Версия для слабовидящих

Menu

Программа "Народно-сценический танец"

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа «Народно-сценический танец» базового уровня имеет художественную направленность, так как даёт возможность развивать личность ребенка, его гуманное отношение к окружающему миру, выражать свою индивидуальность, проявлять способности, формировать свои эстетические идеалы в художественно-эстетической культуре. Обучающиеся осваивают сюжетно-тематические произведения с привлечением высокохудожественной музыки. В процессе постановочной работы, репетиций, учащиеся приучаются к сотворчеству, у них развивается художественное воображение, любовь к творчеству, высокая мотивация к  занятиям народным танцем. Данная программа разработана на основе подпрограммы «Народно-сценический танец», авторской программы Акуловой Г.И. «Школа русского танца». Программа модифицирована и адаптирована к условиям образовательной среды ДД(Ю)Т им. Лени Голикова педагогом дополнительного образования Ершовым В. К..

Данная программа оформлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,   методическими рекомендациями Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242, с учетом требований Положения о порядке оформления программ  дополнительного образования  детей в образовательных учреждениях Великого Новгорода. А также, в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 г. Москва «Об утверждении  СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»» и информационного письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 11.12.06 № 06-1844.

Программа реализуется во Дворце детского (юношеского) творчества имени Лени Голикова в творческом объединении «Детский образцовый коллектив хореографический ансамбль «Юный новгородец», является рабочей программой педагога.

Актуальность. Будучи одним из стабилизирующих фактов общественной жизни, устойчивые традиции национальной культуры способны, как показывают исследования, помочь человеку адаптироваться к стремительно меняющемуся миру, особенно детям и подросткам.

Усиливается значение народности в наши дни и для собственно хореографического искусства, не только как арсенала выразительных средств, но и как своеобразного источника «живой воды», оплодотворяющей фантазию художника. Знакомство с богатством танцевального творчества народов и сейчас служит действенным средством идейно-эстетического воспитания подрастающего поколения. Отражая жизненный опыт народа, творчески обобщая и осмысливая его, народный танец является ярким выражением художественно-исторической памяти нации, важным фактором социальной экологии и в этом качестве может способствовать культурному «выживанию» человека.

Особенно актуально обучение воспитанников народно-сценическому танцу в Великом Новгороде, в городе с древнейшими культурными, в том числе и в области народного танца традициями.

Педагогическая целесообразность. В настоящее время перед педагогами встает вопрос о том, почему все чаще и чаще среди детей и подростков встречается пассивное поведение, неуверенность характера, нежелание что-либо менять, творить, создавать. Определенный отпечаток на развитие ребенка откладывает современное общество. И, естественно, возникает желание пробудить в ребенке все то ценное, неповторимое, доброе, что заложено в нем от рождения. Этого возможно добиться, если обратиться к народной культуре.

Возможность соприкоснуться с жизнью природы, почувствовать связь времен, проявить любовь и уважение к нашей истории и культуре дает народно-сценический танец. Изучение танцев своего народа должно стать такой же потребностью, как изучение родного языка, мелодий, традиций, ибо в этом заключены основы национального характера. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох столь же необходимо, как изучение всемирной истории, ибо каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер.

Занятия народно-сценическим танцем гармонично развивают человеческое тело, воспитывают правильную осанку, укрепляют сердечно-сосудистую систему, развивают пластичность рук и корпуса, подвижность и выносливость мышечно-связочного аппарата, развивает координацию движений. Освоение сложных движений и трюков, воспитывает упорство, трудолюбие, волевые качества, уверенность в себе. Исполнение различных этюдных форм и сценических танцев развивает музыкальность и актерское мастерство детей, умение свободно и гармонично двигаться, создает чувство внутренней свободы на сцене и в жизни.

 Русский народный танец  близок детям, и благодаря богатству образов, танцевального языка, мелодиям, знакомству с народным костюмом представляет собой ценнейший материал для художественного развития воспитанников. Вместе с тем, народно-сценический танец воспитывает в детях чувство любви и уважения к народному танцевальному творчеству и к запечатленным в танце народным традициям. Целесообразно начинать приобщение к танцевальному искусству со своего национального материала, ибо он понятен юным исполнителям и является лучшей основой для более быстрого и правильного стилевого усвоения народных танцев.

Поиск новых форм и путей совершенствования с изучением народного танца по областным особенностям через учебный материал на национальной основе (образы и особенности русского танца), через ввод новых дисциплин (грим, костюм), через разнообразные методы достижения цели является педагогически целенаправленным.

Место программы в программном поле Учреждения.Программа органично вписывается в сложившуюся систему ценностей и целей дополнительного образования детей Великого Новгорода и  Основной образовательной программы Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества им. Лени Голикова» на 2016 -2020 гг.. Это  даёт возможность приобщить всех желающих к хореографическому искусству, сформировать танцевальные навыки, расширить эмоциональное чувственное восприятие, познакомить учащихся с народными танцами разных стран.

Цель программы художественно-эстетическое развитие детей через образы и особенности народного танца, формирование гармоничного, духовного и физического развития обучающихся средствами музыки и танцевальных движений.

Задачи:

Обучающие:

ü    освоение обучающимися основных позиций и положений рук, ног, головы и корпуса.

ü    изучение элементов народного танца;

ü    научить учащихся грамотно, музыкально и красиво исполнять народные танцы.

Развивающие:

ü    развитие творческих способностей, общей внутренней культуры и сильного волевого характера;

ü    развитие навыков общения с партнёром и ансамблевого исполнения;

ü    развитие творческой инициативы обучающихся, воображения, умения передать музыку и содержания образа движением.

ü    развитие фантазии и образного мышления обучающихся, обогащение из представлений об искусстве вообще.

Воспитывающие:

ü    воспитание чувства патриотизма и гордости за национальную культуру, глубокого эстетического чувства;

ü    способствовать профессиональному самоопределению обучающихся,

ü    формирование навыков творческого самовыражения, общей культуры, настоящего эстетического вкуса, формирование учебной мотивации;

ü    ориентация  учащихся на творческое самовыражение, реализацию знаний и умений в широких масштабах (концерты, конкурсы, фестивали):

ü    создание крепкого, дружного и общительного коллектива.

 Возраст детей: 9 - 15 лет.

Срок  реализации: 4 года. Общая продолжительность обучения составляет 576 часов.

Формы и режим занятий: Занятия проводятся в групповой форме, продолжительность одного занятия  для обучающихся 1-2-3-4 года обучения составляет 45 минут с десятиминутными перерывом между занятиями.

После окончания полного курса выпускники могут продолжить свою творческую деятельность в концертном коллективе ансамбля.

Планируемые результаты и способы определения результативности

1 год

 Ожидаемые результаты

показатели

критерии

Методы и формы диагностики

Личностные

Трудолюбие, дисциплинированность, ответственность

Учащийся не пропускает занятия, не опаздывает, выполняет все указания педагога, адекватно реагирует на замечания

Наблюдение, беседа, опрос

Метапредметные

Коммуникабельность

Ребёнок легко вступает в контакт с другими людьми, умело строит высказывания, находит общие темы для разговора

Наблюдение, беседа с учащимся, с ребятами, родителями

Предметные

-знать и уметь исполнять основные движения народного Русского и Белорусского танца, правильная постановка корпуса, ног, рук и головы в упражнениях у станка и на середине зала, исполнять танцевальные комбинации у станка и на середине зала

Учащийся правильно выполняет движения, понимает разницу в характере танца, манере исполнения

Наблюдение, анализ выполнения движений и композиций.

Контрольный урок

 

2       год

Ожидаемые результаты

показатели

критерии

Методы и формы наблюдения

Личностные

Устойчивая мотивация к занятию, ответственность

Учащийся обретет чувство ответственности за общее дело

Наблюдение, беседа, опрос

Метапредметные

Самообладание, воля и характер, ответственность перед педагогом и товарищами

Учащийся умело исполняет этикет приветствия общения с педагогом и в коллективе друг с другом

Наблюдение, беседа с учащимися, с ребятами, родителями

Предметные

Овладение навыками управления своим телом; развитие чувства ритма, координации. Знать и уметь исполнять основные движения народного Русского и Молдавского танца

Учащийся знает методику выполнения проученных элементов у станка и на середине

Наблюдение, анализ, выполнения движений и композиций.

Контрольный урок.

 

3       год

Ожидаемые результаты

показатели

критерии

Методы и формы диагностики

Личностные

Упорство, трудолюбие, волевые качества, уверенность в себе

Приобретает желание развиваться

Наблюдение, беседа, опрос

Метапредметные

Взаимопонимание, дружелюбие

Подчиняет свои личные интересы интересам коллектива

Наблюдение, беседа с учащимся, с ребятами, родителями

Предметные

Координация и техника движений в более быстром исполнении. Знать и уметь исполнять основные движения народного Русского и Украинского танца

Учащийся правильно передает движения в национальном характере

Наблюдение, анализ выполнения движений и композиций.

Контрольный урок.

 

4       год

Ожидаемые результаты

показатели

критерии

Методы и формы диагностики

Личностные

Самостоятельность, физическая выносливость, ответственность, усидчивость, повышение самооценки

Учащийся овладеет навыками управления своим телом при большой физической нагрузке.

Наблюдение,  беседа, опрос

Метапредметные

Ощущение единого коллектива

Поддержание доброжелательной атмосферы в коллективе

Наблюдение, беседа с учащимся, с ребятами, родителями

Предметные

Владение основными правилами, требующими для исполнения народных танцев. Знать и уметь исполнять основные движения народного Русского и Казачьего танца.

Знание терминологии тренировочных движений, их перевод  и грамотное их исполнение. Умение находить чужие и собственные ошибки,  умение их проанализировать и  исправить.

Наблюдение, анализ выполнения движений и композиций.

Экзамен.

По окончании обучения обучающиеся должны владеть необходимым комплексом знаний, умений и навыков в области народно-сценического танца, уметь выразительно и красиво исполнять хореографические композиции,грациозно и органично двигаться, выполнять упражнения народно-сценического танца, как возле станка, так и на середине.

В результате освоения полного курса образовательной программы обучающийся:

ü    Приобретет большой опыт участия в публичных выступлениях;

ü    Будет формирована потребность к здоровому образу жизни;

ü    Получит коммуникативные навыки (научиться работать в  коллективе);

ü    Будут сформированы такие личные качества как: терпение, трудолюбие, усидчивость, самостоятельность, ответственность, чувство товарищества.

Порядок и содержание аттестацииопределяются Положением о текущем контроле и промежуточной аттестации Учреждения.

Текущий контроль действует на протяжении всего учебного года: педагог использует различные формы и методы в соответствии с целями и содержанием программы. Промежуточная аттестация знаний и умений обучающихся проводится по окончании  полугодия всех годов обучения в форме технического зачета, открытого занятия для родителей, концертного выступления. При промежуточной аттестации по народному танцу обучающиеся демонстрируют владение основными его элементами у станка и на середине зала, согласно программе курса, показывают знания терминологии народно-сценического танца и методику исполнения проученных движений в соответствии с музыкальной раскладкой.

Итоговый контроль обучения проводится в форме открытого занятия для педагогов и родителей, а так же в форме отчётного концерта - защита концертного репертуара, участие в конкурсах или фестивалях хореографического искусства, в форме экзамена.

Кроме того, педагог проводит

ü мониторинг уровня воспитанности обучающихся;

ü анализ выполненных заданий, поощрение самостоятельных находок.

 

 

    

Учебно-тематический план

1 год обучения

Наименование тем и  разделов

Количество часов

Форма контроля

всего

теория

практика

1.

Введение в предмет. Инструктаж по технике безопасности.

1

1

-

беседа

 

Место и роль народно – сценического танца в развитии хореографии.

 

 

 

беседа

2.

Проучивание основных движений экзерсиса народно – сценического танца    (у станка).

67

13

54

Технич зачет

3.

Проучивание основных элементов и движений Русского танца (середина зала).

35

5

30

Зачет

4.

Проучивание основных элементов и движений Белорусского танца (середина зала).

зала).

35

5

30

Зачет

5.

Исполнение

6

 

6

Выступ-ление

Итого

 144

 

  24

 

   120

 

 

 

 

2 год обучения

Наименование тем и разделов

Количество часов

Форма контроля

всего

теория

практика

1.

Введение в предмет. Инструктаж по технике безопасности.

 

1

1

-

Беседа

 

Место и роль народно – сценического танца в развитии хореографии.

 

 

 

беседа

2.

Проучивание основных движений экзерсиса народно – сценического танца                        (у станка).

67

13

54

Технич зачет

3.

Проучивание основных элементов и движений Русского танца (середина зала).

35

5

30

Сдача элементов

4.

Проучивание основных элементов и движений Молдавского танца (середина зала).

35

5

30

Зачет

5.

Исполнение

6

 

6

Концертное выступление

                                                     Итого

 

144

 

24

120

 

 

             

 

 

 

3 год обучения

Наименование  тем и разделов

Количество часов

Форма контро-ля

всего

теория

Прак-тика

1.

Введение в предмет. Инструктаж по технике безопасности.

1

1

-

беседа

 

Место и роль народно – сценического танца в развитии хореографии.

 

 

 

беседа

2.

Проучивание основных движений экзерсиса народно – сценического танца (у станка).

 

67

13

54

Технич зачет

3.

Проучивание основных элементов и движений Русского танца (середина зала).

35

5

30

Конц выступл

4.

Проучивание основных элементов и движений Украинского танца (середина зала).

35

5

30

Конц выступл

5.

Исполнение

6

 

6

концерт

Итого

144

24

120

 

             

 

 

4 год обучения

Наименование тем и разделов

Количество часов

Форма контро-ля

всего

теория

практика

1.

Введение в предмет. Инструктаж по технике безопасности.

1

1

-

беседа

 

Место и роль народно – сценического танца в развитии хореографии

 

 

 

беседа

2.

Проучивание основных движений экзерсиса народно – сценического танца (у станка).

67

   13

54

Технич зачет

3.

Проучивание основных элементов и движений Русского танца (середина зала).

35

5

30

Зачет

4.

Проучивание основных элементов и движений Казачьего танца (середина зала)

35

5

     30

зачет

5.

Исполнение

6

 

6

концерт

Итого

144

24

120

 

             

 

 

 

 

Содержание

1 год обучения.

Тема 1. Вводное занятие. Место ироль народно – сценического танца в развитии хореографии – 1 час.

Теория: инструктаж по технике безопасности; права и обязанности воспитанников; составление расписания, общие вопросы;    беседа с воспитанниками о целях и задачах, правилах поведения и форме одежды на занятиях. Народный танец, как древнейший вид народного искусства; связь народного танца с другими видами искусства и классическим танцем; влияние народного танца на развитие хореографии.

Тема 2. Правила исполнения основных движений экзерсиса народно-сценического танца – 67 часов.

Теория: Закрепление уже проученных элементов у станка: работа рук;  перегибание корпуса, полуповороты. Усложнение по координации движений, по темпу и ритму все проученные движения у станка и на середине зала.

Практика: Элементы экзерсиса у станка:

ü    Разминка – разогрев (по кругу)

ü    Releve и «штопор» (лицом к станку, по все позициям)

Все комбинации исполняются держась одной рукой за станок (с 2х ног)

ü    Preparation – открытие руки;

ü    Demi  и grand  plié – 1,2,3 позиции;

ü    Battemant tendu – 1) с переносом с носка на каблук; 2) с demi plié  и с выносом на каблук;

ü             Battemant tendu jete – с работой пятки опорной ноги, с сокращением стопы (в  demi plié) (на начальном этапе проучивается лицом к станку)

ü    Rond de jambe и rond de pled – на вытянутой ноге (пол круга и полный круг), в plié на опорной ноге;

ü    Коблучная – подготовка, с выносом в сторону, с разворотом стопы и бедра;

ü    Подготовка к «веревочке» и «веревочка» - с переступанием.

ü    Battemant Fondu – во всех направлениях (на начальном этапе проучивается лицом к станку);

ü    Flic – flac – с переступанием по 6й позиции;

ü    Battemant relevelent – с сокращением подъема рабочей ноги (во всех направлениях)

ü    Grand battement jete – с опусканием на каблук, с demi plié  на опорной ноге после броска;

Упражнения лицом к станку:

ü    «Голубцы»;

ü    «Качалка»;

ü    «Молоточки»;

ü    Присядка – на воздух;

ü    Разножка – в сторону с выходом на пятки;

ü    Разножка – в повороте (в право и в лево);

ü    Port de bras – перегибы корпуса и различные растяжки.

Занятия на середине зала:

ü    Прыжки с продвижением (по 6й позиции), с вытянутыми коленями и с поджатыми;

ü    Моталочка – с выносом ноги на каблук;

ü    Переступание – с продвижением вперед и ударом каблука;

ü    «Веревочка» - на месте, с переступанием и продвижением в сторону;

ü    «Молоточки» - с 2х ног с тройным притопом;

ü    «Блинчики» - на месте и с продвижением;

ü    Прыжки в повороте – четверть, половина, целый;

ü    Соскоки – с подготовкой (по 6й позиции), в повороте на полупальцах (половина, целый);

ü    Припадания – в повороте (четверть, половина, целый);

ü    Хороводный шаг – с носка, с пятки, на полупальцах, переменный шаг;

ü    Дробь – с одной ноги, с двух ног, с выносом ноги на каблук, в повороте;

ü    «Печатка» - одновременно с двумя ногами (одинарная, двойная), «печатка» вперед и с оттяжкой назад;

ü    Присядки – По 1й позиции с выносом ноги вперед и в сторону (в пол и на воздух); Разножка в сторону на пятки, в повороте (право, лево); Ползунок на руках;

ü    Хлопки и хлопушки – удары руками по голенищу сапога спереди и сзади, с продвижением вперед и назад, в стороны и в повороте, фиксирующие и скользящие удары по подошве, по груди, по полу;

ü    Вращения – шаги в повороте, высоко сгибая ноги в коленях, бег с отбрасыванием согнутых ног назад («бегунок»), подскоки в продвижением в повороте;

ü    Port de bras – раскрывание и закрывание рук по позициям (одной руки, двух рук, поочередное раскрывание рук), переводы рук в различные положения, Наклоны корпусом на месте (без рук и с руками).

Тема 3. Освоение техники, стиля и манеры исполнения основных элементов народных танцев России- 35 часов.

Теория: закрепление во время занятий на середине зала основных ходов и движений русских танцев; основные положения корпуса, ног, рук и головы.

Практика: Русский народный танец:

ü    Боковые перескоки с ударом полупальцами в пол;

ü    Боковые перескоки с ударами каблуком впереди стоящей ноги;

ü    Дробь на месте;

ü    «Ключ» с дробью;

ü    Дробная дорожка с продвижением вперёд;

ü    Переменный шаг с притопом и продвижением вперёд;

ü    Дробь «в три ножки»;

ü    Моталочка с задеванием пола полупальцами, каблуком;

ü    «Маятник» в прямом положении;

ü    Основной русский ход (академический);

ü    Быстрый русский бег с продвижением вперёд и назад;

ü    Хлопушки (удары руками по голенищу сапога спереди и сзади с продвижением вперёд, сторону, назад, спереди крест накрест);

ü    Присядки (с выбрасыванием ноги на воздух вперёд и сторону, с ковырялочкой, «гусиный шаг»);

ü    Прыжки с поджатыми назад, перед грудью, ногами на месте;

ü    вращения на подскоках вперёд по диагонали.

Тема 4. Освоение техники, стиля и манеры исполнения основных элементов народных танцев Белоруссии – 35  часов.

Практика: Белорусский танец:

ü    Положение рук и ног;

ü    Основной ход танца, ход в полуприседании, притопы в полуприседании; Положение рук в паре;

ü    Характерные построения в танце,

ü    Основной ход танца «крыжачок»,

ü    «Веревочка» с переступанием,

ü    Кружение с припаданием,

ü    Притопы в полуприседании,

ü    Подбивка с переступанием (из стороны в сторону),

ü    Галоп в прочёсе и по кругу,

ü    Пружинистый тройной прыжок (с соскоком, с прижатием ноги к колену), Присядки – с выносом ноги, с продвижением, в повороте.

Тема 6. Исполнение - 6 часов.

2 год обучения.

Тема 1. Вводное занятие. Место и роль народно – сценического танца в развитии хореографии – 1 час.

Теория: инструктаж по технике безопасности; права и обязанности воспитанников; составление расписания, общие вопросы; беседа с воспитанниками о целях и задачах, правилах поведения и форме одежды на занятиях. Народный танец, как древнейший вид народного искусства; связь народного танца с другими видами искусства и классическим танцем; влияние народного танца на развитие хореографии

Тема 3. Правила исполнения движений экзерсиса народно-сценического танца – 67 часов.

Теория: закрепление знаний и умений предыдущего года; изучение новых элементов у станка и на середине зала; увеличение элементов парного танца, развивающее навык общения с партнёром.

Практикаэлементы экзерсиса у станка:

- разминка-разогрев (по кругу);

- Releve и штопор;

- Demi et grand plié;

- Battement tendu (с переходом с носка на каблук в plié);

- Battement tendu jete (броски с сокращением стопы с plié в положении кудепье);

- Rond de jambe, rond de pied (c demi plié на опорной ноге);

- Каблучный battement ( с поворотом бедра и выносом ноги в сторону);

- Flic-flac- по 6ой позиции (в комбинации «каблуки-полупальцы»);

- Подготовка к «веревочке» ( с заворотом и разворотом бедра, «веревочка» с переступанием на каблук);

- Battement fondu (основной вид на 45 градусов, с разворотом бедра);

- Дробная (дробь и ключ);

- Releve lent (с сокращением стопы);

- Battement developpe (c demi plié);

- Grand battement jete (c balansua - опускание на колено и подъем работающей ноги).

 Лицом к станку

- «Голубцы» (в украинском характере);

- «Качалка»;

- «Молоточки»;

- «Гармошка» (в комбинации);

- Присядка с продвижением в сторону, присядка на воздух, разножка на воздух.

Тема 4.Занятия на середине зала. Элементы Русского танца – 35 часа.

Теория: рассказ об особенностях танцевального творчества Русского танца, просмотр видеоматериала «Уроки народно-сценического танца».

Методические указания по выполнению изучаемых элементов.

Практика:

ü    Прыжки с продвижением, прыжки в повороте (четверть, половина, целый);

ü    «Перекат» (боковой ход с каблука на всю стопу);

ü    «Ключ» (одинарный, двойной, в повороте);

ü    «Молоточки» (простые и с тройным притопом);

ü    «Маятник»  (в поперечном движении);

ü    «Веревочка» (простая, с двойным ударом, с выносом на каблук, с продвижением в сторону).

Вращения с продвижением:

ü    Шаги в повороте;

ü    Бег с отбрасыванием согнутых ног назад;

ü    Припадание в повороте;

ü    Подготовка и соскок в повороте на полупальцах.

Присядки

ü    Присядка с продвижением в сторону (с открытием руки);

ü    Присядка-разножка (прямо и в повороте);

ü    Присядка с «ковырялочкой»;

ü    Присядка с ударом по голенищу, по ступне (спереди и сзади);

ü    «Ползунок», «подсечка».

Pordebra

ü    Раскрывание и закрывание рук по позициям;

ü    Раскрывание одной руки, двух рук, поочередное раскрывание рук;

ü    Переводы рук в различные положения.

Тема 5. Элементы Молдавского танца –  20 часов.

Теория: рассказ о национальных особенностях и характере танца.

Правила и порядок выполнения движений и комбинаций, исправление допущенных ошибок при исполнении движений и комбинаций.

Практика:

ü    Положение ног;

ü    Положение рук в сольном и массовом танце;

ü    Основной ход с подскоком (на месте, с продвижением, с поворотом);

ü    Ход с переступанием(на месте, с продвижением, с поворотом);

ü    Боковой ход на одну ногу (на полупальцы,  другая прижимается до колена);

ü    Перекрестный выпад на ногу (с продвижением);

ü    Быстрое вращение на одной ноге (с подскоком в повороте);

ü    «Ключ» (вынос ног на каблук, соскок и прыжок с поджатыми);

ü    Переступания (на месте, с продвижением, с поворотом);

Присядки (для мальчиков):

ü    Присядка по 1ой позиции;

ü    Присядка по 6ой позиции;

ü    Присядка с выходом на пятки – по 6ой позиции;

Тема 6. Исполнение  – 6 часов.

 

3 год обучения.

Тема 1. Вводное занятие. Место и роль народно – сценического танца в развитии хореографии  - 1час

Теория: Инструктаж по технике безопасности; права и обязанности учащихся; составление расписания, общий вопрос; беседа с обучающимися о целях и задачах, правилах поведения и форме одежды на занятиях. Влияние народного танца на развитие хореографии.

Тема 2. Правила исполнения экзерсиса народно – сценического танца  –  67 часов.

Теория:   Изучение новых элементов у станка и на середине зала; увеличение элементов парного танца; методические указания по выполнению изучаемых движений.

Практика: элементы экзерсиса у станка:

ü    Разминка – разогрев (по кругу);

ü    Releve и штопор;

ü    Demi и grand plié (плавное и резкое);

ü    Battemant tendu  - с работой пятки опорной ноги (гуцульский характер);

ü    Battemant tendu  jete – броски с работой опорной пятки;

ü    Rond de jambe и rond de pied, passé parterre (на прямой опорной, с demi plié на опорной);

ü    Flic – flaс и «веер» – с положения cou de pie, с переступанием по 3й позиции;

ü    Каблучное – с ковырялочкой (в русском характере) ;

ü    «Веревочка» - простая, синкопирующая, с выносом на каблук;

ü    Battemant fondu – основной вид, с заворотом бедра, с растяжкой, с перегибами корпуса;

ü    Дробная – двойная с двух ног с тройным притопом, двойная с переступанием назад на полупальцы и подбивка каблуком вперед;

ü    Releve lend (c сокращением стопы) и developpes;

ü    Grand battemаnt – с balensuarr, с выносом на каблук, pa de bask, вихелястник (украинский характер);

Лицом к станку:

ü    «Голубцы» (украинский характер);

ü    Качалка (матросский характер);

ü    «Молоточки»  - простые и с тройным притопом;

ü    «Гармошка» - простая и с положением на cou de pié;

ü    «Закладки»,  перекидные (для мальчиков);

ü    Присядка – простая, присядка-разножка на воздух.

Занятия на середине зала:

ü    Русский переменный шаг – с носка, с пятки, на полупальцах;

ü    Русский переменный шаг – с ударом, с двойным ударом;

ü    Русский переменный шаг – с flic;

ü    Шаркающий шаг;

ü    Дробная дорожка с продвижением вперед;

ü    Дробь «в три ножки» или «трилистник»;

ü    «Веревочка» - простая и двойная;

ü    «Веревочка» - с переступанием, в повороте;

ü    «Веревочка» - с «косичкой»;

ü    Моталочка – простая, с переменой ног; с одной ноги;

ü    Pa de bask – на месте и в повороте по четвертям.

Присядки:

ü    Разножка – с разворотом с «подушечек» на пятки;

ü    Разножка – в 4ю позицию с пол поворотом на 180о;

ü    Ползунок – в сторону с продвижением по полу в повороте;

Прыжки (для мальчиков):

ü    Прыжок – с согнутыми ногами и ударом по голени;

ü    Прыжок с разножкой в воздухе – с прогибом корпуса назад.

Вращения:

ü    Бег в повороте (по диагонали);

ü    По диагонали на каблуках;

ü    С поджатыми;

ü    Припадание в поворте;

ü    Вращение «обертас»;

ü    Бег по кругу.

Хлопушки:

ü    Хлопки и хлопушки – удары руками по голенищу сапога спереди и сзади, с продвижением вперед и назад, в стороны и в повороте, фиксирующие и скользящие удары по подошве, по груди, по полу;

ü    Хлопушки с переступанием – с проходящим ударом;

ü    Хлопушка по 2й  позиции – с двойным и тройным ударом по голенищу сапог;

ü    Хлопушка с ударом по ноге в сторону;

ü    Хлопушка – триоль с продвижением в сторону.

Portdebrass:

ü    Раскрывание и закрывание рук по позициям;

ü    Раскрывание одной руки, двух рук, поочередное раскрывание рук;

ü    Переводы рук в различные положения (подготовительное, «корзиночка», за голову, на пояс).

Тема 3. Освоение техники, стиля и манеры исполнения основных элементов народных танцев России – 35 часов.

Теория: продолжение изучения русского народного танца.

Практика: перекат – боковой ход с каблука на всю стопу;

ü    «ключ» дробный сложный;

ü    «ключ» хлопушечный;

ü    «маятник» в поперечном движении;

ü    «верёвочка» простая и с двойным ударом полупальцами с перетопами, с «ковырялочкой»;

ü    подбивка «голубец» с двумя переступаниями;

ü    хлопушки с ударами двумя руками по голенищу одной ноги;

ü    присядки с ударом по голенищу, ступе спереди, «мяч»;

ü    прыжки с согнутыми назад ногами и ударом по голенищам сапог;

ü    вращения «бег»;

ü    «моталочка» с акцентом на всю стопу, с задеванием пола поочерёдно каблуками и полупальцами;

ü    присядка – разножка в стороны на каблуки;

ü    присядка – разножка по 4-ой позиции на каблук с одной ноги и носок другой.  

Тема 4. Освоение техники, стиля и манеры исполнения основных элементов народных танцев Украины – 35 часов.

ü    позиции и положения ног;

ü    позиции и положения рук;

ü    положение рук в парном и массовом танцах;

ü    медленный женский ход,

ü    ход назад с остановкой на третьем шаге;

ü    бегунец – основной шаг;

ü    припадание и упадание с продвижением в сторону и в повороте;

ü    «верёвочка» двойная;

ü    «тынок» - перескок с ноги на ногу;

ü    «выхилясник» с «угинанием»;

ü    «похид – вильный» - поочерёдное удлинение прыжка вперёд;

ü    «выступцы» - подбивание одной ноги другой;

ü    «голубцы» с притопами;

ü    разножка в сторону на ребро каблука, на воздух (для мальчиков);

ü    «ястреб» - прыжок по 1-й открытой позиции с поджатыми ногами;

ü    Присядки с ударом, в повороте, с продвижением в сторону;

ü    Подсечка, «гусиный шаг».

Тема 5. Исполнение  – 6 часов.

4 год обучения.

Тема 1. Вводное занятие. Место и роль народно – сценического танца в развитии хореографии – 1час.

Теория: инструктаж по технике безопасности; права и обязанности обучающихся; составление расписания, общие вопросы;  связь народного танца с другими видами искусства и классическим танцем. 

Тема 2. Правила исполнения движений экзерсиса народно – сценического танца – 67 часа.

Теория: изучение новых элементов у станка и на середине зала усложняется за счет добавления работы рук, головы и корпуса, с использованием различных ритмических сочетаний, ускорение темпа хорошо проученных движений; увеличение элементов парного танца; правила выполнения изучаемых движений и их коррекция.

Практика: элементы экзерсиса у станка

ü    Разминка-разогрев (по кругу);

ü    Releve и штопор;

ü    Demi et grand plié (плавное и резкое);

ü    Battement  tendu-с работой пятки опорной ноги (Молдавский  характер);

ü    Battement  tendu  jete – балансуа, пике, с прыжком на опорной ноге через 1ю позиции (Итальянский характер);

ü    Rond de jambe, rond de pied, passé parter (c demi plié на опорной ноге), с разворотом пятки опорной ноги (Закарпатский характер);

ü    Flic-flac, «веер» (с положения «кудепье» с переступанием по 3ей позиции) (Цыганский характер);

ü    «Каблучная» с «ковырялочкой» (в Русском характере);

ü    «Веревочка»- простая, синкопирующая, с выносом на каблук;

ü    Battement fondu-основной вид, с заворотом бедра, с растяжкой, перегибами корпуса (Белорусский характер);

ü    Дробная- двойная с 2х ног с тройным притопом, двойная с переступанием в стороны, с дробной дорожкой;

ü    Releve lent (с сокращением стопы) и developpe (Венгерский характер);

ü    Grand battement –с выходом на полупальцы, с прогибом корпуса, уходом в колено (Молдавский характер).

Лицом к станку:

ü    «Голубцы»- женские, мужские (в Украинском характере);

ü    «Качалка» (в матросском характере);

ü    «Молоточки» простые, с тройным притопом;

ü    Комбинация на «гармошку»;

ü    «Закладки» (для мальчиков);

ü    Перекидные (для мальчиков);

ü    Присядка-разножка на воздух.

 

Тема 3. Занятия на середине зала. Элементы Русского танца – 35 часов.

Теория: Умение еще качественней в движениях передать национальный характер Русского танца. Исполнять движение в характере музыки: четко, сильно, медленно, плавно и т.д. Быть взаимно вежливым в парном танце по отношению к своему партнеру. Просмотр видеоматериала ансамбля «Березка» и «И. Моисеева» с последующим обсуждением.

Практика: Двойная дробь с 2х ног - с продвижением;

ü    Дробная дорожка с продвижением;

ü    Синкопирующая дробь - одной и двух ног;

ü    Ключ – двойной;

ü    ключ – хлопушечный;

ü    ключ - в повороте;

ü    «Веревочка» - простая, синкопирующая, с «косичкой», в повороте, с поворотом (soutenu);

ü    «Веревочка» - с переступанием на каблук и с ковырялочкой;

ü    Моталочка – с тройным притопом;

ü    Моталочка - с продвижением в сторону одной ногой с поворотом;

ü    Моталочка - с проскальзыванием каблука;

ü    Моталочка - с дробной комбинацией и с переступаниями;

ü    Падебаск – на  месте (с руками);

ü    Падебаск – в повороте (с руками);

ü    Падебаск – с продвижением (вперед, назад);

ü    Падебаск – в комбинации с подбивкой;

ü    Падебаск – в паре (друг от друга);

ü    Падебаск – с ковырялочкой.

Ходы и движения:

ü    Русский переменный шаг – с носка, с пятки, на полупальцах;

ü    Русский переменный шаг – с ударом, с двойным ударом;

ü    Русский переменный шаг – с flic;

ü    Русский переменный шаг – через пассе 1й позиции;

ü    Каблучный переменный шаг;

ü    Мелкий женский шаг на полупальцах (анс. «Березка»);

ü    Шаг припадание – в стороны, в повороте;

ü    Шаг припадание по параллельной позиции – вперед, назад, в стороны, в повороте;

ü    Мужской широкий шаг с ударом;

ü    Шаркающий шаг;

ü    Дробная дорожка с продвижением вперед;

ü    Дробь «в три ножки» или «трилистник».

Хлопушки:

ü    Хлопушка с шагом и ударом по ноге выше колена (с двух ног);

ü    Хлопушка с шагом и ударом по голенищу сапога (с двух ног), с поворотом в обе стороны;

ü    Хлопушка с чередованием удара по пятке (спереди, сзади);

ü    Хлопушка с продвижением в сторону;

ü    Хлопушка с дробью.

Присядки:

ü    Присядка с выбросом ноги вперед, в сторону, в повороте;

ü    Присядка с отскоком в сторону (с руками);

ü    Присядка с разворотом с «подушечек» на пятки;

ü    Присядка – разножка с продвижением вперед через 4ю позицию.

Port de brass:

ü    В этюдной форме;

ü    Раскрывание и закрывание рук по позициям, работа с платком;

ü    Раскрывание одной руки, двух рук, поочередное раскрывание рук;

ü    Переводы рук в различные положения (подготовительное, «корзиночка», за голову, на пояс).

Тема 4. Элементы казачьего танца – 35 часов.

Теория: Рассказ о национальных особенностях и характере женского и мужского казачьего танца. Просмотр видеозаписей казачьего ансамбля с последующим обсуждением. Женский танец отличается – задором, эмоциональностью, игривостью. Мужской танец отличается – амплитудой движения, резкость движений, позиции рук и ног расширены, кисти рук сильные, зажигательный характер.

Практика:  Переменный бег;

ü    Дробный бег с проходящим ударом каблука;

ü    Шаркающий бег;

ü    Шаг с ударом одной ногой с продвижением в повороте;

ü    Перескоки с переступанием и с выносом ноги на пятку;

ü    Перескок с выносом вперед на пятку, в сторону на полупальцы;

ü    Высокий мужской падебаск;

ü    Женский падебаск;

ü    Моталочка с переступанием и дробью;

ü    Двойная дробная комбинация с переступанием;

ü    Дробная дорожка;

ü    «Веревочка» с переступанием;

ü    Вращения с припаданием;

ü    Вращение с бегом;

ü    Вращение с поджатыми;

ü    Вращение обертас;

ü    Вращение «блинчики»;

ü    Вращение шене;

          Мужские трюки:

ü    Присядки на воздух – вперед, в сторону;

ü    Присядка – разножка;

ü    Ползунок – на руках, с продвижением, в повороте;

ü    Подсечка;

ü    Выброска на руках;

ü    Прыжок с ударом по голенищу сапог спереди и сзади;

ü    Работа с предметом – мужчины: с саблей, с ремнем; женщины: с платком.

Тема 5. Исполнение  – 6 часов.

 

 

 

 

Методическое обеспечение программы

 

Методы и приёмы, используемые при реализации программы:

ü    Метод активного слушания музыки, где происходит проживание интонаций в образных представлениях: импровизация, двигательные упражнения – образы;

ü    Метод использования слова, с его помощью раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой, терминология, историческая справка. Очень важна эмоциональность и интонация педагога;

ü    Метод наглядного восприятия, способствует быстрому, глубокому и прочному усвоению программы, повышает интерес к занятиям;

ü    Метод практического обучения, где в учебно-тренировочной работе осуществляется освоение основных умений и навыков, связанных с постановочной, репетиционной работой, осуществляется поиск художественного и технического решения.

ü    Метод постепенности, в развитии природных данных учащихся;

ü    Метод строгой последовательности в овладении лексикой и техническими приемами;

ü    Метод изучения материала от простого к сложному.

Методические рекомендации к проведению занятий:

Структура занятия. Занятие состоит из 3х частей: подготовительный, основной, заключительный.

В подготовительной части решаются задачи организации детей, она включает в себя разновидности ходьбы, бега, общеразвивающих упражнений.

Основная часть состоит из экзерсиса у станка и занятий на середине зала, где прилагается изучение элементов танцев разных народов, работа над техническими элементами народно – сценического  танца (вращения, трюковые элементы), работу над этюдами и танцевальными номерами.

Заключительная часть – снижается нагрузка с помощью упражнений на расслабление, подводятся итоги.

 

Работа с родителями:

Это обязательное условие для успешной реализации образовательной программы. Заинтересованность родителей и их активное участие в жизни коллектива – непременное условие его успешной, творческой деятельности. Родители помогают педагогу осуществлять решение некоторых образовательных, воспитательных задач и организационных вопросов.

Родители сопровождают коллектив во время гастрольных поездок и выступлений. Они являются основными зрителями, судьями, фанатами и помощниками, оказывают психологическую поддержку детям, решают проблему с концертными костюмами и т.д.

Работа педагога с родителями: собрания, посещение ими открытых уроков, генеральных репетиций, посещение концертов и конкурсов, индивидуальные беседы и консультации.

Создание обстановки для творческого самовыражения, занимающихся в ансамбле детей – залог успешности и реализации намеченной программы.

 

 

Техническое обеспечение занятий.

Кабинет для обучения

ü    хореографический класс, оснащенный зеркалами, тренировочными станками, достаточно просторный, светлый, хорошо вентилируемый;

ü    музыкальный инструмент - фортепиано, аккомпанемент концертмейстера;

ü    музыкальная и видеоаппаратура, для просмотра видеозаписей;

ü    видеокамера;

ü    специальная форма и обувь для занятий воспитанников (спортивные костюмы или эластичное трико и купальники);

ü    жесткая хореографическая обувь;

ü    костюмы для концертных номеров, реквизит, бутафория;

ü    мат для тренировки трюков;

ü    Кроме того, необходимо наличие раздевалок для переодевания мальчиков и девочек.

Список литературы для педагога.

Батырев А., Бурцева Г. Композиция танца. – Барнаул, НМЦ, 1991. Голейзовский К. Образы русской народной хореографии. – М.: Искусство, 1968.

Борзов А. А. Народно-сценический танец. Методическая разработка для хореографических отделений ДМШ и ДШИ. - М., 1987.

Борзов А. Танцы народов СССР. – М., 1984.

Захаров Р. Сочинение танца. Страницы педагогического опыта. – М.: Искусство, 1983.

Зацепина К., Климов А., Рихтер К., Толстая Н., Фарманьянц Е. Народно-сценический танец. М., 1976.

Климов А. Основы русской народной хореографии. – М., 1981.

Королева Э., Курбет В, Мардарь М. Молдавский народный танец. – М., 1984.

Народные сюжетные танцы - Изд-во «Советская Россия» М., 1986.

Овчаренко Е., Смолянинова Н. История и теория народно-сценического танца. – Барнаул, 2000.

Ошурко Л. Народные танцы Молдавии. – Кишинев, 1967.

Русские народные танцы. – М., 1967.

Смирнов Е.В. Северная кадриль: (шесть танцев). – Петрозаводск. Карелия, 1977.

Устинова Т. Избранные русские народные танцы. – М., 1996.

Хворост И. Белорусские народные танцы. – Минск, 1977.

Список литературы для обучающихся.

Бекина С.И. Музыка и движение - М., 1983.

Богданов Г.Ф. Основные этапы формирования и развития русского народного танца. - М., 1988.

Васильева Т.К. Секрет танца – СПб, 1997.

Гривицкас В. Искусство танца. - М., 1997.

Пуртова Т., Беликова А. Учите детей танцевать. – М., «Владос», 2004.

Чеховская Р.Л. Танцевать могут все - Минск, 1973.

 

Календарно-тематический план 1 год обучения

2017 – 2018 учебный год

№ недели

Тематический раздел (экзерсис у станка)

всего

теория

Прак-тика

Форма контроля

1 нед

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

1

1

-

беседа

Все комбинации исполняются лицом к станку

1 нед

Разминка-разогрев по кругу

3

1

2

Наблюде-ние

2 нед

Releve и «штопор»(лицом к станку по всем позициям)

4

1

3

Наблюде-ние

3 нед

Preparation- открытие руки(подготовка)

2

1

1

 

3-4 нел

Demi и grand plié- 1,2,3 позиции

5

-

5

 

4-5 нед

Battemant tendu- с переносом с носка на каблук

3

1

2

Наблюде-ние

5 нед

Batteman tendu jete - с сокращением стопы

3

1

2

 

6 нед

Rond de jamb и rond de pie (пол круга и полный круг), в plie на опорной ноге

5

1

4

 

7-8 нед

Каблучная-подготовка, с выносом в сторону, с разворотом стопы и бедра

5

1

4

 

9 нед

Каблучная-подготовка, с выносом в сторону, с разворотом стопы и бедра

5

-

5

Технич зачет

10 нед

Подготовка к «веревочке» с разворотом бедра

3

1

2

 

11 нед

Каблуки-полупальцы (вперед и в стороны)

4

1

3

 

12 нед

Гармошка (подготовка), елочка, сверло

5

1

4

 

13 нед

Flic-flac- с перступанием по 6-й позиции

4

1

3

 

14 нед

Batteman releve lent(в стороны)

4

-

4

 

15 нед

Grand battemant jete(в стороны) с опусканием на каблук, с demi plie на опорной ноге

4

1

3

Наблюде-ние

16 нед

Мячик, присядка - в сторону с выносом ноги на пятку

4

1

3

 

17 нед

Разножка-в сторону во вторую позицию с выходом на пятки, в повороте (вправо,  влево)

 4

-

4

Технич зачет

 

                                                        итого:

67

13

54

 

Занятия на середине зала.

18 нед

Быстрый русский бег с продвижением вперёд и назад

1

-

1

 

18 нед

Прыжки с продвижение по 6-й позиции с вытянутыми коленями и с поджатыми

2

1

1

Наблюде-ние

 19 нед

Переступание-с продвижением вперёд, с ударом каблука

2

1

1

 

19 нед

«Веревочка» - на месте, с переступанием, с продвижением в сторону

3

1

2

 

20 нед

«молоточки»-с 2-х ног с тройным притопом

2

1

1

 

20 нед

Кадрильный шаг с перескоком

2

1

1

 

21 нед

«Блинчики»

2

1

1

 

21 нед

Прыжки в повороте - четверть, половина, целый

2

1

1

 

22 нед

Соскоки- с подготовкой (по 6-й позиции) в повороте на полупальцах (половина, целый)

3

1

2

Наблюде-ние

23 нед

Хороводный шаг- с носка, на полупальцах

2

1

1

 

23 нед

«Печатка»- с 2 ногами (одинарная, двойная, в повороте в стороны) вперёд и с оттяжкой назад

2

1

1

 

24 нед

Боковые перескоки с ударом- с полупальцев, каблука - впереди стоящей ноги

2

1

1

 

24 нед

Ползунок на руках, подсечка(для мальчиков)

2

1

1

 

25 нед

Хлопки и хлопушки - удары руками по голенищу сапога спереди и сзади, с продвижением, в повороте

3

1

2

Наблюде-ние

25 нед

Вращения-шаги в повороте, высоко сгибая ноги к коленям, бег с отбрасыванием согнутых ног назад, подскоки с продвежением в повороте

3

1

2

 

26 нед

Port de bras- раскрывание и закрывание рук по позициям ( одной руки, двух) переводы рук в различные положения, наклоны корпуса на месте(без рук и с руками)

2

1

1

Технич зачет

 

                                                          итого:

35

15

20

 

                 

Основные элементы движений народных танцев Белоруссии

26 нед

Положение рук и ног

1

0,5

0,5

 

27 нед

Основной ход танца - ход в полуприседании, притопы в полуприседании, подскоки с продвижением, в поворотах

3

1

2

Наблюде-ние, коррек-ция

28 нед

«Веревочка» с переступанием

3

1

2

 

29 нед

Кружение с пропаданием

3

1

2

 

30 нед

Подбивка с переступанием (из стороны в сторону)

3

1

2

 

30 нед

Галоп в прочесе и по кругу

3

1

2

 

31 нед

Пружинистый тройной прыжок (с соскоком, с прижатием одной ноги к колену)

3

1

2

Наблюде-ние

32 нед

Подскоки - в повороте по четвертям

3

1

2

 

33 нед

Поочередное выбрасывание ног на каблук вперёд, в сторону - в аттитюд

3

1

2

 

33 нед

Прыжки с растяжками вперёд, в стороны

3

1

2

зачет

34 нед

Присядка- с выносом ноги  вперёд, с продвижением, в повороте

3

1

2

 

34 нед

Положение рук в паре (за талию, одна рука над головой, за две руки, руки за спинами)

2

1

1

 

34-35 нед

Характерные построения в танце

2

1

1

Технич зачет

 

                                                                 итого:

35

12,5

22,5

 

35-36 нед

выступления

6

 

6

концерт

 

                                        Всего часов

144

24

120