Версия для слабовидящих

Menu

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Топочок»

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Дворец  детского (юношеского) творчества имени Лени Голикова»

 

 

 

Рассмотрена

Педагогическим советом

Протокол № 6 от 29.05.2024

 

Утверждена

Приказ № 199 от 31.05.2024

 

 

 

                                   

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности

«Топочок»

Уровень - ознакомительный

Возраст обучающихся: 3-5 лет

Срок реализации:  1 год

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор - составитель:

Педагог дополнительного образования

Шмелева Е.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Великий Новгород

2024

I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

 

1) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Топочок» - художественной направленности, ознакомительного уровня, разработана для детей детского хореографического ансамбля «Топочок».

Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана с учетом:

•        Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

•        Распоряжения Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации;

•        приказа Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 27 июля 2022 года № 629;

•        Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";

с учетом:

•        письма Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации»;

•        письма Министерства образования и науки РФ от 29.03. 2016 г. № ВК641/09 «О направлении методических рекомендаций»;

•        Устава ДД(Ю)Т им. Лени Голикова, утверждённого постановлением Администрации Великого Новгорода от 27.08.2019 №3525.;

•        Положения о требованиях к дополнительным общеобразовательным программам, порядке их разработки и экспертизы в муниципальном автономном учреждении дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества имени Лени Голикова», утвержденного приказом директора от 13.05.2024 № 173.

 

Актуальность и педагогическая целесообразность программы. Любой, пусть даже самый маленький, ребёнок – прежде всего творческая личность. Дети по своей природе очень восприимчивы, эмоциональны и впечатлительны. Но им обязательно нужно как-то выразить свои переживания, чувства и мысли. Каждый ребёнок по-своему ищет пути самовыражения:  многие дети рисуют и лепят, а другие пластично двигаются. Вот тут главное - не заглушить эти наклонности в ребёнке, а постараться помочь, посредством занятий танцем и ритмикой.

    Двигательная ритмика очень важна. Дети учатся координировать движение и воспринимаемый слухом ритм. Уроки ритмики проводятся и в сопровождении инструмента, и без него. Начало - прохлопывание  простейших ритмов под знакомую музыку. Затем добавляются шаги на месте, марш по кругу, усложняя ритмический рисунок.

    На занятиях необходимо добиваться осмысленного выполнения задания.

    Простейшие танцевальные движения - это шаги, марш, бег, галоп, подскоки. С самого начала надо практиковать выполнение этих движений как вперёд, так и в боковом направлении, и обязательно назад.

      Особое внимание следует уделить такому немаловажному фактору как дыхание. Правильно поставленное дыхание имеет иногда решающее значение для освоения танцевальной техники.

    Танец и физические упражнения тесно переплетены в обучении. Неразделимы понятия танец и музыка, не может быть и танца без эмоций. Задача педагога с первых занятий подвести ребят к музыкальному, ритмичному выполнению  простейших элементов. Соответственно, очень большое значение имеет грамотно построенное музыкальное  сопровождение уроков. Здесь действует принцип «от простого к сложному».

Срок реализации программы 1 год (68ч).

Возраст обучающихся: от 3 до 5 лет

Формы и режим занятий:

Занятие проходит в виде учебного занятия. Перед выступлением проводятся репетиции. Каждое занятие включает различные виды деятельности: Ритмику, слушание и анализ музыки, элементы основ народного или классического танца, упражнения на ориентировку в пространстве, разучивание танцев. При этом необходимо умело сочетать материал из всех разделов программы, например: ритмические упражнения 5 минут, элементы танцевальной азбуки 5-10 минут, разучивание танцевальных движений 5-10минут. Все виды деятельности чередуются не механически, а необходимо соединить их органично, подчиняясь единому педагогическому замыслу.

Режим занятий: Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятия –   1 час ( 30 минут).

 

2) ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.

     Цель - развить общую музыкальность, чувство ритма у детей раннего возраста, через первоначальную танцевальную подготовку и элементарные физические и музыкальные упражнения.

Задачи:

Обучающая:  формирование танцевальных умений и навыков на основе овладения и освоения программного материала.

 

Воспитательная:  воспитание ребёнка как личности, формирование гуманного отношения к людям и глубокого эстетического чувства.

Оздоровительная: приобщение к здоровому образу жизни, формирование правильной осанки.

Развивающая: развитие творческих способностей, чувства прекрасного, умение видеть красоту и образность окружающего мира.

 

3)    СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Первый танец занимает много подготовительного времени. Движения делятся на составляющие и разучиваются постепенно. В процессе работы элементы можно усложнять. Иногда бывает мало даже года, чтобы выучить несложный танец. Много времени уходит на повторение. Непросто добиться от детей соблюдения линий, интервалов, правильного размещения по залу. Выходя первый раз на сцену, ребёнок испытывает большой стресс. Важно психологически подготовить ребёнка к первому выступлению.

 

Учебный план

Модуль

теория

практика

всего

Формы контроля

1

8

60

68

Визуальный контроль

Аттестация результативности освоения образовательной программы

Открытое занятие или концертное выступление

 

Учебно-тематический план:

                             

 

Название темы.

Всего часов

Теория

Практика

Форма контроля

1 1 

Введение в мир танца и музыки:

-Вводное занятие

-Знакомство через танец и игру

  

2

0.5

1.5

 

22

Ритмика:

-Счет, ритм в музыке и танце

-Ритмические упражнения разминки

- игры

 

6

1.5

4.5

 

33

Танцевальная азбука:

-Простые элементы танца

-Шаги, бег, прыжки, повороты.

-Построения и перестроения в танце

-движения детского эстрадного танца

 

28

4

24

 

4

Танец:

-Движения на маршевую музыку, вальс, польку.

-Танцуем в парах

-Репетиционная работа

 

28

2

26

 

5

Концертные выступления:

-Открытые занятия

-Концерт

 

4

-

4

 

 

Итого:

68

8

60

 

                                                                                                                                     

  1. 1.     Введение в мир танца и музыки

    Теория: Беседа «Давайте дружить все», Игра – «Знакомимся через танец и игру».

   Практическая часть: прослушивание и сравнение мелодий, их характеристика детскими образами. Тестирование на определение танцевальных возможностей. Тестирование на творческие знания, умения, навыки.

 

  1. 2.     Ритмика

    Музыкальная грамота: счёт, размеры в музыке, такты, темпы, сильные и слабые доли. Взаимосвязь музыки и движений в танце(медленно-медленно, быстро-быстро, умеренно-умеренно).

   Практическая часть: ритмические игры «Хлопушки», «Топотушки»,  «Прилетели птицы», «Да-да-да»,

Разучивание ритмических упражнений разминки: ходьба с хлопками, приседания и наклоны с хлопками, прыжки с хлопками, бег под счёт. Притопы с продвижением вперёд, назад и в сторону, вокруг себя.

 

  1. 3.     Танцевальная азбука

   Беседы «Осанка и походка лучше всех», «Учимся красиво шагать».

   Практическая часть: игра «Карлики-великаны», разучивание позиций рук, ног и головы. Проучивание шага (простой, польки, русский-переменный, с носка, на пальцах), бега (лёгкий, с подскоком, галоп).

Обязательное включение на занятиях заданий на фантазию, импровизацию и показу образа(бабочки, зонтики, цветы, зверята и т.д.)

 

  1. 4.     Танцы

Практическая часть: постановка этюдов «Я- листочек», «Я- кошечка»,

«Я- куколка», «Я- сказочная фея»; «Заводные игрушки», «Волшебники».

Постановочно-репетиционная работа над танцами по тематике - народные, бальные, сюжетные танцы, парные танцы и танцы с предметами.

Предлагаемый репертуар: танец матрёшек

 

  1. 5.     Концертные выступления

Проведение открытых занятий для родителей и педагогов в 1-м и 2-м полугодиях. Участие в итоговом концерте, по окончанию учебного года.

 

Планируемые результаты:

 Обучающиеся должны знать:

1.Движения: шаг по кругу, бег, галоп.

2.Позиции рук, ног, головы и туловища

3.Правую и левую стороны при исполнении движения.

4.Физические упражнения: наклоны вперёд, в сторону; «берёзка», руки вверх, в сторону, вниз.

 Обучающиеся должны уметь:

1. Правильно пройти в такт музыке шагом

2. Сохранять красивую осанку

3. Понимать музыкальные вступления и завершение музыкального произведения

5.Ориентироваться в пространстве танцевального зала и понимать направление движения.

6.Выполнять простые танцевальные движения самостоятельно

 

 

 

Формы контроля, критерии оценки:

Визуальная - проверка и оценка двигательных умений и навыков, проверка и оценка уровня развития физических качеств, проверка и оценка уровня артистичности исполнения хореографических номеров; Текущий контроль и аттестация результативности освоения образовательной программы– безотметочная. Предполагается словесная объяснительная оценка качественных показателей уровня развития двигательных умений и физических качеств

Аттестация результативности освоения образовательной программы осуществляется через участие обучающихся в открытых занятиях для родителей, концертных выступлениях.

1)                МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Успех реализации данной программы зависит от правильной организации процесса обучения детей. Специфика методических приемов и методов зависит от возрастных особенностей дошкольного возраста. Основным способом развития творчества дошкольников является игровая деятельность.

В работе по программе используются следующие методы:

•      Наглядно-слуховой (выразительное исполнение музыки педагогом).

•      Наглядно-зрительный и деятельный (показ игр, плясок, отдельных их элементов).

•      Словесный (образный рассказ о новой игре, танце, пояснения в ходе выполнения движений).

•      Упражнения (многократное повторение, варьирование знакомого материала, последовательное разучивание репертуара с учетом сложности произведения, возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребенка).

Хорошие результаты приносят методические приемы направленные сразу на всю группу участников или направленные на активизацию каждого ребенка в отдельности:

•      Индивидуальная оценка уровня усвоенных навыков, развития способностей путем наблюдения за поведением ребенка, его успехами.

•      Использование приемов обращенных к каждому ребенку; создание психологически-комфортной атмосферы, где неуверенные дети захотят действовать, индивидуальные указания для некоторых детей, наряду с общими для всей группы.

•      Исполнение индивидуальных ролей, распределение на группы и подгруппы.

 

Музыка для слушания. Примерный репертуар:

•   Мусорский М.П. «Слеза».

•   Шуберт Ф. «Музыкальный момент».

•   Бах И.С. «Шутка».

•   Р.н.п. «Во поле береза стояла».

•   Прокофьев С. «Марш».

•   Кабалевский Д.Б.  «Вальс».

•   Глинка М.И. «Полька», «Сен-Санс», «Карнавал животных».

•   Шуман Р. «Зимой».

•   Григ Э. «Шествие гномов».

•   Прокофьев С. «Петя и волк».

•   Чайковский П.И. «октябрь», «Май», «Баба-яга», «Щелкунчик».

 

1)    УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Учебный зал (фортепиано, тумба для аппаратуры);
  2.  Раздевалка (для переодевания);
  3. Помещение для концертной деятельности и генеральных репетиций (сцена, зрительный зал)
  4. Приборы и оборудование (музыкальный центр, телевизор, плеер и ДВДплеер, СД и ДВД с записями)
  5. Методический фонд (Брошюры, методички, журналы, книги по хореографии, ДВД с выступлениями обучающихся)
  6. Спортивный инвентарь (обручи, мячи разные, скакалки, игрушки)

 

 

Кадровое обеспечение

Программу реализует педагог дополнительного образования, имеющий необходимую квалификацию для реализации задач, определенных дополнительной общеразвивающей программой, способный к инновационной профессиональной деятельности и непрерывному профессиональному развитию.

 

Список литературы для педагога:

1.Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике. «Занятия по ритмике в подготовительных классах» -М, 1963, 1972, 1979.

2.Конорова Е. В. «Танец и ритмика»-М, 1960.

3.Конорова Е.В. «Ритмика в театральной школе»-М, 1947.

4.Руднева С., Фиш Э. «Ритмика. Музыкальное движение»- М, 1972.

5. Брошюра. «Школа танца для юных»- Санкт-П, 2003.

6.Барышникова Т. « Азбука хореографии»- М, 2000.

7.Брошюра. «Играем с начала. Гимнастика, ритмика, танец»-М, 2007.

8. Бахто.С. «Программы для хореографических школ искусств»-М,1984.

9.Брошюра «Танец и дети»-Р, 2008.

10.Захарова Т. «Детская хореография»-Н, 2004.

11.Брошюра «Методическая разработка для преподавателей хореографических школ»-М, 2009.

12. Стуколкина М. «Уроки детского танца»-М, 2002.

13. Программа «Хореографическое развитие детей с 5 лет»-Е, 2005.

 

 

Информационно-коммуникационные средства обучения:

-сайты:

http://www.horeograf.com

http:// music-for-dance. ru

http://muzofon.com

http:// audio-joiner.com

http://www.youtube.com

 

Список литературы для детей и родителей:

1. Беликова Е. Танцуем…street jazz /Танец- Модерн //Студия Антре 2004 № 2 (13).

 2. Блок Л.Д. Классический танец: история и современность»- М., Искусство 1983г.

 3. Карп П.М. Младшая муза, М., Детская литература,1986г

 4. Красовская В.М. Анна Павлова: страницы жизни русской танцовщицы. Л-М. Искусство 1965г

8. Пасютинская В.М. «Волшебный мир танца»: кн. Для учащихся- М., Просвещение 1985г.

9. «Секрет танца» Составитель Т.К.Васильева. СПб; ТОО «Диамант», ООО «Золотой век» 1997г.

 10. Серова В.С. Как рос мой сын Я., Художник РСФСР, 1968г.

11. Страна волшебная - балет. Очерки- М., «Детская литература», 1974г.

 

 

 

Приложение 1

 

Календарный учебный график

 

Год обучения

Дата начала обучения

Дата окончания

Всего уч. Недель

Всего учеб. Дней

Кол-во часов

Режим занятий

1

01.09.2024

31.05.2025   

34

68

68

2 раза в неделю: по – 1 часу


 

 

Приложение 2

 

 

Календарно-тематический план

на 2024-2025 учебный год

 

 

п/п

дата

Тема занятия

Кол-во часов

 

Форма занятия

Форма контроля

  1.  
  2. нед
 

Вводное занятие.

Инструктаж по технике безопасности

 

2

Групповая

 

беседа

  1.  
  2. нед
 

Музыкальная грамота: счет, вступление, окончание. Взаимосвязь музыки и движения

2

Групповая

Показ,наблюдение

  1.  
  2. нед
 

Постановка корпуса и осанки через игру «карлики-великаны»

2

Групповая

Показ,наблюдение

  1.  
  2. нед
 

Этюд: Я- листочек

2

Групповая

Показ,наблюдение

  1.  
  2. нед
 

Разучивание позиций рук, ног и головы.

2

Групповая

Показ,наблюдение

  1.  
  2. нед
 

Этюд: Я -кошечка

2

Групповая

Показ,наблюдение

  1.  
  2. нед
 

Ритмические игры .Музыкальные игры

2

Групповая

Показ,наблюдение

  1.  
  2. нед
 

Задания на фантазию (бабочки, фея, куклы зверята)

2

Групповая

Показ,наблюдение

  1.  
  2. нед
 

Этюд: Я-куколка

2

Групповая

Показ,наблюдение

 

10.нед

Построения, перестроения в танце(круг, квадрат, линии шахматный порядок)

2

Групповая

Показ,наблюдение

 

11.нед

Разучивание ритмических упражнений.

2

Групповая

Показ,наблюдение

 

12.нед

Этюд: Я-сказочная фея

2

Групповая

Показ,наблюдение

 

13.нед

Музыкально-танцевальные игры

2

Групповая

Показ,наблюдение

 

14.нед

Постановочная работа по теме: сюжетный танец

2

Групповая

Показ,наблюдение

 

15.нед

Музыкально-сюжетная игра

2

Групповая

Показ,наблюдение

 

16.нед

Проучивание шага: простой, полька.

2

Групповая

Показ,наблюдение

 

17.нед

Проведение открытых занятий для родителей.

2

Групповая

наблюдение

 

18.нед

Постановочная работа по теме: сюжетный танец

2

Групповая

Показ,наблюдение

 

19.нед

Проучивание шага: русский переменный, с носка.

2

Групповая

Показ,наблюдение

 

20.нед

Ритмические игры

2

Групповая

Показ,наблюдение

 

21.нед

Шаг на полу-пальцах, на пятках. Чередование.

2

Групповая

Показ,наблюдение

 

22.нед

Музыкально-сюжетная игра

2

Групповая

Показ,наблюдение

 

23.нед

Разучивание бега: легкий, с подскоком, галоп.

2

Групповая

Показ,наблюдение

 

24.нед

Постановочная работа по теме: сюжетный танец

2

Групповая

Показ,наблюдение

 

25.нед

Проучивание приседаний и полуприседаний в танце.

2

Групповая

Показ,наблюдение

 

26.нед

репетиционная работа по теме: сюжетный танец

2

Групповая

Показ,наблюдение

 

27.нед

Знакомство с прыжками на 1-2-х ногах. С перемещением.

2

Групповая

Показ,наблюдение

 

28.нед

Репетиционная работа

2

Групповая

Показ,наблюдение

 

29.нед

Ритмические игры

2

Групповая

Показ,наблюдение

 

30.нед

Музыкально-сюжетная игра

2

Групповая

Показ,наблюдение

 

31.нед

репетиционная работа

2

Групповая

Показ,наблюдение

 

32.нед

Репетиционная работа

2

Групповая

Показ,наблюдение

 

33. нед

Репетиционная работа

2

Групповая

Показ,наблюдение

 

34. нед

Участие в  концерте

2

Групповая

наблюдение

 

 

Приложение 3

 

Календарный план воспитательной работы

Воспитательная составляющая программы состоит в:

 обеспечении позитивных межличностных отношений в группе;

 развитии и обогащении совместной деятельности;

 оптимизации общения участников сообщества между собой и на разновозрастном уровне.

 

Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, воспитание чувства любви и уважения к родителям, взаимного уважения, бережного отношения к традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и искусству.

 

Название мероприятия

Сроки проведения

Форма проведения

1

Минутка безопасности

сентябрь

игра

2

День Матери

ноябрь

Занятие с родителями

3

Новый год

Декабрь - январь

праздник

4

День 8 марта

март

Поздравление мам

5

День Танца

апрель

праздник

6

Праздник дружбы

май

концерт

 9 мая

 

 

 

 

Авторизация