Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Художественная роспись» базового уровня, имеет художественную направленность. Данная программа является рабочей программой педагога дополнительного образования Степанова Александра Владимировича.
Данная программа оформлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», методическими рекомендациями Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242, с учетом требований Положения о порядке оформления программ дополнительного образования детей в образовательных учрежденияхВеликого Новгорода. А также, в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»» и информационного письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 11.12.06 № 06-1844.
Актуальность программы обусловлена тем, что, во-первых,народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Во-вторых, произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время.
Посредством данной программы учащиеся научатся ценить произведения искусства, создавать творческие работы, переосмысливая увиденное и услышанное, на занятиях по декоративно-прикладному искусству. Сегодня, очевидно, что народное искусство является полноправной и полноценной частью художественной культуры, развиваясь по своим законам, определяемым его сущностью, и как самостоятельный вид творчества взаимодействует с другим типом творчества – искусством профессиональных художников.
Цель программы:
• познакомить учащихся с историей развития народных художественных промыслов и обучить выполнению базовых элементов этих промыслов.
В результате освоения программы обучающийся будет знать:
• научные основы современной технологии в объеме, необходимом для сознательного, прочного и глубокого овладения ремеслом художника росписи по дереву;
• основыцветоведения, техники акварели и гуаши;
• основные сведения о композиции и ее значении, об орнаменте, его видах и построении, о композиционном решении объемных изделий;
•о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
будет владеть:
•элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
• способностью к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
• нравственными и эстетическими чувствами: любовь к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Срок реализации программы: Программа рассчитана на 1 год обучения. Общая продолжительность обучения составляет 144 часа.
Режим занятий: два раза в неделю по 2 часа.
Возраст обучающихся: от 7 до 15 лет.
Форма занятий: групповая.
Порядок и содержание аттестации определены Положением о текущем контроле и аттестации в ДД(Ю)Т.В течение полугодия педагог использует разнообразные формы и методы текущего контроля: беседу, наблюдение, анализ выполненной работы; проводит необходимую коррекцию знаний и умений обучающегося. В конце полугодия, в рамках промежуточной аттестации, предусмотрено выполнение контрольных заданий, проведение выставок, по результатам которых определяется степень усвоения каждым учащимся пройденного материала, и намечаются меры к устранению пробелов отдельных учащихся.
В конце периода обучения проводится итоговая выставка.
Учебно-тематический план:
№ |
Раздел, тема |
Количество часов |
Формы контроля/ аттестации |
||||
всего |
теория |
практика |
|||||
1 |
Работа над свободной композицией |
|
|
|
|
||
|
Вводная часть |
2 |
2 |
- |
беседа |
||
|
Ознакомление с орнаментом |
10 |
3 |
7 |
Просмотр работ |
||
|
Систематизация орнамента |
2 |
1 |
1 |
беседа |
||
|
Основы цветоведения |
11 |
4 |
7 |
тест |
||
|
Основы композиции |
12 |
3 |
9 |
Контр задание |
||
|
Изучение материала |
4 |
2 |
2 |
беседа |
||
|
Изготовление росписи |
16 |
2 |
14 |
Просмотр работ |
||
2 |
Работа над Городецкой росписью |
|
|
|
|
||
|
Изучение техники росписи |
16 |
2 |
14 |
беседа |
||
|
Цветовое решение росписи |
16 |
2 |
14 |
Анализ работ |
||
|
Составление композиции |
14 |
4 |
10 |
Просмотр работ |
||
|
Подготовка доски к росписи |
4 |
1 |
3 |
беседа |
||
|
Изготовление росписи |
15 |
1 |
14 |
Просмотр работ |
||
3 |
Работа над выбранной темой |
|
|
|
|
||
|
Обработка дерева |
2 |
- |
2 |
Беседа |
||
|
Разработка эскиза |
6 |
1 |
5 |
Просмотр |
||
|
Перевод эскиза на заготовку |
2 |
- |
2 |
Беседа |
||
|
Изготовление росписи |
10 |
1 |
9 |
Анализ задания |
||
|
Подготовка и проведение выставки |
2 |
- |
2 |
Просмотр и обсуждение работ |
||
|
Итого: |
144 |
29 |
115 |
|
||
Содержание
1. Работа над свободной композицией.
Теория. Правила техники безопасности, производственной санитарии и личной гигиены учащихся на занятиях по художественной росписи. Орнамент, вида орнамента, различные техники орнамента. Понятие о цвете. Основные и дополнительные цвета. Сочетание цветов. Цвет в народной росписи.Приемы кистевой росписи. Основные типы композиции, характерные для данного промысла (отсамых простых к сложным).Материалы: бумага, картон, дерево, металл. Особенности работы с различными материалами и в разных техниках.
Практика. Выполнение орнамента в определенной технике;создание собственной композиции; созданиехудожественного образа с использованием знаний о цвете.
2. Работа над Городецкой росписью.
Теория. Городецкий народный промысел.История городецкой росписи.Материалы.Технология росписи. Последовательность выполнения элементов росписи.Изучение всех элементов и составление характерных узоров и композиций (работа на бумаге).
Практика. Обработка и подготовка деревянного изделия.Составление эскиза для изделия с учетомхудожественно-выразительных особенностей языка Городецкой росписи. Выполнение росписи на изделии темперными(гуашевыми) красками.Завершающая обработка изделия (покрытие лаком).
3. Работа над выбранной темой.
Теория. Схемы построения рисунка.Стилизация людей, животных, птиц в техниках известных народных росписей по дереву;средства выразительного использования фактуры, цвета, формы, ритма, объема, линии, пропорции при создании образа декоративной вещи. Созданиеэскиза собственной композиции.
Практика. Перевод эскиза на заготовку. Изготовление росписи.
Подготовка и проведение выставки.
Методическое обеспечение программы.
Программа «Художественная роспись» предусматривает изучение росписи по принципу перехода от близкого к далекому, от хорошо известного к неизвестному. Занятия с учащимися следует проводить в форме беседы, сопровождаемой репродукций, а так же демонстрацией изделий народных мастеров. Учащиеся последовательно осваивают приемы и способы работ. При этом учащиеся выполняют ряд комплексных работ возрастающей сложности с тем, чтобы освоить наиболее характерные сочетания приемов операций, овладеть современными способами выполнения работ.В целях отработки первоначальных умений и навыков по отдельным приемам и операциям в необходимых случаях могут проводиться упражнения учебно-тренировочного характера.
Занятия по декоративной росписи осуществляются при выполнении учащимися разнообразных практических работ; сообщении им сведений по городецкой росписи; демонстрации репродукций и изделий с росписью.
Следует учитывать возможность использования творческих работ для развития кругозора учащихся, обращая внимание на эстетическоезначение (вид) выполняемых изделий при строгом соблюдении санитарно-гигиенических требований.Во время решения творческих задач учащихся получают знания по технологии изготовления, отделке изделий, по материаловедению. Работы по выполнению самостоятельных композиций и копированию различных элементов собираются в методическуюкопилку, которую учащиеся всегда могут использовать в самостоятельной работе.
При использовании материалов (древесина, кисти) педагог должен обращать внимание обучающихся на то, что ресурсы природы не бесконечны, и требовать разумного и бережного к ним отношения.
Преподаватель оставляет за собой право менять последовательность ведения тем, разделов по данной программы.
Организация и проведение занятия по теме: «Городецкая роспись - ее истоки и современность».
Задачи:
- Познакомить учащихся с историей и современным производством городецкой росписи.
- Воспитать у детей бережное отношение к природе и народным промыслам.
- Развить у обучающихсяобразное мышление и творческий взгляд на мир.
Оборудование:
- Для преподавателя: репродукции, досочки, панно. Художественные материалы: гуашь, кисти, бумага, палитра.
- Для учащихся: тетрадь, ручка, гуашь, кисти №1-№3,бумага.
Ход занятия:
1. Организационный момент.Сообщение и цели занятия.
2. Знакомство с историей городецкой росписи, с растительной композицией, особенностями цветового решения, названием элементов росписи и их названия, а так же знакомство с материалами, необходимыми в работе на практическом занятии.
3. Беседа с учащимися и демонстрация приемов исполнения основных элементов.
4. Практическое занятие:
- Показ педагога: выполнение шарика – кисть держим вертикально тремя пальчиками(большой указательный и средний). Свободно вращаем кистью по оси выполняя шарик от маленького до большого.
На бумаге учащиеся приобретают навык выполнения шарика.
- Педагог продолжает: все растительные элементы в городецкой росписи (цветы, розы, купавки, ягодки) стилизованы и многообразны. Он индивидуально показывает ученикам выполнение новых движений и следит за кистью учащихся.
5. Просмотр и анализ выполненных заданий. Подведение итогов занятия.
Материальное обеспечение программы.
Оборудование рабочего места, инструменты и материалы:
Организация рабочего места.
Для занятий над росписью должно быть специально отведенная для этого мастерская. В помещении должно быть достаточное освещение: естественное и электрическое. Специальные шкафы, где хранятся необходимые для росписи материалы. Столы и стулья должны стоять так, чтобы все для работы было в центре(как бы по кругу), что облегчает преподавателю и общение, и демонстрацию работы. Так же должны быть шкафы и полки для эскизов и подмалевков (сушки и хранения).
Инструменты и материалы:
Для преподавателя.
Деревянные изделия с городецкой росписью.
Образцы работ учащихся.
Альбомы и книги по городецкой росписи.
Альбом наглядных пособий по методике выполнения элементов городецкой росписи и составления композиции.
Бумага, гуашь или темперные краски, беличьи кисти № 1 №2 №3 №3-8 для демонстрации выполнении элементов росписи.
Для учащихся:
1. тетрадь по истории искусств, ручка.
2. бумага для работы (формат А-4)
3. краски гуашевые или темперные( красный, краплак, желтый, зеленый, черный, синий, белый)
4. палитра для смешивания красок.
5. кисти беличьи №1 №2 №3.
6. деревянные дощечки.
7. наждачная бумага №0 или №1 (для обработки заготовок)
8. лак ПФ-286 или ПФ-283 (для лакирования изделий)
9. тряпочка для вытирания кисти.
10.растворитель для лака.
Техника безопасности:
Рабочие место необходимо содержать в чистоте. После окончания занятий художественные материалы убирать в специально отведенное место, эскизы и зарисовки на специальные полки для хранения и просушивания.
Учебный класс и рабочее место должны быть оборудованы в соответствии с требованиями санитарии, гигиены и техники безопасности. Приобработки заготовок лаком надо соблюдать особую осторожность; хранить и пользоваться ими в дали от источников открытого огня, в хорошо проветриваемом помещении при открытой форточке и просушивать в специальном(недоступном для детей месте) помещении.
Список литературы:
Алехин А. Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: Книга для Учителя. – М.: Просвещение, 1984.
Герчук Ю. Я. Что такое орнамент? – М.: Галарт, 1998.
Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры. – М.: Изобр. Искусство, 1983.
Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. – 22-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1998.
Сокольникова Н. М. изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе:.– М.: Издательский центр «Академия»,2003.
Кузин В. С. Психология живописи. Учебное пособие для вузов. – М,: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21век», 2005.