Версия для слабовидящих

Menu

Программа "Керамика"

 

Пояснительная  записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Керамика» имеет художественную направленность, имеетбазовый уровень, является рабочей программой педагога. Программа  разработана педагогом дополнительного образования ДД(Ю)Т им. Лени Голикова Евдокименковой Ларисой Валентиновной на основе программы «Керамика» допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации 2004  года выпуска - автор ЛепингА.Ю. 

Данная программа  оформлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;   методическими рекомендациями Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242;  с учетом требований Положения о порядке оформления программ  дополнительного образования  детей в образовательных учреждениях Великого Новгорода. А также, в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 г. Москва «Об утверждении  СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»» и информационного письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 11.12.06 № 06-1844.

            Актуальность  программы в том, что её содержание  направлено на приобщение учащихся к мировой художественной культуре, воспитание у них способности к самостоятельной творческой деятельности, формирование умения решать коллективные задачи. Данная программа соединяет в себе как изучение истории искусства керамики, так и освоение основ изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Педагогическая целесообразность. При освоении содержания программы  обучающийся не только овладевает приемами изготовления различных видов художественной керамики и скульптуры, но у него формируется образное, композиционно-пространственное, фактурное, колористическое мышление.Изучение ярких и самобытных проявлений художественной мысли разных народов в различные исторические эпохи дает ключ к более глубокому пониманию красоты, воспитывает чуткого зрителя, приобщает детей к духовным ценностям.

            Отличительные особенности данной программы от типовой. Организация работы предусматривает проведение теоретических  занятий по истории искусства  керамики, а также самостоятельное и коллективное творчество учащихся на практических занятиях. Беседы о пройденном материале, как правило, завершают изучение основных тем, развивая умение воспитанников рассказывать о содержании  произведений, формулировать своё отношение к художественным работам, обучая приемам ведения дискуссий, прививая культуру общения - просмотры работ с обсуждением.

Основной целью программы «Керамика» является раскрытие творческих способностей детей посредством изучения ими ведущих принципов изобразительного и декоративного искусства и освоения основных приемов изготовления керамики, используемых у различных народов мира.

    Программа решает следующие задачи:

- приобщение учащихся к мировой художественной культуре, расширение их эстетического  кругозора;

-  развитие художественно вкуса, чувства стиля;

-  знакомство с различными жанрами декоративно-прикладного  искусства;

-   знакомство  с различными способами работы с глиной (лепка из целого куска глины,    лепка из пласта, лепка из жгутов);

-  воспитание бережного отношения к культурному наследию, и окружающей среде;

-  воспитание гуманного отношения к людям, уважения к их труду, творчеству художника.

    Срок реализации программы. Программа рассчитана на 2 года. Общая продолжительность обучения составляет 360 часов.

    Режим занятий: двухчасовые занятия по 45 мин два раза в неделю в первый год обучения и трехчасовые занятия по 45 мин два раза в неделю   во  второй год обучения с перерывом 10 минут на перемену.

Возраст обучающихся – 7 – 10 лет, наполняемость группы в соответствии с нормами СанПиНа 8 – 10 человек.

Формы занятий – групповые занятия с ярко выраженным индивидуальным подходом.

       Планируемые результаты освоения программы:

Личностные: развития художественного вкуса, чувства стиля, творческих способностей.

Метапредметные: развитие  коммуникативных особенностей, регулятивных действий.

Предметные: овладение навыками и техническими приемами лепки из глины, а так же умением декорировать образованную форму:

обучающиеся 1 года обучения должны знать: основные виды керамических изделий; технологию основных методов создания объема; историю и технологию дымковской игрушки и гжельской керамики;  понятия: барельеф, горельеф;  основы техники подглазурной росписи;

должны уметь: различные способы лепки в работе с глиной и методы создания объема; различать по внешнему виду основные виды глины; использовать на практике навыки изготовления различных бытовых предметов; отображать свой замысел в эскизе и воплощать в материале; иллюстрировать литературные произведения;   изготавливать простые модели и знать принципы снятия двойных гипсовых форм.

Обучающиеся 2 года обучения должны знать: технологию изготовления керамики, свойства керамических красителей, температурный режим обжига; пропорции предметов; искусство разных народов и эпох, историю керамики; основы композиции;

уметь: лепить с натуры; выполняют тематические задания по истории искусств, творческие работы; выполнять эскизы.

     Порядок и содержание аттестации определены Положением о текущем контроле и промежуточной аттестации обучающихся в Учреждении. Различные формы и методы текущего контроля используются педагогом для коррекции умений обучающегося. Промежуточная аттестация проводится в декабре и в мае в форме просмотров выполненных за полугодие работ с обсуждением. На втором году обучения предполагается также  участие детей в городских и областных  выставках, конкурсах, фестивалях.

Для педагогического мониторинга развития учащихся предлагается метод структурированного наблюдения за поведением детей в процессе практической деятельности на занятиях и его оценивание по определенным параметрам. Мониторинг проводится системно: в начале, середине и конце учебного года. Педагогом используются методические рекомендации для педагогов дополнительного образования и педагогов-психологов образовательных организаций: авторы составители: Еремина А.А., Кривошеева Л.Б., Чумакова И.М.   ГБОУ ГМЦ ДОгМ.

По окончании учебного  двухгодичного курса выпускникам рекомендуется  продолжить совершенствование своих знаний и умений в клубе « Сувенир».

 

 

Учебно-тематический план

1 год обучения

 

 

Тема

       Общее               кол-во часов

                В том числе:

Форма контроля/

аттестации

теоретических   занятий (час.)

практических  занятий (час.)

1.«Керамика вокруг нас». Способ лепки из целого куска глины.

1.1. Что такое керамика?

4

1

3

Просмотр работ с обсужде-нием

1.2. Домашние любимцы.

6

1

5

1.3. Деревенский кувшин.

4

1

3

1.4. Сундучок со сказками.

2

-

2

1.5. Подводный мир.

6

1

5

1.6. Мир дымковской игрушки.

4

1

3

1.7. Восточная пиала.

6

1

5

1.8. Особенности производства посуды.

6

2

4

1.9. Зоопарк.

4

1

3

1.10. Дикий плющ.

6

1

5

1.11. Гжельские узоры.

6

2

4

1.12. Новогодний праздник.

6

1

5

Всего по теме:

60

13

47

 

2. Мир керамики. Различные способы лепки из глины – пластовая, жгутовая, из куска глины

 

 

 

Просмотр работ с обсужде-нием

2.1. Мир сказок.

4

1

3

2.2. Цветы и фрукты.

6

2

4

2.3. Пёстрые бабочки.

8

1

7

2.4. Старинный город.

8

1

7

2.5. Встреча весны.

6

1

5

2.6. Украсим наш Центр.

8

1

7

2.7. Цветные капли.

4

-

4

2.8. Лукоморье.

8

1

7

2.9. Жостовские узоры.

8

1

7

2.10. Город моей мечты.

8

1

7

2.11. Подарок маме.

6

1

5

2.12. Лесные жители.

8

1

7

2.13. Что мы узнали за год?

2

-

2

Всего по теме:

84

12

72

 

Итого:

144

25

119

 

             

 

 

Содержание

 

1.Керамика вокруг нас. Способ лепки из целого куска глины.

Теория. Понятие керамики, ее возможности. Что относится к керамическим изделиям. Краткие сведения из истории возникновения и развития керамики. Керамика в жизни человека Общие сведения о последовательности изготовления и росписи глиняных изделий.Классификация глины.Пластические свойства глины. Краткие сведения об обработке глиняных изделий.

Практика. Изготовление фигурок из целого куска глины: домашние любимцы, деревенский кувшин, мир дымковской игрушки, восточная пиала, особенности производства посуды, зоопарк. гжельские узоры, новогодний праздник

2. Мир керамики. Различные способы лепки из глины –пластовая,жгутовая, из куска глины

Теория.Основные способы лепки: конструктивный, пластический, комбинированный. спиральная лепка из жгутов (ленточный способ), лепка из отдельных пластин, вытягивание на гончарном круге и формовка на болванках

Практика. Изготовление изделий с использованием различных способов лепки: мир сказок, цветы и фрукты, пёстрые бабочки,старинный город, встреча весны, украсим наш Центр, цветные капли, Лукоморье, жостовские узоры, город моей мечты, подарок маме, лесные жители.

 

 

Учебно-тематический план

2 год обучения

 

 

Тема

 

Общее

кол-во часов

В том числе:

Форма контроля/

аттестации

теоретических занятий

практических занятий (час.)

1.Основы скульптуры.

 

1.1. Введение в историю скульптуры и керамики.

6

3

3

 

 

 

Просмотр работ с обсуждением

1.2. Растительный орнамент.

9

2

7

1.3. Гипсовая розетка.

9

2

7

1.4. Фрукты.

9

2

7

1.5. Портрет друга.

15

2

13

Всего по теме:

48

11

37

2.Искусство древних народов.

 

2.1. Первобытное искусство. Объем.

12

2

10

 

 

 

Просмотр работ с обсуждением

2.2. Первобытное искусство. Рельеф.

15

2

13

2.3.1Вавилон.

15

3

12

2.3.2. Египет.

 Люди и боги.

15

3

12

2.4.1. Древняя Греция. Греческие вазы.

15

3

12

2.4.2. Древняя Греция. Меандр.

15

3

12

2.4.3. Древняя Греция. Архитектурные ордеры.

15

3

12

2.5. Византия.

12

2

10

 

 

 

Просмотр работ с обсуждением

2.6. Керамика в искусстве древних.

3

3

-

Всего по теме:

117

24

93

3.Искусство народов Востока.

3.1. Китай.

12

2

10

3.2. Индия.

9

1

8

3.3. Япония.

12

2

10

3.4. Арабское искусство.

9

1

8

3.5. Восточные мотивы.

6

-

6

3.6. Керамика в искусстве Востока.

3

3

-

Всего по теме:

51

9

42

Итого:

216

44

172

 

 

Содержание 2 год обучения.

 

1.Основы скульптуры.

1.1. Введение в историю скульптуры и керамики

Теория: Чем скульптура отличается от керамики. История развития скульптуры. Приемы лепки скульптурных композиций, скульптур.

Практика:  лепка из глины со стеками-петельками

1.2. Растительный орнамент.

Теория:  изучение орнаментов - барельеф

Практика: лепка барельефа при помощи стеков-петелек.

1.3. Гипсовая розетка.

Теория: изучение розеток как вида рельефа, барельефа, горельефа

Практика:  лепка гипсовой розетки из глины.

1.4. Фрукты.

Теория:  изучение скульптурной формы фруктов по муляжам

Практика: лепка из глины фрукты

1.5. Портрет друга.

Теория:  изучение образцов бюстов различных эпох

Практика: лепка портрета с натуры.

2.Искусство древних народов.

2.1. Первобытное искусство. Объем

Теория: изучение керамических сосудов по образцам первобытного искусства

Практика:  лепка сосуда по первобытному образцу

2.2. Первобытное искусство. Рельеф.

Теория:  изучение рельефов  искусства первобытных времен

Практика:  лепка рельефа-копии первобытного образца

2.3.1Вавилон.

Теория: изучение керамических образцов вавилонского царства.

Практика:  лепка рельефа – копии древнего Вавилона.

2.3.2. Египет. Люди и боги.

Теория:  изучение рельефов Древнего Египта

Практика: лепка копии рельефа Древнего Египта.

2.4.1. Древняя Греция. Греческие вазы.

Теория:  изучение Древнегреческих ваз

Практика: лепка вазы из глины по Древнегреческому образцу.

2.4.2. Древняя Греция. Меандр

Теория:  изучение рельефа (Меандр)

Практика: лепка из глины копии Древнегреческого Меандра.

2.4.3. Древняя Греция. Архитектурные ордеры.

Теория:  изучение архитектурных ордеров Древней Греции

Практика:  лепка копии ионического ордера Древней Греции.

2.5. Византия.

Теория:  изучение керамических образцов Византии

Практика:  лепка сосуда  помотивом древних образцов Византии.

2.6. Керамика в искусстве древних.

Теория: обсуждение изученных образцов древности

Практика:   лепка из глины – вариация на тему Древней керамики.

3.Искусство народов Востока.

3.1. Китай.

Теория:  обзор искусства Востока. Искусство Китая.

Практика: лепка из глины образца из китайской керамики.

3.2. Индия.

Теория:  обзор индийского керамического наследия

Практика:  лепка барельефа на индийскую тему.

3.3. Япония.

Теория:  обзор Японского керамического искусства

Практика:  лепка из глины сосуда в стиле японской керамики.

3.4. Арабское искусство.

Теория: изучение Арабской керамики

Практика: лепка из глины арабского сосуда

3.5. Восточные мотивы

Теория: обсуждение восточных мотивов в творчестве современных керамистов

Практика: лепка рельефа или объема в восточном стиле.

3.6. Керамика в искусстве Востока

Теория: значимость керамики в искусстве Востока

Практика:  лепка из глины формы по собственному образцу в восточном стиле

 

 

 

 

Методическое обеспечение программы

На занятиях используются разные формы и методы обучения:

- рассказ преподавателя, сопровождающийся показом приемов лепки;

- дидактические игры и учебно-творческие задания;

- демонстрация наглядных пособий и работ из методического фонда;

- просмотр обучающих видеофильмов;

- просмотр иллюстраций и фотографий работ художников-керамистов;

- разбор поисковых эскизов и их совместное обсуждение;

- упражнения и зарисовки;

- непосредственная работа с глиной.

Методические пособия:

Видеофильмы:

1. «Древний Египет». Эрмитаж. Т. 1. СПб., «Кварт».

2. «Подобные богам» (античное искусство). Эрмитаж. Т. 2, 3. СПб.: «Кварт».

Наглядные пособия:

- плакаты с изображением различных способов лепки и керамики различных регионов.

 

            Работа по программе «Керамика» предполагает следующее материально-техническое обеспечение:

- аудитория для проведения теоретических и практических занятий (6 столов, 12 стульев, школьная доска, плакаты с изображением различных способов лепки и керамики различных регионов).

- подсобное помещение для хранения методического фонда, художественных  материалов и неоконченных работ учащихся; глина стеки, вёдра.

- отдельное помещение с муфельной печью для обжига керамики.

- водопровод для подготовки глины к использованию и гигиены труда детей;

- демонстрационные стенды для оформления выставок по основным темам программы.

 

            Изучение искусства керамики невозможно без богатого иллюстративного материала. Для большей эффективности занятий необходимо использование современных технических средств обучения:  компьютера; сканера; ксерокса; видеокамеры; цифровой камеры;   видеомагнитофона; видеокассет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

                                                   Литература для педагога

1. Акреева М., Антонова А. Чудесное превращение. Глина, камень, песок. – Л.: Аврора, 1972.

2. Алпатов М., Ростовцев Н. Искусство: живопись, скульптура, архитектура, графика. – М.: Просвещение, 1987.

3. Блэк В. Искусство древнего Востока. – Л.: Акад. худ. СССР. Ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, 1996.

4. Боголюбов Н. Лепка на занятиях в школьном кружке. – М.: Просвещение, 1982.                                       

5. Боннар А. Греческая цивилизация. – М.: Искусство, 1992.

6. Воронкова Л.П. Первобытное искусство. – М.: Диалог-МГУ, 1998.

7. Гинзбург В.П. Керамика в архитектуре. – М.: Стройиздат, 1987.

8. Левек П. Эллинистический мир. – М.: Наука, 1989.

9. Любимов Л. Искусство древнего мира. – М.: Просвещение, 1996.                

10.  Любимов Л. Искусство Западной Европы. – М.: Просвещение, 1996.      

11. Неклюдов С. Ранние формы искусства. – М.: Искусство, 1972.

12. Неменский Б. Мудрость красоты. – М.: Просвещение, 1987.

13. Немировский А. Мифы и легенды Древнего Востока. – М.: Просвещение, 1994.

14. Рак И. Мифы Древнего Египта. – СПб.: Петро-Риф, 1993.

15. Ривкин Б. Античное искусство. – М.: Искусство, 1972.

16. Шрамкова Г. Художественное наследие Древнего мира. – М.: Изобразительное искусство, 1993.

17. «Глина и керамика»,3-я книга из сборника «Энциклопедия ремесел», М.2009

18.М.Пилар Наварро, «Декорирование керамики», «неола»,М.2010

 

Литература для обучающихся

 

1. Виппер Р. История древнего мира. – М.: Буква, 1997.

2. Дмитриева Н., Акимова Л. Античное искусство. – М.: Детская литература, 1988.

3. Дмитриева Н., Виноградова Н. Искусство Древнего мира. – М.: Детская литература, 1986.

4. Кошель П. Искусство. Энциклопедический словарь школьника. – М.: Олма-пресс, 2000.                                                                                              

5. Мар Е. Глина и руки. – М.: Детгиз, 1963.

6. Мирецкая Е., Мирецкая Н. Уроки античной культуры. – Обнинск: Титул, 1996.

7. Федотов Г. Послушная глина. – М.: Аст-пресс, 1997.

8. Хуан Крус. Керамика, М. «Астрель»,2010

9. В. Мазарецкая. Скульптура для начинающих,изд. «Питер»,СПБ,2006