Версия для слабовидящих

Menu

Программа "Художественная роспись"

 

Пояснительная записка

 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Художественная роспись» базового уровня, имеет художественную направленность. Данная программа является рабочей программой педагога дополнительного образования Степанова Александра Владимировича.

Данная программа оформлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,   методическими рекомендациями Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242, с учетом требований Положения о порядке оформления программ  дополнительного образования  детей в образовательных учрежденияхВеликого Новгорода. А также, в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 г. Москва «Об утверждении  СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»» и информационного письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 11.12.06 № 06-1844.

Актуальность программы обусловлена тем, что, во-первых,народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Во-вторых, произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость  предметов народного искусства особенно возрастает в наше время.

Посредством данной программы учащиеся научатся ценить произведения искусства, создавать творческие работы, переосмысливая увиденное и услышанное, на занятиях по декоративно-прикладному искусству. Сегодня, очевидно, что народное искусство является полноправной и полноценной частью художественной культуры, развиваясь по своим законам, определяемым его сущностью, и как самостоятельный вид творчества взаимодействует с другим типом творчества – искусством профессиональных художников.

Цель программы:

• познакомить учащихся с историей развития народных художественных промыслов и обучить выполнению базовых элементов этих промыслов.

В результате освоения программы обучающийся будет знать:

• научные основы современной  технологии в объеме, необходимом для сознательного, прочного и глубокого овладения ремеслом художника росписи по дереву;

• основыцветоведения, техники акварели и гуаши;

• основные сведения о композиции и ее значении, об орнаменте, его видах и построении, о композиционном решении объемных изделий;

•о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

           будет владеть:

•элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

• способностью к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

• нравственными и эстетическими чувствами: любовь к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Срок реализации программы: Программа рассчитана на 1 год обучения. Общая продолжительность обучения составляет 144 часа.

Режим занятий: два раза в неделю по 2 часа.

Возраст обучающихся: от 7 до 15 лет.

Форма занятий: групповая.

Порядок и содержание аттестации определены Положением о текущем контроле и аттестации в ДД(Ю)Т.В течение полугодия педагог использует разнообразные формы и методы текущего контроля: беседу, наблюдение, анализ выполненной работы; проводит необходимую коррекцию знаний и умений обучающегося. В конце полугодия, в рамках промежуточной аттестации,  предусмотрено выполнение контрольных заданий, проведение выставок, по результатам которых определяется степень усвоения каждым учащимся пройденного материала, и намечаются меры к устранению пробелов отдельных учащихся.

В конце периода обучения проводится итоговая выставка.

 

Учебно-тематический план:

 

Раздел, тема

Количество часов

Формы контроля/

аттестации

всего

теория

практика

1

Работа над свободной композицией

 

 

 

 

 

Вводная часть

2

2

-

беседа

 

Ознакомление с орнаментом

10

3

7

Просмотр работ

 

Систематизация орнамента

2

1

1

беседа

 

Основы цветоведения

11

4

7

тест

 

Основы композиции

12

3

9

Контр задание

 

Изучение материала

4

2

2

беседа

 

Изготовление росписи

16

2

14

Просмотр работ

2

Работа над Городецкой росписью

 

 

 

 

 

Изучение техники росписи

16

2

14

беседа

 

Цветовое решение росписи

16

2

14

Анализ работ

 

Составление композиции

14

4

10

Просмотр работ

 

Подготовка доски к росписи

4

1

3

беседа

 

Изготовление росписи

15

1

14

Просмотр работ

3

Работа над выбранной темой

 

 

 

 

 

Обработка дерева

2

-

2

Беседа

 

Разработка эскиза

6

1

5

Просмотр

 

Перевод эскиза на заготовку

2

-

2

Беседа

 

Изготовление росписи

10

1

9

Анализ задания

 

Подготовка и проведение выставки

2

-

2

Просмотр и обсуждение работ

 

      Итого:

144

29

115

 

               

 

Содержание

 

1. Работа над свободной композицией.

Теория. Правила техники безопасности, производственной санитарии и личной гигиены учащихся на занятиях по художественной росписи. Орнамент, вида орнамента, различные техники орнамента. Понятие о цвете. Основные и дополнительные цвета. Сочетание цветов. Цвет в народной росписи.Приемы кистевой росписи. Основные типы  композиции, характерные для данного промысла (отсамых простых к сложным).Материалы: бумага, картон, дерево, металл. Особенности работы с различными материалами и в разных техниках.

Практика. Выполнение орнамента в определенной технике;создание собственной композиции; созданиехудожественного образа с использованием знаний о цвете.

2. Работа над Городецкой росписью.

Теория. Городецкий народный промысел.История городецкой росписи.Материалы.Технология росписи. Последовательность выполнения элементов росписи.Изучение всех элементов и составление характерных узоров и композиций (работа на бумаге).

Практика. Обработка и подготовка деревянного изделия.Составление эскиза для изделия с учетомхудожественно-выразительных особенностей языка Городецкой росписи. Выполнение росписи на изделии темперными(гуашевыми) красками.Завершающая обработка изделия (покрытие лаком).

3. Работа над выбранной темой.

Теория. Схемы построения рисунка.Стилизация  людей, животных, птиц в техниках известных народных росписей по дереву;средства выразительного использования фактуры, цвета, формы, ритма, объема, линии, пропорции при создании образа декоративной вещи. Созданиеэскиза собственной композиции.

Практика. Перевод эскиза на заготовку. Изготовление росписи.

Подготовка и проведение выставки.

 

Методическое обеспечение программы.

 

Программа «Художественная роспись» предусматривает изучение росписи по принципу перехода от близкого к далекому, от хорошо известного к неизвестному. Занятия с учащимися следует проводить в форме беседы, сопровождаемой репродукций, а так же демонстрацией изделий народных мастеров. Учащиеся последовательно осваивают приемы и способы работ. При этом учащиеся выполняют ряд комплексных работ возрастающей сложности с тем, чтобы освоить наиболее характерные сочетания приемов операций, овладеть современными способами выполнения работ.В целях отработки первоначальных умений и навыков по отдельным приемам и операциям в необходимых случаях могут проводиться упражнения учебно-тренировочного характера.

Занятия по декоративной росписи осуществляются  при выполнении  учащимися разнообразных практических работ; сообщении им сведений по городецкой росписи; демонстрации репродукций и изделий с росписью.

Следует учитывать возможность использования творческих работ для развития кругозора учащихся, обращая внимание на эстетическоезначение (вид) выполняемых изделий при строгом соблюдении санитарно-гигиенических требований.Во время решения творческих задач учащихся получают знания по технологии изготовления, отделке изделий, по материаловедению. Работы по выполнению самостоятельных композиций и копированию различных элементов собираются в методическуюкопилку, которую учащиеся всегда могут использовать в самостоятельной работе.

 При использовании материалов (древесина, кисти) педагог должен обращать внимание обучающихся на то, что ресурсы природы не бесконечны, и требовать разумного и бережного к ним отношения.

Преподаватель оставляет за собой право менять последовательность ведения тем, разделов по данной программы.

 

Организация и проведение занятия по теме: «Городецкая роспись - ее истоки и современность».

Задачи:

- Познакомить учащихся с историей и современным производством городецкой росписи.

- Воспитать у детей бережное отношение к природе и народным промыслам.

- Развить у обучающихсяобразное мышление и творческий взгляд на мир.

Оборудование:

- Для преподавателя: репродукции, досочки, панно. Художественные материалы: гуашь, кисти, бумага, палитра.

- Для учащихся: тетрадь, ручка, гуашь, кисти №1-№3,бумага.

Ход занятия:

1. Организационный момент.Сообщение и цели занятия.

2. Знакомство с историей городецкой росписи, с растительной композицией, особенностями цветового решения, названием элементов росписи и их названия, а так же знакомство с материалами, необходимыми в работе на практическом занятии.

3. Беседа с учащимися и демонстрация приемов исполнения основных элементов.

4. Практическое занятие:

- Показ педагога: выполнение шарика – кисть держим вертикально тремя пальчиками(большой указательный и средний). Свободно вращаем кистью по оси выполняя шарик от маленького до большого.

На бумаге учащиеся приобретают навык выполнения шарика.

- Педагог продолжает: все растительные элементы в городецкой росписи (цветы, розы, купавки, ягодки) стилизованы и многообразны. Он индивидуально показывает ученикам выполнение новых движений и следит за кистью учащихся.

5. Просмотр и анализ выполненных заданий. Подведение итогов занятия.

 

Материальное обеспечение программы.

 

Оборудование рабочего места, инструменты и материалы:

Организация рабочего места.

Для занятий над росписью должно быть специально отведенная для этого мастерская. В помещении должно быть достаточное освещение: естественное и электрическое. Специальные шкафы, где хранятся необходимые для росписи материалы. Столы и стулья должны стоять так, чтобы все для работы было в центре(как бы по кругу), что облегчает преподавателю и общение, и демонстрацию работы. Так же должны быть шкафы и полки  для эскизов и подмалевков (сушки и хранения).

Инструменты и материалы:

Для преподавателя.

Деревянные изделия с городецкой росписью.

Образцы работ учащихся.

Альбомы и книги по городецкой росписи.

Альбом наглядных пособий по методике выполнения элементов городецкой росписи и составления композиции.

 Бумага, гуашь или темперные краски, беличьи кисти № 1 №2 №3 №3-8 для демонстрации выполнении элементов росписи.

Для учащихся:

1. тетрадь по истории искусств, ручка.

2. бумага для работы (формат А-4)

3. краски гуашевые или темперные( красный, краплак, желтый, зеленый, черный, синий, белый)

4. палитра для смешивания красок.

5. кисти беличьи №1 №2 №3.

6. деревянные дощечки.

7. наждачная бумага №0 или №1 (для обработки заготовок)

8. лак ПФ-286 или ПФ-283 (для лакирования изделий)

9. тряпочка для вытирания кисти.

10.растворитель для лака.

Техника безопасности:

Рабочие место необходимо содержать в чистоте. После окончания занятий художественные материалы убирать в специально отведенное место, эскизы и зарисовки  на специальные полки для хранения и просушивания.

Учебный класс и рабочее место должны быть оборудованы в соответствии с требованиями санитарии, гигиены и техники безопасности. Приобработки заготовок лаком надо соблюдать особую осторожность; хранить и пользоваться ими в дали от источников открытого огня, в хорошо проветриваемом помещении при открытой форточке и просушивать в специальном(недоступном для детей месте) помещении.

 

 

Список литературы:

Алехин А. Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: Книга для Учителя. – М.: Просвещение, 1984.

Герчук Ю. Я. Что такое орнамент? – М.: Галарт, 1998.

Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры. – М.: Изобр. Искусство, 1983.

Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. – 22-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1998.

Сокольникова Н. М. изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе:.– М.: Издательский центр «Академия»,2003.

Кузин В. С. Психология живописи. Учебное пособие для вузов. – М,: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21век», 2005.