Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир фантазий» имеет художественную направленность, уровень сложности - базовый. Декоративное творчество наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у обучающихся складывается отношение к собственной художественной деятельности. Декоративное творчество способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность.
Программа разработана на основе примерной программы Е. И. Коротеевой художественно-эстетического направления «Декоративно-прикладное искусство». Программа модифицирована и адаптирована к условиям образовательной среды ДД(Ю)Т, является рабочей программой педагога дополнительного образования Макаровой Г.И.. Программа реализуется в учебной группе «Мир фантазий» в ДД(Ю)Т имени Лени Голикова.
Данная программа оформлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», методическими рекомендациями Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242, с учетом требований Положения о порядке оформления программ дополнительного образования детей в образовательных учреждениях Великого Новгорода. А также, в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 г.Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»» и информационного письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 19.10.06 № 06-1616.
Актуальность.Программа «Мир фантазий» отвечает современному социальному запросу общества и разработана с учётом потребностей детей в различныхпопулярныхвидах рукоделия, в частности, мягкой игрушки, бисероплетении, вязании крючком. Наиболее значимой целью программы является развитие личности ребёнка, способного к самостоятельной творческой деятельности.
Новизна программы состоит в том, чтов ней предполагается более углубленное и детальное изучение процесса создания мягких игрушек и других декоративных сувениров. Необходимым условием реализации содержания программы является технология личностно-ориентированного обучения. Основная установка педагога на побуждение детей к творчеству, на общение, взаимопонимание с учениками. Творчество, исследовательский поиск являются основным способом существования ребенка в пространстве личностно-ориентированного образования в объединении.
Программа способствует:
ü развитию личности ребенка, воспитанию воли и характера;
ü помощи в его самовоспитании и самореализации;
ü знакомству с различными техниками, видами декоративно – прикладного искусства искусств;
ü развитию творческих сторон ребенка средствами декоративно – прикладного искусства;
ü развитию уменияреализовать свои замыслы с учетом возможных художественных средств.
Отличительные особенности данной программы.
Работа с обучающимися строится на сотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребёнка. На занятиях обучающиеся получают знания, умения и навыки по технологии изготовления изделий из разных материалов, с учетом аккуратности и экономии материалов. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с ножницами, крючкам, леской, проволокой, нитками и иголкой. Изложение учебного материала требует такой эмоционально-логической последовательности, которая направлена на формирование у обучающихся интереса к процессу обучения, общению в совместной деятельности сверстников, самоуважения и укрепления статуса обучаемого. На занятиях обучающийся не только получает новые знания и формирует умения, но и осознаёт свой творческий потенциал.
Выполнение изделий в различной стилевой технике даёт толчок для саморазвития личности и возможность получения знаний по композиции, по цветоведению, учащиеся узнают основы художественного оформления. Программа «Мир фантазий» способствует формированию эстетического вкуса у обучающихся, развитию трудовых умений и навыков.
Педагогическая целесообразность. Деятельность детей в рамках программы направлена на то, чтобы осваивать и совершенствовать навыки изготовления мягкой игрушки, бисероплетения и вязания крючком. В ходе освоения программы непосредственно будет развиваться мелкая моторика пальцев, мышление, воображение.
Тематика занятий разнообразна, что способствует творческому развитию ребенка, фантазии. Программа основывается на доступности материала и построена по принципу «от простого к сложному». Планируемая на занятиях практическая работа не является жестко регламентированной, она может изменяться. Сложность и объем выполняемого изделия определяются исходя из индивидуальных особенностей ребенка, материального обеспечения, интересов и требований детей. На занятиях свободным творчеством обучающийся реализовывают свои замыслы, готовят поделки, сувениры.
Цель программы:
- обучение практическим навыкам художественно – творческой деятельности.
Задачи 1-го года обучения:
- Дать основы знаний и сформировать умения, необходимые при изготовлении мягкой игрушки, бисероплетении, вязании крючком.
- Воспитывать аккуратность и уважительное отношение к труду в выполнении практических работ.
- Создать условия для дружеской и доброжелательной атмосферы в объединении.
- Создать условия для развития образного мышления и художественного вкуса в процессе изготовлениямягкой игрушки, изделий из бисера и вязания крючком.
- Развивать способность работать со схемами, шаблонами и изображениями.
Задачи 2-го года обучения:
- Воспитывать ответственное отношение к выполняемым практическим работам.
- Развивать способность работать самостоятельно на основе схем, шаблонов и изображений.
- Развивать способность самостоятельно разрабатывать и выполнять различные мягкие игрушки, изделия из бисера и вязанные крючком.
- Создать условия для развития образного мышления и художественного вкуса в процессе изготовлениямягкой игрушки, изделий из бисера и вязания крючком.
- Создать условия для дружеской и доброжелательной атмосфере в объединении.
- Создать потребность в дальнейшем самосовершенствовании.
Сроки реализации программы. Программа рассчитана на – 2 года обучения по 72 часа. Общая продолжительность обучения составляет 144 часов.
Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Во время занятий предусмотрены 10-минутные перерывы для отдыха. Принимаются все желающие, в том числе, и обучающиеся с особыми образовательными потребностями.
Возраст обучающихся: 7 – 12 лет.
Формы занятий:групповая, с ярко выраженным индивидуальным подходом. Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Основная часть времени отводится практическим занятиям. Программа предполагает возможность вариативного содержания. В зависимости от особенностей творческого развития обучающихся, педагог может вносить изменения в содержание занятий, дополнять практические задания новыми изделиями.
Планируемые результаты
за 1год обучения.
Планируемые результаты |
Показатели |
Критерии |
Методы и формы диагностики |
Личностные |
- соотносит свои желания с желаниями других; - всегда готов к занятию, имеет все необходимые материалы; - интересуется учебным материалом. |
- опыт сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - справедливость; - ответственность; -дисциплинированность; - терпеливость; - аккуратность.
|
наблюдение; анкетирование. |
Метапредмет-ные: 1регулятивные, 2.познавате-льные 3.коммуника-тивные. |
- принимает и сохраняет цели и задачи в учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; - определяет наиболее эффективные способы достижения результата; - владеет базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; - освоил способы решения проблем творческого и поискового характера; -организовывает свое рабочее место; - использует различных способов поиска (в справочных источниках); - готов признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; - готов слушать собеседника и вести диалог и монолог. |
1. Регулятивные: - умение принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; - уметь определять наиболее эффективные способы достижения результата. 2. Познавательные: - овладение базовыми понятиями, - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; - организовывать свое рабочее место; - использование различных способов поиска (в справочных источниках). 3. Коммуникативные: - готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; - готовность слушать собеседника и вести диалог и монолог. |
наблюдение; беседа. |
Предметные |
Изготовление: мягкой игрушки, сувенира из бисера, вязанных изделий
|
умеет: - правильно и безопасно пользоваться инструментами; - отличать теплые и холодные цвета; - находить цветовой контраст; - аккуратно выполнять швы в изделии; - изготовлять по лекалам простую и объемную мягкую игрушку; - выполнять приемы работы с бисером, выполнять поделки с применением бисера. |
Выставка мягких игрушек с обсуждением работ. Выставка сувениров из бисера с обсуждением работ. Выставка вязанных изделий с обсуждением работ. |
Планируемые результаты
за 2 год обучения.
Планируемые результаты |
Показатели |
Критерии |
Методы и формы диагностики |
Личностные |
- приходит на помощь другому; - задает вопросы, хочет знать как можно больше. |
- мотивация к учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; - потребность в саморазвитии; - опыт сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - справедливость; - ответственность; -дисциплинированность; - терпеливость; - аккуратность.
|
наблюдение; анкетирование |
Метапредмет-ные: 1регулятивные, 2.познавате-льные 3.коммуника-тивные. |
- контролирует и оценивает учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. - самостоятельно предполагает, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; - владеет логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации; - излагает свое мнение и аргументирует свою точку зрения и оценку событий; - готов слушать собеседника и вести диалог и монолог.
|
1. Регулятивные: - контролирование и оценивание учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. 2. Познавательные: - самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; - организовывать свое рабочее место; - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации. 3. Коммуникативные: - излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, - готовность слушать собеседника и вести диалог и монолог. |
наблюдение; беседа. |
Предметные |
Изготовление: мягкой игрушки, сувенира из бисера, вязанных изделий.
|
умеет: - правильно и безопасно пользоваться инструментами; - подбирать цвета и фактуры различных материалов при разработке изделий; - аккуратно выполнять швы в изделии; - работать самостоятельно по схемам; - самостоятельно разрабатывать игрушки, сувениры и поделки различной сложности; - декоративно оформлять готовые изделия. |
Выставка мягких игрушек с обсуждением работ. Выставка сувениров из бисера с обсуждением работ. Выставка вязанных изделий с обсуждением работ.
|
Оценка планируемых результатов освоения программы.
Система оценивания результатов обучения детей проходит через самостоятельную практическую работу. Обучающимся дается практическое задание в конце каждого раздела, на его выполнение дается 45 минут, 10 минут перерыв и еще 45 минут. Критерии оценки выполнения практического задания оцениваются по 3-уровням:
6 баллов (высокий уровень) - если обучающийся выполнил работу в заданное время, самостоятельно, качественно и творчески, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный.
5 баллов (средний уровень) - если обучающийся выполнил работу в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца; изделие оформлено небрежно или не закончено в срок.
4 балла (низкий уровень) - если обучающийся самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.
При оценке умений и навыков педагог обращает основное внимание на правильность и качество выполненных работ, учитывая индивидуальные особенности, психофизические качества каждого ребенка.
Формы подведения итогов. Зачетные мероприятия проводятся два раза в год в декабре и мае в форме выставки с обсуждением работ.
Учебно-тематический план
1 год обучения
п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы аттестации/ контроля |
||
всего |
Теория |
Практика |
|||
|
Мягкая игрушка |
|
|
|
|
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. |
2 |
2 |
- |
Беседа |
|
Основные законы цветоведения. |
2 |
1 |
1 |
Беседа. Просмотр работ. |
|
Виды мягкой игрушки. |
2 |
1 |
1 |
Беседа. Просмотр работ. |
|
Плоские и объемные игрушки. |
20 |
4 |
16 |
Беседа, выставка мягких игрушек с обсуждением работ. Самостоятельная практическая работа. |
|
|
Бисероплетение |
|
|
|
|
Бисероплетение. Приемы работы с бисером. |
2 |
1 |
1 |
Беседа. Просмотр работ. |
|
Выполнение простейших изделий на нитяной основе. |
6 |
1 |
5 |
Беседа. Просмотр работ. |
|
Плетение на проволочной основе. |
12 |
1 |
11 |
Беседа. Выставка сувениров из бисера с обсуждением работ. Самостоятельная практическая работа. |
|
|
Вязание крючком |
|
|
|
|
Знакомство с видами крючков и ниток. Знакомимся с узорами вязания. |
2 |
1 |
1 |
Беседа. Просмотр работ. |
|
Основные приемы вязания. |
8 |
2 |
6 |
Беседа. Просмотр работ. |
|
Вязанные модные вещицы. |
14 |
2 |
12 |
Беседа. Выставка вязанных изделий с обсуждением работ. Самостоятельная практическая работа. |
|
Итоговая диагностика обучающихся. |
2 |
- |
2 |
Подведение итогов за год. |
|
|
Итого |
72 |
|
|
|
Учебно-тематический план
2 год обучения
п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы аттестации/ контроля |
||
всего |
теория |
Практика |
|||
|
Мягкая игрушка |
|
|
|
|
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.Цветоведение. |
2 |
2 |
- |
Беседа |
|
Виды основных швов и мягкой игрушки. Повторение. |
2 |
1 |
1 |
Беседа. Просмотр работ. |
|
Плоские и объемные игрушки. |
20 |
4 |
16 |
Беседа, выставка мягких игрушек с обсуждением работ. Самостоятельная практическая работа. |
|
|
Бисероплетение |
|
|
|
|
Приемы работы с бисером. Выполнение изделий на нитяной основе. |
8 |
2 |
6 |
Беседа. Просмотр работ. |
|
Плетение на проволочной основе. |
12 |
1 |
11 |
Беседа. Выставка сувениров из бисера с обсуждением работ. Самостоятельная практическая работа. |
|
|
Вязание крючком |
|
|
|
|
Знакомимся с узорами вязания. |
2 |
1 |
1 |
Беседа. Просмотр работ. |
|
Основные приемы вязания. |
8 |
2 |
6 |
Беседа. Просмотр работ. |
|
Вязанные модные вещицы. |
16 |
2 |
14 |
Беседа. Выставка вязанных изделий с обсуждением работ. Самостоятельная практическая работа. |
|
Итоговая диагностика обучающихся. |
2 |
- |
2 |
Подведение итогов за год. |
|
|
Итого |
72 |
|
|
|
Содержание
1 год обучения
Тема 1. Вводное занятие – 2 часа.
Теория.
Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с планом работы на учебный год. Организация рабочего места для выполнения ручной работы.
Тема 2. Основные законы цветоведения – 2 часа.
Теория.
Цветовой круг, хроматические цвета (основные и дополнительные), холодные и теплые цвета.
Практическая часть.
Зарисовки оттенков одного цвета, переходы между цветами, гармоничное (тональное или контрастное) сочетание цветов.
Тема 3. Виды мягкой игрушки – 2 часа.
Теория.
Плоская игрушка (бескаркасная, каркасная, объемная: аппликации). Объемная игрушка (бескаркасная, каркасная: простая, сложная). Вспомогательные материалы и инструменты.
Практическая часть.
Выполнение простейших швов (за иголку, вперед иголку, петельный шов).
Тема 4. Плоские и объемные игрушки – 20 часов.
Теория.
Выполнение выкроек – лекал. Требования, предъявляемые к отделочному материалу, сшивание деталей. Оформление игрушки.
Практическая часть.
Изготовление выкроек-лекал. Сшивание деталей, набивка, оформление работы. Изготовление игрушек: клоун, зайка (с каркасом), маленький малыш (пупс из капрона), котенок-подставка под чашку, символ нового года. Выставка мягких игрушек с обсуждением работ. Самостоятельная практическая работа.
Тема 5. Бисероплетение. Приемы работы с бисером – 2 часа.
Теория:
Знакомство с бисером, его видами. Возникновение бисероплетения. Виды материалов и инструменты.
Практическая часть.
Научиться понимать схемы. Изучение работы по схемам.
Тема 6. Выполнение простейших изделий на нитяной основе – 6 часов.
Теория:
Виды простейших изделий на нитяной основы.
Практические часть.
Изучение приемов работы с бисером на нитяной основе. Работа по схемам. Изготовление браслета, серьги, брошка (работа с иглами).
Тема 7.Плетение на проволочной основе – 12 часов.
Теория.
Приемы работы с бисером и проволокой. Материалы и инструменты для работы.
Практическая часть.
Изготовление работ «Ангел», «Березка», «Клубничка». Выставка сувениров из бисера с обсуждением работ. Самостоятельная практическая работа.
Тема 8. Знакомство с видами крючков и ниток. Знакомимся с узорами вязания – 2 часа.
Теория.
История вязания крючком. Виды вязаных изделий. Воздушные петли, начальная петля.
Практическая часть.
Выполнение цепочки из петель.
Тема 9.Основные приемы вязания – 8 часов.
Теория.
Виды приемов вязания. Материалы и инструменты.
Практическая часть.
Изготовление простых изделий «Закладка», «Брелок», помогающих освоить технику вязания крючком: круга, квадрата, треугольника.
Тема 10.Модные вещицы – 14 часов.
Теория.
Виды приемов вязания.
Практическая часть.
Изготовление игрушки, сумочка, цветы. Выставка вязанных изделий с обсуждением работ. Самостоятельная практическая работа.
Тема 11. Итоговая диагностика обучающихся – 2 часа.
Теория. Просмотр и обсуждение работ.
Содержание
2 год обучения
Тема 1. Вводное занятие – 2 часа.
Теория.
Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с планом работы на учебный год. Организация рабочего места для выполнения ручной работы. Цветоведение.
Тема 2. Виды основных швов и мягкой игрушки. Повторение. – 2 часа.
Теория.
Плоская игрушка (бескаркасная, каркасная, объемная: аппликации). Объемная игрушка (бескаркасная, каркасная: простая, сложная). Вспомогательные материалы и инструменты. Особенности пошива мягких игрушек. Повторение.
Практическая часть.
Выполнение простейших швов (за иголку, вперед иголку, петельный шов).Изготовление игрушки-игольницы.
Тема 3. Плоские и объемные игрушки – 20 часов.
Теория.
Выполнение игрушки по своему эскизу. Требования, предъявляемые к отделочному материалу, выкройкам – лекалам, сшивание деталей. Оформление игрушки.
Практическая часть.
Изготовление выкроек-лекал. Сшивание деталей, набивка, оформление работы. Изготовление игрушек: игрушка - копилка, человечек (с каркасом), улитка, новогодний сувенир. Выставка мягких игрушек с обсуждением работ. Самостоятельная практическая работа.
Тема 4. Приемы работы с бисером. Выполнение изделий на нитяной основе. – 8 часа.
Теория:
Основы бисероплетения. Виды материалов и инструменты.Виды изделий на нитяной основы.
Практическая часть.
Изучение приемов работы с бисером на нитяной основе. Работа со схемами. Изготовление колье, брошипо собственной схеме или эскизу (работа с иглами).
Тема 5.Плетение на проволочной основе – 12 часов.
Теория.
Приемы работы с бисером и проволокой (плоские и объемные). Материалы и инструменты для работы.
Практическая часть.
Изготовление работ «Зверушка», «Сирень», «Анютины глазки».Оформление работы по своему эскизу. Выставка сувениров из бисера с обсуждением работ. Самостоятельная практическая работа.
Тема 6.Основные приемы вязания– 2 часа.
Теория.
Виды приемов вязания.
Практическая часть.
Вязание различных видов «столбиков».
Тема 7. Знакомимся с узорами вязания.– 8 часов.
Теория.
Виды вязаных изделий с различными узорами.
Практическая часть.
Техники ажурного вязания. Изготовление изделий «Салфетка».
Тема 8.Модные вещицы – 16 часов.
Теория.
Как и какие изделия можно вязать.
Практическая часть.
Изготовление отдельных элементов объемных цветов, игрушки.Выставка вязаных изделий с обсуждением работ. Самостоятельная практическая работа.
Тема 9. Итоговая диагностика обучающихся – 2 часа.
Теория.
Просмотр и обсуждение работ.
Методическое обеспечение программы
Вместе со словесными методами (рассказ, объяснение, беседа), используются наглядно-иллюстративные (показ, демонстрация наглядных пособий, образцов, схем) и практические (упражнение).
Материальное обеспечение программы:
- помещение (кабинет), учебная доска;
- качественное электроосвещение;
- столы 7 шт. и стулья 13 шт.;
- шкафы для образцов и наглядных пособий;
- инструменты и материалы для рукоделия (иглы разных номеров, цветные нитки х/б и акрил (для вязания), фурнитура для украшения изделий (ленты, пуговицы и т.д.), ткань, крючки разных номеров, набивной материал, клей ПВА, цветной бисер, проволока, леска);
- канцелярские принадлежности;
- компьютер, проектор.
Список литературы для педагога
- Барнден Б. Вязание крючком. Энциклопедия. [Текст] - М.: Изд-во «АРТ-РОДНИК» - 2004. – 257 с.
- Булатов А.А. «Новогодний дизайн» [Текст] / «1001 совет и секрет» - 2015. - № 172. – 35 с.
- Булатов А.А. «Подарки своими руками» [Текст] / «Вяжем для семьи» - 2013. - № 5. – 35 с.
- Булатов А.А. «Подарки своими руками» [Текст] / «Вяжем для семьи» - 2013. - № 9. – 35 с.
- Джонс С. «Вязание крючком для начинающих» [Текст] - М.: Изд-во Астрель; 2008. – 97 с.
- Журнал «Вяжем крючком» [Текст] / - 2016.- № 1. – 17 с.
- Журнал «Ксюша. Для любителей рукоделия» [Текст] / - 2007.-№ 4. – 29 с.
- Журнал «Ксюша. Для любителей рукоделия» [Текст] / - 2008.-№ 12. – 29 с.
- Журнал «Лена рукоделие. Бисер.» [Текст] / - 2017.- № 7. – 33 с.
- Журнал «Лена рукоделие» [Текст] / - 2007.-№ 7. – 33 с.
- Санчук, Т. Бисероплетение на БИС [Текст] / «Воскресная газета» - 2008.- № 5. – 30 с.
- Ярмарка мастеров [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.livemaster.ru/catalogue/aksessuary/breloki?from=40
Рекомендуемый список литературы
для обучающихся
- Белякова, О.В. « 207лучших подарков своими руками» [Текст] Москва: Издательство «Лада», 2009.
- Всероссийский школьный портал [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.schoolbase.ru
- Гашицкая, Р.П., Левина, О. Волшебный бисер. Вышивка бисером. [Текст] – Ростов н/Д.: Проф-Пресс, 2007.
- Кириянова, С. «700 новых узоров для вязания крючком» [Текст] г. Москва: «Внешсигма», 2000.
- Михайлова Т.В. Вязание крючком. Самый понятный пошаговый самоучитель. [Текст] - М.: Изд-во АСТ, 2011.