Версия для слабовидящих

Menu

Образовательные программы - художественное творчество "Мир фантазии"

 

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа  «Мир фантазий» имеет художественную  направленность, уровень сложности - базовый. Декоративное творчество наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у обучающихся складывается отношение к собственной художественной  деятельности. Декоративное творчество способствует изменению отношения  ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность.

Программа разработана на основе примерной программы Е. И. Коротеевой художественно-эстетического направления «Декоративно-прикладное искусство». Программа модифицирована и адаптирована к условиям образовательной среды ДД(Ю)Т, является рабочей программой педагога дополнительного образования Макаровой  Г.И..  Программа реализуется в учебной группе «Мир фантазий» в ДД(Ю)Т имени Лени Голикова.

Данная программа оформлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,   методическими рекомендациями Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242, с учетом требований Положения о порядке оформления программ  дополнительного образования  детей в образовательных учреждениях Великого Новгорода. А также, в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 г.Москва «Об утверждении  СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»» и информационного письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 19.10.06 № 06-1616.

Актуальность.Программа «Мир фантазий» отвечает современному социальному запросу общества и разработана с учётом потребностей детей в различныхпопулярныхвидах рукоделия,  в частности, мягкой игрушки, бисероплетении, вязании крючком. Наиболее значимой целью программы является развитие личности ребёнка, способного к самостоятельной творческой деятельности.

Новизна программы состоит в том, чтов ней предполагается более углубленное и детальное изучение процесса создания мягких игрушек и других декоративных сувениров. Необходимым условием реализации содержания программы является технология личностно-ориентированного обучения. Основная установка педагога на побуждение детей к творчеству, на общение, взаимопонимание с учениками. Творчество, исследовательский поиск являются основным способом существования ребенка в пространстве личностно-ориентированного образования в объединении.

Программа способствует:

ü   развитию личности ребенка, воспитанию воли и характера;

ü   помощи в его самовоспитании и самореализации;

ü   знакомству с различными техниками, видами декоративно – прикладного искусства искусств;

ü   развитию творческих сторон ребенка средствами декоративно – прикладного искусства;

ü   развитию уменияреализовать свои замыслы  с учетом возможных художественных средств.

Отличительные особенности данной программы.

Работа с обучающимися строится на сотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребёнка. На занятиях обучающиеся получают знания, умения и навыки по технологии изготовления изделий из разных материалов, с учетом аккуратности и экономии материалов. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с ножницами, крючкам, леской, проволокой, нитками и иголкой. Изложение учебного материала требует такой эмоционально-логической последовательности, которая направлена на формирование у обучающихся интереса к процессу обучения, общению в совместной деятельности сверстников, самоуважения и укрепления статуса обучаемого. На занятиях обучающийся не только получает новые знания и формирует умения, но и осознаёт свой творческий потенциал.

Выполнение изделий в различной стилевой технике даёт толчок для саморазвития личности и возможность получения знаний по композиции, по цветоведению, учащиеся узнают основы художественного оформления. Программа «Мир фантазий» способствует формированию эстетического вкуса у обучающихся, развитию трудовых умений и навыков.

Педагогическая целесообразность. Деятельность детей в рамках программы направлена на то, чтобы осваивать и совершенствовать навыки изготовления мягкой игрушки, бисероплетения и вязания крючком. В ходе освоения программы непосредственно будет развиваться мелкая моторика пальцев, мышление, воображение.

Тематика занятий разнообразна, что способствует творческому развитию ребенка, фантазии. Программа основывается на доступности материала и построена по принципу «от простого к сложному». Планируемая на занятиях практическая работа не является жестко регламентированной, она может изменяться. Сложность и объем выполняемого изделия определяются исходя из индивидуальных особенностей ребенка, материального обеспечения, интересов и требований детей. На занятиях свободным творчеством обучающийся реализовывают свои замыслы, готовят поделки, сувениры.

Цель программы:

- обучение практическим навыкам художественно – творческой деятельности.

Задачи 1-го года обучения:

- Дать основы знаний и сформировать умения, необходимые при изготовлении мягкой игрушки, бисероплетении, вязании крючком.

- Воспитывать аккуратность и уважительное отношение к труду в выполнении практических работ.

- Создать условия для дружеской и доброжелательной атмосферы в объединении.

- Создать условия для развития образного мышления и художественного вкуса в процессе изготовлениямягкой игрушки, изделий из бисера и вязания крючком.

- Развивать способность работать со схемами, шаблонами и изображениями.

Задачи 2-го года обучения:

- Воспитывать ответственное отношение к выполняемым практическим работам.

- Развивать способность работать самостоятельно на основе схем, шаблонов и изображений.

- Развивать способность самостоятельно разрабатывать и выполнять различные мягкие игрушки, изделия из бисера и вязанные крючком.

- Создать условия для развития образного мышления и художественного вкуса в процессе изготовлениямягкой игрушки, изделий из бисера и вязания крючком.

 - Создать условия для дружеской и доброжелательной атмосфере в объединении.

- Создать потребность в дальнейшем самосовершенствовании.

Сроки реализации программы. Программа рассчитана на – 2 года обучения по 72 часа. Общая продолжительность обучения составляет 144 часов.

Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Во время занятий предусмотрены 10-минутные перерывы для отдыха. Принимаются все желающие, в том числе, и обучающиеся с особыми образовательными потребностями.

Возраст обучающихся:  7 – 12 лет.

Формы занятий:групповая, с ярко выраженным индивидуальным подходом.  Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Основная часть времени отводится практическим занятиям. Программа предполагает возможность вариативного содержания. В зависимости от особенностей творческого развития обучающихся, педагог может вносить изменения в содержание занятий, дополнять практические задания новыми изделиями.

 

 

Планируемые результаты

за 1год обучения.

 

Планируемые результаты

Показатели

Критерии

Методы и формы диагностики

Личностные

- соотносит свои желания с желаниями других;

- всегда готов к занятию, имеет все необходимые материалы;

- интересуется учебным материалом.

- опыт сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- справедливость;

- ответственность;

-дисциплинированность;

- терпеливость;

- аккуратность.

 

наблюдение;

анкетирование.

Метапредмет-ные:

1регулятивные,

2.познавате-льные

3.коммуника-тивные.

- принимает и сохраняет цели и задачи в учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

- определяет наиболее эффективные способы достижения результата;

- владеет базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

- освоил  способы  решения  проблем  творческого  и  поискового  характера;

-организовывает свое рабочее место;

- использует различных способов поиска (в справочных источниках);

- готов признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- готов слушать собеседника и вести диалог и монолог.

1. Регулятивные:

- умение принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

- уметь определять наиболее эффективные способы достижения результата.

2. Познавательные:

- овладение базовыми понятиями,

- освоение  способов  решения  проблем  творческого  и  поискового  характера;

- организовывать свое рабочее место;

- использование различных способов поиска (в справочных источниках).

3. Коммуникативные:

- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- готовность слушать собеседника и вести диалог и монолог.

наблюдение;

беседа.

Предметные

Изготовление: мягкой игрушки, сувенира из бисера, вязанных изделий

 

умеет:

- правильно и безопасно пользоваться инструментами;

- отличать теплые и холодные цвета;

- находить цветовой контраст;

- аккуратно выполнять швы в изделии;

- изготовлять по лекалам простую и объемную мягкую игрушку;

- выполнять приемы работы с бисером, выполнять поделки с применением бисера.

Выставка мягких игрушек с обсуждением работ. Выставка сувениров из бисера с обсуждением работ.

Выставка вязанных изделий с обсуждением работ.

 

Планируемые результаты

за 2 год обучения.

 

Планируемые результаты

Показатели

Критерии

Методы и формы диагностики

Личностные

- приходит на помощь другому;

- задает вопросы, хочет знать как можно больше.

- мотивация к  учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- потребность в саморазвитии;

 - опыт сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- справедливость;

- ответственность;

-дисциплинированность;

- терпеливость;

- аккуратность.

 

наблюдение;

анкетирование

Метапредмет-ные:

1регулятивные,

2.познавате-льные

3.коммуника-тивные.

- контролирует и оценивает учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

- самостоятельно предполагает, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей  из нескольких шагов;

- владеет логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации;

- излагает свое мнение и  аргументирует  свою  точку  зрения и оценку событий;

- готов слушать собеседника и вести диалог и монолог.

 

1. Регулятивные:

- контролирование и оценивание учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

2. Познавательные:

- самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей  из нескольких шагов;

- организовывать свое рабочее место;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации.

3. Коммуникативные:

- излагать свое мнение и  аргументировать  свою  точку  зрения и оценку событий, 

- готовность слушать собеседника и вести диалог и монолог.

наблюдение;

беседа.

Предметные

Изготовление: мягкой игрушки, сувенира из бисера, вязанных изделий.

 

умеет:

- правильно и безопасно пользоваться инструментами;

- подбирать цвета и фактуры различных материалов при разработке изделий;

- аккуратно выполнять швы в изделии;

- работать самостоятельно по схемам;

- самостоятельно разрабатывать игрушки, сувениры и поделки различной сложности;

- декоративно оформлять готовые изделия.

Выставка мягких игрушек с обсуждением работ. Выставка сувениров из бисера с обсуждением работ.

Выставка вязанных изделий с обсуждением работ.

 

 

 Оценка планируемых результатов освоения программы.

 

 Система  оценивания результатов обучения детей  проходит через самостоятельную практическую работу. Обучающимся дается практическое задание в конце каждого раздела, на его выполнение дается 45 минут, 10 минут перерыв и еще 45 минут. Критерии оценки выполнения практического задания  оцениваются по 3-уровням:

6 баллов (высокий уровень) - если обучающийся выполнил работу в заданное время, самостоятельно, качественно и творчески, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный.

5 баллов (средний уровень) - если обучающийся выполнил работу в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца; изделие оформлено небрежно или не закончено в срок.

4 балла (низкий уровень) -  если обучающийся самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.

При оценке умений и навыков педагог обращает основное внимание на правильность и качество выполненных работ, учитывая индивидуальные особенности, психофизические качества каждого ребенка.

Формы подведения итогов. Зачетные мероприятия проводятся два раза в год в декабре и мае в форме выставки с обсуждением работ.

 

Учебно-тематический план

1 год обучения

 

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

всего

Теория

Практика

 

Мягкая игрушка

 

 

 

 

  1.  

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

2

2

-

Беседа

  1.  

Основные законы цветоведения. 

2

1

1

Беседа. Просмотр работ.

  1.  

Виды мягкой игрушки.

2

1

1

Беседа. Просмотр работ.

  1.  

Плоские и объемные игрушки.

20

4

16

Беседа, выставка мягких игрушек с обсуждением работ. Самостоятельная практическая работа.

  1.                                                              i.       

Бисероплетение

 

 

 

 

  1.  

Бисероплетение. Приемы работы с бисером.

2

1

1

Беседа. Просмотр работ.

  1.  

Выполнение простейших изделий на нитяной основе.

6

1

5

Беседа. Просмотр работ.

  1.  

Плетение на проволочной основе.

12

1

11

Беседа. Выставка сувениров из бисера с обсуждением работ. Самостоятельная практическая работа.

  1.                                                              i.       

Вязание крючком

 

 

 

 

  1.  

Знакомство с видами крючков и ниток. Знакомимся с узорами вязания.

2

1

1

Беседа. Просмотр работ.

  1.  

Основные приемы вязания.

8

2

6

Беседа. Просмотр работ.

  1.  

Вязанные модные вещицы.

14

2

12

Беседа. Выставка вязанных изделий с обсуждением работ. Самостоятельная практическая работа.

  1.  

Итоговая диагностика обучающихся.

2

-

2

Подведение итогов за год.

 

Итого

72

 

 

 

 

Учебно-тематический план

2 год обучения

 

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

всего

теория

Практика

 

Мягкая игрушка

 

 

 

 

  1.  

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.Цветоведение.

2

2

-

Беседа

  1.  

Виды основных швов и  мягкой игрушки. Повторение.

2

1

1

Беседа. Просмотр работ.

  1.  

Плоские и объемные игрушки.

20

4

16

Беседа, выставка мягких игрушек с обсуждением работ. Самостоятельная практическая работа.

  1.                                                              i.       

Бисероплетение

 

 

 

 

  1.  

Приемы работы с бисером. Выполнение изделий на нитяной основе.

8

2

6

Беседа. Просмотр работ.

  1.  

Плетение на проволочной основе.

12

1

11

Беседа. Выставка сувениров из бисера с обсуждением работ. Самостоятельная практическая работа.

  1.                                                            ii.       

Вязание крючком

 

 

 

 

  1.  

Знакомимся с узорами вязания.

2

1

1

Беседа. Просмотр работ.

  1.  

Основные приемы вязания.

8

2

6

Беседа. Просмотр работ.

  1.  

Вязанные модные вещицы.

16

2

14

Беседа. Выставка вязанных изделий с обсуждением работ. Самостоятельная практическая работа.

  1.  

Итоговая диагностика обучающихся.

2

-

2

Подведение итогов за год.

 

Итого

72

 

 

 

 

 

Содержание

1 год обучения

Тема 1.  Вводное занятие – 2 часа.

Теория.

Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с планом работы на учебный год. Организация рабочего места для выполнения ручной работы.

Тема 2. Основные законы цветоведения – 2 часа.

Теория.

Цветовой  круг,  хроматические  цвета  (основные  и  дополнительные),  холодные и теплые цвета.

Практическая часть.

Зарисовки оттенков одного цвета, переходы между цветами, гармоничное (тональное или контрастное) сочетание цветов.

Тема 3. Виды мягкой игрушки – 2 часа.

Теория.

Плоская  игрушка (бескаркасная, каркасная, объемная: аппликации).  Объемная игрушка (бескаркасная, каркасная: простая, сложная). Вспомогательные материалы и инструменты.

Практическая часть.

Выполнение простейших швов (за иголку, вперед иголку, петельный шов).

Тема 4.  Плоские и объемные игрушки – 20 часов.

Теория.

Выполнение выкроек – лекал. Требования, предъявляемые к отделочному материалу, сшивание деталей. Оформление игрушки.

Практическая часть.

Изготовление выкроек-лекал. Сшивание деталей, набивка, оформление работы. Изготовление игрушек: клоун, зайка (с каркасом), маленький малыш (пупс из капрона), котенок-подставка под чашку,  символ нового года. Выставка мягких игрушек с обсуждением работ. Самостоятельная практическая работа.

Тема 5. Бисероплетение. Приемы работы с бисером – 2 часа.

Теория:

Знакомство с бисером, его видами. Возникновение бисероплетения. Виды материалов и инструменты.

Практическая часть.

Научиться понимать схемы. Изучение  работы по схемам.

Тема 6. Выполнение простейших изделий на нитяной основе – 6 часов.

Теория:

Виды простейших изделий на нитяной основы.

Практические часть.

Изучение приемов работы с бисером на нитяной основе. Работа по схемам. Изготовление браслета, серьги, брошка (работа с иглами).

Тема 7.Плетение на проволочной основе – 12 часов.

Теория.

Приемы работы с бисером и проволокой. Материалы и инструменты для работы.

Практическая часть.

Изготовление работ «Ангел»,  «Березка», «Клубничка». Выставка сувениров из бисера с обсуждением работ. Самостоятельная практическая работа.

Тема 8. Знакомство с видами крючков и ниток. Знакомимся с узорами вязания – 2 часа.

Теория.

История вязания крючком. Виды вязаных изделий. Воздушные петли, начальная петля.

Практическая часть.

Выполнение цепочки из петель.

Тема 9.Основные приемы вязания – 8 часов.

Теория.

Виды приемов вязания. Материалы и инструменты.

Практическая часть.

Изготовление простых изделий «Закладка», «Брелок», помогающих освоить технику вязания крючком: круга, квадрата, треугольника.

Тема 10.Модные вещицы – 14 часов.

Теория.

Виды приемов вязания.

Практическая часть.

Изготовление игрушки, сумочка, цветы. Выставка вязанных изделий с обсуждением работ. Самостоятельная практическая работа.

Тема 11. Итоговая диагностика обучающихся – 2 часа.

Теория. Просмотр и обсуждение работ.

Содержание

2 год обучения

Тема 1.  Вводное занятие – 2 часа.

Теория.

Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с планом работы на учебный год. Организация рабочего места для выполнения ручной работы. Цветоведение.

Тема 2. Виды основных швов и  мягкой игрушки. Повторение. – 2 часа.

Теория.

Плоская  игрушка (бескаркасная, каркасная, объемная: аппликации).  Объемная игрушка (бескаркасная, каркасная: простая, сложная). Вспомогательные материалы и инструменты. Особенности пошива мягких игрушек. Повторение.

Практическая часть.

Выполнение простейших швов (за иголку, вперед иголку, петельный шов).Изготовление игрушки-игольницы.

Тема 3.  Плоские и объемные игрушки – 20 часов.

Теория.

Выполнение игрушки по своему эскизу. Требования, предъявляемые к отделочному материалу, выкройкам – лекалам, сшивание деталей. Оформление игрушки.

Практическая часть.

Изготовление выкроек-лекал. Сшивание деталей, набивка, оформление работы. Изготовление игрушек: игрушка - копилка, человечек (с каркасом), улитка,  новогодний сувенир. Выставка мягких игрушек с обсуждением работ. Самостоятельная практическая работа.

Тема 4.  Приемы работы с бисером. Выполнение изделий на нитяной основе. – 8 часа.

Теория:

 Основы бисероплетения. Виды материалов и инструменты.Виды изделий на нитяной основы.

Практическая часть.

Изучение приемов работы с бисером на нитяной основе. Работа со схемами. Изготовление колье, брошипо собственной схеме  или эскизу (работа с иглами).

Тема 5.Плетение на проволочной основе – 12 часов.

Теория.

Приемы работы с бисером и проволокой (плоские и объемные). Материалы и инструменты для работы.

Практическая часть.

Изготовление работ «Зверушка», «Сирень»,  «Анютины глазки».Оформление работы по своему эскизу. Выставка сувениров из бисера с обсуждением работ. Самостоятельная практическая работа.

Тема 6.Основные приемы вязания– 2 часа.

Теория.

Виды приемов вязания.

Практическая часть.

Вязание различных видов «столбиков».

Тема 7. Знакомимся с узорами вязания.– 8 часов.

Теория.

Виды вязаных изделий с различными узорами.

Практическая часть.

Техники ажурного вязания. Изготовление изделий «Салфетка».

Тема 8.Модные вещицы – 16 часов.

Теория.

Как и какие изделия можно вязать.

Практическая часть.

Изготовление отдельных элементов объемных  цветов, игрушки.Выставка вязаных изделий с обсуждением работ. Самостоятельная практическая работа.

Тема 9. Итоговая диагностика обучающихся – 2 часа.

Теория.

 Просмотр и обсуждение работ.

 

 

 

Методическое обеспечение программы

 

Вместе со словесными методами  (рассказ, объяснение, беседа), используются наглядно-иллюстративные (показ, демонстрация наглядных пособий, образцов, схем) и практические (упражнение).

 

 

Материальное обеспечение программы:

-    помещение (кабинет), учебная доска;

-    качественное электроосвещение;

-    столы 7 шт. и стулья 13 шт.;

-    шкафы для образцов и наглядных пособий;

-    инструменты и материалы для рукоделия (иглы разных номеров, цветные нитки х/б и акрил (для вязания), фурнитура для украшения изделий (ленты, пуговицы и т.д.), ткань, крючки разных номеров, набивной материал, клей ПВА, цветной бисер, проволока, леска);

-    канцелярские принадлежности;

-    компьютер, проектор.

 

 

 

 

Список литературы для педагога

  1. Барнден Б. Вязание крючком. Энциклопедия. [Текст]  - М.: Изд-во «АРТ-РОДНИК» - 2004. – 257 с.
  2. Булатов А.А.  «Новогодний дизайн» [Текст]  / «1001 совет и секрет» - 2015.  - № 172. – 35 с.
  3. Булатов А.А.  «Подарки своими руками» [Текст]  / «Вяжем для семьи» - 2013.  - № 5. – 35 с.
  4. Булатов А.А.  «Подарки своими руками» [Текст]  / «Вяжем для семьи» - 2013.  - № 9. – 35 с.
  5. Джонс С. «Вязание крючком для начинающих» [Текст]  - М.: Изд-во Астрель; 2008. – 97 с.
  6. Журнал «Вяжем крючком»  [Текст]  / - 2016.- № 1. – 17 с.
  7. Журнал «Ксюша. Для любителей рукоделия» [Текст]  / - 2007.-№ 4. – 29 с.
  8. Журнал «Ксюша. Для любителей рукоделия» [Текст]  / - 2008.-№ 12. – 29 с.
  9. Журнал «Лена рукоделие. Бисер.» [Текст]  / - 2017.- № 7. – 33 с.
  10. Журнал «Лена рукоделие» [Текст]  / - 2007.-№ 7. – 33 с.
  11. Санчук, Т. Бисероплетение на БИС [Текст] / «Воскресная газета» - 2008.- № 5. – 30 с.
  12. Ярмарка мастеров [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.livemaster.ru/catalogue/aksessuary/breloki?from=40

 

 

Рекомендуемый список литературы

для обучающихся

 

  1. Белякова, О.В. « 207лучших подарков своими руками» [Текст] Москва: Издательство «Лада», 2009.
  2. Всероссийский школьный портал [Электронный ресурс]. Режим доступа:  http://www.schoolbase.ru
  3. Гашицкая, Р.П., Левина, О. Волшебный бисер. Вышивка бисером. [Текст]   – Ростов н/Д.: Проф-Пресс, 2007.
  4. Кириянова, С. «700 новых узоров для вязания крючком» [Текст]  г. Москва: «Внешсигма», 2000.
  5. Михайлова Т.В. Вязание крючком. Самый понятный пошаговый самоучитель. [Текст]  - М.: Изд-во АСТ, 2011.

  

 

 

 

Авторизация