Версия для слабовидящих

Menu

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Авиамоделирование»

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Авиамоделирование» имеет техническую направленность, так как программой охвачены стороны технической деятельности человека (техника, конструирование, моделирование, технология). Программа базового уровня.

Программа разработана на основе:

  • Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 03.08.2018г.);
  •  приказа Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 09 ноября 2018 года № 196;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";

с учетом:

  • распоряжения правительства Российской Федерации от 04.09 2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;
  • письма Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации»;
  • письма Министерства образования и науки РФ от 29.03. 2016 г. № ВК641/09 «О направлении методических рекомендаций»;
  • письма комитета по образованию Администрации Великого Новгорода от 26.10.2015 №        4665 «О направлении методических рекомендаций»;
  • Устава ДД(Ю)Т им. Лёни Голикова;
  • приказа директора от 31.08. 2018 № 298 об утверждении «Положения о требованиях к дополнительным общеобразовательным программам, порядке их разработки и экспертизы вмуниципальном автономном учреждении дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества имени Лёни Голикова».

Актуальность.Развитие творческих способностей детей в ранние годы является важнейшим психологическим условием овладения не только глубокими знаниями, но и способами их добывания. К сожалению, официальное техническое образование этого не дает.

Умения работать руками, с применением инструментов и оборудования обеспечивают устойчивый интерес обучающегося к технике, стремление изобретать и совершенствовать всевозможные устройства. Именно "не успокоившиеся", творческие люди создали автомобили и самолеты, стиральные машины и холодильники, лазеры и ракеты. И если учесть, какое громадное количество техники в регулярном обновлении, то становится ясным, что и людей, способных создавать технику, требуется столь же много.

Обучение в объединениях технического творчества дает еще один важный эффект - это сокращение времени становления специалиста, и, следовательно, продление времени продуктивной работы. Целесообразность раннего развития творческих способностей давно осознана во всех цивилизованных странах и везде принимаются действия, способствующие привлечению к технике детей школьного возраста. Авиамоделирование – первая ступень овладения авиационной техникой. Занятия авиамоделированием прививают и развивают такие черты характера, как терпение, аккуратность, выносливость, силу воли. Обучающиеся знакомятся с большим количеством различных материалов и инструментов, приобретают полезные в жизни практические навыки. Моделируя летательные аппараты, они формируют инженерный подход к решению встречающихся проблем. Содержательной основой программы являются первоначальные знания о технологии изготовления различных деталей, устройствах моделей и особенностях их конструкций, а также знакомство с историей и развитием авиамоделирования. Обучение учащихся (прежде всего, мальчиков) основам авиамоделизмом ориентирует их на занятия спортивным авиамоделизмом и получение специальностей, связанных с авиацией. Поэтому, неотъемлемой частью программы являются выступления на соревнованиях по авиамодельному спорту и участие в выставках технического творчества.

Педагогическая целесообразность. Современная наука и промышленное производство летательных аппаратов впитали в себя все лучшее и передовое, что накопило и разработало человечество за века своего существования. Все блага цивилизации - это результат технического творчества. Начиная с древних времен, когда было изобретено колесо, и до сегодняшнего дня технический прогресс обязан творческим людям, создающим новую технику, облегчающую жизнь и деятельность человека. Многие из выдающихся изобретателей, конструкторов и ученых начинали свою деятельность с моделирования. Несомненно, это раннее увлечение техникой внесло существенный вклад в квалификацию каждого из них.

Особенности программы. Главная особенность программы в ее личностном подходе и  индивидуализации обучение.  После того, как учащиеся получили основые теоретические знания, они занимаются разработкой и реализацией индивидуальных проектов. В программе учебный план 2 и 3 годов обучения одинаковый, что также связано с тем, что обучение строится по индивидуальным проектам.

Цель программы:создание условий для развития творческих и технических способностей обучающихся, интереса к науке и технике через занятия авиамоделированием.

 

 

 

 

Планируемые результаты освоения программы

 

результаты

После первого года обучения

После второго года обучения

После третьего года обучения

Предметые

Знать:

 - технику безопасности при работе с инструментами;

основы теории полета;

 - что такое планер, самолет и из каких частей они состоят;

основы черчения;

- историю развития авиамоделирования и дельтапланеризма, самолетостроения;

 - устройство, принципы и способы запуска планеров;

как регулировать простейшие модели самолетов.

Уметь:

- пользоваться рабочим инструментом;

- изготовить и отрегулировать схематическую модель планера;

- выполнить чертеж планера;

- находить центр тяжести модели;

- устанавливать определенный угол атаки крыла и стабилизатора

Знать:

- правила техники безопасности при работе с электрооборудованием (паяльник, зарядное устройство и т.д.);

- классификацию авиационных моделей;

- аэродинамику модели самолета;

- особенности регулировки и управления моделью самолета;

-правила запуска свободнолетающих моделей;

- работу двигателя внутреннего сгорания;

- виды топливных смесей;

- виды источников питания электродвигателей;

- значение специальной терминологии.

Уметь:

- работать с электрооборудованием;

- выполнить чертежи моделей самолетов;

- изготовить модель самолета;

- обращаться с двигателем модели;

- работать со стартовым оборудованием;

-запускать модель самолета;

- устранять обнаруженные недостатки в работе;

- работать самостоятельно;

- использовать профессиональную терминологию.

 

Знать:

- аэродинамику модели самолета своего класса;

-особенности двигателей моделей (таймерных, кордовых, резиномоторных);

- теорию расчета и выбора профилей крыла для своего класса модели;

методику регулировки модели;

- правила соревнований и технические требования к моделям своего класса.

Уметь:

- рассчитать геометрические параметры самолета своего класса;

- подобрать винтомоторную группу в соответствии с классом модели;

- запускать двигатели и модели самолетов;

- подбирать и рассчитывать профили крыльев;

- регулировать модель самолета;

 

Метапредметные

-умение планировать достижение целей;

-умение эффективно работать в группе;

 

-умение планировать достижение целей;

-умение эффективно работать в группе;

 

-умение планировать достижение целей;

-умение эффективно работать в группе;

 

Личностные

- наличие мотивации к работе на результат;

- формирование установки на бережное отношение к материальным и духовным ценностям;

- стремление применять на практике полученные знания и умения;

 

- наличие мотивации к работе на результат;

- формирование установки на бережное отношение к материальным и духовным ценностям;

- стремление применять на практике полученные знания и умения;

 

- наличие мотивации к работе на результат;

- формирование установки на бережное отношение к материальным и духовным ценностям;

- стремление применять на практике полученные знания и умения;

 

 

Способы оценки результативности.

Форма текущего контроля:опрос, творческая работа, отчетные просмотры законченных работ, контроль настроек для полетов.

Форма промежуточной  и итоговой аттестации:

 - зачетные занятия (в конце года);

 - участие в соревнованиях по авиамодельному спорту (в конце года);

 - участие в выставках.

 По окончании обучения обучающиеся могут продолжить заниматься совершенствованием умений, личностной самореализацией, подготовкой к соревнованиям в группе повышенного мастерства.

Задачи:

- обучить специаьным понятиями, атрибутами, терминами;

- обучить основы самолетостроения;

- обучить основам теории полета моделей;

- сформиовать технологические навыки, познакомить  с конструкцией летательных аппаратов, с основами аэродинамики;

- познакомить с методами и приемами технических и конструкторских задач разной степени сложности, развить техническое мышление и способности к конструированию.

- повышение мастерства по авиамоделированию.     

Возраст обучающихся: от 10 до 15 лет.

Сроки реализации: 3 года. 2 раза по 2 учебных часа в неделю продолжительностью 45 минут, с обязательным перерывом между занятиями 10 минут – 144 часа в год. Всего по программе 144*3 = 432 часов.

Дополнительные занятия 2 часа в неделю для обучающихся любого года обучения, проявляющих повышенный интерес и высокую мотивацию к занятиям, а также для подготовки и участия обучающихся в мероприятиях. Продолжительность занятий 30 минут для каждого обучающегося, с обязательными перерывами между занятиями 10 минут.

Формы и режим занятий: Формы занятий:Основная форма реализации программы - групповые занятия с ярко выраженным индивидуальным подходом. Предусмотрены следующие формы занятий: беседа, проектное занятие, самостоятельная работа, практическое занятие (сборка моделей ).

 

Календарный учебный график

Год обучения

Дата начала обучения

Дата окончания обучения

Всего учебных недель

Всего учебных дней

Количество учебных часов

Режим занятий

1 год

Нет набора

 

 

 

 

 

2 год

01.09.2018

31.05.2020

36

72

144

2 раза в нед.по 2 часа

3 год

01.09.2017

31.05.2020

36

72

144

2 раза в нед.по 2 часа

 

Первый год обучения

Учебный план

 

Раздел

1 год

Всего

Теор.

Практ.

Тема 1. Введение

2

2

-

Тема 2. Простейшие метательные модели

52

6

46

Тема 3. Простейшая схематическая модель

70

9

61

Тема 4. Тренировочные запуски

22

6

16

 

Форма аттестации

отчетные просмотры законченных работс обсуждением

ИТОГО:

144

21

123

 

Учебно-тематический план

 

№п/п

Название раздела, темы

Кол-во часов

Формы аттестации, контроля

всего

теория

практика

1.

Тема 1. Введение

 

2

 

2

 

-

 

беседа

1.1.

Инструктаж по технике безопасности. Краткий             исторический очерк.

2

2

-

-

2.

Тема 2. Простейшие метательные модели

 

52

 

6

 

46

просмотры законченных работс обсуждением

2.1.

Простейшая метательная модель №1 с классическим расположением элементов модели самолета

2

0

2

-

2.2.

Начертание деталей      модели N 1.

2

0

2

-

2.3.

Изготовление деталей и         сборка модели №1

2

0

2

просмотры законченных работс обсуждением

2.4.

Модель с дельтовидным крылом N2. Начертание деталей модели.

2

0

2

-

2.5.

Изготовление, сборка, склейка деталей модели №2

2

0

2

-

2.6.

Установка центра тяжести        модели N 2.

2

0

2

просмотры законченных работс обсуждением

2.8.

Простейшие правила изготовления чертежей дельтаплана.

4

2

2

-

2.9.

Изготовление чертежа модели дельтаплана.

4

0

4

-

2.10.

Изготовление деталей модели дельтаплана.

8

1

7

-

2.11.

Сборка и склейка деталей модели дельтаплана.

8

1

7

-

2.12.

Обтяжка бумагой поверхностей модели дельтаплана.

4

1

3

-

2.13.

Сборка склейка отдельных частей модели дельтаплана.

4

1

3

-

2.14.

Установка центра тяжести дельтаплана.

2

0

2

-

2.15.

Настройка модели дельтаплана.

2

0

2

просмотры законченных работс обсуждением

3.

Тема 3. Простейшая схематическая модель

70

9

61

-

3.1.

Первые попытки создания самолётов

2

1

1

-

3.2.

Современные самолёты

2

1

1

-

3.3.

Вычерчивание рабочих чертежей

6

2

4

-

3.4.

Изготовление деталей крыла

12

2

10

-

3.5.

Сборка и склейка крыла

4

0

4

-

3.6.

Изготовление деталей стабилизатора и киля

12

2

10

-

3.7.

Сборка склейка стабилизатора и киля

4

0

4

-

3.8.

Изготовление деталей фюзеляжа

8

1

7

-

3.9.

Сборка, склейка фюзеляжа

4

0

4

-

3.10.

Обтяжка поверхностей модели

4

0

4

-

3.11.

Сборка и склейка частей модели

4

0

4

-

3.12.

Сборка модели

2

0

2

-

3.13.

Установка элементов управления

2

0

2

-

3.14.

Установка центра тяжести

2

0

2

-

3.15.

Настройка модели

2

0

2

просмотры законченных работс обсуждением

4

Тема 4. Тренировочные запуски

22

6

16

-

 

Правила поведения на полётах

2

2

0

опрос

 

Техника безопасности на полётах

2

2

0

опрос

 

Правила обращения с моделью

2

2

0

опрос

 

Подготовка модели к тренировочным запускам

2

0

2

Контроль настроек для полетов

 

Индивидуальные консультации - тренировочные запуски

4

0

4

беседа

 

Выявление, устранение недостатков модели – индивидуальные консультации

2

0

2

беседа

 

Устранение недостатков. Мелкий ремонт - индивидуальные консультации

4

0

4

беседа

 

Тренировочные запуски

4

0

4

Контроль правильности выполнения запуска

 

итого

144

21

123

 

 

Содержание

Тема 1. Введение (2 часа).

Теория - Авиация и ее назначение в народном хозяйстве.Авиамоделизм — вид технического творчества, средством которого является создание и пилотирование дистанционно управляемых (радиоуправляемые, кордовые) либо свободнолетающих (планеры, таймерные) летательных аппаратов и создание нелетающих масштабных копий реальных летательных аппаратов (стендовый авиамоделизм).

Авиамоделизм – первая ступень овладения авиационной техникой. Цель, задачи и содержание работы на учебный год. Ознакомление с достижениями воспитанников в предыдущие годы. Демонстрация моделей, построенных ранее. Правила работы в объединении. Техника безопасности. 1 полугодие 1 года обучения.

Тема 2. Простейшие метательные модели (52 часа).

Теория. Краткий исторический очерк. Использование планера для практических задач. Дальность планирования. Способы запуска планеров. Скорость снижения, скорость сваливания. Устройство простейшей летательной модели планера (фюзеляж, крыло, стабилизатор, киль).

 Устройство системы управления летательной модели планера (рули высоты, руль направления, элероны, закрылки). Определение центра тяжести по завершению изготовления модели. Характерное отличие треугольного дельтовидного крыла. Особенности настройки смешанной системы управления. Определение центра тяжести по завершению модели. Особенности дельтапланов и настройки модели. Особенности парящего полёта. Простейшие правила изготовления чертежей на основе уменьшенной схемы. Угол атаки.

Практика Начертание деталей модели посредством использования образца. Изготовление деталей модели из картона с помощью ножниц. Сборка и склейка деталей модели. Начертание модели посредством использования образца. Изготовление деталей модели из картона с помощью ножниц. Сборка и склейка деталей модели. Начертание и определение длины деталей модели посредством использования образца. Изготовление детали модели с помощью ножниц, ручного лобзика и наждачной бумаги. Сборка и склейка деталей модели. Изготовление чертежа модели. Изготовление деталей модели (нервюр, кромок, установочных площадок грузика, рейки фюзеляжа). Изготовление деталей модели производится с помощью ручного лобзика, наждачной бумаги, ручного рубанка. Сборка и склейка деталей отдельных частей модели. Обтяжка моделей бумагой. Выпиливание ручным лобзиком грузика из фанеры. Сборка и склейка частей модели.

Тема 3.Простейшая схематическая модель (70 часов)

Теория. Краткий исторический очерк. Первые попытки создания самолета. Первые полеты самолета братьев Райт. Развитие самолетов в нашей стране и за рубежом. Бурное развитие авиации в довоенное время. Рекордные полеты под руководством В.П.Чкалова. Развитие авиации в послевоенные годы. Современные самолеты. Основные режимы полета самолета. Силы, действующие на модель в полете. Работа воздушного винта. Выбор схематической модели. Фюзеляж, крыло, хвостовое оперение, шасси, двигатель, воздушный винт.

Практика. Изготовление схематической модели. Вычерчивание рабочих чертежей. Изготовление частей и деталей: крыла, стабилизатора, фюзеляжа, воздушного винта, системы управления.

Тема 4.Тренировочные запуски (22 часа).

Теория. Правила поведения на полетах. Техника безопасности на тренировочных полетах. Правила обращения с моделью при тренировочных запусках. Настройка модели.

Практика. Тренировочные запуски схематической модели. Тестирование и устранение недостатков. Тренировочные запуски могут проводиться как с группой учащихся, так и с отдельными ребятами. Индивидуализация занятий по данной теме позволяет отработать с каждым отдельно технику подготовки модели к полету, технику запуска модели, объяснить недостатки созданной модели, найти вместе с ребенком пути их устранения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 и 3 год обучения

 

Учебный план

 

Раздел

2, 3 год

Всего

Теор.

Практ.

Тема 1. Введение

 

2

 

2

 

-

Тема 2. Простейшие метательные модели

 

52

 

6

 

46

Тема 3. Простейшая схематическая модель

70

9

61

Тема 4. Тренировочные запуски

22

6

16

 

Форма аттестации

отчетные просмотры законченных работс обсуждением

ИТОГО:

144

21

123

 

Учебно-тематический план

 

Название темы

Количество часов

Формы контроля/ аттестации

Всего часов

Теория

Практика

 

1.   1

Тема 1. Вводное занятие.

4

4

0

Опрос

1.1.

Введение. Правила техники   безопасности. Цель,задачи и содержание работы в учебном году

4

4

0

-

2.   2

Тема 2. Спортивная классификация.

4

4

0

Опрос

2.1.

Спортивная классификация

2

2

0

-

2.2.

Правила проведения соревнований

2

2

0

-

3.          

Тема 3. Аэродинамика малых скоростей.

2

2

0

Опрос

4.   4.

Тема 4. Работа над моделями по индивидуальному графику.

114

10

104

Просмотр правильности изготовления

4.1.

Свободнолетающие модели

2

2

0

Опрос

4.2.

Резиномоторные модели

2

2

0

Опрос

4.3.

Кордовые модели

2

2

0

Опрос

4.4.

Радиоуправляемые модели

2

2

0

Опрос

4.5.

Вычерчивание рабочих чертежей

8

0

8

-

4.6.

Изготовление шаблонов модели

8

0

8

-

4.7.

Изготовление оснастки

8

0

8

-

4.8.

Изготовление стапелей

8

0

8

-

4.9.

Изготовление деталей и узлов модели

4

0

4

-

4.10.

Изготовление деталей крыла

8

0

8

-

4.11.

Изготовление деталей фюзеляжа

8

0

8

-

4.12.

Изготовление деталей киля и стабилизатора

4

0

4

-

4.13.

Сборка, склейка деталей и частей модели

8

0

8

Контроль правильности выполнения

4.14.

Обработка после склейки

4

0

4

-

4.15.

Изготовление элементов управления

8

0

8

-

4.16.

Установка элементов управления

4

0

4

-

4.17.

Обтяжка модели

4

0

4

-

4.18.

Установка силовых элементов

2

0

2

-

4.19.

Настройка управления

2

0

2

-

4.20.

Подготовка модели к пробным запускам

4

0

4

-

4.21.

Устранение обнаруженных   недостатков

4

0

4

-

4.22.

Обучение запуску и управлению моделью

4

0

4

-

4.23.

Тренировочные запуски

2

0

2

Просмотр правильности выполнения запуска

5.          

Тема 5. Двигатели моделей.

4

2

2

Беседа

5.1.

Основы навыков запуска двигателей

4

2

2

-

6.

Тема 6. Тренировочные запуски, соревнования.

16

6

10

 

6.1.

Правила поведения на полётах. Техника безопасности

2

2

0

опрос

6.2.

Правила обращения с моделями при запусках

2

2

0

опрос

6.3.

Индивидуальные консультации - подготовка модели к тренировочным запускам

4

0

4

-

6.4.

Тренировочные запуски

8

0

8

Контроль правильности выполнения запуска соревнования

 

Итого:

144

28

116

 

 

Содержание

2, 3 год обучения

 

Тема 1. Вводное занятие (4 часа).

Теория. Основные этапы развития авиамоделизма в нашей стране. Достижения российских авиамоделистов. Цель, задачи и содержание работы в учебном году. Требования к качеству моделей. Техника безопасности.

Тема 2.Спортивная классификация (4 часа).

Теория (4 часа) - Единая спортивная классификация. Технические требования к летающим моделям. Правила проведения соревнований по авиамодельному спорту. Условия присвоения спортивных званий и разрядов.

Тема 3.Аэродинамика малых скоростей (2 часа).

Теория. Понятие о сопротивлении воздуха. Подъемная сила. Поляра крыла. Профиль крыла. Виды полета. Подготовка и проведение опытов.

Тема 4.Работа над моделями по индивидуальному графику (114 часов).

Теория. Свободнолетающие модели: планер F1H, F1A, резиномоторные F 1G, F1B, комнатные модели. Кордовые модели: модель копия, модель полукопия, модель пилотажная. Радиоуправляемые модели: радиопланер, радиосамолет. Понятие о парящем полете. Влияние геометрических форм моделей на качество полета. Профили для моделей. Технические требования к моделям. Автоматика моделей. Шаблоны и стапели, облегчающие процесс изготовления моделей. Способы обтяжки и отделки моделей. Правила запуска свободнолетающих моделей. Классы и назначения моделей. Приемы управления моделями. Силы, действующие на модель в полете. Технические требования к моделям.

Практика. Вычерчивание рабочих чертежей моделей. Изготовление деталей и узлов. Сборка частей модели. Обтяжка несущих поверхностей. Отделка моделей. Пробные запуски. Устранение обнаруженных недостатков. Обучение управлению полетом моделей. Порядок изготовления модели обусловлен состоянием материально-технической базы Учреждения, интересами обучающегося.

Тема 5.Двигатели моделей (4 часа).

Теория. Понятие о типах двигателей, используемых в авиации и авиамоделизме. Классификация модельных двигателей. Резиновый двигатель. Свойства резины. Приемы изготовления резиновых двигателей, работающих на скручивание. Эксплуатация и хранение резиновых двигателей. Устройство двигателей внутреннего сгорания, электрических двигателей. Принципы работы двигателей. Системы охлаждения, смазки, питания, воспламенение рабочей смеси. Топливные смеси. Источники питания электродвигателей. Порядок хранения. Правила эксплуатации двигателей.

Практика. Освоение навыков запуска и регулировки двигателей.

Тема 6.Тренировочные запуски. Соревнования (16 часов).

Теория. Правила поведения на полетах. Техника безопасности на тренировочных полетах. Правила обращения с моделью при тренировочных запусках. Настройка модели.

Практика. Подготовка моделей к тренировочным запускам. Тренировочные запуски. Тренировочные запуски могут проводиться как с группой учащихся, так и с отдельными ребятами. Индивидуализация занятий по данной теме позволяет отработать с каждым отдельно технику подготовки модели к полету, технику запуска модели, объяснить недостатки созданной модели, найти вместе с ребенком пути их устранения. Подготовка моделей к соревнованиям. Участие в соревнованиях.

 

 

 

Методическое обеспечение программы.

Методы обучения

1                   Словесные: беседа, рассказ.

2                   Наглядные: показ.

3                   Практические: изготовление моделей и их частей.

4                   Выступления на соревнованиях, участие в выставках.

 

Диагностика результативности по программе

Результаты фиксируются в протоколе. В числе экспертов педагоги ДО, методисты, родители, выпускники.

Протокол

оценки образовательных результатов в процессе итоговой аттестации

Программа___________________________________________________________

_____________________________________________________________________________( наименование, модуль, год обучения)

Форма промежуточной аттестации_______________________________________________

Учащиеся

Образовательный результат

П.

 

 

 

 

 

М.

Л.

 

 

 

 

 

 

 

 

Критерии оценки: В (Высокий уровень) – __ баллов; С (Средний уровень) – ____ баллов; Н (Низкий уровень ) - ___ баллов.

 Педагог, реализующий программу __________________/_________

                        (подпись)      (Фамилия, Инициалы)

Эксперт:_____________________/__________________________

                (подпись)      (Должность, Фамилия, Инициалы)

Эксперт:_____________________/__________________________

                (подпись)      (Должность, Фамилия, Инициалы)

 

Материально-техническое оснащение занятий:

  1. Кабинет, соответствующий санитарно-гигиеническим требованиям.
  2. Доска – 1 штука,
  3. Столы – 8 штук,
  4. Стулья - 16 штук,
  5. Компьютер – 1 штука,
  6. Джостиковый стимулятор моделей – 1 штука,
  7. Программное обеспечение (чертежные программы, стимулятор полетов радиомоделей).

Оборудование и инструменты.

 

N:

Наименование

Количество шт.

1.

Сверлильный станок

1

2.

Заточной станок

1

3.

Пила циркулярная

1

4.

Пресс

1

5.

Рубанок

2

6.

Весы

1

7.

Электропаяльник

1

8.

Набор чертёжного инструмента

1

9.

Плоскогубцы

3

10.

Отвёртки

2

11.

Ножницы

5

12.

Молотки слесарные

3

13.

Ножовка по дереву

1

14.

Топор

1

15.

Свёрла диаметром 1- 10 мм

10

16.

Наждачная бумага

2 кв.м.

17.

Линейки металлические 300 – 1000 мл.

1

18.

Лобзик ручной

3

19.

Тиски слесарные

1

20.

Тиски настольные

2

21.

Ручная дрель

1

22.

Доска стапельная

1

23.

Зарядное устройство

1

24.

Напильники

3

25.

Компрессор

1

26.

Аэрограф

1

 

Список литературы

Рекомендуемая литература для педагога:

 

Гаевский О.К. Авиамоделирование. - М., ДОСААФ, 1990;

Ермаков А.М. Простейшие авиамодели. - М., Просвещение, 1984;

Заворотов В.А. От идеи до модели. - М., Просвещение, 1984;

Рожков В.С. Авиамодельный кружок. – М., Просвещение, 1986;

Тютин В.Ф. Стрекоза-победительница./Моделист-конструктор №4. , 1990;

Журнал Дети, техника, творчество. – М., Министерство культуры РФ № 1- 6, 2008, № 1 – 6, 2009, № 1 – 6 2010;

 Сайт для авиамоделистов «Каталог ссылок по авиамоделизму» - http://www.evstr.narod.ru/Page2.0/models.htm;

Сайт Юный моделист-конструктор «Лаборатория авиамоделизма» - http://jmk-project.narod.ru/aviamod.htm;

Рекомендуемая литература для обучающихся:

 

Ермаков А.М. Простейшие авиамодели. - М., Просвещение, 1984;

Журнал Дети, техника, творчество. – М., Министерство культуры РФ № 1- 6, 2008, № 1 – 6, 2009, № 1 – 6 2010;

Павлов А.П. Твоя первая модель. – М., ДОСААФ, 1981;

Смирнов Э.П. Как сконструировать и построить летающую модель. – М., ДОСААФ, 1973;

Тютин В.Ф. Стрекоза-победительница./Моделист-конструктор №4. , 1990;

Шурыгин В., Тютин В. F1G – для молодых спортсменов / Моделизм – спорт и хобби. №5, 1999;

Сайт для авиамоделистов «Каталог ссылок по авиамоделизму» - http://www.evstr.narod.ru/Page2.0/models.htm ;

Сайт Юный моделист-конструктор «Лаборатория авиамоделизма» - http://jmk-

 

 

 

 

 

 


Приложение

Календарно-тематический план 2-3 год ообучения

 

       №          

месяц

Тема занятия

Кол- во  часов

Форма  занятия

Место   проведения

Форма контроля

  1.  

сентябрь

Введение. Правила техники   безопасности. Цель,задачи и содержание работы в учебном году

2

Беседа

авиаклуб

опрос

  1.  

сентябрь

Цель,задачи и содержание работы в учебном году

2

беседа

авиаклуб

-

  1.  

сентябрь

Спортивная классификация

2

Беседа. Самостоятельная работа

авиаклуб

опрос

  1.  

сентябрь

Правила проведения соревнований

2

Беседа. Самостоятельная работа

авиаклуб

опрос

  1.  

сентябрь

Аэродинамика малых скоростей.

2

Беседа. Самостоятельная работа

авиаклуб

опрос

  1.  

сентябрь

Свободнолетающие модели

2

Беседа. Самостоятельная работа

авиаклуб

опрос

  1.  

сентябрь

Резиномоторные модели

2

Беседа. Самостоятельная работа

авиаклуб

опрос

  1.  

сентябрь

Кордовые модели

2

Беседа. Самостоятельная работа

авиаклуб

опрос

  1.  

октябрь

Радиоуправляемые модели

2

Беседа. Самостоятельная работа

авиаклуб

опрос

  1.  

октябрь

Вычерчивание рабочих чертежей

2

Практическое занятие

авиаклуб

-

  1.  

октябрь

Вычерчивание рабочих чертежей

2

Практическое занятие

авиаклуб

-

  1.  

октябрь

Вычерчивание рабочих чертежей

2

Практическое занятие

авиаклуб

-

  1.  

октябрь

Вычерчивание рабочих чертежей

2

Практическое занятие

авиаклуб

-

  1.  

октябрь

Изготовление шаблонов модели

2

Практическое занятие

авиаклуб

-

  1.  

октябрь

Изготовление шаблонов модели

2

Практическое занятие

авиаклуб

-

  1.  

октябрь

Изготовление шаблонов модели

2

Практическое занятие

авиаклуб

-

  1.  

ноябрь

Изготовление шаблонов модели

2

Практическое занятие

авиаклуб

-

  1.  

ноябрь

Изготовление оснастки

2

Практическое занятие

авиаклуб

-

  1.  

ноябрь

Изготовление оснастки

2

Практическое занятие

авиаклуб

-

  1.  

ноябрь

Изготовление оснастки

2

Практическое занятие

авиаклуб

-

  1.  

ноябрь

Изготовление оснастки

2

Практическое занятие

авиаклуб

-

  1.  

ноябрь

Изготовление стапелей

2

Практическое занятие

авиаклуб

-

  1.  

ноябрь

Изготовление стапелей

2

Практическое занятие

авиаклуб

-

  1.  

ноябрь

Изготовление стапелей

2

Практическое занятие

авиаклуб

-

  1.  

декабрь

Изготовление стапелей

2

Практическое занятие

авиаклуб

-

  1.  

декабрь

Изготовление деталей и узлов модели

2

Практическое занятие

авиаклуб

-

  1.  

декабрь

Изготовление деталей и узлов модели

2

Практическое занятие

авиаклуб

-

  1.  

декабрь

Изготовление деталей крыла

2

Практическое занятие

авиаклуб

-

  1.  

декабрь

Изготовление деталей крыла

2

Практическое занятие

авиаклуб

-

  1.  

декабрь

Изготовление деталей крыла

2

Практическое занятие

авиаклуб

-

  1.  

декабрь

Изготовление деталей крыла

2

Практическое занятие

авиаклуб

-

  1.  

декабрь

Изготовление деталей фюзеляжа

2

Практическое занятие

авиаклуб

-

  1.  

январь

Изготовление деталей фюзеляжа

2

Практическое занятие

авиаклуб

-

  1.  

январь

Изготовление деталей фюзеляжа

2

Практическое занятие

авиаклуб

-

  1.  

январь

Изготовление деталей фюзеляжа

2

Практическое занятие

авиаклуб

-

  1.  

январь

Изготовление деталей киля и стабилизатора

2

Практическое занятие

авиаклуб

-

  1.  

январь

Изготовление деталей киля и стабилизатора

2

Практическое занятие

авиаклуб

-

  1.  

январь

Сборка, склейка деталей и частей модели

2

Практическое занятие

авиаклуб

-

  1.  

январь

Сборка, склейка деталей и частей модели

2

Практическое занятие

авиаклуб

-

  1.  

январь

Сборка, склейка деталей и частей модели

2

Практическое занятие

авиаклуб

-

  1.  

февраль

Сборка, склейка деталей и частей модели

2

Практическое занятие

авиаклуб

Контроль правильности выполнения

  1.  

февраль

Обработка после склейки

2

Практическое занятие

авиаклуб

-

  1.  

февраль

Обработка после склейки

2

Практическое занятие

авиаклуб

-

  1.  

февраль

Изготовление элементов управления

2

Практическое занятие

авиаклуб

-

  1.  

февраль

Изготовление элементов управления

2

Практическое занятие

авиаклуб

-

  1.  

февраль

Изготовление элементов управления

2

Практическое занятие

авиаклуб

-

  1.  

февраль

Изготовление элементов управления

2

Практическое занятие

авиаклуб

-

  1.  

февраль

Установка элементов управления

2

Практическое занятие

авиаклуб

-

  1.  

март

Установка элементов управления

2

Практическое занятие

авиаклуб

-

  1.  

март

Обтяжка модели

2

Практическое занятие

авиаклуб

-

  1.  

март

Обтяжка модели

2

Практическое занятие

авиаклуб

-

  1.  

март

Установка силовых элементов

2

Практическое занятие

авиаклуб

-

  1.  

март

Настройка управления

2

Практическое занятие

авиаклуб

-

  1.  

март

Подготовка модели к пробным запускам

2

Практическое занятие

авиаклуб

-

  1.  

март

Подготовка модели к пробным запускам

2

Практическое занятие

авиаклуб

-

  1.  

март

Устранение обнаруженных   недостатков

2

Практическое занятие

авиаклуб

-

  1.  

апрель

Устранение обнаруженных   недостатков

2

Практическое занятие

авиаклуб

-

  1.  

апрель

Обучение запуску и управлению моделью

2

Практическое занятие

авиаклуб

-

  1.  

апрель

Обучение запуску и управлению моделью

2

Практическое занятие

авиаклуб

-

  1.  

апрель

Тренировочные запуски

2

Практическое занятие

авиаклуб

Просмотр правильности выполнения запуска

  1.  

апрель

Основы навыков запуска двигателей

2

Беседа. Самостоятельная работа

авиаклуб

-

  1.  

апрель

Основы навыков запуска двигателей

2

Беседа. Самостоятельная работа

авиаклуб

-

  1.  

апрель

Правила поведения на полётах. Техника безопасности

2

Беседа. Самостоятельная работа

авиаклуб

опрос

  1.  

апрель

Правила обращения с моделями при запусках

2

Беседа. Самостоятельная работа

авиаклуб

опрос

  1.  

май

Индивидуальные консультации - подготовка модели к тренировочным запускам

2

Беседа. Самостоятельная работа

авиаклуб

-

  1.  

май

Индивидуальные консультации - подготовка модели к тренировочным запускам

2

Беседа. Самостоятельная работа

авиаклуб

-

  1.  

май

Тренировочные запуски

2

Практическое занятие

авиаклуб

-

  1.  

май

Тренировочные запуски

2

Практическое занятие

авиаклуб

-

  1.  

май

Тренировочные запуски

2

Практическое занятие

авиаклуб

-

  1.  

май

Тренировочные запуски

2

Практическое занятие

авиаклуб

-

  1.  

май

Тренировочные запуски

2

Практическое занятие

авиаклуб

-

  1.  

май

Тренировочные запуски

2

Практическое занятие

авиаклуб

Контроль правильности выполнения запуска соревнования