Версия для слабовидящих

Menu

Образовательные программы - художественное творчество "Рисунок и живопись"

 

 

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «Рисунок и живопись» имеет  художественную направленность, так как создаёт условия для всестороннего развития личности обучающихся, раскрытия их способностей через изобразительное искусство, обеспечивает необходимые условия для самоопределения и творческого труда обучающихся, формирует их общую культуру и разработана на основе программы «Рисунок и живопись» авторов С.Д. Левина, А.М. Михайлова,  А.В. Щербако. В программе заложен базовый уровень сложности содержания учебного материала.

          Программа модифицирована и адаптирована к условиям образовательной среды ДД(Ю)Т имени Лёни Голикова педагогом дополнительного образования Емельяновой Ириной Ремовной, является рабочей программой педагога и оформлена в соответствии с нормативными документами такими, как: указ «О национальной стратегии в интересах детей на 2012-2017 гг., государственная программа РФ «Развитие образования 2013-2020 гг.» от 22.11.2012 г. № 2148-р, Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г. № 1726-р, а также нормами СанПиН 2.4.4.3172-14, утверждёнными постановлением главного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. № 41.

          Программа «Рисунок и живопись» - о красоте, которая нас окружает. Педагог помогает обучающимся увидеть, понять, передать красоту в творческих работах средствами рисунка и живописи. Пусть занятия по этой программе послужат лекарством против негативов, исходящих от компьютерных игр, в этом актуальность данной программы. Программа учит детей быть человеколюбивыми, чувственными ко всему живому на земле, наблюдательными, внимательными к окружающей жизни, подмечать наиболее интересные моменты и рассказывать об этом в своих рисунках.

            Отличительные особенности программы заключаются в её доступности, разнообразии разделов содержания, возможности индивидуального подхода в образовательном процессе. Обучающимся предоставляется возможность отойти от стереотипов в рисовании, развивать творческие способности, координировать работу мозга и моторики рук, проявлять свои личностные способности, демонстрировать хорошие результаты на выставках-конкурсах.

            Данная программа знакомит детей с различными видами изобразительного искусства: графика, живопись, дизайн, декоративно-прикладное творчество, и жанрами: пейзаж, натюрморт, портрет и др.

            В программе предусмотрено знакомство с элементами художественной речи (линия, цвет, форма, объём), заложены задания с последовательным усложнением.  Преподносится понятие о цвете (пятно, прозрачность, тёмный и светлый, локальный цвет, оттенки цвета) в рисовании с натуры.

             Большое место в программе отведено разделу «Композиция», т.к. именно здесь большие возможности для проявления детского творчества.

             Автор  программы предлагает к рассмотрению обучающимся  альтернативу красоте – негативные стороны природы и примеры отрицательного влияния человека на окружающую среду.

В программе темы заданий представлены таким образом, чтобы у обучающихся сформировались представления о системе взаимодействия изобразительного искусства с жизнью человека. Тематика декоративных композиций даёт возможность для проявления детской фантазии, оригинальности, трудолюбия. С целью расширения творческого общения возможны коллективные работы.

            Познакомиться с лучшими образцами народно-прикладного искусства, с фрагментами всеобщей истории изобразительного искусства, творчеством современных художников Новгородской земли дети смогут в разделе «Теория изобразительного искусства». Полученные теоретические знания учащиеся активно используют в своих творческих работах.

            Программа предполагает построение занятий по проблемному принципу, от проблемы – к конкретному заданию. Педагог дополнительного образования, являясь педагогом-художником, должен творчески подойти к данной программе. Определив формы и методы реализации своего художественно-педагогического замысла, педагог может варьировать задания, переставляя в зависимости от ситуации местами. Можно предлагать другие темы заданий, органично входящие в русло программы. Программа не только не ограничивает педагога в его творческих поисках, но, наоборот, служит определённым стимулом к ним.

           Ценностно-целевые ориентиры программы вытекают из основных ценностей и целей дополнительного образования по эстетическому развитию детей Великого Новгорода и концепции программы развития на 2012-2017 г. МАУДО «ДД(Ю)Т имени Лёни Голикова».

Целью программы является формирование художественно развитой личности ребёнка путём целенаправленного воспитания и обучения изобразительному искусству.

          Для достижения данной цели формируются следующие задачи:

- обучающие:     

сформировать понятие о светотеневых отношениях;

познакомить с основами линейной и воздушной перспективой;

изучить принципы построения пространства;

познакомить с пропорциями человеческой фигуры;

познакомить с основными свойствами цвета.

- развивающие:

развивать зрительную память;

развивать творческое воображение, фантазию;

развивать цветоощущение;

формировать способность применять полученные знания и умения в самостоятельной работе;

развивать индивидуальную неповторимость, оригинальность каждого ребёнка.

- воспитывающие:

 

воспитывать терпение, аккуратность, самостоятельность, трудолюбие;

воспитывать интерес к занятию рисованием;

воспитывать доброжелательность, уважение, толерантность;

привитие этических норм.

            В рамках модификации увеличено количество учебных часов. Это является отличительной особенностью предлагаемой программы:

1 год – 144 часа;

2 год – 216 часов;

3 год – 288 часов.

            На 3 году обучения количество занятий увеличено на 2 часа в неделю. Будут предлагаться задания более длительные по времени, направленные на изучение и практическое освоение различных художественных техник, материалов и т.д. Данные изменения также обусловлены необходимостью введения в образовательный процесс учебной практики (пленэра) по рисованию с натуры, что позволяет соединить аудиторную форму занятий с рисованием на свежем воздухе.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 8(10) – 11(13) лет.

Сроки реализации образовательной программы 3 года обучения.

Общая продолжительность обучения составляет 648 часов.

Формы и режим занятий. Основной формой организации обучения является групповая. Наряду с групповой формой работы осуществляется индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода к обучающимся, т.к. результативность усвоения материала каждым ребёнком может быть различной. Дифференцированный подход поддерживает мотивацию обучающихся к предмету и способствует их творческому росту.

           Наполняемость учебной группы в соответствии с нормами СанПиНа. Уменьшение численности на первом году обучения продиктовано возможностью самоопределения ребёнка, выбором им сферы деятельности.

           В группы 2 и 3 годов обучения могут быть дополнительно зачислены обучающиеся по итогам собеседования или пройдя предварительную подготовку в других художественных объединениях.

           1 год обучения – 4 часа в неделю – два раза в неделю по два академических часа продолжительностью 45 минут, с обязательным 10 минутным перерывом между занятиями;

           2 год обучения – 6 часов в неделю – два раза в неделю по три академических часа продолжительностью 45 минут, с обязательным 10 минутным перерывом между занятиями;

           3 год обучения – 8 часов в неделю – три раза в неделю по три и два академических часа продолжительностью 45 минут, с обязательным 10 минутным перерывом между занятиями.

 

 

 

 

 

Планируемые результаты освоения программы.

1 год обучения

Планируемые результаты

показатели

критерии

Методы и формы диагностики

Личностные

Развитие аккуратности, настойчивости при выполнении задания, формирование

опыта взаимодействия в группе;

 ответственность; дисциплинированность

-приходит на помощь другому

-соотносит свои взгляды с взглядами другого, учитывает мнение другого.

-не пропускает занятия без уважительной причине

 

 

- наблюдение анкетирование

Метапредметные

Мотивация к деятельности;

Потребность в саморазвитии;

Умение ставить цель, планировать деятельность;

Обучающийся задает вопросы, ищет и находит дополнительную информацию; организует свое время на занятии и дома; правильно реагирует на замечния

- наблюдение

Предметные

Знает:

-технику безопасности;

-выразительные художественные средства;

-художественные термины: «акварель», «гуашь», «граттаж», «смешанная техника», «прикладное искусство», «натюрморт», «портрет», «пейзаж», «локальный цвет»;

-историю возникновения народного промысла «Городецкая роспись» («Дымковская игрушка»);

-об иллюстрировании книги.

Умеет:

-использовать простейшие смысловые связи между предметами;

-гармонично заполнять поверхность листа;

-в доступной форме отражать в своих рисунках растения, животных;

-смешивать краски на палитре, добиваясь нужного цвета и консистенции;

-свободно работать кистью, без напряжения проводить широкие мазки и тонкие линии;

-передавать локальный цвет предметов.

Критерии оценки контрольного задания за 1 полугодие (промежуточная аттестация):

Оценка «5»

равномерное расположение изображения в плоскости листа;

расположение предметов «ближе, дальше»;

передана в рисунке форма и размер предметов (больше, меньше) относительно друг друга;

передан локальный цвет предметов;

 стремление отобразить детали предметов;

оригинальное решение композиции.

Оценка «4»

равномерное расположение изображения в плоскости листа;

передана в рисунке форма и размер предметов (больше, меньше) относительно друг друга;

передать локальный цвет предметов;

рисунок аккуратный.

Оценка «3»

изображены все предметы мелко и одного размера;

изображения хаотично разбросаны в плоскости листа или расположены в одну линию;

передан локальный цвет предметов;

передана форма предметов.

Оценка «2»

на рисунке не читается изображение;

обучающийся не предпринимал попытку выполнить задание.

 

-зачётное занятие, итоговая выставка.

2 год обучения

Планируемые результаты

показатели

критерии

Методы и формы диагностики

Личностные

Умение выстроить отношения в группе

Не конфликтен, отзывчив, доброжелателен

Наблюдение

Метапредметные

Формирование адекватной самооценки собственных достижений

Доброжелательно выслушивает замечания, пытается их реализовать, старается объективно анализировать свои и другие работы

Наблюдение

Беседа

Предметные

Знает:

-что такое «графика» и «живопись»;

-графические техники;

-что такое свет, тень, полутень;

-представление в линейной и воздушной перспективе;

-о свойствах акварельных и гуашевых красок;

-термины «тоновой и цветовой контрасты», «насыщенность цвета»;

-историю возникновения новгородского промысла «Крестецкая строчка»;

-роль изобразительного искусства в жизни человека в разные времена у различных народов;

-иметь представление об искусстве Древнего мира.

Умеет:

-выполнять композиции в два плана;

-передавать в рисунке пропорции, тональное разнообразие окраски предметов средствами штриха;

-последовательно проводить работу над рисунком: компановка, постановка, выявление формы светотенью;

-отражать единство формы и декора.

Критерии оценки контрольного задания за 1 полугодие (промежуточная аттестация):

Оценка «5»

максимально используется пространство листа;

переданы пропорции предметов относительно друг друга и собственных пропорций предметов;

наблюдается контраст между предметами в тоне;

изображён свет, тень объёмных предметов, блики;

стремление отобразить детали предметов;

обучающийся выполнить работу в заданное время, самостоятельно, качественно;

оригинальное решение композиции.

Оценка «4»

максимально используется пространство листа;

переданы пропорции предметов относительно друг друга. Небольшие отклонения в передаче собственных пропорций предметов;

наблюдается слабый контраст между предметами натюрморта в тоне;

предметы нарисованы плоскими;

обучающийся выполнить работу в заданное время, самостоятельно, качественно.

Оценка «3»

предметы изображены маленькими;

предметы нарисованы плоскими;

наблюдается слабый контраст между предметами натюрморта в тоне;

рисунок выполнен не полностью и небрежно.

Оценка «2»

на рисунке не читается изображение;

обучающийся не предпринимал попытку выполнить задание.

-зачётное занятие, итоговая выставка.

3 год обучения

Планируемые результаты

показатели

критерии

Методы и формы диагностики

Личностные

Развитие художественного вкуса, терпения, воли

Отличает высокохудожественные произведения от других, настойчив и терпелив при достижении результата, волевым усилием может заставить себя отказаться от соблазна

Наблюдение

Беседа

опрос

Метапредметные

Инициативен, коммуникабелен

Проявляет инициативу в выборе способа действия, в построении взаимодействия со значимым другим; легко вступает в общение со сверстниками, доброжелателен

Наблюдение, беседа с окружающи-ми

Предметные

Знает:

-термины «колорит», «цветовой и тоновой рефлекс», «стилизация», «дизайн»;

-основные пропорции фигуры человека;

-основы композиции и использовать в своих работах;

-разнообразие видов изобразительного искусства.

Умеет:

-выполнять трёх плановые композиции;

-использовать знания о линейной и воздушной перспективе в изображении предметов и явлений природы;

-выполнять рисунки от общей формы к частной;

-изображать фигуру человека, учитывая её пропорции;

-использовать шрифт в книжной иллюстрации и плакате;

-работать на заданную тему, используя эскиз и зарисовки;

-вести поисковую работу по подбору наглядного материала для выполнения сюжетных композиций;

-самостоятельно выбирать графические и живописные техники для выполнения композиций.

Критерии оценки контрольного задания за 1 полугодие (промежуточная аттестация):

Оценка «5»

максимально используется пространство листа;

многоплановость;

передан объём изображений (свет, тень);

выполняется рисунок от общей формы к частной;

разнообразная цветовая палитра;

обучающийся выполнить работу в заданное время, самостоятельно, качественно;

оригинальное решение композиции.

Оценка «4»

максимально используется пространство листа;

композиция состоит из 2 планов (не более);

плохо читаем объём предметов;

однообразная цветовая палитра;

обучающийся выполнить работу в заданное время, самостоятельно, в свободной, слегка рискованной манере.

Оценка «3»

допущены ошибки в композиции рисунка;

однообразная цветовая палитра;

рисунок выполнен не полностью и небрежно.

Оценка «2»

на рисунке не читается изображение;

обучающийся не предпринимал попытку выполнить задание.

-зачётное занятие, итоговая выставка.

 

Итоговая аттестация проводится в форме просмотра учебных работ.

 

Критерии оценки работ обучающихся

 

ГРУППА 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Просмотр учебных работ обучающихся

Отметка  «5»

1) равномерное расположение изображения в плоскости листа;

2) расположение изображений в 2 плана;

3) разнообразие размеров нарисованных предметов;

4) изображён локальный цвет предметов;

5) стремление отобразить детали предметов;

6) оригинальное видение тем;

7) наблюдается рост владением изобразительных навыков;

8) учебные задания выполнены все.

Отметка  «4»

1) равномерное расположение изображения в плоскости листа;

2) расположение изображений в 2 плана;

3) изображён локальный цвет предметов;

4) узнаваемость предметов и образов;

5) учебные задания выполнены на 80-90%.

Отметка  «3»

1) изображения на рисунках мелкие;

2) раскраска цветом;

3) форма изображений искажена;

4) узнаваемость предметов и образов плохая;

5) учебные задания выполнены более 50%.

 

ГРУППА 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Просмотр учебных работ обучающихся

Отметка  «5»

1) максимально используется пространство листа;

2) переданы пропорции изображений относительно друг друга;

3) наблюдается тоновой и цветовой контраст между изображениями;

4) многоплановость,

5) разнообразная цветовая палитра;

7) оригинальность решения темы;

8) стремление отобразить детали предметов;

9) наблюдается рост владением изобразительных навыков;

10) учебные задания выполнены все.

Отметка  «4»

1) максимально используется пространство листа;

2) переданы пропорции изображений относительно друг друга.

    Небольшие отклонения в передаче собственных пропорций;

3) наблюдается слабый контраст между изображениями в тоне;

4) узнаваемость предметов и образов,

5) разнообразная цветовая палитра;

6) учебные задания выполнены на 80-90%.

Отметка  «3»

1) предметы изображены маленькими;

2) однообразная цветовая палитра;

3) рисунки выполнены не полностью и небрежно;

4) наблюдается слабый контраст между изображениями в тоне;

5) учебные задания выполнены более 50%.

 

ГРУППА 3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Просмотр учебных работ обучающихся

Отметка  «5»

1) оригинальность композиций;

2) перспективность изображения;

3) богатая оттенками цветовая палитра;

4) переданы пропорции изображений;

5) стремление к новизне;

6) хорошее владение материалом;

7) учебные задания выполнены все.

Отметка  «4»

1) наблюдается рост навыков владением материалом;

2) хорошо используется пространство листа;

3) наблюдается тоновой и цветовой контраст между изображениями;

4) разнообразная цветовая палитра;

5) рисунки выполнены в свободной, слегка раскованной манере.

6) учебные задания выполнены на 80-90%.

Отметка  «3»

1) допущены ошибки в композициях;

2) однообразная цветовая палитра;

3) рисунки выполнены не полностью и небрежно;

4) учебные задания выполнены более 50%.

 

Определение результативности реализации данной программы проходит в формеконтроля /аттестации, прежде всего, сформированных предметных знаний и умений:

текущая (выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);

промежуточная (проверяется уровень освоения обучающимися программы за полугодие);

итоговая (определяется уровень освоения программы за учебный год).

Формы аттестации:

- беседа (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала);

- через отчётные просмотры оконченных работ;

- в виде итоговых выставок с дальнейшим обсуждением.

           Во время отчётных просмотров по окончании каждого из трёх лет обучения определяются, прежде всего, практические умения и навыки обучающихся.

           Оценка уровня знаний, умений и навыков обучающихся производится по 5-балльной системе.

Формами подведения итогов реализации данной программы являются:

 участие в итоговых выставках Дворца (декабрь, май);

 участие в выставках различного уровня (в течение года);

участие в конкурсах различного уровня (в течение года);

           по итогам освоения программы каждый обучающийся получает соответствующий документ (свидетельство) ДД(Ю)Т им. Лёни Голикова.

 

Учебно-тематический план

1 год обучения

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

2

2

-

беседа

2.

Рисование и живопись отдельных предметов и их групп.

20

5

15

выставка

3.

Рисование и живопись по памяти, по наблюдению.

28

7

21

просмотр, выставка

4.

Рисование и живопись композиций на заданные темы.

60

5

55

выставка

5.

Декоративные и прикладные работы, моделирование и конструирование.

20

4

16

просмотр, выставка

6.

Восприятие явлений действительности и произведений искусства.

8

8

-

беседы, экскурсии.

7.

Подведение итогов, оформление выставок.

6

-

6

выставка

 

Всего

144

31

113

 

2 год обучения

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

2

2

-

беседа

2.

Рисование с натуры.

36

4

32

просмотр, выставка

3.

Композиция.

106

6

100

выставка

4.

Декоративно-прикладное творчество.

52

4

48

просмотр, выставка

5.

Теория изобразительного искусства.

11

11

-

беседы, экскурсии.

6.

Подведение итогов, оформление выставок.

9

-

9

выставка

 

Всего

216

27

189

 

3 год обучения

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

2

2

-

беседа

2.

Рисование с натуры.

94

6

88

просмотр, выставка

3.

Композиции тематические.

Композиции декоративные и композиции с элементами дизайна.

50

118

2

6

48

112

выставка

просмотр, выставка

4.

Теория изобразительного искусства.

15

15

-

беседы, экскурсии.

5.

Подведение итогов, оформление выставок.

9

-

9

выставка

 

Всего

288

31

257

 

 

Содержание

1 год обучения

Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности (2 часа).

Теория (2 часа) – Организационная часть. Знакомство с программой. Проведение инструктажа по технике безопасности (правила поведения на занятиях, переменах, ПДД, противопожарная защита, антитеррористическая безопасность, массовые мероприятия, экскурсии, пленэр).

Тема 2. Рисование и живопись отдельных предметов (20 часов).

Теория (5 часов) – понятие о разнообразии геометрических форм, об объёме, о композиции, о линиях. Начальные сведения о теории цвета (цветовой круг, основные цвета). Особенности живописи акварельными красками. Локальный цвет предмета, цветовая насыщенность. Понятие о пропорциях предмета.

Практика (15 часов) – примерные задания

- рисунок геометрических тел;

- рисунок отдельно стоящих предметов;

- рисунок натюрморта из одного – двух стоящих предметов на тоновые отношения и передачу объёма предмета;

- живописное исполнение натюрморта «Цветы в вазе» (задание на насыщенность цвета);

- живописное исполнение натюрморта из двух предметов «Фрукты, овощи» (задание на локальный цвет предмета);

- зарисовки объектов растительного мира на пленэре (отдельные растения – крапива, лопух, одуванчик и др.; ветки цветущего дерева; отдельно стоящие деревья – липа, ива, берёза и др.).

Тема 3.Рисование и живопись по памяти, по наблюдению (28 часов).

Теория (7 часов) – понятие об акварельной технике «по-мокрому»; знакомство с приёмами изображения птиц и животных, наблюдаемых детьми в окружающей жизни, понятие о разнообразии искусств; дать ответ на вопрос «Что такое композиция?»; понятие о графической технике «граттаж».

Практика (21 час) – выполнение промерных заданий:

Времена года:

- рисование и живопись животных. Птиц, обитающих в новгородских лесах (техника «по-мокрому», восковые мелки);

- изображение разных состояний неба (акварель).

Экзотические места земного шара:

- рисование и живопись экзотических животных, птиц, рыб

- изображение разных состояний воды (восковые мелки, акварель).

- изображение космоса (граттаж).

Искусство цирка:

- изображение клоунады (гуашь);

- рисование акробатов (фломастеры, цветные карандаши).

Искусство балета, музыки:

- портрет балерины (чёрная акварель и белая гуашь);

- рисование музыкальных инструментов.

Искусство дизайна:

- интерьер «Моя комната» (акварель, гуашь, штамп).

Искусство костюма:

- карнавальный костюм (акварель, фломастеры).

Тема 4.Рисование и живопись композиций на заданные темы (60 часов).

Теория (5 часов) – понятие об устойчивости в композиции. Содержательности первого плана; линии горизонта; понятие своеобразности силуэта; «композиционный центр»; понятие об оформлении книги; учить различать красивое и безобразное в жизни.

Практика (55 часов) – выполнение примерных заданий:

Времена года

- композиции: «В лесу зимой», «Зимние каникулы» (гуашь и акварель – светлым по тёмному фону), «Закат солнца» (тёмным по светлому фону), «Весна. Вид из окна» (акварель, гуашь).

Экзотические места земного шара

- композиции: «В тропиках», «Извержение вулкана», «У водопада», «Мировой океан», «В горах» ( акварель, гуашь, восковые мелки, граттаж, цветные карандаши, тушь и перо, мелки).

Искусство цирка

- композиции: «На арене» (акварель), «Цирковой номер» (гуашь).

Искусство танца

- композиция «Хоровод» коллективная работа или работа в парах (смешанная техника).

Искусство музыки

- композиции: «Играй гармонь», «Квартет», «Концерт», «Музыка» (смешанная техника).

Искусство литературы

- иллюстрации к сказкам Г.Х.Андерсена.русским народным сказкам (по сказкам Д.Балашова, по собственному выбору обучающихся). Иллюстрация к стихам К.Чуковского, С.Есенина. Эскиз оформления разворота книги (акварель.Тушь и перо).

Охрана природы и человека

- композиции: «Секреты выживания» (коллаж), «Защита животных», «Путешествие инопланетян» (смешанная техника).

Тема 5.Декоративные и прикладные работы, моделирование и конструирование (20 часов).

Теория (4часа) – дать понятие о декоративных композициях; объяснить значение «узора» и «орнамента» в оформлении предмета; изучить технику выполнения гравюры на картоне; рассказать об истории происхождения народных промыслов «Городецкая роспись» или «Дымковская игрушка»; использовать природный материал в создании декоративных композиций.

Практика (16 часов) – выполнение примерных заданий:

Времена года

- декоративная композиция «Бабочка»;

- декоративная композиция из природного материала «Сказочная птица» (аппликация);

- исполнение эскиза костюма Деда Мороза (бумажная пластика).

Искусство дизайна

- эскиз орнаментальной решётки (тушь, перо).

Искусство цирка

- декоративная композиция «Слон», «Собачка» (гравюра на картоне).

Народное искусство

- дымковская игрушка (пластилин, гуашь);

- эскиз росписи разделочной доски в Городце (гуашь).

Тема 6.Восприятие явлений действительности и произведений искусства (8 часов).

Занятия-беседы (4 часа):

 «Творчество художника-иллюстратора», «Оформление книги», «Театральный костюм».

Занятия-экскурсии(4 часа):

тематические выставки новгородских музеев, экскурсии по городу.

Тема 7. Подведение итогов. Оформление выставок. (6 часов).

Подведение итогов(4 часа):

контрольное занятие (конец 1 полугодия)

примерные задания:

- рисование с натуры натюрморта «Фрукты» (акварель);

- рисование с натуры коробки (карандаш);

- эскиз заглавной буквицы (фломастеры);

- эскиз композиции пейзажа с видимой линией горизонта.

           По итогам работы за 1 и 2 полугодия оформление выставок детских рисунков (декабрь, май).

           Участие в городских, областных и других выставках, конкурсах и фестивалях.

 

2 год обучения

Тема 1.Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности (2 часа).

Теория (2 час) – решение организационных вопросов, знакомство с программой, инструктаж по технике безопасности (правила поведения на занятиях, переменах, ПДД, противопожарная защита, антитеррористическая безопасность, массовые мероприятия, экскурсии, пленэр).

Тема 2. Рисование с натуры (36 часов).

Теория (4 часа) – понятие о пропорциях человеческой головы; подходы в рисовании гипсовых розеток; понятия о кратковременных зарисовках; знакомство с графической техникой «гризайль»; исполнение «полутеней», «бликов» в изображении трёхмерной формы.

Практика (32 часа) – выполнение примерных заданий:

- рисование натюрмортов («гризайль»);

- рисование гипсовых розеток (карандаш);

- зарисовки человеческой фигуры (карандаш, тушь и перо);

- портреты (карандаш, сангина и уголь);

- этюды натюрмортов из 2-3 предметов, закрепляющие навыки по цветовому контрасту. Насыщенности цвета;

- пейзаж «Вид из окна»;

- пленэр (зарисовки объектов растительного мира, зарисовки группы деревьев с фрагментами архитектуры).

Тема 3.Композиция (106 часов).

Теория (6 часов) – познакомить с разнообразием культур, на примере искусства Европы, Средней Азии, Юго-восточной Азии, России и др.; понятие о двух плановой сюжетной композиции; использование предварительных эскизов в процессе создания сюжетной композиции, понятие «силуэт».

Практика (100 часов) – выполнение примерных заданий:

Культура Древнего Египта:

- композиции «Путешествие в историю Древнего Египта», «Клеопатра – царица египетская».

Искусство Древней Греции и Римской империи:

- иллюстрации древнегреческих мифов,

- композиция «Олимпийские игры»,

- композиция «Древняя Спарта».

Искусство Японии, Китая:

- иллюстрации японских стихов и сказок,

- композиция «Путешествие по Китаю».

Культура Средней Азии:

- композиции «Восточный базар», «Караван в пустыне», «Послы с Востока», «Восточный танец».

Культура Западной Европы:

- композиция «Замок».

Культура России:

- композиции: «В русской избе», «Хоровод», «Масленица», «Чаепитие», «На торгу», «Зимняя картинка».

Тема 4.Декоративно-прикладное искусство (52 часа).

Теория (4 часа) – рассказать об истории возникновения новгородского промысла «Крестецкая строчка»; понятие о стилизации, понятие особенностей техник «монотипии», «витража», «аппликации».

Практика (44 часа) – выполнение примерных заданий:

- импровизация на тему «Древние образы в вышивках на полотенцах»;

- эскиз вышивки «Крестецкая строчка» (чёрная бумага, белила);

- аппликация «Цветок» (лоскуты тканей,  цветная бумага);

- витраж (по собственному выбору детей);

- монотипия (цветная, одноцветная) «Осень», «Цветы», «Грибы»;

- карнавальная маска (конструирование из бумаги)

- мобильная композиция из бумаги (коллективная работа);

- работа с природным материалом.

Тема 5.Теория изобразительного искусства (11 часов).

Занятия-беседы (8 часов):

- виды изобразительного искусства. Графика и живопись;

- искусство Древнего Египта;

- искусство Древней Греции;

- древнерусское искусство;

- искусство Востока;

- архитектура Великого Новгорода;

- архитектура Западной Европы.

- быт новгородских крестьян конца 19 века.

Занятия-экскурсии (3 часа):

Тематические выставки в музеях Великого Новгорода.

Тема 6.Подведение итогов. Оформление выставок. (9 часов)

Подведение итогов (6 часов):

контрольное задание (конец 1 полугодия):

примерные задания:

- рисование с натуры натюрморта (чёрная акварель);

- эскиз оформления декоративного блюда;

- рисование с натуры пейзажа «Вид из окна».

           По итогам работы за 1 и 2 полугодия оформление выставок детских рисунков (декабрь, май).

           Участие в городских, областных выставках, конкурсах и фестивалях.

 

3 год обучения

Тема 1.Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности (2 часа).

Теория (2 час) – организационная часть, знакомство с программой, инструктаж по технике безопасности (ПДД, противопожарная защита, антитеррористическая безопасность, правила поведения на массовых мероприятиях, на занятиях и переменах во ДДЮТ, на экскурсиях, пленэре).

Тема 2. Рисование с натуры (94 часа).

Теория (6 часов) – понятие о линейной и воздушной перспективе; рассказать о способах передачи материальности предметов, о способах передачи движения человеческой фигуры; познакомить с разнообразием живописных манер в акварельной технике; понятия и отличия реалистического и декоративного натюрмортов; понятие о тёплой и холодной цветовой гамме; понятие «цветовой  и тоновой рефлекс», «колорит».

Практика (88 часов) – выполнение примерных заданий:

Натюрморт:

/ кратковременные постановки (карандаш). В содержание работы входит изучение массы, формы предмета, сокращения окружностей, перспективного изменения формы в пространстве при расположении выше и ниже линии горизонта;

/ натюрморты с тематическим содержанием. Развитие навыков в передаче объёмной формы предметов и их материальности при рассеянном и направленном освещении;

примерные задания в натюрморте:

/ этюды драпировок;

/ натюрморт с гипсовой вазой или розеткой;

/ натюрморт из предметов национального быта;

/ натюрморт в тёплой и холодной гамме.

Изображение пейзажа и архитектуры:

/ изображение пейзажа и архитектуры по памяти и с натуры для подготовительного материала к сюжетным композициям;

/ зарисовки фрагментов архитектурных ансамблей;

/ зарисовки особенностей архитектурного стиля прошлых веков и современного;

/ перспективное видение в пространстве улиц и площадей.

Пленэр:

/ зарисовки объектов архитектурных ансамблей (элементов здания, отдельно стоящих зданий);

/ городской и сельский пейзаж.

Изображение человека:

/ зарисовки человеческой фигуры в разных позах для передачи пропорций, движения, характера фигуры, в помощь тематическим композициям;

/ рисунки частей лица из гипса;

/ рисунки гипсовой головы;

/ портрет, автопортрет.

Тема 3.Композиции (168 часов).

Теория (8 часов) – понятие о трёх плановой сюжетной композиции; понятие о равновесии, симметрии, асимметрии в композиции; рассказать об абстрактном искусстве; понятие об искусстве шрифта; понятие об искусстве дизайна, афише-плакате.

Практика (160 часов) – выполнение заданий:

Тематическая композиция (48) часов:

- «Иностранные послы в Древнем Новгороде», «Освоение Арктики», «Научные открытия», «К юбилейным датам», «Путешествие», иллюстрации к литературным произведениям (исторический жанр);

- «Сюжеты из Библии» (библейский жанр);

- «Промыслы новгородских крестьян», «Народные праздники», «Труд», «У газетного киоска» (бытовой жанр);

- «Семейный портрет», «Портрет на фоне окна» (жанр портрета);

- перспектива улицы, площади (жанр пейзажа).

Декоративные композиции. Композиции с элементами дизайна (112 часов);

примерные задания:

- декоративная композиция «Ваза», «Улитка», «Дерево»;

- декоративный натюрморт;

- «Символ года»;

- дизайн костюма;

- оформление интерьера комнаты;

- шрифтовые композиции (цветная тушь, акварель);

- эскиз поздравительной открытки (бумажная пластика, акварель);

- эскиз афиши-плаката карнавального представления, программы цирка (гуашь, коллаж);

- эскиз вывески, эмблемы, торгового знака;

- экслибрис;

- декоративная композиция «Букет из осенних листьев».

Тема 4.Теория изобразительного искусства (15 часов).

Занятия-беседы (10 часов):

- жанры изобразительного искусства;

- жанр натюрморта;

- жанр портрета;

- исторический жанр;

- бытовой жанр;

- библейский жанр;

- батальный жанр;

- жанр пейзажа;

- искусство эпохи Возрождения;

- современное искусство.

Занятия-экскурсии (5 часов):

Персональные выставки художников, тематические выставки новгородских музеев.

Тема 5.Подведение итогов. Оформление выставок. (9 часов)

Подведение итогов (6 часов):

контрольное занятие (конец 1 полугодия)

примерные задания:

- стилизация «Яблоко», «Очки», «Ёлка» и др.;

- шрифтовая композиция;

- рисование с натуры драпировки (карандаш, акварель).

           По итогам работы за 1 и 2 полугодия оформление выставок детского рисунка (декабрь, май).

           Участие в городских, областных и других выставках, конкурсах и фестивалях.

 

Список литературы для педагога.

Барщ А.В. Наброски и зарисовки. – М., 2003

Белютин Э.М. Изобразительное искусство.ч.1 – 3.

Бунатян Г.В. Оград узор чугунный. – М., 1990

Гусакова М.А. Аппликация. – М., Просвещение, 1987

Журналы «Юный художник» – 1989 – 2010

Костерин Н.П. Учебное рисование. – М., 2001

Луковенко Б.А. Рисунок пером. – СПб., Кристалл, 2001

Михайлов А.М. Искусство акварели. – М., Изобразительное искусство, 1995

Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд. – М., МИПКРО, 2003

Неменский Б.М. Образовательная область «искусство». – М., ГОМЦ Школьная книга, 2000

Полунина В.Н. Искусство и дети. – М., Правда, 1982

Смит С. Рисунок, Полный курс. – М., Внешсигма,1997

Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. –  Обнинск.,1999

Сайт клуба развития личности «Тигель» - http: //www. tigelclub. ru/index. Php

Сайт Википедии -  http://ru.wikipedia.org/wiki

Сайт «Картинная галерея»  - http://ruslandscape.narod.ru/

Сайт «Витражи в России» - http://www.vitroart.ru/

Сайт «График» (современные российские художники) - http://graphic.org.ru/

Список литературы для обучающегося

Алексеева В.В.Что такое искусство. – М., Советский художник, 1991

Барщ А.В. Наброски и зарисовки. – М., 2003

Белашов А.М  Как рисовать животных. – М., Юный художник, 2002

Дикинс Р., Маккаферти Я.  Как научиться рисовать лица. – М., 2002

Журналы «Юный художник» – 1989 – 2010

Иванов В.И. О тоне и цвете (в 2-х частях). – М., Юный художник  2001 - 2002

Лахути М.Д.  Как научиться рисовать. – М., РОСМЭН, 2000

Панов В.П. Искусство силуэта. – М., Юный художник, 2005

Ткаченко Е.И. Мир цвета. – М., Юный художник, 1999

Уотт Ф. Я умею рисовать. – М.,  РОСМЭН, 2003

Шабаев М.Б. Цветные карандаши. – М., Юный художник, 2002

Интернет ресурсы:

Сайт Википедии -  http://ru.wikipedia.org/wiki

Сайт «Картинная галерея»  - http://ruslandscape.narod.ru/

Сайт «Витражи в России» - http://www.vitroart.ru/

Сайт «График» (современные российские художники) - http://graphic.org.ru/

 

 

 

Методическое обеспечение программы.

Методы, используемые при реализации программы: беседа, диалог, индивидуальные консультации, коллективные обсуждения, изучение и анализ образцов, восприятие искусства, наблюдения, упражнения, игровые ситуации, вариации, импровизации, экспериментирование, сотворчество.

Дидактический материал:

Таблицы:

«Народные промыслы»,

«Цветовой круг»,

«Изображение человеческой фигуры,

«Перспектива»,

«Тональные отношения в рисунке»,

Элементы росписи «Хохломская роспись», «Городецкая роспись», «Гжельская роспись».

«Основные элементы построения древнерусской архитектуры».

Натурный фонд:

Гипсовые предметы (геометрические фигуры, орнаменты, головы с античных слепков),

Предметы быта различной формы, цвета и фактуры (бутылки разной формы, вазы, чашки, стаканы, кофейники, чайники, книги, корзины и т. д.),

Муляжи (овощей, фруктов, грибов),

Драпировки (однотонные – различные по цвету, с орнаментом, разной фактуры),

Музыкальные инструменты,

Фотографии, иллюстративный книжный материал, репродукции картин художников.

Материально – техническое оснащение занятий:

 1. Кабинет, соответствующий санитарно-гигиеническим требованиям.

 2. Доска – 1 штука.

 3. Столы.

 4. Стулья.

 5. Мольберты.

 6. Софиты на подставках.

 7. Подиум.

 8. Стеллажи для хранения натурного фонда и работ обучающимся.

 9. натурные столики.

10. Складные стулья для пленэра.

11. Планшеты для пленэра.

Инструменты и приспособления:

1. Безопасные ножницы.

2. Линейки.

3. Кнопки.

4. Кисти мягкие и щетинистые разной толщины.

5. Указка.

6. Перья тонкие и плакатные.

7. Скотч, креп.

Материалы:

 1. Акварельные краски.

 2. Гуашь.

 3. Восковые мелки.

 4. Тушь.

 5. Пастель.

 6. Сангина.

 7. Темпера.

 8. Графитные карандаши.

 9. Мел.

10. Уголь.

11. Водоэмульсионные белила.

12. ПВА, клей.

13. Цветная бумага, белая бумага, картон, ватман.

14. Гелевые ручки.

15. Пластилин.

16. Разбавитель для красок.

17. Фиксатив для пастели.

  

 

 

Авторизация