Версия для слабовидящих

Menu

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Астрофизика»

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Астрофизика» имеет естественнонаучную направленность, уровень сложности – базовый. Программа «Астрофизика» призвана способствовать формированию современной научной картины мира, раскрывая развитие представлений о строении Вселенной как одной их важнейших сторон длительного и сложного пути познания человечеством окружающей природы и своего места в ней.

Программа разработана на основе:

  • Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 03.08.2018г.);
  •  приказа Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 09 ноября 2018 года № 196;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";

с учетом:

  • распоряжения правительства Российской Федерации от 04.09 2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;
  • письма Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации»;
  • письма Министерства образования и науки РФ от 29.03. 2016 г. № ВК641/09 «О направлении методических рекомендаций»;
  • письма комитета по образованию Администрации Великого Новгорода от 26.10.2015  №      4665 «О направлении методических рекомендаций»;
  • Устава ДД(Ю)Т им. Лёни Голикова;
  • приказа директора от 31.08. 2018 № 298 об утверждении «Положения о требованиях к дополнительным общеобразовательным программам, порядке их разработки и экспертизы в муниципальном автономном учреждении дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества имени Лёни Голикова».

Актуальность и новизна. Физика и астрономия – науки о природе, которые повествуют нам о самых простых и фундаментальных взаимодействиях в природе. Это науки, изучающие  окружающий нас мир. Их возникновение теряется в глубине веков. В наше время астрофизика достигла большого развития. Опираясь на известные законы физики и астрономии, применяя самую совершенную научную аппаратуру, вплоть до автоматических межпланетных станций, современная астрофизика успешно создает и  использует разнообразные способы изучения физического состояния небесных объектов и условий, в которых происходит их развитие.

В декабре 2016 года принята Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации (Указ Президента РФ от 01.12.2016 №6420) реализация невозможна без высококвалифицированных научных и инженерно-технических кадров, в подготовке которых основополагающая роль отводится изучению физики и астрономии. Курс астрофизики предоставляет большие возможности для профориентационной работы,  пропаганды достижений отечественной науки и техники.

Серьёзный недостаток сегодняшней школы - нарушение принципа непрерывности естественнонаучного образования. Это приходит к тому, что учащиеся не получают необходимых естественнонаучных знаний, причём многие важные понятия начинают формироваться слишком поздно, без учёта возрастных возможностей и интересов школьников. Особенно это относится к астрономии. Сегодня осуществить принцип непрерывности естественнонаучного образования позволяет лишь дополнительное образование, начинающееся с ещё дошкольных клубов и факультативных ''вкраплений'' в младших-средних классах и завершающееся курсом астрономии и астрофизики  в старших классах.

Программа «Астрофизика» отличается новизной, так как она использует в обучении новейшие мультимедийные компьютерные технологии с целью создания максимально возможной наглядности (наглядность – важнейший принцип дидактики). Оптимизация процесса обучения астрономии предполагает использование, кроме учебника,  разнообразные средства обучения:  модели,  приборы, инструменты, звездные карты,  глобус, кинофильмы, диафильмы, диапозитивы, Интернет.

Педагогическая целесообразность. Интегрированная в науку система дополнительного астрономического образования на настоящий момент способствует наиболее полному раскрытию творческих способностей детей. Эта система опирается на возможность полноценного преподавания основ физики космоса, астро- и геофизики детям на базе научного оборудования. Прежде всего, программа ориентирована на удовлетворение и поощрение познавательной деятельности учащихся, развития их аналитических способностей и призвана показать, что астрономия – прикладная наука, а навыки наблюдения широко применимы в повседневной жизни. Курс поможет ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы, способствует положительной мотивации обучения, поможет учащимся сделать собственный выбор по пути дальнейшего профессионального образования. 

 Цель программы - формирование научного мировоззрения учащихся посредством освоения основных разделов астрофизики.

Программа призвана решать следующие задачи:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с историей астрофизики и основами теоретических знаний в области строения небесных тел;
  • познакомить учащихся с методами астрономических наблюдений и способами их обработки;
  • расширить знания учащихся по астрономии;
  • научить их навыкам работы с литературой;

развивающие:

  • развить способность излагать свои мысли;
  • научить аналитическому подходу к решению проблем;

воспитательные:

  • научить организовывать свой учебный процесс.
  • сформировать более полное представление об окружающем мире.

Сроки реализации программы. Программа рассчитана на 2 года обучения -  136 учебных часа (2*68 уч.часа).

Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 учебных часа по 40 мин. Между занятиями предусмотрены 10-минутные перерывы для отдыха.

Возраст обучающихся 13-17 лет. Принимаются все желающие. Оптимальный количественный состав группы – от 8 до15 чел.

Формы занятий: Основными формами занятий являются:

  • беседы;
  • астрономические наблюдения;
  • использование на занятиях наглядных пособий (видеофильмов, презентаций, плакатов, фотоснимков, карт).

творческие занятия на космическую тематику.

Планируемые результаты

результаты

После первого года обучения

После второго года обучения

Личностные

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности;

 

У учащегося формируется чувство гордости и уважения

отечественной астрономической науки;

 

У учащегося формируется умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;

 

 

Метапредметные

Учащийся сможет ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи;

 

Учащийся сможет добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

 

 Учащийся научится добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

 

Учащийся овладеет навыками поиска в литературе нужной информации, научится правильно излагать свои мысли, аналитически подходить к решению проблем и творчески осмысливать полученные знания.

 

 

Учащийся будет иметь опыт организации своего учебного процесса, у него будет сформировано более полное представление об окружающем мире.

 

Учащийся научится публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы  представляемой информации;

 

У учащегося сформируются навыки использования естественно-научных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии.

Предметные

учащийся будет знать базовые астрономические понятия, овладеет основами теоретических знаний в области строения небесных тел, познакомится с методами астрономических наблюдений и способами их обработки.

По итогам курса учащийся научится: применять законы Кеплера и закон всемирного тяготения при объяснении движения планет;

 применять важнейшие физические теории при объяснении природы тел Солнечной системы;

применять основные положения ведущих физических теорий при объяснении природы Солнца и звёзд;

Учащиеся овладеют: научно-популярной литературой для подготовки докладов и рефератов;

знаниями, полученные по физике и астрономии для описания и объяснения современной картины мира;

понятиями видимого и истинного распределения звёзд, межзвездного вещества и Галактик на небе.

 

 

Оценка планируемых результатов освоения программы.

Программой предусмотрены следующие показатели оценки результативности:

Критерии оценки уровня теоретической подготовки:

- высокий уровень - обучающийся освоил практически весь объём знаний 100-80%, предусмотренных программой за конкретный период, специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием;

- средний уровень - у обучающегося объём усвоенных знаний составляет 70-50%; сочетает специальную терминологию с бытовой;

- низкий уровень - обучающийся овладел менее, чем 50% объёма знаний, предусмотренных программой, обучающийся, как правило, избегает употреблять специальные термины.

Критерии оценки уровня практической подготовки:

- высокий уровень - обучающийся овладел на 100-80% умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период, работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей,  выполняет практические задания с  элементами творчества;

- средний уровень - у обучающегося объём усвоенных умений и навыков составляет 70-50%; работает с оборудованием с помощью педагога, в основном, выполняет задания на основе образца;

- низкий уровень - обучающийся овладел менее чем 50%, предусмотренных

умений и навыков.

Критерии оценки уровня развития и воспитанности учащихся: оценивается уровень культуры поведения, культуры организации практической деятельности, творческое отношение к выполнению практического задания, аккуратность и ответственность при работе.

Для соотнесения достигнутых результатов обучающихся к тому или иному уровню используется 10-ти бальная система оценок: высокий уровень – 9-10 баллов; средний уровень – 6-8 балов; низкий уровень – 1-5 баллов.

Формы подведения итогов. Текущая аттестация проходит в следующих формах:

  • устный опрос;
  • письменный мини-опрос на каждом занятии по базовым определениям, формулам и численным значениям;
  • результаты выполнения письменных заданий;
  • доклады и сочинения по темам.

В рамках промежуточной аттестации по окончании каждого полугодия проводится зачетное занятие, на котором оцениваются теоретические знания и практические навыки, полученные в ходе учебных занятий.

К зачетным мероприятиям допускаются все обучающиеся, занимающиеся программе, вне зависимости от того, насколько систематично они посещали занятия.

 

 

 

 

 

 

Календарный учебный график

 

Год обучения

Дата начала обучения

Дата окончания обучения

Всего учебных недель

Всего учебных дней

Количество учебных часов

Режим занятий

1 год

01.09.

31.05.

34

34

68

1 раза в неделю по 2 часа

2 год

01.09.

31.05.

34

34

68

1 раза в неделю по 2 часа

 

 

Учебно-тематический план

Первый год обучения

 

№п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации, контроля

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Введение в астрофизику

2

2

0

Беседа, опрос

2.

 

Солнечная система

8

6

2

устный опрос;

письменный мини-опрос

3

Физика звезд

18

12

6

устный опрос;

письменный мини-опрос

4

Физика Солнца

10

10

0

устный опрос;

письменный мини-опрос

5

Звездные системы

20

10

10

устный опрос;

письменный мини-опрос

6.

Жизнь во Вселенной

10

6

4

устный опрос;

письменный мини-опрос

 

Итого

68

50

18

 

 

 

Второй год обучения

№п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации, контроля

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. История астрономии

2

2

0

Беседа, опрос

2.

 

Солнечная система

8

6

2

устный опрос;

письменный мини-опрос

3

Физика звезд

18

12

6

устный опрос;

письменный мини-опрос

4

Физика Солнца

10

10

0

устный опрос;

письменный мини-опрос

5

Звездные системы

16

10

6

устный опрос;

письменный мини-опрос

 

6.

Жизнь во Вселенной

4

4

0

устный опрос;

письменный мини-опрос

 

7

Астрономические инструменты

 

6

4

2

Беседа, творческая работа по теме

8

Методы наблюдений

 

4

2

2

Беседа, творческая работа по теме

 

Итого

68

50

18

 

 

Содержание программы

Первый год обучения

Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Введение в астрофизику. 2 часа.

Теория. Правила поведения, знакомство с группой. Блиц-опрос по теме «Что я знаю об окружающем мире». Проведение инструктажей вводного, по технике безопасности, пожарной безопасности, безопасности жизнедеятельности. История развития астрономии и астрофизики. Основные направления и разделы астрономии и астрофизики.

Тема 2. Солнечная система. 8 часов.

Теория. Строение и эволюция Солнечной системы. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Спутники планет. Система Земля-Луна. Малые тела Солнечной системы (астероиды, кометы, метеоры, метеориты)
Практика. Решение задач, мини-сочинение.

Тема 3. Физика звезд. 18 часов.

Теория. Спектральный анализ. Эффект Доплера. Годичный параллакс. Расстояния в астрономии. Звездные величины. Основные физические характеристики звезд. Спектральная классификация звезд. Диаграмма « H-R»  Источники энергии звезд. Двойные и кратные системы.  Переменные звезды (пульсирующие и эруптивные) Модели звезд. Эволюция звезд. Нейтронные звезды, пульсары, черные дыры.

Практика. Творческая работа. Решение задач.

Тема 4. Физика Солнца. 10 часов.

Теория. Физические характеристики. Атмосфера. Внутреннее строение. Солнечная активность. Солнечно-земные связи.

Практика. Творческая работа: «Солнце и жизнь на Земле».

Тема 5. Звездные системы. 20 часов.

Теория. Рассеянные и шаровые звездные скопления. Туманности. Классификация галактик. Спектры галактик. Физические параметры галактик. Наша Галактика и Туманность Андромеды. ктивные ядра галактик. Радиоастрономия. Квазары. Вопросы космологии и эволюции Вселенной.

Практика. Творческие работы, решение задач.

Тема 6. Жизнь во Вселенной. 10 часов.

Теория. Формула Дрейка. Возможности возникновения жизни.

Практика. Творческие работы, сочинение.

 

Второй год обучения

 

Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. История астрономии. 2 часа.

Теория. Правила поведения, знакомство с группой. Блиц-опрос по теме «Что я знаю об окружающем мире». Проведение инструктажей вводного, по технике безопасности, пожарной безопасности, безопасности жизнедеятельности. Основные направления астрономии. Разделы астрофизики и ее методы.

Тема 2. Солнечная система. 8 часов.

Теория. Строение и эволюция Солнечной системы. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Спутники планет. Система Земля-Луна. Малые тела Солнечной системы (астероиды, кометы, метеоры, метеориты)
Практика. Решение задач, мини-сочинение.

Тема 3. Физика звезд. 18 часов.

Теория. Спектральный анализ. Эффект Доплера. Годичный параллакс. Расстояния в астрономии. Звездные величины. Основные физические характеристики звезд. Спектральная классификация звезд. Диаграмма « H-R»  Источники энергии звезд. Двойные и кратные системы.  Переменные звезды (пульсирующие и эруптивные) Модели звезд. Эволюция звезд. Нейтронные звезды, пульсары, черные дыры.

Практика. Творческая работа. Решение задач.

Тема 4. Физика Солнца. 10 часов.

Теория. Физические характеристики. Атмосфера. Внутреннее строение. Солнечная активность. Солнечно-земные связи.

Практика. Творческая работа: «Солнце и жизнь на Земле».

Тема 5. Звездные системы. 16 часов.

Теория. Рассеянные и шаровые звездные скопления. Туманности. Классификация галактик. Спектры галактик. Физические параметры галактик. Наша Галактика и Туманность Андромеды. ктивные ядра галактик. Радиоастрономия. Квазары. Вопросы космологии и эволюции Вселенной.

Практика. Творческие работы, решение задач.

Тема 6. Жизнь во Вселенной. 4 часов.

Теория. Формула Дрейка. Возможности возникновения жизни.

Практика. Творческие работы, сочинение.

Тема 7. Астрономические инструменты 6 часов.

Теория.Основы оптики. Астрономические инструменты. Виды телескопов, монтировки.

Практика: решение задач, работа с телескопом.

Тема 8. Методы  наблюдений. 4 часа.

Теория.Астрономические наблюдения (визуальные, оптические, фотографические, радио). Наблюдения Луны (Рельеф, карта, фазы). Наблюдения Луны (Рельеф, карта, фазы). Лунные затмения. Солнечные затмения. Солнечная корона. Наблюдения Солнца (пятна, факелы, вращение). Наблюдения планет (фазы, поверхность).

Практика.Практика: наблюдательное задание.

Методическое обеспечение

Формы занятий:

  • лекции
  • практические занятия (решение задач)
  • дискуссии
  • игры
  • индивидуальные консультации при подготовке докладов и сочинений

Используются как объяснительно-иллюстративные методы, так и частично-поисковый метод для развития творческой деятельности.

 

Примеры практических заданий, используемых в программе, приведены в приложениях:

Приложение № 1 Игра «Жрецы и шаманы»

Приложение № 2 Темы докладов и сочинений

Приложение № 3 Образцы типовых задач

Приложение № 4 Образцы типовых практических заданий

Приложение № 5 Образцы типовых наблюдательных заданий

Приложение № 6 Задания для самостоятельной работы

 

Материально-техническое обеспечения образовательного процесса

Перечень учебного оборудования для занятий:

  • оптические инструменты для наблюдения небесных тел (теодолиты,
  • телескопы, бинокли);
  • модели для демонстрации внешнего вида небесных тел и их движений (глобусы, теллурии, модели планетной I системы и т.п.);
  • демонстрационные печатные пособия (карты звездного неба, луны,таблицы, портреты);
  • печатные пособия для индивидуальных занятий (ученические карты звездного неба, звездные атласы, астрономические календари и т.д.);
  • экранные пособия (диапозитивы, диафильмы, кинофрагменты).

Список литературы

Литература для педагога

  1. Murray C.D, Dermott S.F. Solar System Dynamics. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2000 (Рус. пер. 2008, в печати)
  2. Грин Б. Элегантная Вселенная. Суперструны, скрытые размерности и поиски окончательной теории, УРСС, 2007, 288 с.
  3. Шкловский И.С. Вселенная, жизнь, разум. М.: АНО Журнал «Экология и жизнь», 2006. — 312 с.
  4. Черепащук А.М., Чернин А.Д. Горизонты Вселенной, СО РАН, 2005 , 372 с.
  5. Кононович Э.В., Мороз В.И. Общий курс астрономии , М.: УРСС, 2004, 544 с.
  6. Саган К. Космос: Эволюция Вселенной, жизни и цивилизации (пер. с англ.), Амфора, 2004, 525 с.
  7. Диаку Ф., Холмс Ф. Небесные встречи. Истоки хаоса и устойчивости, РХД, 2004, 304с.
  8. Горбацкий В.Г. Лекции по истории астрономии. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003, 254 с.
  9. Эддингтон А. Пространство, время и тяготение, УРСС, 2003, 224 с.
  10. Хоккинс Дж., Уайт Дж. Разгадка тайны Стоунхенджа. М.: Мир, 1988, 236 с.
  11. Шкловский И.С. Звезды: их рождение, жизнь и смерть. М.: Наука, 1984, 368 с.
  12. Воронцов-Вельяминов Б.А., Сборник задач по астрономии, М.: Просвещение, 1980, 56 с.
  13. Ленг К. Астрофизические формулы. М.: Мир, 1978, т. 1-2
  14. Воронцов-Вельяминов Б.А., Сборник задач и практических упражнений по астрономии, М.: Наука, 1977, 272 с.
  15. Шкловский И.С. Сверхновые звезды. М.: Наука, 1976, 440 с.
  16. Каплан А.С. Физика звезд. М.: Наука, 1974, 248 с.

Литература для учащихся

  1. Азимов А.Строительный материал вселенной. Вся Галактика в таблице Менделеева, (пер. с англ), Серия«Научно-популярная библиотека Айзека Азимова», Центрполиграф, 2007, 269 с.
  2. Шкловский И.С. Вселенная, жизнь, разум. М.: АНО Журнал «Экология и жизнь», 2006. — 312 с.
  3. Ефремов Ю.Н. Звездные острова. Галактики звезд и Вселенная галактик, Век 2, 2005, 272 с.
  4. Черепащук А.М. Черные дыры во Вселенной, Век 2, 2005, 64 с.
  5. Чернин А.Д. Космология: Большой Взрыв, Век 2, 2005 , 64 с.
  6. Горбацкий В.Г. Лекции по истории астрономии. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003, 254 с.
  7. Хоккинс Дж., Уайт Дж. Разгадка тайны Стоунхенджа. М.: Мир, 1988, 236 с.
  8. Шкловский И.С. Звезды: их рождение, жизнь и смерть. М.: Наука, 1975, 368 с.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение № 1. Игра «Жрецы и шаманы»

Цель игры – выделить в окружающем мире повторяющиеся астрономические явления, подлежащие анализу и доступные для предсказаний с точки зрения представителя древней цивилизации.

Методика проведения игры:

  1. Разбить группу на две команды.
  2. Предложить каждой команде представить себя членом правящей касты древнего общества и составить список всех явлений в окружающем мире, которые влияют на жизнь каждого человека и общества в целом.
  3. Выписать суммарный список, добавляя в него то, что еще не было названо, чередуя явления из списков команд по очереди.
  4. Обсудить вместе каждое предложенное явление и оставить только те, которые реально доступны для предсказаний.
  5. Выделить из них те, которые относятся к астрономии.

Приложение № 2. Темы докладов и сочинений

Темы докладов к разделу 1 «История астрономии»

  • «Диалог с {имя астронома}…»
  • «Моя беседа с {имя астронома}…»

Темы мини-сочинений к разделу 2 «Солнечная система»

  • «Наша экспедиция приближается к {объект Солнечной системы} …»

Темы сочинений к разделу 6 «Жизнь во Вселенной»

Написать сочинение по темам:

  • «Место Человека во Вселенной»,
  • «Как найти взаимопонимание»,
  • «Человек в экстремальной ситуации»

по своим впечатлениям от одного прочитанного произведения научной фантастики из предложенного списка:

  • С. Снегов «Люди как боги»
  • С. Лем «Солярис»
  • А. Сругацкий, Б. Сругацкий «Страна багровых туч»
  • И. Ефремов «Туманность Андромеды»
  • А. Кларк «Лунная пыль»
  • А. Кларк «Город и звезды»
  • А. Азимов «Основания»
  • А. Толстой «Аэлита»
  • Г. Уэллс «Война миров»
  • Г. Уэллс «Первые люди на Луне»
  • К. Саймак «Заповедник гоблинов»
  • Р. Брэдбери «Марсианские хроники»

Приложение № 3. Образцы типовых задач

К разделу 2 «Солнечная система»

  1. Диск Луны на нашем небе имеет угловой размер 30’. Вычислить угловой диаметр объекта P на небе объекта S (данные для своего варианта взять из таблицы).

К разделу 3 «Физика звезд»

  1.  Определить полную пространственную скорость звезды, если ее годичный параллакс  = 0”,2 в год, аmp = 0”,02, собственное движение составляет   = 3000 Аlспектральная линия с длиной волны 0  = 0,6 АlDсмещена к красному концу спектра на расстояние 0.
  2. Расстояние до звезды Альдебаран 65.2 св.г. Чему равен ее параллакс?
  3. Параллакс Проциона 0.28". Сколько времени идет свет от этой звезды до Земли?
  4. Во сколько раз Бетельгейзе больше Солнца, если ее светимость 22500, а температура 3000 К ?
  5. Определите светимость звезды, поверхностная температура которой такая же, как у Солнца, а радиус звезды в 10 раз больше солнечного.
  6. Определить, каков должен быть размер объекта, имеющего среднюю плотность белого карлика, чтобы сила его тяготения была равна силе тяготения земного шара.

К разделу 5 «Звездные системы»

  1. На фотопластинке получено изображение звездного поля в области рассеянного звездного скопления Гиады. Звезда 1 принадлежит скоплению, относится к классу F3 V и имеет видимую звездную величину m1. Звезды 2 и 3 также принадлежат скоплению и имеют заданные видимые звездные величины m2, m3. Каким спектральным классам они могут принадлежать? Звезда 4 – M6 III и имеет m4. Принадлежит ли эта звезда к тому же скоплению?
  2. В галактике наблюдается вспышка сверхновой звезды. В максимуме вспышки звезда имеет видимую звездную величину m1. Галактика имеет угловые размеры d1, d2. Каковы линейные размеры галактики? К какому типу галактик она может принадлежать?
  3. получены спектры галактик 1 и 2. их красные смещения z1, z2. Они имеют видимые звездные величины m1, m2. В галактике 3 вспыхивает сверхновая звезда с видимой звездной величиной m. К какому типу относятся галактики 1 и 2? Принадлежит ли галактика3 к одной группе галактик с 1, или с 2, или расположена отдельно?

 

Приложение № 4. Образцы типовых практических заданий

Практическая работа № 1 «Спектры звезд» к разделу 3 «Физика звезд»

Часть 1. По имеющемуся спектру звезды на основе опорного спектра определить:

  1. Спектральный класс
  2. Цвет
  3. Температуру
  4. Химический состав

Часть 2. По известным видимой звездной величине и параллаксу определить:

  1. Расстояние до звезды
  2. Абсолютную звездную величину
  3. Описать эту звезду (мини-сочинение со свободным сюжетом, в котором присутствует описание этой звезды).

Практическая работа № 2 «Активность Солнца и ее закономерности»
к разделу 3 «Физика Солнца»

Нанести на график изменение чисел Вольфа с 1848 по 1968 гг. и выяснить наличие закономерностей в их распределении (по оси Х время: 1 клетка – 5 лет; по осиY числа Вольфа: 1 клетка = 6)

Приложение № 5. Образцы типовых наблюдательных заданий

Наблюдательное задание № 1 "Луна":
Составить собственную лунную карту в период около полнолуния.

  1. Нарисовать на листе окружность диаметром 10 см. Тонкой карандашной линией отметить контуры крупных темных областей и заштриховать их. Нанести другие детали, которые увидите.
  2. Попробовать сделать то же самое с биноклем на второй окружности.
  3. Записать дату, час наблюдения, направление на Луну по отношению к сторонам света (примерный азимут и высоту над горизонтом) и примерную фазу Луны.
  4. Сравнить свои рисунки с картой Луны. Отметить те детали рельефа, которые совпадают с картой, и составить их список с названиями.

Наблюдательное задание № 2 «Созвездия и звездные величины»:.
Выбрать знакомое созвездие и сделать его рисунок.

  1. Начать с самых ярких звезд. Нанести их крупными кружками. Добавить более слабые звезды до предела видимости, используя метод прямых линий.
  2. Записать дату, час наблюдения и направление на созвездие по отношению к сторонам света (примерный азимут).
  3. Сравнить свой рисунок с картой звездного неба. Составить список нанесенных звезд, их обозначение, собственное название (если оно есть) и их видимую звездную величину.

Приложение № 6. Задание для самостоятельной работы

Работа с астрономической информацией

Выбрать наиболее доступный источник информации (книжные новинки, телевидение, радио, газеты, журналы, Интернет). В течение учебного года отмечать астрономическую информацию, получаемую из этих источников. Фиксировать требуемые данные в соответствие с избранным источником. Дать собственную оценку полученной информации, ее правильность и достоверность.

Отчет о самостоятельной работе представляется учащимся на зачетных занятиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Календарно-тематический план учебный год

1 год обучения

Дата

Время проведения

Тема занятия

Кол-во часов

Форма занятий

Место проведения занятий

Форма контроля.

1

сентябрь

Занятие 1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Введение в астрофизику

2

беседа

Каб №12 ДД(Ю)Т

Беседа, опрос

Занятие 2

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Введение в астрофизику

2

Беседы

 

Каб №12 ДД(Ю)Т

Беседа

Занятие 3

Солнечная система

2

Беседы, тематические астрономические наблюдения

Каб №12 ДД(Ю)Т

Беседа, творческая работа по теме

Занятие 4

Солнечная система

2

Беседы, тематические астрономические наблюдения

Каб №12 ДД(Ю)Т

Беседа, творческая работа по теме

2

октябрь

Занятие 1

Солнечная система

2

Беседы, тематические астрономические наблюдения

Каб №12 ДД(Ю)Т

Беседа, творческая работа по теме

Занятие 2

Солнечная система

2

Беседы, тематические игры, астрономические наблюдения

Каб №12 ДД(Ю)Т

Беседа, творческая работа по теме

Занятие 3

Солнце – ближайшая звезда

2

Беседы, тематические игры, астрономические наблюдения

Каб №12 ДД(Ю)Т

Беседа, творческая работа по теме

Занятие 4

Физика звезд

2

Беседы, тематические игры, астрономические наблюдения

Каб №12 ДД(Ю)Т

Беседа, творческая работа по теме

3

ноябрь

Занятие 1

Физика звезд

2

Беседы, тематические игры, астрономические наблюдения

Каб №12 ДД(Ю)Т

Беседа, творческая работа по теме

Занятие 2

Физика звезд

2

Беседы, тематические игры, астрономические наблюдения

Каб №12 ДД(Ю)Т

Беседа, творческая работа по теме

Занятие 3

Физика звезд

2

Беседы, тематические игры, астрономические наблюдения

Каб №12 ДД(Ю)Т

Беседа, творческая работа по теме

Занятие 4

Физика звезд

2

Беседы, тематические игры, астрономические наблюдения

Каб №12 ДД(Ю)Т

Беседа, творческая работа по теме

4

декабрь

Занятие 1

Физика звезд

2

Беседы, тематические игры, астрономические наблюдения

Каб №12 ДД(Ю)Т

Беседа, творческая работа по теме

Занятие 2

Физика звезд

2

Беседы, тематические игры, астрономические наблюдения

Каб №12 ДД(Ю)Т

Беседа, творческая работа по теме

Занятие 3

Физика звезд

2

Беседы, тематические игры, астрономические наблюдения

Каб №12 ДД(Ю)Т

Беседа, творческая работа по теме

Занятие 4

Физика звезд

2

Беседы, тематические игры, астрономические наблюдения

Каб №12 ДД(Ю)Т

астрономическая олимпиада

5

январь

Занятие 1

Физика звезд

2

Беседы, тематические игры, астрономические наблюдения

Каб №12 ДД(Ю)Т

Беседа, творческая работа по теме

Занятие 2

Физика Солнца

2

Беседы, тематические игры, астрономические наблюдения

Каб №12 ДД(Ю)Т

Беседа, творческая работа по теме

Занятие 3

Физика Солнца

2

Беседы, тематические игры, астрономические наблюдения

Каб №12 ДД(Ю)Т

Беседа, творческая работа по теме

Занятие 4

Физика Солнца

2

Беседы, тематические игры, астрономические наблюдения

Каб №12 ДД(Ю)Т

Беседа, творческая работа по теме

6

февраль

Занятие 1

Физика Солнца

2

Беседы, тематические игры, астрономические наблюдения

Каб №12 ДД(Ю)Т

Беседа, творческая работа по теме

Занятие 2

Физика Солнца

2

Беседы, тематические игры, астрономические наблюдения

Каб №12 ДД(Ю)Т

Беседа, творческая работа по теме

Занятие 3

Звездные системы

2

Беседы, тематические игры, астрономические наблюдения

Каб №12 ДД(Ю)Т

Беседа, творческая работа по теме

Занятие 4

Звездные системы

2

Беседы, тематические игры, астрономические наблюдения

Каб №12 ДД(Ю)Т

Беседа, творческая работа по теме

7

март

Занятие 1

Звездные системы

2

Беседы, тематические игры, астрономические наблюдения

Каб №12 ДД(Ю)Т

устный опрос;

письменный мини-опрос

Занятие 2

Звездные системы

2

Беседы, тематические игры, астрономические наблюдения

Каб №12 ДД(Ю)Т

устный опрос;

письменный мини-опрос

Занятие 3

Звездные системы

2

Беседы, тематические игры, астрономические наблюдения

Каб №12 ДД(Ю)Т

устный опрос;

письменный мини-опрос

Занятие 4

Звездные системы

2

Беседы, тематические игры, астрономические наблюдения

Каб №12 ДД(Ю)Т

устный опрос;

письменный мини-опрос

8

апрель

Занятие 1

Звездные системы

2

Беседы, тематические игры, астрономические наблюдения

Каб №12 ДД(Ю)Т

устный опрос;

письменный мини-опрос

Занятие 2

Звездные системы

2

Беседы, тематические игры, астрономические наблюдения

Каб №12 ДД(Ю)Т

устный опрос;

письменный мини-опрос

Занятие 3

Звездные системы

2

Беседы, тематические игры, астрономические наблюдения

Каб №12 ДД(Ю)Т

устный опрос;

письменный мини-опрос

Занятие 4

Звездные системы

2

Беседы, тематические игры, астрономические наблюдения

Каб №12 ДД(Ю)Т

Беседа, творческая работа по теме

9

май

Занятие 1

Жизнь во Вселенной

2

Беседы, тематические игры, астрономические наблюдения

Каб №12 ДД(Ю)Т

Беседа, творческая работа по теме

Занятие 2

Жизнь во Вселенной

2

Беседы, тематические игры, астрономические наблюдения

Каб №12 ДД(Ю)Т

Беседа, творческая работа по теме

Занятие 3

Жизнь во Вселенной

2

Беседы, тематические игры, астрономические наблюдения

Каб №12 ДД(Ю)Т

Беседа, творческая работа по теме

                                                                                                                                                    

Второй год обучения

Дата

Время проведения

Тема занятия

Кол-во часов

Форма занятий

Место проведения занятий

Форма контроля.

1

сентябрь

Занятие 1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Введение в астрофизику

2

беседа

Каб №12 ДД(Ю)Т

Беседа, опрос

Занятие 2

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Введение в астрофизику

2

Беседы

 

Каб №12 ДД(Ю)Т

Беседа

Занятие 3

Солнечная система

2

Беседы, тематические астрономические наблюдения

Каб №12 ДД(Ю)Т

устный опрос;

письменный мини-опрос

Занятие 4

Солнечная система

2

Беседы, тематические астрономические наблюдения

Каб №12 ДД(Ю)Т

устный опрос;

письменный мини-опрос

2

октябрь

Занятие 1

Солнечная система

2

Беседы, тематические астрономические наблюдения

Каб №12 ДД(Ю)Т

устный опрос;

письменный мини-опрос

Занятие 2

Солнечная система

2

Беседы, тематические игры, астрономические наблюдения

Каб №12 ДД(Ю)Т

устный опрос;

письменный мини-опрос

 

Занятие 3

Физика звезд

2

Беседы, тематические игры, астрономические наблюдения

Каб №12 ДД(Ю)Т

устный опрос;

письменный мини-опрос

 

Занятие 4

Физика звезд

2

Беседы, тематические игры, астрономические наблюдения

Каб №12 ДД(Ю)Т

устный опрос;

письменный мини-опрос

3

ноябрь

Занятие 1

Физика звезд

2

Беседы, тематические игры, астрономические наблюдения

Каб №12 ДД(Ю)Т

устный опрос;

письменный мини-опрос

Занятие 2

Физика звезд

2

Беседы, тематические игры, астрономические наблюдения

Каб №12 ДД(Ю)Т

устный опрос;

письменный мини-опрос

Занятие 3

Физика звезд

2

Беседы, тематические игры, астрономические наблюдения

Каб №12 ДД(Ю)Т

устный опрос;

письменный мини-опрос

 

Занятие 4

Физика звезд

2

Беседы, тематические игры, астрономические наблюдения

Каб №12 ДД(Ю)Т

устный опрос;

письменный мини-опрос

 

4

декабрь

Занятие 1

Физика звезд

2

Беседы, тематические игры, астрономические наблюдения

Каб №12 ДД(Ю)Т

устный опрос;

письменный мини-опрос

Занятие 2

Физика звезд

2

Беседы, тематические игры, астрономические наблюдения

Каб №12 ДД(Ю)Т

устный опрос;

письменный мини-опрос

Занятие 3

Физика звезд

2

Беседы, тематические игры, астрономические наблюдения

Каб №12 ДД(Ю)Т

устный опрос;

письменный мини-опрос

Занятие 4

Физика звезд

2

Беседы, тематические игры, астрономические наблюдения

Каб №12 ДД(Ю)Т

устный опрос;

письменный мини-опрос

 

5

январь

Занятие 1

Физика Солнца

2

Беседы, тематические игры, астрономические наблюдения

Каб №12 ДД(Ю)Т

устный опрос;

письменный мини-опрос

 

Занятие 2

Физика Солнца

2

Беседы, тематические игры, астрономические наблюдения

Каб №12 ДД(Ю)Т

устный опрос;

письменный мини-опрос

Занятие 3

Физика Солнца

2

Беседы, тематические игры, астрономические наблюдения

Каб №12 ДД(Ю)Т

устный опрос;

письменный мини-опрос

Занятие 4

Физика Солнца

2

Беседы, тематические игры, астрономические наблюдения

Каб №12 ДД(Ю)Т

устный опрос;

письменный мини-опрос

6

февраль

Занятие 1

Физика Солнца

2

Беседы, тематические игры, астрономические наблюдения

Каб №12 ДД(Ю)Т

устный опрос;

письменный мини-опрос

 

Занятие 2

Звездные системы

2

Беседы, тематические игры, астрономические наблюдения

Каб №12 ДД(Ю)Т

устный опрос;

письменный мини-опрос

 

Занятие 3

Звездные системы

2

Беседы, тематические игры, астрономические наблюдения

Каб №12 ДД(Ю)Т

устный опрос;

письменный мини-опрос

Занятие 4

Звездные системы

2

Беседы, тематические игры, астрономические наблюдения

Каб №12 ДД(Ю)Т

устный опрос;

письменный мини-опрос

7

март

Занятие 1

Звездные системы

2

Беседы, тематические игры, астрономические наблюдения

Каб №12 ДД(Ю)Т

устный опрос;

письменный мини-опрос

Занятие 2

Звездные системы

2

Беседы, тематические игры, астрономические наблюдения

Каб №12 ДД(Ю)Т

устный опрос;

письменный мини-опрос

 

Занятие 3

Звездные системы

2

Беседы, тематические игры, астрономические наблюдения

Каб №12 ДД(Ю)Т

устный опрос;

письменный мини-опрос

 

Занятие 4

Звездные системы

2

Беседы, тематические игры, астрономические наблюдения

Каб №12 ДД(Ю)Т

устный опрос;

письменный мини-опрос

8

апрель

Занятие 1

Звездные системы

2

Беседы, тематические игры, астрономические наблюдения

Каб №12 ДД(Ю)Т

устный опрос;

письменный мини-опрос

Занятие 2

Жизнь во Вселенной

2

Беседы, тематические игры, астрономические наблюдения

Каб №12 ДД(Ю)Т

устный опрос;

письменный мини-опрос

Занятие 3

Жизнь во Вселенной

2

Беседы, тематические игры, астрономические наблюдения

Каб №12 ДД(Ю)Т

устный опрос;

письменный мини-опрос

 

Занятие 4

Астрономические инструменты

2

Беседы, тематические игры, астрономические наблюдения

Каб №12 ДД(Ю)Т

Беседа, творческая работа по теме

9

май

Занятие 1

Астрономические инструменты

2

Беседы, тематические игры, астрономические наблюдения

Каб №12 ДД(Ю)Т

Беседа, творческая работа по теме

Занятие 2

Методы наблюдений

2

Беседы, тематические игры, астрономические наблюдения

Каб №12 ДД(Ю)Т

Беседа, творческая работа по теме

Занятие 3

Методы наблюдений

2

Беседы, тематические игры, астрономические наблюдения

Каб №12 ДД(Ю)Т

Беседа, творческая работа по теме