Версия для слабовидящих

Menu

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогическойнаправленности «Шахматный клуб «Дебют»

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматный клуб «Дебют» имеет социально-педагогическую направленность, уровень сложности – базовый.Шахматное образование включает в себя повышение уровня общей образованности детей, знакомство с теорией и практикой шахматной игры, развитие мыслительных способностей и интеллектуального потенциала учающихся, воспитание у детей навыков волевой регуляции характера. Общая образованность – это знания о мире, соединенные с интеллектуальным потенциалом учающихся: мобильностью и глубиной мышления, наличием творческих способностей, нравственных и эстетических ценностей, уверенности в своих силах и умения преодолевать трудности.

Программа разработана на основе:

  • Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 03.08.2018г.);
  •  приказа Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 09 ноября 2018 года № 196;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";

с учетом:

  • распоряжения правительства Российской Федерации от 04.09 2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;
  • письма Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации»;
  • письма Министерства образования и науки РФ от 29.03. 2016 г. № ВК641/09 «О направлении методических рекомендаций»;
  • письма комитета по образованию Администрации Великого Новгорода от 26.10.2015 №        4665 «О направлении методических рекомендаций»;
  • Устава ДД(Ю)Т им. Лёни Голикова;
  • приказа директора от 31.08. 2018 № 298 об утверждении «Положения о требованиях к дополнительным общеобразовательным программам, порядке их разработки и экспертизы вмуниципальном автономном учреждении дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества имени Лёни Голикова».

      Актуальность. В настоящее время шахматы настолько прочно вошли в современную жизнь,что вряд ли сейчас найдется человек, не знакомый с шахматной игрой, и уженикого не удивляют различные соревнования, обилие литературы, периодики икомпьютерного программного обеспечения по шахматам, постоянно расширяющееся преподавание шахмат вшколах и внешкольных учреждениях. Все это еще раз подчеркивает влияниешахматной игры на культурную жизнь общества.

Актуальность создания программы вызвана потребностями современных детей и их родителей, а также ориентирована на социальный заказ общества. Программа базируется на современных требованиях модернизации системы образования, способствует соблюдению условий социального, культурного, личностного и профессионального самоопределения, а также творческой самореализации детей.

Особенность программы в поэтапном освоении учащимися, предлагаемого курса, что даёт возможность детям с разным уровнем развития освоить те этапы сложности, которые соответствуют их способностям.

Педагогическая целесообразность.Обучаясь по данной программе, учащиеся познакомятся с историей шахмат, биографией великих шахматистов, освоят теоретические основы шахматной игры, приобретут турнирный опыт и смогут получить спортивные разряды. Учащиеся овладевают важнейшими логическими операциями: анализом и синтезом, сравнением, обобщением, обоснованием выводов. У них формируются навыки работы с разными источниками информации, самостоятельной исследовательской работы, что способствует успешной социализации и адаптации в обществе.

Цель программы.Создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития обучающихся через занятия шахматами.

 

Планируемые результаты

 

Личностные

  1. формирование установки на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
  2. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  3. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  4. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Метапредмет-ные

Познавательные:

  1. Выполнение логических операций: сравнение, анализ, обобщение, классификация, установление аналогий.
  2. Работа с источниками информации (поиск и извлечение информации, её критическая оценка), оборудованием.
  3. Расширение кругозора и эрудиции.

Коммуникативные:

  1. Приобретение и формирование навыков сотрудничества в ходе взаимодействия в группе, паре.
  2. Развитие навыков концентрации внимания, распределения физиологических ресурсов на разные промежутки времени, выстраивания логики рассуждений.

Регулятивные:

Проявление инициативы и самоконтроля.

Предметные

Знать:

-          шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, верти­каль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

-          названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода и взятия каждой фигуры, теоретические позиции по эндшпилю;

-          тактики и комбинации.

Уметь:

-          ориентироваться на шахматной доске;

-          играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с дру­гими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

-          правильно помещать шахматную доску между партнерами;

-          правильно расставлять фигуры перед игрой;

-          различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

-          рокировать, объявлять шах, ставить мат;

-          решать элементарные задачи на мат в один ход;

-          владеть элементарными приёмами легкофигурного эндшпиля и основными техническими приёмами ладейного эндшпиля;

-          владеть основными тактическими идеями и приёмами.

 

Способы оценки результативности.

Форма текущего контроля: зачетное мероприятие, рейтинговые турниры.

Форма итоговой аттестации:Ожидаемые результаты фиксируются через участие обучающихся в турнирах, чемпионатах различных уровней и форм проведения. Получение спортивных разрядов.

Задачи программы.

Обучающие:

  • Закрепить знания основ шахматной игры, шахматной нотации, научить эндшпилю, миттельшпилю и дебюту;
  • Обучить приёмам работы с шахматной литературой;самоанализа, самоконтроля.

Развивающие:

  • Развивать волю, физическую выносливость, усидчивость, внимание,  мышление, память;
  • Содействовать выработке умения распределять физиологические ресурсы организма, концентрировать внимание.

Воспитательные:

  • Воспитывать ответственность, дисциплинированность, такт, уважение к сопернику, характер спортсмена, умеющего достойно преодолевать большие успехи и временные неизбежные неудачи в спорте;
  • Сформировать готовность к самостоятельному принятию решений, сознательному и ответственному действию при выборе путей решения творческих заданий;
  • Подготавливать обучающихся к системному самообразованию, к соревнованиям;
  • Формировать активную гражданскую позицию.

Возраст обучающихся 7-13 лет.

Сроки реализации программы. Программа рассчитана на 3 года обучения. Первый год обучения  -  68 учебных часов в год, Второй-третий учебный год - 136 учебных часа в год. Всего по программе – 340 часов.

Формы и режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 учебных часа Между занятиями предусмотрены 10-минутные перерывы для отдыха.

 

Календарный учебный график

 

Год обучения

Дата начала обучения

Дата окончания обучения

Всего учебных недель

Всего учебных дней

Количество учебных часов

Режим занятий

1 год

01.09.

31.05.

34

34

68

1 раза в неделю по 2 часа

2 год

01.09.

31.05.

34

68

136

2 раза в неделю по 2 часа

3 год

01.09.

31.05.

34

68

136

2 раза в неделю по 2 часа

 

Первый год обучения.

Учебный план

Тема

Кол-во часов

 

всего.

теория

Практ.

 

Тема 1. Введение. Инструктаж по технике безопасности. Шахматная доска и фигуры

2

1

1

 

Тема 2. Основы игры в шахматы  

10

4

6

 

Тема 3. Рокировка. Правило взятия на проходе.

6

2

4

 

Тема 4. Шахматная нотация

6

2

4

 

Тема 5. Ничья. Основные виды ничьей.

6

2

4

 

Тема 6. Окончания. Линейный мат. Мат ферзем. Мат ладьей. Пешечные окончания.

6

2

4

 

Тема 7. Основы дебюта.

6

Тема 8. Основы тактики. Понятие шахматной комбинации.

4

2

2

Тема 9. Тактика. Двойной удар. Связка. Вскрытый и двойной шах. Шахматные комбинации. Уничтожение защиты. Отвлечение. Завлечение. Открытое нападение. Перекрытие.

8

4

4

Тема 10. Окончания: пешечные. Прорыв. Отдаленная проходная.  Реализация материального преимущества.

4

2

2

Тема 11. Дебютные ловушки и катастрофы.

4

2

2

Тема 12. Миттельшпиль. Атака на не рокировавшего  короля.

4

2

2

Тема 13. Итоговое занятие

2

0

2

 

68

27

41

             

 

 

Учебно-тематический план

 

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Шахматная доска и фигуры

2

1

1

Опрос

2.

Основы игры в шахматы  

10

4

6

Решение задач

3.

Рокировка. Правило взятия на проходе.

6

2

4

Игра

4.

Шахматная нотация

6

2

4

Игра

5.

Ничья. Основные виды ничьей.

6

2

4

Игра

6.

Окончания. Линейный мат. Мат ферзем. Мат ладьей. Пешечные окончания.

6

2

4

Игра

7.

Основы дебюта.

6

2

4

Игра

8.

Основы тактики. Понятие шахматной комбинации.

4

2

2

Игра

9.

Тактика. Двойной удар. Связка. Вскрытый и двойной шах. Шахматные комбинации. Уничтожение защиты. Отвлечение. Завлечение. Открытое нападение. Перекрытие.

8

4

4

Игра

10.

Окончания: пешечные. Прорыв. Отдаленная проходная.  Реализация материального преимущества.

4

2

2

Игра

11.

Дебютные ловушки и катастрофы.

4

2

2

Игра

12.

Миттельшпиль. Атака на не рокировавшего  короля.

4

2

2

Игра

13.

Итоговое занятие

2

0

2

Турнир

Итого:

68

27

41

 

Содержание

Тема 1. Введение. Инструктаж по технике безопасности. Шахматная доска и фигуры – 2 ч.

Теория. Инструктаж по ТБ. Как и где появилась шахматная игра. Игры-предшественники шахмат (чатуранга и шатрандж).Название фигур. Практика. Шахматные линии – горизонтали, вертикали, диагонали.

Тема 2. Основы игры в шахматы – 10 ч.

Теория. Как ходят различные фигуры. Превращение пешки. Ценность фигур.

Шах – нападение чужой фигуры или пешки на короля. Способы защиты от шаха. Мат – цель игры. Как записываются партии.

Практика. Правила проведения конкурсов и турниров. Учебно-тренировочные игры. Тренинги. Решение задач.

Тема 3. Рокировка. Правило взятия на проходе -  6 ч.

Теория. Рокировка. Два вида рокировок – длинная и короткая. Пять правил, когда рокировка невозможна. Правило взятия на проходе.

Практика. Разбор позиций и учебных партий, предложенных педагогом.

Тема 4. Шахматная нотация - 6 ч.

Теория. Обозначение горизонталей цифрами (от 1 до 8). Обозначение вертикалей буквами (A,B,C,D,E,F,G,H).

Практика.  Выполнение упражненийна запоминание клеток по их цвету.

Тема 5. Ничья. Основные виды ничьей – 6 ч.

Теория. Виды ничьей: по взаимному согласию игроков; недостаточность материала для мата; «вечный» шах; 3-кратное повторение позиции. Пат – один из видов ничьей.

Практика. Разбор позиций и учебных партий, предложенных педагогом.

Раздел 6. Окончания. Линейный мат. Мат ферзем. Мат ладьей. Пешечные окончания (12ч.).

Теория (6ч.) Мат тяжелыми фигурами (ферзем и ладьей); мат ферзем; мат ладьей. Правило оппозиции (горизонтальная, вертикальная; ближняя, дальняя). Правило квадрата.

Практика (6ч.). Упражнения на формирование умения ставить линейный мат за 30 сек. Мат ферзем за 10 ходов.

Тема 7. Основы дебюта – 6 ч.

Теория. Дебют: определение и задачи. Основные дебютные принципы: занятие центра, развитие легких фигур (коней, слонов), рокировка.

Практика.  Разбор позиций и учебных партий, предложенных педагогом.

Тема 8. Основы тактики. Понятие шахматной комбинации 4 ч.

Теория. Шахматная комбинация –вариант с жертвой фигуры или пешки. Цель комбинации – дать мат королю противника или съесть больше, чем пожертвовал.

Практика. Решение комбинаций на время (5 мин. на одну позицию).

 

Тема 9. Тактика – 8 ч.

Теория. Понятие двойного удара (нападение одной фигуры на две чужих); связка – способ ограничить движение чужих фигур и пешек. Вскрытый и двойной шах – действенный способ для достижения материального перевеса. Уничтожение защиты. Отвлечение. Завлечение. Открытое нападение. Перекрытие. Целесообразное развитие фигур\, выбор плана, централизация. Разбор специально подобранных примеров.

Практика. Решение комбинаций на время (5 мин. на одну позицию).

Тема 10. Окончания: пешечные. Прорыв. Отдаленная проходная.  Реализация материального преимущества – 4 ч.

Теория Прорыв – способ проведения пешки в ферзи при помощи жертвы двух или трех пешек. Отдаленная проходная – решающий фактор для достижения победы (король противника отвлекается на ее продвижение).

Практика Решение позиций – король и пешка против короля.

Тема 11. Дебютные ловушки и катастрофы – 4 ч.

Теория Разбор партий Андерсен-Кизерицкий, Кнорре-Чигорин.

Практика. Разбор партий Андерсен-Кизерицкий, Кнорре-Чигорин на практике.

Тема 12. Миттельшпиль. Атака на не рокировавшего  короля (10ч.)

Теория.Атака на не рокировавшего  короля. Разбор партий Морфи – Консультанты, Стейниц-Барделебен.

Практика. Упражнения на закрепление теории.

Тема 13. Итоговое занятие 2 ч. Шахматный турнир (групповой).

 

Второй год обучения.

Учебный план

Тема

Кол-во часов

 

всего.

теория

Практ.

 

Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

2

-

2

 

Тема 2. Шахматные комбинации: превращение пешки. Освобождение пространства.  «Рентген».

16

8

8

 

Тема 3 Атака на короля: в центре,  при односторонних рокировках, при разносторонних рокировках.

16

8

8

 

Тема 4. Окончания: пешечные, лёгкофигурные,  ладейные, типовые окончания.

20

10

10

 

Тема 5. Дебют:  неприятные последствия потери темпов в дебюте. Погоня за материалом в ущерб развитию.

10

4

6

 

Тема 6. Эндшпиль. Мат двумя слонами. Мат слоном и конем. Ферзь против пешки на 2-ой (7-ой) горизонтали.

18

8

10

 

Тема 7. Шахматная композиция. Задачи  и этюды.

18

Тема 8. Практика. Конкурсы. Соревнования.

32

-

32

Тема 9. Итоговое занятие

4

-

4

итого

136

46

90

             

 

Учебно-тематический план

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

2

-

2

Опрос

2.

Шахматные комбинации: превращение пешки. Освобождение пространства.  «Рентген».

16

8

8

Игра

3.

 Атака на короля: в центре,  при односторонних рокировках, при разносторонних рокировках.

16

8

8

Игра

4.

Окончания: пешечные, лёгкофигурные,  ладейные, типовые окончания.

20

10

10

Игра

5.

Дебют:  неприятные последствия потери темпов в дебюте. Погоня за материалом в ущерб развитию.

10

4

6

Игра

6.

Эндшпиль. Мат двумя слонами. Мат слоном и конем. Ферзь против пешки на 2-ой (7-ой) горизонтали.

18

8

10

Игра

7.

Шахматная композиция. Задачи  и этюды.

18

8

10

Игра

8.

Практика. Конкурсы. Соревнования.

32

-

32

Турниры,

соревнования

9.

Итоговое занятие

4

-

4

Турнир

10.

Итого

136

46

90

 

 

 

Содержание

Второй год обучения.

Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. – 2 ч.

Практика Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Отработка плана эвакуации из учебного помещения и здания.

Тема 2. Шахматные комбинации 16 ч.

Теория. Шахматные комбинации: превращение пешки. Жертва легких фигур для проведения пешки.Освобождение пространства.  «Рентген». Атака короля противника. Основные тактические приемы. Классическая жертва слона на поле h7. Понятие темпа. Контрудары. Тактические возможности позиций. Использование слабостей противника.

Практика. Упражнения на закрепление теории

Тема 3. Атака на короля – 16 ч.

Теория. В центре,  при односторонних рокировках, при разносторонних рокировках. пешечные ослабления позиции рокировки, атака на пункт «H7», разбор партий Эд.Ласкер-Томас-Эм.Ласкер-Бауэр.

Практика. Решение комбинаций на время (5 мин. на одну позицию).

Тема 4. Окончания – 10 ч.

Теория. Окончания: лёгкофигурные,  ладейные, типовые окончания. Правило треугольника. «Отталкивание» плечом. Игра на пат. Слон против пешек, конь против пешек. Основная позиция Филидора, построение «мостика».

Практика.  Решение комбинаций.

Тема 5. Дебют – 10 ч.

Теория (4ч.) Основные дебютные ошибки – ранее развитие ферзя, несколько ходов одной и той же фигурой, «пешкоедство», опоздание с рокировкой.полуоткрытые: французская защита, сицилианская защита, защита Каро-Канн. Закрытые: ферзевый гамбит, славянская защита, защита Нимцовича.

Практика (6ч.) Решение комбинаций.

Тема  6. Эндшпиль. Мат двумя слонами. Мат слоном и конем. Ферзь против пешки на 2-ой (7-ой) горизонтали – 18 ч.

Теория. Мат двумя слонами. Мат слоном и конем: мат в углу под цвет слона, способ перегонки короля в нужный угол.

Практика. Отработка мата двумя слонами – 5 мин. на позицию. Отработка мата слоном и конем – 15 мин. на позицию.

Тема 7. Шахматная композиция. Задачи  и этюды – 18 ч.

Теория. Понятие трехходовки, этюды с легкими фигурами. Этюды с ничейной идеей.  Этюды с выигрышем одной из сторон. Этюды М. Эйве и Ф.Сааведры.

Практика. Решение двухходовок и пешечных этюдов. Решение трехходовок (10 мин. на одну позицию).

Тема 8. Практика. Конкурсы. Соревнования – 32 ч.

Участие в квалификационных турнирах, в первенстве города и области среди юношей и девушек.

Тема 9. Итоговое занятие - 4 ч. Шахматный турнир (групповой).

 

Третий год обучения.

Учебный план

Тема

Кол-во часов

 

всего.

теория

Практ.

 

Тема 1. Классификация пешечных контуров

6

4

2

 

Тема 2. Типовые пешечные контуры в открытых дебютах  

14

4

10

 

Тема 3. Типовые пешечные контуры в закрытых дебютах  

14

4

10

 

Тема 4. Типовые ладейные эндшпили

6

4

2

 

Тема 5. Борьба ладьи против легкой фигуры

8

4

4

 

Тема 6. Эндшпиль с нестандартным материалом

4

2

2

 

Тема 7. Изучение творчества выдающихся шахматистов 20 века

12

6

6

Тема 8. Знакомство с творчеством М. Таля

6

4

2

Тема 9. Изучение методов подготовки к турнирам.

12

6

6

Тема 10. Борьба за инициативу в шахматной партии, интуитивные жертвы.

20

10

10

Тема 11. Шахматное творчество А. Карпова

12

6

6

Тема 12. Искусство защиты В.Корчного

10

2

8

Тема 13. Творчество М.Карлсена

10

4

6

Тема 14. Итоговое занятие

2

-

4

             

 

Учебно-тематический план

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Классификация пешечных контуров

6

4

2

Опрос

2.

Типовые пешечные контуры в открытых дебютах

14

4

10

Опрос

3.

Типовые пешечные контуры в закрытых дебютах

14

4

10

Опрос

4.

Типовые ладейные эндшпили

6

4

2

Игра

5.

Борьба ладьи против легкой фигуры

8

4

4

Игра

6.

Эндшпиль с нестандартным материалом

4

2

2

Игра

7.

Изучение творчества выдающихся шахматистов 20 века

12

6

6

Игра

8.

Знакомство с творчеством М. Таля

6

4

2

Игра

9.

Изучение методов подготовки к турнирам.

12

6

6

Игра

10.

Борьба за инициативу в шахматной партии, интуитивные жертвы.

20

10

10

Игра

11.

Шахматное творчество А. Карпова

12

6

6

Игра

12.

Искусство защиты В.Корчного

10

2

8

Игра

13.

Творчество М.Карлсена

10

4

6

Игра

14.

Итоговое занятие

2

-

4

Турнир

Итого:

136

24

112

 

 

 

 

Содержание

Третий год обучения.

Тема 1. Классификация пешечных контуров– 6 ч.

Теория. Структура разменных вариантов в открытых дебютах. Карлсбадская структура, в том числе с переменой цвета в защите Каро-Канн.

Практика. Практическая игра в типовых позициях.

Тема 2. Типовые пешечные контуры в открытых дебютах- 14 ч.

Теория Изучение конкретных примеров типовых пешечные контуров в открытых дебютах. Типовые планы за белых и за черных.

Практика Разбор партий, предложенных педагогом.

Тема 3. Типовые пешечные контуры в открытых дебютах- 14 ч.

Теория (4ч.) Изучение конкретных примеров типовых пешечные контуров в открытых дебютах. Типовые планы за белых и за черных.

Практика (11ч.) Разбор партий, предложенных педагогом.

Тема 4. Типовые ладейные эндшпили– 6 ч.

Теория (2ч.) Типовые эндшпили ладья с пешкой против ладьи, ладья с пешками против ладьи с пешками. Борьба за инициативу.

Практика (4ч.) Выполнение упражненийна розыгрыш ладейных окончаний.

Тема 5. Борьба ладьи против легкой фигуры- 8 ч.

Теория. Борьба ладьи против коня. Борьба ладьи против слона. Борьба ладьи против коня с пешками. Борьба ладьи против слона с пешками.

Практика. Разбор позиций и учебных партий, предложенных педагогом.

Тема  6. Эндшпиль с нестандартным материалом– 4 ч.

Теория. Окончание ладья против коня и слона. Окончание ферзь против ладьи и коня. Окончание ферзь против ладьи и слона.

Практика. Изучение и разбор практических позиций с нестандартныммтериалом.

Тема 7. Изучение творчества выдающихся шахматистов 20 века – 12 ч.

Теория. Изучение творчества Р.Рети, Э.Грюнфельда, А.Рубинштейна,П. Кереса, Д.Бронштейна

Практика. Разбор партий выдающихся шахматистов, предложенных педагогом.

Тема 8. Знакомство с творчеством М. Таля - 6 ч.

Теория Раннее творчество М. Таля, первенство СССР 1957 года, турнир претендентов в Югославии 1959 года

Практика Разбор наиболее значимых партий М. Таля

Тема 9. Изучение методов подготовки к турнирам – 12 ч.

Теория (6ч.) Лекция о важности подготовки. Методы подготовки к конкретным соревнованиям, выбор дебютного репертуара, изучение партий соперников. Соблюдение режима во время соревнований и подготовки к ним.

Практика (6ч.)Планирование подготовки к соревнованиям.

Тема 10. Борьба за инициативу в шахматной партии, интуитивные жертвы- 20 ч.

Теория. Понятие о важности инициативы в шахматной партии, Борьба за инициативу. Жертва материала ради инициативы.

Практика. Разбор партий с интуитивными жертвами ради выигрыша времени. Разбор партий с жертвой без ясных перспектив, ради инициативы.

Тема 11. Шахматное творчество А. Карпова– 12 ч.

Теория Шахматный стиль двенадцатого чемпиона мира по шахматам. Позиционная игра в исполнении А. Карпова.

Практика Разбор партий А.Карпова. Первенство мира 1978 года, первенство мира 1982 года. Разбор наиболее значимых партий с Г.Каспаровым

Тема 12. Искусство защиты В.Корчного– 10 ч

Теория(2ч.):Шахматный стиль В Корчного. Искусство защиты в сложнейших ситуациях. Принятие в жертву «отравленных» пешек и фигур.

Практика (8ч.): Разбор партий В.Корчного. Матчи с А.Карповым, турниры претендентов..

Тема 13. Творчество М.Карлсена – 10 ч.

Тема 14. Итоговое занятие (4ч.)Шахматный турнир (групповой).

 

Методическое обеспечение

Методика.В данной программе применяются разнообразные формы и методы, которые позволяют выявить способности детей к сосредоточенной умственной деятельности, развить их и научить пользоваться не только во время игры в шахматы, но и в повседневной жизни.

Формы проведения занятий. Занятия проходят в игровой атмосфере. Занятия разделены на две части:

- в первой части учащимся преподается теория, они учатся стратегическим и тактическим приемам, построению плана, правильной оценке позиции, пробуют ставить ловушки и избегать их;

- вторая часть занятия посвящена игре, где учащиеся применяют на практике полученные знания путем решения дидактических задач и игр, соревнований, турниров и т.д.

Все применяемые формы работы с детьми можно систематизировать следующем образом:

- практическая игра;

- решение шахматных задач, комбинаций и этюдов;

- дидактические игры и задания, игровые упражнения;

- теоретические занятия;

- шахматные игры;

- шахматные дидактические игрушки;

- участие в турнирах и соревнованиях.

Формы проведения итоговых занятий

Для раскрытия уровня знаний, степени сформированности умений инавыков, проводится своего рода зачет, который включает в себя:

- вопросы по теории и истории шахмат,

 - игру с педагогом, и учащиемися.

- соревнование, в котором участвуют все учащиеся.

 

Материально-техническое обеспечение программы:

Учебный кабинет, 10 столиков, 30 стульев, 20 комплектов шахмат, 10 специальных шахматных часов, большая демонстрационная доска магнитных шахмат, часы, мультимедийная доска и проектор.

 

Литература для педагога:

  1. Алехин А. А. На пути к высшим шахматным достижениям. – М.: ФиС, 1991.
    1. Блох М. 1200 комбинаций. М., 1997
    2. Ботвинник М. М. Аналитические и критические работы 1942-1956 гг. – М.: ФиС, 1985.
      1. Бронштейн Д.И. Международный турнир гроссмейстеров: Нейгаузен - Цюрих, 29 августа - 24 октября 1953 г. Изд. 3-е, доп. - М.: ФиС, 1983.
      2. Верховский  Л.С. Цугцванг. Кочиев А.В., Яковлев Н.Г.  Преимущество двух слонов. - М.: ФиС, 1989.
      3. Дамский Я.В. Взаимодействие тяжелых фигур. М., 2000
      4. Дроздов М., Калёнов А. Ласкеровские компенсации. – М.: CК Гардэ,2000.
        1. Загорянский Е., Мароци Г. Пол Морфи. М.: ФиС, 1980.
        2. Калёнов А. В. Фронтальная фигурная атака на короткую рокировку. – М.: СК Гардэ, 2001.
        3. Котов А. А. Шахматное наследие Алехина. – М.: ФиС, 1982.
          1. Подготовка юных шахматистов I разряда: Программа / Авт.-сост. В. Е. Голенищев. Изд. 2-е. -  М.: Советская Россия, 1980.
          2. Портиш Л. Шаркози Б. 600 окончаний. –  М., 1979.
            1. Программа подготовки юных шахматистов II разряда. - М., 1971.
            2. Теория и практика шахматной игры. /Под ред. Я. Б. Эстрина. – М.: Высшая школа, 1984.
              1. Шамкович Л. Жертва в шахматах. М., 2001
              2. Шахматы: наука, опыт, мастерство. /Под ред. Б.А. Злотника. - М., 1990.

 

Литература для учащихся:

  1. 1.     Авербах Ю. Шахматная школа, М. - Феникс, 2001.
  2. Дроздов М, Калёнов А., Черныш М. Таинственный Карлсбад. –  М.: СК Гардэ,2000.
  3. Зак В. Играю в шахматы,  - М. Детская литература, 1985.
  4. Капабланка Х. Р. Учебник шахматной игры. –  Минск: МП Бесядзь, 1997.
  5. Ласкер Э. Учебник шахматной игры. –  М., 1980.
  6. Нейштадт Я. И. По следам дебютных катастроф. –  М.: ФиС, 1979.
    1. Нейштадт Я. Некоронованные чемпионы. М., 2000
    2. Пожарский В. Шахматный учебник, М. - Феникс, 1999.
    3. Сухих И.Г. Шахматы для   самых маленьких, 2000.
      1. ТаррашЗ. Что должен каждый знать о миттельшпиле. Казань, Магариф, 1999.
      2. Шахматы: Энциклопедический словарь. /Под ред. А.Е. Карпова. - М.: Сов.энциклопедия, 1990.

 

 

 

Календарно-тематический план

№ п/п

Месяц

Время проведения

Форма занятий

Кол-во часов

Тема занятий

Место проведения

Форма контроля

1

Сентябрь

 

Лекция

2

Инструктажи по ТБ, ППБ, схема дорожной безопасности.

История появления шахмат

МАУДО «ДД(Ю)Т им. Л. Голикова»

Опрос

2

Сентябрь

 

Лекция

2

Название фигур

МАУДО «ДД(Ю)Т им. Л. Голикова»

Опрос

3

Сентябрь

 

Практическое занятие

2

Шахматные линии – горизонтали, вертикали, диагонали.

МАУДО «ДД(Ю)Т им. Л. Голикова»

Опрос

4

Сентябрь

 

Лекция

2

Как ходят различные фигуры.

Превращение пешки.

Ценность фигур.

МАУДО «ДД(Ю)Т им. Л. Голикова»

 

5

Сентябрь

 

Лекция

2

Превращение пешки.

 

МАУДО «ДД(Ю)Т им. Л. Голикова»

Опрос

6

Сентябрь

 

Практическое занятие

2

Тренинг

МАУДО «ДД(Ю)Т им. Л. Голикова»

 

7

Сентябрь

 

Лекция

2

Шах – нападение чужой фигуры или пешки на короля.

Способы защиты от шаха.

МАУДО «ДД(Ю)Т им. Л. Голикова»

Беседа

8

Сентябрь

 

Практическое занятие

2

Выполнение упражнений

МАУДО «ДД(Ю)Т им. Л. Голикова»

Наблюдение

9

Октябрь

 

Лекция

2

Мат – цель игры.

Запись партии.

 

МАУДО «ДД(Ю)Т им. Л. Голикова»

Опрос

10

Октябрь

 

Практическое занятие

2

Тренинг (ходы разных фигур)

МАУДО «ДД(Ю)Т им. Л. Голикова»

Опрос

11

Октябрь

 

Практическое занятие

2

Решение задач (шах)

МАУДО «ДД(Ю)Т им. Л. Голикова»

Наблюдение

12

Октябрь

 

Практическое занятие

2

Решение задач (мат)

МАУДО «ДД(Ю)Т им. Л. Голикова»

Опрос

13

Октябрь

 

Практическое занятие

2

Учебно-тренировочные игры

МАУДО «ДД(Ю)Т им. Л. Голикова»

Опрос

14

Октябрь

 

Практическое занятие

2

Учебно-тренировочные игры в парах

МАУДО «ДД(Ю)Т им. Л. Голикова»

Опрос

15

Октябрь

 

Практическое занятие

2

Тренинг

МАУДО «ДД(Ю)Т им. Л. Голикова»

 

16

Октябрь

 

Практикум

2

Правила проведения конкурсов и турниров

МАУДО «ДД(Ю)Т им. Л. Голикова»

Опрос

17

Октябрь

 

Практическое занятие

2

Работа с часами

МАУДО «ДД(Ю)Т им. Л. Голикова»

 

18

Ноябрь

 

Практическое занятие

2

Решение задач

МАУДО «ДД(Ю)Т им. Л. Голикова»

Опрос

19

Ноябрь

 

Лекция

2

Рокировка. Два вида рокировок – длинная и короткая.

МАУДО «ДД(Ю)Т им. Л. Голикова»

 

20

Ноябрь

 

Лекция

2

Пять правил, когда рокировка невозможна. Правило взятия на проходе.

МАУДО «ДД(Ю)Т им. Л. Голикова»

Опрос

21

Ноябрь

 

Практическое занятие

2

Разбор позиций и учебных партий

МАУДО «ДД(Ю)Т им. Л. Голикова»

Таблица

22

Ноябрь

 

Лекция-демонстрация

2

Обозначение горизонталей цифрами (от 1 до 8).

МАУДО «ДД(Ю)Т им. Л. Голикова»

Опрос

23

Ноябрь

 

Лекция-демонстрация

2

Обозначение вертикалей буквами (A,B,C,D,E,F,G,H).

МАУДО «ДД(Ю)Т им. Л. Голикова»

Беседа

24

Ноябрь

 

Практическое занятие

2

Выполнение упражнений на запоминание клеток по их цвету.

МАУДО «ДД(Ю)Т им. Л. Голикова»

Опрос

25

Ноябрь

 

Практическое занятие в группах

2

Выполнение упражнений на запоминание клеток по их цвету.

МАУДО «ДД(Ю)Т им. Л. Голикова»

Устный ответ

26

Ноябрь

 

Лекция

2

Виды ничьей: по взаимному согласию игроков; недостаточность материала для мата; «вечный» шах; 3-кратное повторение позиции. Пат – один из видов ничьей.

МАУДО «ДД(Ю)Т им. Л. Голикова»

 

27

Декабрь

 

Практикум

в группах

2

Разбор позиций и учебных партий

МАУДО «ДД(Ю)Т им. Л. Голикова»

Решение

задач

28

Декабрь

 

Лекция

2

Мат тяжелыми фигурами (ферзем и ладьей); мат ферзем; мат ладьей.

МАУДО «ДД(Ю)Т им. Л. Голикова»

Решение

задач

29

Декабрь

 

Лекция

2

Правило оппозиции (горизонтальная, вертикальная; ближняя, дальняя).

МАУДО «ДД(Ю)Т им. Л. Голикова»

 

30

Декабрь

 

Лекция

2

Правило квадрата.

 

МАУДО «ДД(Ю)Т им. Л. Голикова»

 

31

Декабрь

 

Практическое занятие

2

Упражнения на формирование умения ставить линейный мат за 30 сек.

МАУДО «ДД(Ю)Т им. Л. Голикова»

Собеседование

32

Декабрь

 

Практическое занятие

2

Мат ферзем за 10 ходов.

 

МАУДО «ДД(Ю)Т им. Л. Голикова»

Упражнения

33

Декабрь

 

Практическое занятие

2

Разбор позиций и учебных партий

МАУДО «ДД(Ю)Т им. Л. Голикова»

Упражнения

34

Декабрь

 

Лекция

2

Дебют: определение и задачи

 

МАУДО «ДД(Ю)Т им. Л. Голикова»

Опрос

35

Декабрь

 

Лекция-показ

2

Основные дебютные принципы: занятие центра, развитие легких фигур (коней, слонов)

МАУДО «ДД(Ю)Т им. Л. Голикова»

 

36

Декабрь

 

Практическое занятие

2

Разбор позиций и учебных партий

МАУДО «ДД(Ю)Т им. Л. Голикова»

Упражнение

37

Январь

 

Лекция

2

Понятие комбинации

 

МАУДО «ДД(Ю)Т им. Л. Голикова»

Упражнения

38

Январь

 

Лекция

2

Шахматная комбинация –вариант с жертвой фигуры или пешки.

МАУДО «ДД(Ю)Т им. Л. Голикова»

Выполнение заданий

39

Январь

 

Лекция

2

 

Цель комбинации

МАУДО «ДД(Ю)Т им. Л. Голикова»

Опрос

40

Январь

 

Практикум

2

Решение комбинаций на время (5 мин. на одну позицию).

МАУДО «ДД(Ю)Т им. Л. Голикова»

 

41

Январь

 

Практикум

2

Упражнения на усвоение материала в специально подобранных позициях

МАУДО «ДД(Ю)Т им. Л. Голикова»

Тезисы

42

Январь

 

Тренинг

2

Упражнения на усвоение материала в специально подобранных позициях

МАУДО «ДД(Ю)Т им. Л. Голикова»

 

43

Февраль

 

Лекция

2

Понятие тактики. Понятие двойного удара (нападение одной фигуры на две чужих.

МАУДО «ДД(Ю)Т им. Л. Голикова»

 

44

Февраль

 

Практическое занятие

2

Решение комбинаций

МАУДО «ДД(Ю)Т им. Л. Голикова»

Выступление

45

Февраль

 

Лекция

2

Связка – способ ограничить движение чужих фигур и пешек.

МАУДО «ДД(Ю)Т им. Л. Голикова»

 

46

Февраль

 

Практическое занятие

2

Решение комбинаций

МАУДО «ДД(Ю)Т им. Л. Голикова»

 

47

Февраль

 

Лекция

2

Вскрытый и двойной шах – действенный способ для достижения материального перевеса.

МАУДО «ДД(Ю)Т им. Л. Голикова»

 

48

Февраль

 

Практическое занятие

2

Решение комбинаций

МАУДО «ДД(Ю)Т им. Л. Голикова»

 

49

Февраль

 

Лекция

2

Уничтожение защиты. Отвлечение. Завлечение.

МАУДО «ДД(Ю)Т им. Л. Голикова»

 

50

Февраль

 

Практикум

2

Решение комбинаций

МАУДО «ДД(Ю)Т им. Л. Голикова»

Таблица

51

Март

 

Лекция

2

Открытое нападение. Перекрытие.

МАУДО «ДД(Ю)Т им. Л. Голикова»

 

52

Март

 

Практикум

2

Решений комбинаций

МАУДО «ДД(Ю)Т им. Л. Голикова»

План

53

Март

 

Лекция-показ

2

Целесообразное развитие фигур\, выбор плана, централизация. Разбор специально подобранных примеров.

МАУДО «ДД(Ю)Т им. Л. Голикова»

 

54

Март

 

Практическое занятие

2

Решение комбинаций на время (5 мин. на одну позицию)

МАУДО «ДД(Ю)Т им. Л. Голикова»

Наблюдение

55

Март

 

Лекция-показ

2

Окончания: пешечные

МАУДО «ДД(Ю)Т им. Л. Голикова»

 

56

Март

 

Практическое занятие

2

Решение позиций

МАУДО «ДД(Ю)Т им. Л. Голикова»

 

57

Март

 

Лекция

2

Прорыв

МАУДО «ДД(Ю)Т им. Л. Голикова»

 

58

Март

 

Практическое занятие

2

Решение позиций

МАУДО «ДД(Ю)Т им. Л. Голикова»

Игра

59

Март

 

Лекция

2

Отдаленная проходная

МАУДО «ДД(Ю)Т им. Л. Голикова»

 

60

Апрель

 

Практическое занятие

2

Решение позиций – король и пешка против короля.

МАУДО «ДД(Ю)Т им. Л. Голикова»

Игра

61

Апрель

 

Лекция-демонстрация

2

Партии Андерсен-Кизерицкий, Кнорре-Чигорин.

МАУДО «ДД(Ю)Т им. Л. Голикова»

 

62

Апрель

 

Практикум

2

Разбор партии Андерсен-Кизерицкий

МАУДО «ДД(Ю)Т им. Л. Голикова»

Беседа

63

Апрель

 

Практикум

2

Разбор партии Кнорре-Чигорин.

МАУДО «ДД(Ю)Т им. Л. Голикова»

Беседа

64

Апрель

 

Практикум

2

Анализ партий

МАУДО «ДД(Ю)Т им. Л. Голикова»

Обсуждение

65

Апрель

 

Лекция-показ

2

Миттельшпиль. Основные идеи миттельшпиля. Основные тактические

приемы. Двойной удар. Коневые и пешечные вилки. Связка, полусвязка.

МАУДО «ДД(Ю)Т им. Л. Голикова»

Беседа

66

Апрель

 

Практикум

2

Упражнения

МАУДО «ДД(Ю)Т им. Л. Голикова»

 

67

Апрель

 

Лекция-показ

2

Атака на не рокировавшего  короля.

МАУДО «ДД(Ю)Т им. Л. Голикова»

Наблюдение

68

Май

 

Практическое занятие

2

Разбор партий Морфи – Консультанты

МАУДО «ДД(Ю)Т им. Л. Голикова»

Наблюдение

69

Май

 

Практическое занятие

2

Разбор партий Стейниц–Барделебен

МАУДО «ДД(Ю)Т им. Л. Голикова»

План

70

Май

 

Практическое занятие

2

Упражнение на закрепление теории

МАУДО «ДД(Ю)Т им. Л. Голикова»

Наблюдение

71

Май

 

Итоговое занятие

2

Шахматный турнир

МАУДО «ДД(Ю)Т им. Л. Голикова»

Итоги 1 тура

72

Май

 

Итоговое занятие

2

Шахматный турнир

МАУДО «ДД(Ю)Т им. Л. Голикова»

Итоги турнира