Версия для слабовидящих

Menu

Образовательные программы - художественное творчество "Сольное пение"

 

 

Пояснительная записка

Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Сольное пение» разработана на основе авторской программы С. И. Ильиной «Народное пение» и адаптирована в условиях Учреждения для вокалистов ансамбля «Волховяночка». Уровень программы – базовый. Программа является рабочей программой педагога.

Программа оформлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008 г.Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,   письмом Министерства образования и науки Российской федерации от 11.12.2006 года №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», с учетом требований Положения о порядке оформления программ  дополнительного образования  детей в образовательных учреждениях Великого Новгорода. А также в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 г.Москва «Об утверждении  СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»» и информационного письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 11.12.06 № 06-1844.

Актуальность и педагогическая целесообразность. Данная программа относится к программам художественной направленности и предназначена для воспитанников с ярко выраженной тембральнойокраской и артистическими способностями. Сольное пение открывает значительные перспективы для музыкально-эстетического самовыражения обучающихся. Занятия сольным пением способствуют развитию голосовых данных, совершенствованию музыкального слуха, проявлению творческой индивидуальности обучающихся. Программа составлена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и трех уровней непрерывного образования (становление, развитие, мастерство) и направлена на:

- достижение качественного результата,

- развитие постоянной мотивации личности обучающегося к познанию и творчеству на всех уровнях обучения,

- мотивацию обучающихся к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы.

 

Цель и задачи программы

Цель: приобщение к музыкальному искусству, развитие музыкально-творческих способностей обучающихся на основе приобретенных знаний, умений и навыков в области вокального искусства, создание необходимых условий для формирования певческой культуры и воспитания творческой личности, умеющей владеть и управлять своим голосом;

Задачи:

- формирование и развитие вокально-певческих навыков, включающие в себя: правильную певческую позицию, манеру исполнения, дыхание, дикцию, осознание чистой интонации;

- формирование комплекса исполнительских навыков и умений сольного пения с учетом природных способностей;

- обучение грамотному и выразительному художественному исполнению вокальных произведений;

- обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом;

- приобретение обучающимися опыта вокального исполнительства и сценического мастерства;

- овладение навыками свободного и уверенного общения с аудиторией;

- воспитание потребности общения с произведениями искусства;

- овладение обучающимися духовными и культурными ценностями народов Российской Федерации;

- создание условий для эстетического воспитания, духовно-нравственного развития обучающихся;

- воспитание художественного вкуса, расширение музыкального кругозора.

Отличительные особенности программы: программа рекомендована для обучающихся в ансамбле народной песни «Волховяночка». Необходимым условием для реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Сольное пение» является воспитание обучающихся в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и профессиональной требовательности. Кроме того, пение решает еще одну важную задачу – оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Для обучающихся с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи.Обучение сольному пению, освоение основ вокального исполнительства, развитие художественного вкуса, расширение кругозора, познание основ актерского мастерства может быть достигнуто, если педагог правильно выбрал методы профессиональной деятельности.Для обучающихся всех возрастов занятия по вокалу должны быть источником раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизацией и гармонизацией личности. В этом случае пение становится дляобучающегося эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь. Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов обучающихся, на ориентацию к  дальнейшему профессиональному  обучению.

Возраст обучающихся:  от 8 до 16 лет;

Срок реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы« Сольное пение»составляет 6 лет, 3 этапа обучения; продолжительность учебных занятий с первого по шестой годы обучения составляет 36 недель в год.

Максимальная учебная нагрузка (в часах) – 1 час в неделю.

Форма проведения учебных аудиторных занятий – индивидуальная. Индивидуальная форма позволяет педагогу лучше узнать обучающегося, его музыкальные возможности, трудоспособность, эмоционально-психологические особенности.В начале учебного года педагог ставит перед каждым обучающимся определенные художественно-технические задачи, занося их в индивидуальный план, в конце полугодия педагог вносит в индивидуальные планы корректировки, а также отмечает выполнение плана, в конце года дает развернутую характеристику музыкальных данных, работоспособности и успеваемости обучающегося.

Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по программе «Сольное пение» определяется с учетом методической целесообразности и индивидуальных способностей обучающегося.

Актуальны следующие виды самостоятельной (внеаудиторной) работы:

выполнение домашнего задания; подготовка к контрольным урокам, экзамену, подготовка к концертным выступлениям; участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности, посещение филармонии, театра, концертных залов, музеев и т.д.

Формы занятий, в зависимости от поставленной цели, предполагают широкий спектр творческой реализации замысла педагога от анализа музыкального материала на DVD и CD до тематических мероприятий, концертов, открытых уроков.

Ожидаемые результаты:

В результате освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Сольное пение» обучающийся должен знать:

начальные основы вокального искусства;

-  метроритмические особенности разножанровых музыкальных произведений

- устройство и принципы работы голосового аппарата;

- профессиональную терминологию;

- иметь понятие о сценической культуре.

Уметь / иметь:

- наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству,
вокальному исполнительству;

- умение передавать авторский замысел музыкального произведения с
помощью органического сочетания слова и музыки;

- навыки вокального исполнительского творчества, в том
числе, отражающие взаимоотношения между солистом и фонограммой;

- наличие практических навыков исполнения вокальных произведений;

- использовать слуховой самоконтроль при пении;

- обладание диапазоном в рамках принятой классификации;

- владение правильным певческим дыханием;

- умение грамотно произносить текст в исполняемых произведениях;

- понимание фразировки, агогики;

- самоконтроль и самооценка вокального исполнения.

- осмысленное исполнение поэтического текста;

- осмысленное исполнение музыкальных задач, поставленных педагогом;

- применять освоенные навыки вокальной техники;

- самостоятельно разучивать вокальные произведения;

- навыки публичных выступлений;

- выражать свои впечатления о произведении раскрывая его содержание, характер, художественный образ;

- соблюдать правила гигиены и охраны голоса.

Формы подведения итогов.В программе используются две основных формы контроля успеваемости - текущая ипромежуточная. 

Текущий контроль успеваемости обучающихся – наиболее оперативная проверка результатов; направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, отметки выставляются в журнал и дневник обучающегося. В них учитываются:

- отношение ребенка к занятиям, его старание и прилежание;

- степень освоения музыкального материала, вокальных умений;

- участие в концертах.

Текущий контроль успеваемости обучающихсяна 1 этапе обучения проводится в счёт аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. На его основании выставляются полугодовые и годовые оценки. Для обучающихся 2 и 3 этапа обучения контроль может проводиться и за счет внеаудиторных занятий (конкурсы, концерты).

Методы текущего контроля:отметка за работу на занятии.

Традиционныеформы контроля:  индивидуальный опрос, выполнение определенного задания, открытое занятие для родителей, концерты. Обсуждение концертных выступлений.

Промежуточная аттестация определяет успешность развития обучающегося и степень освоения им программного учебного материала по полугодиям.

Виды и формы промежуточного контроля:

- контрольные зачетныезанятия в конце первого полугодия (декабрь) и

в конце второго полугодия (май) в форме переводного зачета.

При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:

оценка годовой работы обучающегося: отметка на зачете (итоговом занятии), другие выступления обучающегося в течение учебного года.

В рамках программы «Сольное пение» предусмотрена итоговая аттестация. Она проводится в конце учебного года (май) в виде прослушивания концертной программы / отчетного концерта.

По итогам выпускной концертной программы выставляется оценка и фиксируется в свидетельстве об окончании Дворца.

Контрольные требования к переводным зачетам по годам обучения:

На переводном зачете в конце второго полугодия обучающийся должен исполнить:

1год обучения: два произведения (русская народная песня) с аккомпанементом;

2 год обучения: два разнохарактерных произведения (русская народная песня с аккомпанементом);

3 год обучения: два произведения (народная песня а’capella и с аккомпанементом);

4 год обучения: два разножанровых произведения и одно а’capella;

5 год обучения: два разножанровых произведения и два а’capella

Контрольные требования к уровню подготовкиобучающихся для итоговой аттестации. При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать вокально-исполнительские навыки в процессе концертного исполнения произведений различных музыкальных направлений и жанров.

Критерии оценок.

По итогам исполнения программы на контрольном уроке, переводном зачете выставляется оценка по пятибалльной системе с учетом следующего:

- уровень развития индивидуальных способностей обучающихся

-отношение учащихся к учебному процессу (старательность, настойчивость);

- знание нотного материала партий;

-владение вокальными навыками (наличие чистой интонации, дикции, артикуляции, певческого дыхания, ритма);

-уровень и качество исполнения произведений;

-степень выразительности, художественности исполнения.

Отметка «5» (отлично): предусматривает правильную певческую установку, чистое интонирование; ровный, округлый звук во всем диапазоне, владение основными приемами звуковедения (legato,staccato, nonlegato), нюансами, высокой певческой позицией. Самостоятельный качественный разбор нотного текста. Слуховой самоконтроль исполнения. Выразительное, артистичное исполнение, гибкое соединение средств музыкальной выразительности с поэтическим и музыкальным содержанием. Регулярное посещение, активная работа в классе, участие в концертах.

 

Отметка «4» (хорошо): владение правильной певческой установкой; ровный, округлый звук; владение основными приемами звуковедения (legato,staccato, nonlegato), нюансами, высокой певческой позицией. Самостоятельный разбор нотного текста с незначительными ошибками. Технические погрешности в трудных местах произведения ( вокально-интонационная неточность). Недостаточно осмысленное с точки зрения музыкального замысла исполнение произведения. - выразительность исполнения. Регулярное посещение, активная работа в классе, участие в концертах.

Отметка «3» (удовлетворительно): нестабильные навыки в звукоизвлечении, звуковедении. Недостаточное владение основными приемами звукоизвлечения. Темпо-ритмическая неарганизованность. Самостоятельный разбор нотного текста с мелодико-ритмическими ошибками. Слабый слуховой контроль собственного исполнения. Невыразительное, лишенное стилевого контекста исполнение. Пассивная работа в классе. Нестабильное посещение.

для оценки эффективности программы предлагается несколько способов отслеживания результатов:

- аттестация воспитанников (итоговая - в конце учебного года, промежуточная – по окончании 1 полугодиям);

- текущая аттестация (мониторинг  уровня усвоения программного материала);

- анализ педагогом выполненных заданий, поощрение самостоятельных находок;

- итоговая аттестация.

В течение учебного года планируется ряд творческих показов: открытые сольные выступления для родителей, отчетные концерты, участие в традиционных мероприятиях Учреждения, участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертно-массовых мероприятиях города. Количество освоенного в течение года музыкального материала зависит от уровня сложности произведений и степени подготовленности обучающихся. За учебный год должно быть пройдено (примерно) от 4-6 (на1 уровне) и 6-8 (на 2и 3 уровне) разноплановых произведений. Учебный репертуарный план должен соответствовать индивидуальным особенностям обучающегося, уровня его музыкального развития и вокальной подготовки. Правильно подобранный репертуар – важное условие для успешного освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Сольное пение».

После окончания полного курса выпускники могут продолжить свою творческую деятельность в концертном коллективе ансамбля.

 

 

 

 

II Учебно–тематический план:

 

Уровень

деятельности

Наименование тем

     Количество часов

Формы аттестации/контроля

всего

Тео-рия

Практи-ка

Уровень

стимулирования

(1-2г обучения)

1 Певческие установки

2 Работа над звуком

3 Работа над дыханием

4 Работа над певческим диапазоном 

5 Артикуляция

6 Работа над произведением

   8

   6

   4

 

   3

   3

  12

     2

     2

     1

 

     1

     1

     2

     6

     4 

     3

 

      2

      2

     10

Контр зан

Техн зачет

 

Выполнение упражнений

 

 

Выступление на концерте

                                              Итого:

  36

     9

     27

 

Уровень развития

(3-4 гобучения)

1 Работа над звукоразвитием

2 Работа над дыханием

3 Развитие диапазона

4 Работа над развитием образа

5 Работа над произведением

    7

    5

    4

    7

   13

     1

     1

     1

     1

     2

      6

      4

      3

      6

     11

 

Техн зачет

 

Контр зан

 

 

 

Участие в концертном выступлении

 

                                               Итого:

   36

     6

     30

 

Уровень мастерства

(5-6 гобучения)

1Совершенствование вокального мастерства

2 Совершенствование опыта вокального исполнительства

3Совершенствование сценического мастерства

4 Работа над произведением

 

    4

 

    4

 

    8

   20

 

     1

 

     1

 

     2

     2

 

       3

 

       3

 

       6

      18

 

 

 

 

Технический зачет

 

 

Концертное выступление

 

                                                Итого:

   36

     6

      30

 

 

 

 

IIIСодержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Первый уровень (1-2 год обучения) освоения программы направлен на:

-  ознакомление учащихся с вокальными навыками в народной манере исполнения;

- определение примарной зоны голоса ребенка;

- особенностей певческого аппарата;

- выявление музыкальных способностей (слуха, ритма, памяти);

- формирование правильной певческой установки (положение головы, корпуса в процессе пения);

- формирование правильного певческого звука:  легкого, звонкого;

- формирование правильного певческого дыхания;

- освоение дыхательной гимнастики, артикуляционных упражнений;

- правильное певческое формирование гласных звуков в сочетании с согласными;

- формирование прочного навыка чистого интонирования, слухового осознания чистой интонации;

- понятие артикуляции и дикции в пении;

- развитие дикционных навыков: свободная работа артикуляционного аппарата;

- осмысленное и выразительное исполнение несложных произведений;

- расширение диапазона голоса;

В программу первого уровня обучения входит пение элементарных вокальных упражнений, направленных на освоение начальных певческих навыков, включающих небольшие мелодические обороты в медленном темпе с использованием следующих интервалов: чистая прима, малая и большая секунды, малая и большая терции, чистая октава.

В течение учебного года учащийся обязан разучить4-6 разноплановыхвокальных произведений.

Второй уровень (3-4 год обучения) освоения программы направлен на продолжение работы над укреплением вокально-технических навыков, исполнительских качеств голоса и освоением вокального репертуара. Продолжается работа над развитием кантиленногозвуковедения и совершенствованием культуры, соблюдение всех средств музыкально-художественной выразительности (эмоциональная подача текста, фразировка, кульминация, работа над нюансами с общим художественным замыслом, правильная передача художественного образа), которые должны помочь раскрыть форму и художественное содержание текста.

Вырабатываются следующие навыки:

- формирование полетного звука, с ощущением высокой певческой позиции;

- совершенствование тембровой ровности голоса;

- освоение навыка пения кантилены;

- овладение нюансами crescendo и diminuendo;

-освоение интонационных трудностей, связанных с тесситурными условиями произведения;

- укрепление дикционных навыков;

- совершенствование навыка публичных выступлений;

- овладение различной техникой звуковедения (мягкая и твердая атаки);

- выравнивание звучности голоса на всем диапазоне;

- развитие резонаторных качеств голоса;

- сглаживание переходных нот;

- развитие динамической техники.

В программу третьего и четвертого  года обучения входит пение вокальных упражнений для развития звуковысотного и динамического диапазона голоса, его подвижности. В течение каждого учебного года обучающийся должен разучить и отработать6-8 вокальных произведений различного характера и содержания.

Третий уровень (5-6 год обучения) освоения программы. Продолжается работа над совершенствованием вокального исполнительства и освоения вокального репертуара. На данном этапе обучения должно произойти закрепление динамического стереотипа: вокально-технические и исполнительские навыки должны быть доведены до автоматизма, стать приобретенным рефлексом. Активизируется работа над словом, эмоциональным раскрытием художественного образа и выявлением стилистических особенностей произведения. В результате работы на 3 этапе обучения обучающийся должен овладеть основными умениями и навыками:

- подвижностью и гибкостью голоса;

- умение пользоваться основными приёмами звуковедения:

- дикционными навыками в быстрых и медленных темпах;

- владеть средствами музыкальной выразительности;

- владеть широкой палитрой динамических оттенков;

- анализ словесного текста и его содержания;

-владеть изменениями силы звучания для раскрытия содержания произведения;

- владеть фразировкой, вытекающей из музыкального и текстового содержания;

- передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки, создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;

-владеть культурой звука; культурой сценического мастерства.

В течение данного этапа обучения обучающийся должен освоить и отработать 6-8 произведений различного жанра, включающих народные песни  и песни современных композиторов.

 

IV Методическое обеспечение программы

 

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, разбор, анализ музыкального материала);

- наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);

- практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого, репетиционные занятия);

- прослушивание записей выдающихся вокальных исполнителей и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающихся;

- применение индивидуального подхода к каждому обучающемуся с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки;

- метод стимулирования и мотивации познавательной деятельности;

- метод самостоятельной работы обучающихся по осмыслению и усвоению материала;

- метод закрепления изученного материала;

- метод контроля и самоконтроля за эффективностью образовательной

деятельности.

Материально – технические условия реализации учебного предмета

Реализация программы «Сольное пение» предусматривает наличие учебного кабинета для индивидуальных занятий, концертного зала, звукотехнического оборудования.

Оборудование учебного кабинета: фортепиано,  стол, доска, зеркало, методическая литература, дидактическая литература, нотная библиотека. Технические средства: аппаратура для прослушивания вокальной музыки, метроном, наличие аудио и видеозаписей классической и современной музыки.

Материально – техническая база ДД(Ю)Т должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

 

V Методические рекомендации педагогу

Работа на занятии по учебному предмету «Сольное пение» включает совместную работу преподавателя, концертмейстера и обучающегося. На первых занятиях важно понять возможности обучающегося, оценить его вокальные данные и прежде чем начать занятия четко представить задачи для формирования собственно голоса, помочь ощутить свои вокальные способности. Певческий голос – инструмент, формирование и развитие которого находится в зависимости от индивидуальных способностей человека. Поэтому, задача первого этапа обучения сводится к адаптации ученика к звукам собственного голоса и умению обращаться с ним. Задания на этих занятиях должны быть несложными, быстро запоминающимися и легко повторяющимися. Когда задания выполняются точно, в нервной системе создаются наилучшие условия для образования рефлексов. Нагрузка не должна быть чрезмерной. Начать работу над голосом необходимо с центрального участка диапазона, отталкиваясь от наиболее удачно звучащих нот. Существенным моментом является верно, выбранная сила звука, с которой надо начать работу. Лучше mf или mp в зависимости от голосовых возможностей ученика.

С первых же занятий по постановке голоса у учащихся необходимо развивать чувство самоконтроля, умение слышать и анализировать свои недостатки в звукообразовании с целью преодоления, а также активизировать стремление к чистой интонации, к точности ритма и осмысленности в пении. Внимание преподавателя должно быть направлено на правильную корпусную установку обучающегося, свободное положение гортани, естественную артикуляцию, использование резонаторной функции голосового аппарата и, особенно, на правильное певческое дыхание. Необходимо помнить, что певческое дыхание является не только одной из основ правильного звукообразования и условием развития вокальной техники, но также важным средством художественной выразительности. Развитое, укрепленное певческое дыхание помогает певцу свободно владеть музыкальной фразой, цезурами, динамикой звука и другими элементами выразительности в пении.

Как правило, при пении рекомендуется мягкая атака звука, точная, «без подъездов». Не допускается форсированная подача звука. С самого начала обучения следует вести систематическую работу по формированию правильного певческого звучания средней части диапазона голоса. Особое внимание необходимо уделять правильной певческой артикуляции, ясной и четкой дикции, добиваясь чистоты интонации в звучании голоса.

Правильная организация образовательного процесса, успешное и всестороннее развитие музыкально-исполнительских данных обучающегося зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман выбор репертуара.

На занятиях используются элементы нотной грамоты, т. к. пение по нотам, помогает обучающимся овладевать музыкальным произведением сознательно, значительно ускоряет процесс разучивания, приближает их к уровню исполнения без сопровождения.Пение по нотам необходимо умело сочетать с пением по слуху (в том числе, на 2 и 3 этапах обучения), т. к. именно пение по слуху способствует развитию музыкальной памяти. Таким образом, разучиваются достаточно сложные вокальные произведения с развернутым фортепианным сопровождением.

На протяжении всех лет обучения педагог следит за формированием и развитием важнейших вокально-технических навыков обучающихся (дыханием, звуковедением, артикуляцией, дикцией, ровностью тембра и пр.), постепенно усложняя задачи, расширяя диапазон певческих возможностей ученика.

Отбирая репертуар, нужно помнить о необходимости расширения музыкально-художественного кругозора детей, о том, что вокально-хоровое пение – мощное средство патриотического, идейно-эстетического, духовно-нравственного воспитания обучающихся. Поэтому произведения русскихкомпозиторов должны сочетаться с песнями советских, а также современных российских композиторов и народными песнями разных жанров. Огромное влияние на развитие музыкальности обучающихся оказывает тщательная работа над художественным образом исполняемого произведения, выявлением его идейно-эмоционального смысла. При этом особое значение приобретает работа над словом, музыкальной и поэтической фразой, формой всего произведения, умением почувствовать и выделить кульминационные моменты, как всего произведения, так и его отдельных частей.

Особое внимание уделяется куплетной форме, как наиболее часто встречающейся в репертуаре класса вокала. Заложенный в самой ее природе принцип многократного повтора музыкального материала таит в себе опасность внутреннего ощущения статичности, преодолеть которую можно лишь с помощью разнообразных приемов варьирования, основанных, как правило, на принципе развития поэтического содержания. Опираясь на него, можно выявить в каждом куплете все новые оттенки общего смыслового и эмоционального содержания песни.Исполнительские приемы при этом художественно оправданны и не превращаются в способ демонстрации «эффектов». Постепенно, с накоплением опыта вокального исполнения овладением вокально-техническими навыками, репертуар усложняется. Наряду с куплетной формой обучающиеся знакомятся с многообразными жанрами вокальной народной музыки. Краткие пояснительные беседы к произведениям используются для знакомства с биографией и творчеством авторов произведения, выявления своеобразия стилей отдельных композиторов, музыкального языка различных эпох. Такие беседы способствуют обогащению музыкального кругозора обучающихся, помогают формировать их художественную культуру.

 

Методические рекомендации по организации

 самостоятельной работы обучающихся

Самостоятельные занятия должны быть построены таким образом, чтобы при наименьших затратах времени и усилий, достичь поставленных задач и быть осознанными и результативными. Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом методической целесообразности, минимальных затрат на подготовку домашнего задания.

Самостоятельные занятия должны быть регулярными. Они должны проходить при хорошем физическом состоянии обучающегося, занятия при повышенной температуре и плохом самочувствии опасны для здоровья и не продуктивны.

Роль педагога в организации самостоятельной работы обучающегося велика. Она заключается в необходимости обучения ребенка эффективному использованию учебного внеаудиторного времени. Педагогу следует разъяснить обучающемуся, как распределить по времени работу над разучиваемыми произведениями, указать очередность работы, выделить наиболее проблемные места данных произведениях, посоветовать способы их отработки.

Самостоятельные домашние занятия обучающегося предполагают продолжение работы над освоением произведения, которая была начата на занятии под руководством педагога. Выполнение домашнего задания - это работа над деталями исполнения (чистая интонация, ритмический рисунок мелодии, динамика, нюансировка, дыхание, артикуляция и дикция), а также запоминание и исполнение произведений наизусть. Для плодотворной и результативной самостоятельной работы обучающемуся необходимо получить точную формулировку посильного для него домашнего задания, которое будет записано педагогом в дневник обучающегося. Можно предложить следующие виды домашней работы: игра мелодий разучиваемых песен с названием нот,пропевание мелодии на различные слоги, артикуляционные упражнения, дыхательная гимнастика, пение под собственный аккомпанемент и т. п.

При разучивании произведений обучающийсядолжен с помощью педагога разобраться в его строении, разделах, характере тематического материала. Заниматься дома следует по нотам, следить за правильным исполнением штрихов, интонации, нюансировки, ритмического рисунка.

Результаты домашней работы проверяются, корректируются и оцениваются преподавателем на занятии. Проверка результатов самостоятельной работы обучающегося должна проводиться педагогом регулярно.

VI Список литературы

Учебно-методическая литература

Апраксина О.А. Методика развития детского голоса: учеб. Пособие / О.А. Апраксина. – М., 1983.

Асафьев Б. О хоровом искусстве. – Л., 1980.

АспелундД. Развитие певца и его голоса. М., 1997.

Варламов А.Е. Полная школа пения.- СПб: «Планета музыки», 2008.

Вербов А.М. Техника постановки голоса.- М.:Музгиз. 1991.

Гарсия М. Школа пения. М., 1987.

Глинка М. Упражнения для усовершенствования голоса, методические к ним пояснения и вокализы-сольфеджио. М.; Л., 1991

Дмитриев Л. Голосовой аппарат певца. - М.: Музгиз, 1964.

ДмитриевЛ. Основы вокальной методики / Л. Дмитриев. – М., 1968.

Егоров А. Гигиена певца и ее физиологические основы – М., Музгиз, 1962.

Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж.- СПб.1996.

Кацер О. В. Игровая методика обучения детей пению.- СПб «Музыкальная палитра» 2008.

Кравченко А. Секреты бельканто / АО «СофтЭрго» - М., 1993.

Ландовска В. О музыке - М.: Радуга, 1991.

Леванов В. Вопросы совершенствования обучения и эстетического воспитаний на хоровых отделениях ДМШ - Казань: Изд-во Казанского Университета, 1988.

Малахов. Г. Современные дыхательные методики. – Донецк, 2003.

Морозов В. Искусство резонансного пения. М.: ИП РАН, МГК им. П. И. Чайковского, 2002.

ОгородновД.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. Киев: Музыка, 1988.

Попов В. Русская народная песня в детском хоре. – М., 1985.

Попов В., Тихеева Л. Школа хорового пения. Вып. 1. – М., 1986.

Попов В., Халабузарь П. Хоровой класс: пособие для музыкальных школ и школ искусств. – М., 1988.

Соколова. В. Работа с детским хором: Сб. статей М., 1981.

Сикур П. Воспою тебе: Основы вокальной техники и исполнительства для вокалистов, руководителей хоров, профессионалов и любителей светского и церковного пения. М., 2006.

 

Нотная литература

Антология советской песни. Вып. 4. Песни для детей среднего школьного возраста в сопровождении фортепиано /сост. Алиев Ю. М.: Музыка, 1989. – 2008 с.

Буратино: Песенник для детей. Вып. 1. / сост. В. Модель. – Л.: Советский композитор, 1986.

Дубравин Я. Ты откуда, музыка: Песни для детей школьного возраста – М.: Музыка, 1988.

Зарицкая Е. Сказочная карусель: Сборник песен для детей младшего возраста - СПб.: Музыкальная палитра, 2005.

Кудряшов А. Песни для детей. Настольная книга музыкального руководителя - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

Любимые русские народные песни для голоса в сопровождении фортепиано / Сост. Жаров В. – М.: Музыка, 1985.

Марченко Л. Детские песни о разном - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

Марченко Л. Детские песни о разном - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

Песни для малышей для голоса в сопровождении фортепиано. Вып. 1. – М.: Советский композитор, 1977.

Песни и хоры без сопровождения и в сопровождении фортепиано для детей / сост.Т. Назарова, И. Соколова – М.: Советский композитор, 1976.

Поем мы дружно песню / сост. Э. Соболева, С. Бекина, Ю. Комальков – М.: Советский композитор ,1987.

Попов В., Халабузарь П. Хоровой класс Пособие для музыкальных школ и школ искусств. – М.: Советский композитор, 1988

Популярные русские песни: Для вокальных народных ансамблей. /сост. Шелепенев А - М.: Советский композитор, 1989.

Смирнова Т.И. Allegro. Тетрадь №14: Вокальный репертуар «Для всех и для каждого» - М.: ЦСДК, 1996.

Тагирова Л. Умырзая. Песни для детского голоса в сопровождении фортепиано - Казань, 2001

Учите детей петь: Песни для развития голоса у детей 6-7 лет / сост. Т. Орлова, С. Бекина. –– М.: Просвещение, 1988.

Шаинский В. Избранные песни: Песни для детей в сопровождении фортепиано - М.: Советский композитор, 1985.

Шатрова Е. Не улетай детство: Песни для маленьких и больших детей. – Казань.

Школьный звонок. Песни для детей – М., Советский композитор, 1986

 

Примерный репертуарный список

1 и 2 год обучения

1. Я посею горох за рекой (Новгородская область) рнп

2. Во саду или в огороде (Белгородская область) рнп

3. За реченькой диво (Ростовская область) рнп

4. Я на камушке сижу (Белгородская область) рнп

5. На горе, на горыньке (Белгородская область) рнп

6. Я горю, горю на камушке (Новгородская область) рнп

7. Ой, да калина (Новгородская область) рнп

8. Сизый голубочек – рнп

9. На гряной неделе – рнп

10.Сапожки русские – рнп

 

3 и 4 год обучения

1. «На гармошку» - рнп

2. Страдания – рнп

3. Летел голубь – рнп

4. На улице дождик – рнп

5. Напарочка – рнп

6. Ванюшка мой – рнп

7. Рассыпала Маланья Бобы – рнп

8. Посеяли девки лен – рнп

9. Лети перышко – рнп

10.Ах, ты, солнце – рнп

11.Неделька – рнп

 

5 и 6 год обучения

1. Зачем солнце рано пало – рнп

2. Умывает красно солнышко (муз.Аедоницкий М.П., сл.Шаферан И.)

3. Колечко моё – рнп

4. Ты река ли моя, реченька – рнп

5. Посажу я черемуху (свадебная) – рнп

6. Мать земля моя (муз.Гамалия М.В., сл.Тесаров А.)

7. Девка по саду ходила – рнп

8. Реченька-речушка (из репертуара М.Девятовой)

9. Солнышко моё (из репертуара М.Девятовой)

10. Сронила колечко – рнп

11. Ты о чем грустишь калина (А.Степанов). 

 

 

 

Авторизация