А. Шмидт-Шкловской, а также с учетом собственного педагогического опыта.
Программа является адаптированной к условиям образовательной среды ДД(Ю)Т имени Л. Голикова и является рабочей программой педагогов дополнительного образования.
Данная программа оформлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», методическими рекомендациями Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242, с учетом требований Положения о порядке оформления программ дополнительного образования детей в образовательных учреждениях Великого Новгорода. А также, в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»» и информационного письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 11.12.06 № 06-1844.
Актуальность.
Создание образовательной программы«Основы игры на фортепиано» обусловлено тем, что она дает возможность всем желающим, не зависимо от возраста и подготовки, с помощью педагога, реализовать свои музыкальные и творческие способности, научиться самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности, овладеть базовыми навыками игры на фортепиано и знаниями, которые дадут возможность исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями. Программа «Основы игры на фортепиано» включает в себя музыкальную теорию, чтение с листа, навыки ансамблевой игры, педализации и необходимые навыки самостоятельной работы.
К новизне программы можно отнести то, что с ее помощью педагог воспитывает не профессионала-музыканта узкой направленности, а прививает культуру и музыкальную компетенцию для успешной социализации в жизни.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программысостоит в том, что она развивает не только музыкальные способности обучающего, но и те способности, которые необходимы человеку в повседневной жизни: развитие памяти, хорошей координации, перспективного и вариативного мышлений, развитие пальцевой моторики, а также творческое воображение.
Место программы в программном поле Учреждения.Программа органично вписывается в сложившуюся систему ценностей и целей дополнительного образования по эстетическому развитию детей Великого Новгорода и концепции Программы развития на 2012-2017 гг. Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества им. Лени Голикова» и даёт возможность, приобщить всех желающих к музыкальному искусству, сформировать начальные навыки владения инструментом, расширить эмоциональное чувственное восприятие, познакомить с элементами музыкальной грамоты.
Цель программы - обучить основам игры на фортепиано, через развитие музыкально-творческих способностей обучающегося на основе приобретенных базовых знаний, умений и навыков.
Для достижения цели необходимо в ходе процесса обучения решать следующие задачи:
- развитие общей музыкальной грамотности обучающегося и расширение его музыкального кругозора;
- освоение основ музыкальной теории, необходимых для овладения инструментом фортепиано в рамках программных требований;
- обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом, чтению с листа нетрудного текста, игре в ансамбле, педализации.
Срок реализации образовательной программы - 1 год.
Общая продолжительность обучения составляет 36 часов.
Режим занятий. Занятия проводятся один или два раза в неделю (по выбору обучающегося) – 1 академический час (45 минут). Принимаются все желающие, в том числе, и обучающиеся с особыми образовательными потребностями.
Возраст обучающихся: с 7 лет.
Форма занятий – индивидуальная.
Планируемые результаты |
Показатели |
Критерии |
Методы и формы диагностики |
Личностные |
Развита мотивация к обучению. Проявление творческой инициативы в процессе овладения учебными действиями. |
Большое желание посещать занятия Стремление к самостоятельной работе Активность в знаниях. |
Наблюдение. Сравнение. Поощрение. |
Метапредметные |
Оценивает свою деятельность. Умеет размышлять и высказывается, вести диалог с педагогом. Умеет самостоятельно работать, выполнять художественные задачи. |
Рефлексия, диалог (педагог – обучающийся) проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на нее. |
Творческие задания. Эмоциональный метод (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления). |
Предметные |
Владеет основными навыками игры на инструменте и приемами звукоизвлечения. Освоил элементы нотной грамоты. Воспроизводит эмоционально, грамотно музыкальное произведение |
«5» - обучающийся выполнил все задания верно. «4» - обучающийся выполнил правильно не менее 3/4 заданий. «3» - выполнено не менее половины заданий. |
Работа на инструменте, анализ приёмов исполнения. Метод прослушивания и анализа выступлений Открытое занятие. |
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов. Для описания достижений обучающихся устанавливаются следующие три уровня: высокий - оценка «отлично» (отметка «5»); базовый уровень достижений - уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач - оценка «хорошо» (отметка «4»), овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования. Пониженному уровню достижений, соответствует отметка «удовлетворительно» (отметка «3»).
Формы контроля:
Текущий контроль - осуществляется в процессе проведения каждого учебного занятия и направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и на формирование практических умений.
Итоговый контроль - проводится в конце учебного года при предъявлении обучающимся (в доступной ему форме) результата обучения, предусмотренного программой.
Также формой педагогического контроля и средством диагностики о динамике развития, является индивидуальная карточка учета результатов обучающегося по общеобразовательной программе дополнительного образования.
Показателем эффективности процесса обучения служит конечный результат:
По окончанию обучающийся должен:
- ознакомиться с нотной грамотой;
- освоить первичные навыки приёмов звукоизвлечения;
- освоить первичные навыки правильной постановки рук, корпуса, ног;
- читать с листа простые пьесы и одноголосные мелодии;
- исполнять несложные пьесы и находить в них рациональную аппликатуру;
- иметь первоначальные сведения о музыке и средствах музыкальной выразительности;
- знать элементарные музыкальные термины;
- уметь передавать характер музыкального произведения;
- играть в ансамбле с педагогом;
- сформировать базовые музыкально-исполнительские навыки.
Учебно-тематический план.
№ |
Название раздела, тем
|
Количество часов |
Формы контроля |
||
Теория |
Практика |
Всего часов |
|||
1. |
Вводное занятие: - знакомство с инструментом; - слушание музыки в исполнении педагога; - беседы о музыке. |
1/1 |
- |
1/1 |
Рефлексия, диалог. |
2. |
Основы игры на фортепиано - музыкальная грамота - организация игрового аппарата.
|
3/7 |
7/14 |
10/21 |
Зачет в форме письменной работы – проверка знаний теории. Анализ результатов практической деятельности. |
3. |
Развитие музыкально-слуховых представлений - развитие чувства ритма; - знакомство с динамическими оттенками; -педализация; - изучение музыкальных произведений. |
3/6 |
7/14 |
10/20 |
Оценка и контроль работы аудиторного занятия. Проверка домашней работы.
|
4. |
Работа над репертуаром - разучивание пьес; - чтение с листа; - игра в ансамбле; - подбор по слуху. |
4/8 |
10/21 |
14/29 |
Устный анализ предложенного произведения. Предварительное прослушивание. |
5. |
Открытое занятие. |
- |
1/1 |
1/1 |
Оценка уровня исполнения. |
|
Всего за год |
11/22 |
25/50 |
36/72 |
|
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Вводное занятие (1/1 час).
Теория: введение в предмет, режим занятий, знакомство с инструментом, история инструмента, беседа о музыке.
Практика: применение на практике полученных знаний.
Раздел 2. Основы игры на фортепиано (10/21 часов).
Теория: знакомство с видами и названиями нот, октав, длительностей, ключей, пауз, знаков альтерации; правила посадки за инструментом, особенности постановки рук при игре на инструменте.
Практика: упражнения на запоминание нот 1 и 2 малой октав, пауз, знаков альтерации; работа над постановкой рук, положением туловища, ног при игре на инструменте; упражнения на legato и non legato.
Раздел 3. Развитие музыкально-слуховых представлений (10/20часов).
Теория: знакомство с терминами и понятиями: ритм, ритмический рисунок, мелодия, транспонирование, ритмическое разнообразие мелодии, ритмическая память; особенности работы с нотным текстом (ритм, фраза, штрих, динамика, формы, аппликатура).
Практика: подбор на слух простейших песенок от разных нот, слушание музыки; игра пьес различными штрихами, работа над фразой, динамическими оттенками, художественным образом; основные приемы педализации.
Раздел 4. Работа над репертуаром (14/29 часов).
Теория: разучивание пьес - работа над нотным текстом: разбор и анализ текста, характера исполняемого произведения; средства музыкальной выразительности - штрихи, динамические оттенки; особенности ансамблевого исполнения, умение слушать партнера; подбор по слуху; основы сценической культуры исполнения.
Практика: работа над каждой партией отдельно, соединение двух партий;
исполнение выученного произведения;выполнение упражнений и заданий разного характера и сложности; простые песенки запоминаются и подбираются по слуху от разных клавиш.
Раздел 5. Открытое занятие (1 час).
Теория: обсуждение результатов, достигнутых учащимися.
Практика: проигрывание выученных за учебный год произведений.
Учебно-методическое обеспечение:
Дидактический материал:
- нотный материал (учебники, хрестоматии);
- методическая литература, учебно-методические пособия;
- аудио - видео – записи и др. материалы.
Техническое оснащение:
Для осуществления образовательного процесса необходимо предусмотреть соответствующие материально-технические условия, охватывающие обеспечение учебного процесса по дополнительной образовательной программе «Основы игры на фортепиано»:
- класс для занятий;
- фортепиано, стулья со спинками, подставки;
- аппаратура для прослушивания музыки;
- метроном;
- письменный стол;
- шкаф для хранения нотной и методической литературы;
- аптечка;
- световой режим, соответствующий санитарным нормам.
Рекомендуемая литература для педагога:
- Алексеев, А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. - Москва, 1978. - 288 с.
- Баренбойм, Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. - Ленинград: Советский композитор, 1981. - 270 с.
- Гнесина, Е.Ф. Фортепианная азбука. По лесенке к мастерству. - Москва: Композитор, 1993. - 23 с.
- Богино, Г.К. Игры-задачи для начинающих музыкантов. - Москва: Музыка, 1974. - 296 с.
- Хереско, Л.П. Музыкальные картинки. - Ленинград: Советский композитор, 1985. - 136 с.
- Ляховицкая, С.С. Маленькому любителю музыки. - Ленинград: Музыка, 1993. - 67 с.
- Юдина, Е.И. Азбука музыкального творческого саморазвития. - Москва: Аквариум, 1997. - 271 с.
- Фейгин, М.Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога. - Москва: Музыка, 1975. - 112 с.
- Тимакин, Е.М. Воспитание пианиста. - Москва: Советский композитор,1989. - 143 с.
- Шмидт-Шкловская, А.А. О воспитании пианистических навыков. - Ленинград: Музыка,1985. - 70 с.
- Брянская, Ф.Д. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста. - Москва: Классика-XXI, 2005. - 68 с.
- Щапов, А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе. - Москва: Классика-XXI, 2004. - 176 с.
- Голубовская, Н.И. О музыкальном исполнительстве. - Ленинград: Музыка, 1985. - 143 с.
- Юдовина-Гальперина, Т.Б. За роялем без слез, или я - детский педагог. - Санкт-Петербург: Союз художников, 2002. - 112 с.
- Милич, Б.Е. Воспитание ученика-пианиста. - Москва: Кифара, 2002. - 183 с.
- Нейгауз, Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. Издание 5-е. - Москва: Музыка, 1987. - 240 с.
Репертуарные сборники:
- Вальчук, Т.Ю. Вверх по музыкальным ступенькам. Учебное пособие для начинающих пианистов. - Москва: Музыка, 2010. - 140 с.
- Барсукова, С.А. Весёлая музыкальная гимнастика. Сборник пьес для фортепиано. Для учащихся подготовительного и первого класса ДМШ. Выпуск 1. «Мои первые ноты». Учебно-методическое пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. - 42 с.
- Лёвин Е., Лёвина Е. Волшебный зоопарк для маленьких пианистов. Учебно-методическое пособие «Мои первые ноты». - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 54 с.
- Гнесина, Е.Ф. Фортепианная азбука. - Москва: Советский композитор, 1956. - 25 с.
- Милич, Б.Е. Маленькому пианисту. - Москва: Кифара, 1997. - 131 с.
- Николаев, А. Школа игры на фортепиано. - Москва: Музыка, 2002. - 201 с.
- Соколов, М.Г. Современный пианист. - Москва: Музыка, 1983. - 117 с.
- Ляховицкая, С.С. Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей. - Ленинград: Музыка, 1983. - 135с.
- Тургенева, Э.Ш., Малюков, А.Н. Пианист-фантазер, ч.1. - Москва: Советский композитор, 1987. - 80 с.
- Дьяченко Н. Музыкальные картинки. - Москва: Музыка, 1992. - 16 с.
- Хереско, Л.П. Музыкальные картинки. - Москва: Советский композитор, 1970. - 138 с.
- Гнесина, Е.Ф. Маленькие этюды для начинающих. - Москва: Советский композитор, 1964. - 25 с.
- Артоболевская, А.Д. Первая встреча с музыкой. Учебное пособие. - Москва: Советский композитор, 1992. - 103 с.
- Печковская, М.П. Букварь музыкальной грамоты. - Москва: Международная программа образования, 1996. - 87 с.
- Баренбойм Л., Брянская Ф., Перунова Н. Путь к музицированию. Вып.1.- Ленинград: Советский композитор, 1980. - 184 с.
- Бахмацкая О. Здравствуй, малыш. I, II вып. - Москва: Советский композитор, 1975. - 127 с.
- Барсукова, С.А. Азбука игры на фортепиано. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 120 с.
- Геталова О., Визная И. В музыку с радостью. - Санкт-Петербург: Композитор, 2012. - 160 с.
- Взорова Т., Баранова Г., Четвертухина А. Первые шаги маленького пианиста. - Москва: Музыка, 1987. - 95 с.
- Цыганова Г., Королькова И. Новая школа игры на фортепиано. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 206 с.
- Королькова И. Крохе-музыканту. Нотная азбука для самых маленьких, ч.1, 2. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 56 с.
- Барахтина Ю.В. Музицирование для детей и взрослых, ч. 1-4. –Новосибирск: Окарина, 2005.-80 с.
Примерный репертуар:
- Геталова О. «Игрушечный медвежонок»
- Потапенко Т. «По грибы»
- Филиппенко А. «Цыплята»
- Металлиди Ж. «Кот-мореход»
- Соколова Н. «Кукла»
- Хереско Л. «Две тетери»
- Беркович И. «Марш»
- Соколова Н. «Самый интересный сон»
- Лонгшамп – Друшкевич К. «Марш гномиков»
- Артоболевская А. «Вальс собачек»
- Королькова И. «Веселая мышка»
- Соколова Н. «Баю-баю»
- Сигмейстер Э. «Две зеленые лягушки»
- Королькова И. «Часики»
- Фибих З. «Пьеса»
- Гедике А. «Плясовая»
- Кикта В. «Звоны»
- Родионова Т. «Этюд»
- Гнесина Е. «Этюд»
- рнп «Я на горку шла»
- Сигмейстер Э. «Яблоки, персики»
- Рамо Ж. «Тамбурин»
- Королькова И. «Дразнилка»
- Вейсберг Ю. «Про Машу»
- Витлин В. «Дед Мороз»
- Королькова И. «Музыканты»
- Градески Э. «Задиристые буги»
- Глинка М. «Жаворонок»
- Легран М. «Мелодия»
- Лейтон Дж. «После прощания»
- Бах И.С.-Гуно Ш. «Прелюдия»
- Шмитц М. «Буги бой»