Версия для слабовидящих

Menu

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Детский хор»

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Дворец детского (юношеского) творчества имени Лени Голикова»

 

 

Рассмотрена

Педагогическим советом

Протокол № 4 от 30.05.2022

 

Утверждена

Приказ №123 от 01.06.2022

 

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной   направленности

«Детский хор»

Возраст учащихся: 7-13 лет

Срок реализации программы: 3 года

 

Автор-составитель:

Витоль А.А.,

 педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

Великий Новгород

2022

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка.................................................................................................................................................3
  2. Планируемые результаты и способы их оценки..........................................................................................................9
  3. Учебный план................................................................................................................................................................16
  4. Учебно – тематический  план.......................................................................................................................................16
  5. Содержание программы...............................................................................................................................................18
  6. Методическое обеспечение..........................................................................................................................................23
  7. Список литературы........................................................................................................................................................29
  8. Календарный учебный график......................................................................................................................................31
  9. Календарный план воспитательной работы................................................................................................................31
  10. Материально техническое обеспечение......................................................................................................................33
  11. Календарно-тематический план...................................................................................................................................34

 

 

 

 

1.     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Хоровое пение – наиболее доступный вид музыкального исполнительства, восприятие которого детьми облегчает синтез слова и музыки. Занятия хоровым пением соответствуют их возрастным особенностям, стремлению активно осваивать искусство. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Детский хор» (далее – Программа) базового уровня имеет художественную направленность, разработана для учащихся младшего возраста Детской хоровой капеллы Великого Новгорода и является рабочей программой педагога.

Программа реализуется в интеграции как с предметами комплексного образовательного цикла Детской хоровой капеллы (сольфеджио, индивидуальный музыкальный инструмент), так и с дисциплинами общеобразовательной школы (литература, история, иностранный язык, изобразительное искусство).

Программа разработана на основе:

  • Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Распоряжения Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации;
  • приказа Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 27июля 2022 года № 629;
  • постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
  • Устава ДД(Ю)Т им. Лёни Голикова, утверждённого Постановлением Администрации Великого Новгорода от 27.08.2019 №3525;
  • Положения о требованиях к дополнительным общеобразовательным программам, порядке их разработки и экспертизы в муниципальном автономном учреждении дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества имени Лени Голикова», утвержденного приказом директора от 18.12.2018 № 302.   

с учетом:

  • письма Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации»;
  • письма Министерства образования и науки РФ от 29.03. 2016 г. № ВК641/09 «О направлении методических рекомендаций»;
  • письма комитета по образованию Администрации Великого Новгорода от 26.10.2015 №4665 «О направлении методических рекомендаций»;
  • Авторской программы Никифорова Ю.С., рекомендованной Министерством образования Российской Федерации и опубликованной в сборнике «Программы лауреатов V Всероссийского конкурса авторских программ дополнительного образования детей» М., ГОУ ЦРСДОД – 2003.

Актуальность программы обусловлена её широкой направленностью, призванной обеспечить спектр возможностей в развитии гармоничной личности ребёнка. Этому способствует исполнение хоровых сочинений различных стилей, эпох, жанров и направлений, что отвечает важной социальной задаче воспитания учащихся на основе приобщения к высоким духовным ценностям на раннем этапе эстетического развития.

Пение оказывает благотворное воздействие на здоровье ребенка – дыхание, осанка, кровоснабжение, вибромассаж внутренних органов, – позитивное влияние пения на физическое состояние человека, особенно в условиях постковидных последствий,  сложно переоценить. По данным медиков, в Новгородской области (2022) 42% детей, из общего числа имеющих хронические, заболевания имеют нарушения психики. Пение в хоре способствует гармонизации нервной системы и стабилизации психики ребенка.

Обучающиеся знакомятся с разным репертуаром: обработки народных песен, классический репертуар, патриотические песни, музыка современных авторов. Хоровое пение помогает детям младшего школьного возраста приобщиться к прекрасному миру музыки не только в качестве пассивного слушателя, но в первую очередь в качестве исполнителя и создателя музыкального образа.

Обучение  по программе предоставляет учащимся богатые возможности проявить свой творческий потенциал в разнообразном репертуаре, развить фантазию, выработать умение нестандартно мыслить, выявляет музыкальные и общехудожественные способности и просто доставляет радость от общения с музыкой, педагогами, другими детьми, открывает путь к эстетическому личностному совершенствованию.

Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа базируется на академических основах вокально-хорового обучения, главным принципом которого является коллективное хоровое творчество, формой – хоровая репетиция. Становление детского творческого коллектива, как основы воспитания личностных качеств его участников, неразрывно связано с ключевыми делами Детской хоровой капеллы (концерты, творческие поездки, творческие встречи с другими детскими коллективами), ее традициями (посвящение в первоклассники, день рождения капеллы и др.), формами самоуправления в хоровом коллективе, стилем творческого общения педагогического коллектива и обучающихся. Эти аспекты внутриобщественной жизни хорового коллектива составляют уникальность воспитательной сущности программы, ее нравственно-эстетическую значимость.

Педагогическая целесообразность программы.

В процессе реализации программы Никифорова Ю.С. «Детский академический хор» были выявлены  «существенные затруднения,  возникающие у учащихся  при переходе из младшего в старший хор. Дети лицом к лицу сталкиваются с трудным, подчас непосильным для них репертуаром и напряженным творческим и учебным процессом старшего концертного коллектива, испытывают определенный дискомфорт, что зачастую приводит к потере мотивации и противоречит основополагающему принципу соответствия содержания, методики обучения и воспитания детей уровню их психофизиологического развития»[1]. Этим и обусловлена целесообразность создания собственной программы руководителем младшего хора.

Чудодейственная сила музыки и ее влияние на человеческую душу известно с давних времен. Тезис о важнейшей роли музыки во всестороннем развитии и воспитании ребенка выдвигали известные ученые – музыканты и педагоги Б. Л. Яворский, Б. В. Асафьев, В. Н. Шацкая, Н. Л. Гродзенская и другие. В ХХ веке выдающийся советский педагог-новатор, писатель В.А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» писал: «…Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами»[2].

Хоровое исполнительство – это самый демократичный вид искусства, один из наиболее древнейших проявлений музыкальной культуры народного творчества, который подвластен людям любого возраста, любого уровня подготовки, любого характера и темперамента, поэтому каждый ребенок в хоровом коллективе может чувствовать себя комфортно в процессе формирования певческих навыков.

Возраст детей: 7-13 лет.

Срок реализации: 3 года.

Формы и режим занятий. Формы организации деятельности на занятиях - групповая; ансамблевая – по партиям; индивидуально-групповая.

I этап (1 год обучения) – Занятия проводятся два раза в неделю по два академических часа.

II этап (2 - 3 год обучения) - Занятия проводятся два раза в неделю по два академических часа в подгруппах: 1 группа - сопрано, 2 группа - альт.

 

       Цель программы: Обеспечить развитие мотивации к вокально-хоровому исполнительству, формирования вокально-хоровых навыков для исполнения одноголосных, двухголосых и элементарных трехголосных произведений детского хора, умения взаимодействовать в коллективе и оценивать качество обучения через учебные занятия, концертные выступления на основе принципа интеграции.

       Задачи программы.

  1. Познакомить с теорией и практикой вокально-хорового исполнительства.
  2. Обеспечить освоение приемов и техник вокально-хорового исполнительства, освоение репертуара детского хора.
  3. Познакомить учащихся с историей Детской хоровой капеллы, ее традициями, а также современной практикой обучения в ней.
  4. Познакомить с деятельностью детского хора в процессе концертной деятельности, внутриколлективных мероприятий (праздников, вечеров), досуговую деятельность учащихся в форме праздничных встреч и дней именинников.
  5. Организовать концертную деятельность в форме концертов для родителей учащихся МАУ ДО «ДД(ю)Т им. Л. Голикова», участия в мероприятиях города, области, конкурсах и фестивалях.
  6. Организовать взаимодействие с родителями учащихся для представления динамики освоения программы ребенком через периодические встречи, индивидуальные консультации и концерты для родителей.
  7. Организовать общение детско – взрослого сообщества через группу ВКонтакте[3];
  8. Отобрать современные методические средства, в том числе информационно-образовательные технологии.
  9. Реализовать оценку освоения программы в форме академического концерта с приглашением родителей учащихся, сверстников из других объединений Дворца, педагогов.

Отличительные особенности программы связаны со спецификой построения учебного процесса в Детской хоровой капелле, а именно с этапным обучением: 1 этап – 1 год обучения, 2 этап – 2-3 год обучения, при организации набора на первый год обучения детей, не имеющих практической хоровой подготовки.

Принцип этапного хорового обучения обоснован в авторской образовательной программе Никифорова Ю.С. «Детский академический хор» и предполагает, что учащиеся, завершившие обучение по данной программе, свободно владеют навыками развитого двухголосого пения и элементарного трехголосного, по результатам итогового контрольного прослушивания зачисляются в старший концертный хор Детской хоровой капеллы Великого Новгорода.  

В Программе идёт деление на хор первого года обучения, и сводный хор 2 – 3 года обучения. Кроме этого, хор 2-3 года обучения занимается ещё и по подгруппам: сопрано и альт. Данное деление позволяет более эффективно выстроить педагогические формы и методы в текущей практической работе, способствует лучше проводить диагностику развития творческих способностей, бережно относиться к голосовому аппарату учащихся, особенно в период возрастной мутации голоса, а также позволяет эффективнее осуществлять мероприятия текущего и итогового контроля.

 2.     ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ОЦЕНКИ.

Вид результатов

Планируемые результаты (критерии результативности программы)

Показатели

Формы диагностики

  1. Предметные

Владение вокально-хоровыми навыками для исполнения одноголосных, двухголосых (и элементарных трехголосных) произведений детского хора.

1 этап обучения

свободное владение:

- навыками пения хорового унисона;

- навыками чистого мелодического интонирования;

- певческой установкой;

- техническими основами диафрагмального и цепного дыхания;

- основными понятиями твердой и мягкой атаки звука;

- основными приёмами пения штриха legato;

- навыками  сольфеджирования.

Контрольные занятия (сдача партий, пение в микро-группах).

 

 

 

Концерт для родителей (в конце каждого полугодия).

 

 

 

Методика «Мое переживание».

 

2 этап обучения

- владение техникой унисонного пения;

 - владение «высокой вокальной позицией»;

 - умение свободно петь двухголосные произведения.

 - прочные навыки интонирования произведений без сопровождения; 

 - сформированное пение legato и non legato;

 - развитая певческая дикция;

 - расширение диапазона голоса.

Контрольные занятия (сдача партий, пение в микро-группах);

концерт для родителей (в конце каждого полугодия); переводной экзамен в кандидатскую группу старшего хора (второе полугодие 3 года обучения); отчетный концерт творческих коллективов ДХК (в конце учебного года); участие в городских и областных конкурсах и фестивалях.

2.Личностные

Мотивация к вокально-хоровому исполнительству

1 этап обучения

-устойчивый интерес к вокально-хоровому исполнительству;

- ответственное отношение к групповым репетициям и отсутствие их пропусков;

- эмоциональная отзывчивость к музыкальному материалу, желание исполнить то или иное произведение;

- эмоциональность исполнения произведений;

-удовлетворенность совместной деятельностью хора;

- уважительное отношение к педагогу.

Наблюдение; беседа; анкетирование.

 

Методика «Наблюдение качества пения в микро-группах».

 

 

Концерт для родителей (в конце каждого полугодия).

2 этап обучения

- устойчивый интерес к вокально-хоровому исполнительству;

- ответственное отношение к групповым репетициям и отсутствие их пропусков;

-эмоциональная отзывчивость к музыкальному материалу, желание исполнить то или иное произведение;

-эмоциональность исполнения произведений;

- удовлетворенность совместной деятельностью хора;

- появление эстетических предпочтений в ситуациях выбора произведений для исполнения.

Методика «Мое переживание».

 

 

 

 

 

Концерт для родителей (в конце каждого полугодия).

 

 

 

 

Методика «Выбираем для исполнения».

3. Метапредметные

- умение работать в хоровом коллективе;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 1 и 2 этап обучения

- опыт концертной деятельности и совместного досуга;

 

 

 

 

 

- опыт совместного с педагогом и анализа результатов концертной деятельности и репетиций.

Концерт для родителей (в конце каждого полугодия).

 

Методика «Наблюдение качества пения в микро-группах».

 

Методика «Общий круг» (обсуждения и анализа результатов концертной деятельности и репетиций).

 

- умение оценивать качество своей учебной деятельности.

1 и 2 этап обучения

- желание повторить и улучшить своё исполнение как сформированность навыков коррекции своей деятельности;

- быстрый отклик на рекомендации и замечания педагога;

- умение делать собственные выводы.

Методика «Общий круг» (обсуждения и анализа результатов концертной деятельности и репетиций).

Методика «Дирижерская палочка».

Концерт для родителей (в конце каждого полугодия).

 

Оценка планируемых результатов.

    Итоговая аттестация проходит в форме академического концерта в конце учебного года, включает в себя присутствие аттестационной комиссии, а также родителей учащихся, сверстников и гостей.

     Критериями овладения вокально-хоровыми навыками для исполнения одноголосных, двухголосых (и элементарных трехголосных) произведений детского хора образовательной программы являются:

1. Свободное владение музыкальным материалом по памяти, выполнение всех средств музыкальной выразительности в исполняемом произведении; свободное выполнение всех вокально-технических трудностей музыкального материала; чистота интонации и строя как в ансамблевом, так и в индивидуальном исполнительстве.

2. Овладение «высокой вокальной позицией».

3. Умение свободно петь двухголосные произведения.

4. Овладение навыками интонирования произведений без сопровождения.   

5. Сформированное пение legato.

6. Развитая певческая дикция.

7. Расширение диапазона голоса

Формы промежуточной аттестации: академический концерт, контрольное прослушивание, пение в квартетах, концертное выступление.

         Формами промежуточного и итогового контроля являются сдача партий и пение в микро-группах. Учащиеся исполняют выученное произведение. Оценка уровня  вокально-хоровых навыков для исполнения одноголосных, двухголосых и элементарных трехголосных произведений детского хора    учащихся производится по 10 балльной системе.[4]

10 баллов (высокий уровень) – «блестящее» исполнение учащимся своей партии наизусть, свободное выполнение вокально-технических трудностей, использование всех средств музыкальной выразительности прописанных композитором в партитуре.

9 баллов (высокий уровень) – исполнение учащимся партии наизусть, чистое интонирование, умение прочно держать свой мелодический голос, использование средств музыкальной выразительности.

8 баллов (высокий уровень) – исполнение учащимся партии наизусть, чистое интонирование, в исполнении допущены две-три неточности в особо сложных фрагментах произведения.

7 баллов (средний уровень) – исполнение учащимся партии наизусть, допущены одна-две неточности в интонировании, средства музыкальной выразительности используются.

6 баллов (средний уровень) – исполнение учащимся партии наизусть, допущены неточности в интонировании, в исполнении не использованы средства музыкальной выразительности.

5 баллов (средний уровень) – исполнение учащимся партии по нотам, допущены одна-две неточности в интонировании, есть сложности в удержании своего мелодического голоса, в исполнении использованы средства музыкальной выразительности.

4 балла (средний уровень) – исполнение учащимся партии по нотам, допущены неточности в интонировании, в исполнении не использованы средства музыкальной выразительности.

3 балла (низкий уровень) – исполнение учащимся партии по нотам, допущены множественные неточности в интонировании, периодические сбои в исполнении, не использованы средства музыкальной выразительности.

2 балла (низкий уровень) – исполнение учащимся партии по нотам, допущены множественные неточности в интонировании, не использованы средства музыкальной выразительности, во время исполнения учащийся останавливается.

1 балл (низкий уровень) – учащийся не может исполнить партию.

 

         Оценка мотивации к вокально-хоровому исполнительству является высокой, если не менее 70 % учащихся учебной группы набрали 8-10 баллов по предыдущему критерию. В контексте современных подходов, личностные результаты оцениваются неперсонифицированно (в целом по учебной группе). Оценка метапредметных результатов реализуется на основе методики «Общий круг» (обсуждения и анализа результатов академического концерта), уровень высокий, если более 70 % учащихся группы умеют оценивать качество своей учебной деятельности, в том числе качество выступления на итоговом академическом концерте.

        Текущий контроль осуществляется регулярно на каждом занятии. При оценивании учитывается:

  • устойчивый интерес к вокально-хоровому исполнительству в процессе качественного  выполнения предложенных педагогом заданий;
  • эмоциональность исполнения произведений;
  • навыки чистого мелодического интонирования;
  • певческая установка;
  • технические основы диафрагмального и цепного дыхания.

  

 3.     УЧЕБНЫЙ ПЛАН.

Год обучения

Кол-во часов

Формы контроля

 

Всего

Теория

Практика

1

1 год обучения

136

25

111

Концерт

2

2 год обучения

136

27

109

Концерт

3

3 год обучения

136

27

109

Концерт

 

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК.

 

Год обучения

Дата начала обучения

Дата окончания

Всего уч. недель

Всего учеб. дней

Кол-во часов

Режим занятий

1

01.09.2022

31.05.2025

102

204

408

2 раза в неделю по 2 часа

2

01.09.2021

31.05.2024

68

136

272

2 раза в неделю по 2 часа ( по подгруппам)

3

01.09.2020

31.05.2023

34

68

136

 

 4.     УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙПЛАН.

Хор 1 года - 1 год обучения

Название темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

1

беседа

2.

Дыхание

28

5

23

пение в микрогруппах

3.

Звукообразование

28

5

23

пение в микрогруппах

4.

Дикция, артикуляция

10

2

8

концерт для родителей

5.

Унисон, одноголосие

(элементы двухголосия)

44

6

38

пение в микрогруппах

6.

Средства музыкальной выразительности. Штрихи

10

2

8

пение в микрогруппах

7.

Метроритм

19

4

15

 

8.

Контрольно-зачетные мероприятия

4

-

4

концерт для родителей

 ИТОГО                                                        

136

25

111

 

 

Младший хор - 2 – 3 год обучения

Название темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

2

1

1

беседа

2.

Дыхание

36

4

32

сдача партий

3.

Звукообразование

36

4

32

сдача партий

4.

Дикция, артикуляция

20

4

16

сдача партий

5.

Унисон, одноголосие

24

4

20

концерт для родителей

6.

Двухголосие (элементы трехголосия)

70

12

58

сдача партий

7.

Средства музыкальной выразительности. Штрихи

20

4

16

сдача партий

8.

Хоровой ансамбль

20

6

14

сдача партий

9.

Компоненты мелодической звучности (интервал, аккорд)

24

8

16

сдача партий

10.

Метроритм

28

6

22

сдача партий

11.

Концерт.

Промежуточная аттестация для 2 года обучения.

Итоговое оценивание для 3-го года обучения

8

-

8

концерт для родителей

ИТОГО:

272

54

218

 

 

5. СОДЕРЖАНИЕ.

Хор 1 года (1 год обучения)

Тема 1. Вводное занятие

         Теория. Инструктаж по технике безопасности. Беседы о хоровом искусстве. Знакомство с творческой жизнью коллективов Детской хоровой капеллы.

          Практика. Вокально-хоровые упражнения. Игра «Петь приятно и удобно», «Музыкальный домик».

Тема 2. Дыхание

Теория. Ознакомление с теоретическими сведениями о ключичном, грудном и диафрагмальном дыхании. Знакомство с понятием дыхание и формирование навыка цепного дыхания.

Практика. Формирование навыка рефлекторного певческого дыхания. Упражнения оздоровительной гимнастики А. Стрельниковой, среди них: «ладошки», «насос», «кошечка», «обними плечи».

Тема 3. Звукообразование

         Теория. Знакомство с понятием певческой установки.

Практика. Формирование навыка интонационного ансамблевого пения. Выработка ощущения вокального положения «зевка», «купола», приподнятого неба. Прием пения внутренним слухом. Раскрепощение корпуса и вокального аппарата. Игра-упражнение «Высотный дом» с использованием релятивной сольмизации. Работа над репертуаром.

Тема 4. Дикция, артикуляция           

         Теория. Знакомство с понятием дикция и артикуляция.

Практика. Активизация речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок. Формирование навыков певческой дикции. Артикуляция гласных и согласных звуков. Вокально-речевые упражнения «Качели», «Укольчики», «Тир», «Лошадки», «Рисуй звуком». Работа над репертуаром.

Тема 5. Унисон. Одноголосие (элементы двухголосия)

 Теория. Знакомство с понятием унисон.

Практика. Интонирование интервалов с ощущением «широкого» и «узкого» шага. Пение звукорядов с использованием ручных знаков. Упражнения, направленные на выработку чистого унисона. «Игра в дирижера», игра-упражнение «Свет и тень» для воспитания ладового и гармонического слуха, игра «Внутренний микрофончик». «Хор рук» (элементы двигательного двухголосия). Работа над репертуаром.

Тема 6. Средства музыкальной выразительности. Штрихи

         Теория. Знакомство с различными средствами музыкальной выразительности. Музыкальная фраза. Нюансы и динамические оттенки. Штрих легато.

Практика. Формирование навыка восприятия дирижерского жеста. Вокально-хоровые упражнения. Пение с использованием игровых сценических движений. Игра «Цепочка». Работа над репертуаром.

Тема 7. Метроритм

         Теория. Знакомство основных музыкальных размеров с различными видами метрической организации.

Практика. Игра «Эхо». Ритмические упражнения. Сольмизация нотного текста в репертуарных пьесах. Чтение литературного текста в ритмическом движении. Ритмические упражнения с элементами «body percussion», «Бьют часы на башне». Работа над репертуаром.

Тема 8.  Концерт (Промежуточная аттестация).

 

Хор 2-3 год обучения

Тема 1. Вводное занятие

Теория. Инструктаж по технике безопасности. Ознакомление с теоретическими понятиями классификации певческих голосов. Ознакомление с понятием «хоровая партия». 

Практика. Прослушивание обучающихся, распределение по подгруппам и хоровым партиям. Вокально-хоровые упражнения.  Игра «Послушай себя». Игра «Новгородская небылица «Дрема»[5] и разыгрывание ее по ролям для приобщения к традициям новгородчины.

Тема 2. Дыхание

Теория. Прочное усвоение знаний о нижнереберном диафрагмальном дыхании. Закрепление понятия «вдоха в живот» и «выталкивания звуков животом».

Практика. Формирование навыка экономного выдоха («пения в себя»). Упражнения парадоксальной оздоровительной гимнастики А. Стрельниковой. Закрепление навыка пения на цепном дыхании. Работа над репертуаром.

Тема 3. Звукообразование

Теория. Знакомство с понятием твердой и мягкой атаки звука. Знакомство с понятием регистров певческих голосов.

Практика. Закрепление навыка интонационного ансамблирования. Певческая установка. Положение вокального «зевка», приподнятого неба. Предъикт (задержка вдоха перед звукоизвлечением).  Упражнения, направленные на выравнивание регистров и расширение певческого диапазона. Игра на развитие навыков импровизационного исполнительства «Продолжи мелодию». Работа над репертуаром.

Тема 4. Дикция, артикуляция

Теория. Знакомство с правилами певческого произношения гласных и согласных звуков. Фонетические и грамматические произносительные нормы в литературном языке. Редукция гласных звуков. 

Практика. Активизация речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок. Закрепление навыков певческой дикции. Артикуляция гласных и согласных звуков. Вокально-речевые упражнения. Игры по методике В.В. Емельянова: «поезд», «цокот копыт», «трубочист», «иголочка», «щетка». Работа над репертуаром.

Тема 5. Унисон, одноголосие

         Теория. Повторение понятия хоровой унисон.

Практика. Вокально-слуховые упражнения, направленные на точное интонирование интервалов в одноголосии.  Интервальная цепочка. Игра «Продли звук». Интервальные секвенции. Работа над репертуаром.

Тема 6. Двухголосие (элементы трехголосия)

 Теория. Понятие гармонического слышания интервала в двухголосном хоровом звучании.

Практика. Пение двухголосных канонов. Применение разнообразных форм работы над каноном. Разучивание канонов методом «снежного кома» Б.Рачиной. Игра «Эхо». Формирование навыка пения звукорядов в параллельном и противоположном мелодическом движении. Игра «Сколько звуков я слышу?» Включение в хоровой репертуар произведений двухголосной фактуры.

Тема 7. Средства музыкальной выразительности. Штрихи

         Теория. Дальнейшее знакомство с различными средствами музыкальной выразительности, штрихами, нюансами и динамическими оттенками на примерах разучиваемых репертуарных произведениях. Закрепление ранее полученных знаний о построении музыкальной фразы, взаимосвязи литературного текста и мелодии.

Практика. Игра «Композитор». Закрепление навыка восприятия дирижерского жеста. Работа над репертуаром.

Тема 8. Хоровой ансамбль

         Теория. Знакомство с понятием общего ансамбля хора как синтеза интонации, строя, тембра, динамики, ритма и дикции. Динамический ансамбль, понятие однородной звучности хора. Дикционно-ритмический ансамбль как синтез дикции, ритма, точной артикуляции гласных и согласных звуков.

         Практика. Упражнения с элементами хорового сольфеджио. Работа над репертуаром.

Тема 9. Компоненты мелодической звучности (интервал, аккорд)

         Теория. Понятиеаккорда в хоровой звучности.

Практика. Игра «хоровой веер». Формирование навыка «слышания» своего голоса в хоровой вертикали («Аккордовая мозаика»). Упражнение «гамма-аккорд». Упражнения с использованием элементарных трехголосных гармонических построений. Работа над репертуаром.

Тема 10. Метроритм

         Теория. Повторениепростых и сложных размеров.

         Практика. использование упражнений с ритмическим аккомпанементом «body percussion». Ритмические упражнения. Ритмический канон. Сольмизация нотного текста в репертуарных пьесах. Чтение литературного текста в ритмическом движении. Игра «Раз, два, три». Разучивание сочинение с использованием шумовых музыкальных инструментов.

Тема 11. Концерт для родителей

 

 6.     МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

Основу методики преподавания составляют методы классической школы хорового исполнительства в работе с голосом ребенка, хором, освоением музыкальной грамоты, основ сольфеджирования. Вместе с тем, автором используются как современные педагогические методы (наставничество внутри детского коллектива, коллективного анализа, игровые и социально – игровые), так и здоровьесберегающие методики, такие как оздоровительная гимнастика А. Стрельниковой, методы «цепного дыхания» и другие.

В практической части занятий активно применяются музыкально –дидактические упражнения: «Музыкальный домик», «Хоровой веер», «Аккордовая мозаика» и другие, в том числе авторские разработки.

      Много внимания уделяется работе с эмоционально – чувственной сферой учащихся, для этого используется методика «Дирижерская палочка», приемы «Минута тишины» (прием релаксации), «Любимая песня моего детства», «Нарисуй звук» и другие.

       В числе форм организации деятельности на занятиях:

  • Групповая, является ведущей, поскольку хоровые занятия предполагают коллективное взаимодействие;
  • Ансамблевая – по партиям, при разучивании двух-трёхголосных произведений целесообразно проучить материал с каждой партией отдельно для лучшего усвоения материала;
  • Индивидуально-групповая, используется при работе с солистами, с плохо интонирующими детьми, либо как способ проверки освоения материала. Если ребёнку по тем или иным причинам сложно исполнить свою партию одному, можно предложить ему работу в малой группе, тогда музыкальный материал исполняется трио или квартетом. При такой работе хорошо прослушивается голос каждого участника и не возникает чувства робости от пристального внимания окружающих.

В процессе групповой работы используются аудио и видеоматериалы на основе принципа «Иллюстрируем значимость вокально - хорового искусства для жизни каждого человека». Аудиоматериалы применяются для формирования у обучающихся идеального образа звучания хорового коллектива. Видеозаписи собственных выступлений хора также используются для анализа качества вокала, внешнего вида, культуры публичного выступления.

Для оценивания используется метод экспертных оценок в процессе аттестации, где в составе экспертов педагоги Детской хоровой капеллы и ее руководитель Ю.С. Никифоров, а также представители администрации организации, имеющие профильное образование.

Для оценки личностных и метапредметных результатов применяется методика «Общий круг», направленная на обсуждение и анализ результатов концертной деятельности и репетиций в безопасной комфортной атмосфере. Используются педагогические приемы «Микрофон по кругу», «Дирижерская палочка», «Тайный совет» и другие.

Принципами взаимодействия выступают уважение прав ребенка и индивидуальный подход. Учитываются следующие потребности детей:

- потребность в эмоциональной поддержке и доброжелательном отношении;

- потребность в признании своих достижений со стороны окружающих;

- потребность в разнообразном содержательном общении.

Отбор репертуара уже со 2 полугодия обучения осуществляется педагогом с использованием педагогического приема «Проявление эстетических предпочтений в ситуациях выбора произведений для исполнения». Для формирования репертуара и развития эмоционально –чувственной сферы используются приемы «Глас педагога», «Прояви отношение», «Стикеры настроения» и другие.

 

Примерный репертуар хора Iгода обучения

  • Воронов Г., Нестеренко В. Летний вечер.
  • Викторов В., Стеманевский С. Хорошо под солнцем.
  • Устинов Ю., Крапивин В. Колыбельная моряков.
  • Крылатов Е., Яковлев Ю.  «Колыбельная медведицы»
  • Кулев В. «Пряничные человечики»
  • Юдахина О., Навицкая Г. «Гномик»
  • Компанеец З., Добронравов В. «Солнечный зайчики»
  • Комаров В., Либин М. «Песенка о человеке»
  • Герчик В., Стройло А. «Осенние листья»
  • Металлиди Ж., Вронский Ю. «Ах, как я стараюсь»
  • Веврик Е., «Жили – были два кота»
  • Парцхаладзе М., Кондрашенко Л. «Дед Мороз»
  • Савинский В. «Новый год»
  • Плешак С., Моравской М. «Брошенный щенок»
  • Парцхаладзе М., Татаринов В. «Улетают журавли»
  • Пахмутова А., Добронравов Н. «Добрая сказка»
  • Корнаков Ю., Кижун Б. «Над маленьким сыном склоняется мать»
  • Корнаков Ю., Гоппе Г. «Песня комара»
  • Гладков Г., Ким Ю. «Колыбельная»
  • Конвенан И. «Ослик»
  • Конвенан И. «Собачки»
  • Шатрова Е., Маркуш Э. «Вороненок»

 

Примерный репертуар Младшего хора (II этап обучения).

  • Баск М., Белозеров Т. «Плакала Снегурочка»
  • Гладков Г., Луговой В. «Погоня»
  • Моцарт В.-А., Шиканедер Э. «Наш союз прекрасен, братья»
  • Металлиди Ж., Сангир Г. «Тихий час»
  • Парцхаладзе М., Кондрашенко Л. «Закон Архимеда»
  • Алябьев А., Пушкин А. «Зимняя дорога»
  • Моренцо Л. «Давай споем, приятель»
  • Гретри А. «В лесу осел с кукушкой»
  • Марченко Л. «Рождество»
  • Марченко Л. «Мальчик-хулиганчик»
  • Птичкин Е., Дубровин Б. «Песня – твой верный друг»
  • Кюи Ц., Белоусов В. «Весеннее утро»
  • Подгайц Е. «Спи, дитя»
  • Подгайц Е., Шумилин Н. «Под Новый год»
  • Смирнов С. «Не грусти улыбнись и пой»

Произведения acapella

  • Кюнер В., Жуковский В. «Крещенский вечер»
  • Лотти А. «Miserere»
  • Струве Г. «Веселое эхо»
  • «Dona nobis pacem»
  • Керубини Л., Павлова М. «Веселый канон»
  • «Казачья колыбельная» русская народная песня
  • «Добрый тебе вечер» рождественская колядка
  • «В темном лесе» русская народная песня
  • «Как на тоненький ледок» русская народная песня
  • «Уж, вы, мои ветры» русская народная песня
  • «Добрый мельник» литовская народная песня
  • Паслеева В., Мазин И. «Хитрая мышка»

  

Учебно-дидактический материал

  • Думченко А. Золотая полоса. Произведения для детского хора. – СПб. 2017.
  • Думченко А. Странное происшествие. Песни для детей младшего и среднего возраста. – СПб.2014.
  • Как тут усидеть?! Джаз в детском хоре. Вып. 1, 2 для младшего хора// Сост. Славкин М.И. – М., 2005.
  • Композиторы классики для детского хора. Праздник Рождества. Вып. 4// Сост. Аверина Н.В. – М., 2007
  • Лазарев М. Песни доктора Лазарева. Лечебный, учебный и концертный репертуар для детей дошкольного и школьного возраста. Редактор-составитель Роганова И.В. – СПб.20
  • Ларин А. Кто весёлый – превесёлый? Сочинения для детского хора и фортепиано. – М.2011.
  • Младший хор. Одноголосие: Хрестоматия – Ч. 1 Редактор-составитель Роганова И.В. – СПб.2017.
  • Младший хор. Одноголосие: Хрестоматия – Ч. 2 Редактор-составитель Роганова И.В. – СПб.2015.
  • Младший хор. Двухголосие: Хрестоматия – Ч. 1 Редактор-составитель Роганова И.В. – СПб.2017.
  • Младший хор. Двухголосие: Хрестоматия – Ч. 2 Редактор-составитель Роганова И.В. – СПб.2017.
  • Парцхаладзе М. Не привыкайте к чудесам! Песни и хоры для детей//Сост. Дуганова Л.П. – М., 2005.
  • Плешак С. Говорящий сверчок. Для детского хора и фортепиано. – СПб., 2006.
  • Поет Детская хоровая студия «Веснянка». Песни для детей младшего, среднего и старшего возраста//Сост. Дуганова Л.П., Алдакова Л.В. – М., 2002.
  • Подгайц Е. Музыка утра. Хоровые миниатюры и песни//Сост. Л.П. Дуганова, Н.В. Аверина. – М., 2004.
  • Произведения российских композиторов XX – XXI веков для детского хора a cappella. Редактор-составитель Роганова И.В. – СПб.2016.
  • По страницам русской хоровой музыкиXIX – XX в.в. Хрестоматия для детского хора//Сост. Халабузарь П.В. -  М., 2004.
  • Поющее детство. Произведения для детского хора//Сост. Мякишев И. – М., 2002.
  • Рождество и Новый год. Учебное пособие для младшего и среднего хоров детской музыкальной школы. Редакторы-составители Роганова И.В., Рыкалина О.В. – СПб.2013.
  • Рушанский Е. Как живёте? Что жуёте? Песни для детей на стихи В. Степанова. – СПб.2009.
  • Рушанский Е. Родник. Девять песен для детского хора, солистов и фортепиано.– СПб.2012.

 


 7.     СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ.

Литература для учащихся

  1. Алиев Ю. Пение на уроках музыки: Конспекты уроков, репертуар, методика. – М.: Владос-Пресс, 2009.
  2. Венгрус Л. Пение и «фундамент музыкальности». – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, - СПб.: Музыка, 2009
  3. Виноградов К. Работа над дикцией в хоре. – М.: Музыка, 2015.
  4. Думченко А. Развитие вокально-хоровых навыков в младшем хоре детской хоровой студии. – С-Пб.: Экспресс, 2008.
  5. Емельянов В. Развитие голоса. Координация и тренинг. – С-Пб.: Планета музыки, 2022 г.
  6. Никифоров Ю.С. Детский академический хор / Авт. образовательная программа. – М., 2021
  7.  Романовский Н. Хоровой словарь. – - М.: Музыка, 2010
  8.  Струве Г. Хоровое сольфеджио. – Изд. Композитор, С-Пб  2014.
  9.  Теплов Б. Психология музыкальных способностей. – учебное пособие / Б. М. Теплов. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Планета музыки, 2020
  10.  Щетинин М. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. – АСТ, 2023 г.

Список литературы для педагога

  1. Аверина Н. Русская духовная музыка в репертуаре детского хора: Учебно-методическое пособие. – - Жуковский Московской обл. : Дека-ВС, 2010
  2. Анисимова Г. Сто музыкальных игр. – Ярославль: Академия развития, 2005.
  3. Буренина А.И., Тютюнникова Т.Э. «Тутти» программа воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. – С-Пб.:Муз. палитра 2012.
  4. Живов В. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Владос, 2013.
  5. Кряжева Г. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль: Академия развития, 2013.
  6. Курина Г. Детское хоровое сольфеджио. Методическое пособие. – С-Пб.: Композитор, 2018.
  7. Стулова Г. Теория и практика работы с детским хором: Учебное пособие для студентов педагогических вузов по специальности «Музыкальное образование». – М.: Владос, 2002.
  8. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям (новое прочтение) / В. А. Сухомлинский. - Киев: Акта, 2012. - 563 с.
  9. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания. – 2-е изд. М.: Музыка, 2009.

 

Интернет-ресурсы

  1. Официальный сайт МАУ ДО «ДД(Ю)Т им. Л. Голикова»: [Электронный ресурс]. URL: http://ddutnov.ru/ (дата обращения 05.06.2023).
  2. Сообщество Детской хоровой капеллы Великого Новгорода в социальной сети ВКонтакте: [Электронный ресурс]. URL:  https://vk.com/choircapella (дата обращения 09.06.2023).
  3. Нотный архив Бориса Тараканова: [Электронный ресурс]. URL:   http://notes.tarakanov.net/  (дата обращения 09.06.2023).
  4. Нотный архив России: [Электронный ресурс]. URL: http://www.notarhiv.ru/ (дата обращения 02.06.2023).

 

 8.     КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

 

Год обучения

Дата начала обучения

Дата окончания

Всего уч. недель

Всего учеб. дней

Кол-во часов

Режим занятий

1

01.09.2022

31.05.2025

102

204

408

2 раза в неделю по 2 часа

2

01.09.2021

31.05.2024

68

136

272

2 раза в неделю по 2 часа (по подгруппам)

 

9.     КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

2022-2023 уч.год

п/п

Дата

Мероприятие

Место проведения

Участники

1

сентябрь

Квест «Тропа знаний»

п.Красное поле

2-3 год обучения

2

6 октября

Посвящение в «кружковцы»

ДД(Ю)Т им.Лени Голикова

1 год обучения

3

октября

Концерт «Кантата А.Невский»

Пл.Софийская

2-3 год обучения

4

ноябрь

Концерт Старшего хора

ДД(Ю)Т им.Лени Голикова

1-3 год обучения

5

декабрь

Новогодний концерт

ДД(Ю)Т им.Лени Голикова

2-3 год обучения

6

декабрь

Гостиная Деда Мороза

ДД(Ю)Т им.Лени Голикова

1-3 год обучения

7

январь

Музыкальный диктант

Библиотека «Читай город»

2-3 год обучения

8

29 января

Концерт молодых пианистов, посв. 150-летию С.В. Рахманинова

КЦ «Диалог»

1-3 год обучения

9

февраль

Концерт, посв. Юбилею ДД(Ю)Т им.Лени Голикова

Обл.Филармония

2-3 год обучения

10

2 марта

Концертное выступление на областном женском  форуме

Обл.филармония

2-3 год обучения

11

март

Областной конкурс «Прекрасен мир поющий»

ДД(Ю)Т им.Лени Голикова

1-3 год обучения

12

апрель

Концерт, посв. Юбилею Детской хоровой капеллы Великого Новгорода

Лекторий , НГОМЗ

1-3 год обучения

13

май

Концерт, посв. Дню победы

ДД(Ю)Т им.Лени Голикова

1-3 год обучения

14

май

Отчётный концерт

ДД(Ю)Т им.Лени Голикова

1-3 год обучения

 

 10.   МАТЕРИАЛЬНО –ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Обеспечение программы методическими видами продукции:

- «Видеть музыку» развивающий фильм для детей.

- Фильм о коллективах Дворца к 70-летнему юбилею ДД(Ю)Т им. Л. Голикова.

- «Антология современной музыки для детского хора».

Дидактический материал:

- Постер с основными музыкально-теоретическими понятиями.

- «Стикеры настроения», карточки с названиями штрихов и нюансов, знаками в тональностях.

- Плакат «Мой хор» с ключевой информацией о жизни коллектива.

Материально-техническое оснащение:

- хоровой класс;

- достаточное количество посадочных мест (стулья со спинками);

- фортепиано;

- дирижерский пульт;

- станки (подиум) для репетиций и выступлений хора;

- доска с нотным станом, интерактивная доска для применения ИКТ-технологий в обучении;

- стенд для заданий и объявлений;

- аппаратура для записи и прослушивания музыки;

- детские музыкальные инструменты (треугольник, ложки, барабан, трещотки,

металлофон, маракас, колокольчики);

- место для хранения методических пособий, нотного материала и партитур обучающихся (для каждого кабинета);

- ксерокс (для распечатывания партитур обучающимся на всех годах обучения)

- концертный реквизит (костюмы, обувь, папки для нот, чехлы и др.);

Материалы:

-нотная тетрадь, хоровая папка, карандаш.


 11.   КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

НА 2022-23 УЧЕБНЫЙ ГОД

1 год обучения

п/п

Дата

Тема

занятия

Кол-вочасов

Место проведения

Формаконтроля

1

  4.09

Вводное занятие

Дыхание

2

групповая

Беседа

2

7.09

Дыхание

2

групповая

 

3

11.09

Дыхание

2

групповая

 

4

14.09

Дыхание

2

групповая

 

5

18.09

Дыхание

2

групповая

 

6

21.09

Дыхание

2

групповая

 

7

25.09

Дыхание

2

групповая

 

8

28.09

Дыхание

2

групповая

 

9

2.10

Дыхание

2

групповая

 

10

5.10

Дыхание

2

групповая

 

11

9.10

Дыхание

2

групповая

 

12

12.10

Дыхание

2

групповая

 

13

16.10

Дыхание

2

групповая

 

14

19.10

Дыхание

2

групповая

 

15

23.10

Дыхание Звукообразование

2

групповая

 

16

26.10

Звукообразование

2

групповая

 

17

30.10

Звукообразование

2

групповая

 

18

2.11

Звукообразование

2

групповая

 

19

6.11

Звукообразование

2

групповая

 

20

9.11

Звукообразование

2

групповая

пение в микро-группе В.Кикта «Слон и скрипочка» 

21

13.11

Звукообразование

2

групповая

 

22

16.11

Звукообразование

2

групповая

 

23

20.11

Звукообразование

2

групповая

пение в микро-группе Ж.Металлиди «Часики»

24

23.11

Звукообразование

2

групповая

 

25

27.11

Звукообразование

2

групповая

 

26

30.11

Звукообразование

2

групповая

 

27

4.12

Звукообразование

2

групповая

 

28

7.12

Звукообразование

2

групповая пение в микро-группе М.Красев «Зимняя песенка»

29

11.12

Звукообразование Дикция, артикуляция

2

групповая

 

30

14.12

Дикция, артикуляция

2

групповая пение в микро-группе Ю.Давыдова «Новогодняя песенка» 

31

18.12

Дикция, артикуляция

2

групповая

 

32

21.12

Дикция, артикуляция

2

групповая

концерт для родителей

33

25.12

Дикция, артикуляция

2

групповая

 

34

28.12

Дикция, артикуляция Унисон, одноголосие

2

групповая

 

35

8.01

Унисон, одноголосие

(элементы двухголосия)

2

групповая

 

36

11.01

Унисон, одноголосие

(элементы двухголосия)

2

групповая

 

37

15.01

Унисон, одноголосие

(элементы двухголосия)

2

групповая

 

38

18.01

Унисон, одноголосие

(элементы двухголосия)

2

групповая

пение в микро-группе

А. Ларин «Сорока»

39

22.01

Унисон, одноголосие

(элементы двухголосия)

2

групповая

 

40

25.01

Унисон, одноголосие

(элементы двухголосия)

2

групповая

 

41

29.01

Унисон, одноголосие

(элементы двухголосия)

2

групповая

пение в микро-группе

А. Ларин «Ворон»

42

1.02

Унисон, одноголосие

(элементы двухголосия)

2

групповая

 

43

5.02

Унисон, одноголосие

(элементы двухголосия)

2

групповая

 

44

8.02

Унисон, одноголосие

(элементы двухголосия)

2

групповая

пение в микро-группе

А. Ларин «Сладкие оладушки»

45

12.02

Унисон, одноголосие

(элементы двухголосия)

2

групповая

 

46

15.02

Унисон, одноголосие

(элементы двухголосия)

2

групповая

 

47

19.02

Унисон, одноголосие

(элементы двухголосия)

2

групповая

 

48

22.02

Унисон, одноголосие

(элементы двухголосия)

2

групповая

 

49

26.02

Унисон, одноголосие

(элементы двухголосия)

2

групповая

пение в микро-группе

А. Ларин «Ходит Ваня»

50

1.03

Унисон, одноголосие

(элементы двухголосия)

2

групповая

 

51

5.03

Унисон, одноголосие

(элементы двухголосия)

2

групповая

 

52

12.03

Унисон, одноголосие

(элементы двухголосия)

2

групповая

 

53

15.03

Унисон, одноголосие

(элементы двухголосия)

2

групповая

пение в микро-группе

А. Ларин «Уж как шла лиса»

54

19.03

Унисон, одноголосие

(элементы двухголосия)

2

групповая

 

55

22.03

Унисон, одноголосие

(элементы двухголосия)

2

групповая

 

56

26.03

Унисон, одноголосие Средства музыкальной выразительности Штрихи

2

групповая

пение в микро- группе

А. Ларин «Ладушки»

57

29.03

Средства музыкальной выразительности. Штрихи

2

групповая

 

58

2.04

Средства музыкальной выразительности. Штрихи

2

групповая

 

59

5.04

Средства музыкальной выразительности. Штрихи

2

групповая

 

60

9.04

Средства музыкальной выразительности. Штрихи

2

групповая

 

61

12.04

Средства музыкальной выразительности. Штрихи Метроритм

2

групповая

пение в микро-группе

А. Ларин «Дженни»

62

16.04

Метроритм

2

групповая

 

63

19.04

Метроритм

2

групповая

 

64

23.04

Метроритм

2

групповая

 

65

26.04

Метроритм

2

групповая

 

66

30.04

Метроритм

2

групповая

 

67

3.05

Метроритм

2

групповая

 

68

7.05

Метроритм

2

групповая

пение в микро-группе

М. Парцхаладзе «Ручей»

69

10.05

Метроритм

2

групповая

 

70

14.05

Метроритм

2

групповая

концерт для родителей

71

17.05

Контрольно-зачетные мероприятия

2

групповая

 

72

21.05

Контрольно-зачетные мероприятия

2

групповая

 

 

Календарно-тематический план на 2022-23 учебный год

Младшего хора (2-3 год обучения).

 

п/п

Дата

Тема

занятия

Репертуар

Кол-во часов

Форма

занятия

Форма контроля

1

5.09

  6.09

Вводное занятие Дыхание

А. Думченко «Забавы»

А. Ростовская «Ехала деревня»

2

групповая

 

2

8.09

Дыхание

А. Думченко «Забавы»

А. Ростовская «Ехала деревня»

2

групповая

 

3

12.09

13.09

Дыхание

А. Думченко «Забавы»

А. Ростовская «Ехала деревня»

2

групповая

 

4

15.09

Дыхание

А. Думченко «Забавы»

А. Ростовская «Ехала деревня»

2

групповая

 

5

19.09

20.09

Дыхание

А. Думченко «Забавы»

А. Ростовская «Ехала деревня»

2

групповая

 

6

22.09

Дыхание

А. Думченко «Забавы»

А. Ростовская «Ехала деревня»

2

групповая

 

7

26.09

27.09

Дыхание

А. Думченко «Забавы»

А. Ростовская «Ехала деревня»

2

групповая

сдача партий:  А. Ростовская «Ехала деревня»

8

29.09

Дыхание

А. Думченко «Забавы»

А. Ростовская «Ехала деревня»

2

групповая

 

9

3.10

  4.10

Дыхание

А. Думченко «Забавы»

А. Ростовская «Ехала деревня»

2

групповая

 

10

6.10

Дыхание Звукообразование

А. Думченко «Забавы»

А. Ростовская «Ехала деревня»

2

групповая

 

11

10.10

11.10

Звукообразование

А. Думченко «Забавы»

А. Ростовская «Ехала деревня»

2

групповая

сдача партий:  А. Думченко «Забавы»

12

13.10

Звукообразование

А. Думченко «Забавы»

А. Ростовская «Ехала деревня»

2

групповая

 

13

17.10

18.10

Звукообразование

Русская народная песня «Комарочек»

А. Ростовская «Ехала деревня»

2

групповая

 

14

20.10

Звукообразование

А. Думченко «Забавы»

А. Ростовская «Ехала деревня»

2

групповая

 

15

24.10

25.10

Звукообразование

Русская народная песня «Комарочек»

М. Парцхаладзе

«Снега-жемчуга»

2

групповая

 

16

27.10

Звукообразование

А. Думченко «Забавы»

А. Ростовская «Ехала деревня»

2

групповая

 

17

31.10

  1.11

Звукообразование

Русская народная песня «Комарочек»

М. Парцхаладзе

«Снега-жемчуга»

2

групповая

 

18

3.11

Звукообразование

А. Думченко «Забавы»

А. Ростовская «Ехала деревня»

2

групповая

 

19

  7.11

  8.11

Звукообразование Дикция, артикуляция

Русская народная песня «Комарочек»

М. Парцхаладзе

«Снега-жемчуга»

2

групповая

 

20

10.11

Дикция, артикуляция

А. Думченко «Забавы»

А. Ростовская «Ехала деревня»

2

групповая

 

21

14.11

15.11

Дикция, артикуляция

Русская народная песня «Комарочек»

М. Парцхаладзе

«Снега-жемчуга»

2

групповая

 

22

17.11

Дикция, артикуляция

Русская народная песня «Комарочек»

М. Парцхаладзе

«Снега-жемчуга»

2

групповая

 

23

21.11

22.11

Дикция, артикуляция

М. Парцхаладзе

«Снега-жемчуга»

С. Смольянинов

«Это новый год»

2

групповая

сдача партий:

М. Парцхаладзе

«Снега-жемчуга»

24

24.11

Дикция, артикуляция Унисон, одноголосие

Русская народная песня «Комарочек»

С. Смольянинов

«Это новый год»

 

2

групповая

 

25

28.11

29.11

Унисон, одноголосие

Русская народная песня «Комарочек»

С. Смольянинов

«Это новый год»

 

2

групповая

 

26

1.12

Унисон, одноголосие

Русская народная песня «Комарочек»

М. Парцхаладзе

«Снега-жемчуга»

2

групповая

 

27

5.12

  6.12

Унисон, одноголосие

Русская народная песня «Комарочек»

С. Смольянинов

«Это новый год»

2

групповая

сдача партий: русская народная песня «Комарочек»

28

8.12

Унисон, одноголосие

Русская народная песня «Комарочек»

М. Парцхаладзе

«Снега-жемчуга»

2

групповая

 

29

12.12

13.12

Унисон, одноголосие Двухголосие (элементы трехголосия)

Русская народная песня «Комарочек»

С. Смольянинов

«Это новый год»

2

групповая

сдача партий:

С. Смольянинов

«Это новый год»

30

15.12

Двухголосие (элементы трехголосия)

А. Думченко «Забавы»

А. Ростовская «Ехала деревня»

2

групповая

 

31

19.12

20.12

Двухголосие (элементы трехголосия)

Русская народная песня «Комарочек»

М. Парцхаладзе

«Снега-жемчуга»

2

групповая

 

32

22.12

Двухголосие (элементы трехголосия)

А. Думченко «Забавы»

А. Ростовская «Ехала деревня» Русская народная песня «Комарочек»

М. Парцхаладзе

«Снега-жемчуга»

С. Смольянинов

«Это новый год»

2

групповая

концерт для родителей

33

26.12

27.12

Двухголосие (элементы трехголосия)

Русская народная песня «Во лесочке комарочков»

А.Гречанинов

«Пришла весна»

2

групповая

 

34

29.12

Двухголосие (элементы трехголосия)

Русская народная песня «Во лесочке комарочков»

А.Гречанинов

«Пришла весна»

2

групповая

 

35

9.01

10.01

Двухголосие (элементы трехголосия)

Русская народная песня «Во лесочке комарочков»

А.Гречанинов

«Пришла весна»

2

групповая

 

36

12.01

Двухголосие (элементы трехголосия)

Русская народная песня «Во лесочке комарочков»

А.Гречанинов

«Пришла весна»

2

групповая

 

37

16.01

17.01

Двухголосие (элементы трехголосия)

Русская народная песня «Во лесочке комарочков»

А.Гречанинов

«Пришла весна»

2

групповая

 

38

19.01

Двухголосие (элементы трехголосия)

Русская народная песня «Во лесочке комарочков»

А.Гречанинов

«Пришла весна»

2

групповая

 

39

23.01

24.01

Двухголосие (элементы трехголосия)

Русская народная песня «Во лесочке комарочков»

А.Гречанинов

«Пришла весна»

2

групповая

 

40

26.01

Двухголосие (элементы трехголосия)

Русская народная песня «Во лесочке комарочков»

А.Гречанинов

«Пришла весна»

2

групповая

 

41

30.01

31.01

Двухголосие (элементы трехголосия)

А. Думченко

«Коза-дереза»

А.Гречанинов

«Пришла весна»

2

групповая

 

42

2.02

Двухголосие (элементы трехголосия)

Русская народная песня «Во лесочке комарочков»

А.Гречанинов

«Пришла весна»

2

групповая

 

43

6.02

  7.02

Двухголосие (элементы трехголосия)

А. Думченко

«Коза-дереза»

А.Гречанинов

«Пришла весна»

2

групповая

 

44

9.02

Двухголосие (элементы трехголосия)

Русская народная песня «Во лесочке комарочков»

А.Гречанинов

«Пришла весна»

2

групповая

 

45

13.02

14.02

Двухголосие (элементы трехголосия)

Русская народная песня «Во лесочке комарочков»

А.Гречанинов

«Пришла весна»

2

групповая

сдача партий:

А.Гречанинов

«Пришла весна»

46

16.02

Двухголосие (элементы трехголосия)

Русская народная песня «Во лесочке комарочков»

А.Гречанинов

«Пришла весна»

2

групповая

 

47

20.02

21.02

Двухголосие (элементы трехголосия)

А. Думченко

«Коза-дереза»

А. Ростовская

«Христос воскресе»

2

групповая

 

48

27.02

28.02

Средства музыкальной выразительности Штрихи

Русская народная песня «Во лесочке комарочков»

А.Гречанинов

«Пришла весна»

2

групповая

 

49

2.03 

Средства музыкальной выразительности Штрихи

А. Думченко

«Коза-дереза»

А. Ростовская

«Христос воскресе»

2

групповая

 

50

6.03

  7.03 

Средства музыкальной выразительности Штрихи

Русская народная песня «Во лесочке комарочков»

А.Гречанинов

«Пришла весна»

2

групповая

сдача партий:

русская народная песня «Во лесочке комарочков»

51

9.03

Средства музыкальной выразительности Штрихи

Русская народная песня «Во лесочке комарочков»

А.Гречанинов

«Пришла весна»

2

групповая

 

52

13.03

14.03

Средства музыкальной выразительности Штрихи

А. Думченко

«Коза-дереза»

А. Ростовская

«Христос воскресе»

2

групповая

 

53

16.03

Хоровой ансамбль

Русская народная песня «Во лесочке комарочков»

А.Гречанинов

«Пришла весна»

2

групповая

 

54

20.03

21.03

Хоровой ансамбль

А. Думченко

«Коза-дереза»

А. Ростовская

«Христос воскресе»

2

групповая

 

55

23.03

Хоровой ансамбль

Русская народная песня «Во лесочке комарочков»

А.Гречанинов

«Пришла весна»

2

групповая

 

56

27.03

28.03

Хоровой ансамбль

А. Думченко

«Коза-дереза»

А. Ростовская

«Христос воскресе»

2

групповая

сдача партий: А.

Ростовская

«Христос воскресе»

57

30.03

Хоровой ансамбль

Русская народная песня «Во лесочке комарочков»

А.Гречанинов

«Пришла весна»

2

групповая

 

58

3.04

 4.04

Компоненты мелодической звучности (интервал, аккорд)

А. Думченко

«Коза-дереза»

А. Ростовская

«Христос воскресе»

2

групповая

 

59

6.04

Компоненты мелодической звучности (интервал, аккорд)

Русская народная песня «Во лесочке комарочков»

А.Гречанинов

«Пришла весна»

2

групповая

 

60

10.04

11.04

Компоненты мелодической звучности (интервал, аккорд)

А. Думченко

«Коза-дереза»

А. Ростовская

«Христос воскресе»

2

групповая

сдача партий: А. Думченко

«Коза-дереза»

61

13.04

Компоненты мелодической звучности (интервал, аккорд)

А. Думченко

«Коза-дереза»

А. Ростовская

«Христос воскресе»

2

групповая

 

62

17.04

18.04

Компоненты мелодической звучности (интервал, аккорд)

А. Думченко «Забавы»

А. Ростовская «Ехала деревня»

2

групповая

 

63

20.04

Компоненты мелодической звучности (интервал, аккорд)

Русская народная песня «Во лесочке комарочков»

А.Гречанинов

«Пришла весна»

2

групповая

 

64

24.04

25.04

Метроритм

А. Думченко

«Коза-дереза»

А. Ростовская

«Христос воскресе»

2

групповая

 

65

27.04

Метроритм

А. Думченко «Забавы»

А. Ростовская «Ехала деревня»

2

групповая

 

66

4.05

Метроритм

Русская народная песня «Во лесочке комарочков»

А.Гречанинов

«Пришла весна»

2

групповая

 

67

8.05

Метроритм

А. Думченко

«Коза-дереза»

А. Ростовская

«Христос воскресе»

2

групповая

 

68

11.05

Метроритм

Русская народная песня «Во лесочке комарочков»

А.Гречанинов

«Пришла весна»

А. Думченко

«Коза-дереза»

А. Ростовская

«Христос воскресе»

А. Думченко «Забавы»

А. Ростовская «Ехала деревня»

2

групповая

концерт для родителей

69

15.05

16.05

Метроритм

Е.Панченко «Колыбельные для Маши»

Русская народная песня «Во лесочке комарочков»

2

групповая

 

70

18.05

Метроритм

Е.Панченко «Колыбельные для Маши»

Д. Батин

«У бабушки»

2

групповая

 

71

22.05

23.05

Контрольно-зачетные мероприятия

Е.Панченко «Колыбельные для Маши»

Д. Батин

«У бабушки»

2

групповая

 

72

25.05

Контрольно-зачетные мероприятия

Е.Панченко «Колыбельные для Маши»

Д. Батин

«У бабушки»

2

групповая

 

 


[1] Авторская программа Никифорова Ю.С., рекомендованная Министерством образования Российской Федерации и опубликованной в сборнике «Программы лауреатов V Всероссийского конкурса авторских программ дополнительного образования детей» М., ГОУ ЦРСДОД – 2003

[2] Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям (новое прочтение) / В. А. Сухомлинский. - Киев: Акта, 2012. - 563 с.

[3] Сообщество Детской хоровой капеллы Великого Новгорода в социальной сети ВКонтакте https://vk.com/choircapella

[4] Разработана и рекомендована к использованию методическим советом Санкт-Петербургской гос. консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. Схема соотношения оценки и ее выражения в баллах выглядит следующим образом: 10, 9, 8 – отлично; 7, 6, 5 – хорошо; 4, 3 – удовлетворительно; 2, 1 – неудовлетворительно.

[5] Королькова И. В. Народные песни и наигрыши Новгородской области. Хрестоматия по музыкальному фольклору из экспедиционных коллекций Фольклорно-этнографического центра имени А. М. Мехнецова Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. Санкт-Петерург: СПбГК, 2014. - 48 с.