Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Дворец детского (юношеского) творчества имени Лени Голикова»
Рассмотрена Педагогическим советом Протокол № 6 от 29.05.2024 |
Утверждена Приказ № 199 от 31.05.2024 |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Учимся рисовать»
Уровень: ознакомительный
Возраст учащихся: 7 - 9 лет
Срок реализации программы: 1 год
Автор-составитель:
педагог дополнительного образования
Емельянова И.Р.
Великий Новгород
2024
I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
1.1. ПОЯСТИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Учимся рисовать» ознакомительного уровня имеет художественную направленность, так как даёт обучающимся возможность попробовать себя в изобразительной деятельности, обеспечивает необходимые условия для самоопределения, формирует их общую культуру. Программа способствует эстетическому воспитанию обучающихся, привлечению наибольшего количества детей к художественному творчеству.
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана с учетом:
- ·Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- · Распоряжения Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации;
- · приказа Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 27 июля 2022 года № 629;
- · Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
с учетом:
- · письма Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации»;
- · письма Министерства образования и науки РФ от 29.03. 2016 г. № ВК641/09 «О направлении методических рекомендаций»;
- · Устава ДД(Ю)Т им. Лени Голикова, утверждённого постановлением Администрации Великого Новгорода от 27.08.2019 № 3525.;
- Положения о требованиях к дополнительным общеобразовательным программам, порядке их разработки и экспертизы в муниципальном автономном учреждении дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества имени Лени Голикова», утвержденного приказом директора от 13.05.2024 № 173.
- · Регламента организации образовательного процесса в ДД(Ю)Т им. Лени Голикова с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в период действия ограничительного режима, утвержденного приказом директора от 06.04.2020 № 63.
Актуальность программы. В современном мире повысился поток информации на ребенка, всеобщая компьютеризация не способствует вдумчивому самостоятельному творческому труду. Данная программа способствует раскрытию художественных способностей ребёнка в процессе создания самостоятельного творческого продукта.
Педагогическая целесообразность. Данная программа создаёт условия для максимального развития личности ребенка, мотивации к познанию и творчеству.
Предоставляется возможность ребенку уметь передавать восприятие окружающего мира как можно более увлекательными, результативными художественными способами. Делает доступными более сложные художественные технологии для детей младшего школьного возраста.
Новизна программы заключается в том, чтобы дать возможность каждому ребёнку попробовать реализовать свои творческие способности в изобразительном виде деятельности через создание творческого продукта путём знакомства с различными художественными приёмами, материалами, техниками.
Отличительные особенности программы «Весёлые картинки» заключаются в её доступности, возможности индивидуального подхода в образовательном процессе. Обучающимся предоставляется возможность отойти от стереотипов в рисовании, развивать творческие способности, координировать работу мозга и моторики рук, проявлять свои личностные способности.
Обучающиеся по программе: Программа рассчитана на детей7 - 9 лет.
Форма обучения: очная, с применением дистанционных технологий.
Объем и срок реализации программы. Программа рассчитана на 1 год. Общая продолжительность обучения составляет – 68 часов.
Формы занятий. Основной формой организации обучения является групповая. Наряду с групповой формой работы осуществляется индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода к обучающимся, т.к. результативность усвоения материала каждым ребёнком может быть различной. Дифференцированный подход поддерживает мотивацию обучающихся к предмету и способствует их творческому росту.
Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Во время занятий предусмотрены 10 – минутные перерывы для отдыха.
1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.
Цель – обеспечить условия для формирования устойчивого интереса к изобразительному искусству через создание творческого продукта.
Задачи:
- познакомить с понятиями о линии и пятне;
- познакомить с определениями плоскости и объёма;
- познакомить с понятиями о свете и тени;
- научить первоначальным знаниям передачи цвета графическими материалами;
- познакомить с понятиями о цвете;
- научить первоначальным знаниям передачи цвета живописными материалами;
- развивать наблюдательность, зрительную память;
- развивать фантазию;
- развивать коммуникативные навыки.
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Учебный план
Название раздела |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|
1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. |
2 |
1 |
1 |
2. Рисование с натуры. |
10 |
1 |
9 |
3. Композиция. |
40 |
5 |
35 |
4. Декоративные и прикладные работы, моделирование. |
14 |
2 |
12 |
5. Выставка «Наш вернисаж». |
2 |
2 |
- |
Форма аттестации |
Итоговая выставка. Обсуждение. |
||
Итого: |
68 |
11 |
57 |
Содержание учебного плана
Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности (2часа).
Теория (1 час) – Организационная часть. Знакомство с программой. Проведение инструктажа по технике безопасности (правила поведения на занятиях, переменах, ПДД, противопожарная защита, антитеррористическая безопасность, массовые мероприятия).
Практика (1 час) - выполнение рисунка на свободную тему.
Тема 2. Рисование с натуры (10 часов).
Теория (1 час) – понятие об объёме, о композиции, о линиях. Начальные сведения о теории цвета (цветовой круг, основные цвета). Особенности живописи акварельными и гуашевыми красками. Локальный цвет предмета, цветовая насыщенность. Понятие о пропорциях предмета.
Практика (9 часов) – выполнение заданий:
- натюрморт с натуры «Букет»;
- зарисовки объектов растительного мира (отдельные растения – крапива, лопух, одуванчик и др.; ветка цветущего дерева);
- фрукты и овощи, рисунок и живопись.
Тема 3. Композиция (40 часов).
Теория (5 часов) – понятие о разнообразии искусств, понятие об акварельной и гуашевой техниках; знакомство с приёмами изображения птиц и животных графическими материалами, понятие об устойчивости в композиции, содержательности первого плана, линии горизонта, о композиционный центре, знакомство с техниками «граттаж» и «штамп», оформлением книги.
Практика (35 часов) – выполнение заданий:
- рисование и живопись птиц и животных;
- экзотических животных, птиц, рыб;
- изображение разных состояний воды «Половодье»;
- изображение космоса (граттаж);
- интерьер комнаты (штамп);
- животные - герои сказок;
- в лесу зимой;
- зимние забавы;
- в тропиках у водопада;
- мировой океан;
- в горах;
- цирковой номер;
- иллюстрирование сказок.
Тема 4. Декоративные и прикладные работы, моделирование (14 часов).
Теория (2 часа) – дать понятие о декоративных композициях; объяснить значение «узора» и «орнамента» в оформлении предмета; изучить технику выполнения гравюры на картоне; рассказать об истории происхождения народных промыслов «Городецкая роспись»; использовать природный материал в создании декоративных композиций.
Практика (12 часов) – выполнение заданий:
- декоративная композиция из природного материала «Сказочная птица» (аппликация);
- исполнение эскиза костюма Деда Мороза (бумажная пластика);
- эскиз росписи разделочной доски в технике «Городецкой росписи»;
- эскиз росписи в технике «Мезенской росписи».
Тема 5. Выставка «Наш вернисаж». (2 часа).
Выставка «Наш вернисаж». (2 часа): итоговая выставка. Обсуждение.
1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Планируемые результаты |
Показатели |
Критерии |
Методы и формы диагностики |
Личностные |
-Опыт взаимодействия в группе; - ответственность; - дисциплинированность; - мотивация к деятельности.
|
-Приходит на помощь другому; -соотносит свои взгляды с взглядами другого, учитывает мнение другого; - интересуется изобразительным искусством, задает вопросы; -не пропускает занятия без уважительной причине. |
Наблюдение. |
Метапредметные |
- Умение ставить цель, планировать деятельность; - умение организовать рабочее место; - осознанное стремление к освоению новых знаний и умений. |
-умеет ставить цель, планировать деятельность; -умеет организовать рабочее место; -выполняет задание во время. |
Наблюдение, опрос. |
Предметные |
- художественные средства (линия, пятно, цвет); - художественные термины; - основные понятия композиции; - основные понятия цветоощущения; -передача в доступной форме животных и растений. |
Знает: -технику безопасности; -выразительные художественные средства; -художественные термины: «акварель», «гуашь», «граттаж», «прикладное творчество», «натюрморт», «портрет», «пейзаж», «локальный цвет»; -историю возникновения народных промыслов «Городецкая роспись» и «Мезенская роспись»; -об иллюстрировании книги. Умеет: -использовать простейшие смысловые связи между предметами; -гармонично заполнять поверхность листа; -в доступной форме отражать в своих рисунках растения, животных; -смешивать краски на палитре, добиваясь нужного цвета и консистенции; -передавать локальный цвет предметов. |
Просмотр, наблюдение, опрос, итоговая выставка. |
II ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Способами определения результативности реализации данной программы являются формы текущего контроля: наблюдение,беседа фронтальный опрос, просмотр работ, выставка.
Аттестация результативности освоения образовательной программы – итоговая выставка. Обсуждение.
Планируемые результаты и оценка уровня знаний обучающихся производится по 3-балльной системе.
Критерии оценки:
Отметка «5»
- равномерное расположение изображений в плоскости листа;
- передана в рисунках форма и размер предметов (больше, меньше) относительно друг друга;
- передан локальный цвет предметов;
- стремление отобразить детали предметов;
- оригинальное решение композиций.
Отметка «4»
- равномерное расположение изображений в плоскости листа;
- передана в рисунках форма и размер предметов (больше, меньше) относительно друг друга;
- передан локальный цвет предметов;
- рисунки аккуратные.
Отметка «3»
- изображены все предметы мелко и одного размера;
- изображения хаотично разбросаны в плоскости листа или расположены в одну линию;
- передан локальный цвет предметов;
-передана форма предметов.
После освоения данной программы выпускникам рекомендуется продолжить обучение по программе «Юный художник».
2.2. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Методы, используемые при реализации программы - беседа, диалог, индивидуальные консультации, коллективные обсуждения, изучение и анализ образцов, восприятие искусства, наблюдения, упражнения, игровые ситуации, вариации, импровизации, экспериментирование, сотворчество.
Дидактический материал:
Таблицы:
«Народные промыслы»,
«Цветовой круг»,
«Изображение человеческой фигуры,
«Тональные отношения в рисунке»,
Элементы росписи «Городецкая роспись»,
«Основные элементы построения древнерусской архитектуры».
Натурный фонд:
Предметы быта различной формы, цвета и фактуры (бутылки разной формы, вазы, чашки, стаканы, кофейники, чайники, книги, корзины и т. д.),
Муляжи (овощей, фруктов, грибов),
Драпировки (однотонные – различные по цвету, с орнаментом, разной фактуры),
Фотографии, иллюстративный книжный материал, репродукции картин художников.
2.3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение:
1. Кабинет, соответствующий санитарно-гигиеническим требованиям.
2. Доска – 1 штука.
3. Столы.
4. Стулья.
5. Мольберты.
6. Софиты на подставках.
7. Стеллажи для хранения натурного фонда и работ обучающихся.
8. Натурные столики.
Инструменты и приспособления:
1. Безопасные ножницы.
2. Линейки.
3. Кнопки.
4. Кисти мягкие и щетинистые разной толщины.
5. Указка.
6. Перья тонкие и плакатные.
7. Скотч, креп.
Материалы:
- Акварельные краски.
- Гуашь.
- Восковые мелки.
- Тушь.
- Графитные карандаши.
- Мел.
- ПВА, клей.
- Цветная бумага, белая бумага, картон, ватман.
- Гелевые ручки.
Кадровое обеспечение
Программу реализует педагог дополнительного образования, имеющий необходимую квалификацию для реализации задач, определенных дополнительной общеразвивающей программой, способный к инновационной профессиональной деятельности и непрерывному профессиональному развитию.
Список литературы для педагога
- Большая энциклопедия рисования в разных техниках. Лучшие 4 книги с пошаговыми иллюстрациями. Изд-во «АСТ» - 2016. – 154 с.
- Графика (современные российские художники) URL: http://graphic.org.ru/ (дата обращения 10.05.22)
- Лоури А.. Херниман Б.. Кирси Д.. Полный курс рисования акварелью. Изд-во «АСТ» - 2018. - 208 с.
- Мартин Р. Г.. Линия и светотень в рисовании. Изд-во «АСТ», 2021. - 144 с.
- Тавонатти М.. Рисуем животных. Изд-во «АСТ» - 2019. – 223 с.
- Улыбышева М.. Русская изба. От печки до лавочки. М. Изд-во «Фома» - 2014. – 89 с.
Список литературы для обучающихся
- Барб-Галль Ф.. Как говорить с детьми об искусстве. перевод Лебедева Н. М., Изд-во «Арка»- 2017. - 192 с.
- Курто С. Девис К. Рассказы о художниках. Книга с наклейками, Изд-во «Махаон» - 2017. - 31с.
- Немешаева Е. А.. Художества без кисточки. Изд-во «Феникс» - 2014. - 62 с.
- Семейная настольная игра-лото «Картина и рама».
- Усачев А.. Уроки рисования. Изд-во «Азбука» - 2015. – 48 с.
- Цой-Гергерт В.. Художественная мастерская. Рисуем природу. Изд-во «Питер» - 2016. - 144 с.
Приложение 1
Календарный учебный график
Год обучения |
Дата начала обучения |
Дата окончания обучения |
Всего учебных недель |
Всего учебных дней |
Количество учебных часов |
Режим занятий |
1 год |
1 сентября |
31 мая |
34 |
34 |
68 |
1 раз в неделю по 2 часа |
Календарно – тематический план
№ п/п |
Месяц |
Тема занятия |
Форма занятия |
Кол-во часов |
Место проведения |
Форма контроля |
Сентябрь |
Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. |
Беседа практикум |
2 |
ДД(Ю)Ткаб. № 8 |
Беседа наблюдение |
|
Сентябрь |
Тема 2. Натюрморт с натуры «Букет». |
Беседа практикум |
2 |
ДД(Ю)Ткаб. № 8 |
Просмотр опрос выставка |
|
Сентябрь |
Тема 3. Животные - герои сказок. |
практикум |
2 |
ДД(Ю)Ткаб. № 8 |
Просмотр выставка |
|
Сентябрь |
Тема 3. Птицы и животные, обитающие в новгородских лесах. |
Беседа практикум |
2 |
ДД(Ю)Ткаб. № 8 |
Просмотр опрос выставка |
|
Октябрь |
Тема 3. Мировой океан, рисунок. |
Беседа практикум |
2 |
ДД(Ю)Ткаб. № 8 |
Наблюдениеопрос |
|
Октябрь |
Тема 3. Мировой океан, живопись. |
практикум |
2 |
ДД(Ю)Ткаб. № 8 |
Просмотр выставка |
|
Октябрь |
Тема 3. В горах. |
Беседа практикум |
2 |
ДД(Ю)Ткаб. № 8 |
Просмотр опрос выставка |
|
Октябрь |
Тема 4. Аппликация «Сказочная птица». |
Беседа практикум |
2 |
ДД(Ю)Ткаб. № 8 |
Просмотр опрос выставка |
|
Ноябрь |
Тема 2. Фрукты, рисунок и живопись. |
Беседа практикум |
2 |
ДД(Ю)Ткаб. № 8 |
Просмотр опрос выставка |
|
|
Ноябрь |
Тема 3. Цирковой номер, рисунок. |
Беседа практикум |
2 |
ДД(Ю)Ткаб. № 8 |
Наблюдение опрос |
|
Ноябрь |
Тема 3. Цирковой номер, живопись. |
практикум |
2 |
ДД(Ю)Ткаб. № 8 |
Просмотр выставка |
|
Ноябрь |
Тема 2. Овощи, рисунок и живопись. |
практикум |
2 |
ДД(Ю)Ткаб. № 8 |
Просмотр выставка |
|
Декабрь |
Тема 4. Эскиз росписи в технике «Мезенской росписи». Упражнения. |
Беседа практикум |
2 |
ДД(Ю)Ткаб. № 8 |
Наблюдение опрос |
|
Декабрь |
Тема 4. Эскиз росписи в технике «Мезенской росписи». Роспись. |
практикум |
2 |
ДД(Ю)Ткаб. № 8 |
Просмотр выставка |
|
Декабрь |
Тема 4. Эскиз костюма Деда Мороза (бумажная пластика). |
Беседа практикум |
2 |
ДД(Ю)Ткаб. № 8 |
Просмотр опрос |
|
Декабрь |
Тема 4. Декор костюма Деда Мороза |
практикум |
2 |
ДД(Ю)Ткаб. № 8 |
Просмотр выставка |
|
Январь |
Тема 3. В лесу зимой, эскиз. Графика. |
практикум |
2 |
ДД(Ю)Ткаб. № 8 |
Просмотр выставка |
|
Январь |
Тема 3. Зимние забавы, заливка фона. |
практикум |
2 |
ДД(Ю)Ткаб. № 8 |
Наблюдение опрос |
|
Январь |
Тема 3. Зимние забавы, рисунок. |
практикум |
|
ДД(Ю)Ткаб. № 8 |
Просмотр выставка |
|
Январь |
Тема 3. Экзотические рыбы. Рыбина. |
Беседа практикум |
|
ДД(Ю)Ткаб. № 8 |
Просмотр опрос выставка |
|
Февраль |
Тема 4. Эскиз росписи разделочной доски в технике «Городецкой росписи». Упражнения. |
Беседа практикум |
2 |
ДД(Ю)Ткаб. № 8 |
Наблюдение опрос |
|
Февраль |
Тема 4. Эскиз росписи разделочной доски в технике «Городецкой росписи». Роспись. |
практикум |
2 |
ДД(Ю)Ткаб. № 8 |
Просмотр выставка |
|
Февраль |
Тема 3. В тропиках у водопада, рисунок. |
Беседа практикум |
2 |
ДД(Ю)Ткаб. № 8 |
Наблюдение опрос |
|
Февраль |
Тема 3. В тропиках у водопада, живопись. |
практикум |
2 |
ДД(Ю)Ткаб. № 8 |
Просмотр выставка |
|
Март |
Тема 3. Иллюстрация сказки (выбор), рисунок. |
Беседа практикум |
2 |
ДД(Ю)Ткаб. № 8 |
Наблюдение опрос |
|
Март |
Тема 3. Иллюстрация сказки (выбор), живопись. |
практикум |
2 |
ДД(Ю)Ткаб. № 8 |
Просмотр выставка |
|
Март |
Тема 3. Космос, техника «граттаж». |
Беседа практикум |
2 |
ДД(Ю)Ткаб. № 8 |
Просмотр опрос выставка |
|
Март |
Тема 3. Экзотические насекомые. Бабочка. |
Беседа практикум |
2 |
ДД(Ю)Ткаб. № 8 |
Просмотр опрос выставка |
|
Апрель |
Тема 3. Интерьер комнаты. |
Беседа практикум |
2 |
ДД(Ю)Ткаб. № 8 |
Просмотр опрос выставка |
|
Апрель |
Тема 3. Половодье. |
практикум |
2 |
ДД(Ю)Ткаб. № 8 |
Просмотр выставка |
|
Апрель |
Тема 3. Экзотические птицы. Райские птицы. |
практикум |
2 |
ДД(Ю)Ткаб. № 8 |
Просмотр выставка |
|
Апрель |
Тема 5. Выставка «Наш вернисаж». |
беседа |
2 |
ДД(Ю)Ткаб. № 8 |
Итоговая выставка. Обсуждение. |
|
Май |
Тема 2. Зарисовки объектов растительного мира (отдельные растения). |
практикум |
2 |
ДД(Ю)Ткаб. № 8 |
Просмотр |
|
Май |
Тема 2. Зарисовки объектов растительного мира (ветка цветущего дерева). |
практикум |
2 |
ДД(Ю)Ткаб. № 8 |
Просмотр |
Календарный план воспитательной работы
Воспитательная составляющая программы состоит в:
обеспечении позитивных межличностных отношений в группе;
развитии и обогащении совместной деятельности;
оптимизации общения участников сообщества между собой и на разновозрастном уровне.
Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
№ |
Название мероприятия |
Сроки проведения |
Форма проведения |
1 |
Минутка безопасности |
сентябрь |
беседа |
2 |
День освобождения Новгорода от немецко-нацистских захватчиков. |
январь |
беседа |
3 |
День космонавтики |
апрель |
выставка |
4 |
День Победы |
май |
беседа |