Версия для слабовидящих

Menu

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Мастерская конструирования Фанкластик»

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мастерская конструирования Фанкластик» имеет техническую направленность, уровень сложности – ознакомительный. В процессе освоения образовательной программы дети учатся не столько сборке, сколько настоящему проектированию и конструированию, то есть универсальным умениям находить правильное решение и превращать его в конструктив, моделировать объекты окружающего мира, придумывать конструкцию, структуру, композицию, правила игры, сценарии и сюжеты. Программа разработана на основе:

  • Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 03.08.2018г.);
  •  приказа Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 09 ноября 2018 года № 196;
  • постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей";

с учетом:                                               

  • распоряжения правительства Российской Федерации от 04.09 2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;  
  • письма Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации»;
  • письма Министерства образования и науки РФ от 29.03. 2016 г. № ВК641/09 «О направлении методических рекомендаций»;
  • письма комитета по образованию Администрации Великого Новгорода от 26.10.2015   №  4665 «О направлении методических рекомендаций»;
  • Устава  ДД(Ю)Т им. Лёни Голикова;
  • приказа директора от 31.08. 2018 № 298 об утверждении «Положения о требованиях к дополнительным общеобразовательным программам, порядке их разработки и экспертизы в  муниципальном автономном учреждении дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества имени Лёни Голикова».

Актуальность. Экономическое развитие России определяется интеллектуальным творческим потенциалом создателей новых продуктов и технологических решений. Поддержка и развитие креативности становится одним из целевых приоритетов системы образования. Одной из форм проектно-исследовательской деятельности является изобретение или создание макета какого-либо объекта.  У многих родителей слова «конструирование и моделирование» стойко ассоциируются с деятельностью для мальчиков. Однако, это в корне не верно. На этих занятиях будет одинаково интересно и мальчикам, и девочкам, а навыки, которые дети получают в процессе конструирования и моделирования, применимы не только для успешного освоения школьной программы, но и для повседневной жизни, и для будущей профессиональной деятельности.

Педагогическая целесообразность. Каждому человеку необходимы определённые навыки мышления и качества личности, в том числе умения анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, уметь дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить. А какие из педагогических технологий целесообразно применять для детей младшего школьного возраста, чтобы помочь им овладеть этими умениями? Одной из таких технологий является проектно-исследовательская деятельность, а в нашем случае - изобретение или создание макета какого-либо объекта или систем.

Конструирование позволяет учащимся работать в качестве юных исследователей, инженеров, математиков и даже писателей, предоставляя им инструкции, инструментарий и задания для межпредметных проектов. Занимаясь конструированием, ребята изучают простые механизмы, учатся при этом работать руками, они развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию, внимание, память, воображение, способность к самостоятельному творчеству, самоконтроль.

Отличительная особенность. Фанкластик - принципиально новый, изобретенный и производимый в России конструктор, имеющий уникальные характеристики и не имеющий аналогов в мире по типу соединения деталей.

Конструктор имеет широкие возможности для моделирования и позволяет за одно занятие создавать масштабные конструкции. Конструктор легко встраивается в образовательную деятельность в различных предметных областях и позволяет включить ребенка, как в индивидуальное, так и групповое  моделирование с заданиями на конструирование моделей с возрастающим уровнем сложности. Конструктор Фанкластик позволяет соединять детали любым способом в любом направлении и использовать  различные способы конструирования (по схеме, видеоуроку, фото, модели, заданной теме и собственному замыслу).

Цель программы. Создание условий для освоения обучающимися основ начального инженерно-технического конструирования, развитие научно-технического и творческого потенциала личности ребёнка, формирование устойчивого интереса к деятельности по конструированию.

Планируемые результаты.

Первый год обучения

Личностные:

• навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в исследовательской и проектной деятельности;

• развитие различных видов памяти, внимания, воображения;

• начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

Метапредметные:

• планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;

• умение контролировать и оценивать свою работу;

• поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

• аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;

• выслушивание собеседника и ведение диалога.

Предметные:

Обучающиеся должны знать:

  • конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
  • виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
  • основные приемы конструирования;

Обучающиеся должны уметь:

• самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования

(планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.);

• создавать модели на основе инструкций.

• понимать опыт использования общих правил создания предметов рукотворного мира;

• планировать и выполнять практическое задание с опорой на инструкционную  карту;

• понимать особенности выполнения проектной деятельности под руководством педагога;

• отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;

• создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи; воплощать этот образ в материале.

 

Второй год обучения

Личностные:

• навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в исследовательской и проектной деятельности;

• развитие различных видов памяти, внимания, воображения;

• развитие правильной речи;

• начало профессионального     самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

 

Метапредметные:

• планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;

• умение контролировать и оценивать свою работу;

• поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

• аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;

• выслушивание собеседника и ведение диалога.

Предметные:

Обучающиеся должны знать:

  • основы программы Fanclastic 3D Designer;
  • конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
  • виды подвижных и неподвижных соединений в программе;
  • основные приемы конструирования в программе Fanclastic 3D Designer.

Обучающиеся должны уметь:

  • самостоятельно решать технические задачи в процессе 3-D моделирования;
  • создавать модели на основе инструкций в программе Fanclastic 3D Designer;
  • планировать и выполнять практическое задание с опорой на инструкционную  карту;
  • понимать особенности выполнения проектной деятельности под руководством педагога;
  • отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного педагогом замысла;
  • создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи; воплощать этот образ в материале.

 

Способы оценки результативности.

Форма текущего контроля: Беседа, творческая работа по теме.

Форма итоговой аттестации: зачетные    мероприятия  один раз в год. Итоги реализации программы подводятся в форме выставки детских работ и защиты проектов.

Задачи программы:

  • Сформировать навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в ходе исследовательской и проектной деятельности;
  • Научить планировать и выполнять практическое задание с опорой на инструкционную карту;
  • Познакомить с видами подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
  • Познакомить с конструктивными особенностями различных моделей, сооружений и механизмов.

Возраст обучающихся 7-10 лет.

Сроки реализации программы. Программа рассчитана на 2 года обучения по 68 учебных часов в год.

Формы и режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 учебных часа по 40 мин. Между занятиями предусмотрены 10-минутные перерывы для отдыха.

Календарный учебный график

 

Год обучения

Дата начала обучения

Дата окончания обучения

Всего учебных недель

Всего учебных дней

Количество учебных часов

Режим занятий

1 год

01.09.2019

31.05.2020

34

34

68

1 раза в неделю по 2 часа

2 год

01.09.2020

31.05.2021

34

34

68

1 раза в неделю по 2 часа

 

Первый год обучения

Учебный план

Тема

Кол-во часов

Всего

Теор.

Практ.

Тема  1. Введение. Знакомство с  «Фанкластик»

4

2

2

Тема 2. Моделирование технических и природных объектов.  Конструирование первых моделей по инструкции.

6

2

4

Тема 3. Проект «Зоопарк» Моделирование животных по инструкции.

6

2

4

Тема 4. Проектирование двумерных объектов «2d-моделирование»

8

2

6

Тема 5. Военная техника.

Проект «Вооружение»

6

2

4

Тема 6. Проект «Космодром» или «Звездные войны»

6

2

4

Тема 7. Архитектура. Проект «Город». Прочные соединения.

8

2

6

Тема 8. Колесоиды

6

2

4

Тема 9. Дизайн

6

2

4

Тема 10. Геометрия

Проект «3D», «Бесконечность» или «Пространство». Пространственные решетки.

8

4

4

Тема 11. Выставка работ (защита групповых проектов – подведение итогов работы)

4

2

2

Форма аттестации

Зачет в форме  в форме выставки детских работ и защиты проектов.

ИТОГО:

68

32

46

         

 

 

 

Тема

Всего

Т

П

Формы  аттестации /контроля

1.

Тема 1. Введение. Знакомство с  «Фанкластик»

2

1

1

Опрос, творческая работа.

1.1.

Инструктаж по ТБ. Знакомство с конструктором «Фанкластик». Элементы набора.

2

1

1

-

1.2.

Строительное моделирование. Баланс конструкций.

2

1

1

-

2.

Тема 2. Моделирование технических и природных объектов.

Конструирование первых моделей по инструкции.

6

2

4

 опрос, творческая работа

2.1.

Проект «Аэропорт» (строим по инструкции технические устройства).

2

0,5

1,5

-

2.2.

Самолет. Конструирование модели самолета.

2

0,5

1,5

-

2.3.

Вертолет. Сборка моделей вертолета .

2

0,5

1,5

-

2.4.

Проектирование аэропорта. Игра в аэропорт.

2

0,5

1,5

-

3.

Тема 3.Проект «Зоопарк» Моделирование животных по инструкции.

8

2

6

 опрос, творческая работа

3.1.

Жираф и черепаха. Создание

моделей жирафа и черепахи на

основе инструкций.

2

0,5

1,5

-

3.2.

Зоопарк. Игра в зоопарк:

виртуальная экскурсия по

зоопарку с рассказом о своем

животном.

2

0,5

1,5

-

3.3.

Жираф Гулливер.

2

0,5

1,5

-

3.4.

Проект «Затерянная планета».

 

2

0,5

1,5

-

4.

Тема 4. Проектирование двумерных объектов «2d-моделирование»

8

2

6

 опрос, творческая работа

4.1.

Проект «Реклама».

2

0,5

1,5

-

4.2.

Буква «С».

2

0,5

1,5

-

4.3.

Рекламный плакат.

2

 

0,5

1,5

-

4.4.

Дорожные знаки.

2

 

 

 

5.

Тема 5. Военная техника.

Проект «Калашников» или «Создай себе оружие»

6

2

4

 опрос, творческая работа

5.1.

Бластер, пулемет и прочее

оружие.

2

0,5

1,5

-

5.2.

Проект «Калашников»

2

0,5

1,5

-

5.3.

Игра в войну с самодельным

вооружением.

2

0,5

1,5

 

6.

Тема 6. Проект «Космодром» или «Звездные войны»

6

2

4

 опрос, творческая работа

6.1.

Звездолет.

2

0,5

1,5

-

6.2.

Проект «Космодром»

4

1.5

2.5

 

7.

Тема 7. Архитектура. Проект «Город». Прочные соединения.

8

2

4

Опрос, творческая работа

8.

Тема 8. Колесоиды

6

2

4

Опрос, творческая работа

9.

Тема 9. Дизайн

6

2

4

Опрос, творческая работа

9.1.

Кратер.

2

0.5

1,5

 

9.2.

Стул и другие элементы

интерьера.

4

1.5

2,5

 

10.

Тема 10. Геометрия

Проект «3D», «Бесконечность» или «Пространство». Пространственные решетки.

8

4

4

Опрос, творческая работа

10.1.

Бесконечная решетка.

«Фантазиус».

2

1

1

-

10.2.

Тетраэдр (пирамида с треугольным основанием).

2

1

1

-

 

Куб (гексаном).

2

1

1

-

10.3.

Фрактал.  Демонстрация

готового объекта.

2

0.5

1,5

-

11.

Тема 11.Олимпиада (защита групповых проектов – подведение итогов работы)

4

2

2

-

11.1.

Подготовка к изготовлению проектов.

2

1

1

-

11.2.

Выставка работ (защита групповых проектов)

2

1

1

защита групповых проектов

 

ИТОГО

68

32

46

 

 

Содержание

Тема  1. Введение в знакомство с  «Фанкластик» - 2 часа.

Теория. Инструктаж по ТБ. Знакомство с конструктором «Фанкластик». Элементы набора. Полоска. Первая проба.

Практика. Ребенок получает задание собрать собачку из фиксированного набора деталей. Первая конструкция на основе первого типа соединения «плоскость-плоскость» - «Переностик». Сгибание Переностика (Полоски) в Колесо. Знакомство с названиями деталей и соединительных элементов деталей. Полоска №2. Задание на повторение соединений и названий. Вторая конструкция – второй тип «Торец-плоскость». Колесо из Полоски. Пружинка. Третья конструкция – третий тип соединения «торец-торец». «Квадракл» (пружинка).

Тема 2. Моделирование технических и природных объектов.

Конструирование первых моделей по инструкции – 6 часов.

Теория. Правила конструирования. Конструирование первых моделей по инструкции.

Практика. Проект «Аэропорт» (строим по инструкции технические устройства). Самолет. Конструирование модели самолета. Сборка по технологическим картам (инструкции). Достраивание элементов самолета, видоизменение конструкции, объяснение назначения элементов. Вертолет. Сборка моделей вертолета по выбору обучающихся: «Геликоптик» или «Стреколет». Дополнительное задание: конструирование самолета и других объектов аэропорта. Проектирование аэропорта. Игра в аэропорт.

Тема 3. Проект «Зоопарк» Моделирование животных по инструкции – 8 часов.

Теория. Беседа по теме «Зоопарк». Обсуждение проекта.

Практика. Жираф и черепаха. Создание моделей жирафа и черепахи на основе инструкций. Зоопарк. Создание моделей различных животных из инструкций набора: Такса, олененок, ящер, динозавр и другие животные. Дополнительное задание: создание других видов животных или изменение созданных по инструкции. Игра в зоопарк: виртуальная экскурсия по зоопарку с рассказом о своем животном.

Жираф Гулливер. Создание большой модели животного усилиями всей группы. Обучающиеся конструируют по инструкции модель «Жираф Гулливер». Распределенная работа по созданию отдельных частей жирафа в мини-группах и последующая сборка.

Проект «Затерянная планета». Дети получают задание придумать и создать несуществующее животное. На презентации каждый описывает его свойства (в какой среде живет, чем питается, какие повадки…)

Тема 4. Проектирование двумерных объектов «2d-моделирование» - 8 часов.

Теория. Беседа по теме. Обсуждение проекта. Проектирование конструкции букв и других плоских объектов. Эскизное проектирование.

Практика. Буква «С». На примере одной буквы дети учатся проектировать плоские объекты из трехмерных элементов (деталей конструктора). Проектирование технологии создания двумерных объектов. Использование рисунка создаваемого объекта (формы) и эскиза ее сборки из деталей конструктора.

Рекламный плакат. Используя разработанную технологию, обучающиеся создают рекламный плакат из одного или двух слов, составленных из букв, собранных из деталей конструктора. Сначала в группах придумывают слово или слоган, после этого распределяют буквы по мини-группам, конструируют буквы и собирают слово. Проектирование технологии сборки слова из отдельных объектов.

Дорожные знаки. Дети конструируют по группам разные дорожные знаки, самостоятельно придумывая (проектируя) конструкцию. После этого играют в игру «Движение без опасности» (движение людей и транспорта по улицам города и его регулировку с помощью дорожных знаков).

Тема 5. Военная техника. Проект «Калашников» или «Создай себе оружие» - 6 часов.

Теория. Беседа по теме. Обсуждение проекта.Проектирование разнообразных моделей оружия и игра в войну. Формулирование правил игры.

Практика. Бластер, пулемет и прочее оружие. Проектирование, конструирование и презентация личного оружия каждым обучающимся.

Игра в войну с самодельным вооружением. Обсуждение правил игры (например, «В войну»). Проектирование и создание оружия. Игра.

Военная техника. Конструирование моделей военной техники: вертолет, танк, истребитель, подводная лодка и другая военная техника (создание моделей по инструкции). Дополнительное задание: проектирование других моделей военной техники. Проектирование игры и игра.

Тема 6. Проект «Космодром» или «Звездные войны» - 6 часов.

Теория. Беседа по теме. Обсуждение проекта.

Практика. Звездолет. Конструирование моделей звездолетов (по инструкции): «Дельта», «Инфинити», «Омега», «Космический крейсер» и других. Игра «Звездные войны».

Тема 7. Архитектура. Проект «Город». Прочные соединения. – 8 часов.

Теория. Беседа по теме. Обсуждение проекта. Исследование и изобретение технологий придания прочности, их фиксация и презентация. Строительство моделей архитектурных конструкций, от мостов до зданий. Сравнение результатов работы разных групп (не обязательно соревновательного характера). Прочность соединения деталей. Узлы. Их укрепление. Конструируются и исследуются на прочность различные простые соединения деталей. Педагог вводит понятие узла, соединения деталей. Методом проб и ошибок дети в малых группах самостоятельно придумывают способы укрепления узлов, проводят испытания и демонстрируют их большой группе.

Практика. Конструкция моста. Ферма. Принципы создания прочной конструкции. Обучающиеся решают задачу проектирования моста через реку. Педагог дает ограничительные условия (ширина реки и др.), дети самостоятельно проектируют конструкцию моста, испытывают ее и изобретают способы придания прочности. Только после этого вводится понятие фермы и рассматривается принцип ее конструирования.

Опора для моста. Сжатие. Дети получают задачу конструирования моста, выдерживающего большую нагрузку. Педагог фиксирует вес или объект, который должен удержать мост. Вводится условие: вес должны выдерживать опоры, а не конструкция пролетов моста. Дети самостоятельно проектируют конструкцию опор моста, испытывают ее и изобретают способы придания прочности. После этого вводится понятие сжатия.

Подвесной мост. Растяжение. Педагог демонстрирует и описывает конструкцию подвесного моста. Ставится задача: сконструировать из деталей набора прочный подвес, который может удержать большой вес (например: 10 кг). Дети проектируют, конструируют, исследуют различные конструкции подвеса. Общее испытание в конце выявляет самый прочный подвес. Совместно анализируют использованные разными группами приемы обеспечения прочности.

Большой пролет моста. Изгиб. Ставится задача создать обычный (балочный) мост с большим пролетом. Дети проектируют и создают свои конструкции. Проводится презентация готовых проектов.

Современный город. Непрямые углы в конструкции. Педагог демонстрирует несколько способов создания конструкции с углами меньшими 90 градусов. Группы должны создать проект здания современной архитектуры, в котором есть непрямые углы.

Средневековый (или античный) город (крепость). Проектное задание: построить сообща один большой город или крепость. Педагог не дает никаких ограничений и рекомендаций. После создания города дети рассказывают о том, что сделала каждая группа, обращая внимание на интересные инженерные решения и находки.

Город будущего. Проектное задание: построить сообща один большой город будущего. Педагог не дает никаких ограничений и рекомендаций. После создания города дети рассказывают о том, что сделала каждая группа.

Тема 8. Колесоиды – 6 часов.

Теория. Круг, геометрические соотношения в круге, окружность в архитектуре. Колесо. Диаметр и длина окружности.

Практика. Решение задачки про практическое сравнение длины окружности колеса и его диаметра способом непосредственного измерения и деления. Используются велосипедные колеса различного диаметра. Конструирование простой жесткой колесной конструкции и сравнение этих размеров для новой конструкции. Малое колесо. Усложнение конструкции. Межгрупповое взаимодействие и общий проектный результат. Большое колесо. Большая сложность и размер. Взаимопомощь между малыми группами при реализации общего проекта.

Тема 9. Дизайн – 6 часов.

Теория. Геометрия пространства. Геометрические конструкции.

Практика. Кратер. Детям предлагается создать в группах по 4-6 человек большой объект для украшения интерьера (сборка по инструкции).

Стул и другие элементы интерьера. Проектное задание: нужно спроектировать и сконструировать элемент интерьера крупных размеров (мебель или что-либо другое).

Тема 10. Геометрия. Проект «3D», «Бесконечность» или «Пространство». Пространственные решетки – 8 часов.

Теория. Бесконечная решетка. Тетраэдр (пирамида с треугольным основанием). Куб (гексаном). Фрактал.

Практика. Кратер. Детям предлагается создать в группах по 4-6 человек большой объект для украшения интерьера (сборка по инструкции).

Стул и другие элементы интерьера. Проектное задание: нужно спроектировать и сконструировать элемент интерьера крупных размеров (мебель или что-либо другое).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Геометрия пространства. Геометрические конструкции. Бесконечная решетка. «Фантазиус». Педагог демонстрирует принцип сборки единичного элемента конструкции и передав одной из групп, предлагает его продолжить во все стороны. Отдельные части, собранные в группах, нужно попытаться пристроить к общей конструкции.

Тетраэдр (пирамида с треугольным основанием). Дети собирают конструкцию по инструкции. Потом им дается задание создать из них общую композицию.

Куб (гексаном). Педагог демонстрирует готовую конструкцию и предлагает детям проанализировать ее конструкцию и повторить. Когда группам станет не хватать элементов для сборки, педагог может предложить им объединить усилия.

Фрактал.  Демонстрация готового объекта. Сборка по инструкции по группам.

Тема 11.Выставка работ (защита групповых проектов – подведение итогов работы) – 4 часа.

Теория. Подготовка к соревнованиям или изготовление проектов.

Практика. Олимпиада (соревнование внутри группы). Лучшее решение конструкторской задачи или публичная защита проектов (с приглашением родителей и друзей).

 

Методическое обеспечение

Такая деятельность, как конструирование или моделирование – это отличный способ удовлетворить потребность ребенка в познании строения окружающего его мира.

Моделирование  - построение моделей, процесс познания объектов, метод изучения технических сооружений, мыслительный и практический вид деятельности, непосредственно создание моделей. Моделирование появилось тогда, когда человечество осознало свое место в окружающем мире и стало стремиться к пониманию и изменению его. Развитие творческих способностей заключается именно в том, чтобы раскрыть суть моделирования, его принципы и закономерности. На первых порах обучения дети работают по готовым эскизам и чертежам с использованием преимущественно воспроизводящих методов. Частично применяются методы умственному развитию учащихся, т.е. проблемные, исследовательские и др.

Конструирование – один из способов моделирования. Оно представляет разработку совместимых типовых элементарных объектов (деталей) и создание более сложных объектов из этих деталей.

Моделирование и конструирование – это неотъемлемые части всей системы трудового обучения и воспитания, и здесь важно соблюдать все принципы дидактики. Педагог сообщает учащимся достоверные факты с учётом возрастных особенностей детей. Машины и механизмы - сложные конструкции, воплотившие в себе достижения науки и техники многих поколений. Младшим школьникам сообщают исторические сведения, даётся краткая техническая справка, объясняется лишь общее устройства объекта без детализации. Таким образом, реализуются принципы научности и доступности.

Основная методическая линия курса - реализация проектного подхода. В основу методики положена следующая последовательность действий детей:

  • · знакомство с проблемой и ее изучение;
  • · проектирование и планирование совместной работы над проектом;
  • · конструирование;
  • · исследование или использование (в игровой ситуации);
  • · документирование и презентация результатов.

Структура занятия:

  • · Постановка проблемы или задачи, включающая в себя мотивационный элемент (демонстрация или сюжет, ситуация).
  • · Обсуждение – поиск путей решения (в группах различного состава, от 2 до 6

человек, в зависимости от задачи).

  • · Проектирование и конструирование.
  • · Подготовка демонстрации (документирование; съемка фото, видео или

анимации) или проектирование общей игры (придумывание правил).

  • · Презентация продуктов друг другу или игра с созданными объектами.

Для поддержания и формирования мотивации детей в работе с набором приоритетом обладает содержательная мотивация.

  • · Содержательная мотивация (интересные задания, проблема, задача, загадка,

общий проект);

  • · Уникальные возможности набора – сборка больших совместных конструкций, больших проектов (город);
  • · Игровой элемент (роли и правила игры);
  • · Сюжет (можно упаковывать занятие или несколько занятий в историю);
  • · Создание детьми анимационных фильмов из готовых конструкций;
  • · Демонстрация видеофрагментов (20-30 секунд) про красивые инженерные задачи и их решение (этот мотивирующий элемент в наименьшей степени связан с содержанием деятельности детей и потому он используется реже других).

Средства оценки образовательных результатов

Каждое занятие учащиеся должны выполнить одно или несколько заданий, служащих одновременно средством оценивания. Выполняя задания, обучающийся осваивает широкий набор умений, перечисленных в списке планируемых результатов.

Процесс и результат выполнения каждого задания оценивается педагогом. При этом под оценкой понимается качественная характеристика выполнения задания. Фиксируется уровень успешности и самостоятельности выполнения задания: выполнено без посторонней помощи; выполнено при минимальном участии педагога; выполнено при значительной помощи со стороны педагога; выполнено частично, не до конца, не в соответствии с техническим заданием, технологической картой, заданием; не выполнено. Также педагог оценивает, какие проблемы и трудности возникли у ребенка в процессе выполнения каждого задания.

Отдельное внимание обращается на фантазию, которую проявляет (или не проявляет) ребенок в процессе конструирования, а также на сколько он изобретателен в решении конструкторских задач.

Важный параметр оценивания: умение ребенка читать чертежи и схемы и выполнять задание по технологической карте, а также изображать на рисунке отдельные элементы конструкции.

Все отмеченные стороны оценивания имеют качественный характер и педагог может проводить и даже фиксировать (описывать) результативность выполнения каждого задания каждым ребенком во время самостоятельной работы учащихся в процессе выполнения ими заданий. Поскольку образовательный процесс построен в основном на такой форме работы, у педагога есть делать пометки и фиксировать не только результаты работы детей, но и сам процесс, в том числе на фото- или видеокамеру (требуется письменное согласие родителей). В любом случае все результаты работы (модели, рисунки, схемы, тексты и т.д.) фиксируются на фотокамеру.

 

Второй год обучения

Учебный план

 

Тема

Кол-во часов

 

Всего

Теор.

Практ.

Тема  1. Введение. Знакомство с программой «Fanclastic 3D Designer»

2

1

1

Тема 2. Курс знакомства с элементами управления программы.

Конструирование первых моделей по инструкции.  

6

2

4

Тема 3. Конструирование детской площадке в 3-D программе.

8

2

6

Тема 4. Проектирование двумерных объектов «3- D моделирование»

8

2

6

Тема 5. Проект «Военная техника»

6

2

4

Тема 6. «Космос в деталях»

Разбор деталей в программе.

6

2

4

Тема 7. Архитектура Проект «Город».

8

2

6

Тема 8. Геометрия

6

2

4

Тема 9.   Проект «Праздник»

6

2

4

Тема 10.  Проект «Дизайн Дворца»

8

4

4

Тема 11. Олимпиада (защита групповых проектов – подведение итогов работы)

4

2

2

Форма аттестации

Зачет в форме  в форме выставки детских работ или олимпиады (защиты проектов)

ИТОГО:

68

23

45

 

Учебно-тематический план

Тема

Всего

Т

П

Формы  аттестации /контроля

1.

Тема  1. Введение. Знакомство с программой «Fanclastic 3D Designer»

2

1

2

Опрос, творческая работа.

1.1.

Инструктаж по ТБ. Знакомство с программой «Fanclastic 3D Designer».

2

1

1

-

1.2.

3-D моделирование. Баланс конструкций.

2

1

1

-

2.

Тема 2.Курс знакомства с элементами управления программы.

6

2

4

 опрос, творческая работа

2.1.

Разбор элементов управления

2

0,5

1,5

-

2.2.

Самолет. Конструирование модели самолета.

2

0,5

1,5

-

2.3.

Вертолет. Конструирование самолета

2

0,5

1,5

-

2.4.

Проектирование аэропорта.

Презентация проекта.

2

0,5

1,5

-

3.

Тема 3.Конструирование детской площадке в 3-D моделирование.

8

2

6

 опрос, творческая работа

3.1.

Карусель и качель . Создание

моделей карусели и качели на

основе инструкций.

2

0,5

1,5

-

3.2.

 Виртуальная экскурсия с рассказом о своей работе.

Презентация.

2

0,5

1,5

-

3.3.

Фонтан и скамейки. Создание

моделей фонтана и скамейки на

основе инструкций.

2

0,5

1,5

-

3.4.

Презентация работы из двух частей.

2

0,5

1,5

-

4.

Тема 4. Проектирование двумерных объектов «3- D моделирование»

8

2

6

 опрос, творческая работа

4.1.

Проект «Реклама».

2

0,5

1,5

-

4.2.

Буквы

2

0,5

1,5

-

4.3.

Проект «Рекламные плакаты нашего города»

2

 

0,5

1,5

-

4.4.

Дорожные знаки.

2

 

 

 

5.

Тема 5. Проект «Военная техника»

6

2

4

 опрос, творческая работа

5.1.

Бластер, пулемет и прочее

оружие.

2

0,5

1,5

-

5.2.

Проект «23 февраля»

2

0,5

1,5

-

5.3.

Презентация работ на внутренний конкурс.

2

0,5

1,5

 

6.

Тема 6. «Космос в деталях»

Разбор деталей в программе.

6

2

4

 опрос, творческая работа

6.1.

Звездолет.

2

0,5

1,5

-

6.2.

Проект «Космодром»

4

1.5

2.5

 

7.

Тема 7. Архитектура

Проект «Город».

8

2

4

Опрос, творческая работа

8.

Тема 8. Геометрия

6

2

4

Опрос, творческая работа

9.

Тема 9.Проект «Праздник»

6

2

4

Опрос, творческая работа

9.1.

Поздравление для мамы в 3-D моделирование

2

0.5

1,5

 

9.2.

Презентация работ, внутренний конкурс

4

1.5

2,5

 

10.

Тема 10. Проект «Дизайн Дворца»

8

4

4

Опрос, творческая работа

10.1.

Дискуссия. Моделирование первых идей.

2

1

1

 

10.2.

Презентация первых объектов.

Разбор ошибок.

2

1

1

 

 

Совместная работа с родителями.

2

1

1

 

10.3.

Презентация готовых работ.

Внутренний конкурс.

2

0.5

1,5

 

11.

Тема 11.Олимпиада (защита групповых проектов – подведение итогов работы)

4

2

2

 

11.1.

Подготовка к изготовлению проектов.

2

1

1

 

11.2.

Олимпиада (соревнование внутри группы).

2

1

1

защита групповых проектов

 

ИТОГО

68

23

45

 

 

Содержание

2-ой год обучения

Тема  1. Введение. Знакомство с программой «Fanclastic 3D Designer»

- 2 часа.

Теория. Инструктаж по ТБ. Знакомство с программой «Fanclastic 3D Designer» Первая проба. 3-D моделирование. Баланс конструкций.

Практика. Учащийся получает задание: собрать конституцию в программе. Первая конструкция на основе первого типа соединения «плоскость-плоскость» - «Переностик».   Задание на повторение соединений и названий.

Вторая конструкция – второй тип «Торец-плоскость». Пружинка.

Третья конструкция – третий тип соединения «торец-торец». «Квадракл».

Данные модели моделируются в программе.

Тема 2.Курс знакомства с элементами управления программы.

Конструирование первых моделей по инструкции – 6 часов.

Теория. Разбор элементов управления.

Практика.Самолет. Конструирование модели самолета. Вертолет. Конструирование вертоета.

Проектирование аэропорта.

Проект «Аэропорт» (строим в программе по инструкции технические устройства). Самолет. Конструирование модели самолета. Достраивание элементов самолета, видоизменение конструкции, объяснение назначения элементов. Вертолет. Сборка моделей вертолета по выбору обучающихся: «Геликоптик» или «Стреколет».

Дополнительное задание: конструирование самолета и других объектов аэропорта.

Презентация проекта.

Тема 3.Конструирование детской площадке в 3-D моделирование – 8 часов.

Теория. Создание моделей карусели и качели на основе инструкций. Виртуальная экскурсия с рассказом о своей работе. Создание моделей фонтана и скамейки на основе инструкций.

Практика. Презентация работы из двух частей.

Тема 4. Проектирование двумерных объектов «3- D моделирование» - 8 часов.

Теория. Беседа по теме. Обсуждение проекта. Проектирование конструкции букв и других плоских объектов в программе. Эскизное проектирование.

Практика. Буквы. На примере одной буквы дети учатся моделировать  плоские объекты. Проектирование технологии создания двумерных объектов. Использование рисунка создаваемого объекта (формы) и эскиза.

Проект «Рекламные плакаты нашего города».

 Используя разработанную технологию, обучающиеся создают рекламный плакат из одного или двух слов, составленных из букв. Сначала в группах придумывают слово или слоган, после этого распределяют буквы по мини-группам, моделируют в программе и собирают слово.

Дорожные знаки. Дети моделируют в программе по группам разные дорожные знаки, самостоятельно придумывая (проектируя) конструкцию.

Тема 5.  Проект «Военная техника» - 6 часов.

Теория. Беседа по теме. Обсуждение проекта. Проект «23 февраля» Бластер, пулемет и прочее оружие. Презентация работ на внутренний конкурс.

Практика. Бластер, пулемет и прочее оружие. Проектирование, моделированеи и презентация личного оружия каждым обучающимся.

Проект «23 февраля». Конструирование моделей военной техники в программе: вертолет, танк, истребитель, подводная лодка и другая военная техника (создание моделей по инструкции).

Дополнительное задание: Презентация работ на внутренний конкурс.

Тема 6. «Космос в деталях» Разбор деталей в программе.- 6 часов.

Теория. Беседа по теме. Обсуждение проекта.

Практика. Звездолет. Конструирование моделей звездолетов в программе (по инструкции): «Дельта», «Инфинити», «Омега», «Космический крейсер» и других.

Проект «Космодром». Придумать своё звездолет. Конструирование своих моделей в программе. Презентация своих работ.

Тема 7. Архитектура. Проект «Город». – 8 часов.

Теория. Беседа по теме. Обсуждение проекта. Исследование и изобретение технологий придания прочности, их фиксация и презентация. Строительство в прогорамме моделей архитектурных конструкций, от мостов до зданий. Сравнение результатов работы разных групп (не обязательно соревновательного характера).

Практика. Конструкция моста. Обучающиеся решают задачу моделирования моста через реку. Педагог дает ограничительные условия (ширина реки и др.), дети самостоятельно моделируют конструкцию моста, испытывают ее и изобретают способы придания прочности.

Подвесной мост. Растяжение. Педагог демонстрирует и описывает конструкцию подвесного моста. Ставится задача: смоделировать подвес, который может удержать большой вес (например: 10 кг). Совместно анализируют использованные разными группами приемы обеспечения прочности.

Большой пролет моста. Изгиб. Ставится задача создать обычный (балочный) мост с большим пролетом. Дети моделирую и создают свои конструкции. Проводится презентация готовых проектов.

Современный город. Непрямые углы в конструкции. Педагог демонстрирует несколько способов создания конструкции с углами меньшими 90 градусов. Группы должны создать проект здания современной архитектуры, в котором есть непрямые углы.

Средневековый (или античный) город (крепость). Проектное задание: построить сообща один большой город или крепость. Педагог не дает никаких ограничений и рекомендаций. После создания города дети рассказывают о том, что сделала каждая группа, обращая внимание на интересные инженерные решения и находки.

Город будущего. Проектное задание: построить сообща один большой город будущего. Педагог не дает никаких ограничений и рекомендаций. После создания города дети рассказывают о том, что сделала каждая группа.

Тема 8. Геометрия– 6 часов.

Теория. Круг, геометрические соотношения в круге, окружность в архитектуре. Колесо. Диаметр и длина окружности.

Практика. Решение задачки про практическое сравнение длины окружности колеса и его диаметра способом непосредственного измерения и деления. Используются велосипедные колеса различного диаметра. Моделирование простой колесной конструкции и сравнение этих размеров для новой конструкции. Малое колесо. Усложнение конструкции. Межгрупповое взаимодействие и общий проектный результат. Большое колесо. Большая сложность и размер. Взаимопомощь между малыми группами при реализации общего проекта.

Тема 9. Проект «Праздник» – 6 часов.

Теория. Поздравление для мамы в 3-D моделирование.

Практика. Презентация работ, внутренний конкурс. Детям предлагается смоделировать подарок своей маме, бабушке, сестре.

Все работы выставляются на внутренний конкурс.

Тема 10. Проект «Дизайн Дворца»– 8 часов.

Теория. Дискуссия. Моделирование первых идей. Презентация первых объектов. Разбор ошибок.

Практика. Совместная работа с родителями. Презентация готовых работ. Внутренний конкурс.

Тема 11.Олимпиада (защита групповых проектов – подведение итогов работы) – 4 часа.

Теория. Подготовка к соревнованиям или изготовление проектов.

Практика. Олимпиада (соревнование внутри группы). Лучшее решение конструкторской задачи или публичная защита проектов (с приглашением родителей и друзей).

 

 

Материально-техническое обеспечение

Для проведения занятий требуется: 

Кабинет обеспечен соответствующей мебелью: рабочими столами, стульями, шкафами для моделей, стеллажами и шкафами для строящихся моделей, шкафами для хранения инструмента, конструктором, компьютерами, программным обеспечением, выходом в интернет, мультимедийной доской, столом для руководителя.

Группа учеников состоит из 12-15 человек. Дети работают в мини- группах по 2-3 в каждой. Рабочее место оснащено столом, стульями, персональным компьютером, компьютерной мышью, конструктор «Максикластика-2» (детали желтого, зеленого, красного, белого, синего  цвета) - 2 шт., пошаговые инструкции по сборке моделей (в цифровом или бумажном виде) – на каждую пару обучающихся. (При наличии только цифровой формы инструкций необходимы планшеты или компьютеры на каждую пару обучающихся), лотки для раздачи деталей в группы – из расчета 1 лоток на пару обучающихся (могут быть использованы крышки пластиковых коробок для хранения деталей).

 

Список литературы

  1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Aкадемия, 2002.
  2. Волкова С. И. Математика и конструирование. М.:Просвещение, 2019
  3. Горский В. А. Техническое конструирование: учебно-методическое пособие. — М.: Дрофа, 2010.
  4. Ермакова Е.С., Румянцева И.Б., Целищева И.И. Развитие гибкости мышления детей. – СПб.:Речь, 2007.
  5. Конышева Н.М. Конструирование как средство развития младших школьников на уроках ручного труда: пособие для учителей и студентов педвузов– М.: ИЦ «Академия», 2000.

2.     Видео-инструкции, материалы для рассказывания, комплект необходимых деталей для сборки конструкций. http://fanclastic.ru:

7.     Начальное техническое моделирование: сборник методических материалов. Под ред. Космачевой М.В. – М: «Перо», 2016

 

 

 

Приложение 1.

Протокол

оценки образовательных результатов в процессе итоговой аттестации

Программа_____________________________________________________

______________________________________________________________ наименование, модуль, год обучения)

Форма итоговой аттестации _______________________________________________

Учащиеся

Образовательный результат

П.

 

 

 

 

 

М.

Л.

 

 

 

 

 

 

 

 

Критерии оценки:  В (Высокий уровень)  – __  баллов;  С (Средний уровень)  –  ____ баллов; Н (Низкий уровень ) - ___ баллов.

 Педагог, реализующий программу __________________/_________

                                                                                           (подпись)                       (Фамилия, Инициалы)

Эксперт:_____________________/__________________________

                                                   (подпись)                       (Должность, Фамилия, Инициалы)

Эксперт:_____________________/__________________________

                                                    (подпись)                       (Должность, Фамилия, Инициалы)

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Календарно-тематический план

№п/п

Месяц

Тема занятия

Форма

Кол-во часов

Место проведения

1

сентябрь

Инструктаж по ТБ. Знакомство с конструктором «Фанкластик». Элементы набора.

беседа

2

ДД(Ю)Т, каб. 7

2

Строительное моделирование. Баланс конструкций.

Беседа, практическое занятие

2

ДД(Ю)Т, каб. 7

3

Проект «Аэропорт» (строим по инструкции технические устройства).

Беседа, практическое занятие

2

ДД(Ю)Т, каб. 7

4

Проект «Аэропорт» (строим по инструкции технические устройства).

Беседа, практическое занятие

2

ДД(Ю)Т, каб. 7

5

октябрь

Самолет. Конструирование модели самолета.

Беседа, практическое занятие

2

ДД(Ю)Т, каб. 7

6

Вертолет. Сборка моделей вертолета .

Беседа, практическое занятие

2

ДД(Ю)Т, каб. 7

7

Проектирование аэропорта. Игра в аэропорт.

Беседа,  самостоятельная работа

2

ДД(Ю)Т, каб. 7

8

Жираф и черепаха. Создание

моделей жирафа и черепахи на

основе инструкций.

Беседа,  самостоятельная работа

2

ДД(Ю)Т, каб. 7

9

ноябрь

Зоопарк. Игра в зоопарк:

виртуальная экскурсия по

зоопарку с рассказом о своем

животном.

Беседа, практическое занятие

2

ДД(Ю)Т, каб. 7

10

Жираф Гулливер.

Беседа, практическое занятие

2

ДД(Ю)Т, каб.7

11

Проект «Затерянная планета».

 

Беседа,  самостоятельная работа

2

ДД(Ю)Т, каб. 7

12

Проект «Реклама».

Беседа,  самостоятельная работа

2

ДД(Ю)Т, каб.7

13

декабрь

Буква «С».

Беседа,  самостоятельная работа

2

ДД(Ю)Т, каб. 7

14

Рекламный плакат.

Беседа, практическое занятие

2

ДД(Ю)Т, каб. 7

15

Дорожные знаки.

Беседа, практическое занятие

2

ДД(Ю)Т, каб. 7

16

Бластер, пулемет и прочее

оружие

Беседа, практическое занятие

2

ДД(Ю)Т, каб. 7

17

январь

Проект «Калашников»

Беседа, практическое занятие

2

ДД(Ю)Т, каб. 7

18

Игра в войну с самодельным

вооружением.

Беседа, практическое занятие

2

ДД(Ю)Т, каб. 7

19

Звездолет

Беседа, практическое занятие

2

ДД(Ю)Т, каб. 7

20

Проект «Космодром»

Беседа, практическое занятие

2

ДД(Ю)Т, каб. 7

21

февраль

Проект «Космодром»

Беседа, практическое занятие

2

ДД(Ю)Т, каб. 7

22

Архитектура. Проект «Город». Прочные соединения

Беседа, практическое занятие

2

ДД(Ю)Т, каб. 7

23

Архитектура. Проект «Город». Прочные соединения

Беседа, практическое занятие

2

ДД(Ю)Т, каб. 7

24

Архитектура. Проект «Город». Прочные соединения

Беседа, практическое занятие

2

ДД(Ю)Т, каб. 7

25

март

Архитектура. Проект «Город». Прочные соединения

Беседа, практическое занятие

2

ДД(Ю)Т, каб. 7

26

Колесоиды

Беседа, практическое занятие

2

ДД(Ю)Т, каб. 7

27

Колесоиды

Беседа, практическое занятие

2

ДД(Ю)Т, каб. 7

28

Колесоиды

Беседа, практическое занятие

2

ДД(Ю)Т, каб. 7

29

апрель

Кратер

Беседа, практическое занятие

2

ДД(Ю)Т, каб. 7

30

Стул и другие элементы

интерьера.

Беседа, практическое занятие

2

ДД(Ю)Т, каб. 7

31

Стул и другие элементы

интерьера.

 

Беседа, практическое занятие

2

ДД(Ю)Т, каб. 7

32

Бесконечная решетка.

«Фантазиус».

Беседа, практическое занятие

2

ДД(Ю)Т, каб. 7

33

май

Тетраэдр (пирамида с треугольным основанием).

Беседа, практическое занятие

2

ДД(Ю)Т, каб. 7

34

Куб (гексаном).

Беседа, практическое занятие

2

ДД(Ю)Т, каб.7

35

Фрактал.  Демонстрация

готового объекта.

Беседа, практическое занятие

2

ДД(Ю)Т, каб. 7

36

Выставка работ (соревнование внутри группы).

Беседа, практическое занятие

2

ДД(Ю)Т, каб. 7