Версия для слабовидящих

Menu

Образовательные программы - художественное творчество "Основы игры на фортепиано"

 

азным по следующим причинам:

 

 Пояснительная записка.

Программа «Основы игры на фортепиано» является модифицированной, имеет художественную направленность и носит ознакомительный уровень сложности. Разработана с учетом возрастных и физиологических особенностей на основе образовательной программы дополнительного образования «Основы обучения игре на музыкальном инструменте детей и взрослых. Фортепиано» И.В. Трубниковой (2015 г.), методических разработок педагогов А. Артоболевской, Л. Баренбойма, Е. Королёвой, А. Шмидт-Шкловской, а также с учетом собственного педагогического опыта.

Программа является адаптированной к условиям образовательной среды ДД(Ю)Т имени Л. Голикова и является рабочей программой педагогов дополнительного образования.

Данная программа оформлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», методическими рекомендациями Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242, с учетом требований Положения о порядке оформления программ  дополнительного образования  детей в образовательных учреждениях Великого Новгорода. А также, в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 г. Москва «Об утверждении  СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»» и информационного письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 11.12.06 № 06-1844.

Актуальность.

Создание образовательной программы«Основы игры на фортепиано» обусловлено тем, что она дает возможность всем желающим, не зависимо от возраста и подготовки, с помощью педагога, реализовать свои музыкальные и творческие способности, научиться самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности, овладеть базовыми навыками игры на фортепиано и знаниями, которые дадут возможность исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями. Программа «Основы игры на фортепиано» включает в себя музыкальную теорию, чтение с листа, навыки ансамблевой игры, педализации и необходимые навыки самостоятельной работы.

К новизне программы можно отнести то, что с ее помощью педагог воспитывает не профессионала-музыканта узкой направленности, а прививает культуру и музыкальную компетенцию для успешной социализации в жизни.

Педагогическая целесообразность данной образовательной программысостоит в том, что она развивает не только музыкальные способности обучающего, но и те способности, которые необходимы человеку в повседневной жизни: развитие памяти, хорошей координации, перспективного и вариативного мышлений, развитие пальцевой моторики, а также творческое воображение.

Место программы в программном поле Учреждения.Программа органично вписывается в сложившуюся систему ценностей и целей дополнительного образования по эстетическому развитию детей Великого Новгорода и концепции Программы развития на 2012-2017 гг. Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества им. Лени Голикова» и даёт возможность, приобщить всех желающих к музыкальному искусству, сформировать начальные навыки владения инструментом, расширить эмоциональное чувственное восприятие, познакомить с элементами музыкальной грамоты.

Цель программы - обучить основам игры на фортепиано, через развитие музыкально-творческих способностей обучающегося на основе приобретенных базовых знаний, умений и навыков.

Для достижения цели необходимо в ходе процесса обучения решать следующие задачи:

  • развитие общей музыкальной грамотности обучающегося и расширение его музыкального кругозора;
  • освоение основ музыкальной теории, необходимых для овладения инструментом фортепиано в рамках программных требований;
  • обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом, чтению с листа нетрудного текста, игре в ансамбле, педализации.

Срок реализации образовательной программы - 1 год.

Общая продолжительность обучения составляет 36 часов.

Режим занятий. Занятия проводятся один или два раза в неделю (по выбору обучающегося) – 1 академический час (45 минут). Принимаются все желающие, в том числе, и обучающиеся с особыми образовательными потребностями.

Возраст обучающихся: с 7 лет.

Форма занятий – индивидуальная.

Планируемые результаты

Показатели

Критерии

Методы и формы диагностики

Личностные

Развита мотивация к обучению.

Проявление творческой инициативы в процессе овладения учебными действиями.

Большое желание посещать занятия

Стремление к самостоятельной работе

Активность в знаниях.

Наблюдение.

Сравнение.

Поощрение.

Метапредметные

Оценивает свою деятельность.

Умеет размышлять и высказывается, вести диалог с педагогом.

Умеет самостоятельно работать, выполнять художественные задачи.

Рефлексия,

диалог (педагог – обучающийся)

проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на нее.

Творческие задания.

Эмоциональный метод (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Предметные

Владеет основными навыками игры на инструменте и приемами звукоизвлечения.

Освоил элементы нотной грамоты.

Воспроизводит эмоционально, грамотно музыкальное произведение

«5» - обучающийся выполнил все задания верно.

«4» - обучающийся выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

«3» - выполнено не менее половины заданий.

Работа на инструменте, анализ приёмов исполнения.

Метод прослушивания и анализа выступлений

Открытое занятие.

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов. Для описания достижений обучающихся устанавливаются следующие три уровня: высокий - оценка «отлично» (отметка «5»); базовый уровень достижений - уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач - оценка «хорошо» (отметка «4»), овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования. Пониженному уровню достижений, соответствует отметка «удовлетворительно» (отметка «3»).

Формы контроля:

Текущий контроль - осуществляется в процессе проведения каждого учебного занятия и направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и на формирование практических умений.

Итоговый контроль - проводится в конце учебного года при предъявлении обучающимся (в доступной ему форме) результата обучения, предусмотренного программой.

Также формой педагогического контроля и средством диагностики о динамике развития, является индивидуальная карточка учета результатов обучающегося по общеобразовательной программе дополнительного образования.

Показателем эффективности процесса обучения служит конечный результат:

По окончанию обучающийся должен:

  • ознакомиться с нотной грамотой;
  • освоить первичные навыки приёмов звукоизвлечения;
  • освоить первичные навыки правильной постановки рук, корпуса, ног;
  • читать с листа простые пьесы и одноголосные мелодии;
  • исполнять несложные пьесы и находить в них рациональную аппликатуру;
  • иметь первоначальные сведения о музыке и средствах музыкальной выразительности;
  • знать элементарные музыкальные термины;
  • уметь передавать характер музыкального произведения;
  • играть в ансамбле с педагогом;
  • сформировать базовые музыкально-исполнительские навыки.

Учебно-тематический план.

Название раздела, тем

 

Количество часов

Формы контроля

Теория

Практика

Всего часов

1.

Вводное занятие:

- знакомство с инструментом;

- слушание музыки в исполнении педагога;

- беседы о музыке.

1/1

-

1/1

Рефлексия, диалог.

2.

Основы игры на фортепиано

- музыкальная грамота

- организация игрового аппарата.

 

3/7

7/14

10/21

Зачет в форме письменной работы – проверка знаний теории.

Анализ результатов практической деятельности.

3.

Развитие музыкально-слуховых представлений

- развитие чувства ритма;

- знакомство с динамическими оттенками;

-педализация;

- изучение музыкальных произведений.

3/6

7/14

10/20

Оценка и контроль работы аудиторного занятия.

Проверка домашней работы.

 

4.

Работа над репертуаром

- разучивание пьес;

- чтение с листа;

- игра в ансамбле;

- подбор по слуху.

4/8

10/21

14/29

Устный анализ предложенного произведения.

Предварительное прослушивание.

5.

Открытое занятие.

-

1/1

1/1

Оценка уровня исполнения.

 

Всего за год

11/22

25/50

36/72

 

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1. Вводное занятие (1/1 час).

Теория: введение в предмет, режим занятий, знакомство с инструментом, история инструмента, беседа о музыке.

Практика: применение на практике полученных знаний.

Раздел 2. Основы игры на фортепиано (10/21 часов).

Теория: знакомство с видами и названиями нот, октав, длительностей, ключей, пауз, знаков альтерации; правила посадки за инструментом, особенности постановки рук при игре на инструменте.

Практика: упражнения на запоминание нот 1 и 2 малой октав, пауз, знаков альтерации; работа над постановкой рук, положением туловища, ног при игре на инструменте; упражнения на legato и non legato.

Раздел 3. Развитие музыкально-слуховых представлений (10/20часов).

Теория: знакомство с терминами и понятиями: ритм, ритмический рисунок, мелодия, транспонирование, ритмическое разнообразие мелодии, ритмическая память; особенности работы с нотным текстом (ритм, фраза, штрих, динамика, формы, аппликатура).

Практика: подбор на слух простейших песенок от разных нот, слушание музыки; игра пьес различными штрихами, работа над фразой, динамическими оттенками, художественным образом; основные приемы педализации.

Раздел 4. Работа над репертуаром (14/29 часов).

Теория: разучивание пьес - работа над нотным текстом: разбор и анализ текста, характера исполняемого произведения; средства музыкальной выразительности - штрихи, динамические оттенки; особенности ансамблевого исполнения, умение слушать партнера; подбор по слуху; основы сценической культуры исполнения.

Практика: работа над каждой партией отдельно, соединение двух партий;

исполнение выученного произведения;выполнение упражнений и заданий разного характера и сложности; простые песенки запоминаются и подбираются по слуху от разных клавиш.

Раздел 5. Открытое занятие (1 час).

Теория: обсуждение результатов, достигнутых учащимися.

Практика: проигрывание выученных за учебный год произведений.

Учебно-методическое обеспечение:

Дидактический материал:

- нотный материал (учебники, хрестоматии);

- методическая литература, учебно-методические пособия;

- аудио - видео – записи и др. материалы.

Техническое оснащение:

Для осуществления образовательного процесса необходимо предусмотреть соответствующие материально-технические условия, охватывающие обеспечение учебного процесса по дополнительной образовательной программе «Основы игры на фортепиано»:

  • класс для занятий;
  • фортепиано, стулья со спинками, подставки;
  • аппаратура для прослушивания музыки;
  • метроном;
  • письменный стол;
  • шкаф для хранения нотной и методической литературы;
  • аптечка;
  • световой режим, соответствующий санитарным нормам.

 

Рекомендуемая литература для педагога:

  1. Алексеев, А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. - Москва, 1978. - 288 с.
  2. Баренбойм, Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. - Ленинград: Советский композитор, 1981. - 270 с.
  3. Гнесина, Е.Ф. Фортепианная азбука. По лесенке к мастерству. - Москва: Композитор, 1993. - 23 с.
  4. Богино, Г.К. Игры-задачи для начинающих музыкантов. - Москва: Музыка, 1974. - 296 с.
  5. Хереско, Л.П. Музыкальные картинки. - Ленинград: Советский композитор, 1985. - 136 с.
  6. Ляховицкая, С.С. Маленькому любителю музыки. - Ленинград: Музыка, 1993. - 67 с.
  7. Юдина, Е.И. Азбука музыкального творческого саморазвития. - Москва: Аквариум, 1997. - 271 с.
  8. Фейгин, М.Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога. - Москва: Музыка, 1975. - 112 с.
  9. Тимакин, Е.М. Воспитание пианиста. - Москва: Советский композитор,1989. - 143 с.
  10. Шмидт-Шкловская, А.А. О воспитании пианистических навыков. - Ленинград: Музыка,1985. - 70 с.
  11. Брянская, Ф.Д. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста. - Москва: Классика-XXI, 2005. - 68 с.
  12. Щапов, А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе. - Москва: Классика-XXI, 2004. - 176 с.
  13. Голубовская, Н.И. О музыкальном исполнительстве. - Ленинград: Музыка, 1985. - 143 с.
  14. Юдовина-Гальперина, Т.Б. За роялем без слез, или я - детский педагог. - Санкт-Петербург: Союз художников, 2002. - 112 с.
  15. Милич, Б.Е. Воспитание ученика-пианиста. - Москва: Кифара, 2002. - 183 с.
  16. Нейгауз, Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. Издание 5-е. - Москва: Музыка, 1987. - 240 с.

Репертуарные сборники:

  1. Вальчук, Т.Ю. Вверх по музыкальным ступенькам. Учебное пособие для начинающих пианистов. -  Москва: Музыка, 2010. - 140 с.
  2. Барсукова, С.А. Весёлая музыкальная гимнастика. Сборник пьес для фортепиано. Для учащихся подготовительного и первого класса ДМШ. Выпуск 1. «Мои первые ноты». Учебно-методическое пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. - 42 с.
  3. Лёвин Е., Лёвина Е. Волшебный зоопарк для маленьких пианистов. Учебно-методическое пособие «Мои первые ноты». - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 54 с.
  4. Гнесина, Е.Ф. Фортепианная азбука. - Москва: Советский композитор, 1956. - 25 с.
  5. Милич, Б.Е. Маленькому пианисту. - Москва: Кифара, 1997. - 131 с.
  6. Николаев, А. Школа игры на фортепиано. - Москва: Музыка, 2002. - 201 с.
  7. Соколов, М.Г. Современный пианист. - Москва: Музыка, 1983. - 117 с.
  8. Ляховицкая, С.С. Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей. - Ленинград: Музыка, 1983. - 135с.
  9. Тургенева, Э.Ш., Малюков, А.Н. Пианист-фантазер, ч.1. - Москва: Советский композитор, 1987. - 80 с.
  10. Дьяченко Н. Музыкальные картинки. - Москва: Музыка, 1992. - 16 с.
  11. Хереско, Л.П. Музыкальные картинки. - Москва: Советский композитор, 1970. - 138 с.
  12. Гнесина, Е.Ф. Маленькие этюды для начинающих. - Москва: Советский композитор, 1964. - 25 с.
  13. Артоболевская, А.Д. Первая встреча с музыкой. Учебное пособие. - Москва: Советский композитор, 1992. - 103 с.
  14. Печковская, М.П. Букварь музыкальной грамоты. - Москва: Международная программа образования, 1996. - 87 с.
  15. Баренбойм Л., Брянская Ф., Перунова Н. Путь к музицированию. Вып.1.- Ленинград: Советский композитор, 1980. - 184 с.
  16. Бахмацкая О. Здравствуй, малыш. I, II вып. - Москва: Советский композитор, 1975. - 127 с.
  17. Барсукова, С.А. Азбука игры на фортепиано. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 120 с.
  18. Геталова О., Визная И. В музыку с радостью. - Санкт-Петербург: Композитор, 2012. - 160 с.
  19. Взорова Т., Баранова Г., Четвертухина А. Первые шаги маленького пианиста. - Москва: Музыка, 1987. - 95 с.
  20. Цыганова Г., Королькова И. Новая школа игры на фортепиано. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 206 с.
  21. Королькова И. Крохе-музыканту. Нотная азбука для самых маленьких, ч.1, 2. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 56 с.
  22. Барахтина Ю.В. Музицирование для детей и  взрослых, ч. 1-4. –Новосибирск: Окарина, 2005.-80 с.

Примерный репертуар:

  1. Геталова О. «Игрушечный медвежонок»
  2. Потапенко Т. «По грибы»
  3. Филиппенко А. «Цыплята»
  4. Металлиди Ж. «Кот-мореход»
  5. Соколова Н. «Кукла»
  6. Хереско Л. «Две тетери»
  7. Беркович И. «Марш»
  8. Соколова Н. «Самый интересный сон»
  9. Лонгшамп – Друшкевич К. «Марш гномиков»
  10. Артоболевская А. «Вальс собачек»
  11. Королькова И. «Веселая мышка»
  12. Соколова Н. «Баю-баю»
  13. Сигмейстер Э. «Две зеленые лягушки»
  14. Королькова И. «Часики»
  15. Фибих З. «Пьеса»
  16. Гедике А. «Плясовая»
  17. Кикта В. «Звоны»
  18. Родионова Т. «Этюд»
  19. Гнесина Е. «Этюд»
  20. рнп «Я на горку шла»
  21. Сигмейстер Э. «Яблоки, персики»
  22. Рамо Ж. «Тамбурин»
  23. Королькова И. «Дразнилка»
  24. Вейсберг Ю. «Про Машу»
  25. Витлин В. «Дед Мороз»
  26. Королькова И. «Музыканты»
  27. Градески Э. «Задиристые буги»
  28. Глинка М. «Жаворонок»
  29. Легран М. «Мелодия»
  30. Лейтон Дж. «После прощания»
  31. Бах И.С.-Гуно Ш. «Прелюдия»
  32. Шмитц М. «Буги бой»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Авторизация