Версия для слабовидящих

Menu

Рабочая программа воспитания на 2023-2028 учебный год

  

Введение

Сегодня дополнительное образование детей объективно определяет воспитание в качестве доминанты, рассматривая его как приоритетную составляющую современного дополнительного образования детей.

Согласно российскому законодательству, «образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов»

Воспитание – это  ценностно-смысловое развитие ребенка.

          Воспитание детей в Учреждении  рассматривается как целенаправленно-организованная деятельность детей, вовлекающая их во взаимодействие с окружающим миром и формирующая у них систему ценностных отношений к этому миру, и ориентирована на реализацию актуальных воспитательных практик, направленных на саморазвитие обучающихся и формирование у них ценностных установок.

Данная программа является модулем в структуре основной  образовательной программы Учреждения, которая определяется конкретным содержанием деятельности,  решает основную идею комплексного подхода в образовательно-воспитательном процессе обучения, предполагая применение нестандартных форм и методов работы с детьми.

 

1.Краткая информацияобУчреждении

 

1.1.                  Анализ контингента

Количество детей, занимающихся в  объединениях (всего)

4219

Количество детей, занимающихся в  объединениях художественной направленности

2185

Количество детей, занимающихся в  объединениях социально-гуманитарной направленности

788

Количество детей, занимающихся в  объединениях технической направленности

592

Количество детей, занимающихся в  объединениях туристко-краеведческой направленности

41

Количество детей, занимающихся в  объединениях естественно-научной направленности

601

 

 

Количестводетей с ОВЗ

40

Количество детей, победителей конкурсов и соревнований 2022-2023гг

1120

(техн.-37 ч.

ИЗО – 34 ч.

Худ.- 200 ч.)

 

1.2.      Структура

Количество реализуемых программ (по направленностям)

1.художественная -62 программы

2.техническая -14 программ

3.социально-гуманитарная – 15 программ

4.естественно-научная – 13 программ

5. туристско-краеведческая – 1программа

6. физк.-спорт. – 1 программа

Количество детских объединений

24

Социальные партнеры

32

Органы самоуправления

1

  

1.3 Особенности деятельности Учреждения

Знаменитые выпускники образовательной организации

- Е. В. Писарева – сенатор РФ;

- Г.С. Матвеева заместитель Губернатора Новгородской области;

- А.Л. Гавриков– ректор НовГу им. Ярослава Мудрого;

- О.Б. Попова – заслуженный работник культуры РФ;

- Н.Г. Варухин.- директор Клуба Юных Моряков, почетный гражданин Великого Новгорода;

- Л.Н. Пятунина – почетный работник общего образования;

- Н. П. Рыбникова – заслуженный учитель РФ, председателем комитета образования Великого Новгорода;

 - Людмила Богданова – заслуженная артистка Республики Крым, солистка ансамбля народной песни «Сорока»;

- Станислав Рязанцев - солист Государственного ансамбля песни и пляски имени Александрова;

- Даниил Васильев – летчик испытатель северо-западного военного округа;

- Юрий Игнатьев – артист балетаГосударственного музыкального театра имени Ф.Шаляпина

- Илларион Назин – солист оркестра народных инструментов Новгородской областной филармонии им.А.С. Аренского;

- Ольга Воробьева- солистка Мариинского  театра оперы и балета;

- Букетов В.О.,И.Б.Фрейдман,ЧерноваЛ.М., Солодова В.В.,Иванова Т.Е и др. руководители крупных предприятий, образовательных организаций и  отделов Администрации Великого Новгорода, Правительства Новгородской области.

 

 

Герои, которыми гордится земля региона, района, города поселка

Герои Советского Союза:

- юный партизан разведчик Голиков Леонид Александрович

- Мерецков Кирилл Афанасьевич

- Герасименко Иван Саввич

- Красилов Александр

- Черемнов Леонтий А.

- Шпуняков Сергей Павлович

- Фрунзе Тимур Михайлович

- Черняховский иван Данилович

- Шаров Алексей Михайлович

- Павлов Яков Федотович

Традиции, основныесобытия

-Почетным караулом клуба « Мужество» открывать торжественные мероприятия, памятные и знаменательные даты России;

-Посвящать в кружковцы первоклассников;

- Отмечать День рождения Дворца;

- Чествовать педагогов Учреждения;

- Чествовать ветеранов ВОВ и труда;

- Проводить  церемонии награждения победителей конкурсов;

- Проводить  отчетные концерты образцовых коллективов

Традиционные общие мероприятия и ключевые дела

- День открытых дверей;

- Церемония вручения сертификатов;

- «Фронтовая гостиная», посвященная  освобождению  Новгорода от немецко-фашистских захватчиков;

- Уроки мужества, посвященные Дню Матери, Неизвестному солдату, Дню защитника Отечества, Воссоединению Крыма с Россией, Дню памяти и скорби;

- «Фронтовая бригада», посвященная Дню Победы

-Выставки

- Проекты: «Имя героя», «Пасхальный глас», «Парад оркестров»

 

История Учреждения

 

В самом центре Великого Новгорода, в просторном здании на Чудинцевой улице,  рядом с Софийской площадью и древним Новгородским Кремлём, располагается ведущее в Новгородской области   муниципальное автономное  учреждение  дополнительного образования  «Дворец детского (юношеского) творчества имени Лёни Голикова», которому в 2022 году исполнилось 70 лет.

История Дворца начинается с 1952 года, когда на базе четырех школ города был открыт Дом пионеров и школьников. Осенью 1958 года  на улице Чудинцева состоялось торжественное открытие нового здания Дома пионеров. В 60-70-е годы Дом пионеров и школьников был центром кружковой и методической работы с октябрятами, пионерами и комсомольцами. В 1971 году Постановлением Совета министров СССР Дому пионеров было присвоено имя Героя Советского Союза партизана Лени Голикова.

 В 1997 году Дом пионеров переименован во Дворец детского (юношеского) творчества имени Лени Голикова.  Выросло количество занимающихся в нём детей, появились новые формы дополнительного образования: студии, клубы, ансамбли, школы. 

В 2002 году  открыт  Городской центр технического творчества и методический центр сопровождения технического творчества в городе.

В 2020 году открыт Центр военно-патриотического воспитания и обучения.

В 2022 году открыт Городской Центр организационно-методического сопровождения дополнительного образования.

В 2023 году открыт Центр РДДМ «Движение первых»

С 2003 по 2022гг на базе Учреждения работал летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием и лагерь труда и отдыха "Дворец", который посещали за смену 150 человек.

         В 2009 году в Учреждении стартует  детское движение «Творческий союз активистов» и Детско-юношеская филармония. Реализуются инновационные проекты:  Хоровой фестиваль « Пасхальный глас», «Парад оркестров Господин Великий Новгород», «Твори добро»,  «Дорога без опасности», « Новгородские игрища» и др.

Ежегодно  Учреждение проводит более 200-т мероприятий для обучающихся города и  их родителей, в которых принимает участие около 30 тыс. человек.

В настоящее время Дворец детского (юношеского) творчества имени Лени Голикова - гибкая и мобильная система дополнительного образования, способная отвечать вызовам современности, при этом оставаясь стабильным институтом перспективного и безопасного детства. Во Дворце занимается более 4000 детей по 104 дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам различных направленностей.

Дворец – это уникальное Учреждение, обладающее особым воспитательным потенциалом, которое  позволяет большему числу детей успешно адаптироваться к современному социуму, реализовать себя в условиях интенсивного развития новых технологий.

Пять образцовых детских коллективов: хореографический ансамбль "Юный новгородец", оркестр русских народных инструментов "Мозаика", ансамбль народной песни "Волховяночка", хореографический ансамбль "Карусель", «Детская хоровая капелла Великого Новгорода» являются лауреатами всероссийских и международных  конкурсов и фестивалей.

Во Дворце работают 37 высококвалифицированных педагогических работников. 16 специалистов имеют высшую категорию, 6 специалистов 1-ой категории.

 К услугам обучающихся открыты:  выставочный,  концертный и  танцевальный зал, «Музей партизанской славы на Новгородской земле», две уличные  площадки для стритбола и велоспорта.

Славу Дворцу приносят его обучающиеся и педагоги, неоднократные призеры   конкурсов детского и юношеского творчества и  педагогического мастерства « Сердце отдаю детям» различного уровня.

Учреждение гордится  выпускниками, которые стали известными личностями в городе, регионе, России.

За годы работы Дворец детского (юношеского) творчества имени Лени Голикова вошел в число лучших учреждений дополнительного образования России по Северо-Западу.

С 2005года Дворец - Лауреат Всероссийского конкурса  воспитательных систем. Учреждение награждено почетными грамотами Мэра Великого Новгорода, Администрации Новгородской области, Министерства образования  и науки РФ.

С 2014 года Дворец внесен в национальный реестр « Ведущие образовательные учреждения России».

         На протяжении многих лет Учреждение -   победитель областного конкурса на лучшую организацию деятельности среди организаций дополнительного образования детей (1 место), -  победитель  инновационных образовательных  проектов:

-«Летняя творческая площадка на базе ДД(Ю)Т им. Лени Голикова «Полезные каникулы» в сфере дополнительного образования Новгородской области «Новые точки роста» в номинации «Дополнительное образование в социальной адаптации детей-инвалидов и детей с ОВЗ»;

-«Лаборатория радиоуправляемых моделей» в рамках муниципального конкурса «Организация - Лидер образования Великого Новгорода».

- «Школа театра и литературы»  (ШТиЛь).

Интересные дела, которыми гордится учреждение

 С  2020 года  на основании подписанных соглашений Учреждение  сотрудничает:

-  с  АНО ДПО «Институт образовательных технологий» (г. Самара) по внедрению и реализации Всероссийского проекта «Мастерская конструирования Фанкластик». Таким образом,  на базе Учреждения действует Всероссийская сетевая пилотная площадка проекта «Мастерская конструирования Фанкластик»;

- с силовыми структурами города и области по внедрению комплексной воспитательной  программы по патриотическому воспитанию курсантов клуба                      « Мужество»;

- с городским « Домом молодежи» по реализации мероприятий  для  юнармейских отрядов школ города;

-Митрополией Новгородской православной церкви, министерством культуры Новгородской области  по реализации  регионального проекта Хоровой фестиваль              «Пасхальный глас»;

- министерством культуры Новгородской области по реализации проекта Международный фестиваль оркестров « Господин Великий Новгород»;

-  с городским учреждением культуры « Читай город» реализовался совместный проект  для юных художников « Чудесный мир красок»;

-  с Государственным  музеем  художественной культуры Новгородской земли по участию в областном  выставочном  проекте  «Мой первый вернисаж», на   котором была представлена первая персональная выставка Любови Шевченко воспитанницы педагога ИЗО  Арутюновой Е. В..

 С 2022 года на базе Учреждения открыт Центр методического сопровождения и обеспечения дополнительного образования города, который организует проведение муниципального этапа конкурсов всех направленностей дополнительного образования, тем самым содействуя в подготовке и выявлению одаренных детей.

        Сегодня Дворец детского (юношеского) творчества имени Лени Голикова – это огромная страна детства, наполненная звуками и красками, общением, вдохновением и творческими поисками, это второй дом для юных новгородцев, в котором их всегда любят и ждут.

Знакомство с будущими профессиями в процессе обучения объединениях

Мастер-классы, экскурсии на предприятия, организации, встречи с известными людьми города.

Мероприятия, формирующие гражданскую идентичность и культуру отношений

Митинги, торжественные церемонии, выставки, акции, концерты, фестивали.

 

Мероприятия, обеспечивающие включенность детей в социальнозначимую деятельность

Участие в городских, областных благотворительных акциях (волонтерство)

 Участие в городских и областных торжественных  мероприятиях.

  

2. Анализ состояния воспитательного процесса

Воспитательный процесс в Учреждении в 2022-2023 гг. был организован по следующим направленностям:

  • художественная;
  • социально-гуманитарная;
  • техническая;
  • естественно-научная;
  • физкультурно-спортивная;
  • туристско-краеведческая.

                               

    Художественное  направление

          В воспитательном процессе  данного направления Учреждение использовало самые разнообразные формы работы с детьми.

В рамках  работы Детско-юношеской филармонии было  организовано 35 стационарных и выездных концертов,  в которых приняло участие более  2000 воспитанников от 7 до 18 лет. Это были тематические, отчетные и благотворительные концерты,  которые проходили на  базе Учреждения  и профессиональных концертных  площадках города, области и других регионов с большим охватом зрителей (5000 чел.). 5 образцовых детских коллективов: «Детская хоровая капелла Великого Новгорода», « Оркестр русских народных инструментов «Мозаика», хореографические ансамбли «Карусель», «Юный Новгородец»,  ансамбль народной песни «Волховяночка» и театральная студия «Софит» провели отчетные и юбилейные  концерты и спектакли, приняли участие в торжественных мероприятиях города. Для этого использовался самый разнообразный материал, который включал в себя народные, патриотические и классические произведения, где воспевалась история России, ее герои, любовь к родному краю , родине. Не случайно, юбилейный концерт, посвященный 70 летию со дня создания Дворца, в котором приняли участи 450 воспитанников и выпускников  назывался « Сердце земли моей».

Традиционными стали смешанные концертные программы (коллективные формы), в которых принимали участие  юные артисты младшего и  старшего возраста, что является  хорошим  примером наставничества (образец высокого  исполнительства  старших).

В концертной деятельности Учреждения так же  использовались инновационные формы: мюзиклы, музыкально-театральные постановки, вокально-хореографические композиции, в которых принимали  участие все творческие коллективы, одновременно вовлекаясь в единую тему. Для юных  исполнителей создавались специальные оранжировки, писалась музыка, сочинялись тексты, шились новые костюмы. Для всеобщего участия в творческих проектах внедрялись новые интересные  формы :  социально-ориентирующие игры( импровизированные спектакли), квесты, марафоны ит.д.

  180 юных артистов  Детско-юношеской филармонии приняли участие  в проекте  «Активные каникулы», который реализовывался для воспитанников школьных оздоровительных лагерей.

В рамках проекта «Добрых рук творения» было  организовано  18 выставок прикладного и изобразительного искусства, в которых приняли участие1338 воспитанников в возрасте от 6 до 17 лет. Каждый воспитанник отдела ДПИ и ИЗО принял участие в 4-ех выставках. Совместный проект с учреждением культуры «Читай город» позволил организовать на базе детских библиотек города 5 выставок на тему «Чудесный мир красок». В рамках областного выставочного проекта «Мой первый вернисаж» на базе  Государственного музея художественной культуры Новгородской земли была организована персональная выставка Любови Шевченко, воспитанницы педагога класса ИЗО  Арутюновой Е. В..

         Востребованной формой в изобразительном искусстве стало традиционное  участие во Всероссийских акциях,  таких как: «Новый год в каждый дом», «Елки России», «Дети Рисуют мир», в которых участвовало 568 человек.

         В рамках VIII межрегионального хорового  фестиваля  «Пасхальный глас» Учреждением было организовано 8 концертов на лучших концертных площадках города и области (Великий Новгород, Боровичи, Валдай, Старая Русса), с участием 1200 человек. Детская хоровая капелла Великого Новгорода Учреждения стала одним из ведущих коллективов  фестиваля.

         В рамках межрегионального детско-юношеского фестиваля национальных оркестров  «V Парад оркестров Господин Великий Новгород»  выступал «Оркестр народных инструментов Великий Новгород».

         Участие в творческих конкурсах и фестивалях  стала постоянной формой работы с одаренными детьми. В 50-ти  конкурсах и фестивалях различного уровня художественной направленности приняли участие 750

воспитанников, из которых 710 стали победителями и призерами регионального и межрегионального уровней, 207 человек Всероссийского и Международного.

Для школьников города Центром  методического сопровождения и обеспечения дополнительного образования были организованы  4 муниципальных конкурса в рамках фестиваля « Новгородские дарования», в которых приняло участие 237 чел. Победителями  городского этапа стали 4 наших творческих коллектива – хореографические ансамбли «Карусель» и «Юный Новгородец», ансамбль народной песни «Волховяночка и «Детская хоровая капелла Великого Новгорода» (187 человек), и 5 юных художников, областного 90 человек, Всероссийского 1 человек

       

Социально-гуманитарное направление

 В текущем учебном году  в данном направлении  активно работал  Центр военно-патриотического воспитания и образования, на базе которого был создан и развивается  военно-патриотический клуб «Мужество», в состав которого входят 22 воспитанника от 11до 15 лет (включая  5 девочек). Руководит клубом «Мужество» педагог ДО, офицер запаса, полковник Гагарин В.П.

Для эффективной и плодотворной работы клуба создан координационный штаб из представителей силовых структур города и области. Являясь наставниками курсантов,  члены Штаба совместно с Учреждением организует профориентационную  работу по ознакомлению с воинскими специальностями. Мастер-классы по химзащите, сборке-разборке  оружия, высотной  подготовке, захвату террористов, учебные стрельбы в тире, тематические экскурсии в воинские подразделения стали самыми востребованными формами работы с воспитанниками клуба.

          На базе Центра с 1 января 2023 года возобновлена  работа по  проекту «Вахта памяти. Пост №1» у воинского мемориала Славы «Вечный огонь». Юнармейских отрядов из 23 образовательных организаций города и области прошли в Центре военно-патриотического воспитания и образования обучение по образовательной программе «Строевая подготовка юнармейцев», что способствовало качественному исполнению их почетных обязанностей на Посту №1.

          В параде Победы на Софийской площади приняли участие в парадном расчете лучшие воспитанники юнармейских отрядов ОУ и клуба «Мужество» (7 воспитанников клуба, проявив свои лидерские качества, стали разводящими, выполняли ответственные поручения педагога, тем самым в 2022-2023году    награждены медалями «Юный защитник Отечества»)

         Значимой формой в гражданско-патриотическом воспитании детей стали Уроки Мужества, «Фронтовые гостиные» на которых проходили встречи воспитанников с ветеранами боевых действий, блокадниками, узниками, с поколением детей войны. Взвод почетного караула  клуба «Мужество »традиционно принимал участие в городских митингах и  торжественных мероприятиях.

         За текущий год Центр организовал 10 социально- значимых мероприятий патриотической направленности для школьников города к знаменательным датам: День единства, День Матери, Дорога жизни, День памяти неизвестного солдата, Сладкий подарок участникам СВО, Освобождение Новгорода, Снятие блокады Ленинграда, День защитника Отечества, День воссоединения Крыма с Россией, День Победы, День памяти и скорби, в которых приняли около 700 человек.

         В социально-гуманитарном направлении для школьников 3-10 классов  также  активно работал  городской  интеллектуальный клуб знатоков «Что? Где? Когда?».  Для представителей ведущих команд  знатоков  реализовался традиционный  проект «Новгородские игрища», в котором  соревновались   150 человек.

В данном  направлении работал и шахматный  клуб « Дебют». С участием  юных шахматистов  проходили    турниры: «Дебют», «Белая ладья»,  «МАМА, ПАПА И Я — ДРУЖНАЯ ШАХМАТНАЯ СЕМЬЯ». Родители активно включались в воспитательный процесс, участвуя наряду с детьми в турнирах и соревнованиях.

Ярким событием в проекте «Активные каникулы» стала  городская игра  «Здравствуй лето Светофор», в которой приняли участие 26 отрядов из 14 летних пришкольных лагерей, 2 игровые программы по правилам дорожного движения «Дорожный серпантин» для воспитанников пришкольных лагерей МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №16» и МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №20 имени Кирилла и Мефодия» (65 человек)

  

Естественно-научное направление

          Вовлекая детей  в мир природы, к познанию ее, 15 педагогов Учреждения,  работающих на базе 20 школ , реализовали  программы ,  для детей с 7 до 17 лет. Вместе с ребятами создавали уголки живой природы, выходили на местность, устраивали квесты и викторины, конференции.

С целью выявления и поддержки одаренных детей  в данном направлении  Центром  методического сопровождения и обеспечения дополнительного образования для школьников и дошкольников города были организованы  следующие муниципальные мероприятия: конкурс семейных фотографий « Питомцы в моем городе», конкурс просветительских проектов « Волонтеры могут все», конкурс детского рисунка «Охрана труда глазами детей», конкурс научно-экологических проектов « Экопатруль», итоговая конференция работы городской Экологической школы.

 В этих мероприятиях приняло участие 135 ч. Победителями, вышедшими на областной уровень стали 39 участников, 4 чел. стали победителями всероссийского уровня.

     Для увлеченных детей   астрономией  Учреждение организует работу  по проекту «Звездное небо». Детский планетарий посещало  около 500 детей  младшего и среднего возраста из числа воспитанников Учреждения   и  школьников  города.

 

Техническое  направление

          Воспитательная работа  в данном направлении была  организована через соревнования, состязания, конкурсы. Успешно реализуются Проекты: «Дети. Наука. Техника», «Наука и авиация», «День юного техника» (340 человек), «День детских изобретений» (25 человек),«Фестиваль научно-технических идей детей и молодежи Великого Новгорода» (700 человек), проводятся соревнования по авиамодельному спорту по свободнолетающим моделям в закрытых помещениях

    Обучающиеся технической  направленности  принимали  участие во Всероссийской  выставке инновационных проектов молодых изобретателей 2022 (7 человек), где представили яркие творческие проекты.

         В конкурсах различного уровня регулярно принимали  участие  113 человек,  победителями стали 38 человек.

  

 Туристско-краеведческое направление

 Регулярно Учреждение организует экскурсии по «Музею  партизанского движения на Новгородской земле»  для воспитанников и школьников города (около 1000 человек в год).

          Важной  работой  для  музея стало проведение ежегодной акции «Имя героя», результатом которой явилось издание   сборника рассказов и рисунков  «Имя героя» по семейным архивам.  Школьники города вместе с родителями  открывают семейные архивы, пересматривают их и пишут рассказы. Юные художники Дворца делают  к сборнику тематические рисунки. Некоторые семьи долго хранят реликвии ВОВ, передавая  их из поколения в поколение. Эта уникальная  книга сподвигла многие семьи  на поиски захоронений своих родных героев. По результатам выпуска двух сборников авторами  книги стали 77 школьников и педагогов города.  Книга «Имя героя» стала Лауреатом международного конкурса «На виду».

     Ежегодно Учреждение проводит презентацию сборника с вручением экземпляров книги  авторам, ветеранам, учредителям.

    Интересной и привлекательной стала  в Учреждении форма передвижных выставок на тему  о ВОВ. Особое внимание привлекла церемония открытия всероссийской  выставки  рисунка « Дорога жизни», которую  сопровождал почетный караул клуба « Мужество» и настоящая полуторка. Школьники 10-11 классов школ города (150 человек)  увидели неординарный подход к рисункам. Наводя мобильное средство на  куар-код   рисунка, можно было услышать интересный рассказ  на сюжет работы.

  

3. Концепция воспитания

Воспитательная деятельность Учреждения  представляет собой совместную деятельность педагога и ребенка как инструмент целевого формирования  у него (ребенка) способности осваивать социокультурные ценности, технологии развития личности, определяющие механизм ее самореализации. Воспитание должно быть направлено на развитие личностного потенциала ребенка.

Цели и задачи программы

3.1.Цель:

 - обеспечить системное педагогическое сопровождение личностного развития детей, создающее условия  для реализации их субъектной позиции, формирования гражданских, патриотических и нравственных качеств, развития их способностей  и одарённостей через реализацию воспитательного потенциала дополнительных общеобразовательных программ

 3.2.Задачи программы воспитания:

  Способствовать нравственному самоопределению ребенка. Помочь ему ответить на главные жизненные вопросы:

Каким мне быть и каким должен быть проект моего будущего существования.

Формировать у детей мировоззрение и систему базовых ценностей;

  • Педагогическое сопровождение социального выбора ребенка и помощь ответить на вопросы:  с кем быть, как строить отношения с людьми, как обеспечить свое участие в улучшении окружающей жизни?
  • Педагогическое сопровождение профессионального  выбора, помощь ребенку ответить на вопрос: кем быть?
  • Педагогическое сопровождение овладения ребенком нормами общественной жизни и культуры, помочь ему ответить на вопрос: что такое красота жизни?

  

Таблица 1

Модуль

Период

 

Задачи

 

 

2023-2028

Воспитательные

Организационно-педагогические

Управленческие

- Воспитание гражданина-патриота 

 

- Формировать гражданско-патриотическую позицию.

Организация и проведение:

- проектов

-форумов

- акций, митингов, уроков мужества

- совместных концертов

- коллективных творческих мероприятий

- социально-ориентированных игр

- мероприятия, приуроченных к памятным датам

 

-создание условий для качественной работы

-привлечение компетентных кадров

-формирование научно-методических кадров

-персонифицировать объемы и темпы усвоения содержания образования,  в котором относительно большую долю составляет освоение приемов  и способов деятельности не только предметно-учебной, но и практической, что создает возможности для профессионализации взрослеющего человека.

 

 

Разработка и применении систем развития самоорганизации детей.

 

- Быть со всеми, оставаться самим собой

 

- помогать в социальной адаптации,                            в социальной автономизации личности.

 

Организация и проведение:

- слетов

-торжественных церемоний

- Педагогическое стимулирование лидерства

 

 

- Определять статус сверстников и формировать межличностные  отношения

Проект «День детского самоуправления»

- Развитие эмоционального интеллекта

 

 

- Формировать эмоционально-интеллектуальную среду.

Развивать эмоциональный интеллект

- марафоны

-творческие гостиные

- «Досуг»

 

 

-Помогать ребенку в овладении средствами общения и развития творческой активности

Проекты:

- «Активные каникулы»

- «День открытых дверей»

-«Посвящение в кружковцы

«Мир культуры»

 

-Помогать ребенку в становлении его субъектом культурной идентефикаци

-марафоны

-проект ДЮФ

- «Милосердие»

 

 

- Включать детей в социально-значимую деятельность

-акции

-флэш-мобы

-благотворительные концерты

- Профессиональное самоопределение

 

 

- Формировать представление о своей будущей профессии

- стрим –направления

- мастер-классы

- тематические экскурсии

- «Смысл жизни»

 

 

- Развивать личностный потенциал ребенка.

-социально-ориентированные игры

-акции

«Личностно-персонифицированный потенциал»

 

Проектировать  пространство  личностно-персонального образования для самореализации личности.

 

-организация участия детей в конкурсах, проектах

- создание персональных портфолио

 

3.3. Концептуальные основания программы

           Современное понимание сущности воспитания  подрастающего поколения  юных россиян  заключается в развитии личности. Это процесс, в котором происходят как количественные, так и качественные преобразования  в человеке, существенно влияющие на его социальное существование.

Воспитание- это педагогическое сопровождение развития ребенка, реализующего субъектную позицию, основанную на гуманистических, нравственных ценностях.

          Воспитательная деятельность – реализация комплекса организационно-педагогических задач,  решаемых педагогом  с целью обеспечения оптимального развития личности, выбор форм и методов воспитания в соответствии с поставленными задачами и сам процесс их реализации.

          Воспитание в  дополнительном образовании имеет  деятельностную  основу и способствует обретению человеком смысла  собственной жизни и проектирования своего будущего.

Цели воспитания - это ожидаемые изменения, происходящие с человеком (в человеке) под влиянием  субъектов  воспитания.

Главная цель воспитания – воспитание свободного человека.

 С позиции социального заказа, определяющего потребности государства и общества, идеальная цель воспитания  -создание условий для воспитания гармонично развитой  и социально ответственной  личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций.

Персонифицированные цели определяются педагогом по отношению к каждому ребенку и предполагают его социальный рост и формирование у него готовности к саморазвитию.

Процессуальные цели – создание воспитывающей  среды, реализуются на основе совместной деятельности и предполагают сплочение различных групп детей и коллектива в целом, их коллективную творческую деятельность, направленную на решение общих социально значимых задач.

3.4. Ожидаемый результат

  • Изменение уровня  как в социальности каждого ребенка ,так  и изменение характера отношений между участниками воспитательного процесса;
  • Осознание  ребенком своей неповторимости и индивидуальности;
  • Сформированность  у воспитанников важнейших социально-значимых качеств: гражданская зрелость, любовь к Отечеству, ответственность, чувство долга, верность традициям, стремление к сохранению и преумножению исторических и культурных ценностей, готовность к преодолению трудностей, пожертвование, готовность к служению в  Вооруженных силах, Отечеству;
  • Овладения социальными ролями: гражданина, субъекта межличностных отношений, участника, выбранной им деятельности, средствами общения и развития творческой активности;
  • Сформированность  таких качеств, как духовность, гуманность, способность к деятельности, созиданию, творчеству;
  • Ребенок, умеющий ценить свое время, планировать, организовывать и контролировать свою деятельность, умение проявить  и реализовать себя, быть инициативным и ответственным.

 

4. Содержание и формы воспитательной деятельности

 В основе лежит  комплексный подход, который   включает  работу,  как с одаренными детьми (конкурсы, концерты, соревнования, выставки),  так и со всеми творческими коллективами (акции, фестивали, квесты, флэшмобы, митинги, уроки мужества, мастер-классы, гостиные).

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы Учреждения, каждое из которых  представлено в соответствующих модулях воспитания и реализуется через план культурно – развлекательных воспитательных мероприятий, утвержденный на текущий учебный год
- Социально-гуманитарное - ценностные представления о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл жизни, справедливость, милосердие, проблеме нравственного выбора, достоинство, любовь и др.), о духовных ценностях народов России, об уважительном отношении к традициям, культуре и языку своего народа и народов России, формирование готовности к самореализации детей в системе социальных отношений на основе формирования нового уровня социальной компетентности и развития.

- Художественное - формирование характера и нравственных качеств, овладение культурой своего народа, в том числе региона; создание условий для реализации творческого потенциала детей в художественной деятельности; организация совместных творческих акций с детьми, раскрытие творческого потенциала ребенка  и дают ему незаменимый опыт познания себя и преображения окружающего мира по законам красоты. Через опыт творческой деятельности дети приобщаются к отечественной и мировой художественной культуре;

- Туристско-краеведческое - формирование  и развитие базовых  знаний и  норм здорового и безопасного образа жизни; воспитания российской гражданской идентичности (патриотизма, уважения  к Отечеству): знакомство с фактами прошлого и настоящего многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

- Техническое - развитие интереса детей  к инженерно-техническим и информационным технологиям,  научно-исследовательской и конструкторской деятельности с целью последующего наращивания кадрового потенциала в высокотехнологичных  и наукоемких отраслях промышленности, формирование мотивации поиска новых технических решений, необходимых для развития науки и производства.
-Естественно-научное – формирование научной картины мира  и удовлетворение познавательных интересов детей в области естественных наук; развитие у них исследовательской активности, нацеленной на изучение объектов живой и неживой природы, взаимосвязей между ними; приобретение практических умений, навыков в области охраны природы  и природопользования. Бережное отношение к природе должно формироваться как ценность, нравственная норма, определяющая характер социальных отношений человека.

 

 

5.Взаимодействие субъектов образовательных отношений

 К субъектам организации воспитательного процесса относятся педагогии и специалисты организации дополнительного образования, дети, родители, специалисты организаций и учреждений, которые являются социальными партнерами ближайшего социума.

 5.1. Развитие взаимодействия педагогов и детей

 При организации воспитательного процесса в творческом объединении педагог дополнительного образования реализует работу со всем объединением, индивидуальную работу с обучающимися объединения и работу с родителями (законными представителями) обучающихся.

Учебные занятия в системе дополнительного образования направлены на развитие личностно-смысловой сферы ребенка (отношение к действительности, переживание, осознание ценностных ориентиров).

Главное в образовательном процессе дополнительного образования – успешность ребенка как результат педагогической деятельности, а мера этой успешности определяется только относительно личностного роста каждого ребенка.

 

      Целевые ориентиры учебных занятий в Учреждении:

 

  • включение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, в ходе которой дети приобретают социально значимые знания, вовлекаются в социально значимые отношения, получают опыт участия в социально значимых делах; 
  • реализация важных для личностного развития социально значимых форм и моделей поведения; 
  • формирование и развитие творческих способностей; 
  • поощрение педагогами дополнительного образования детских инициатив и детского самоуправления.

 

Реализация педагогами воспитательного потенциала занятия предполагает следующее:

 - установление доверительных отношений между педагогом и обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб педагога, привлечению их внимания к обсуждаемой на занятии информации, активизации их творчески-познавательной деятельности; 

-                    побуждение обучающихся соблюдать на занятии общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогами) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;   -привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на занятии явлений, организация их работы с получаемой на занятии социально- значимой информацией, инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;  

-использование воспитательных возможностей содержания учебного занятия по определенному направлению деятельности через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в объединении; 

-применение на занятии интерактивных форм работы обучающихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат командной работе и взаимодействию с другими детьми;   

-включение в занятие игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в объединении, помогают установлению 

доброжелательной атмосферы во время занятия;    

-организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их слабоуспевающими сверстниками, дающего обучающимся социально- значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; 

- инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских творческих проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

 Индивидуальная работа педагога дополнительного образования с обучающимися детского объединения:

 -                    изучение особенностей личностного развития обучающихся объединения через наблюдение за поведением, отношением к выбранному виду деятельности, взаимодействием и коммуникацией с другими обучающимися в специально создаваемых педагогических ситуациях, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственно-этическим темам или событиям, участником которых стал ребенок; 

-                    поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с другими детьми, личный и социальный опыт в конкретных видах и направлениях деятельности, в том числе в рамках программного содержания); 

-                    коррекция поведения ребенка через индивидуальные беседы с ним, его родителями (законными представителями), с другими членами детского объединения; через привлечение узких специалистов для решения выявленных проблем. 

  5.2. Развитие детского самоуправления

     Детское самоуправление – это реализация детьми определённых управленческих функций в рамках делегированных им полномочий и ответственностей. Это важнейшее средство социализации детей, развивающее организаторские, коммуникативные, аналитические, нравственные и другие способности, направленные на формирование социальной активности личности. Это не игра, так как это всегда связано с реальными полномочиями и реальной ответственностью детей. Деятельность носит общественно-значимый, воспитывающий и развивающий характер.

Каждый обучающийся Учреждения может участвовать в детском самоуправлении на разных уровнях: индивидуальном, уровне детского коллектива, Учреждения.

Каждый обучающийся полноправный член детского коллектива, он не только принимает участие в жизни своего объединения, но и может быть делегирован для участия в мероприятиях Учреждения:

-               инициативный выбор и делегирование представителей объединений в состав рабочей группы по подготовке культурно-образовательных мероприятий на уровне Учреждения;

-               участие в реализации культурно-образовательных событий Учреждения;

-               участие в разработке и обсуждении нормативных документов по развитию детского самоуправления в Учреждении

Каждый  обучающийся может принимать участие в организация и проведение культурно-образовательных, досуговых мероприятий в рамках  своего объединения; быть полноправным участником всех общественных дел коллектива, определять законы, правила жизнедеятельности своего коллектива, решать все вопросы связанные с жизнью коллектива.

Каждый обучающийся может выбирать и быть избранным в рабочую группу по организации и проведению мероприятий на уровне Учреждения, содействовать становлению сплоченности воспитанников Учреждения, следить за осуществлением гарантий, обеспечивающих реализацию прав и обязанностей обучающихся Учреждения, участвовать в детском самоуправлении Учреждения

 

5.3. Взаимодействие педагогов и семьи:

а) организация совместной деятельности детей и родителей;

б) привлечение родителей к организации различных видов деятельности;

в) участие   родителей в деятельности   детских общественных организаций;

г) повышение психолого-педагогической культуры родителей;

д) социально-педагогическая поддержка семьи.

Работа с родителями или законными представителями обучающихся осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и Учреждения в данном вопросе. 

Работа с родителями (законными представителями) направлена на:

  -формирование у обучающихся ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни;  

-привлечение родительской общественности к управлению образовательной организацией (родительские комитеты), к совместной реализации воспитательных программ и проектов; 

Действенными формами работы в данном направлении воспитательной деятельности стали мероприятия, направленные на повышение авторитета семейных отношений, на развитие диалога поколений, на совместное решение задач, такие как:  

-привлечение родителей к организации и проведению воспитательных мероприятий (тематические концерты, праздники, экскурсии, выставки творческих работ, ярмарки);  

-информационные дни для родителей,  проводимые с привлечением представителей правоохранительных органов, медицинских учреждений, психологов, педагогов;  

-индивидуальная работа с родителями;  

-родительские собрания детских объединений (во всех объединениях в соответствии с планом работы Учреждения педагогами проводятся родительские собрания, в повестку дня которых включены основные организационные вопросы работы  Учреждения: предупреждение детского травматизма, основы безопасности, профилактика правонарушений, проведение массовых мероприятий, знакомство с нормативными

документами, законами, традициями; 

         - проведение творческих мастер-классов педагогами учреждения для родителей и обучающихся по различным направлениям деятельности организации. 

    В образовательном процессе  активно задействуется  потенциал семьи; родители обучающихся должны быть не только информированы о ходе учебного процесса, но и участвовать в нём..   Работа с родителями (законными представителями) включает групповой и индивидуальный уровни деятельности: 

На групповом уровне:  

-                    родительский комитет, участвующий в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации  детей;  -родительские дни, во время которых родители могут посещать занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в Учреждении ; 

-                    родительский университет, проходящий  в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания, безопасности обучающих, семейный всеобуч, на котором родители получают ценные рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей, социальных работников и обмениваются  собственным творческим опытом и находками в деле

воспитания детей; 

-                    родительские форумы на официальном интернет-сайте Учреждения, на котором обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации педагогов.    

На индивидуальном уровне: 

-                    работа специалистов по запросу родителей для решения конфликтных  ситуаций; 

-                    поддерживая ребенка в реализации творческих индивидуальных проектов;

-                    помощь со стороны родителей в подготовке и проведении массовых мероприятий воспитательной направленности; 

-                    индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей.

  

5.5. Взаимодействие с социальными партнерами:

Таблица 2

Субъекты взаимодействия

Содержание совместной деятельности

Формы

Сроки

Ответственные

1

РО РДДМ «Движение первых

- участие в совместных   мероприятиях 

- реализация совместных проектов

 

-акции

-конкурсы

-фестивали

-социально-ориентированные игры

 

 

2

Координационный Совет из числа представителей силовых структур города и области Новгородской области

 

реализация совместной комплексной программы воспитания ЦВПВиО.

 

-мастер-классы

-уроки мужества

-экскурсии

-творческие встречи

-совместные мероприятия

 

 

 

3

МБУ «Новгородский молодежный центр»

 

совместные   мероприятия        с участием отрядов юнармии   ОУ города.

 

-акции

-митинги

-социально-ориентированные игры

мероприятия

 

 

4

Государственный  музей художественной культуры Новгородской земли 

 

-совместные проекты

-выставки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Создание необходимых условий для реализации программы

 

− высокий уровень психолого-педагогической готовности педагогов  к организации воспитательной работы (профессиональная компетентность, потребность в обновлении, стремление к инновационной деятельности,

способность к диалогу и сотрудничеству с детьми и родителями и др.);

− программно-методическое обеспечение воспитательной деятельности детей;

− разработка нормативно-правовой базы;

− развитие детского и родительского самоуправления, общественного управления;

− материально-техническая оснащенность.

6.1. Использование ресурсов социального окружения (природы, предприятий, организаций):

Таблица 3

База

Содержание  и формы работы

Участники

Сроки

Ответственный

Парки, открытые площадки города

-пленэры

- походы

 

обучающиеся Учреждения

2023-2028гг

Старший методист

Методисты отделов

Учреждения силовых структур города и области

-тематические занятия

-мастер-классы

-экскурсии

 

Образовательные организации города

-совместные акции

-мероприятия

Обучающиеся Учреждения

Учреждения культуры  города и области

- Участие в праздничных мероприятиях (концерты, фестивали)

-участие в выставках

-экскурсии

Творческие коллективы Учреждения

 

  

7. Повышение профессионального мастерства педагогов

Задачи:

− формирование осознания педагогами необходимости организации воспитания на основе новых подходов;

− формирование у педагогов потребности критически переосмыслить имеющийся профессиональный опыт, определить и реализовать свой потенциал для профессионального роста и развития, перестройки своих сложившихся позиций и установок с учетом требований времени;

− освоение системы знаний об эффективных технологиях, способах  и средствах воспитания и организации воспитательной работы;

− формирование значимых профессионально-педагогических умений  и навыков.

7.1. Содержание и формы обучения педагогов

(коллективные  и групповые занятия, тренинги, дискуссии, мастер-классы, деловые, имитационные, организационно-деятельностные игры, выполнение практических заданий, решение, проигрывание проблемных ситуаций  и другие активные методы обучения), где проявляются и формируются позиция, умения и навыки решения актуальных проблем.

7.2. Изучение, обобщение, распространение передового опыта:

а) страны (через публикации, интернет, в виде презентаций, дискуссий,

сообщений, аукционов и т. п.);

б) региона (встречи с коллективами, участие в семинарах, конференциях,

работа в проблемных группах);

в) учреждения (проведение открытых мероприятий с последующим

обсуждением, оформление методических разработок из опыта работы  и их презентация).

7.3. Аттестация и самоаттестация педагогических кадров:

 

8. Научно-методическое и нормативно-правовое обеспечение деятельности по воспитанию детей.

Основания для разработки воспитательной программы:

  1. Конвенция ООН «О правах ребенка» (издательство ЮНЕСКО, принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989).
  2. Конституция Российской Федерации.
  3. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 31 июля 2020 г.) (редакция, действующая с 1 сентября 2020 г.).
  4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.
  5. Стратегическая инициатива «Новая модель системы дополнительного образования», одобренная Президентом Российской Федерации 27 мая 2015 г.
  6. Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства».
  7. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
  8. Национальный проект «Образование» - Паспорт утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16).
  9. Федеральный проект «Успех каждого ребенка»- Приложение к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 г. № 3/
  10. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.».
  11. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации».
  12. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 июля 2018 г. № 1375, об утверждении Плана основных мероприятий до 2020 г., проводимых в рамках Десятилетия детства.
  13. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  14. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
  15. Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития дополнительного образования детей» (с изменениями на 2 февраля 2021 г.).
  16. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 20 февраля 2019 г. № ТС-551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью».
  17. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015 г.) (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242).