Версия для слабовидящих

Menu

Безопасная перемена для младших школьников "Копилка игр"

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение

  1. «КРОКОДИЛ»
  2. «ДРАКОНЧИК»
  3. «ИЗОБРАЗИ ПОХОДКУ»
  4. «ЗАПРЕЩЕННАЯ БУКВА»
  5. «СКРЫТАЯ ПОДСКАЗКА»
  6. «ВСЕ ПОМНЮ»
  7. «БЕРЕГИСЬ, БУРАТИНО!»
  8. «КОЛОБОК»
  9. «УСПЕЙТЕ ПОДХВАТИТЬ»
  10. «ПИАНИНО»
  11. «ПСЕВДОНИМ»
  12. «ФИГУРЫ»
  13. «СТАЯ УТОК»
  14. «ЗЕМЛЯ, ВОДА, ОГОНЬ, ВОЗДУХ»

Литература

 

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПиН 2.4.2.2821-10, для повышения физической активности, снятия напряжения у учащихся в середине учебного дня после третьего урока в школе введена динамическая перемена продолжительностью 20 минут.

Подвижные игры во время перемен в школе дают возможность детям снизить утомление, накопившееся на уроках, и восстановить работоспособность. Подвижная перемена положительно влияет на эмоционально-психологическое состояние детей, развивает ловкость и координацию движений. Она формирует командный дух, взаимовыручку и упорство. В игры можно играть всем классом и небольшими группами.

Правильно организованная подвижная перемена – важный фактор улучшения двигательного режима детей в борьбе с гиподинамией.

Как проводить?

Подвижная перемена обычно проводится после второго и третьего урока. Инвентарь для проведения игр лучше иметь в классе. Учащиеся организованно выходят из классов. За каждым классом закреплено место проведения игр, которое соответствует правилам техники безопасности. Дети любят, когда игры, которые проводят старшеклассники и учителя начальных классов, носят сюжетный характер. А использование игрушек и инвентаря: мячей, скакалок придают перемене необходимый эмоциональный фон.

 

«КРОКОДИЛ»

 Описание игры

Загадывается слово, словосочетание или фраза (на усмотрение ведущего или участников). Один из игроков должен показать загаданное без слов, лишь только жестами, мимикой, и позами, т.е пантомимой.

Правила игры

1. Игрок показывает слово, используя только мимику, жесты, движения. Ему запрещается произносить слова (любые, даже «да», «нет» и т.п.) и звуки, особенно те, по которым легко угадать слово (например, по звуку «мяу» можно легко догадаться, что загадана кошка).

2. Запрещается губами проговаривать слова.

3. Запрещается показывать загаданное слово по буквам.

4. Отгадывающие могут: задавать игроку любые вопросы; просить игрока показать синонимы; перечислять любые появляющиеся варианты.

5. Для показа слова или фразы отводится определенное время. Если правильный ответ не прозвучал до окончания этого срока, то слово считается не угаданным.

6. Если загадывается одно слово, то это должно быть существительное в именительном падеже и единственном числе (например, любой предмет или животное).

7. Внимание! Слово считается разгаданным, если слово произнесено именно так, как оно было загадано. Например, было загадано слово «солнышко» – в этом случае «солнце» будет неверным ответом.

 

«ДРАКОНЧИК»

 Описание игры

Стоя лицом к лицу, дети вытягивают руки вперед так, чтобы одна из ладоней каждого оказалась между двумя ладонями партнера. По очереди дети произносят по слову стиха, в такт каждому слову хлопая по ладони партнера:

Летели дракончики,

Ели пончики.

Сколько пончиков

Съели дракончики?

Правила игры

Сначала делает хлопок в ладоши один игрок (рука партнера находится между его ладонями), затем другой. Тот, чья очередь говорить, вместе с хлопком называет любое число, например три. Партнер начинает отсчет, продолжая хлопки. При назывании последнего числа тот, чья рука на данный момент оказалась под ударом, должен как можно быстрее.

 

«ИЗОБРАЗИ ПОХОДКУ»

 Описание игры

Музыкальная игра «Изобрази походку» помогает детям создавать музыкально-игровые образы в инсценировках знакомых песен, развивает чувство ритма.

Правила игры

Педагог предлагает детям изобразить, как двигаются известные им животные — каждый в своём характерном ритме. Чтобы выполнить задание правильно, следует сначала вспомнить повадки и внешний вид животных.

Например, медведь — неуклюжий, косолапый. Поэтому походку надо показать неторопливо, вывернутые ступни ног, корпус наклонен вперёд.

Походка другого животного, например, лисы, — совсем другая, грациозная и быстрая, с лапками, согнутыми перед корпусом.

Дети могут вспомнить ещё несколько знакомых животных, показать их повадки и походку.

Закрепить приобретённые навыки можно, инсценируя песни, где указывается то или иное животное.

 

«ЗАПРЕЩЕННАЯ БУКВА»

 Описание игры

Одного из участников игры назначают водящим. Поочередно обращаясь к играющим, водящий каждому задает какой-нибудь несложный вопрос, требуя на него немедленного ответа. Например: "Сколько тебе лет?", "С кем ты сидишь на парте?", "Какое ты любишь варенье?" и т. п. Тот, к кому обращен вопрос, должен тотчас же дать любой ответ, но не употребляя в своей фразе буквы, которая по уговору объявлена запрещенной.

Предположим, что запрещенной объявлена буква "А". Разумеется, водящий постарается подыскать каверзные вопросы, отвечая на которые обойтись без буквы "А" было бы затруднительно. "Как тебя зовут?" — спросит он, скажем, товарища, которого зовут Ваня. Ясно, что тот не может назвать своего имени. Придется ему отделаться шуткой. "Не могу вспомнить!" — ответит он, находчиво обходя приготовленную для него ловушку. Тогда водящий с таким же неожиданным вопросом обратится к другому участнику игры.

Правила игры

Игра ведется в быстром темпе, долго раздумывать не разрешается. Замешкался, не ответил сразу или же, растерявшись, употребил в своем ответе запрещенную букву, становись на место водящего и задавай вопросы. Победителями мы будем считать тех, кто ни разу не попал в ловушку и давал быстрые, находчивые ответы.

 

«СКРЫТАЯ ПОДСКАЗКА»

 Описание игры

В этой игре разрешается подсказывать, хотя и не совсем обычным способом. Выбираем водящего и объявляем его отгадчиком. Попросим отгадчика на минутку отойти в сторонку. Тем временем загадаем какое-нибудь слово. Это должно быть имя существительное единственного числа, состоящее из четырех-пяти букв, причем все буквы в нем должны быть разные, например "стол", "комар", "доска", "парус" и т. п. Таких слов множество, подбирать их долго не придется.

Правила игры

Задача водящего — отгадать задуманное нами слово. Так как это трудно, то придется ему помочь, то есть кое-что подсказать, но, разумеется, не прямо, а каким-нибудь косвенным путем, полагаясь на его сообразительность и внимание.

Предположим, что загаданное слово "комар". Отгадчику оно неизвестно.

— Прошу подсказать первую букву, — обращается он к играющим.

Это его право - требовать подсказку, причем подсказывать могут три любых участника игры, каждый по-своему.

Первая буква загаданного слова "К".

Как же подсказать ее, прямо не называя?

Делается это таким образом. Трое играющих поочередно произносят по одному какому-нибудь слову, односложному или двухсложному, в состав которого входит буква "К". Допустим, один назовет слово "компас", другой — "сурок", третий — "капля".

Во всех трех словах повторяется буква "К".

Отгадчик выделит эту букву и запомнит ее.

— Давайте вторую букву! — требует он.

Трое других играющих подскажут ему вторую букву, скажем, такими словами: "урок", "слон", "крот". Выделив трижды повторяемую в них букву "О", отгадчик постарается ее также запомнить.

Если отгадчик будет внимателен и не запутается в наших подсказках, то мы предоставим ему право самому назначить нового водящего, чтобы продолжить игру. А если не отгадает задуманного нами слова, мы снова заставим его водить: пусть еще потренирует свое внимание.

 

«ВСЕ ПОМНЮ»

Описание игры

Эту веселую игру можно провести вдвоем, втроем и даже вчетвером, состязаясь в умении запоминать слова в заданном порядке.

За соблюдением этого условия следит судья, который по ходу игры ведет контрольный листок, записывая названные игроками слова. Слова подбираются на определенную тему, как, например, названия городов, названия растений или животных. Допустим, что тема игры — названия городов. Конечно, города лучше называть общеизвестные, их легче запомнить.

Правила игры

Участники состязания садятся в кружок.

— Тула, — говорит один. Судья тотчас же записывает это слово в контрольный листок.

Второй игрок, повторяя названный город, добавляет к нему название другого города:

— Тула, Полтава.

— Тула, Полтава, Омск, — объявляет третий.

Если играют трое, то очередь переходит снова к первому. Он должен пополнить перечень городов еще одним названием. Например.

— Тула, Полтава, Омск, Владивосток.

Так, каждый раз прибавляя по одному городу, играющие в свой очередной ход должны повторять все названные раньше города, упоминая их в том же порядке и не пропуская ни одного

Вначале это дается сравнительно легко, но, когда перечень названий перешагнет за десяток, поневоле начнешь запинаться. А судья, приписывая в свой контрольный листок каждое вновь добавленное слово, зорко следит, не пропустит ли кто-нибудь хоть одно из них

Допустивший ошибку выбывает из игры. Оставшиеся продолжают состязание, пока кто-нибудь из них не окажется победителем.

Разделите всех желающих принять участие в этой игре на тройки. В каждой тройке кто-то станет победителем. А потом устройте финальную встречу победителей на звание чемпиона в этой интересной игре.

 

«БЕРЕГИСЬ, БУРАТИНО!»

Описание игры

У одно из играющих на голове колпачок. Он - Буратино. Водящий старается догнать и запятнать того, кто бежит с колпачком.

Правила игры

Однако сделать это не так просто: играющие на бегу передают колпачок друг другу. Когда водящий запятнает Буратино, они меняются ролями.

 

«КОЛОБОК»

Описание игры

Дети присев на корточки, размещаются по кругу. В центре круга находится водящий - «лиса». Играющие перекатывают мяч - «колобок» друг другу так, чтобы он уходил от «лисы».

Правила игры

Водящего сменяет тот игрок, который прикатит колобок так, что «лиса» сможет его поймать.

 

«УСПЕЙТЕ ПОДХВАТИТЬ»

Описание игры

Ребята сидят вокруг стола, положив обе руки на его край. Все играющие рассчитываются по порядку номеров. У первого хорошо отточенный карандаш, острие которого он ставит на середину стола, указательным пальцем придерживая карандаш сверху.

Правила игры

Играющий называет какой — нибудь номер и одновременно перестает придерживать пальцем карандаш. Вызванный должен подхватить его до того, как тот упадет на стол. Если это ему удалось, ставит карандаш перед ребятами и продолжает игру, в противном случае ее возобновляет первый ведущий.  Обе руки играющих, когда их не вызывают, должны лежать совершенно неподвижно на краю стола. Здесь важны внимание, наблюдательность, хорошая реакция.

 

«ПИАНИНО»

Описание игры

Игроки садятся на стулья в ряд и кладут руки на свои колени. Определяются двое ведущих, которые садятся на крайние стулья и задают направление в игре (слева –направо и обратно).

Правила игры

Игроки отхлопывают поочередно каждой рукой один раз, по своим коленям, подражая игре на пианино. Движение игры от первого участника к последнему, затем в обратную сторону. В случае ошибки игрок убирает руки за спину и выбывает из игры. Игра продолжается пока не останется один победитель.

 

«ПСЕВДОНИМ»

Описание игры

Каждый игрок должен придумать себе имя название любого предмета (подушка, колбаса, копилка, огурец, леденец, подарок).

Это имя он никому не говорит. Все игроки выстраиваются в одну линию перед ведущим, а тот ходит мимо них и задает разные вопросы, на которые те должны отвечать только своим именем;

Правила игры

Игроки не должны смеяться. Кто засмеётся, тот выбывает из игры. Когда ведущий идет мимо игроков по второму и т.п. разу, он задает другие вопросы, а игроки отвечают все теми же именами. Участник, который остался побеждает, он и становится ведущим в следующей игре.

 

«ФИГУРЫ»

Описание игры

Один из игроков назначается водящим. Дети расходятся по коридору и по сигналу они останавливаются, изображая застывшие фигуры спортсмена, работающего человека, животного, птицы и др.

Правила игры

Водящий ходит среди фигур и выбирает наиболее удачную. Отмечаются дети, принимавшие самые трудные позы.

 

«СТАЯ УТОК»

Описание игры

Играющие становятся в шеренгу на таком расстоянии, чтобы не мешать друг другу. Они слегка сгибают ноги в коленях и кладут на них руки. По сигналу все начинают в полуприседе быстро продвигаться вперед до обозначенной черты – «озера» (10-15м), не меняя положения руки ног. Побеждает та утка, которая первой достигает озера (перейдет черту).

Правила игры

Тот, кто начал движение до сигнала или нарушил установленное положение рук или ног, считается проигравшим.

 

«ЗЕМЛЯ, ВОДА, ОГОНЬ, ВОЗДУХ»

Описание игры

Играющие становятся в круг, в середине которого стоит ведущий. Он бросает мячик кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: земля, вода, огонь, воздух.

Если ведущий сказал слово «земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-нибудь домашнее животное. На слово «вода» играющий отвечает названием рыбы. На слово «воздух» названием птицы. При слове «огонь» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращается ведущему.

Правила игры

Ошибающийся выбывает из игры.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Волчок И.П. Подвижные игры младших школьников. – Минск, Полымя, 2012.

2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. – М, Веко, 2011.

3. Семенова И Учусь быть здоровыми, или как стать Неболейкой. – М., Педагогика, 2010.

4. Тимофеева.Е.А. Подвижные игры с детьми дошкольного возраста. – М, Просвещение, 2010.

5. Шитик С.А, Подвижные игры. – М, Физкультура и спорт, 2013.