Введение
Сегодня дополнительное образование детей объективно определяет воспитание в качестве доминанты, рассматривая его как приоритетную составляющую современного дополнительного образования детей.
Согласно российскому законодательству, «образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов»
Воспитание – это ценностно-смысловое развитие ребенка.
Воспитание детей в Учреждении рассматривается как целенаправленно-организованная деятельность детей, вовлекающая их во взаимодействие с окружающим миром и формирующая у них систему ценностных отношений к этому миру, и ориентирована на реализацию актуальных воспитательных практик, направленных на саморазвитие обучающихся и формирование у них ценностных установок.
Данная программа является модулем в структуре основной образовательной программы Учреждения, которая определяется конкретным содержанием деятельности, решает основную идею комплексного подхода в образовательно-воспитательном процессе обучения, предполагая применение нестандартных форм и методов работы с детьми.
1.Краткая информацияобУчреждении
1.1. Анализ контингента
Количество детей, занимающихся в объединениях (всего) |
4219 |
Количество детей, занимающихся в объединениях художественной направленности |
2185 |
Количество детей, занимающихся в объединениях социально-гуманитарной направленности |
788 |
Количество детей, занимающихся в объединениях технической направленности |
592 |
Количество детей, занимающихся в объединениях туристко-краеведческой направленности |
41 |
Количество детей, занимающихся в объединениях естественно-научной направленности |
601 |
|
|
Количестводетей с ОВЗ |
40 |
Количество детей, победителей конкурсов и соревнований 2022-2023гг |
1120 (техн.-37 ч. ИЗО – 34 ч. Худ.- 200 ч.) |
1.2. Структура
Количество реализуемых программ (по направленностям) |
1.художественная -62 программы 2.техническая -14 программ 3.социально-гуманитарная – 15 программ 4.естественно-научная – 13 программ 5. туристско-краеведческая – 1программа 6. физк.-спорт. – 1 программа |
Количество детских объединений, |
24 |
Социальные партнеры |
32 |
Органы самоуправления |
1 |
1.3 Особенности деятельности Учреждения
Знаменитые выпускники образовательной организации |
- Е. В. Писарева – сенатор РФ; - Г.С. Матвеева заместитель Губернатора Новгородской области; - А.Л. Гавриков– ректор НовГу им. Ярослава Мудрого; - О.Б. Попова – заслуженный работник культуры РФ; - Н.Г. Варухин.- директор Клуба Юных Моряков, почетный гражданин Великого Новгорода; - Л.Н. Пятунина – почетный работник общего образования; - Н. П. Рыбникова – заслуженный учитель РФ, председателем комитета образования Великого Новгорода; - Людмила Богданова – заслуженная артистка Республики Крым, солистка ансамбля народной песни «Сорока»; - Станислав Рязанцев - солист Государственного ансамбля песни и пляски имени Александрова; - Даниил Васильев – летчик испытатель северо-западного военного округа; - Юрий Игнатьев – артист балетаГосударственного музыкального театра имени Ф.Шаляпина - Илларион Назин – солист оркестра народных инструментов Новгородской областной филармонии им.А.С. Аренского; - Ольга Воробьева- солистка Мариинского театра оперы и балета; - Букетов В.О.,И.Б.Фрейдман,ЧерноваЛ.М., Солодова В.В.,Иванова Т.Е и др. руководители крупных предприятий, образовательных организаций и отделов Администрации Великого Новгорода, Правительства Новгородской области.
|
Герои, которыми гордится земля региона, района, города поселка |
Герои Советского Союза: - юный партизан разведчик Голиков Леонид Александрович - Мерецков Кирилл Афанасьевич - Герасименко Иван Саввич - Красилов Александр - Черемнов Леонтий А. - Шпуняков Сергей Павлович - Фрунзе Тимур Михайлович - Черняховский иван Данилович - Шаров Алексей Михайлович - Павлов Яков Федотович |
Традиции, основныесобытия |
-Почетным караулом клуба « Мужество» открывать торжественные мероприятия, памятные и знаменательные даты России; -Посвящать в кружковцы первоклассников; - Отмечать День рождения Дворца; - Чествовать педагогов Учреждения; - Чествовать ветеранов ВОВ и труда; - Проводить церемонии награждения победителей конкурсов; - Проводить отчетные концерты образцовых коллективов |
Традиционные общие мероприятия и ключевые дела |
- День открытых дверей; - Церемония вручения сертификатов; - «Фронтовая гостиная», посвященная освобождению Новгорода от немецко-фашистских захватчиков; - Уроки мужества, посвященные Дню Матери, Неизвестному солдату, Дню защитника Отечества, Воссоединению Крыма с Россией, Дню памяти и скорби; - «Фронтовая бригада», посвященная Дню Победы -Выставки - Проекты: «Имя героя», «Пасхальный глас», «Парад оркестров» |
История Учреждения |
В самом центре Великого Новгорода, в просторном здании на Чудинцевой улице, рядом с Софийской площадью и древним Новгородским Кремлём, располагается ведущее в Новгородской области муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества имени Лёни Голикова», которому в 2022 году исполнилось 70 лет. История Дворца начинается с 1952 года, когда на базе четырех школ города был открыт Дом пионеров и школьников. Осенью 1958 года на улице Чудинцева состоялось торжественное открытие нового здания Дома пионеров. В 60-70-е годы Дом пионеров и школьников был центром кружковой и методической работы с октябрятами, пионерами и комсомольцами. В 1971 году Постановлением Совета министров СССР Дому пионеров было присвоено имя Героя Советского Союза партизана Лени Голикова. В 1997 году Дом пионеров переименован во Дворец детского (юношеского) творчества имени Лени Голикова. Выросло количество занимающихся в нём детей, появились новые формы дополнительного образования: студии, клубы, ансамбли, школы. В 2002 году открыт Городской центр технического творчества и методический центр сопровождения технического творчества в городе. В 2020 году открыт Центр военно-патриотического воспитания и обучения. В 2022 году открыт Городской Центр организационно-методического сопровождения дополнительного образования. В 2023 году открыт Центр РДДМ «Движение первых» С 2003 по 2022гг на базе Учреждения работал летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием и лагерь труда и отдыха "Дворец", который посещали за смену 150 человек. В 2009 году в Учреждении стартует детское движение «Творческий союз активистов» и Детско-юношеская филармония. Реализуются инновационные проекты: Хоровой фестиваль « Пасхальный глас», «Парад оркестров Господин Великий Новгород», «Твори добро», «Дорога без опасности», « Новгородские игрища» и др. Ежегодно Учреждение проводит более 200-т мероприятий для обучающихся города и их родителей, в которых принимает участие около 30 тыс. человек. В настоящее время Дворец детского (юношеского) творчества имени Лени Голикова - гибкая и мобильная система дополнительного образования, способная отвечать вызовам современности, при этом оставаясь стабильным институтом перспективного и безопасного детства. Во Дворце занимается более 4000 детей по 104 дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам различных направленностей. Дворец – это уникальное Учреждение, обладающее особым воспитательным потенциалом, которое позволяет большему числу детей успешно адаптироваться к современному социуму, реализовать себя в условиях интенсивного развития новых технологий. Пять образцовых детских коллективов: хореографический ансамбль "Юный новгородец", оркестр русских народных инструментов "Мозаика", ансамбль народной песни "Волховяночка", хореографический ансамбль "Карусель", «Детская хоровая капелла Великого Новгорода» являются лауреатами всероссийских и международных конкурсов и фестивалей. Во Дворце работают 37 высококвалифицированных педагогических работников. 16 специалистов имеют высшую категорию, 6 специалистов 1-ой категории. К услугам обучающихся открыты: выставочный, концертный и танцевальный зал, «Музей партизанской славы на Новгородской земле», две уличные площадки для стритбола и велоспорта. Славу Дворцу приносят его обучающиеся и педагоги, неоднократные призеры конкурсов детского и юношеского творчества и педагогического мастерства « Сердце отдаю детям» различного уровня. Учреждение гордится выпускниками, которые стали известными личностями в городе, регионе, России. За годы работы Дворец детского (юношеского) творчества имени Лени Голикова вошел в число лучших учреждений дополнительного образования России по Северо-Западу. С 2005года Дворец - Лауреат Всероссийского конкурса воспитательных систем. Учреждение награждено почетными грамотами Мэра Великого Новгорода, Администрации Новгородской области, Министерства образования и науки РФ. С 2014 года Дворец внесен в национальный реестр « Ведущие образовательные учреждения России». На протяжении многих лет Учреждение - победитель областного конкурса на лучшую организацию деятельности среди организаций дополнительного образования детей (1 место), - победитель инновационных образовательных проектов: -«Летняя творческая площадка на базе ДД(Ю)Т им. Лени Голикова «Полезные каникулы» в сфере дополнительного образования Новгородской области «Новые точки роста» в номинации «Дополнительное образование в социальной адаптации детей-инвалидов и детей с ОВЗ»; -«Лаборатория радиоуправляемых моделей» в рамках муниципального конкурса «Организация - Лидер образования Великого Новгорода». - «Школа театра и литературы» (ШТиЛь). |
Интересные дела, которыми гордится учреждение |
С 2020 года на основании подписанных соглашений Учреждение сотрудничает: - с АНО ДПО «Институт образовательных технологий» (г. Самара) по внедрению и реализации Всероссийского проекта «Мастерская конструирования Фанкластик». Таким образом, на базе Учреждения действует Всероссийская сетевая пилотная площадка проекта «Мастерская конструирования Фанкластик»; - с силовыми структурами города и области по внедрению комплексной воспитательной программы по патриотическому воспитанию курсантов клуба « Мужество»; - с городским « Домом молодежи» по реализации мероприятий для юнармейских отрядов школ города; -Митрополией Новгородской православной церкви, министерством культуры Новгородской области по реализации регионального проекта Хоровой фестиваль «Пасхальный глас»; - министерством культуры Новгородской области по реализации проекта Международный фестиваль оркестров « Господин Великий Новгород»; - с городским учреждением культуры « Читай город» реализовался совместный проект для юных художников « Чудесный мир красок»; - с Государственным музеем художественной культуры Новгородской земли по участию в областном выставочном проекте «Мой первый вернисаж», на котором была представлена первая персональная выставка Любови Шевченко воспитанницы педагога ИЗО Арутюновой Е. В.. С 2022 года на базе Учреждения открыт Центр методического сопровождения и обеспечения дополнительного образования города, который организует проведение муниципального этапа конкурсов всех направленностей дополнительного образования, тем самым содействуя в подготовке и выявлению одаренных детей. Сегодня Дворец детского (юношеского) творчества имени Лени Голикова – это огромная страна детства, наполненная звуками и красками, общением, вдохновением и творческими поисками, это второй дом для юных новгородцев, в котором их всегда любят и ждут. |
Знакомство с будущими профессиями в процессе обучения объединениях |
Мастер-классы, экскурсии на предприятия, организации, встречи с известными людьми города. |
Мероприятия, формирующие гражданскую идентичность и культуру отношений |
Митинги, торжественные церемонии, выставки, акции, концерты, фестивали.
|
Мероприятия, обеспечивающие включенность детей в социальнозначимую деятельность |
Участие в городских, областных благотворительных акциях (волонтерство) Участие в городских и областных торжественных мероприятиях. |
2. Анализ состояния воспитательного процесса
Воспитательный процесс в Учреждении в 2022-2023 гг. был организован по следующим направленностям:
- художественная;
- социально-гуманитарная;
- техническая;
- естественно-научная;
- физкультурно-спортивная;
- туристско-краеведческая.
Художественное направление
В воспитательном процессе данного направления Учреждение использовало самые разнообразные формы работы с детьми.
В рамках работы Детско-юношеской филармонии было организовано 35 стационарных и выездных концертов, в которых приняло участие более 2000 воспитанников от 7 до 18 лет. Это были тематические, отчетные и благотворительные концерты, которые проходили на базе Учреждения и профессиональных концертных площадках города, области и других регионов с большим охватом зрителей (5000 чел.). 5 образцовых детских коллективов: «Детская хоровая капелла Великого Новгорода», « Оркестр русских народных инструментов «Мозаика», хореографические ансамбли «Карусель», «Юный Новгородец», ансамбль народной песни «Волховяночка» и театральная студия «Софит» провели отчетные и юбилейные концерты и спектакли, приняли участие в торжественных мероприятиях города. Для этого использовался самый разнообразный материал, который включал в себя народные, патриотические и классические произведения, где воспевалась история России, ее герои, любовь к родному краю , родине. Не случайно, юбилейный концерт, посвященный 70 летию со дня создания Дворца, в котором приняли участи 450 воспитанников и выпускников назывался « Сердце земли моей».
Традиционными стали смешанные концертные программы (коллективные формы), в которых принимали участие юные артисты младшего и старшего возраста, что является хорошим примером наставничества (образец высокого исполнительства старших).
В концертной деятельности Учреждения так же использовались инновационные формы: мюзиклы, музыкально-театральные постановки, вокально-хореографические композиции, в которых принимали участие все творческие коллективы, одновременно вовлекаясь в единую тему. Для юных исполнителей создавались специальные оранжировки, писалась музыка, сочинялись тексты, шились новые костюмы. Для всеобщего участия в творческих проектах внедрялись новые интересные формы : социально-ориентирующие игры( импровизированные спектакли), квесты, марафоны ит.д.
180 юных артистов Детско-юношеской филармонии приняли участие в проекте «Активные каникулы», который реализовывался для воспитанников школьных оздоровительных лагерей.
В рамках проекта «Добрых рук творения» было организовано 18 выставок прикладного и изобразительного искусства, в которых приняли участие1338 воспитанников в возрасте от 6 до 17 лет. Каждый воспитанник отдела ДПИ и ИЗО принял участие в 4-ех выставках. Совместный проект с учреждением культуры «Читай город» позволил организовать на базе детских библиотек города 5 выставок на тему «Чудесный мир красок». В рамках областного выставочного проекта «Мой первый вернисаж» на базе Государственного музея художественной культуры Новгородской земли была организована персональная выставка Любови Шевченко, воспитанницы педагога класса ИЗО Арутюновой Е. В..
Востребованной формой в изобразительном искусстве стало традиционное участие во Всероссийских акциях, таких как: «Новый год в каждый дом», «Елки России», «Дети Рисуют мир», в которых участвовало 568 человек.
В рамках VIII межрегионального хорового фестиваля «Пасхальный глас» Учреждением было организовано 8 концертов на лучших концертных площадках города и области (Великий Новгород, Боровичи, Валдай, Старая Русса), с участием 1200 человек. Детская хоровая капелла Великого Новгорода Учреждения стала одним из ведущих коллективов фестиваля.
В рамках межрегионального детско-юношеского фестиваля национальных оркестров «V Парад оркестров Господин Великий Новгород» выступал «Оркестр народных инструментов Великий Новгород».
Участие в творческих конкурсах и фестивалях стала постоянной формой работы с одаренными детьми. В 50-ти конкурсах и фестивалях различного уровня художественной направленности приняли участие 750
воспитанников, из которых 710 стали победителями и призерами регионального и межрегионального уровней, 207 человек Всероссийского и Международного.
Для школьников города Центром методического сопровождения и обеспечения дополнительного образования были организованы 4 муниципальных конкурса в рамках фестиваля « Новгородские дарования», в которых приняло участие 237 чел. Победителями городского этапа стали 4 наших творческих коллектива – хореографические ансамбли «Карусель» и «Юный Новгородец», ансамбль народной песни «Волховяночка и «Детская хоровая капелла Великого Новгорода» (187 человек), и 5 юных художников, областного 90 человек, Всероссийского 1 человек
Социально-гуманитарное направление
В текущем учебном году в данном направлении активно работал Центр военно-патриотического воспитания и образования, на базе которого был создан и развивается военно-патриотический клуб «Мужество», в состав которого входят 22 воспитанника от 11до 15 лет (включая 5 девочек). Руководит клубом «Мужество» педагог ДО, офицер запаса, полковник Гагарин В.П.
Для эффективной и плодотворной работы клуба создан координационный штаб из представителей силовых структур города и области. Являясь наставниками курсантов, члены Штаба совместно с Учреждением организует профориентационную работу по ознакомлению с воинскими специальностями. Мастер-классы по химзащите, сборке-разборке оружия, высотной подготовке, захвату террористов, учебные стрельбы в тире, тематические экскурсии в воинские подразделения стали самыми востребованными формами работы с воспитанниками клуба.
На базе Центра с 1 января 2023 года возобновлена работа по проекту «Вахта памяти. Пост №1» у воинского мемориала Славы «Вечный огонь». Юнармейских отрядов из 23 образовательных организаций города и области прошли в Центре военно-патриотического воспитания и образования обучение по образовательной программе «Строевая подготовка юнармейцев», что способствовало качественному исполнению их почетных обязанностей на Посту №1.
В параде Победы на Софийской площади приняли участие в парадном расчете лучшие воспитанники юнармейских отрядов ОУ и клуба «Мужество» (7 воспитанников клуба, проявив свои лидерские качества, стали разводящими, выполняли ответственные поручения педагога, тем самым в 2022-2023году награждены медалями «Юный защитник Отечества»)
Значимой формой в гражданско-патриотическом воспитании детей стали Уроки Мужества, «Фронтовые гостиные» на которых проходили встречи воспитанников с ветеранами боевых действий, блокадниками, узниками, с поколением детей войны. Взвод почетного караула клуба «Мужество »традиционно принимал участие в городских митингах и торжественных мероприятиях.
За текущий год Центр организовал 10 социально- значимых мероприятий патриотической направленности для школьников города к знаменательным датам: День единства, День Матери, Дорога жизни, День памяти неизвестного солдата, Сладкий подарок участникам СВО, Освобождение Новгорода, Снятие блокады Ленинграда, День защитника Отечества, День воссоединения Крыма с Россией, День Победы, День памяти и скорби, в которых приняли около 700 человек.
В социально-гуманитарном направлении для школьников 3-10 классов также активно работал городской интеллектуальный клуб знатоков «Что? Где? Когда?». Для представителей ведущих команд знатоков реализовался традиционный проект «Новгородские игрища», в котором соревновались 150 человек.
В данном направлении работал и шахматный клуб « Дебют». С участием юных шахматистов проходили турниры: «Дебют», «Белая ладья», «МАМА, ПАПА И Я — ДРУЖНАЯ ШАХМАТНАЯ СЕМЬЯ». Родители активно включались в воспитательный процесс, участвуя наряду с детьми в турнирах и соревнованиях.
Ярким событием в проекте «Активные каникулы» стала городская игра «Здравствуй лето Светофор», в которой приняли участие 26 отрядов из 14 летних пришкольных лагерей, 2 игровые программы по правилам дорожного движения «Дорожный серпантин» для воспитанников пришкольных лагерей МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №16» и МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №20 имени Кирилла и Мефодия» (65 человек)
Естественно-научное направление
Вовлекая детей в мир природы, к познанию ее, 15 педагогов Учреждения, работающих на базе 20 школ , реализовали программы , для детей с 7 до 17 лет. Вместе с ребятами создавали уголки живой природы, выходили на местность, устраивали квесты и викторины, конференции.
С целью выявления и поддержки одаренных детей в данном направлении Центром методического сопровождения и обеспечения дополнительного образования для школьников и дошкольников города были организованы следующие муниципальные мероприятия: конкурс семейных фотографий « Питомцы в моем городе», конкурс просветительских проектов « Волонтеры могут все», конкурс детского рисунка «Охрана труда глазами детей», конкурс научно-экологических проектов « Экопатруль», итоговая конференция работы городской Экологической школы.
В этих мероприятиях приняло участие 135 ч. Победителями, вышедшими на областной уровень стали 39 участников, 4 чел. стали победителями всероссийского уровня.
Для увлеченных детей астрономией Учреждение организует работу по проекту «Звездное небо». Детский планетарий посещало около 500 детей младшего и среднего возраста из числа воспитанников Учреждения и школьников города.
Техническое направление
Воспитательная работа в данном направлении была организована через соревнования, состязания, конкурсы. Успешно реализуются Проекты: «Дети. Наука. Техника», «Наука и авиация», «День юного техника» (340 человек), «День детских изобретений» (25 человек),«Фестиваль научно-технических идей детей и молодежи Великого Новгорода» (700 человек), проводятся соревнования по авиамодельному спорту по свободнолетающим моделям в закрытых помещениях
Обучающиеся технической направленности принимали участие во Всероссийской выставке инновационных проектов молодых изобретателей 2022 (7 человек), где представили яркие творческие проекты.
В конкурсах различного уровня регулярно принимали участие 113 человек, победителями стали 38 человек.
Туристско-краеведческое направление
Регулярно Учреждение организует экскурсии по «Музею партизанского движения на Новгородской земле» для воспитанников и школьников города (около 1000 человек в год).
Важной работой для музея стало проведение ежегодной акции «Имя героя», результатом которой явилось издание сборника рассказов и рисунков «Имя героя» по семейным архивам. Школьники города вместе с родителями открывают семейные архивы, пересматривают их и пишут рассказы. Юные художники Дворца делают к сборнику тематические рисунки. Некоторые семьи долго хранят реликвии ВОВ, передавая их из поколения в поколение. Эта уникальная книга сподвигла многие семьи на поиски захоронений своих родных героев. По результатам выпуска двух сборников авторами книги стали 77 школьников и педагогов города. Книга «Имя героя» стала Лауреатом международного конкурса «На виду».
Ежегодно Учреждение проводит презентацию сборника с вручением экземпляров книги авторам, ветеранам, учредителям.
Интересной и привлекательной стала в Учреждении форма передвижных выставок на тему о ВОВ. Особое внимание привлекла церемония открытия всероссийской выставки рисунка « Дорога жизни», которую сопровождал почетный караул клуба « Мужество» и настоящая полуторка. Школьники 10-11 классов школ города (150 человек) увидели неординарный подход к рисункам. Наводя мобильное средство на куар-код рисунка, можно было услышать интересный рассказ на сюжет работы.
3. Концепция воспитания
Воспитательная деятельность Учреждения представляет собой совместную деятельность педагога и ребенка как инструмент целевого формирования у него (ребенка) способности осваивать социокультурные ценности, технологии развития личности, определяющие механизм ее самореализации. Воспитание должно быть направлено на развитие личностного потенциала ребенка.
Цели и задачи программы
3.1.Цель:
- обеспечить системное педагогическое сопровождение личностного развития детей, создающее условия для реализации их субъектной позиции, формирования гражданских, патриотических и нравственных качеств, развития их способностей и одарённостей через реализацию воспитательного потенциала дополнительных общеобразовательных программ
3.2.Задачи программы воспитания:
Способствовать нравственному самоопределению ребенка. Помочь ему ответить на главные жизненные вопросы:
Каким мне быть и каким должен быть проект моего будущего существования.
Формировать у детей мировоззрение и систему базовых ценностей;
- Педагогическое сопровождение социального выбора ребенка и помощь ответить на вопросы: с кем быть, как строить отношения с людьми, как обеспечить свое участие в улучшении окружающей жизни?
- Педагогическое сопровождение профессионального выбора, помощь ребенку ответить на вопрос: кем быть?
- Педагогическое сопровождение овладения ребенком нормами общественной жизни и культуры, помочь ему ответить на вопрос: что такое красота жизни?
Таблица 1
Модуль |
Период |
|
Задачи |
|
|
2023-2028 |
Воспитательные |
Организационно-педагогические |
Управленческие |
- Воспитание гражданина-патриота |
|
- Формировать гражданско-патриотическую позицию. |
Организация и проведение: - проектов -форумов - акций, митингов, уроков мужества - совместных концертов - коллективных творческих мероприятий - социально-ориентированных игр - мероприятия, приуроченных к памятным датам
|
-создание условий для качественной работы -привлечение компетентных кадров -формирование научно-методических кадров -персонифицировать объемы и темпы усвоения содержания образования, в котором относительно большую долю составляет освоение приемов и способов деятельности не только предметно-учебной, но и практической, что создает возможности для профессионализации взрослеющего человека.
Разработка и применении систем развития самоорганизации детей.
|
- Быть со всеми, оставаться самим собой |
|
- помогать в социальной адаптации, в социальной автономизации личности.
|
Организация и проведение: - слетов -торжественных церемоний |
|
- Педагогическое стимулирование лидерства
|
|
- Определять статус сверстников и формировать межличностные отношения |
Проект «День детского самоуправления» |
|
- Развитие эмоционального интеллекта
|
|
- Формировать эмоционально-интеллектуальную среду. Развивать эмоциональный интеллект |
- марафоны -творческие гостиные |
|
- «Досуг»
|
|
-Помогать ребенку в овладении средствами общения и развития творческой активности |
Проекты: - «Активные каникулы» - «День открытых дверей» -«Посвящение в кружковцы |
|
«Мир культуры» |
|
-Помогать ребенку в становлении его субъектом культурной идентефикаци |
-марафоны -проект ДЮФ |
|
- «Милосердие»
|
|
- Включать детей в социально-значимую деятельность |
-акции -флэш-мобы -благотворительные концерты |
|
- Профессиональное самоопределение
|
|
- Формировать представление о своей будущей профессии |
- стрим –направления - мастер-классы - тематические экскурсии |
|
- «Смысл жизни»
|
|
- Развивать личностный потенциал ребенка. |
-социально-ориентированные игры -акции |
|
«Личностно-персонифицированный потенциал» |
|
Проектировать пространство личностно-персонального образования для самореализации личности.
|
-организация участия детей в конкурсах, проектах - создание персональных портфолио |
3.3. Концептуальные основания программы
Современное понимание сущности воспитания подрастающего поколения юных россиян заключается в развитии личности. Это процесс, в котором происходят как количественные, так и качественные преобразования в человеке, существенно влияющие на его социальное существование.
Воспитание- это педагогическое сопровождение развития ребенка, реализующего субъектную позицию, основанную на гуманистических, нравственных ценностях.
Воспитательная деятельность – реализация комплекса организационно-педагогических задач, решаемых педагогом с целью обеспечения оптимального развития личности, выбор форм и методов воспитания в соответствии с поставленными задачами и сам процесс их реализации.
Воспитание в дополнительном образовании имеет деятельностную основу и способствует обретению человеком смысла собственной жизни и проектирования своего будущего.
Цели воспитания - это ожидаемые изменения, происходящие с человеком (в человеке) под влиянием субъектов воспитания.
Главная цель воспитания – воспитание свободного человека.
С позиции социального заказа, определяющего потребности государства и общества, идеальная цель воспитания -создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций.
Персонифицированные цели определяются педагогом по отношению к каждому ребенку и предполагают его социальный рост и формирование у него готовности к саморазвитию.
Процессуальные цели – создание воспитывающей среды, реализуются на основе совместной деятельности и предполагают сплочение различных групп детей и коллектива в целом, их коллективную творческую деятельность, направленную на решение общих социально значимых задач.
3.4. Ожидаемый результат
- Изменение уровня как в социальности каждого ребенка ,так и изменение характера отношений между участниками воспитательного процесса;
- Осознание ребенком своей неповторимости и индивидуальности;
- Сформированность у воспитанников важнейших социально-значимых качеств: гражданская зрелость, любовь к Отечеству, ответственность, чувство долга, верность традициям, стремление к сохранению и преумножению исторических и культурных ценностей, готовность к преодолению трудностей, пожертвование, готовность к служению в Вооруженных силах, Отечеству;
- Овладения социальными ролями: гражданина, субъекта межличностных отношений, участника, выбранной им деятельности, средствами общения и развития творческой активности;
- Сформированность таких качеств, как духовность, гуманность, способность к деятельности, созиданию, творчеству;
- Ребенок, умеющий ценить свое время, планировать, организовывать и контролировать свою деятельность, умение проявить и реализовать себя, быть инициативным и ответственным.
4. Содержание и формы воспитательной деятельности
В основе лежит комплексный подход, который включает работу, как с одаренными детьми (конкурсы, концерты, соревнования, выставки), так и со всеми творческими коллективами (акции, фестивали, квесты, флэшмобы, митинги, уроки мужества, мастер-классы, гостиные).
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы Учреждения, каждое из которых представлено в соответствующих модулях воспитания и реализуется через план культурно – развлекательных воспитательных мероприятий, утвержденный на текущий учебный год
- Социально-гуманитарное - ценностные представления о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл жизни, справедливость, милосердие, проблеме нравственного выбора, достоинство, любовь и др.), о духовных ценностях народов России, об уважительном отношении к традициям, культуре и языку своего народа и народов России, формирование готовности к самореализации детей в системе социальных отношений на основе формирования нового уровня социальной компетентности и развития.
- Художественное - формирование характера и нравственных качеств, овладение культурой своего народа, в том числе региона; создание условий для реализации творческого потенциала детей в художественной деятельности; организация совместных творческих акций с детьми, раскрытие творческого потенциала ребенка и дают ему незаменимый опыт познания себя и преображения окружающего мира по законам красоты. Через опыт творческой деятельности дети приобщаются к отечественной и мировой художественной культуре;
- Туристско-краеведческое - формирование и развитие базовых знаний и норм здорового и безопасного образа жизни; воспитания российской гражданской идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству): знакомство с фактами прошлого и настоящего многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
- Техническое - развитие интереса детей к инженерно-техническим и информационным технологиям, научно-исследовательской и конструкторской деятельности с целью последующего наращивания кадрового потенциала в высокотехнологичных и наукоемких отраслях промышленности, формирование мотивации поиска новых технических решений, необходимых для развития науки и производства.
-Естественно-научное – формирование научной картины мира и удовлетворение познавательных интересов детей в области естественных наук; развитие у них исследовательской активности, нацеленной на изучение объектов живой и неживой природы, взаимосвязей между ними; приобретение практических умений, навыков в области охраны природы и природопользования. Бережное отношение к природе должно формироваться как ценность, нравственная норма, определяющая характер социальных отношений человека.
5.Взаимодействие субъектов образовательных отношений
К субъектам организации воспитательного процесса относятся педагогии и специалисты организации дополнительного образования, дети, родители, специалисты организаций и учреждений, которые являются социальными партнерами ближайшего социума.
5.1. Развитие взаимодействия педагогов и детей
При организации воспитательного процесса в творческом объединении педагог дополнительного образования реализует работу со всем объединением, индивидуальную работу с обучающимися объединения и работу с родителями (законными представителями) обучающихся.
Учебные занятия в системе дополнительного образования направлены на развитие личностно-смысловой сферы ребенка (отношение к действительности, переживание, осознание ценностных ориентиров).
Главное в образовательном процессе дополнительного образования – успешность ребенка как результат педагогической деятельности, а мера этой успешности определяется только относительно личностного роста каждого ребенка.
Целевые ориентиры учебных занятий в Учреждении:
- включение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, в ходе которой дети приобретают социально значимые знания, вовлекаются в социально значимые отношения, получают опыт участия в социально значимых делах;
- реализация важных для личностного развития социально значимых форм и моделей поведения;
- формирование и развитие творческих способностей;
- поощрение педагогами дополнительного образования детских инициатив и детского самоуправления.
Реализация педагогами воспитательного потенциала занятия предполагает следующее:
- установление доверительных отношений между педагогом и обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб педагога, привлечению их внимания к обсуждаемой на занятии информации, активизации их творчески-познавательной деятельности;
- побуждение обучающихся соблюдать на занятии общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогами) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; -привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на занятии явлений, организация их работы с получаемой на занятии социально- значимой информацией, инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
-использование воспитательных возможностей содержания учебного занятия по определенному направлению деятельности через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в объединении;
-применение на занятии интерактивных форм работы обучающихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат командной работе и взаимодействию с другими детьми;
-включение в занятие игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в объединении, помогают установлению
доброжелательной атмосферы во время занятия;
-организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их слабоуспевающими сверстниками, дающего обучающимся социально- значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских творческих проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Индивидуальная работа педагога дополнительного образования с обучающимися детского объединения:
- изучение особенностей личностного развития обучающихся объединения через наблюдение за поведением, отношением к выбранному виду деятельности, взаимодействием и коммуникацией с другими обучающимися в специально создаваемых педагогических ситуациях, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственно-этическим темам или событиям, участником которых стал ребенок;
- поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с другими детьми, личный и социальный опыт в конкретных видах и направлениях деятельности, в том числе в рамках программного содержания);
- коррекция поведения ребенка через индивидуальные беседы с ним, его родителями (законными представителями), с другими членами детского объединения; через привлечение узких специалистов для решения выявленных проблем.
5.2. Развитие детского самоуправления
Детское самоуправление – это реализация детьми определённых управленческих функций в рамках делегированных им полномочий и ответственностей. Это важнейшее средство социализации детей, развивающее организаторские, коммуникативные, аналитические, нравственные и другие способности, направленные на формирование социальной активности личности. Это не игра, так как это всегда связано с реальными полномочиями и реальной ответственностью детей. Деятельность носит общественно-значимый, воспитывающий и развивающий характер.
Каждый обучающийся Учреждения может участвовать в детском самоуправлении на разных уровнях: индивидуальном, уровне детского коллектива, Учреждения.
Каждый обучающийся полноправный член детского коллектива, он не только принимает участие в жизни своего объединения, но и может быть делегирован для участия в мероприятиях Учреждения:
- инициативный выбор и делегирование представителей объединений в состав рабочей группы по подготовке культурно-образовательных мероприятий на уровне Учреждения;
- участие в реализации культурно-образовательных событий Учреждения;
- участие в разработке и обсуждении нормативных документов по развитию детского самоуправления в Учреждении
Каждый обучающийся может принимать участие в организация и проведение культурно-образовательных, досуговых мероприятий в рамках своего объединения; быть полноправным участником всех общественных дел коллектива, определять законы, правила жизнедеятельности своего коллектива, решать все вопросы связанные с жизнью коллектива.
Каждый обучающийся может выбирать и быть избранным в рабочую группу по организации и проведению мероприятий на уровне Учреждения, содействовать становлению сплоченности воспитанников Учреждения, следить за осуществлением гарантий, обеспечивающих реализацию прав и обязанностей обучающихся Учреждения, участвовать в детском самоуправлении Учреждения
5.3. Взаимодействие педагогов и семьи:
а) организация совместной деятельности детей и родителей;
б) привлечение родителей к организации различных видов деятельности;
в) участие родителей в деятельности детских общественных организаций;
г) повышение психолого-педагогической культуры родителей;
д) социально-педагогическая поддержка семьи.
Работа с родителями или законными представителями обучающихся осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и Учреждения в данном вопросе.
Работа с родителями (законными представителями) направлена на:
-формирование у обучающихся ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни;
-привлечение родительской общественности к управлению образовательной организацией (родительские комитеты), к совместной реализации воспитательных программ и проектов;
Действенными формами работы в данном направлении воспитательной деятельности стали мероприятия, направленные на повышение авторитета семейных отношений, на развитие диалога поколений, на совместное решение задач, такие как:
-привлечение родителей к организации и проведению воспитательных мероприятий (тематические концерты, праздники, экскурсии, выставки творческих работ, ярмарки);
-информационные дни для родителей, проводимые с привлечением представителей правоохранительных органов, медицинских учреждений, психологов, педагогов;
-индивидуальная работа с родителями;
-родительские собрания детских объединений (во всех объединениях в соответствии с планом работы Учреждения педагогами проводятся родительские собрания, в повестку дня которых включены основные организационные вопросы работы Учреждения: предупреждение детского травматизма, основы безопасности, профилактика правонарушений, проведение массовых мероприятий, знакомство с нормативными
документами, законами, традициями;
- проведение творческих мастер-классов педагогами учреждения для родителей и обучающихся по различным направлениям деятельности организации.
В образовательном процессе активно задействуется потенциал семьи; родители обучающихся должны быть не только информированы о ходе учебного процесса, но и участвовать в нём.. Работа с родителями (законными представителями) включает групповой и индивидуальный уровни деятельности:
На групповом уровне:
- родительский комитет, участвующий в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации детей; -родительские дни, во время которых родители могут посещать занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в Учреждении ;
- родительский университет, проходящий в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания, безопасности обучающих, семейный всеобуч, на котором родители получают ценные рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей, социальных работников и обмениваются собственным творческим опытом и находками в деле
воспитания детей;
- родительские форумы на официальном интернет-сайте Учреждения, на котором обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации педагогов.
На индивидуальном уровне:
- работа специалистов по запросу родителей для решения конфликтных ситуаций;
- поддерживая ребенка в реализации творческих индивидуальных проектов;
- помощь со стороны родителей в подготовке и проведении массовых мероприятий воспитательной направленности;
- индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей.
5.5. Взаимодействие с социальными партнерами:
Таблица 2
№ |
Субъекты взаимодействия |
Содержание совместной деятельности |
Формы |
Сроки |
Ответственные |
1 |
РО РДДМ «Движение первых |
- участие в совместных мероприятиях - реализация совместных проектов
|
-акции -конкурсы -фестивали -социально-ориентированные игры |
|
|
2 |
Координационный Совет из числа представителей силовых структур города и области Новгородской области
|
реализация совместной комплексной программы воспитания ЦВПВиО.
|
-мастер-классы -уроки мужества -экскурсии -творческие встречи -совместные мероприятия
|
|
|
3 |
МБУ «Новгородский молодежный центр»
|
совместные мероприятия с участием отрядов юнармии ОУ города.
|
-акции -митинги -социально-ориентированные игры мероприятия |
|
|
4 |
Государственный музей художественной культуры Новгородской земли
|
-совместные проекты |
-выставки |
|
|
|
|
|
|
|
|
6. Создание необходимых условий для реализации программы
− высокий уровень психолого-педагогической готовности педагогов к организации воспитательной работы (профессиональная компетентность, потребность в обновлении, стремление к инновационной деятельности,
способность к диалогу и сотрудничеству с детьми и родителями и др.);
− программно-методическое обеспечение воспитательной деятельности детей;
− разработка нормативно-правовой базы;
− развитие детского и родительского самоуправления, общественного управления;
− материально-техническая оснащенность.
6.1. Использование ресурсов социального окружения (природы, предприятий, организаций):
Таблица 3
База |
Содержание и формы работы |
Участники |
Сроки |
Ответственный |
Парки, открытые площадки города |
-пленэры - походы
|
обучающиеся Учреждения |
2023-2028гг |
Старший методист Методисты отделов |
Учреждения силовых структур города и области |
-тематические занятия -мастер-классы -экскурсии |
|
||
Образовательные организации города |
-совместные акции -мероприятия |
Обучающиеся Учреждения |
||
Учреждения культуры города и области |
- Участие в праздничных мероприятиях (концерты, фестивали) -участие в выставках -экскурсии |
Творческие коллективы Учреждения |
|
7. Повышение профессионального мастерства педагогов
Задачи:
− формирование осознания педагогами необходимости организации воспитания на основе новых подходов;
− формирование у педагогов потребности критически переосмыслить имеющийся профессиональный опыт, определить и реализовать свой потенциал для профессионального роста и развития, перестройки своих сложившихся позиций и установок с учетом требований времени;
− освоение системы знаний об эффективных технологиях, способах и средствах воспитания и организации воспитательной работы;
− формирование значимых профессионально-педагогических умений и навыков.
7.1. Содержание и формы обучения педагогов
(коллективные и групповые занятия, тренинги, дискуссии, мастер-классы, деловые, имитационные, организационно-деятельностные игры, выполнение практических заданий, решение, проигрывание проблемных ситуаций и другие активные методы обучения), где проявляются и формируются позиция, умения и навыки решения актуальных проблем.
7.2. Изучение, обобщение, распространение передового опыта:
а) страны (через публикации, интернет, в виде презентаций, дискуссий,
сообщений, аукционов и т. п.);
б) региона (встречи с коллективами, участие в семинарах, конференциях,
работа в проблемных группах);
в) учреждения (проведение открытых мероприятий с последующим
обсуждением, оформление методических разработок из опыта работы и их презентация).
7.3. Аттестация и самоаттестация педагогических кадров:
8. Научно-методическое и нормативно-правовое обеспечение деятельности по воспитанию детей.
Основания для разработки воспитательной программы:
- Конвенция ООН «О правах ребенка» (издательство ЮНЕСКО, принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989).
- Конституция Российской Федерации.
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 31 июля 2020 г.) (редакция, действующая с 1 сентября 2020 г.).
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.
- Стратегическая инициатива «Новая модель системы дополнительного образования», одобренная Президентом Российской Федерации 27 мая 2015 г.
- Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства».
- Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
- Национальный проект «Образование» - Паспорт утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16).
- Федеральный проект «Успех каждого ребенка»- Приложение к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 г. № 3/
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации».
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 июля 2018 г. № 1375, об утверждении Плана основных мероприятий до 2020 г., проводимых в рамках Десятилетия детства.
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
- Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития дополнительного образования детей» (с изменениями на 2 февраля 2021 г.).
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 20 февраля 2019 г. № ТС-551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью».
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015 г.) (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242).