Версия для слабовидящих

Menu

Программа "Сольфеджио"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа  «Сольфеджио» базового уровня имеет художественную направленность, так как способствует развитию личностных качеств ребенка в процессе воспитания его художественного мышления в музыкальной деятельности. Данная программа создает условия для расширения общего музыкального кругозора, содействует развитию музыкального вкуса у детей, так как основывается на лучших образцах отечественной и зарубежной народной и классической музыки. Программа помогает выявлению и развитию музыкальных способностей обучающихся. В ходе ее реализации стимулируются творческие задатки детей, что содействует более активной музыкальной деятельности. Освоение детьми на практике законов музыки учит их понимать и любить этот вид искусства.

         Программа дополнительного образования «Сольфеджио» является модифицированной и разработана на основе  типовой программы «Сольфеджио». Программа для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств, вечерних школ общего музыкального образования» -  автор Калужская Т.А., под редакцией Ташаева И.В., Ушкова М.П., М.:1984 г.Данная программа оформлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,   методическими рекомендациями Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242, с учетом требований Положения о порядке оформления программ  дополнительного образования  детей в образовательных учреждениях Великого Новгорода. А также, в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 г. Москва «Об утверждении  СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»» и информационного письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 11.12.06 № 06-1844. Данная программа является рабочей программой педагога.

Данная программа актуальна, так как в ней заложена основа для разносторонней деятельности детей, позволяющая каждому учащемуся не только развить присутствующие в нем общие музыкальные задатки, но и активно участвовать в выявлении сильных сторон своих индивидуальных способностей – склонность к логическому мышлению, стремление выразить себя через  сольные виды деятельности (например, сольфеджирование и исполнение собственных сочинений), умение четко выполнять теоретическиезадания и прочее. Через успешность в отдельных видах деятельности достигается общая положительная мотивация каждого ребенка к предмету.

Педагогическая целесообразность программы как обязательного предмета образовательного цикла Детской хоровой капеллы выразилась в необходимости тесной связи с деятельностью Детской хоровой капеллы. Работа в классе сольфеджио знакомит обучающихся с техническими особенностями и выразительными возможностями элементов музыкальной речи, а также формирует и совершенствует базу для решения задач хорового, вокального и инструментального исполнительства. Введение данной программы позволяет достичь тех требований, которые предъявляются к уровню подготовленности обучающихся, необходимому для успешного освоения произведений хорового репертуара. Программа предусматривает возможность профессиональной музыкальной ориентации  одаренных выпускников.

Целью программыявляется воспитание эстетически развитой личности, способной к активному творческому сотрудничеству, грамотному, художественно осмысленному восприятию и исполнению музыки через создание базы знаний о музыкальном языке, формирование музыкальных навыков и развитие  творческой активности учащихся.

Достижению поставленной цели способствует решение следующих приоритетных задач:

  • Обучающие:

ü   Обучение навыку интонационно-точного исполнения выученных и незнакомых мелодий;

ü    Обучение умению исполнять один из голосов несложных двухголосных фрагментов произведений;

ü    Обучение записи по слуху несложных мелодий, цепочек интервалов и аккордов;

ü    Обучение  обучающихся комплексу знаний по теории элементов музыки и навыков по их применению в практической деятельности;

ü   Обучение навыку подбора по слуху мелодий и аккомпанемента.

  • Развивающие:

ü   Формирование и развитие музыкального слуха через слуховые упражнения;

ü   Развитие музыкальной памяти как основы исполнения и восприятия музыки;

ü   Развитие чувства метроритма при помощи комплекса метроритмических упражнений и заданий;

ü   Развитие творческого потенциала детей, реализация их потребности в самовыражении путем включения в учебный процесс творческих заданий, нетрадиционных форм уроков и т.д.

  • Воспитывающие:

ü   Воспитание коммуникативных способностей учащихся через сотрудничество в течение учебного процесса, обсуждение поставленных задач, путей и результатов их выполнения;

ü   Воспитание у учащихся музыкально-эстетического вкуса через исполнение и слуховой анализ мировых музыкальных шедевров;

ü   Воспитание ответственной и морально устойчивой личности с активной жизненной позицией, формирующейся  в процессе обучения в объединении;

ü   Подготовка учащихся к поступлению в профессиональные учебные заведения.

Отличительными особенностями программы являются некоторые изменения в содержании типовой программы, необходимые для успешного освоения произведений хорового репертуара, многие из которых обладают достаточно сложной ладогармонической организацией. В связи с этим  расширено содержание разделов «Лад. Тональность» и «Аккорды».

В данном варианте программы в разделе «Лад. Тональность» диатонические лады народной музыки, рекомендуемые в программе ДМШ в качестве ознакомительного материала, являются обязательными для изучения и практического освоения. Раздел дополнен темами «внеладовые звукоряды» (целотонная гамма, гамма Римского-Корсакова), и три вида мажора. На более раннем, чем в ДМШ, этапе изучаются и осваиваются на практике темы «параллельные тональности», «внутриладовый хроматизм», «гармонический мажор», «модуляция в тональности I  степени родства».

Раздел «Аккорды» дополнен следующими темами: II7, D/D, VI53, N6, D9 прерванный оборот, второстепенные септаккорды. В связи с расширением перечня изучаемых аккордов становится возможной активная внетональная работа не только с трезвучными, но и четырехзвучнымиакордовыми структурами.

Наряду с этим из программы практически исключена работа над многоголосием в виде целостного исполнения двух - трехголосных художественных или инструктивных примеров, являющегося обязательной формой работы на уроках сольфеджио в ДМШ. Этот шаг оправдан тем, что в условиях детской хоровой капеллы многоголосное пение является прерогативой хора. При этом, однако, многоголосные упражнения составляют значительную часть работы в разделах «Интервалы», «Аккорды», в творческих заданиях, а так же могут использоваться в работе над музыкальным диктантом (двухголосные диктанты для продвинутых групп на заключительном этапе обучения).

Программа предусматривает работу с обучающимися7-16 лет и рассчитана на 7 лет обучения.  Процесс обучения  делится на два этапа:

  • Начальный – 1-3 годы обучения
  • Старший – 4-7 годы обучения

Формы и режим занятий. Программа предусматривает занятия в группах численностью от 8 до 12 человек, а также в микрогруппах по 2 – 3 человека. В процесс занятия включается самостоятельная работа, а также работа в подгруппах.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу продолжительностью 45 мин. Общая продолжительность курса составляет 72 академических часа в год. Из них на освоение нового материала отводится  40 часов, на повторение и закрепление –  16 часов, на контрольно-проверочные мероприятия –  16 часов.

Работа в классе сольфеджио включает в себя следующиеразделы:

  1. Лад. Тональность. Задача этого раздела является усвоение учащимися теоретических сведений об основных ладах (мажор, минор),  их возможных модификациях и формирования навыков практического применения в различных формах работы.
  2. Интервалы. Работа в рамках этого раздела направлена на теоретическое усвоение и практическую апробацию учащимися структурных особенностей и выразительных возможностей интервалов как одного из важнейших элементов музыкальной речи.
  3. Аккорды. В задачу этого раздела входит формирование у учащихся представления о структурных особенностях различных видов аккордов, их сонористической характеристики и возможной функциональной принадлежности.
  4. Метроритм. Задачей раздела является осознание учащимися метроритмов в качестве основного организующего фактора музыки как процессуального вида искусства; усвоение основных характеристик и выразительных возможностей стабильных и подвижных ритмических фигур в условиях простых и сложных размеров.

Результатом обучения учащихся первого года является:

ü     Освоение понятий лад, тональность, устойчивые и неустойчивые ступени, опевание, разрешение,  тетрахорд. Определение ключевых знаков в пройденных мажорных тональностях и овладение навыком транспонирования. Определение на слух ступеней в ладу.

ü   Освоение понятия «Интервал», знание названий восьми основных интервалов, умение их строить, играть  и отличать на слух консонанас от диссонанса.

ü    Освоение понятий: трезвучие и септаккорд. Умение определять, строить, интонировать Т5/3. Умение строить, находить, исполнять на инструменте Т5/3, S5/3, D5/3, вв.7

ü    Освоение (умение определять, дирижировать) основных размеров 2/4, 3/4, 4/4. Умение определять и исполнять ритмические группы с использованием целых, половинных, четвертных и восьмых длительностей и  пауз. Осознание понятия «затакт» и умение исполнять мелодии, начинающиеся с затакта. Умение группировать длительности в указанных размерах.

Результатом обучения учащихся второго года является:

ü Освоение тональностей (мажорных и минорных) до двух ключевых знаков включительно, трех видов минора (умение строить, определять в нотном тексте, исполнять), понятия параллельных тональностей, определение знаков в пройденных минорных тональностях. Уверенное владение навыком транспонирования. Освоение понятия «главные ступени лада», подбор к мелодии и игра  аккомпанемента из главных ступеней лада.

ü Умение дифференцировать интервалы на консонансы и диссонансы, строить и играть чистые, малые и большие интервалы вне лада и различать их на слух, освоение понятия «тритон», а также ув.2 и ум.7 в гармоническом миноре. Освоение правила обращения интервалов.

ü Уверенно исполнять, строить, определять и петь трезвучия главных ступеней в мажоре и гармоническом миноре. Уметь строить и исполнять обращения Т5/3. Умение строить обращения S5/3, D5/3, а также Ум вв.7 в гармоническом миноре.

ü Осознание и овладение пунктирным ритмом четверть с точкой и восьмая, а также запись и исполнение  группы из четырех шестнадцатых в пройденных размерах (2/4, 3/4, 4/4). Владение понятиями «вокальная и инструментальная группировка нот»

Результатом обучения учащихся третьего года является:

ü Знание, умение играть и интонировать все пройденные тональности до трех знаков включительно. Уверенное владение понятием «параллельные тональности» (умение находить, определять ключевые знаки).

ü    Построение вне лада всех диатонических интервалов с применением знаков альтерации. Освоение правил построения интервалов на ступенях мажорного лада (в том числе тритонов), развитие навыка интонирования, игры и определения на слух несложных интервальных цепочек в ладу (преимущественно в мажоре). Освоение разрешения интервалов в ладу.

ü    Овладение навыком построения и исполнения на инструменте обращений главных трезвучий, вв.7 и D7. Умение применить главные трезвучия в подборе несложного аккомпанемента к мелодии. Умение находить и интонировать трезвучия главных ступеней в мелодии и музыкальном диктанте. Умение определять на слух и строить четыре вида трезвучий вне лада.

ü    Сольфеджирование и пение с листа в пройденных размерах, включая 3/8. Умение исполнять ритмические фигуры с применением двух шестнадцатых и одной восьмой в размерах 2/4, 3/4, 4/4, а также характерных ритмоформул размера 3/8. Овладение особенностями группировки и навыком дирижирования в размере 3/8. Овладение навыком записи и исполнения слигованных нот.

Результатом обучения учащихся четвертого года является:

ü   Свободное владение тональностями до четырех знаков включительно, умение определять знаки в пройденных тональностях. Уверенное интонирование пройденных ладов.

ü    Освоение правил построения интервалов на ступенях минорного  лада (в том числе тритонов гармоническом миноре с разрешением), развитие навыка интонирования, игры и определения на слух несложных интервальных цепочек в ладу (в мажоре и миноре).

ü    Развитие навыка интонирования, игры и определения на слух несложных аккордовых цепочек в ладу (в мажоре и миноре). Освоение обращений  D7 в мажоре и гармоническом миноре с разрешением, определение этих аккордов в ладу  на слух по разрешению, вне лада – по местонахождению секунды. Умение строить и исполнять VI5/3,  VII5/3,  VII7 в пройденных тональностях, освоение и определение на слух прерванного оборота. Умение определять и строить вне лада четыре вида трезвучий,  М6, М64, Б6,и Б64.

ü    Освоение размера 6/8 (особенности группировки длительностей, дирижирование, сольфеджирование и пение с листа). Овладение навыком исполнения внутритактовой синкопы, триолей и пунктирного ритма восьмая с точкой и шестнадцатая в пройденных размерах.

Результатом обучения учащихся пятого года является:

ü Прочное освоение понятия «квинтовый круг тональностей» и умение находить знаки в тональностях, используя систему поиска знаков с помощью квинтового круга тональностей. Знание тональностей до пяти ключевых знаков включительно и буквенного обозначения тональностей.  Освоение гармонического мажора  и ладовой альтерации.

ü    Освоение понятия «характерные интервалы». Развитие навыков построения, определения на слух, игры на инструменте и интонирования характерных интервалов гармонических ладов. 

ü    Определение, построение, интонирование пройденных аккордов в ладу и вне лада. Умение их использовать в творческих заданиях. Освоение второстепенных септаккордов и II7. Знакомство с характерными аккордами гармонического мажора.

ü Уверенное владение дирижированием, сольфеджированием и пением с листа в пройденных размерах с использованием более сложных видов синкоп, триолей, пунктирного ритма и слигованных нот и комбинированных ритмических фигур. Умение применить навыки в творческих заданиях.

Результатом обучения учащихся шестого года является:

ü    Уверенное знание буквенных обозначений тональностей, а также тональностей до шести ключевых знаков включительно, освоение тональностей первой степени родства, отклонений и модуляций в эти тональности.

ü    Владение навыками построения, определения на слух, игры на инструменте и интонирования всех диатонических и характерных интервалов в ладу и вне лада.  Освоение понятия энгармонически равных интервалов.

ü    Владение понятием обращения септаккордов побочных ступеней. Развитие навыка интонирования и слухового анализа Ум 5/3 , Ум 7 и Ум вв.7 в ладу, а также гармонической субдоминанты в мажоре.

ü     Овладение навыками дирижирования при сольфеджировании и пении с листа в переменном размере. Дальнейшее развитие навыка исполнения сложных комбинированных ритмофигур. Умение определять и записывать сложныеритмофигуры во время диктанта. Освоение размера 3/2.

Результатом обучения учащихся седьмого года является:

ü    Уверенное овладение тремя видами мажора и минора, диатоническими семиступенными ладами, хроматической и альтерированной гаммами. Освоение целотонной гаммы и гаммы Римского-Корсакова, тональностей на семь ключевых знаков, энгармонической модуляции и понятия энгармонически равных тональностей.

ü    Уверенное владение навыками построения, определения на слух, игры на инструменте и интонирования всех диатонических и характерных интервалов в ладу и вне лада.  Освоение понятия энгармонически равных интервалов. Знакомство с  составными интервалами (подробнее с ноной и децимой). Умение слышать и записывать интервалы в двухголосном диктанте (для сильных групп).

ü    Развитие навыка интонирования, построения и слухового анализа главных трезвучий и их обращений, основных и побочных септаккордов , N6,  D/D,D9 и характерных аккордов гармонического мажора. Умение определять и исполнять обращения основных и побочных септаккордов. В качестве ознакомления освоение эстрадной системы записи аккордов.

ü Освоение переменных, сложных (9/8, 12/8) и составных (5/4, 7/4, 5/8) размеров (сольфеджирование и пение с листа с дирижированием).

ü Исполнение и запись на слух сложных ритмофигур с использованием синкоп, пунктирного ритма, слигованных нот и триолей.

Формы и способы подведения итогов. Формой подведения итогов являются письменные и устные контрольные задания по итогам полугодий (зачётные декады в декабре и мае) и промежуточные контрольные работы с последующим обсуждением результатов в группе. В целях проведения мониторинга используются самостоятельные и проверочные работы в рамках закрепления пройденной темы и зачеты по итогам пройденного материала. На  младшем и среднемэтапах обучения возможны контрольные занятия в виде теоретической эстафеты или игротеки. Также возможны творческие задания с применением полученных знаний, умений и навыков, тесты, викторины, КВН или олимпиады.По окончании третьего года обучения предусмотрен переводной экзамен (Приложение 1).

Итоговой формой контроля является выпускной экзамен (Приложение 2).

 

Учебно-тематический план

Первый год обучения

Название темы, раздела

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

всего

теория

практика

1

Введение. Инструктаж по технике безопасности.

2

2

 

беседа

2

Лад. Тональность.

10

4

6

Контр работа

3

Интервалы.

16

10

6

тест

4

Аккорды.

16

7

9

Творч работа

5

Метроритм.

12

5

7

Контр работа

6

Контрольно-проверочные мероприятия.

16

-

16

Диктант

 

всего

72

28

44

 

 

Второй год обучения

Название темы, раздела

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

всего

теория

практика

1

Введение. Инструктаж по технике безопасности.

1

1

 

беседа

2

Лад. Тональность.

25

10

15

кроссворд

3

Интервалы.

11

6

5

Диктант

4

Аккорды.

8

3

5

Контр работа

5

Метроритм.

11

4

7

Контр задан

6

Контрольно-проверочные мероприятия.

16

-

16

Диктант

 

всего

72

24

48

 

 

Третий год обучения

Название темы, раздела

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

всего

теория

практика

1

Введение. Инструктаж по технике безопасности.

2

2

 

беседа

2

Лад. Тональность.

10

4

6

Контр зад

3

Интервалы.

16

10

6

тест

4

Аккорды.

16

7

9

Диктант

5

Метроритм.

12

5

7

Контр раб

6

Контрольно-проверочные мероприятия.

16

-

16

Диктант

 

всего

72

28

44

 

 

Четвертый год обучения

Название темы, раздела

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

всего

теория

практика

 

Введение. Инструктаж по технике безопасности.

3

2

1

беседа

 

Лад. Тональность.

8

5

3

Опрос

 

Интервалы.

11

5

6

Диктант

 

Аккорды.

15

9

6

Контр зад

 

Метроритм.

17

5

12

Контр раб

 

Контрольно-проверочные мероприятия.

18

-

18

диктант

 

всего

72

26

46

 

Пятый год обучения

Название темы, раздела

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

всего

теория

практика

 

Введение. Инструктаж по технике безопасности.

2

2

 

беседа

 

Лад. Тональность.

16

7

9

Контр раб

 

Интервалы.

14

8

6

Диктант

 

Аккорды.

15

7

8

Контр зад

 

Метроритм.

19

3

6

Контр зад

 

Контрольно-проверочные мероприятия.

16

-

16

диктант

 

всего

72

27

45

 

Шестой год обучения

Название темы, раздела

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

всего

теория

практика

 

Введение. Инструктаж по технике безопасности.

2

2

-

беседа

 

Лад. Тональность.

21

10

11

Диктант

 

Интервалы.

9

5

4

Контр раб

 

Аккорды.

14

9

5

Творчзадан

 

Метроритм.

9

3

6

Контр раб

 

Контрольно-проверочные мероприятия.

16

-

16

Диктант

 

                                                     всего

72

30

42

 

 

Седьмой год обучения

Название темы, раздела

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

всего

теория

практика

 

Введение. Инструктаж по технике безопасности.

4

2

2

беседа

 

Лад. Тональность.

19

12

7

сообщения

 

Интервалы.

8

3

5

Контр раб

 

Аккорды.

11

7

4

Контр зад

 

Метроритм.

12

6

6

Творч зад

 

Контрольно-проверочные мероприятия.

18

-

18

Диктант

 

                                                     всего

72

30

42

 

 

Содержание.

Первый год обучения.

Тема 1.Введение (6 часов).

Теория (4 часа) - инструктаж по технике безопасности; клавиатура, ноты первой октавы, ноты второй октавы, нотоносец.

Практика (2 часа) -  регистры, попевка «лесенка»; чтение нот, ручные знаки.

Тема 2. Лад. Тональность - (25 часов).

Теория (11 часов) -  Тон, полутон. Знаки альтерации. Графика диезов.  Графика бемолей. Закрепление   пройденного. Мажор, минор. Тоника. Строение мажорной гаммы. До мажор. Тональность Ре мажор. Строение мажорной гаммы, ключевые знаки. Тональность Соль мажор. Ключевой знак. Соль мажор, тетрахорд. Тональность Фа мажор. Ступени, тетрахорды, ключевые знаки. Главные ступени лада. Аккомпанемент из главных ступеней. Транспонирование.

Практика (14 часов) -  Гаммы До мажор и Ре мажор (пример применения знаков). Мажорные гаммы. Ключевые знаки. Строение мажорной гаммы. До мажор. Тональность До мажор: ступени, гамма, ручные знаки. Устойчивые и неустойчивые ступени, разрешение.  Канон. Разрешение, вводные ступени.  Опевание. Т5/3. Ре мажор: Т5/3, устойчивые и неустойчивые звуки. Ре мажор: разрешение, опевание. устойчивые, неустойчивые ступени, разрешение. Опевание. Пение с листа. Устойчивые и неустойчивые ступени Фа мажора, Т5/3, разрешение, опевание. Подбор и запись аккомпанемента из главных ступеней лада. Транспонирование в пройденные тональности.

Тема 3. Интервалы (4 часа).

Теория (1 час) -  Названия простых интервалов.

Практика (3 часа) - Построение простых интервалов от одного звука. Построение интервалов от разных звуков. Игра простых интервалов.

Тема 4. Аккорды (7 часов).

Теория (3 часа)  -         Т5/3 и устойчивые ступени лада. Вводный септаккорд Главные трезвучия лада. Построение.

Практика (4 часа) -  Т5/3 До мажора. Вводный септаккорд (пение, игра). Построение и игра главных трезвучий лада. Подбор аккомпанемента из главных трезвучий лада.

Тема 5. Метроритм (12 часов).

Теория (7 часов) -  Длительности восьмые и четверти. Ритм. Пирамида длительностей. Пульс, доля. Такт, тактовая черта Размер, виды размеров: 2/4, 3/4, 4/4.Затакт. Размер 3/4 , дирижирование. Половинная с точкой. Размер 4/4. Целая нота. Паузы.

Практика (5 часов) - Размер 2/4. Дирижирование. Сольфеджирование с дирижированием в размере 3/4. Запись диктанта в размере 3/4. Сольфеджирование с дирижированием в размере 4/4. Запись диктанта в размере 4/4.

Тема 6. Контрольно-проверочные мероприятия (16 часов).

Практика (16часов) -  Игровое занятие («Игротека») по темам:  Клавиатура, ноты, нотоносец. Знаки альтерации. Тон, полутон. Мажор, минор. До мажор. Зачёт по гамме Ре мажор. Закрепление тональности Ре мажор. Закрепление тональности Соль мажор. Зачет по тональности Соль мажор. Зачёт по тональности Фа мажор. Закрепление темы простые интервалы. Закрепление темы длительности нот. Ритм. Закрепление дирижирования в размере 2/4. Закрепление темы размер 3/4. Закрепление темы размер 4/4. Контрольные работы по итогам учебной четверти. Работа над ошибками контрольной работы (или игровое занятие).

Второй год обучения.

Тема 1. Введение  (1 час).

Теория (1 час) -  инструктаж по технике безопасности; тональность До мажор (повторение) Т5/3, устойчивые и неустойчивые ступени.

Тема 2. Лад. Тональность (25 часов).

Теория (10 часов) - тональность ре мажор и Фа мажор. Тональность Соль мажор. Тональность Си-бемоль мажор. Параллельные тональности. Главные ступени лада. Три вида минора. Тональность ре минор (3 вида). Тональность ля минор (3 вида).тональность ми минор (3 вида). Тональность си минор (3 вида). Тональность соль минор (3 вида).

Практика (15 часов) - скачки с неустойчивой на устойчивую ступень. Си-бемоль мажор (закрепление). Зачет по тональности Си-бемоль мажор. Запись музыкального диктанта в Си-бемоль мажоре. Аккомпанемент из главных ступеней лада. Запись аккомпанемента в виде баса из главных ступеней лада. 3 вида минора на примере ре минора (повторение). Сольфеджирование в ля миноре (3 вида). Транспонирование (повторение). Пение с листа в ля миноре.

Тема 3. Интервалы (11 часов).

Теория (6 часов) - интервалы (повторение). Порядок интервалов. Чистые интервалы. Большая и малая секунды (построение и слуховой анализ). Малая и большая терции. Интервалы от звука вниз. Ув.2 и ум.7 в гармоническом миноре. Обращение интервалов.

Практика (5 часов) - чистая прима и октава (построение и слуховой анализ). Чистая кварта и квинта (построение и слуховой анализ). Самостоятельная работа по теме «Большая и малая секунды». Самостоятельная работа по теме «Большая и малая терции». Построение секст и септим от звука.

Тема 4. Аккорды (8 часов).

Теория (3 часа) -  вв.7 (повторение). Главные трезвучия лада. Мажорное и минорное трезвучия (М5/3, Б5/3).

Практика (5 часов) - игротека: повторение Т5/3. Запись аккомпанемента из главных трезвучий лада. Главные трезвучия в гармоническом миноре. Игра главных трезвучий. Самостоятельная работа по теме «М5/3 и Б5/3».

Тема 5. Метроритм (11 часов).

Теория (4 часа) - размер 3/4 (повторение, дирижирование). Размер 4/4 (повторение, дирижирование). Ритм четверть с точкой и восьмая. Ритм четыре шестнадцатых.

Практика (7 часов) - ритмический диктант. Ритм четверть с точкой и восьмая в размере 3/4. Затакт в виде одной восьмой (дирижирование). Дирижирование в размере 2/4 с шестнадцатыми. Ритмические упражнения с шестнадцатыми. Шестнадцатые в размере 3/4, 4/4. Шестнадцатые в музыкальном и ритмическом диктанте.

Тема 6. Контрольно-проверочные мероприятия (16 часов).

Практика (16 часов) - контрольные работы промежуточные и  по итогам полугодий, игротеки в качестве закрепляющих занятий, зачеты по пройденным тональностям.

Третий год обучения.

Тема 1. Введение (2 часа).

Теория (2 часа) - инструктаж по технике безопасности; полный музыкальный звукоряд. Вокальная и инструментальная группировка нот.

Тема 2. Лад. Тональность (10 часов).

Теория (4 часа) - минорные гаммы (повторение), строение минорной гаммы. Тональности Ля мажор и фа-диез минор. Тональность Ми-бемоль мажор. Тональность до минор.

Практика (6 часов) - вида минора (повторение и интонирование). Пение интонационных упражнений в гармоническом миноре. Игротека на тему «Минорный лад». Закрепление пройденного (пение с листа в миноре). Зачет по тональностям Ля мажор и фа-диез минор. Зачет по тональностям Ми-бемоль мажор и до минор.

Тема 3. Интервалы (16 часов).

Теория (10 часов) -  Повторение интервалов: консонансы и диссонансы. Обращение  интервалов.  Интервалы на ступенях лада: секунды в мажоре. Интервалы на ступенях лада: терции в мажоре. Кварты на ступенях мажора. Квинты на ступенях мажора. Сексты на ступенях мажора. Тритоны и их разрешение в мажоре. Ув.2 в гармоническом миноре. Ум.7 в гармоническом миноре.

Практика (6 часов) -Двухголосие (сольфеджирование). Игротека на тему «интервалы». Интонирование интервалов вне лада. Построение тритонов в мажоре. Определение интервалов в двухголосном примере. Двухголосный диктант.

Тема 4. Аккорды (16 часов).

Теория (7 часов)  -  Обращения Т5/3, обращения S5/3, обращения D5/3/ вв.7 (повторение). D7. Четыре вида трезвучий.

Практика (9 часов) - Игротека: повторение аккордов в ладу (главные трезвучия). Повторение пройденного: Т6 и Т6/4 в пройденных тональностях. Цепочки аккордов в ладу (запись, игра, пение на 4/4). Цепочки аккордов в миноре. Пение аккордов в ладу (трехголосие, слуховой анализ).

Тема 5. Метроритм (12 часов).

Теория (5 часов) - Лига (3 вида лиги). Группа из четырех шестнадцатых. Группа восьмая и две шестнадцатых (дирижирование). Группа две шестнадцатых и восьмая (особенности исполнения). Размер 3/8, группировка нот.

Практика (7 часов) - Лига в музыкальных примерах. Группа восьмая и две шестнадцатых в музыкальных примерах (сольфеджирование). Шестнадцатые в музыкальном диктанте. Дирижирование  в размере 3/8 и сольфеджирование. Группировка нот в размере 3/8. Диктант в размере 3/8. Чтение с листа в размере 3/8.

Тема 6. Контрольно-проверолчные мероприятия(16 часов).

Практика (16 часов) - контрольные работы промежуточные и  по итогам полугодий, игротеки в качестве закрепляющих занятий, зачеты по пройденным тональностям. Переводной экзамен по итогам начального периода обучения.

Четвертый год обучения.

Тема 1. Введение (3 часа).

Теория (2 часа) - Инструктаж по технике безопасности.  Определение знаков в мажорных тональностях.

Практика (1 час) - Определение знаков в минорных тональностях. Построение малых терций от разных нот.

Тема 2. Лад. Тональность  (8 часов).

Теория (5 часов) - квинтовый круг тональностей. Одноименные тональности. Тональность Ми мажор. Тональность до-диез минор. Тональность Ля-бемоль мажор и фа минор.

Практика (3 часа) - Зачет по тональностям Ми мажор и до-диез минор. Зачет по тональностям Ля-бемоль мажор и фа минор. Закрепление тональностей Ми мажор и до-диез минор (чтение с листа).

Тема 3. Интервалы (11 часов).

Теория (5 часов) - Построение интервалов: м.7 и б.7. Интервалы на ступенях лада.  Интервалы на ступенях лада (разрешение). Тритоны. Тритоны в гармоническом миноре.

Практика (6 часов) - построение секунд от черных клавиш. Двухголосие.  Двухголосный диктант. Интервалы на ступенях лада (слуховой анализ). Разрешение тритонов. Самостоятельная работа по теме «тритоны». Ув.2 и ум.7 в гармоническом миноре. (посторенние).

Тема 4. Аккорды (15 часов).

Теория (9 часов) - D7 и его обращения. D7 и его обращения в мажоре.D7 и его обращения в миноре.D6/5  с разрешениями в мажоре и миноре. D4/3 с разрешениями в мажоре и миноре.D2 с разрешениями в мажоре и миноре. Четыре вида трезвучий. VI5/3 и прерванный оборот.

Практика (6 часов) - Цепочки аккордов в слуховом анализе. D7 в мажоре.D7 в  гармоническом миноре. D7 в аккордовой последовательности. Теоретическая эстафета на тему «D7 и его обращения». Ум 5/3 в  мажоре и гармоническом миноре.

Тема 5. Метроритм (17 часов).

Теория (5 часов) - Ритм восьмая с точкой и шестнадцатая. Синкопа восьмая-четверть-восьмая. Размер 3/8, повторение. Размер 6/8, группировка нот. Дирижирование. Триоль восьмых (особенности исполнения, записи и дирижирования).

Практика (12 часов) - Ритм с шестнадцатыми (повторение). Ритм восьмая с точкой и шестнадцатая в сочетании с четвертью с точкой. Ритмический диктант с восьмой с точкой и шестнадцатой. Диктант с восьмой с точкой и шестнадцатой. Синкопа в музыкальном диктанте. Чтение с листа с синкопой. Сольфеджирование в размере 6/8, слигованные ноты. Запись музыкального диктанта в размере 6/8 с восьмыми и четвертными. Самостоятельная работа по теме «группировка нот» в размере 6/8 с шестнадцатыми. Сольфеджирование в размере 6/8 с аккомпанементом. Размер 6/8 (двухдольноедирижирование в быстром темпе).

Тема 6. Контрольно-проверочные мероприятия (16 часов).

Практика (18 часов) - Контрольные работы промежуточные и  по итогам полугодий, игротеки в качестве закрепляющих занятий, зачеты по пройденным тональностям.

Пятый год обучения.

Тема 1. Введение (2 часа).

Теория (2 часа) - Инструктаж по технике безопасности; мажорные тональности (квинтовый круг). Минорные тональности (знаки).

Тема 2.   Лад. Тональность (16 часов).

Теория (7 часов) -  Буквенные обозначения тональностей. Модуляция. Тональность Си мажор. Тональность соль-диез минор. Гармонический мажор. Тональность Ре-бемоль мажор. Тональность си-бемоль минор.

Практика (9 часов) - Закрепление темы «буквенные обозначения тональностей». Самостоятельная работа по теме  «буквенные обозначения тональностей» Закрепление темы «буквенные обозначения тональностей». Модулирующая секвенция. Секвентный повтор в мелодии. Зачет по тональностям си мажор и соль-диез минор. Зачет по тональностям Ре-бемоль мажор и си-бемоль минор. Слуховой анализ гармонической субдоминанты. Самостоятельная работа по теме « гармонический мажор».

Тема 3. Интервалы (14 часов).

Теория (8 часов) -  Построение секст и септим (повторение). Интервалы от звука секунды и терции. Дубль-бемоль и дубль-диез в интервалах. Тритоны в мажоре (построение).  Тритоны в гармоническом миноре (построение).  Ув.2 и ум.7(повторение). Характерные интервалы гармонического минора. Характерные интервалы гармонического мажора.

Практика (6 часов) - Интервалы от звука (закрепление). Тритоны в гармоническом миноре (повторение). Самостоятельная работа по теме «характерные интервалы в миноре». Самостоятельная работа по теме «характерные интервалы в мажоре». Характерные интервалы в музыкальных примерах (слуховой анализ). Музыкальный диктант с характерными интервалами.

Тема 4. Аккорды (15 часов).

Теория (7 часов) -D7 и его обращения в мажоре. D7 и его обращения в миноре. Субдоминанта в гармоническом мажоре. Аккорды в музыкальных примерах (сравнение с элементарным изложением аккордов). VI5/3 и прерванный оборот (повторение). Ум5/3 в гармоническом мажоре и миноре. II7 – представитель Субдоминанты.

Практика (8 часов) - Аккорды в ладу. Субдоминанта в гармоническом мажоре (слуховой анализ). Цепочка аккордов в гармоническом мажоре. Трехголосие – пение аккордовых последовательностей и музыкальных примеров. Самостоятельная работа по теме «аккорды». Движение по звукам D7 и его обращений. Сольфеджирование и пение с листа с  D7 и его обращениями.

Тема 5. Метроритм (9 часов).

Теория (3 часа) - Ритм четверть с точкой и две шестнадцатых. Триоль восьмых. Триоль шестнадцатых (особенности исполнения, записи и дирижирования).

Практика (6 часов) - закрепление темы Ритм четверть с точкой и две шестнадцатых. Ритм четверть с точкой и две шестнадцатых в ритмическом диктанте и сочинениях. Ритм четверть с точкой и две шестнадцатых  в музыкальном диктанте. Триоль в ритмическом диктанте. Триоль в нотных примерах и музыкальном диктанте. Триоль шестнадцатых в размере 3/8, 6/8.

Тема 6. Контрольно-проверочные работы (16 часов).

Практика (16 часов) -  контрольные работы промежуточные и  по итогам полугодий, игротеки в качестве закрепляющих занятий, зачеты по пройденным тональностям.

Шестой год обучения.

Тема 1:  Введение (3 часа).

Теория (3 часа) -  инструктаж по технике безопасности;  мажорные тональности. Минорные тональности. Буквенное обозначение тональностей.

Тема 2:Лад. Тональность (21 час).

Теория (10 часов) - альтерация в мажоре (интонирование альтерированной гаммы). Альтерация в миноре (интонирование альтерированной гаммы). Энгармонизм. Энгармонически равные звуки. Гармонический мажор (повторение). Буквенные обозначения тональностей. Тональности Соль-бемоль мажор и ми-бемоль минор. Модуляция. Модуляция-отклонение. Родственные тональности для мажора. Родственные тональности для минора. Тональности Фа-диез мажор и ре-диез минор Энгармонически равные тональности.

Практика (11 часов) - альтерация вспомогательная. Альтерация проходящая. Музыкальный диктант с альтерацей. Модуляция в тональность доминанты из мажора. Модуляция в тональность субдоминанты из мажора. Модуляция в тональность доминанты из минора. Модуляция в тональность субдоминанты из минора. Пение модулирующих оборотов из мажора в тональности доминанты, субдоминанты и параллельную. Пение модулирующих оборотов из минора в тональности доминанты, субдоминанты и параллельную. Пение модулирующих оборотов из мажора в тональности, параллельные доминанте, субдоминанте и гармонической субдоминанты. Пение модулирующих оборотов из минора в тональности, параллельные доминанте, субдоминанте и гармонической доминанты.

Тема 3:Интервалы (9 часов).

Теория (5 часов) - Тритоны в гармоническом мажоре и миноре. Повторение интервалов (цепочка интервалов). Диатонические интервалы. Энгармонически равные интервалы (м.3, б.3, м.6, б.6 и характерые). Характерные интервалы гармонического мажора.

 Практика (4 часа) - Двухголосный диктант. Построение диатонических интервалов вне лада. Самостоятельная работа по теме «характерные интервалы».

Тема 4:Аккорды (14 часов).

Теория (9 часов) - аккорды субдоминантной группы в ладу с разрешением, аккорды доминантной группы в ладу с разрешением. Повторение аккордов (цепочка). Ум5/3 в гармоническом и натуральном мажоре. Ум5/3 в гармоническом и натуральном миноре.  Вв.7 и ум.вв.7 в гармоническом и натуральном миноре. II7 и IV7– построение и разрешение. обращения II7 и IV7.

Практика (5 часов) - слуховой анализ аккордов в ладу. Трехголосие – пение аккордовых цепочек. слуховой анализ аккордов с ум5/3. слуховой анализ аккордов вв.7 и ум.вв.7 в гармоническом и натуральном миноре. построение побочных септаккордов..

Тема 5: Метроритм (9 часов).

Теория (3 часа) - Триоль шестнадцатых в размере 3/8, 6/8. Размер 3/2. Переменный размер.

Практика (6 часов) - закрепление темы Ритмические сложности – слигованные ноты. Различные сочетания пунктирного ритма. Ритмические сложности  - триоль восьмых и шестнадцатых. Ритмический диктант. Дирижирование в размере 3/2. Дирижирование в переменном размере.

Тема 6:Контрольно-проверочные мероприятия (16 часов). Практика (16 часов) - контрольные работы промежуточные и  по итогам полугодий, игротеки в качестве закрепляющих занятий, зачеты по пройденным тональностям и темам.

Седьмой год обучения.

Тема 1:Введение (4 часа).

Теория (2 часа) -  инструктаж по технике безопасности;  мажорные тональности (квинтовый круг). Минорные тональности, буквенное обозначение тональностей.

Практика (2 часа) -  пройденные аккорды в ладу (построение).пройденные аккорды (слуховой анализ).

Тема 2:Лад. Тональность (19 часов).

Теория (12 часов) -  Лады народной музыки – пентатоника. Лады народной музыки – лидийский, миксолидийский. Лады народной музыки – дорийский, фригийский. Альтерация в мажоре (повторение). Альтерация в миноре (повторение). Хроматическая гамма на основе мажора. Хроматическая гамма на основе минора. Мелодический мажор. Модуляция-отклонение (повторение). Целотонная гамма (структура, построение). Гамма Римского-Корсакова (в музыкальных примерах). Энгармоническая модуляция.

Практика (7 часов) - закрепление темы лады народной музыки (сольфеджирование, самостоятельная работа).закрепление темы хроматическая гамма (интонирование хроматической гаммы). Проверочная работа «Хроматическая гамма и лады народной музыки». Восемь видов звукоряда в мажоре. Восемь видов звукоряда в миноре. Слуховой анализ пройденных звукорядов (Восемь видов звукоряда и целотонная гамма). Сольфеджирование и пение с листа в диатонических ладах.

Тема 3:Интервалы (8 часов).

Теория (3 часа) - Характерные интервалы (повторение). Простые и составные интервалы (м.9 и б.9). Интервалы от звука (повторение).

Практика (5 часов) -Энгармонически равные интервалы.  Характерные интервалы вне лада (консонансы). Самостоятельная работа по теме «характерные интервалы и интервалы вне лада». Самостоятельная работа по теме «энгармонически равные интервалы». Двухголосный диктант.

Тема 4: Аккорды (11 часов).

Теория (7 часов) -нонаккорд. D9. II6 – аккорд субдоминантой группы.N6 –в мажоре (построение и слуховой анализ).D/D (II7+3) в гармонизации модуляций в тональность доминанты. Аккорды вне лада (трезвучия и их обращения). Аккорды вне лада (септаккорды и их обращения).  Эстрадное обозначение аккордов.

Практика (4 часа) - слуховой анализ пройденных аккордов в ладу(D9, II6, N6). N6 в аккордовых цепочках.D/D в слуховом анализе музыкальных примеров. Самостоятельная работа по теме «Аккорды вне лада».

Тема 5:Метроритм (12 часов).

Теория (6 часов) - Размер 9/8, дирижирование. Размер 12/8, дирижирование. Смешанный размер 5/4, дирижирование. Смешанный размер 5/8, 7/4 дирижирование. Переменный размер. Сложные ритмические фигуры в сочетании – различные виды синкоп.

Практика (6 часов) - Переменный размер – повторение. Игротека на тему «метроритм». Переменный размер (закрепление темы, сольфеджирование ).сольфеджирование  в размере 9/8. сольфеджирование  в размере 12/8. Ритмические упражнения с различными видами синкоп.

Тема 6:Контрольно-проверочные мероприятия (18 часов).

Практика (18 часов) - контрольные работы промежуточные и  по итогам полугодий, игротеки в качестве закрепляющих занятий, зачеты по пройденным тональностям и темам. Письменная и устная экзаменационная работа по итогам семилетнего обучения.

Методическое обеспечение программы

К формам работы на занятиях сольфеджио относятся:

ü    Вокально-интонационные упражнения. Пение гамм, звукорядов, отдельных интонационных оборотов, интервалов и аккордов в тональности и от звука.

ü    Сольфеджирование. Отработка и исполнение музыкальных примеров из мировой художественной практики (целиком или в отрывках) и инструктивных сочинений, соответствующих поставленным дидактическим задачам. Пение с листа.

ü    Музыкальный диктант. Запись или устное воспроизведение сыгранных (спетых) мелодий с предварительным анализом или самостоятельно.

ü    Теоретическая работа. Выполнение практических заданий (письменно, устно, на инструменте), направленных на усвоение и закрепление теоретических знаний по предмету.

ü    Творческие задания. Формирование навыков практического применения полученного в рамках курса информации и использования ее в различных формах творческой деятельности: импровизации, сочинении, подборе аккомпанемента, аранжировке и т.д.

 

Методы, используемые при реализации программы

ü    Словесный (словесно-логический);

ü    Наглядный(использование пособий «Клавиатура», «Музыкальное лото», «Интервальное лото»,  ручных знаков, дидактических карточек, ритмо-карточек, таблиц аккордов и интервалов, принадлежностей для дидактических игр);

ü    Проблемно-поисковый;

ü    Метод игровой мотивации (использование  дидактических игр);

ü    Методы диагностики индивидуального развития обучающегося (использование тестов, карточек индивидуального опроса, таблиц и графиков; анализ результатов контрольных срезов, прогнозирование роста успеваемости и усвояемости учебного материала), работа с научной литературой, справочниками, словарями.

 

Дидактические материалы:

  • карточки ритмов
  • клавиатура
  • карточки музыкальных диктантов
  • схема обращений D7
  • нотное лото
  • таблица интервалов
  • Карточки вопросов по теории для игротек
  • Каточки для проведения теоретических эстафет
  • Теоретические таблицы по разделам и темам

 

Диагностика

  • Тесты по итогам полугодий  для 2, 3 годов обучения
  • Диагностические карты по основным  разделам программы

 

Материально-техническое обеспечение

  • класс для занятий с хорошей звукоизоляцией;
  • достаточное количество посадочных мест (стулья со спинками);
  • фортепиано;
  • аппаратура для записи и прослушивания музыки;
  • множительная техника для изготовления дидактического материала (вокальные партии, ансамблевые партитуры);
  • доска с нотным станом;
  • шумовые музыкальные инструменты;

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Давыдова Е. «Сольфеджио. 4 класс» М.: 1978

Давыдова Е. «Сольфеджио. 5 класс» М.: 1981

Давыдова Е., Запорожец С. «Сольфеджио. 3 класс» М.: 1976

Калмыков Б., Фридкин Г. «Сольфеджио часть 1. Одноголосие» М.:1971

Калужская Т. «Сольфеджио 6 класс» М.: 1991

Металлиди Ж., Перцовская А. «Мы играем, сочиняем и поём». Сольфеджио для 1 – 7 классов. Л-СК: 1992

Кирюшин В. «Интонационно-слуховые упражнения» М.: 1992

Н.Баева, Т. Зебряк «Сольфеджио для 1 – 2 классов ДМШ»

Г.Ф. Калинина. Рабочие тетради по сольфеджио 1-7 классы.

Дополнительно:

«Жаворонушки» составитель Науменко Г. Вып. 3 М.;1984

«Сольфеджио. Двухголосие, трёхголосие» составитель И. Способин  М.: 1991

Андреева М. «От примы до октавы». Часть 1. М: СК- 1992

Андреева М. «От примы до октавы». Часть 2. М: СК- 1984

Арцышевский Г. «Курс систематизированного сольфеджио» учебно-методическое пособие для учащихся 1-7 классов ДМШ М.: 1989

Блок В. «Ладовое сольфеджио» М.: 1987

Котляревская–Крафт, М. Сольфеджио для I класса. ДМШ /– Л., 1987.

Масленкова Л. «Сокровища родных мелодий» хрестоматия-сольфеджио Л.: «музыка» 1988

Фридкин Г. «Краткое пособие по музыкальной грамоте»

Фридкин Г. «Чтение с листа на уроках сольфеджио» М.: «Кифара» 1996

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА

Методические рекомендации по организации занятий

«Сольфеджио. Программа для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств, вечерних школ общего музыкального образования», М.:1984 г.

Давыдова Е. «Методика преподавания сольфеджио» М.: 1975

Давыдова Е. «Сольфеджио 3 класс ДМШ. Методическое пособие.» М.: 1976

Кирюшин В. «Поём по нотам» Методическое пособие для детских хоровых студий. М.: 1984

«Сольфеджио. Программа для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств, вечерних школ общего музыкального образования».

Струве Г. «Хоровое сольфеджио» методическое пособие для детских хоровых студий и коллективов, М.: 1988

Министерство культуры РСФСР, центральный научно-методический кабинет по учебным заведениям культуры и искусства  «Развитие музыкального слуха и навыков творческого музицирования. Методическая разработка для преподавателей ДМШ и ДШИ» М.: 1986

Шатковский Г.И. «Развитие музыкального слуха» методическая разработка по развитию музыкального слуха и творческих способностей детей. М.:1996

Металлиди Ж., Перцовская А. «Мы играем, сочиняем и поём». Сольфеджио для 1 – 7 классов. Л-СК: 1992 «Методические рекомендации»

Сборники музыкальных диктантов

«Мелодии с сопровождением для музыкального диктанта и гармонического анализа» составитель Г. Беляева. М.: 1990

«Музыкальные диктанты для ДМШ» составители Ж. Металлиди, А. Перцовская. Л: М- 1982

«Музыкальные занимательные диктанты для 4 – 7 классов ДМШ и ДШИ» сотавитель Г. Калинина М.: 2000

Ладухин Н. «1000 примеров музыкального диктанта» М.: 1981

Металлиди Ж., Перцовская А. «Двухголосные диктанты для 3 – 7 классов ДМШ» Л: СК- 1988

Русяева И. «Музыкальные диктанты» 5-8 классы М.: 1976

Дополнительно

Бергер, Н. Роль пространственных представлений в процессе тонально-ладового мышления / Н.Бергер // Вопросы воспитания музыкального слуха. – Л., 1987.

Теплов Б. «Психология музыкальных способностей» М.: 1961

Шеломов Б. «Импровизация на уроках сольфеджио» М.: 1977

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Положение о переводных экзаменах

за курс начального периода обучения (1-3 классы)

в Детской хоровой капелле ДДЮТ им. Л.Голикова

С целью определения полученных теоретических знаний и практических навыков в результате  изучения предмета   «Сольфеджио» в начальных классах учебным планом предусмотрены эк­замены и контрольные уроки.

По окончании третьего года обучения по данному предмету преподавателем выставляется итоговая оценка успеваемости на основании текущего учета знаний, а также экзаменационной оценки.

Сроки проведения экзаменов:

Экзамены проводятся в конце учебного года в соответствии с учебным планом.

           Экзаменационные требования:

При проведении экзамена по предмету «Сольфеджио» предусматриваются ответы в устной и письменной форме. Письменная форма ответа проводится в учебное время, отведенное на изучение данного предмета (обычно на одном из последних занятий по учебному плану).

Примерный вариант письменной экзаменационной работы

(выполняется по вариантам)

  1. 1.            Написать звукоряд мажорной и минорной гаммы (параллельный или одноименный).
  2. 2.            Определить заданный интервал (терции, кварты, квинты) и на каких ступенях он строится в приведенных тональностях ( например, м.3 Соль-си бемоль для Си-бемоль мажора, Ми-бемоль мажора, Фа мажора, до минора). Если интервал неустойчивый, требуется его разрешить.
  3. 3.            Написать интервалы от заданного звука вверх и вниз ( например, от «ре» построить б.2, ч.5, м.3 вверх; от «ми» ч.4, м.2 вниз).
  4. 4.            Построить в данной тональности 3 аккорда из главных трезвучий и их обращений.
  5. 5.            Записать на слух цепочку из интервалов и аккордов ( например, Т53, м.3 от III  Т6, ч.4 от V , м.6 от III).

6.    Одноголосный диктант с ритмическими и интонационными трудностями из программы по сольфеджио за курс 3 года обучения.

Устный опрос (проводится по билетам).

Структура экзаменационного билета:

  1. Практические задания.
  2. Анализ на слух.
  3. Вопросы на знание теории.

Практические задания

строятся на основе всех разделов курса и включают разнообразные упражнения. Наиболее показательными, определяющими степень овладения практическими навыками, являются чтение с листа, игра заданных интервалов и аккордов в ладу, а также пройденных гамм и интервалов и аккордов от звука вверх и вниз.

Анализ на слух

Показывает овладение учащимся навыками определения на слух ступеней, интервалов, аккордов в ладу и интервалов вне лада.

Примерный список теоретических вопросов

  1. Одноименные тональности.
  2. Параллельные тональности.
  3. Терции на ступенях мажора.
  4. Терции на ступенях минора.
  5. Размер 3/8     
  6. Интервал.
  7. Интервалы консонанасы и диссонансы.
  8. Аккорд.
  9. Трезвучия на главных ступенях мажора и минора.
  10. Секстаккорды. Квартсекстаккорды.
  11. Лад. Мажор и минор.

Примерные варианты экзаменационного билета

(план устного опроса на контрольном уроке по сольфеджио)

  1. Определить тональность номера для чтения с листа (из сборника Калмыкова, Фридкина «Чтение с листа на уроках сольфеджио» ).
  2. Сыграть в этой тональности:

ü   Гамму

ü   Ступени

ü   Интервалы

ü   Аккорды

3.       Спеть настройку в тональности (Т53 )

4.       Спеть двухголосно предложенную цепочку интервалов.

5.       Спеть предложенный номер, дирижируя в указанном размере.

6.       Сыграть от предложенных звуков интервалы.

7.    Проанализировать на слух играемые педагогом ступени , интервалы, аккорды в ладу.

8.       Определить играемые педагогом интервалы вне лада.

9.       Ответить на 2-3 теоретических вопроса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Авторизация