Пояснительная записка.
Программа «Основы игры на фортепиано» имеет художественную направленность и носит ознакомительный уровень сложности.
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана на основе:
Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Распоряжения Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации;
приказа Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 27июля 2022 года № 629;
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
с учетом:
письма Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации»;
письма Министерства образования и науки РФ от 29.03. 2016 г. № ВК641/09 «О направлении методических рекомендаций»;
письма комитета по образованию Администрации Великого Новгорода от 26.10.2015 № 4665 «О направлении методических рекомендаций»;
Устава ДД(Ю)Т им. Лени Голикова, утверждённого постановлением Администрации Великого Новгорода от 27.08.2019 №3525.;
Положения о требованиях к дополнительным общеобразовательным программам, порядке их разработки и экспертизы в Муниципальном автономном учреждении дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества имени Лени Голикова», утвержденного приказом от 25.03.2019 № 72
Актуальность создания образовательной программы«Основы игры на фортепиано» обусловлено тем, что в обществе есть потребность в освоении практического навыка игры на фортепиано у обучающихся разного возраста и подготовки. Данная программа дает возможность всем желающим, не зависимо от возраста и подготовки, с помощью педагога, развить свои музыкальные и творческие способности, научиться самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности, овладеть базовыми навыками игры на фортепиано и знаниями, которые дадут возможность исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями.
К отличительным особенностям программы можно отнести то, что с ее помощью педагог воспитывает не профессионала-музыканта узкой направленности, а прививает культуру и развивает творческие способности обучающегося для его успешной социализации. По данной программе возможно обучение как ребёнка 7 лет, так и взрослого человека, не имеющего практического исполнительского навыка и какой-либо подготовки.
Педагогическая целесообразность данной программысостоит в том, что она развивает не только музыкальные способности обучающегося, но и качества, которые необходимы человеку в повседневной жизни: развитие памяти, хорошей координации, перспективного и вариативного мышлений, развитие пальцевой моторики, а также творческое воображение. Даёт возможность приобщить всех желающих к музыкальному искусству, сформировать начальные навыки владения инструментом, расширить эмоциональное чувственное восприятие, познакомить с элементами музыкальной грамоты.
Возраст обучающихся: с 7 лет.
Срок реализации программы - 1 год.
Общая продолжительность обучения составляет 36 ч.
Форма обучения – очная; занятия проходят индивидуально с каждым обучающимся. Занятие включает в себя музыкальную теорию, практический навык «чтение с листа», могут быть включены элементы ансамблевой игры, необходимые практики самостоятельной работы.
Режим занятий. Занятия проводятся один раз в неделю – 1 академический час (40 минут). Принимаются все желающие, в том числе, и обучающиеся с особыми образовательными потребностями.
Способы оценки результативности: текущий контроль и итоговый контроль.
Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного занятия и направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и формирование практических умений.
Формы текущего контроля:
- индивидуальная проверка знаний, умений, навыков при исполнении выученных пьес, опрос и педагогическое наблюдение, анализ (рефлексия) занятий.
Итоговый контроль проводится в конце учебного года при предъявлении обучающимся (в доступной ему форме) результата обучения, предусмотренного программой.
Итоговый контроль - открытое занятие в конце учебного года, исполнение наизусть музыкального произведения.
Планируемые результаты обучения
Планируемые результаты |
Показатели |
Критерии |
Методы и формы диагностики |
Предметные |
Владеет основными навыками игры на инструменте и приемами звукоизвлечения. Освоил элементы нотной грамоты. Воспроизводит эмоционально, грамотно музыкальное произведение |
«5» - художественное исполнение средств музыкальной выразительности в соответствии с содержанием музыкального произведения; слуховой контроль собственного исполнения, единство темпа, ясность ритмической пульсации. «4» - уверенное исполнение, с хорошо проработанным текстом, но без яркой сценической подачи; допущение звуковых погрешностей; незначительные отклонения от стилистических или жанровых особенностей исполняемых произведений. «3» - формальное прочтение авторского нотного текста без образного осмысления музыки; слабый слуховой контроль собственного исполнения; ограниченное понимание динамических, аппликатурных, технологических задач; темпо-ритмическая неорганизованность. |
Работа на инструменте, анализ приёмов исполнения. Метод прослушивания и анализа выступлений Открытое занятие. |
Метапредметные |
Оценивает свою деятельность. Умеет размышлять и высказывается, вести диалог с педагогом. Умеет самостоятельно работать, выполнять художественные задачи. |
Рефлексия, диалог (педагог – обучающийся) проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на нее. |
Творческие задания. Эмоциональный метод (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления). |
Личностные |
Развита мотивация к обучению. Проявление творческой инициативы в процессе овладения учебными действиями. |
Большое желание посещать занятия Стремление к самостоятельной работе Активность в знаниях. |
Наблюдение. Сравнение. Поощрение. |
Цель – развитие творческих способностей обучающегося, удовлетворение его индивидуальных потребностей, через обучение игре на фортепиано, на основе приобретенных им знаний, умений и навыков.
Задачи:
- развитие общей музыкальной грамотности обучающегося и расширение его музыкального кругозора;
- освоение основ музыкальной теории, необходимых для овладения инструментом фортепиано в рамках программных требований;
- обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом, чтению с листа нетрудного текста, игре в ансамбле, педализации.
Учебный план
№ |
Название раздела, тем
|
Количество часов |
||
Теория |
Практика |
Всего часов |
||
1. |
Вводное занятие:
|
1 |
- |
1 |
2. |
Основы игры на фортепиано
|
3 |
7 |
10 |
3. |
Развитие музыкально-слуховых представлений |
3 |
7 |
10 |
4. |
Работа над репертуаром
|
4 |
10 |
14 |
5. |
Открытое занятие. |
- |
1 |
1 |
|
Форма аттестации |
открытое занятие |
||
|
Итого: |
11 |
25 |
36 |
Учебно-тематический план
№ |
Название раздела, тем
|
Количество часов |
Формы контроля |
||
Теория |
Практика |
Всего часов |
|||
1. |
Вводное занятие: - знакомство с инструментом; - слушание музыки в исполнении педагога; - беседы о музыке. |
1 |
- |
1 |
Рефлексия, диалог. |
2. |
Основы игры на фортепиано - музыкальная грамота - организация игрового аппарата.
|
3 |
7 |
10 |
Зачет в форме письменной работы – проверка знаний теории. Анализ результатов практической деятельности. |
3. |
Развитие музыкально-слуховых представлений - развитие чувства ритма; - знакомство с динамическими оттенками; -педалзация; - изучение музыкальных произведений. |
3 |
7 |
10 |
Оценка и контроль работы аудиторного занятия. Проверка домашней работы.
|
4. |
Работа над репертуаром - разучивание пьес; - чтение с листа; - игра в ансамбле; - подбор по слуху. |
4 |
10 |
14 |
Устный анализ предложенного произведения. Предварительное прослушивание. |
5. |
Открытое занятие. |
- |
1 |
1 |
Оценка уровня исполнения. |
|
Итого: |
11 |
25 |
36 |
|
Содержание
Раздел 1. Вводное занятие (1час).
Теория: введение в предмет, режим занятий, знакомство с инструментом, история инструмента, беседа о музыке.
Практика: применение на практике полученных знаний.
Раздел 2. Основы игры на фортепиано (10).
Теория: знакомство с видами и названиями нот, октав, длительностей, ключей, пауз, знаков альтерации; правила посадки за инструментом, особенности постановки рук при игре на инструменте.
Практика: упражнения на запоминание нот 1 и 2 малой октав, пауз, знаков альтерации; работа над постановкой рук, положением туловища, ног при игре на инструменте; упражнения на legato и non legato.
Раздел 3. Развитие музыкально-слуховых представлений (10).
Теория: знакомство с терминами и понятиями: ритм, ритмический рисунок, мелодия, транспонирование, ритмическое разнообразие мелодии, ритмическая память; особенности работы с нотным текстом (ритм, фраза, штрих, динамика, формы, аппликатура).
Практика: подбор на слух простейших песенок от разных нот, слушание музыки; игра пьес различными штрихами, работа над фразой, динамическими оттенками, художественным образом; основные приемы педализации.
Раздел 4. Работа над репертуаром (14).
Теория: разучивание пьес - работа над нотным текстом: разбор и анализ текста, характера исполняемого произведения; средства музыкальной выразительности - штрихи, динамические оттенки; особенности ансамблевого исполнения, умение слушать партнера; подбор по слуху; основы сценической культуры исполнения.
Практика: работа над каждой партией отдельно, соединение двух партий;
исполнение выученного произведения; выполнение упражнений и заданий разного характера и сложности; простые песенки запоминаются и подбираются по слуху от разных клавиш.
Раздел 5. Открытое занятие (1).
Теория: обсуждение результатов, достигнутых учащимися.
Практика: проигрывание выученных за учебный год произведений.
Календарный учебный график
Программа\модуль |
Дата начала обучения |
Дата окончания обучения |
учебных недель |
учебных дней |
учебных часов |
Режим занятий |
1 год обучения |
01.09.2022 |
31.05.2023 |
36 |
36 |
36 |
1 раз в неделю 1 час |
Материально-техническое оснащение реализации программы
Для осуществления образовательного процесса необходимо предусмотреть соответствующие материально-технические условия, охватывающие обеспечение учебного процесса по дополнительной образовательной программе «Основы игры на фортепиано»:
- класс для занятий;
- фортепиано, стулья со спинками, подставки;
- аппаратура для прослушивания музыки;
- метроном;
- письменный стол;
- шкаф для хранения нотной и методической литературы;
- аптечка;
- световой режим, соответствующий санитарным нормам.
Показателем эффективности процесса обучения служит конечный результат:
На итоговом занятии обучающийся исполняет наизусть музыкальное произведение малой формы, а кроме этого он должен
- знать нотную грамоту, в объёме программы;
- освоить первичные навыки приёмов звукоизвлечения;
- освоить первичные навыки правильной постановки рук, корпуса, ног;
- читать с листа простые пьесы и одноголосные мелодии;
- уметь исполнить несложные пьесы и находить в них рациональную аппликатуру;
- иметь первоначальные сведения о музыке и средствах музыкальной выразительности;
- знать элементарные музыкальные термины;
- уметь передавать характер музыкального произведения;
- играть в ансамбле с педагогом;
Методическое обеспечение
1. Дидактический материал:
- нотный материал (учебники, хрестоматии);
- методическая литература, учебно-методические пособия;
- аудио - видео – записи и др. материалы.
2. Репертуарные сборники:
- Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. Учебное пособие. М., Советский композитор, 1992. 103 с.
- Барахтина Ю.В. Музицирование для детей и взрослых, ч. 1-4. Новосибирск, Окарина, 2005. 80 с.
- Баренбойм Л., Брянская Ф., Перунова Н. Путь к музицированию. Вып.1.- Ленинград, Советский композитор, 1980. 184 с.
- Барсукова С.А. Весёлая музыкальная гимнастика. Сборник пьес для фортепиано. Для учащихся подготовительного и первого класса ДМШ. Выпуск 1. «Мои первые ноты». Учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону, Феникс, 2011. 42 с.
- Барсукова, С.А. Азбука игры на фортепиано. Ростов-на-Дону, Феникс, 2004. 120 с.
- Бахмацкая О. Здравствуй, малыш. I, II вып. М., Советский композитор, 1975. 127 с.
- Вальчук Т.Ю. Вверх по музыкальным ступенькам. Учебное пособие для начинающих пианистов. М., Музыка, 2010. 140 с.
- Взорова Т., Баранова Г., Четвертухина А. Первые шаги маленького пианиста. М., Музыка, 1987. 95 с.
- Геталова О. Визная И. В музыку с радостью. Санкт-Петербург, Композитор, 2012. 160 с.
- Гнесина Е.Ф. Маленькие этюды для начинающих. М., Советский композитор, 1964. 25 с.
- Гнесина Е.Ф. Фортепианная азбука. М., Советский композитор, 1956. 25 с.
- Дьяченко Н. Музыкальные картинки. М., Музыка, 1992. 16 с.
- Королькова И. Крохе-музыканту. Нотная азбука для самых маленьких, ч.1, 2. Ростов-на-Дону, Феникс, 2007. 56 с.
- Лёвин Е., Лёвина Е. Волшебный зоопарк для маленьких пианистов. Учебно-методическое пособие «Мои первые ноты». Ростов-на-Дону, Феникс, 2012. 54 с.
- Ляховицкая С.С. Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей. Ленинград, Музыка, 1983. 135с.
- Милич Б.Е. Маленькому пианисту. М., Кифара, 1997. 131 с.
- Николаев А. Школа игры на фортепиано. М., Музыка, 2002. 201 с.
- Печковская М.П. Букварь музыкальной грамоты. М., Международная программа образования, 1996. 87 с.
- Соколов М.Г. Современный пианист. М., Музыка, 1983. 117 с.
- Тургенева Э.Ш., Малюков, А.Н. Пианист-фантазер, ч.1. М., Советский композитор, 1987. 80 с.
- Хереско Л.П. Музыкальные картинки. М., Советский композитор, 1970. 138 с.
- Цыганова Г., Королькова И. Новая школа игры на фортепиано. Ростов-на-Дону, Феникс, 2007. 206 с.
3. Примерный репертуар для итогового занятия
- В.Моцарт Менуэт.
- Э.Градский «Задиристые буги» ;
- И.С.Бах Менуэт.
- М.Шмитц «Марш гномиков».
Рекомендуемая литература для педагога:
- Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. М., 1978. 288 с.
- Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Ленинград, Советский композитор, 1981. 270 с.
- Гнесина Е.Ф. Фортепианная азбука. По лесенке к мастерству. М., Композитор, 1993. 23 с.
- Богино Г.К. Игры-задачи для начинающих музыкантов. М., Музыка, 1974. 296 с.
- Хереско Л.П. Музыкальные картинки. Ленинград, Советский композитор, 1985. 136 с.
- Ляховицкая С.С. Маленькому любителю музыки. Ленинград, Музыка, 1993. 67 с.
- Юдина Е.И. Азбука музыкального творческого саморазвития. М., Аквариум, 1997. 271 с.
- Фейгин М.Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога. М., Музыка, 1975. 112 с.
- Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. М., Советский композитор,1989. 143 с.
- Шмидт-Шкловская А.А. О воспитании пианистических навыков. – Ленинград, Музыка,1985. 70 с.
- Брянская Ф.Д. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста. М., Классика-XXI, 2005. 68 с.
- Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе. М., Классика-XXI, 2004. 176 с.
- Голубовская Н.И. О музыкальном исполнительстве. Ленинград, Музыка, 1985. 143 с.
- Юдовина-Гальперина Т.Б. За роялем без слез, или я - детский педагог. - Санкт-Петербург. Союз художников, 2002. 112 с.
- Милич Б.Е. Воспитание ученика-пианиста. М., Кифара, 2002. 183 с.
- Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. Издание 5-е. М., Музыка, 1987. 240 с.
Календарно-тематический план
на 2022-2023 учебный год
Номер недели |
Тема |
Кол-во часов на 1 чел. |
Форма занятия |
Форма контроля |
1. |
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения при пожаре. Правила поведения в образовательном учреждении. Организация музыкальных интересов учащихся. Первоначальное знакомство с фортепиано: беседа о его назначении и возможностях как сольного, ансамблевого и аккомпанирующего инструмента, отличие от других известных ребенку инструментов. Иллюстрация педагогом пьес основных жанров (песня, танец, марш – «три кита» музыки) из сборников: О. Геталовой, И. Визной «В музыку с радостью», А. Николаева «Школа игры на фортепиано» (пополнение слухового опыта учащихся). Беседа с ребенком о том, чем эти жанры отличаются друг от друга и как проявляются в музыке разных стилей и эпох. |
1 |
Инд. |
беседа |
2. |
Организация музыкальных интересов учащихся. Иллюстрация педагогом пьес основных жанров (песня, танец, марш – «три кита» в музыке) из сборников: О. Геталовой, И. Визной «В музыку с радостью», А. Николаева «Школа игры на фортепиано» (пополнение слухового опыта учащихся). Беседа с ребенком о том, чем эти жанры отличаются друг от друга и как проявляются в музыке разных стилей и эпох. Упражнения без инструмента: «Березка», «Висячие мосты», «Скелетик»,«Медуза»,«Маятник», «Острова»,«Шалашик», «Балерина» для организации первоначальных навыков работы пианистического аппарата. |
2 |
Инд. |
прослушивание |
3. |
Организация музыкальных интересов учащихся. Иллюстрация педагогом пьес основных элементарных жанров (песня, танец, марш) из сборников: О. Геталовой, И. Визной «В музыку с радостью», А. Николаева «Школа игры на фортепиано». Беседа с ребенком о том, чем они отличаются друг от друга. Пополнение слухового опыта учащихся. Развитие техники (раздел темы «Работа над репертуаром») Упражнения без инструмента: «Березка», «Висячие мосты», «Скелетик»,«Медуза»,«Маятник», «Острова»,«Шалашик», «Балерина» для организации первоначальных навыков работы пианистического аппарата. |
2 |
Инд. |
Слушание музыки, беседа |
4. |
Развитие музыкальной грамотности. Изучение клавиатуры, назначение черных и белых клавиш, названия основных регистров и октав. Ноты 1-й октавы в записи, ассоциация нотной записи с клавиатурой. Развитие техники (раздел темы «Работа над репертуаром») Упражнения без инструмента: «Березка», «Висячие мосты», «Скелетик»,«Медуза»,«Маятник», «Острова», «Мячик» «Шалашик», «Балерина» для организации первоначальных навыков работы пианистического аппарата. |
1 |
Инд. |
прослушивание |
5. |
Развитие музыкальной грамотности. Изучение клавиатуры, назначение черных и белых клавиш, названия основных регистров и октав. Ноты 1-й октавы в записи, ассоциация нотной записи с клавиатурой. Развитие техники (раздел темы «Работа над репертуаром») Упражнения без инструмента: «Березка», «Висячие мосты», «Скелетик»,«Медуза»,«Маятник», «Острова», «Мячик» «Шалашик», «Балерина» для организации первоначальных навыков работы пианистического аппарата. |
1 |
Инд. |
прослушивание |
6. |
Развитие музыкальной грамотности. Повторение нот 1-й октавы в записи и на клавиатуре, изучение нот 2-й октавы в записи. Чтение элементарных пьес с листа и транспонирование попевок с попутным формированием и постоянной корректировкой пианистических движений. Освоение штриха non legato. Развитие техники (раздел темы «Работа над репертуаром») Упражнения без инструмента: «Березка», «Висячие мосты», «Скелетик»,«Медуза»,«Маятник», «Острова», «Мячик» «Шалашик», «Балерина» для организации первоначальных навыков работы пианистического аппарата. |
1 |
Инд. |
Игра с листа |
7. |
Развитие музыкальной грамотности. Повторение нот 1, 2 октав в записи, изучение знаков альтерации, их ассоциация с клавиатурой. Чтение элементарных пьес с листа и транспонирование попевок с попутным формированием и постоянной корректировкой пианистических движений. Освоение штриха non legato. Развитие техники (раздел темы «Работа над репертуаром») Упражнения без инструмента: «Березка», «Висячие мосты», «Скелетик»,«Медуза»,«Маятник», «Острова», «Мячик»,«Шалашик», «Балерина» для организации первоначальных навыков работы пианистического аппарата. |
2 |
инд |
прослушивание |
8. |
Развитие музыкальной грамотности. Ноты 1, 2 октав в записи, чтение элементарных пьес с листа и их транспонирование (со знаками альтерации) из сборников: О. Геталовой, И. Визной «В музыку с радостью», А. Николаева «Школа игры на фортепиано», Хрестоматия для ф-но 1 класс. Развитие техники (раздел темы «Работа над репертуаром») Упражнения без инструмента: «Березка», «Висячие мосты», «Скелетик»,«Медуза»,«Маятник», «Острова»,«Шалашик», «Балерина». Игра гамм C,G,D по позициям. Закрепление штриха non legato. |
2 |
Инд. |
Контрольное занятие |
9. |
Развитие музыкальной грамотности. Повторение нот 1, 2 октав в записи, чтение элементарных пьес с листа и транспонирование попевок с попутным формированием и постоянной корректировкой пианистических движений. Изучение нот 3 и 4 октав в записи. Развитие техники (раздел темы «Работа над репертуаром») Упражнения без инструмента: «Березка», «Висячие мосты», «Скелетик»,«Медуза»,«Маятник», «Острова», «Мячик»,«Шалашик», «Балерина» для организации первоначальных навыков работы пианистического аппарата. Закрепление штриха non legato. |
2
2 |
Инд. |
Игра на наизусть |
10. |
Развитие музыкальной грамотности. Повторение нот 1, 2 октав в записи, чтение элементарных пьес с листа с попутным формированием и постоянной корректировкой пианистических движений. Закрепление нот 3 и 4 октав. Развитие техники (раздел темы «Работа над репертуаром») Упражнения без инструмента: «Березка», «Висячие мосты», «Скелетик»,«Медуза»,«Маятник», «Острова», «Мячик»,«Шалашик», «Балерина» для организации первоначальных навыков работы пианистического аппарата. Игра гамм C,G,D по позициям. Закрепление штриха non legato. Освоение штриха staccato. |
2 |
Инд. |
наблюдение |
11. |
Развитие музыкальной грамотности. Повторение нот 1, 2 октав в записи, чтение элементарных пьес с листа с попутным формированием и постоянной корректировкой пианистических движений. Закрепление нот 3 и 4 октав. Разучивание в записи нот басового ключа: малая и большая октава. Музыкальные термины за 1 класс. Развитие техники (раздел темы «Работа над репертуаром») Упражнения без инструмента: «Березка», «Висячие мосты», «Скелетик»,«Медуза»,«Маятник», «Острова», «Мячик»,«Шалашик», «Балерина» для организации первоначальных навыков работы пианистического аппарата. Игра гамм a,e,d по позициям. Закрепление штриха non legato. Освоение штриха staccato. |
2 |
Инд. |
наблюдение |
12. |
Развитие музыкальной грамотности. Повторение нот 1, 2 октав в записи, чтение элементарных пьес с листа с попутным формированием и постоянной корректировкой пианистических движений. Закрепление нот 3 и 4 октав. Разучивание в записи нот басового ключа: малая и большая октава. Музыкальные термины за 1 класс. Развитие техники (раздел темы «Работа над репертуаром») Упражнения без инструмента: «Березка», «Висячие мосты», «Скелетик»,«Медуза»,«Маятник», «Острова», «Мячик»,«Шалашик», «Балерина» для организации первоначальных навыков работы пианистического аппарата. Игра гамм a,e,d по позициям. Закрепление штрихов non legato, staccato. Освоение штриха legato. |
2 |
Инд. |
тест |
13. |
Развитие музыкальной грамотности. Повторение нот 1, 2, 3, 4, малой большой октав в записи, чтение элементарных пьес с листа с попутным формированием и постоянной корректировкой пианистических движений. Знакомство с записью нот в контр и субконтроктаве. Музыкальные термины за 1 класс. Развитие техники (раздел темы «Работа над репертуаром») Упражнения без инструмента: «Березка», «Висячие мосты», «Скелетик»,«Медуза»,«Маятник», «Острова», «Шалашик», «Мячик», «Балерина» для организации первоначальных навыков работы пианистического аппарата. Игра гамм C,G,D,a,e,d по позициям. Закрепление штрихов non legato, staccato. Освоение штриха legato. |
2 |
|
прослушивание |
14. |
Развитие музыкальной грамотности. Повторение нот 1, 2, 3, 4, малой большой октав в записи, чтение элементарных пьес с листа с попутным формированием и постоянной корректировкой пианистических движений. Повторение записи нот в контр и субконтроктаве. Изучение музыкальной терминологии за 1 класс. Развитие техники (раздел темы «Работа над репертуаром») Упражнения без инструмента: «Березка», «Висячие мосты», «Скелетик»,«Медуза»,«Маятник», «Острова» ,«Мячик», «Шалашик», «Балерина» для организации первоначальных навыков работы пианистического аппарата. Игра гамм C,G,D,a,e,d по позициям. Закрепление штрихов non legato, staccato. Освоение штриха legato. |
1 |
Инд. |
|
15. |
Развитие музыкальной грамотности. Ноты 1, 2, 3, 4, малой, большой, контр и субконтроктавы в записи, чтение элементарных пьес с листа и их транспонирование (в том числе со знаками альтерации) из сборников: О. Геталовой, И. Визной «В музыку с радостью», А. Николаева «Школа игры на фортепиано», Хрестоматии для ф-но 1 класс. Музыкальные термины за 1 класс. |
1 |
Инд. |
Открытое занятие |
16. |
Работа над репертуаром. Разбор исполненных на открытом занятии произведений, исправление допущенных ошибок. |
2 |
|
Итоговое занятие
|