Программа "Юные дикторы"

1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа «Юные дикторы»  базового уровня имеет художественную направленность. Программа предваряет изучение   дисциплины «Сценическая речь. Художественное чтение». По окончании изучения программы базового курса учащиеся могут приступить к углубленному изучению дисциплины по индивидуальным программам в зависимости от проявленных ими способностейи осознанных потребностей (актер драмы, чтец, диктор медиа-программ, ведущий шоу-программ и т. п.).Программа разработана на основе практического опыта и знаний, полученных автором в период обучения в вузах (Калужский государственный педагогический институт – специальность «русский язык и литература», Театральное училище имени Б. В. Щукина – специальность «режиссура драмы»). Автор программы – педагог дополнительного образования ДД(Ю)Т им. Лени Голикова Рожков Евгений Николаевич. Данная программа является рабочей программой педагога.

Программа оформлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,   методическими рекомендациями Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242, с учетом требований Положения о порядке оформления программ  дополнительного образования  детей в образовательных учреждениях Великого Новгорода. А также, в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 г. Москва «Об утверждении  СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»» и информационного письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 11.12.06 № 06-1844.

Актуальность разработки данной программы обусловлена

  • необходимостью совершенствовать навыки грамотной, выразительной, образной русской речи. Это не только формирует  художественный вкус и исполнительское мастерство, но и действенно способствует патриотическому воспитанию молодежи;
  • возможностью использовать накопленный автором многолетний опыт собственной практической деятельности;
  • потребностью подготовки ведущих и актеров для тематических концертных программ, массовых представлений, творческих акций и работе со СМИ.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что учащиеся, ориентированные на творческую деятельность, в том числе на театральную деятельность, обучаясь по данной программе, смогут развить в себе качества, необходимые для полноценного общения, как на театральных занятиях, так и в повседневной жизни. Русская театральная школа, составной частью которой является дисциплина «Сценическая речь», основана на учении К. С. Станиславского об органической природе сценических переживаний актера. Тем не менее, внутри школы существует несколько методик, каждая из которых имеет свои достоинства. Данная программа представляет собой комбинацию наиболее эффективных, по мнению автора, приёмов и методов. Кроме того, сегодня мы располагаем новыми возможностями в использовании  медиа-материалов, что делает процесс обучения более наглядным. Место программы в программном поле Учреждения. Программа органично вписывается в сложившуюся систему ценностей и целей Образовательной программы на 2016-2020 гг. Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества им. Лени Голикова».

Цель программы: комплексное эстетическое развитие личности учащегося посредством изучения основ сценической речи.

Задачи программы:

научить учащихся:

-владеть речью и её законами на сцене;

-владеть четкой, ясной, красивой, мелодичной дикцией;

-делить речь на такты;

-осваивать интонационно-логический анализ текста;

-осваивать основные орфоэпические нормы сценической речи;

-координировать ударения в отдельных фразах и текстах;

-осваивать элементы сценического воздействия на себя и на партнёра;

-осваивать речевое взаимодействие (коллективный рассказ);

-владеть искусством диалога и полилога;

-осваивать особенности стихотворной речи;

сформировать представление о стихотворной речи, ритмических законах стиха;

совершенствовать навыки правильного владения:

-дыханием, голосом, дикцией;

-современным литературным произношением;

-творческим отношением к слову;

заложить прочные основы того, что имидж человека и его культура общения определяют готовность окружающих действовать по отношению к нему определенным образом.

Срок реализации программы 2 года.

Возраст обучающихся: от 10 до 17 лет

Режим занятий: 3 раза в неделю по 2 часа по 45 минут с 10-минутным перерывом между часами.

Формы занятий – групповые занятия с ярко выраженным индивидуальным подходом (от 8 человек), индивидуально-групповые (от 3-4 человек), индивидуальные занятия.

Ожидаемые результаты.

Предполагается, что по окончании курса обучения учащиеся

-научатся осмысленно владеть речью и некоторыми её законами на сцене;

-овладеют четкой, ясной, красивой, мелодичной дикцией;

-научатся делить речь на такты;

-освоят интонационно-логический анализ текста;

-освоят основные орфоэпические нормы сценической речи;

-научатся координировать ударения в отдельных фразах и текстах;

-освоят элементы сценического воздействия на себя и на партнёра;

-освоят речевое взаимодействие (коллективный рассказ);

-овладеют основами искусства диалога и полилога;

-освоят некоторые особенности стихотворной речи;

сформируют представление о стихотворной речи, ритмических законах стиха;

усовершенствуют навыки правильного владения:

-дыханием, голосом, дикцией;

-современным литературным произношением;

-творческим отношением к слову;

обогатят лексикон театральными терминами и понятиями;

Способы диагностики.

Диагностика осуществляется следующими методами: наблюдение, беседа. Результаты диагностики фиксируются и анализируются с помощью аудио- и видеозаписи.

Формами подведения итогов реализации образовательной программы могут являться: участие в конкурсах и фестивалях, мастер-классах, концертно-театральная деятельность.

Формы контроля.

Объектами повседневного контроля должны являться: наличный уровень знаний и умений, учебная работа учащегося, а также динамика его творческого развития. Основная форма контроля – практическая работа. Текущий контроль успеваемости, осуществляемый на каждом занятии посредством наблюдения за учебной работой и опросов по пройденному материалу, сочетается с организацией периодической обобщающей проверки знаний по определенным разделам программы. Она проводится по одному разу на каждом этапе в виде контрольных занятий, открытых занятий; в виде зачета,  концертов, спектаклей, отчётных показов творческих работ.

Критерии оценки.

Оценка «удовлетворительно» не ставится, она заменяется оценкой «зачтено» если учащийся  обладает общей базовой техникой, но творческих навыков еще недостаточно.

Оценка «хорошо» ставится при хорошем владении базовой техникой, при хорошем творческом начале и если учащийся в своем репертуаре имеет не менее 2 поэтических и прозаических произведений.

Оценка «отлично» ставится, если учащийся отлично владеет базовой техникой, творчески активен, имеет в своем репертуаре не менее 3-4 произведений в различных жанрах, а также самостоятельно выбранный материал для зачётного занятия.

 

Учебно-тематический план

1 год обучения

Раздел, тема

Кол-во часов

Формы аттестции/контроля

всего

теория

практика

1

Техника речи

46

15

31

скороговорки – видеозапись с последующим анализом

2

Логика сценической речи

70

10

60

Видеозапись с анализом

3

Основы работы ведущего

40

4

36

выступление

4

Отработка практических навыков

80

10

70

аудиозапись с анализом

5

Зачетное занятие

16

2

14

выступление

 

Всего:

252

41

211

 

 

2 год обучения

Раздел, тема

Кол-во часов

Формы аттестции/контроля

всего

теория

практика

1

Сценическая композиция по материалам прозаического художественного текста

80

8

72

аудиозапись

2

Поэтическая сценическая композиция

60

6

52

видеозапись

3

Участие в городских мероприятиях

80

8

72

выступления

4

Запись аудиокниги

32

2

30

аудиозапись

 

Всего:

252

 

 

 

 

Содержание

1 год обучения

 

Раздел 1  «Техника речи» – 36 часов

Теория. Знакомство с учащимися, мотивация, диагностика речевых проблем.

Понятие нормы, информационные ресурсы, технические средства.Демонстрация видеоматериалов с образцами  речи мастеров сцены, примеры речевых проблем, понятие речевого слуха.

Практика. Тренинги:Дыхание и голос (освобождение от мышечных зажимов, развитие и укрепление дыхательной мускулатуры, координационной связи между речевым дыханием и звуком с учетом возрастных особенностей учащихся).

-  Дикция (выявление и  исправление индивидуальных дикционных недостатков; устранение вредных речевых привычек; тренировка и развитие артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти, небной занавески).

-   Расслабление (понятие артикуляционной нормы).

-  Орфоэпия (воспитание навыков правильной литературной речи; освоение основных норм русского литературного произношения).

-  Артикуляционная разминка и тренинг.

-  Использование резонаторов.

-  Медиа-уроки тренинга органов речи (самостоятельная работа)

Контрольное занятие: скороговорки – видеозапись с последующим анализом

Раздел 2  «Логика сценической речи»  - 64 часа

Теория. Повторение сведений о грамматической структуре предложения в русском языке.Понятие речевого такта, периода, логической паузы.

Практика. Виды пауз, роль интонации при исполнении пауз.

«Чтение» знаков препинания.Смысловые ударения. Правила постановки логического ударения. Способы выделения элементов речи.«Приём вводного», интонационная структура фразы.Партитура текста, знаки партитуры, практика чтения с листа. Правила чтения простых предложений.Однородные члены предложения. Вводные слова, деепричастные обороты. Правила и исключения. Сравнительный оборот. Нюансы логического ударения.Обращение.Логическая перспектива.Правила чтения сложных предложений.

Контрольное  занятие: отработка чтения периода – видеозапись с последующим анализом

Раздел 3 «Основы работы ведущего»– 36 часов

Теория. Краткая история ораторского искусства

Практика. Ритмическая подстройка.Групповое исполнение.  Практикум озвучивания видеозаписи.Работа с видеосуфлером. Элементы сценического общения.Композиция и конфликт в работе ведущего.

Выбор литературного  материала для зачётного занятия.Самостоятельная оценка достигнутых результатов – взаимоконтроль.

Раздел 4 «Отработка практических навыков»– 64 часа

Теория. Требования к внешнему виду, поведению, речи ведущего. Самоконтроль. Рецепты быстрого восстановления.

Практика. Участие в программах ДД(Ю)Т в качестве ведущих и чтецов.

Контроль функционального состояния речевых органов в режиме повышенной нагрузки. Запись аудиокниги на материале зачётного занятия.

Раздел 5 «Зачетное занятие» - 16 часов.

 Репетиции сценической версии зачётного занятия

Зачетное занятие в виде театрализованного представления на зрителе.   

 

2 год обучения

Раздел 1«Сценическая композиция по материалам прозаического художественного текста»  - 80 часов.

Теория. Правила художественного чтения. Особенности произведения. Художественные образы героев книги.

Практика. Отработка практических навыков художественного чтения осложненного художественного текста на материале книги Глории Му «Детская книга для девочек». Индивидуальное чтение, чтение по ролям, сценическая композиция. Упражнения для артикуляционной гимнастики и развития обертонного звука.

Раздел 2Поэтическая сценическая композиция – 60 часов.

Теория. Правила чтения поэтического произведения.  Выступление со стихами. Художественный образ в поэтическом произведении.

Практика. Отработка практических навыков художественного чтения поэтического текста на материале   стихов А. Дементьева.Публичное исполнение подборки стихов А. Дементьева

Раздел 3 Участие в городских мероприятиях – 80 часов.

Теория.Требования к внешнему виду, поведению, речи ведущего. Содержание мероприятий, в которых принимают участие обучающиеся.

Практика. Подготовка ведущих для  городского торжественного мероприятия, посвященного 9-й годовщине присвоения Великому Новгороду звания «Город воинской славы»;  «Парада оркестров – 2017»;мероприятий, посвященных 44-й годовщине освобождения Новгорода; Дню Победы и др.

Раздел 4 Запись аудиокниги – 32 часа.

Теория. Правила и техника безопасности при работе с микрофоном и наушниками.

Практика. Практика работы с микрофоном и наушниками при записи аудиокниги.Отработка практических навыков художественного чтения осложненного художественного текста полным составом. Запись аудиокнигиГлории Му «Детская книга для девочек» полным составом. Анализ и самоанализ аудиозаписи книги.

 

Методическое обеспечение программы

В основу программы положены методические разработки:

- учебник «Сценическая речь» под ред. И. П. Козляниновой и  И. Ю. Промтовой (теоретические основы сценической речи);

- учебное пособие «Логика сценической речи» Т. И. Запорожец  (принципы анализа текста и правила интонационного, ритмического и логического построения речи);

- книга «Освобождение голоса» Кр. Линклэйтер (работа органов тела актера в процессе речевого общения);

- медиа-курс «Глаголим.ру» (отработка практических навыков работы речевых органов на занятиях);

- медиа-пособие «Сценическая речь» Театрального центра «Русская речь» (самостоятельная работа учащихся с органами речи). 

Каждый из этих источников в разное время оказал большое влияние на формирование  исполнительских возможностей автора. В основу отбора положен личный опыт и используются те разделы и приёмы, которые в своё время автору реально помогли.

Авторский  подход реализован в программе следующим образом:

1  этап обучения – техника речи, артикуляционная гимнастика, самостоятельная работа учащихся с органами речи, Особенностью этого этапа является так называемый «комплекс сороконожки», когда учащиеся начинают испытывать трудности с произнесением тех слов и конструкций, которые раньше им давались легко. В этот момент, продолжая отработку речевых навыков на уровне тренинга, мы переходим к следующему этапу.

Отработка практических навыков работы речевых органов на занятиях с педагогом  - этот раздел дисциплины имеет ключевое значение и красной нитью проходит через весь курс. Переходя к новому этапу обучения, мы продолжаем отработку речевых навыков, постоянно пополняя арсенал упражнений, усложняя задания, вводя дополнительные условия.

2 этап обучения – логика сценической речи. На занятиях учимся анализировать текст, правильно определять речевые такты, смысловые ударения, паузы, интонационный рисунок. Осваиваем «приём вводного», способы выделения элементов речи, работу с речевым периодом и стихотворным текстом.

3 этап – практическое применение усвоенных навыков, самостоятельная оценка достигнутых результатов, работа со звуко- и видеозаписью, приёмы сценического общения, основы работы ведущего, выбор литературного  материала для зачётного занятия.

4 этап – отработка практических навыков, участие в программах ДД(Ю)Т в качестве ведущих и чтецов, запись аудиокниги на материале зачётного занятия,

5 этап – Репетиция сценической версии зачётного занятия. Зачетное занятие в виде театрализованного представления на зрителе.    

Используются следующие  виды занятий: учебное занятие, тренинг, практическое занятие, сценическая практика.

 

Материальное обеспечение программы

Помещение площадью не менее 30 кв. м, а также, иногда, зал

Техническое обеспечение

Видеопроектор или цифровой телевизор с размером от 80 см по диагонали

Ноутбук с программным обеспечением для записи и редактирования звука и видео

Микрофон для записи звука

Видеокамера для контрольных занятий

Теннисные мячи - по одному на каждого учащегося

Для учащихся: съемный носитель (флеш или  SD-карта) для записи медиа-материалов тренинга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Запорожец Т. И. Логика сценической речи. Учеб.пособие для те­атр. и культ.-просвет. учеб. заведений. М., «Просве­щение», 1974

2. Козлянинова И.П. Промптова И.Ю. Сценическая речь. – ГИТИС, 2000.

3. Ласкавая Е. В. Сценическая речь: Методическое пособие. – М.: ВЦХТ, 2005.

4. Линклейтер К. Освобождение голоса. Перевод с английского. – М.: ГИТИС, 1993.

5. Станиславский К.С. Собрание сочинений, т. 2,3. – М.: Искусство, 1954.

 

 Рекомендуемые интернет-ресурсы

 

1. http://stage4u.ru/o-shkole/stati-i-materialy/79-osnovy-diktsii-stsenicheskaya-rech

Творческая площадка «Твоя сцена». Основы дикции. Сценическая речь.

2. http://diktory.com/dyhanie.html

Курс техники речи для теле-радиоведущих. Упражнения для развития речевого дыхания диктора.

3.http://www.gramota.ru/

Справочно-информационный портал – наиболее надежный источник нормативной информации

4. http://www.adme.ru/zhizn-nauka/200-skorogovorok-dlya-razvitiya-dikcii-887160/

200 скороговорок для развития дикции

5. http://orfoslova.dljatebja.ru/Slovar'/b/b.html

Орфоэпический словарь

6. http://accentonline.ru/

  1. Словарь ударений