Версия для слабовидящих

Menu

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Занимательная астрономия»

 

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная астрономия» имеет естественнонаучную направленность, уровень сложности – базовый. Наука астрономия остается очень важной, неотъемлемой частью становления правильного мировоззрения детей. Поэтому возникает необходимость  давать учащимся знания по астрономии в начальной школе.

 Программа разработана на основе:

  • Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 03.08.2018г.);
  •  приказа Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 09 ноября 2018 года № 196;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";

с учетом:

  • распоряжения правительства Российской Федерации от 04.09 2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;
  • письма Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации»;
  • письма Министерства образования и науки РФ от 29.03. 2016 г. № ВК641/09 «О направлении методических рекомендаций»;
  • письма комитета по образованию Администрации Великого Новгорода от 26.10.2015  №      4665 «О направлении методических рекомендаций»;
  • Устава ДД(Ю)Т им. Лёни Голикова;
  • приказа директора от 31.08. 2018 № 298 об утверждении «Положения о требованиях к дополнительным общеобразовательным программам, порядке их разработки и экспертизы в муниципальном автономном учреждении дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества имени Лёни Голикова».

      Актуальность. Согласно обновленной  концепции астрономического образования, формирование основных понятий астрономии и космонавтики должно осуществляться на протяжении всего периода обучения. Этапы этого непрерывного процесса, охватывающие 2-4 классы можно условно назвать пропедевтическими, поскольку здесь происходит предварительное, первоначальное ознакомление детей с астрономией (и космонавтикой) на доступном для них уровне. От эффективности пропедевтических этапов зависит, в конечном счете, каким будет отношение к астрономии у старшеклассников.

Особенность программы связана с соединением в её рамках собственно астрономических и культурологических знаний. Это потребовало введения в учебный курс обширного иллюстративного материала, разнообразных игровых методик, различных дидактических материалов.

Педагогическая целесообразность. Преподавание основ астрономической науки целесообразно начинать именно в этом возрасте, когда приоритетным направлением деятельности ребенка является получение новых знаний. Отдельные вопросы астрономии изучаются в курсах «Естествознание» и «Окружающий мир» общеобразовательной школы, но именно  в дополнительном образовании есть возможность изучать астрономию систематически. В процессе изучения астрономии у школьника формируется правильное представление об окружающем мире, его происхождении, устройстве и развитии. 

В дальнейшем учащиеся смогут применять и расширять полученные знания во время изучения курсов «Физика», «География», «Химия» общеобразовательной школы.

Дети 7 - 11 лет, как правило, активно интересуются окружающим миром, охотно выполняют игровые практические задания, участвуют в наблюдениях. Поэтому программа предполагает изучение астрономии  на  уровне явлений с применением элементарной теории и имеет чётко выраженную практическую направленность.

Цель программы.  Создание условий дляформирования у ребёнка, на основе изучения астрономии и путём развития элементов диалектического мышления и навыков познавательной деятельности, целостного представления об окружающем мире и истории познания природы человеком.

Планируемые результаты по результатам освоения программы.

Личностные:

  • Формирование уважительного отношения к иному мнению;
  • развитие мотивов учебной деятельности;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные:

  • самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения;
  • совместно с педагогом обнаруживать и формулировать учебную проблему;
  • составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
  • отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем энциклопедий, справочников;
  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;
  • учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Предметные. Дети будут знать:

  • основные созвездия (не менее 5);
  • строение солнечной системы, уметь называть планеты в порядке расположения от Солнца, знать две группы планет, небольшую характеристику планет;
  • что такое астероиды, метеориты, кометы.
  • что такое галактика,  Вселенная;
  • историю покорения космоса, яркие биографические сведения из жизни К.Э. Циолковского, С.П. Королева,  Ю.А.Гагарина
  • уметь показать на карте «Солнечная система»: положение Солнца, планеты и их спутники, пояс астероидов, местонахождение комет.

Способы оценки результативности.

Форма текущего контроля: Беседа, творческая работа по теме.

Форма итоговой аттестации: зачетные    мероприятия  один раз в год. Итоги реализации программы подводятся в форме выставки детских работ или защиты проектов.

Задачи программы.

- пробудить интерес школьников к астрономии;

- дать представление о строении Вселенной и месте Земли в ней;

- интегрировать знания, полученные при изучении школьного курса естествознания и природоведения, с астрономическим знанием;

- сформировать естественнонаучное мировоззрение учащихся.

- воспитать целеустремленность на примере жизни ученых.

Возраст обучающихся 7-11 лет.

Сроки реализации программы. Программа рассчитана на 2 года обучения -  68 учебных часов в год, 134 учебных часа за весь курс.

Формы и режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 учебных часа по 35 мин. Между занятиями предусмотрены 10-минутные перерывы для отдыха.

Основными формами занятий являются:

  • беседы;
  • тематические игры
  • астрономические наблюдения;
  • творческие занятия на космическую тематику.

 

Календарный учебный график

 

Год обучения

Дата начала обучения

Дата окончания обучения

Всего учебных недель

Всего учебных дней

Количество учебных часов

Режим занятий

1 год

01.09.

31.05.

34

34

68

1 раза в неделю по 2 часа

2 год

01.09.

31.05.

34

34

68

1 раза в неделю по 2 часа

 

Первый год обучения

Учебный план

 

Тема

Кол-во часов

 

Всего

Теор.

Практ.

 

Тема 1. Введение в астрономию

2

1

1

 

Тема 2. Земля – планета, на которой мы живем

12

6

6

 

Тема 3. Луна – спутник Земли.

12

6

6

 

Тема 4. Солнце – ближайшая звезда

20

10

10

 

Тема 5. Зодиакальные созвездия. Карта звездного неба

14

7

7

 

Тема 6. Космические полеты

8

4

4

 

Форма аттестации

Зачет в форме  в форме выставки детских работ или защиты проектов

ИТОГО:

68

34

34

             

 

 

Учебно-тематический план

 

Название раздела, темы

Количество часов

Формы  аттестации /контроля

всего

теория

практика

 

1.

Введение в астрономию

2

1

1

Опрос

1.1.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

1

1

0

-

1.2.

Что я знаю об окружающем мире.

1

1

0

-

2.

 

Земля – планета, на которой мы живем

 

12

6

6

Беседа, творческая работа по теме

2.1.

Первоначальное представление о Земле

4

2

2

-

2.2.

Глобус – крошечная модель Земли.

4

2

2

-

2.3.

Земля – космическое тело.

4

2

2

-

3

Луна – спутник Земли.

 

12

6

6

Беседа, творческая работа по теме

3.1.

Основные сведения о Луне

4

2

2

-

3.2.

Движение Луны.

4

2

2

-

3.3.

Наблюдение и зарисовка фаз Лун.

4

2

2

-

4

Солнце – ближайшая звезда

20

10

10

Беседа, творческая работа по теме

4.1.

Космические исследования Солнца.

4

2

2

-

4.2.

Строение Солнца и солнечной атмосферы.

4

2

2

-

4.3.

Влияние Солнца на Землю.

4

2

2

-

4.4.

Солнце в сказках и мифах

2

1

1

-

4.5.

Как Солнце помогает людям.

4

2

2

-

4.6.

А если Солнце исчезнет?

2

1

1

-

5

Зодиакальные созвездия. Карта звездного неба

14

7

7

Беседа, творческая работа по теме

5.1.

Небесная сфера, Глобусы

2

1

1

-

5.2.

Звёздные карты

2

1

1

-

5.3.

Способы наблюдения звёздного неба

4

2

2

-

5.4.

Характерные группы звёзд и созвездия

4

2

2

-

5.5.

Яркие и слабые звёзды, цвет звёзд

2

1

1

-

6.

Космические полеты

8

4

4

Беседа, творческая работа по теме

6.1.

Знакомство с космонавтами

4

2

2

-

6.2.

История развития воздухоплавательных аппаратов

4

2

2

-

 

Итого

68

34

34

 

 

Содержание

Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. 2 часа.

Теория. Правила поведения, знакомство с группой. Блиц-опрос по теме «Что я знаю об окружающем мире». Проведение инструктажей вводного, по технике безопасности, пожарной безопасности, безопасности жизнедеятельности. Беседа на тему «Безопасный мир».

Тема 2. Земля – планета, на которой мы живем. 12 часов.

Теория. Земля – космическое тело. Первоначальное представление о Земле как небесном теле. Глобус – крошечная модель Земли. Как представляли Землю первобытные люди, в Древнем мире. Космические исследования Земли. Жизнь на Земле: её разнообразие и эволюция. Земля планета: горы на земле, реки земли, растения земли, животные земли.

Практика. Творческая работа: Земля в сказках, мифах, в фантастических произведениях. Просмотр презентаций: «Земля планета: горы на земле, реки земли, растения земли, животные земли», «Атмосфера Земли», «Литосфера Земли», «Гидросфера Земли», просмотр детского фильма «Занимательная география для малышей».

Тема 3. Луна – спутник Земли. 12 часов.

Теория. Основные сведения о Луне (расстояние до Луны, размеры и масса по сравнению с Землей, температура).Движение Луны. Наблюдение и зарисовка фаз Лун.

Практика.Творческая работа. Луна в сказках, мифах, в фантастических произведениях. Презентации: «Проделки Луны».

Тема 4. Солнце – ближайшая звезда. 20 часов.

Теория. Что было известно о Солнце до и после изобретения телескопа. Космические исследования Солнца. Строение Солнца и солнечной атмосферы. Влияние Солнца на Землю. Солнце в сказках, мифах и в фантастических произведениях. Стихи, загадки о Солнце. Солнце – большой горячий шар, источник тепла и света. Как долго живет солнышко. Что было бы, если бы Солнце вдруг исчезло. Полезный и вредный загар. Солнце – небесное тело. Понятие об астрономии как науке, изучающей небесные тела. Как же астрономы исследуют Солнце и зачем они это делают.

Практика. Творческая работа: Изображение солнца. Солнце в рисунках. Солнечные фантазии. Презентации: «Космические величины и расстояния», «Солнце и жизнь на Земле».

Тема 5. Зодиакальные созвездия. Карта звездного неба. 14 часов.

Теория.Небесная сфера, Глобусы. Звёздные карты. Способы наблюдения звёздного неба. Вид звёздного неба в разное время года и в разных точках Земли. Характерные группы звёзд и созвездия. Яркие и слабые звёзды, цвет звёзд. Мифы и легенды о созвездиях разных народов в истории человечества. Небесная сфера и созвездия в сказках, стихах и произведениях популярных авторов.

Практика. Творческие работы: Создаём макет глобуса. Рисунки созвездий (работа с альбомом-раскраской, работа с пластилином). Греческие мифы. Подвиги Геракла. Персей. Аргонавты. Игры: «Мозаика звёздного неба», «Небесная игротека», «Латинские и греческие слова в астрономии», «Небо в картинках», «Звёздные бои». Презентации: «Зодиак», «Небо в русских сказках», «Созвездия и звезды». Дидактические пособия: «Занимательная астрономия» и «Развивающая астрономия». «Русские и латинские названия созвездий». «Поговорки и крылатые выражения». Литературная викторина по астрономии.

Тема 6. Космические полеты. 8 часов.

Теория. Легенды и литературные произведения (сказки и фантастика). Знакомство с космонавтами. История развития воздухоплавательных аппаратов. Воздушные шары, первые самолёты. Животные в космосе. Ю.А. Гагарин – первый космонавт Земли, гражданин нашей страны. Первые люди в открытом космосе, на Луне, орбитальные комплексы. Как удалось увидеть обратную сторону Луны. Первые мягкие посадки на Луну. Зачем нужны полеты на Луну.

Практика.Творческая работа «Я и космос», «День космонавтики». Презентации: «Зоопарк на орбите», «Музей космонавтики», Викторина «Узнай космонавта», «Узнай космический корабль».

 

Второй год обучения

Учебный план

 

Тема

Кол-во часов

 

Всего

Теор.

Практ.

 

Тема 1. Введение

2

1

1

 

Тема 2. Звезды, которые всегда над тобой

14

7

7

 

Тема 3. Созвездия нашего неба

16

8

8

 

Тема 4. Семья Солнца

8

4

4

 

Тема 5. Планеты и их спутники

20

10

10

 

Тема 6. Хвостатые светила

8

4

4

 

Форма аттестации

Зачет в форме  в форме выставки детских работ или защиты проектов

ИТОГО:

68

34

34

             

 

 

Учебно-тематический план

 

Название раздела, темы

Количество часов

Формы  аттестации /контроля

всего

теория

практика

 

1.

Введение

2

1

1

Опрос

1.1.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

2

1

1

-

2.

 

Звезды, которые всегда над тобой

14

7

7

Беседа, творческая работа по теме

2.1.

Созвездия.

2

1

1

-

2.2.

Большая Медведица.Малая Медведица.

Полярная звезда.

4

2

2

-

2.3.

Для чего нужно изображать созвездия? Сколько звезд в созвездиях?

4

2

2

-

2.4.

«Звездный атлас» Яна Гевелия

4

2

2

-

3

Созвездия нашего неба

16

8

8

Беседа, творческая работа по теме

3.1.

«Летне–осенний треугольник»

2

1

1

-

3.2.

Мифы, связанные с названиями Лиры, Лебедя, Орла.

2

1

1

-

3.3.

Созвездия Пегаса и Андромеды.

1

0,5

05

 

 

 

 

 

 

 

3.4.

Созвездие Ориона.

1

0,5

0,5

-

3.5.

Плеяды.

1

0,5

0,5

-

3.6.

Созвездие Льва.

1

0,5

0,5

-

3.7.

Сириус, Процион, Альтаир – примеры близких звезд.

2

1

1

-

3.8.

Размеры звезд. Можно ли жить на звездах.

2

1

1

-

3.9.

Млечный путь.

2

1

1

-

3.10

Подвижная карта земного неба.

2

1

1

-

4

Семья Солнца

8

4

4

Беседа, творческая работа по теме

4.1.

Строение Солнечной системы.

2

1

1

-

4.2.

Основные особенности Солнечной системы (расположение, движение планет).

2

1

1

-

4.3.

Что такое планета.

2

1

1

-

4.4.

Расстояние планет от Солнца.

2

1

1

-

5.

Планеты и их спутники.

 

20

10

10

Беседа, творческая работа по теме

6.1.

Меркурий – мир, похожий на Луну

2

1

1

-

6.2.

Венера и Марс

4

2

2

-

6.3.

Плутон – планета загадок

4

2

2

-

6.4.

Планеты-гиганты и их спутники

10

6

4

-

6.

Хвостатые светила

8

4

4

Беседа, творческая работа по теме

7.1.

Что такое комета.

2

1

1

-

7.2.

Комета Галлея.

2

1

1

-

7.3.

Исследования комет.

2

1

1

-

7.4.

«Падающие звезды» - метеоры.

2

1

1

-

 

Итого

72

36

36

 

 

Содержание

Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. 2 часа.

Теория. Правила поведения, знакомство с группой. Блиц-опрос по теме «Что я знаю об окружающем мире». Проведение инструктажей вводного, по технике безопасности, пожарной безопасности, безопасности жизнедеятельности. Беседа на тему «Безопасный мир».

Тема 2. Звезды, которые всегда над тобой. 14 часов.

Теория. Красота и величие звездного неба. Звездное небо в произведениях поэтов, писателей, ученых. Много ли на нашем небе ярких звезд, можно ли их увидеть сразу все вместе. Понятие о созвездиях. Наскальные изображения созвездий. Созвездие Большой Медведицы. Как называли это созвездие другие народы. Для чего нужно изображать созвездия. Сколько звезд в созвездиях. Созвездие Большой Медведицы на звездных картах. Звезды Большой Медведицы. Как можно проверить зрение. Созвездие Малой Медведицы. Сказки и легенды о двух медведицах. Миф о Каллисто. Ориентировка по Полярной звезде. "Звездный атлас" Яна Гевелия.

Практика. Как можно нарисовать медведицу на звездных картах. Как можно определить стороны света по небесным светилам днем и ночью. Звезда – компас. Рисуем созвездие Большой и Малой Медведиц с помощью трафарета.

Тема 3. Созвездия нашего неба. 16 часов.

Теория. Созвездия осеннего неба (6 часов)

Созвездия – Лира, Лебедь, Орел, Пегас, Андромеда, Персей. Мифы Древней Греции, связанные с их названиями. Что означают имена звезд  "летне-осеннего треугольника". Созвездия зимнего неба. Созвездия Орион, Телец, Большой Пес, Малый Пес, Возничий и Близнецы. Происхождение названий созвездий (мифы).  Плеяды. Что означают имена ярких звезд "зимнего треугольника". Созвездия весеннего неба. Созвездия Льва, Волопаса, Девы. Мифы Древней Греции, связанные с названием этих созвездий. Имена главных звезд. Можно ли долететь до какого-нибудь созвездия или звезды. Сириус, Процион, Альтаир – примеры близких звезд. Что такое Млечный Путь. Понятие о световом годе. «Небо неподвижных звезд». Размеры звезд. Самосветящиеся небесные тела. Самые горячие и самые холодные звезды. Можно ли жить на звездах.

Что было бы, если бы звезд не было. Могут ли звезды влиять на людей или, например, на погоду. Все ли звезды мы видим. Что кроме звезд, можно увидеть на звездном небе.

Практика.Созвездия Лиры, Лебедя, Орла, Андромеды, Пегаса и Персея в "Звездном атласе" Яна Гевелия. Изображения зимних созвездий в "Звездном атласе" Яна Гевелия. Изображения созвездий Волопаса, Льва и Девы в «Звездном атласе» Яна Гевелия. Подвижная карта звездного неба (ПКЗН). Устройство ПКЗН. Вид осеннего, зимнего, весеннего и летнего неба на звездной карте. Определение положения Солнца в зодиакальных созвездиях в данный день. Созвездия,  через которые проходит Млечный Путь.

Тема 4. Семья Солнца 8 часов.

Теория. Развитие взглядов на строение Солнечной системы. Планеты. Малые тела. Открытие малых тел Солнечной системы. Астероиды и кометы – их природа и особенности наблюдений. Метеоры и метеориты. Метеоры и метеориты в истории земли. Как наблюдать за метеорами. Исследования малых тел Солнечной системы.

Практика. Творческие работы: Фильм: «Астрономия для маленьких». Презентации: «Малые тела солнечной системы». Настольная игра «Полёт во Вселенной».

Тема 5. Планеты и их спутники. 20 часов.

Теория. Меркурий – мир, похожий на Луну. Венера – «сестра» Земли. Марс – с «каналами» и после их «исчезновения». Венера и Марс в фантастических произведениях. Космические исследования планет земной группы. Вид Солнца с разных планет. Плутон – планета загадок. Планеты-гиганты и их спутники. Юпитер. Сатурн. Кольца Сатурна. Титан – планета с атмосферой. Уран и Нептун – сходство и отличие.

Практика. Творческие работы: Планеты. Легенды и мифы. Презентации: «Планеты солнечной системы», «Планеты земной группы», «Планеты-гиганты», «Лунный звездочет»

Тема 6. Звездный мир. Вселенная. 14 часов.

Теория.Что означает слово «комета». Как относились к кометам в древности. Строение комет, их размеры, орбиты. Как открывают кометы и дают им названия. Комета Галлея (история открытия, многократные возвращения к Солнцу и Земле, результаты исследования с близкого расстояния в 1986г.). Какой интерес представляют исследования комет. Может ли комета столкнуться с Землей. Столкновение кометы с Юпитером в 1994 году. Кометы, которые можно было наблюдать на небе в последние годы. Недолговечность комет.  «Падающие звезды» - метеориты. Кометы и метеорные потоки. Яркие метеориты – болиды. Метеориты и их возможная связь с астероидами и ядрами комет. Как находят метеориты и дают им названия.

Практика.Знакомство с фотографиями и слайдами объектов вне Солнечной системы. Презентации:«Туманности и галактики». Викторина «Узнай объект». Творческие работы: «Мы рисуем звёзды»

 

Методическое обеспечение

Предмет астрономии для детей младшего школьного возраста является новой областью знаний и может быть использован для формирования целостной картины мира и места человека в ней.

Именно в 7-11 лет дети выходят за пределы семейного круга, устанавливая отношения с миром взрослых, дети стоят на границе смены ведущей деятельности от сюжетно-ролевой игры к учебной деятельности; меняется мотивация; благодаря тому, что ребенок осознаёт ограниченность своего места в обществе взрослых к нему приходит понимание того, что нужно много учиться.

В младшем школьном возрасте на первый план выступает овладение новыми способами действия, развитие познавательных потребностей. Сверстник приобретает индивидуальность в глазах согруппников, т.е. появляется предпосылка к совместной деятельности не только со взрослыми, но и в коллективе детей.

Эти возрастные особенности требуют соответствующего методического обеспечения программы.

Для этого используются:

– развивающие психолого-педагогические методики П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова;

– развивающие игровые методики и компьютерные технологии.

Их использование позволяет создать в процессе обучения условия:

– для развития познавательной мотивации детей;

–для развития интеллектуальных способностей, логического мышления, внимания и памяти при совместной деятельности всех участников группы;

– для развития творческих способностей детей в различных играх;

– для создания развивающей среды;

–для формирования у ребёнка навыков работы с «взрослыми» инструментами.

Главным принципом методики реализации программы является создание для детей такой развивающей среды, в которой взаимосвязь двух видов деятельности – игровой и учебной – оказывается органичной и плодотворной.

С первого занятия начинается активное освоение детьми областей культуры, связанных с астрономией: поиск и запоминание созвездий на картах, обсуждение прочитанного или увиденного. Приветствуется самостоятельное сочинение стихов, рассказов, создание поделок и рисунков по изучаемой теме, как самими детьми, так и совместно с родителями.

На занятиях наиболее приемлемыми оказываются игровые методы, которые используются как при знакомстве с учебным материалом, при его закреплении, так и в качестве формы отдыха (подвижные, ролевые игры). Зрелищная и увлекательная форма освоения предмета позволяет поддерживать познавательную мотивацию детей в течение длительного времени.

Сложные темы и отдельные понятия, а также связи между ними, успешно усваиваются во время различных игр с опорой на образный ряд, представленный дидактическими пособиями и видеоматериалами.

Использование максимально богатого визуального ряда является важнейшим элементом методического обеспечения данной программы. Настольные игры по астрономии и мифологии, альбомы-раскраски, викторины, решение занимательных задач и кроссвордов, самостоятельные выступления, сюжетно-ролевые игры позволяют детям полноценно осваивать материал.

Учёт психологических особенностей возраста детей производится и при разработке режима занятий, основанного на смене различных видов деятельности.

Оценка планируемых результатов освоения программы.

Программой предусмотрены следующие показатели оценки результативности:

Критерии оценки уровня теоретической подготовки:

- высокий уровень - обучающийся освоил практически весь объём знаний 100-80%, предусмотренных программой за конкретный период, специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием;

- средний уровень - у обучающегося объём усвоенных знаний составляет 70-50%; сочетает специальную терминологию с бытовой;

- низкий уровень - обучающийся овладел менее, чем 50% объёма знаний, предусмотренных программой, обучающийся, как правило, избегает употреблять специальные термины.

Критерии оценки уровня практической подготовки:

- высокий уровень - обучающийся овладел на 100-80% умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период, работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей,  выполняет практические задания с  элементами творчества;

- средний уровень - у обучающегося объём усвоенных умений и навыков составляет 70-50%; работает с оборудованием с помощью педагога, в основном, выполняет задания на основе образца;

- низкий уровень - обучающийся овладел менее чем 50%, предусмотренных

умений и навыков.

Критерии оценки уровня развития и воспитанности учащихся: оценивается уровень культуры поведения, культуры организации практической деятельности, творческое отношение к выполнению практического задания, аккуратность и ответственность при работе.

Для соотнесения достигнутых результатов обучающихся к тому или иному уровню используется 10-ти бальная система оценок: высокий уровень – 9-10 баллов; средний уровень – 6-8 балов; низкий уровень – 1-5 баллов.

 

Материально-техническое обеспечения образовательного процесса

Перечень учебного оборудования для занятий:

1. Глобус Земли физический

2. Глобус Луны.

3. Модель планетной системы.

4. Подвижная карта звездного неба

5. Карта Луны.

6. Модель для демонстрации солнечных и лунных затмений.

7. Фотографии полярной области неба.

8. Карты звездного неба демонстрационные

9. Рисунки созвездий в мифах и легендах

10. Плакат «Смена дня и ночи»

11. Плакат «Смена времен года»

  1. Планетарий
  2. Телескопы
  3. Теллурий
  4. оборудованный класс

 

Список литературы

Литература для педагога:

Алексеева Л.М. Полярные сияния в мифологии славян. Тема змеи и змееборца. – М., 2001.

Белопольская Н.Л. Времена года. Методическое пособие по обучению детей ориентировке в календарном времени. – М., 1998.

Иванов Н.Н. 300 вопросов и ответов о мифологии. – Ярославль, 1997.

Игра и праздник: современные проблемы /Под ред. С.В. Григорьева, А.С. Фролова. – М., 2003.

Куликовский П.Г. Справочник любителя астрономии /Под. ред. В.Г. Сурдина. 5-е изд. – М., 2002.

Мамуна Н.В. Зодиак богов. – М., 2000.

Литература для детей и родителей:

Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Энциклопедия славянской мифологии. – М., 1996.

Дубкова С.И. Прогулки по небу: легенды и мифы о созвездиях. Детская энциклопедия. – М., 2001.

Зигуненко С. Робинзоны во Вселенной. – М., 1995.

Космос в картинках. – М., 1994.

Крапп Э.К. Легенды и предания о Солнце, Луне, звёздах и планетах. – М., 2000.

Левитан Е.П. Малышам о звёздах и планетах. – М., 1993.

Левитан Е.П. Твоя Вселенная. – М., 1995.

Мамуна Н.В. Зодиак богов. – М., 2000.

Мизун Ю.Г., Мизун Ю.В. Разумная жизнь во Вселенной. – М., 2000.

Миттон С., Миттон Ж. Астрономия. – М., 1995.

Мифологический словарь. – Смоленск, 2000.

От космических кораблей – к орбитальным станциям. – М., 1971.

Семенова Л.В. От Озириса до Деда Мороза. – М., 2000.

Томилин А.Н. Мифы и легенды звёздного неба. – СПб.-М., 2000.

Щеглов П.В. Отражённые в небе мифы Земли. – М., 1986.

Энциклопедия для детей. Т. 8. Астрономия. – М., 1997.

 

 

 

Приложение

Календарно-тематический план

Первый год обучения

 

№п/п

Месяц

Тема занятия

Форма

Кол-во часов

Место проведения

Форма контроля

1

сентябрь

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

Что я знаю об окружающем мире.

беседа

1/1

ДД(Ю)Т каб. 7

опрос

2

Земля – космическое тело.

беседа

2

ДД(Ю)Т каб. 7

-

3

Земля – космическое тело.

Творческое занятие, игра, наблюдения

2

ДД(Ю)Т каб. 7

-

4

Космические исследования Земли.

Беседа.

2

ДД(Ю)Т каб. 7

-

5

октябрь

Космические исследования Земли.

Творческое занятие, игра, наблюдения

2

ДД(Ю)Т каб. 7

опрос, творческая работа по теме

6

Основные сведения о Луне

Беседа,  творческое занятие

2

ДД(Ю)Т каб. 7

-

7

Движение Луны.

Беседа,  творческое занятие

2

ДД(Ю)Т каб. 7

-

8

Наблюдение и зарисовка фаз Лун.

 творческое занятие

2

ДД(Ю)Т каб. 7

опрос, творческая работа по теме

9

ноябрь

Космические исследования Солнца.

Беседа,  творческое занятие

2

ДД(Ю)Т каб. 7

-

10

Строение Солнца и солнечной атмосферы.

Беседа,  творческое занятие

2

ДД(Ю)Т каб. 7

-

11

Влияние Солнца на Землю.

Беседа,  творческое занятие

2

ДД(Ю)Т каб. 7

-

12

Солнце в сказках и мифах

Беседа,  творческое занятие

2

ДД(Ю)Т каб. 7

опрос, творческая работа по теме

13

декабрь

Строение Солнечной системы

Беседа,  творческое занятие

2

ДД(Ю)Т каб. 7

-

14

Планеты

Беседа,  творческое занятие

2

ДД(Ю)Т каб. 7

-

15

Малые тела

Беседа,  творческое занятие

2

ДД(Ю)Т каб. 7

-

16

Астероиды и кометы

Беседа,  творческое занятие

2

ДД(Ю)Т каб. 7

-

17

январь

Метеоры и метеориты

Беседа,  творческое занятие

2

ДД(Ю)Т каб. 7

-

18

Исследования малых тел Солнечной системы

Беседа,  творческое занятие

2

ДД(Ю)Т каб. 7

опрос, творческая работа по теме

19

Меркурий – мир, похожий на Луну

Беседа,  творческое занятие

2

ДД(Ю)Т каб. 7

-

20

Венера и Марс

Беседа,  творческое занятие

2

ДД(Ю)Т каб. 7

-

21

февраль

Плутон – планета загадок

Беседа,  творческое занятие

2

ДД(Ю)Т каб. 7

 

22

Планеты-гиганты и их спутники

Беседа,  творческое занятие

2

ДД(Ю)Т каб. 7

опрос, творческая работа по теме

23

Расстояния до самых ярких звёзд

Беседа,  творческое занятие

2

ДД(Ю)Т каб. 7

-

24

Сравнение звёзд

Беседа,  творческое занятие

2

ДД(Ю)Т каб. 7

-

25

март

Сравнение звёзд

Беседа,  творческое занятие

2

ДД(Ю)Т каб. 7

-

26

Карлики и гиганты

Беседа,  творческое занятие

2

ДД(Ю)Т каб. 7

-

27

Карлики и гиганты

Беседа,  творческое занятие

2

ДД(Ю)Т каб. 7

-

28

Жизнь звёзд

Беседа,  творческое занятие

2

ДД(Ю)Т каб. 7

-

29

апрель

Жизнь звёзд

Беседа,  творческое занятие

2

ДД(Ю)Т каб. 7

опрос, творческая работа по теме

30

Небесная сфера, Глобусы

Беседа,  творческое занятие

2

ДД(Ю)Т каб. 7

-

31

Звёздные карты

Беседа,  творческое занятие

2

ДД(Ю)Т каб. 7

-

32

Способы наблюдения звёздного неба

Беседа,  творческое занятие

2

ДД(Ю)Т каб. 7

-

33

май

Характерные группы звёзд и созвездия

Беседа,  творческое занятие

2

ДД(Ю)Т каб. 7

-

34

Яркие и слабые звёзды, цвет звёзд

Беседа,  творческое занятие

2

ДД(Ю)Т каб. 7

опрос, творческая работа по теме

 

 

 

 

 

 

 

 

Второй год обучения

 

№п/п

Месяц

Тема занятия

Форма

Кол-во часов

Место проведения

Форма контроля

1

сентябрь

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

беседа

2

ДД(Ю)Т каб. 7

опрос

2

Созвездия.

беседа

2

ДД(Ю)Т каб. 7

-

3

Большая Медведица. Малая Медведица. Полярная звезда

Беседа. Творческое занятие, игра, наблюдения

2

ДД(Ю)Т каб. 7

-

4

Большая Медведица. Малая Медведица. Полярная звезда

Беседа. Наблюдения

2

ДД(Ю)Т каб. 7

-

5

октябрь

Для чего нужно изображать созвездия? Сколько звезд в созвездиях?

Творческое занятие, игра, наблюдения

2

ДД(Ю)Т каб. 7

опрос, творческая работа по теме

6

Для чего нужно изображать созвездия? Сколько звезд в созвездиях?

Беседа,  творческое занятие

2

ДД(Ю)Т каб. 7

-

7

«Звездный атлас» Яна Гевелия

Беседа,  творческое занятие

2

ДД(Ю)Т каб. 7

-

8

«Звездный атлас» Яна Гевелия

 творческое занятие

2

ДД(Ю)Т каб. 7

опрос, творческая работа по теме

9

ноябрь

«Летне–осенний треугольник»

Беседа,  творческое занятие

2

ДД(Ю)Т каб. 7

-

10

Мифы, связанные с названиями Лиры, Лебедя, Орла.

Беседа,  творческое занятие

2

ДД(Ю)Т каб. 7

-

11

Созвездия Пегаса и Андромеды.

Созвездие Ориона.

Беседа,  творческое занятие

1

1

ДД(Ю)Т каб. 7

-

12

Плеяды.

Созвездие льва

Беседа,  творческое занятие

1

1

ДД(Ю)Т каб. 7

опрос, творческая работа по теме

13

декабрь

Сириус, Процион, Альтаир – примеры близких звезд.

Беседа,  творческое занятие

2

ДД(Ю)Т каб. 7

-

14

Размеры звезд. Можно ли жить на звездах.

Беседа,  творческое занятие

2

ДД(Ю)Т каб. 7

-

15

Млечный путь.

Беседа,  творческое занятие

2

ДД(Ю)Т каб. 7

-

16

Подвижная карта земного неба.

Беседа,  творческое занятие

2

ДД(Ю)Т каб. 7

-

17

январь

Строение Солнечной системы.

Беседа,  творческое занятие

2

ДД(Ю)Т каб. 7

-

18

Основные особенности Солнечной системы (расположение, движение планет).

Беседа,  творческое занятие

2

ДД(Ю)Т каб. 7

опрос, творческая работа по теме

19

Что такое планета.

Беседа,  творческое занятие

2

ДД(Ю)Т каб. 7

-

20

Расстояние планет от Солнца.

Беседа,  творческое занятие

2

ДД(Ю)Т каб. 7

опрос, творческая работа по теме

21

февраль

Меркурий – мир, похожий на Луну

Беседа,  творческое занятие

2

ДД(Ю)Т каб. 7

 

22

Венера и Марс

Беседа,  творческое занятие

2

ДД(Ю)Т каб. 7

 

23

Венера и Марс

Беседа,  творческое занятие

2

ДД(Ю)Т каб. 7

-

24

Плутон – планета загадок

Беседа,  творческое занятие

2

ДД(Ю)Т каб. 7

-

25

март

Плутон – планета загадок

Беседа,  творческое занятие

2

ДД(Ю)Т каб. 7

-

26

Планеты-гиганты и их спутники

Беседа,  творческое занятие

2

ДД(Ю)Т каб. 7

-

27

Планеты-гиганты и их спутники

Беседа,  творческое занятие

2

ДД(Ю)Т каб. 7

-

28

Планеты-гиганты и их спутники

Беседа,  творческое занятие

2

ДД(Ю)Т каб. 7

-

29

апрель

Планеты-гиганты и их спутники

Беседа,  творческое занятие

2

ДД(Ю)Т каб. 7

опрос, творческая работа по теме

30

Планеты-гиганты и их спутники

Беседа,  творческое занятие

2

ДД(Ю)Т каб. 7

-

31

Что такое комета.

Беседа,  творческое занятие

2

ДД(Ю)Т каб. 7

-

32

Комета Галлея.

Беседа,  творческое занятие

2

ДД(Ю)Т каб. 7

-

33

май

Исследования комет.

Беседа,  творческое занятие

2

ДД(Ю)Т каб. 7

-

34

«Падающие звезды» - метеоры.

Беседа,  творческое занятие

2

ДД(Ю)Т каб. 7

опрос, творческая работа по теме