Версия для слабовидящих

Menu

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Фанкластик»

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фанкластик» имеет техническую направленность, уровень сложности – ознакомительный. В процессе освоения образовательной программы по курсу дети учатся не столько сборке, сколько настоящему проектированию и конструированию, то есть универсальным умениям находить правильное решение и превращать его в конструктив, моделировать объекты окружающего мира, придумывать конструкцию, структуру, композицию, правила игры, сценарии и сюжеты. Программа разработана на основе:

  • Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 03.08.2018г.);
  •  приказа Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 09 ноября 2018 года № 196;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";

с учетом:

  • распоряжения правительства Российской Федерации от 04.09 2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;
  • письма Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации»;
  • письма Министерства образования и науки РФ от 29.03. 2016 г. № ВК641/09 «О направлении методических рекомендаций»;
  • письма комитета по образованию Администрации Великого Новгорода от 26.10.2015 №        4665 «О направлении методических рекомендаций»;
  • Устава ДД(Ю)Т им. Лёни Голикова;
  • приказа директора от 31.08. 2018 № 298 об утверждении «Положения о требованиях к дополнительным общеобразовательным программам, порядке их разработки и экспертизы вмуниципальном автономном учреждении дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества имени Лёни Голикова».

      Актуальность. Экономическое развитие России определяется интеллектуальным творческим потенциалом создателей новых продуктов и технологических решений. Поддержка и развитие креативности становится одним из целевых приоритетов системы образования. Одной из форм проектно-исследовательской деятельности является изобретение или создание макета какого-либо Конструирование позволяет учащимся работать в качестве юных исследователей, инженеров, математиков и даже писателей, предоставляя им инструкции, инструментарий и задания для межпредметных проектов. Обучающиеся собирают модели, а затем используют их для выполнения задач, по сути, являющихся упражнениями из курсов естественных наук, технологии, математики, развития речи. Занимаясь конструированием, ребята изучают простые механизмы, учатся при этом работать руками, они развивают линейное, структурное и элементарное конструкторское мышление, фантазию, изучают структуру многих объектов.

Главным эффектом использования конструктора, по мнению разработчиков, должно стать формирование нового креативного класса для экономики 21 века, а также формирование инженерных кадров. В процессе работы с «фанкластиком» дети учатся объединяться в микрогруппы, работать по схемам и словесным инструкциям, у них развиваются художественные и творческие способности, формируется умение отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать этапы изготовления моделей. Созданные модели могут широко использоваться детьми в самостоятельной игровой деятельности, кукольных спектаклях, тематических макетах.

Педагогическая целесообразность. Каждому человеку необходимы определённые навыки мышления и качестваличности, в том числе умения анализировать, сравнивать, выделять главное, решатьпроблему, уметь дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным,уметь творить. А какие из педагогических технологий целесообразно применять для детей старшего дошкольного, младшего школьного возраста, чтобы помочь им овладеть этими умениями? Одной из такихтехнологий является проектно-исследовательская деятельность, а в нашем случае -изобретение или создание макета какого-либо объекта или систем.

Конструирование позволяет обучающимся работать в качестве юных исследователей, инженеров, математиков и даже писателей, предоставляя им инструкции, инструментарий и задания для межпредметных проектов. Занимаясь конструированием, ребята изучают простые механизмы, учатся при этом работать руками, они развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию, внимание, память, воображение, способность к самостоятельному творчеству, самоконтроль.

Отличительная особенность. Фанкластик - принципиально новый, изобретенный и производимый в России конструктор, имеющий уникальные характеристики и не имеющим аналогов в мире потипу соединения деталей. Конструктор имеет широкие возможности для моделирования ипозволяет за одно занятие создавать масштабные конструкции. Конструктор легко встраивается в образовательную деятельность в различныхпредметных областях и позволяет включить ребенка, как в индивидуальное, так игрупповое моделирование с заданиями на конструирование моделей с возрастающимуровнем сложности.Конструктор Фанкластик, благодаря своим универсальным свойствам соединятьдетали любым способом в любом направлении и благодаря использованию различныхспособов конструирования (по схеме, видеоуроку, фото, модели, заданной теме исобственному замыслу) помогает развивать разные типы мышления и универсальныенавыки, которые впоследствии помогут ребенку реализовать себя в самых разных сферахдеятельности.

Новизна настоящей программы заключается в том, что в ней интегрированы такие направления, как конструирование, познавательно-исследовательская, коммуникативная деятельности, которые даются детям в игровой форме и адаптированы для дошкольников. Ее отличительными особенностями является: активное использование игровой деятельности для организации творческого процесса; значительная часть практических занятий.

Цель программы. Развитие творческих (воображение) и изобретательских (решение конструкторских задач и проблем) способностей детей.

Планируемые результаты.

Личностные:

• навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в исследовательской ипроектной деятельности;

• развитие различных видов памяти, внимания, воображения;

• развитие правильной речи;

• началопрофессиональногосамоопределения,ознакомлениес миромпрофессий,связанныхсинформационнымиикоммуникационнымитехнологиями.

Метапредметные:

• планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;

• умение контролировать и оценивать свою работу;

• поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

• аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев привыделении признаков, сравнении и классификации объектов;

• выслушивание собеседника и ведение диалога.

Предметные:

Обучающиеся должны знать:

  • конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
  • виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
  • основные приемы конструирования;

Обучающиеся должны уметь:

• самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования

(планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.);

• создавать модели на основе инструкций.

• пониматьиопытиспользованияобщихправилсозданияпредметоврукотворного мира;

• планироватьивыполнятьпрактическоезадание с опоройнаинструкционную  карту;

• понимать особенностивыполненияпроектнойдеятельностиподруководством учителя;

• отбиратьивыстраиватьоптимальнуютехнологическуюпоследовательность реализации собственного или предложенного учителемзамысла;

• создавать мысленный образ конструкции с целью решенияопределённой конструкторской задачи; воплощать этот образ в материале.

Способы оценки результативности.

Форма текущего контроля: Беседа, творческая работа по теме.

Форма итоговой аттестации: зачетные    мероприятия  один раз в год. Итоги реализации программы подводятся в форме выставки детских работ или защиты проектов.

Задачи программы:

  • Сформировать навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в ходе исследовательской и проектной деятельности;
  • Научить планировать и выполнять практическое задание с опорой на инструкционную карту;
  • Познакомить с видами подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
  • Познакомить с конструктивными особенностями различных моделей, сооружений и механизмов.

Возраст обучающихся 5-7 лет.

Сроки реализации программы. Программа рассчитана на 1 год обучения -  34учебных часа.

Формы и режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 учебному часу по 30 мин.

Учебный план

Тема

Кол-во часов

 

Всего

Теор.

Практ.

 

Тема  1. Введение. Знакомство с  «Фанкластик»

2

1

1

 

Тема2. Мой дом, мой город, моя страна, моя планета

 

4

2

2

 

Тема 3. Урожай

4

2

2

 

Тема4. Осень в лесу

4

2

2

 

Тема 5. Новогодняя зима

4

2

2

 

Тема 6. Военная техника

4

2

2

 

Тема 7. Кукольный домик

4

2

2

 

Тема 8. Водная стихия

4

2

2

 

Тема 9 Итоговое занятие

4

1,5

2

 

Форма аттестации

Зачет в форме  в форме выставки детских работ (защиты проектов)

ИТОГО:

34

16.5

17.5

 

 

 

 

Календарный учебный график

 

Год обучения

Дата начала обучения

Дата окончания обучения

Всего учебных недель

Всего учебных дней

Количество учебных часов

Режим занятий

1 год

01.09.

31.05.

34

34

34

1 раза в неделю по 1 часу

 

Учебно-тематический план

 

Тема

Всего

Т

П

Формы  аттестации /контроля

1.

Тема  1. Введение. Знакомство с  «Фанкластик»

2

1

1

Опрос, творческая работа.

1.1.

Инструктаж по ТБ. Знакомство с конструктором «Фанкластик».Элементы набора.

1

1

1

-

2.

Тема2. Мой дом, мой город, моя страна, моя планета

4

2

2

 опрос, творческая работа

2.1.

Как люди построили колесо

1

0,5

0,5

-

2.2.

Как мы построили дорогу

1

0,5

1,5

-

2.3.

Путешествия (транспорт, вещи для путешествий)

2

1

1

-

3.

Тема 3.Урожай

4

2

2

 опрос, творческая работа

3.1.

Наш огород – собираем урожай

1

0,5

0,5

-

3.2.

Помощники-инструменты

1

0,5

0,5

-

3.3.

Домашние животные

2

1

1

-

4.

Тема4. Осень в лесу

4

2

2

 опрос, творческая работа

4.1.

Лес – терем расписной

1

0,5

0,5

-

4.2.

Лесная избушка

1

0,5

0,5

-

4.3.

Лесные животные

2

 

1

1

-

5.

Тема 5. Новогодняя зима

4

2

2

 опрос, творческая работа

5.1.

Елочные гирлянды

1

0,5

0,5

-

5.2.

Новогодние игрушки

1

0,5

0,5

-

5.3.

Трон и посох Деда Мороза

2

1

1

 

6.

Тема 6. Военная техника

4

2

2

 опрос, творческая работа

6.1.

23 февраля

2

1

1

-

6.2.

Военная техника

2

1

1

 

7.

Тема 7. Кукольный домик

4

2

2

Опрос, творческая работа

7.1.

Фоторамка в подарок маме

2

1

1

 

7.2.

Как мы обустраиваем кукольный домик

2

1

1

 

8.

Тема 8. Водная стихия

4

2

2

Опрос, творческая работа

8.1.

Водный транспорт

2

1

1

 

8.2.

Где человек добывает воду

1

0,5

0,5

 

8.3.

Фонтан

2

1

1

 

9.

Тема 9 Итоговое занятие

4

1,5

2

 

9.1.

Подготовка к изготовлению проектов.

3

1,5

1,5

 

9.2.

Выставка проектов

1

0

1

защита групповых проектов

 

ИТОГО

34

16.5

17.5

 

 

Содержание

Тема  1. Введение в знакомство с  «Фанкластик» - 2 часа.

Теория.Инструктаж по ТБ. Знакомство с конструктором «Фанкластик». Элементы набора.Полоска. Первая проба.

Практика.Ребенок получает задание собрать собачку из фиксированного набора деталей. Первая конструкция на основе первого типа соединения «плоскость-плоскость» - «Переностик». Сгибание Переностика (Полоски) в Колесо. Знакомство с названиями деталей и соединительных элементов деталей.Полоска №2. Задание на повторение соединений и названий. Вторая конструкция – второй тип «Торец-плоскость». Колесо из Полоски. Пружинка. Третья конструкция – третий тип соединения «торец-торец». «Квадракл» (пружинка).

Тема2. Мой дом, мой город, моя страна, моя планета – 4 часа.

Теория.Правила конструирования. Конструирование первых моделей по инструкции.

Практика.Как люди построили колесо (режиссёрское конструирование)  Как мы построили дорогу (из строительного материала).  Путешествия (конструирование транспорта, вещей для путешествий).

Тема 3.Урожай  – 4 часа.

Теория.Беседа по теме «Урожай». Обсуждение проекта.

Практика.Наш огород – собираем урожай (конструирование ящиков, коробок, корзинок).  Помощники-инструменты (конструирование инструметов – топор, лопата, грабли и др.)  Домашние животные (конструирование по выбору ребенка). Проект «Ферма».

Тема4. Осень в лесу- 4 часа.

Теория.Беседа по теме. Обсуждение проекта.

Практика.Лес – терем расписной (осенний коллаж из деталей фанкластик). Лесная избушка. Лесные животные(конструирование по выбору ребенка). Проект «Зимовье зверей».

Тема 5. Новогодняя зима- 4 часа.

Теория.Беседа по теме. Обсуждение проекта.Формулирование правил игры.

Практика.Елочные гирлянды. Новогодние игрушки. Трон и посох Деда Мороза.

Тема 6. Военная техника –4 часа.

Теория.Беседа по теме. Обсуждение проекта.Проектирование разнообразных моделей оружия и игра в войну. Формулирование правил игры.

Практика.Бластер, пулемет и прочее оружие. Проектирование, конструирование и презентация личного оружия каждым обучающимся.

Игра в войну с самодельным вооружением. Обсуждение правил игры (например, «В войну»). Проектирование и создание оружия. Игра.

Военная техника. Конструирование моделей военной техники: вертолет, танк, истребитель, подводная лодка и другая военная техника (создание моделей по инструкции). Дополнительное задание: проектирование других моделей военной техники. Проектирование игры и игра.

Тема 7. Кукольный домик4 часа.

Теория.Беседа по теме. Обсуждение проекта. Исследование и изобретение технологий придания прочности, их фиксация и презентация.

Практика.Фоторамка в подарок мамеКак мы обустраиваем кукольный домик (интерьеры из строительного материала).

Тема 8. Водная стихия– 4 часа.

Теория.Геометрия пространства. Геометрические конструкции.Беседа по теме. Обсуждение проекта.

Практика.Водный транспорт (транспорт для водных путешествий: лодка, катер, корабль)  Где человек добывает воду (режиссерское конструирование по замыслу). Фонтан.

Тема 9 .Итоговое занятие (защита групповых проектов– подведение итогов работы) – 4 часа.

Теория.Подготовка к соревнованиям или изготовление проектов.

Практика.Лучшее решение конструкторской задачи или публичная защита проектов (с приглашением родителей и друзей).

 

Методическое обеспечение

Средства оценки образовательных результатов

Текущее (формирующее) оценивание:

Каждое занятие учащиеся должны выполнить одно или несколько заданий, служащих одновременно средством оценивания. Выполняя задания, обучающийся осваивает широкий набор умений, перечисленных в списке планируемых результатов.

Процесс и результат выполнения каждого задания оценивается педагогом. При этом под оценкой понимается качественная характеристика выполнения задания. Фиксируется уровень успешности и самостоятельности выполнения задания: выполнено без посторонней помощи; выполнено при минимальном участии педагога; выполнено при значительной помощи со стороны педагога; выполнено частично, не до конца, не в соответствии с техническим заданием, технологической картой, заданием; не выполнено. Также педагог оценивает, какие проблемы и трудности возникли у ребенка в процессе выполнения каждого задания.

Отдельное внимание обращается на фантазию, которую проявляет (или не проявляет) ребенок в процессе конструирования, а также на сколько он изобретателен в решении конструкторских задач.

Важный параметр оценивания: умение ребенка читать чертежи и схемы и выполнять задание по технологической карте, а также изображать на рисунке отдельные элементы конструкции.

Все отмеченные стороны оценивания имеют качественный характер и педагог может проводить и даже фиксировать (описывать) результативность выполнения каждого задания каждым ребенком во время самостоятельной работы учащихся в процессе выполнения ими заданий. Поскольку образовательный процесс построен в основном на такой форме работы, у педагога есть делать пометки и фиксировать не только результаты работы детей, но и сам процесс, в том числе на фото- или видеокамеру (требуется письменное согласие родителей). В любом случае все результаты работы (модели, рисунки, схемы, тексты и т.д.) фиксируются на фотокамеру.

Учебно-методические материалы

Учебно-методический материал содержится на сайте производителя наборов Фанкластик: видео-инструкции, материалы для рассказывания, комплект необходимых деталей для сборки каждой конструкции.

Материально-техническое обеспечение

Конструктор «Максикластика 2» - 1-3 шт.

Ноутбук – 1 шт

Мультимедиа-проектор – 1 шт

Экран – 1 шт.

Столы и стулья по числу обучающихся, расставленные по кругу.

Помещение размером не менее 2 кв. м. на одного обучающегося.

Список литературы

  1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Aкадемия, 2002.
  2. Волкова С. И. Математика и конструирование. М.:Просвещение, 2019
  3. Горский В. А. Техническое конструирование: учебно-методическое пособие. — М.: Дрофа, 2010.
  4. Ермакова Е.С., Румянцева И.Б., Целищева И.И. Развитие гибкости мышления детей. – СПб.:Речь, 2007.
  5. Конышева Н.М. Конструирование как средство развития младших школьников на уроках ручного труда: пособие для учителей и студентов педвузов– М.: ИЦ «Академия», 2000.

2.     Видео-инструкции, материалы для рассказывания, комплект необходимых деталей для сборки конструкций. http://fanclastic.ru:

7.     Начальное техническое моделирование: сборник методических материалов. Под ред. Космачевой М.В. – М: «Перо», 2016

Список источников:

http://fanclastic.ru

https://www.youtube.com/channel/UCQztZUm2tE_TZkNINkK_Ecg