Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Дворец детского (юношеского) творчества имени Лени Голикова»
Рассмотрена Педагогическим советом Протокол № 6 от 29.05.2024 |
Утверждена Приказ № 199 от 31.05.2024 |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Масляная живопись»
Уровень: ознакомительный
Возраст учащихся: 14+
Срок реализации программы: 3 месяца
Автор-составитель:
педагог дополнительного образования
Арутюнова Е.В.
Великий Новгород
2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Масляная живопись» - ознакомительного уровня художественной направленности. Программа разработана на основе:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказа Министерства просвещения РФ «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 09 ноября 2018 года № 196;
- постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи;
с учетом:
- распоряжения правительства Российской Федерации от 04.09 2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;
- письма Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации»
- письма Министерства образования и науки РФ «О направлении методических рекомендаций» от 29.03. 2016 г. № ВК641/09
- письма комитета по образованию Администрации Великого Новгорода от 26.10.2015 № 4665 «О направлении методических рекомендаций»;
- Устава ДД(Ю)Т им. Лени Голикова, утвержденного постановлением Администрации Великого Новгорода от 27.08.2019 №2535;
- Положения о требованиях к дополнительным общеобразовательным программам, порядке их разработки и экспертизы в муниципальном автономном учреждении дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества имени Лени Голикова», утвержденного приказом директора от 25.05. 2019 № 72.
Актуальность. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить обучающихся к творчеству, активизировать познавательную деятельность, создать условия для развития творческих сторон обучающихся, привить желание заниматься живописью. Стимулировать быть организованным, ответственным и аккуратным в творческом процессе.
Программа доступна для обучения и освоения подростковой молодежи, а также и взрослыми людьми, испытующими потребности в творчестве.
Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании молодежи, содействуя развития воображению и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия. Она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры обучающегося, его эмоциональная отзывчивость. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, обучающиеся получают возможность удовлетворить потребность созиданий, реализовать желания, создавать нечто новое своими силами.
Новизна программы - данная программа рассчитана на подростковую молодежь, и взрослых людей, ориентирована на то, чтобы дать им азы изобразительного искусства масляной живописи и процесса работы с таким материалом, как холст, масляные краски, уголь и т. д. Программа ориентирована на то, чтобы обучающиеся приобрели определенные знания в области изобразительного искусства работая с масляной живописью, а так же основополагающие практические умения и навыки в данной сфере. Последние в дальнейшем станут хорошей основой для продолжения занятий в тех видах деятельности, которые окажутся наиболее привлекательными для обучающегося и будут выбраны им для дальнейших углубленных занятий по изобразительному искусству. После ее освоения, обучающийся достигает определенных успехов в творчестве, может грамотно продумать композицию на холсте масляными красками.
Педагогическая целесообразность.
Программа заключается в том, что позволяет решать не только, собственно обучающие задачи. Но и создает условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к окружающимся, умение радоваться успехам коллег, так же через занятие изобразительным творчеством появляются реальные возможности решать психологическое проблемы обучающихся, возникающие у многих в семье и обществе.
Отличительные особенности данной программы. Для качественного развития творческой деятельности творческих личностей программой предусмотрено: знакомство с работой на холсте с применением масляных красок, которые дают разнообразную красочную поверхность (гладкую или пастозную и т.д.), применение в творческом процессе , таких материалов , как мастихин ,уголь и т.п. .Знакомство с мастерами живописи прошлого и их многообразными приемам масляной живописи, которые могли передать реальную основу художественного произведения.
Система заданий с разными вариантами сложности, обеспечивает овладение приемами творческой работы всеми обучающимися; в каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.
Цель программы: создать условия для развития устойчивого интересак масляной живописи и изобразительному искусству. Привитие учащимся активной жизненной позиции формирования потребности в творческом самовыражении.
Планируемые результаты
|
Планируемые результаты |
Показатели |
Форма оценки |
Личностные |
- уважительное отношение друг к другу и людям; - развитие интереса к масляной живописи и изобразительному искусству; - наблюдательность и внимательность в творческом процессе. |
- умение проанализировать; - аккуратность в работе с различным материалом; - умение доводить до конца свою работу; - умение работать на холсте; - активность на занятиях. |
Наблюдение. Беседа. Просмотр практических работ обучающихся с обсуждением. |
Метапредметные |
- знакомство с основными законами, закономерностями, правилами и приемами композиции масляной живописью; - анализировать свою работу.
|
- умеет сделать последовательно и грамотно свой рисунок; -умение слушать, выслушать собеседника; - умеет провести анализ своей работы; - воспитание терпения, усидчивости, воли, чувства удовлетворения от совместной работы, чувства взаимопомощи и коллективизма. |
Наблюдение. Беседа. Просмотр практических работ обучающихся с обсуждением. |
Предметные |
-создавать гармоничную композицию; -способность работать с различным материалом самостоятельно. |
- умеет: работать с разными кистями, мастихином; - создавать эскиз; - применять палитру; - работать с цветовым кругом; -учитывать масштаб холста своего рисунка; - распределять пространство; -использовать различные цвета и оттенки.
|
Беседа. Просмотр практических работ обучающихся с обсуждением. |
Способы оценки результативности освоения программы.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения обучающихся проходит через просмотры с обсуждением.
Формы текущего контроля - наблюдение, беседа, просмотр.
Форма итоговой аттестации - просмотр практических работ обучающихся с обсуждением.
Критерии оценки выполнения практических заданий, представленных на просмотре, оцениваются по 3-уровням:
- высокий уровень (5 баллов) - если обучающийся выполнил работу в заданное время, имеется грамотное композиционное решение, проект сделан аккуратно в работе есть законченность. Имеет устойчивый интерес к изучаемым видам деятельности.
- средний уровень (4 балла) - если обучающийся выполнил задание с опозданием от заданного времени, с небольшим композиционным нарушением, в работе есть небольшая неаккуратность, незаконченность. Имеет устойчивый интерес к изучаемым видам деятельности.
- низкий уровень (3 балла) - если обучающийся самостоятельно не справился с заданием, композиционное решение нарушено, работа неаккуратна и не закончена. Имеет неустойчивый интерес к изучаемым видам деятельности.
Задачи:
- Формирование у обучающихся устойчивого интереса к искусству и занятием художественным творчеством
- Воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия и аккуратности
- Раскрытие творческого потенциала
- Умение создавать художественный образ в живописи на основе решения творческих задач
- Приобретение навыков работы с материалами: масляными красками, мастихин, уголь
- Развитие колористического видения
- Формирование навыков последовательной работы над рисунком, компоновать, находить цветовое решение, доводить работу до завершенности
- Формирование умений и навыков планировать свою деятельность, содержать в порядке свое рабочее место.
Возраст обучающихся: от 14 +
Срок реализации программы: 3 месяца, 24 часов.
Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часу.
Формы занятий. Основной формой организации обучения является групповая. Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания.
В зависимости от особенностей творческого развития обучающихся педагог может вносить изменения в содержание занятий. Для выполнения поставленных задач программой предусмотрены следующие виды занятий:
- рисование с натуры;
- применения эскиза в рисунке;
- работа с разнообразными материалами;
- знакомство с мастихином и другими материалами для масляного творческого процесса;
- техника и приемы работы с масляной живописью;
- беседы о художниках и изобразительном искусстве;
Основные виды занятий тесно связаны и дополняют друг друга.
Учебный план
Раздел |
Количество часов |
||
всего |
теория |
практика |
|
Раздел 1. Композиция |
4 |
2 |
2 |
Раздел 2. Живопись |
20 |
7 |
13 |
Форма аттестации |
Просмотр практических работ обучающихся с обсуждением. |
||
Итого: |
24 |
9 |
15 |
Учебно - тематический план
№ п/п |
Тема занятий |
Количество часов |
Форма аттестации/ контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
|
Раздел 1. Композиция. |
4 |
2 |
2 |
Беседа. Наблюдение. Просмотр работ. |
Композиция. Цветовая композиция. Правила по технике безопасности. Техника Гризаль. Ахроматические цвета . |
2 |
1 |
1 |
Беседа. Наблюдение. Просмотр работ. |
|
Композиция. Техника Гризаль. Композиционное размещение рисунка. Применение угля . Цветовое решение. |
2 |
1 |
1 |
Беседа. Просмотр работ. |
|
|
Раздел 2. Живопись. |
20 |
7 |
13 |
Беседа. Наблюдение. Просмотр работ. |
3. |
Живопись. Натюрморт. Цветовой круг. Применения мастихина в работе с цветом. |
2 |
1 |
1 |
Беседа. Наблюдение. Просмотр работ. |
4. |
Живопись. Композиционное размещение на холсте. Тональные и цветовые отношения в рисунке.
|
2 |
1 |
1 |
Беседа. Просмотр работ. |
5. |
Живопись. Проработка деталей и завершение в работе. |
2 |
1 |
1 |
Беседа. Наблюдение. Просмотр работ. |
6. |
Живопись. Декоративный натюрморт. Композиционное размещение и плоскостное изображение предметов. |
2 |
1 |
1 |
Беседа. Просмотр работ. |
7. |
Живопись. Цветовое решение. Обобщение и завершение работы. |
2 |
0 |
2 |
Просмотр работ. |
8. |
Живопись. Натюрморт в цвете. Конструктивное решение. Работа с формой. Рисунок углем. Разбор цветовых отношений в предметах. |
2 |
1 |
1 |
Беседа. Просмотр работ. |
9. |
Живопись. Натюрморт в цвете. Основные цвета. Работа с цветом на холсте. Обобщение, выделение деталей. |
2 |
1 |
1 |
Беседа. Просмотр работ. |
10. |
Живопись. Пейзаж. Композиционное решение. Работа с дополнительными цветами. Светотеневые отношения. |
2 |
1 |
1 |
Беседа. Просмотр работ. |
11. |
Живопись. Пейзаж. Работа с цветом. Обобщение в рисунке. |
2 |
0 |
2 |
Беседа. Наблюдение. Просмотр работ. |
12. |
Живопись. Пейзаж. Работа с деталями. Уточнение и завершение работы. |
2 |
0 |
2 |
Наблюдение. Просмотр с обсуждением. |
Календарный учебный график
Срок обучения |
Дата начала обучения |
Дата окончания обучения |
Всего учебных недель |
Всего учебных дней |
Количество учебных часов |
Режим занятий |
3 месяца |
01.09.24 |
31.11.2024 |
24 |
|
|
1 раз в неделю по 1 часу |
Содержание
Раздел 1. Композиция (4 часа).
Теория.
Композиция это составление или сочинение. Составить из частей целое. Правильно подобрать размер, общую форму предмета и расположение самого предмета в пространстве.
Знакомство с техникой Гризайль. Ахроматические цвета в композиции , понятие о цветовых отношениях. . Распределение градации тонов . Основные цвета. Получение дополнительных оттенков. Понятие тон в рисунке. Выявление нужного тона, оттенка.
Практика.
Графическая композиция. Изображения предмета на листе грамотно. Техника Гризайль и применение цветовых отношений. Равномерное распределение цвета. смешение двух цветов и получение нужного оттенка. Применение мастихина и кистей в работе.
Композиционное размещение на холсте всех предметов. Применение угля.
Раздел 2. Живопись (20 часа).
Теория. Понятие натюрморт. Живописный подход к работе. Применения тональных отношений с использованием области цвета и тени. Использование палитры.
Понятие декоративный натюрморт. Цветовые пятна в декоративном натюрморте. Обобщение в работе над рисунком.
Понятие пейзаж .Работа на холсте. Светотеневые отношения.
Применение цветовых решений. Определение и распределение локального цвета.
Практика.
Грамотное распределения натюрморта на холсте, цельность в работе. Тональная последовательность, для выявления объемности предмета. Применение цветовых отношений для точной передачи тоновых изменений. Применение локального цвета, насыщенность и светлота в рисунке.
Декоративный натюрморт на холсте подбор нужного фонового пятна , взаимодействия фона с предметом. Внесения трансформации формы в рисунок. Цветовое решение.
Пейзаж .Обсуждение сюжета. Применение светотеневых отношений.
Создание и размещение композиции на холсте. Подбор нужных оттенков использование дополнительных цветов .Работа с деталями на холсте
Методическое обеспечение программы.
Дидактические материалы (таблицы, плакаты, наглядные пособия, образцы выполненных заданий и др.)
Таблицы:
- Основы цветоведения.
- Закон основы композиции и живописи.
- Техника масляной живописи.
- Поэтапная работа над эскизом.
- работа с мастихином разными кистями на холсте.
Материальное обеспечение программы:
- доска -1 штука,
- столы - 8 штук.
- стулья — 15 штук,
- стеллажи для хранения натурного фонда и работ обучающихся - 4 штуки,
- натурные столики — 2 штуки.
Инструменты и приспособления: 2 мастихина или один мастихин, тряпочки, растворитель 3в1- «тройник», льняное масло (0.5литра бутылочка), фартук, клеенка, влажные салфетки, палитру (доска а4), перчатки латексные, уголь или угольный карандаш, простой карандаш, альбом а4, мягкие кисти синтетика и щетинистые разной толщины (тонкие , толстые, плоские или круглые).
Материалы: грунтованный картон 3 шт. (а 4), холст 3шт., (20х30 или а4) , масляные краски с названием: белый (белила), синий (ультрамарин) , желтый (желтый кадмий светлый), красный ( красный кадмий темный), зеленый (фц).
Список литературы для педагога
- 1. Голубева О. Л.
- Основы композиции. – М.: Изобраз. искусство, 2001. -120 е.: ил.
- 3. Гарни Джеймс
Свет и Цвет Джеймс Гарни/., (пер. с англ. И. Ю Наумовой)- М.: Эскимо 2013. – 214 с.: ил.
- 4. С.А. Гавриляченко
«Композиция в учебном рисунке»: Научно-методическое издание / Издательства СКАНРУС. – Москва 2010.
- 5. Ли Н.Г.
Рисунок.Основы учебного академического рисунка: Учебник. -М: Эскимо,2013. – 480 с.: ил.
- Поль Гоген /
(сост. А. М. Гаврильчик). – М.: РИПОЛклассик, 2014.-40 с.: ил.- (Великие художники мира)
- 7. Притыкин В.П., Файзрахманова Г.Р.
«История изобразительного искусства»: Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студента / В.П. Притыкин, Г.Р. Файзрахманова. – Казань: Изд-во
Казанск. гос. архитект.-строит. ун-та, 2016–60 с.
- Орлова. Е –
К.П. Брюллов/ Е. Орлова. - М.: РИПОЛклассик, 2014.-40 с.: ил.- (Великие художники мира)
Рекомендуемый список литературы для обучающихся
- Краснушкин Е.В. Мир искусства. Натюрморт / Е.В. Краснушкин. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 686 с.
2. Руднев, Иван Юрьевич
Композиция в изобразительном искусстве. Монография – М.: Мир науки, 2019. – Режим доступа: http://izd- mn.com/PDF/09MNNPM19.pdf – Загл. с экрана.