Версия для слабовидящих

Menu

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Масляная живопись»

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Дворец детского (юношеского) творчества имени Лени Голикова»

 

 

 

 

 

 

Рассмотрена

Педагогическим советом

Протокол № 6 от 29.05.2024

               Утверждена

Приказ № 199 от 31.05.2024

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

 «Масляная живопись»

 

 

Уровень: ознакомительный

Возраст учащихся: 14+

Срок реализации программы: 3 месяца

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор-составитель:

педагог дополнительного образования

 Арутюнова Е.В.

 

 

 

 

 

Великий Новгород

2024

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Масляная живопись» -  ознакомительного  уровня  художественной направленности. Программа разработана на основе:

  • Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • приказа Министерства просвещения РФ «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 09 ноября 2018 года № 196;
  • постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи;

с учетом:

  • распоряжения правительства Российской Федерации от 04.09 2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»; 
  • письма Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации»
  • письма Министерства образования и науки РФ «О направлении методических рекомендаций» от 29.03. 2016 г. № ВК641/09
  • письма комитета по образованию Администрации Великого Новгорода от 26.10.2015   №     4665 «О направлении методических рекомендаций»;
  • Устава ДД(Ю)Т им. Лени Голикова, утвержденного постановлением Администрации Великого Новгорода от 27.08.2019 №2535;
  • Положения о требованиях к дополнительным общеобразовательным программам, порядке их разработки и экспертизы в муниципальном автономном учреждении дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества имени Лени Голикова», утвержденного приказом директора от 25.05. 2019 № 72.

Актуальность. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить обучающихся к творчеству, активизировать познавательную деятельность, создать условия для развития творческих сторон обучающихся, привить желание заниматься живописью. Стимулировать быть организованным, ответственным и аккуратным в творческом процессе.

 Программа доступна для обучения и освоения подростковой молодежи, а также и взрослыми людьми, испытующими потребности в творчестве. 

Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании молодежи, содействуя развития воображению и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия. Она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры обучающегося, его эмоциональная отзывчивость. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, обучающиеся получают возможность удовлетворить потребность созиданий, реализовать желания, создавать нечто новое своими силами.

 

Новизна программы - данная программа рассчитана на подростковую молодежь,  и взрослых людей, ориентирована на то, чтобы дать им азы изобразительного искусства масляной живописи и процесса работы с таким материалом, как холст, масляные краски, уголь и т. д. Программа ориентирована на то, чтобы обучающиеся приобрели определенные знания в области изобразительного искусства работая с масляной живописью, а так же основополагающие практические умения и навыки в данной сфере. Последние в дальнейшем станут хорошей основой для продолжения занятий в тех видах деятельности, которые окажутся наиболее привлекательными для обучающегося и будут выбраны им для дальнейших углубленных занятий по изобразительному искусству. После ее освоения, обучающийся достигает определенных успехов в творчестве, может грамотно продумать композицию на холсте масляными красками.

Педагогическая целесообразность.

Программа заключается в том, что позволяет решать не только, собственно обучающие задачи. Но и создает условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к окружающимся, умение радоваться успехам коллег, так же через занятие изобразительным творчеством появляются реальные возможности решать психологическое проблемы обучающихся, возникающие у многих в семье и обществе.

Отличительные особенности данной программы. Для качественного развития творческой деятельности творческих личностей программой предусмотрено: знакомство с  работой на холсте с применением масляных красок, которые дают разнообразную красочную поверхность (гладкую или пастозную и т.д.), применение в творческом процессе , таких материалов , как мастихин ,уголь и т.п. .Знакомство с мастерами живописи прошлого и их многообразными приемам масляной живописи, которые могли передать реальную основу художественного произведения.

           Система заданий с разными вариантами сложности,   обеспечивает овладение приемами творческой работы всеми обучающимися; в каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.

Цель программы: создать условия для развития устойчивого интересак масляной живописи и изобразительному искусству. Привитие учащимся активной жизненной позиции формирования потребности в творческом самовыражении.

 

 

Планируемые результаты

 

 

Планируемые результаты

Показатели

Форма оценки

Личностные

- уважительное отношение друг к другу и людям;

- развитие интереса к масляной живописи и изобразительному искусству;

- наблюдательность и внимательность  в творческом процессе.

- умение проанализировать;

- аккуратность в работе с различным материалом;

- умение   доводить до конца свою работу;

- умение работать на холсте;

- активность на занятиях.

Наблюдение. Беседа. Просмотр  практических работ обучающихся с обсуждением.

Метапредметные

- знакомство с основными законами, закономерностями, правилами и приемами композиции масляной живописью;

- анализировать свою работу.

 

- умеет сделать последовательно и грамотно свой рисунок;

-умение слушать, выслушать собеседника;

- умеет провести анализ своей работы;

- воспитание терпения, усидчивости, воли, чувства удовлетворения от совместной работы, чувства взаимопомощи и коллективизма.

Наблюдение. Беседа. Просмотр  практических работ обучающихся с обсуждением.

Предметные

-создавать гармоничную композицию;

-способность работать с различным материалом самостоятельно.

- умеет:

 работать с разными кистями, мастихином;

- создавать эскиз;

- применять палитру;

- работать с цветовым кругом;

-учитывать масштаб холста своего рисунка;

- распределять пространство;

-использовать различные цвета и оттенки.

 

Беседа. Просмотр  практических работ обучающихся с обсуждением.

   

Способы оценки результативности освоения программы.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения обучающихся проходит через просмотры с обсуждением.

Формы текущего контроля - наблюдение, беседа, просмотр.

Форма итоговой аттестации - просмотр практических работ обучающихся с обсуждением.

   Критерии оценки выполнения практических заданий, представленных на просмотре, оцениваются по 3-уровням:

  •  высокий уровень (5 баллов) - если обучающийся выполнил работу в заданное время, имеется грамотное композиционное решение, проект сделан аккуратно в работе есть законченность. Имеет устойчивый интерес к изучаемым видам деятельности.
  •   средний уровень (4 балла) - если обучающийся выполнил задание с опозданием от заданного времени, с небольшим композиционным нарушением, в работе есть небольшая неаккуратность, незаконченность. Имеет устойчивый интерес к изучаемым видам деятельности.
  •     низкий уровень (3 балла) - если обучающийся самостоятельно не справился с заданием, композиционное решение нарушено, работа неаккуратна и не закончена. Имеет неустойчивый интерес к изучаемым видам деятельности.

Задачи:

  • Формирование у обучающихся устойчивого интереса к искусству и занятием художественным творчеством
  • Воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия и аккуратности
  • Раскрытие творческого потенциала
  • Умение создавать художественный образ в живописи на основе решения творческих задач
  • Приобретение навыков работы с материалами: масляными красками, мастихин, уголь
  • Развитие колористического видения
  • Формирование навыков последовательной работы над рисунком, компоновать, находить цветовое решение, доводить работу до завершенности
  • Формирование умений и навыков планировать свою деятельность, содержать в порядке свое рабочее место.

Возраст обучающихся: от 14 +

Срок реализации программы: 3 месяца, 24 часов.

Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часу.

Формы занятий. Основной формой организации обучения является групповая. Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания.

В зависимости от особенностей творческого развития обучающихся педагог может вносить изменения в содержание занятий. Для выполнения поставленных задач программой предусмотрены следующие виды занятий:

  • рисование с натуры;
  • применения эскиза в рисунке;
  • работа с разнообразными материалами;
  • знакомство с мастихином и другими материалами для масляного творческого процесса;
  • техника и приемы работы с масляной живописью;
  • беседы о художниках и изобразительном искусстве;

Основные виды занятий тесно связаны и дополняют друг друга.

 

 

Учебный план

 

Раздел

Количество часов

всего

теория

практика

Раздел 1. Композиция

4

2

2

Раздел 2. Живопись

20

7

13

Форма аттестации

Просмотр практических работ обучающихся с обсуждением.

Итого:

24

9

15

 

 

Учебно - тематический план

 

№ п/п

Тема занятий

Количество часов

Форма аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

 

Раздел 1. Композиция.

4

2

2

Беседа. Наблюдение. Просмотр работ.

  1.  

Композиция. Цветовая композиция. Правила по технике безопасности.   

Техника Гризаль.

Ахроматические цвета .

2

1

1

Беседа. Наблюдение. Просмотр работ.

  1.  

Композиция.  Техника Гризаль.

Композиционное размещение рисунка.

Применение угля .

Цветовое решение.

2

1

1

Беседа. Просмотр работ.

 

    Раздел 2. Живопись.

20

7

13

Беседа. Наблюдение. Просмотр работ.

3.

Живопись. Натюрморт.

Цветовой круг.

 Применения мастихина в работе с цветом.

2

1

1

Беседа.

Наблюдение. Просмотр работ.

4.

Живопись.  Композиционное размещение на холсте.

Тональные и цветовые отношения в рисунке.

 

2

1

1

Беседа. Просмотр работ.

5.

Живопись. Проработка деталей и завершение в работе.

2

1

1

Беседа.

Наблюдение.

Просмотр работ.

6.

Живопись. Декоративный натюрморт. Композиционное размещение и плоскостное изображение предметов.

2

1

1

Беседа. Просмотр работ.

7.

Живопись. Цветовое решение.

Обобщение и завершение работы.

2

0

2

Просмотр работ.

8.

Живопись. Натюрморт в цвете.

Конструктивное решение. Работа с формой. Рисунок углем. Разбор цветовых отношений в предметах.

2

1

1

Беседа.

Просмотр работ.

9.

Живопись. Натюрморт в цвете.

Основные цвета.

Работа с цветом на холсте. Обобщение, выделение деталей.

2

1

1

Беседа. Просмотр работ.

10.

Живопись. Пейзаж. Композиционное решение.

Работа с дополнительными цветами.

Светотеневые отношения.

2

1

1

Беседа.

Просмотр работ.

11.

Живопись. Пейзаж.

Работа с цветом.

Обобщение в рисунке.

2

0

2

Беседа.

Наблюдение.

Просмотр работ.

12.

Живопись. Пейзаж.

Работа с деталями.

Уточнение и завершение работы.

2

0

2

Наблюдение.

Просмотр с обсуждением.

 

 

Календарный учебный график

 

Срок обучения

Дата начала обучения

Дата окончания обучения

Всего учебных недель

Всего учебных дней

Количество учебных часов

Режим занятий

3 месяца

01.09.24

31.11.2024

24

 

 

1 раз в неделю по 1 часу

 

 

Содержание

Раздел 1. Композиция (4 часа).

Теория.

Композиция это составление или сочинение. Составить из частей целое. Правильно подобрать размер, общую форму предмета и расположение самого предмета в пространстве.

Знакомство с техникой Гризайль. Ахроматические цвета в композиции , понятие о цветовых отношениях. . Распределение градации тонов . Основные цвета. Получение дополнительных оттенков. Понятие тон в рисунке. Выявление нужного тона, оттенка.

Практика.

Графическая композиция. Изображения предмета на листе грамотно. Техника Гризайль и применение цветовых отношений. Равномерное распределение цвета. смешение двух цветов и получение нужного оттенка. Применение мастихина и кистей в работе.

Композиционное размещение на холсте всех предметов. Применение угля.

Раздел 2. Живопись (20 часа).

Теория. Понятие натюрморт. Живописный подход к работе. Применения тональных отношений с использованием области цвета и тени. Использование палитры.

Понятие декоративный натюрморт. Цветовые пятна в декоративном натюрморте. Обобщение в работе над рисунком.

Понятие пейзаж .Работа на холсте. Светотеневые отношения.

Применение цветовых решений. Определение и распределение  локального цвета.

             Практика.

Грамотное распределения натюрморта на холсте, цельность в работе. Тональная последовательность, для выявления объемности предмета. Применение цветовых отношений для точной передачи тоновых изменений. Применение локального цвета, насыщенность и светлота в рисунке.

Декоративный натюрморт на холсте подбор нужного фонового пятна , взаимодействия фона с предметом. Внесения трансформации формы  в рисунок. Цветовое решение.

Пейзаж .Обсуждение сюжета. Применение светотеневых отношений.

 Создание и размещение композиции на холсте. Подбор нужных оттенков использование дополнительных цветов .Работа с деталями на холсте

 

Методическое обеспечение программы.

 

 Дидактические материалы (таблицы, плакаты, наглядные пособия, образцы выполненных заданий и др.)

 Таблицы:

  • Основы цветоведения.
  • Закон основы композиции и живописи.
  •  Техника масляной живописи.
  • Поэтапная работа над эскизом.
  • работа с мастихином разными кистями на холсте.

 

 Материальное обеспечение программы:

 

  • доска -1 штука,
  • столы - 8 штук.
  • стулья — 15 штук,
  • стеллажи для хранения натурного фонда и работ обучающихся - 4 штуки,
  • натурные столики — 2 штуки.

Инструменты и приспособления:  2 мастихина или один мастихин, тряпочки, растворитель 3в1- «тройник», льняное масло (0.5литра бутылочка), фартук, клеенка, влажные салфетки, палитру (доска а4), перчатки латексные, уголь или угольный карандаш, простой карандаш, альбом а4, мягкие кисти синтетика и щетинистые разной толщины (тонкие , толстые, плоские или круглые).

 Материалы: грунтованный картон 3 шт. (а 4), холст 3шт., (20х30 или а4) , масляные краски с названием: белый (белила), синий (ультрамарин) , желтый (желтый кадмий светлый), красный ( красный кадмий темный), зеленый (фц).

 

 

Список литературы для педагога

 

  1. 1.     Голубева О. Л.
  1. Основы композиции. – М.: Изобраз. искусство, 2001. -120 е.: ил.

 

  1. 3.     Гарни Джеймс

Свет и Цвет Джеймс Гарни/., (пер. с англ. И. Ю Наумовой)- М.: Эскимо 2013. – 214 с.: ил.

  1. 4.     С.А. Гавриляченко

«Композиция в учебном рисунке»: Научно-методическое издание / Издательства СКАНРУС. – Москва 2010.

  1. 5.     Ли Н.Г.

Рисунок.Основы учебного академического рисунка: Учебник. -М: Эскимо,2013. – 480 с.: ил.

  1. Поль Гоген /

 (сост. А. М. Гаврильчик). – М.: РИПОЛклассик, 2014.-40 с.: ил.- (Великие художники мира)

  1. 7.     Притыкин В.П., Файзрахманова Г.Р.

 «История изобразительного искусства»: Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студента / В.П. Притыкин, Г.Р. Файзрахманова. – Казань: Изд-во

Казанск. гос. архитект.-строит. ун-та, 2016–60 с.

 

  1. Орлова. Е

К.П.  Брюллов/ Е. Орлова. - М.: РИПОЛклассик, 2014.-40 с.: ил.- (Великие художники мира)

 

 

 

Рекомендуемый список литературы для  обучающихся

 

  1. Краснушкин  Е.В. Мир искусства. Натюрморт / Е.В.    Краснушкин. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 686 с.

2.   Руднев, Иван Юрьевич

     Композиция в изобразительном искусстве.        Монография – М.: Мир науки, 2019. – Режим доступа:  http://izd- mn.com/PDF/09MNNPM19.pdf – Загл. с экрана.           

 9 мая

 

 

 

 

Авторизация