Версия для слабовидящих

Menu

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «3 – D моделирование Фанкластик»

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «3 – D моделирование фанкластик» имеет техническую направленность, уровень сложности – ознакомительный. В процессе освоения образовательной программы дети учатся не столько сборке, сколько настоящему проектированию и конструированию, то есть универсальным умениям находить правильное решение и превращать его в конструктив, моделировать объекты окружающего мира, придумывать конструкцию, структуру, композицию, правила игры, сценарии и сюжеты. Программа разработана на основе:

  • Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 03.08.2018г.);
  •  приказа Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 09 ноября 2018 года № 196;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";

с учетом:

  • распоряжения правительства Российской Федерации от 04.09 2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;
  • письма Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации»;
  • письма Министерства образования и науки РФ от 29.03. 2016 г. № ВК641/09 «О направлении методических рекомендаций»;
  • письма комитета по образованию Администрации Великого Новгорода от 26.10.2015  №        4665 «О направлении методических рекомендаций»;
  • Устава ДД(Ю)Т им. Лёни Голикова;

приказа директора от 31.08. 2018 № 298 об утверждении «Положения о требованиях к дополнительным общеобразовательным программам, порядке их разработки и экспертизы в муниципальном автономном учреждении дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества имени Лёни Голикова».

Актуальность. Экономическое развитие России определяется интеллектуальным творческим потенциалом создателей новых продуктов и технологических решений. Поддержка и развитие креативности становится одним из целевых приоритетов системы образования. Одной из форм проектно-исследовательской деятельности является изобретение или создание макета какого-либо объекта.  У многих родителей слова «конструирование и моделирование» стойко ассоциируются с деятельностью для мальчиков. Однако, это в корне не верно. На этих занятиях будет одинаково интересно и мальчикам, и девочкам, а навыки, которые дети получают в процессе конструирования и моделирования, применимы не только для успешного освоения школьной программы, но и для повседневной жизни, и для будущей профессиональной деятельности.

Педагогическая целесообразность. Каждому человеку необходимы определённые навыки мышления и качества личности, в том числе умения анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, уметь дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить. А какие из педагогических технологий целесообразно применять для детей младшего школьного возраста, чтобы помочь им овладеть этими умениями? Одной из таких технологий является проектно-исследовательская деятельность, а в нашем случае - изобретение или создание макета какого-либо объекта или систем.

Конструирование позволяет учащимся работать в качестве юных исследователей, инженеров, математиков и даже писателей, предоставляя им инструкции, инструментарий и задания для межпредметных проектов. Занимаясь конструированием, ребята изучают простые механизмы, учатся при этом работать руками, они развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию, внимание, память, воображение, способность к самостоятельному творчеству, самоконтроль.

Отличительная особенность. Фанкластик - принципиально новый, изобретенный и производимый в России конструктор, имеющий уникальные характеристики и не имеющий аналогов в мире по типу соединения деталей.

Конструктор имеет широкие возможности для моделирования и позволяет за одно занятие создавать масштабные конструкции. Конструктор легко встраивается в образовательную деятельность в различных предметных областях и позволяет включить ребенка, как в индивидуальное, так и групповое  моделирование с заданиями на конструирование моделей с возрастающим уровнем сложности. Конструктор Фанкластик позволяет соединять детали любым способом в любом направлении и использовать  различные способы конструирования (по схеме, видеоуроку, фото, модели, заданной теме и собственному замыслу).

Цель программы. Создание условий для изучения основ 3-D моделирования, развития научно-технического и творческого потенциала личности ребёнка, развить творческие и дизайнерские способности обучающихся.

Планируемые результаты.

Первый год обучения

Личностные:

• навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в исследовательской и проектной деятельности;

• развитие различных видов памяти, внимания, воображения;

• начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

Метапредметные:

• планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;

• умение контролировать и оценивать свою работу;

• поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

• аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;

• выслушивание собеседника и ведение диалога.

Предметные:

Обучающиеся должны знать:

  • конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
  • виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
  • основные приемы конструирования;

Обучающиеся должны уметь:

• самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования

(планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.);

• создавать модели на основе инструкций.

• понимать опыт использования общих правил создания предметов рукотворного мира;

• планировать и выполнять практическое задание с опорой на инструкционную  карту;

• понимать особенности выполнения проектной деятельности под руководством педагога;

• отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;

• создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи; воплощать этот образ в материале.

 

Способы оценки результативности.

Форма текущего контроля: Беседа, творческая работа по теме.

Форма итоговой аттестации: зачетные    мероприятия  один раз в год. Итоги реализации программы подводятся в форме выставки детских работ и защиты проектов.

Задачи программы:

-научить школьников создавать трехмерные модели;

развивать образное, техническое мышление и умение выразить свой замысел;

  • развивать умения работать по предложенным инструкциям по сборке моделей;
  • развивать умения творчески подходить к решению задачи; 
  • стимулировать мотивацию обучающихся к получению знаний, помогать формировать творческую  личность ребенка.
  • способствовать развитию интереса к технике, моделированию,

Возраст обучающихся 9-10 лет.

Сроки реализации программы. Программа рассчитана на 1 года обучения по 34 учебных часа в год.

Формы и режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 учебных часа. Между занятиями предусмотрены 10-минутный перерыв для отдыха.

Календарный учебный график

 

Год обучения

Дата начала обучения

Дата окончания обучения

Всего учебных недель

Всего учебных дней

Количество учебных часов

Режим занятий

1 год

01.09.

31.05.

34

34

34

1 раза в неделю по 2 часа

 

Первый год обучения

Учебный план

 

Тема

Кол-во часов

 

Всего

Теор.

Практ.

Тема  1. Введение. Знакомство с программой «Fanclastic 3D Designer»

2

1

1

Тема 2. Курс знакомства с элементами управления программы.

Конструирование первых моделей по инструкции.  

6

2

4

Тема 3. Конструирование детской площадке в 3-D программе.

8

2

6

Тема 4. Проектирование двумерных объектов «3- D моделирование»

8

2

6

Тема 5. Проект «Военная техника»

6

2

4

Тема 6. «Космос в деталях»

Разбор деталей в программе.

6

2

4

Тема 7. Архитектура Проект «Город».

8

2

6

Тема 8. Геометрия

6

2

4

Тема 9.   Проект «Праздник»

6

2

4

Тема 10.  Проект «Дизайн Дворца»

8

4

4

Тема 11. Олимпиада (защита групповых проектов – подведение итогов работы)

4

2

2

Форма аттестации

Зачет в форме  в форме выставки детских работ или олимпиады (защиты проектов)

ИТОГО:

68

23

45

 

Учебно-тематический план

Тема

Всего

Т

П

Формы  аттестации /контроля

1.

Тема  1. Введение. Знакомство с программой «Fanclastic 3D Designer»

2

1

1

Опрос, творческая работа.

1.1.

Инструктаж по ТБ. Знакомство с программой «Fanclastic 3D Designer».

2

1

1

-

1.2.

3-D моделирование. Баланс конструкций.

2

1

1

-

2.

Тема 2.Курс знакомства с элементами управления программы.

6

2

4

 опрос, творческая работа

2.1.

Разбор элементов управления

2

0,5

1,5

-

2.2.

Самолет. Конструирование модели самолета.

2

0,5

1,5

-

2.3.

Вертолет. Конструирование самолета

2

0,5

1,5

-

2.4.

Проектирование аэропорта.

Презентация проекта.

2

0,5

1,5

-

3.

Тема 3.Конструирование детской площадке в 3-D моделирование.

8

2

6

 опрос, творческая работа

3.1.

Карусель и качель . Создание

моделей карусели и качели на

основе инструкций.

2

0,5

1,5

-

3.2.

 Виртуальная экскурсия с рассказом о своей работе.

Презентация.

2

0,5

1,5

-

3.3.

Фонтан и скамейки. Создание

моделей фонтана и скамейки на

основе инструкций.

2

0,5

1,5

-

3.4.

Презентация работы из двух частей.

2

0,5

1,5

-

4.

Тема 4. Проектирование двумерных объектов «3- D моделирование»

8

2

6

 опрос, творческая работа

4.1.

Проект «Реклама».

2

0,5

1,5

-

4.2.

Буквы

2

0,5

1,5

-

4.3.

Проект «Рекламные плакаты нашего города»

2

 

0,5

1,5

-

4.4.

Дорожные знаки.

2

 

 

 

5.

Тема 5. Проект «Военная техника»

6

2

4

 опрос, творческая работа

5.1.

Бластер, пулемет и прочее

оружие.

2

0,5

1,5

-

5.2.

Проект «23 февраля»

2

0,5

1,5

-

5.3.

Презентация работ на внутренний конкурс.

2

0,5

1,5

 

6.

Тема 6. «Космос в деталях»

Разбор деталей в программе.

6

2

4

 опрос, творческая работа

6.1.

Звездолет.

2

0,5

1,5

-

6.2.

Проект «Космодром»

4

1.5

2.5

 

7.

Тема 7. Архитектура

Проект «Город».

8

2

4

Опрос, творческая работа

8.

Тема 8. Геометрия

6

2

4

Опрос, творческая работа

9.

Тема 9.Проект «Праздник»

6

2

4

Опрос, творческая работа

9.1.

Поздравление для мамы в 3-D моделирование

2

0.5

1,5

 

9.2.

Презентация работ, внутренний конкурс

4

1.5

2,5

 

10.

Тема 10. Проект «Дизайн Дворца»

8

4

4

Опрос, творческая работа

10.1.

Дискуссия. Моделирование первых идей.

2

1

1

 

10.2.

Презентация первых объектов.

Разбор ошибок.

2

1

1

 

 

Совместная работа с родителями.

2

1

1

 

10.3.

Презентация готовых работ.

Внутренний конкурс.

2

0.5

1,5

 

11.

Тема 11.Олимпиада (защита групповых проектов – подведение итогов работы)

4

2

2

 

11.1.

Подготовка к изготовлению проектов.

2

1

1

 

11.2.

Олимпиада (соревнование внутри группы).

2

1

1

защита групповых проектов

 

ИТОГО

68

23

45

 

 

Содержание

Тема  1. Введение. Знакомство с программой «Fanclastic 3D Designer»

- 2 часа.

Теория. Инструктаж по ТБ. Знакомство с программой «Fanclastic 3D Designer» Первая проба. 3-D моделирование. Баланс конструкций.

Практика. Учащийся получает задание: собрать конституцию в программе. Первая конструкция на основе первого типа соединения «плоскость-плоскость» - «Переностик».   Задание на повторение соединений и названий.

Вторая конструкция – второй тип «Торец-плоскость». Пружинка.

Третья конструкция – третий тип соединения «торец-торец». «Квадракл».

Данные модели моделируются в программе.

Тема 2.Курс знакомства с элементами управления программы.

Конструирование первых моделей по инструкции – 6 часов.

Теория. Разбор элементов управления.

Практика.Самолет. Конструирование модели самолета. Вертолет. Конструирование вертоета.

Проектирование аэропорта.

Проект «Аэропорт» (строим в программе по инструкции технические устройства). Самолет. Конструирование модели самолета. Достраивание элементов самолета, видоизменение конструкции, объяснение назначения элементов. Вертолет. Сборка моделей вертолета по выбору обучающихся: «Геликоптик» или «Стреколет».

Дополнительное задание: конструирование самолета и других объектов аэропорта.

Презентация проекта.

Тема 3.Конструирование детской площадке в 3-D моделирование – 8 часов.

Теория. Создание моделей карусели и качели на основе инструкций. Виртуальная экскурсия с рассказом о своей работе. Создание моделей фонтана и скамейки на основе инструкций.

Практика. Презентация работы из двух частей.

Тема 4. Проектирование двумерных объектов «3- D моделирование» - 8 часов.

Теория. Беседа по теме. Обсуждение проекта. Проектирование конструкции букв и других плоских объектов в программе. Эскизное проектирование.

Практика. Буквы. На примере одной буквы дети учатся моделировать  плоские объекты. Проектирование технологии создания двумерных объектов. Использование рисунка создаваемого объекта (формы) и эскиза.

Проект «Рекламные плакаты нашего города».

 Используя разработанную технологию, обучающиеся создают рекламный плакат из одного или двух слов, составленных из букв. Сначала в группах придумывают слово или слоган, после этого распределяют буквы по мини-группам, моделируют в программе и собирают слово.

Дорожные знаки. Дети моделируют в программе по группам разные дорожные знаки, самостоятельно придумывая (проектируя) конструкцию.

Тема 5.  Проект «Военная техника» - 6 часов.

Теория. Беседа по теме. Обсуждение проекта. Проект «23 февраля» Бластер, пулемет и прочее оружие. Презентация работ на внутренний конкурс.

Практика. Бластер, пулемет и прочее оружие. Проектирование, моделированеи и презентация личного оружия каждым обучающимся.

Проект «23 февраля». Конструирование моделей военной техники в программе: вертолет, танк, истребитель, подводная лодка и другая военная техника (создание моделей по инструкции).

Дополнительное задание: Презентация работ на внутренний конкурс.

Тема 6. «Космос в деталях» Разбор деталей в программе.- 6 часов.

Теория. Беседа по теме. Обсуждение проекта.

Практика. Звездолет. Конструирование моделей звездолетов в программе (по инструкции): «Дельта», «Инфинити», «Омега», «Космический крейсер» и других.

Проект «Космодром». Придумать своё звездолет. Конструирование своих моделей в программе. Презентация своих работ.

Тема 7. Архитектура. Проект «Город». – 8 часов.

Теория. Беседа по теме. Обсуждение проекта. Исследование и изобретение технологий придания прочности, их фиксация и презентация. Строительство в прогорамме моделей архитектурных конструкций, от мостов до зданий. Сравнение результатов работы разных групп (не обязательно соревновательного характера).

Практика. Конструкция моста. Обучающиеся решают задачу моделирования моста через реку. Педагог дает ограничительные условия (ширина реки и др.), дети самостоятельно моделируют конструкцию моста, испытывают ее и изобретают способы придания прочности.

Подвесной мост. Растяжение. Педагог демонстрирует и описывает конструкцию подвесного моста. Ставится задача: смоделировать подвес, который может удержать большой вес (например: 10 кг). Совместно анализируют использованные разными группами приемы обеспечения прочности.

Большой пролет моста. Изгиб. Ставится задача создать обычный (балочный) мост с большим пролетом. Дети моделирую и создают свои конструкции. Проводится презентация готовых проектов.

Современный город. Непрямые углы в конструкции. Педагог демонстрирует несколько способов создания конструкции с углами меньшими 90 градусов. Группы должны создать проект здания современной архитектуры, в котором есть непрямые углы.

Средневековый (или античный) город (крепость). Проектное задание: построить сообща один большой город или крепость. Педагог не дает никаких ограничений и рекомендаций. После создания города дети рассказывают о том, что сделала каждая группа, обращая внимание на интересные инженерные решения и находки.

Город будущего. Проектное задание: построить сообща один большой город будущего. Педагог не дает никаких ограничений и рекомендаций. После создания города дети рассказывают о том, что сделала каждая группа.

Тема 8. Геометрия– 6 часов.

Теория. Круг, геометрические соотношения в круге, окружность в архитектуре. Колесо. Диаметр и длина окружности.

Практика. Решение задачки про практическое сравнение длины окружности колеса и его диаметра способом непосредственного измерения и деления. Используются велосипедные колеса различного диаметра. Моделирование простой колесной конструкции и сравнение этих размеров для новой конструкции. Малое колесо. Усложнение конструкции. Межгрупповое взаимодействие и общий проектный результат. Большое колесо. Большая сложность и размер. Взаимопомощь между малыми группами при реализации общего проекта.

Тема 9. Проект «Праздник» – 6 часов.

Теория. Поздравление для мамы в 3-D моделирование.

Практика. Презентация работ, внутренний конкурс. Детям предлагается смоделировать подарок своей маме, бабушке, сестре.

Все работы выставляются на внутренний конкурс.

Тема 10. Проект «Дизайн Дворца»– 8 часов.

Теория. Дискуссия. Моделирование первых идей. Презентация первых объектов. Разбор ошибок.

Практика. Совместная работа с родителями. Презентация готовых работ. Внутренний конкурс.

Тема 11.Олимпиада (защита групповых проектов – подведение итогов работы) – 4 часа.

Теория. Подготовка к соревнованиям или изготовление проектов.

Практика. Олимпиада (соревнование внутри группы). Лучшее решение конструкторской задачи или публичная защита проектов (с приглашением родителей и друзей).

 

 

Материально-техническое обеспечение

Для проведения занятий требуется: 

Кабинет обеспечен соответствующей мебелью: рабочими столами, стульями, шкафами для моделей, стеллажами и шкафами для строящихся моделей, шкафами для хранения инструмента, конструктором, компьютерами, программным обеспечением, выходом в интернет, мультимедийной доской, столом для руководителя.

Группа учеников состоит из 12-15 человек. Дети работают в мини- группах по 2-3 в каждой. Рабочее место оснащено столом, стульями, персональным компьютером, компьютерной мышью, конструктор «Максикластика-2» (детали желтого, зеленого, красного, белого, синего  цвета) - 2 шт., пошаговые инструкции по сборке моделей (в цифровом или бумажном виде) – на каждую пару обучающихся. (При наличии только цифровой формы инструкций необходимы планшеты или компьютеры на каждую пару обучающихся), лотки для раздачи деталей в группы – из расчета 1 лоток на пару обучающихся (могут быть использованы крышки пластиковых коробок для хранения деталей).

 

Список литературы

  1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Aкадемия, 2002.
  2. Волкова С. И. Математика и конструирование. М.:Просвещение, 2019
  3. Горский В. А. Техническое конструирование: учебно-методическое пособие. — М.: Дрофа, 2010.
  4. Ермакова Е.С., Румянцева И.Б., Целищева И.И. Развитие гибкости мышления детей. – СПб.:Речь, 2007.
  5. Конышева Н.М. Конструирование как средство развития младших школьников на уроках ручного труда: пособие для учителей и студентов педвузов– М.: ИЦ «Академия», 2000.

2.     Видео-инструкции, материалы для рассказывания, комплект необходимых деталей для сборки конструкций. http://fanclastic.ru:

7.     Начальное техническое моделирование: сборник методических материалов. Под ред. Космачевой М.В. – М: «Перо», 2016

 

 

Приложение 1.

Протокол

оценки образовательных результатов в процессе итоговой аттестации

Программа_____________________________________________________

______________________________________________________________ наименование, модуль, год обучения)

Форма итоговой аттестации _______________________________________________

Учащиеся

Образовательный результат

П.

 

 

 

 

 

М.

Л.

 

 

 

 

 

 

 

 

Критерии оценки:  В (Высокий уровень)  – __  баллов;  С (Средний уровень)  –  ____ баллов; Н (Низкий уровень ) - ___ баллов.

 Педагог, реализующий программу __________________/_________

                                                                                           (подпись)                       (Фамилия, Инициалы)

Эксперт:_____________________/__________________________

                                                   (подпись)                       (Должность, Фамилия, Инициалы)

Эксперт:_____________________/__________________________

                                                    (подпись)                       (Должность, Фамилия, Инициалы)

 

 9 мая