Версия для слабовидящих

Menu

Образовательные программы - художественное творчество "Изобразительное искусство"

,

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Программа «Изобразительное искусство» имеет художественную направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, приобретают практические навыки изобразительного творчества. 

           Настоящая программа разработана на основе программы дополнительного образования детей «Основы изобразительного искусства» - автор Волобуева И.И. опубликованной в сборнике «Образовательные программы дополнительного образования детей. Выпуск 6.» Департамента образования города Москвы, Московский городской дворец детского (юношеского) творчества - М., 2008 г.

            Данная программа оформлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,   методическими рекомендациями Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242, с учетом требований Положения о порядке оформления программ  дополнительного образования  детей в образовательных учреждениях Великого Новгорода. А также, в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 г. Москва «Об утверждении  СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»» и информационного письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 11.12.06 № 06-1844.

          Программа модифицирована и адаптирована к условиям образовательной среды Дворца детского юношеского творчества имени Лени Голикова и является рабочей программой педагога дополнительного образования Городецкой Натальи Георгиевны,  реализуется в объединении «Изобразительное искусство».

Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании учащихся. Содействуя развитию воображения, фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребенка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, обучающиеся получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создать нечто новое своими силами. Занятия учащихся изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное, отличать искусство от дешевых подделок. Все это особенно важно в настоящее время, когда мир массовой культуры давит на неокрепшую психику ребенка, формирует привычку воспринимать и принимать всевозможные суррогаты культуры. Кроме того, будучи сопряжено с изучением лучших произведений искусства, художественное творчество пробуждает у обучающихся интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа.

          Сегодня изобразительное искусство является основополагающей дисциплиной в системе художественного образования. Знание реалистического изобразительного искусства необходимо каждому профессиональному художнику, независимо от того, какого направления в искусстве он придерживается.

Данная программа является актуальной, так как сегодня, когда во многих  общеобразовательных учреждениях на изучение изобразительного искусства отводится ограниченное время, развитию художественного творчества школьников через систему дополнительного образования уделяется особое внимание.

   В мире изменились подходы к современному изобразительному искусству. Новый подход требует навыков владения современными материалами и техниками. Программа составлена с учетом нашего времени в изобразительном искусстве и соответствует уровню развития современной подростковой аудитории. В нее включены задания, которые выполняются в различных графических и живописных техниках, а также направленные на развитие аналитического мышления и зрительной памяти.

Цель программы: обучение учащихся основам изобразительной грамотности, развитие духовно-нравственного и культурно-эстетического мира обучающихся, их активное творческое развитие с учетом индивидуальности каждого ребенка посредством занятий изобразительной деятельностью.

Для достижения данной цели решаются следующие задачи:

Обучающие:

- знакомство с жанрами изобразительного искусства;

- знакомство с различными художественными материалами и техникой изобразительной деятельности;

- овладение основами перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения;

- приобретение умения грамотно строить композицию с выделением композиционного центра.

Развивающие:

- развитие чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения;

- развитие комплекса необходимых для художника качеств – гибкости рук, моторики, точности глазомера;

- развитие способностей обучающихся наблюдать, анализировать, обобщать и запоминать увиденное;

- развитие умения анализировать свою работу в процессе творчества, сравнивая ее с натурой и работой других обучающихся (адекватно оценивать свои достижения и достижения других);

Воспитывающие:

-воспитание аккуратности, терпения, наблюдательности, трудолюбия, умения доводить свою работу до конца;

- формирование уважительного отношения к искусству различных стран и народов;

- формирование у обучающихся устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным творчеством.

Отличительной особенностью данной программы является то, что она модифицированная. В рамках модификации увеличено количество часов на 3 году обучения с 216 до 288.

Увеличение продолжительности обучения потребовало введения целого ряда новых тем, их органичного включения в учебный план  либо расширения и углубления, традиционно преподаваемых тем. Так на 2 году обучения тема «Бумажная пластика» заменена темой «Декоративное рисование», на 3 году обучения увеличено кол-во часов на темы: «Живопись» с 18 до 88 за счет добавления тем «Натюрморт в декоративной манере», «Натюрморт с бытовыми предметами» и «Пленэр»; «Декоративно прикладное рисование» с 18 до 35 часов.

Помимо этого учебным планом предусмотрены часы на изучение декоративно-прикладного искусства Новгородского края в разделе «Декоративное рисование» на 2 году обучения и «Декоративно-прикладное рисование» на 3 году обучения.

Особое внимание уделено организации и оформлению  выставок во Дворце, подготовке к городским конкурсам, для этого в программе предусмотрены дополнительные часы за счет сокращения часов по теме «Декоративное рисование» на 1 году обучения, темы «Бумажная пластика» на 2 году обучения,  темы «Дизайн» на 3 году обучения.

          Данная программа, хотя и рассчитана на детей младшего и среднего школьного возраста, ориентирована на то, чтобы дать им базовое систематизированное образование по изобразительному искусству, основанное на преимущественном изучении таких видов изобразительного искусства как живопись,  графика, композиция. Программа ориентирована на то, чтобы обучающиеся приобрели определенные знания по теории изобразительного искусства, а также основополагающие практические умения и навыки в данной сфере.

          Расширение и углубление содержания по основам изобразительного искусства в данной программе позволяет некоторым учащимся не только освоить базовые основы изобразительного творчества, но и достичь к концу третьего года  обучения общего углубленного уровня подготовки.  Все это в дальнейшем станет хорошей основой для продолжения занятий в тех видах деятельности, которые окажутся наиболее привлекательными для конкретного ребенка.

Возраст детей участвующих в реализации данной образовательной программы  8(10) - 11(13)лет.

Сроки реализации образовательной программы 3 года обучения. Полный объем учебных часов – 648.

1 год – 144 часа;

2 год – 216 часов;

3 год – 288 часов.

Формы и режим занятий. Основной формой организации обучения является групповая. Наряду с групповой формой работы осуществляется индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода к учащимся, так как результативность усвоения материала  каждым ребенком может быть различной.  Дифференцированный подход поддерживает мотивацию воспитанников к предмету и способствует их творческому росту.

Наполняемость учебной группы:

в группе первого года обучения 12 – 15 человек,

в группе второго и третьего годов обучения  12 человек.

Продолжительность занятий:

1 год обучения – 4 часа в неделю – два раза в неделю по два академических часа продолжительностью 45 минут, с обязательным 10 минутным перерывом между занятиями;

2 год обучения – 6 часов в неделю – два раза в неделю по три академических часа продолжительностью 45 минут, с обязательным 10 минутным перерывом между занятиями;

3 год обучения – 8 часов в неделю – три раза в неделю по три и два академических часа продолжительностью 45 минут, с обязательным 10 минутным перерывом между занятиями;

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

По окончании 1-го года обучения воспитанники должны:

Знать:

различные выразительные средства: цвет, линия, объем, композиция, ритм;

основные и дополнительные цвета, цветовую гамму красок (теплые, холодные цвета);

художественные термины: «акварель», «акватипия», «смешанная техника», «гравюра», «декоративно-прикладное искусство»;

свойства красок и графических материалов;

понятие симметрии, контрасты форм,  азы воздушной перспективы;

основные приемы бумажной пластики (складывание и скручивание бумаги, аппликация);

Уметь:

смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки;

в доступной форме отражать в своих работах окружающую жизнь (люди, животные, растения);

работать кистью, проводя широкие мазки и тонкие линии;

грамотно оценивать свою работу, находить ее достоинства и недостатки;

использовать простейшие смысловые связи между предметами;

гармонически заполнять всю поверхность листа;

выполнять аппликации и другие изделия из бумаги;

организовывать и содержать в порядке  свое рабочее место;

уметь соблюдать правила внутреннего распорядка и технику безопасности.

По окончании 2-го года обучения воспитанники должны:

Знать:

контрасты цвета,  гармонию цвета;

законы линейной перспективы;

о материалах графики  (карандаш, перо, тушь) и живописи (акварель, гуашь, темпера);

азы композиции (статика, движение);

жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж и т.д.);

значение древних корней народного искусства, место декоративного искусства в жизни человека на примере народного искусства Новгородского края.

Уметь:

выбрать формат и расположение листа в зависимости от задуманной композиции;

соблюдать последовательность в работе (от общего к частному);

использовать разнообразие выразительных средств (линия, пятно, ритм, цвет);

передавать в рисунке основные пропорции, тональную окраску предметов средствами штриха;

работать с натуры;

использовать единство формы и декора;

создавать собственные композиции по мотивам народного искусства;

работа с цветной бумагой ;

соблюдать аккуратность в выполнении графических и живописных работ;

самокритично анализировать работы.

По окончании 3-го года обучения воспитанники должны:

Знать:

значение терминов «колорит», «композиционный центр», «стилизация»;

пропорции и правила в изображении портрета человека;

основные законы воздушной перспективы;

основные законы композиции;

основные жанры изобразительного искусства;

свойства различных художественных материалов;

Уметь:

владеть материалами и техникой рисунка (сангина, пастель, уголь), техникой штриха;

изображать предметы и явления природы со знанием линейной и воздушной перспективы;

изображать фигуру человека с соблюдением основных пропорций;

использовать шрифт в книжной иллюстрации и плакате;

работать на заданную тему, используя эскиз и зарисовки с натуры;

пользоваться акварелью в техниках письма «по-сырому» и «отмывка»;

использовать в работах техники «сухая кисть», «набрызг», «отпечатывание растительных форм»;

самостоятельно вести поисковую работу по подбору информации об искусстве и художниках;

критически оценивать собственные работы  и работы своих товарищей;

воспринимать конструктивную критику;

По окончании полного курса предполагается достижение определенного уровня овладения  обучающимися изобразительной грамоты:

знание специальной терминологии, пропорций, цветоведения и т.д.

умение обращаться с основными материалами и инструментами изобразительного искусства, работать в различных жанрах.

Способами определения результативности реализации данной программы является организация и проведение диагностики уровня сформированности предметных знаний и умений:

текущая (выявление ошибок и успехов в работах воспитанников);

промежуточная (проверяется уровень освоения воспитанниками программы за полугодие);

итоговая  (определяется уровень освоения программы за учебный год).

Выявление достигнутых результатов осуществляется:

через отчетные просмотры законченных работ;

в виде итоговых выставок с дальнейшим обсуждением.

Во время отчетных просмотров по окончании каждого из трех лет обучения определяются, прежде всего, практические умения и навыки обучающихся.

Критерии оценивания запланированных результатов обучения

I год обучения Х1И1 должны

знать:  тёплые и холодные цвета, основные и дополнительные цвета, графические техники – графитный карандаш, акватипия, тушь-перо, изображать предметы на дальнем и переднем плане.

уметь: смешивать цвета на палитре, чтобы получить нужные оттенки, закомпоновать предметы в листе, работать кистью, проводя широкие и тонкие линии.

II год обучения Х1И2 должны

знать: основные пропорции фигуры человека в статике и движении, законы линейной перспективы, жанры изобразительного искусства – портрет, пейзаж, натюрморт.

уметь: выбрать формат для композиции, соблюдать последовательность в работе – от общего к частному, передавать основные пропорции и тон предметов.

III год обучения Х1И3 должны

знать:  законы свето-воздушной перспективы, свойства различных художественных материалов, технику «набрызг».

уметь:  владеть техникой рисунка-тушь, пастель, уголь, работать на заданную тему, используя эскиз и зарисовки с натуры, использовать шрифт в различных оформительских работах.

Выявление достигнутых результатов осуществляется

Через тестирование (устный опрос по темам пройденного материала).

Через отчётные просмотры законченных работ.

В виде итоговых выставок за полугодие с дальнейшим обсуждением.

 

Формами подведения итогов реализации данной программы являются:

Участие в итоговых выставках Дворца (декабрь, май);

Участие в выставках различного уровня (в течение года);

Участие в конкурсах различного уровня (в течение года).

По итогам освоения программы каждый воспитанник получает соответствующий документ (свидетельство) ДД(Ю)Т им. Лени Голикова.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

1 год обучения

Наименование разделов и тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего

 

Вводное занятие. Знакомство с материалами. Инструктаж по технике безопасности.

2

-

2

 

Живопись.

3

27

30

 

Свойства красок.

Теплые и холодные цвета.

Контрастные и ахроматические цвета.

Рисование натюрморта с натуры.

Рисование пейзажа.

1

0,5

0,5

0,5

0,5

5

5,5

5,5

5,5

5,5

6

6

6

6

6

 

Графика.

3

27

30

 

Особенности графических материалов.

Работа тушью и пером.

Акватипия – графическая техника.

Рисование восковыми мелками, фломастерами, пастелью.

Рисование натюрморта графитным карандашом.

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

5,5

5,5

5,5

5,5

5,5

6

6

6

6

6

 

Декоративная работа                                                   

3

35

38

 

Симметрия.

Стилизация.

Орнамент.

Аппликация из цветной бумаги.

Конструирование из бумаги.

0,5

0,5

1

0,5

0,5

5,5

5,5

5

9,5

9,5

6

6

6

10

10

 

Композиция.

2

30

32

 

Рисование по впечатлению

2 Рисование на темы литературных произведений

Рисование на конкурсную тематику.

Рисование к юбилейным датам..

0,5

0,5

0,5

0,5

5,5

5,5

9,5

9,5

6

6

10

10

6

Экскурсии в музеи и на выставки.

6

-

6

 

Оформление выставок. Подведение итогов.

-

6

6

 

Итого:

13         131       144

 

2 год обучения

Наименование разделов и тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего часов

 

Вводное занятие. Особенности второго года обучения. Инструктаж по технике безопасности. 

3

-

3

 

Живопись.

9

36

45

 

Гармония цвета.

. Рисование с натуры.

Вид монументальной живописи – Витраж.

3

3

3

12

12

12

15

15

15

 

Графика.

6

37

48

 

Рисование с натуры и по памяти.

Рисование  различных типов деревьев.

Рисование разворота книги с буквицей.

Грантография.

2

2

2

1

13

13

11

5

15

15

13

6

 

Композиция.

7

68

75

 

Азы композиции.

Плоскостное изображение предметов.

Композиционный центр.

Рисование на темы конкурсной тематики.

Рисование композиций к юбилейным датам.

Пленер. Рисование пейзажа с элементами

архитектуры.

1

1

1

1

1

1

8

11

8

11

11

20

9

12

9

12

12

21

 

Декоративное рисование.

2,5

21,5

24

 

Народное искусство росписи по дереву.

Праздничные открытки.

Бумажная пластика.

1

1

0,5

8

8

5,5

9

9

6

 

Экскурсии в музеи и на выставки.

9

-

9

 

Оформление выставок.

-

6

6

 

Зачетное занятие.

6

-

6

 

Итого:

 

 

216

 

3 год обучения

 

Название темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего часов

 

Вводное занятие. Особенности третьего года обучения. Инструктаж по технике безопасности. 

3

-

3

 

 Живопись.

Натюрморт в холодной гамме.

Натюрморт в теплой гамме.

Живописный портрет человека.

Фигура человека в движении.

Натюрморт в декоративной манере письма.

Пленэр.

 

1,5

1

1

1

1

 

14,5

10

15

15

12

88

16

11

16

16

13

 

Графика.

Монотипия.

Зимний пейзаж.

Дизайн зонта.

Натюрморт в технике «гризайль».

Азы линейной перспективы /интерьер/.

Натюрморт из бытовых предметов.

 

1

1

1

1,5

1

1

 

7

7

10

9,5

15

13

68

8

8

11

11

16

14

 

Композиция.

 

 

74

 

Воздушная цветоперспектива.

Пейзаж.

Рисование на темы праздников.

Рисование на темы конкурсной тематики.

Рисование композиций к юбилейным датам.

2

2

1

1

2

8

14

15

15

14

10

16

16

16

16

 

Декоративная работа.

 

 

35

 

Народное искусство росписи посуды /Гжель/.

Плакат.

Дизайн костюма.

Роспись бытовых предметов.

1

1

1

1

10

7

7

7

11

8

8

8

 

Экскурсии в музеи и на выставки.

6

-

6

 

Оформление выставок.

-

8

8

 

Зачетное занятие.

-

6

6

 

Итого:

 

 

288

 

 

Содержание

1 год обучения

Тема 1. Вводное занятие (2 часа). Знакомство с материалами.

       Теория (2 час) -  Знакомство с учебным планом первого года обучения. Знакомство детей друг с другом. Инструктаж по технике безопасности. Действия при пожарной опасности. Правила поведения, принятые в образовательном учреждении.

Знакомство с материалами по графике (карандаш, ластик, перо, тушь и т.д.); знакомство с методами и способами работы графическими и живописными материалами.

Материалы: бумага ватман формат А-3, графитный карандаш, ластик, акварель, кисти №2, №4.

Тема 2.  Живопись (30 часов).

Тема 2.1. Свойства красок (6 часов).

Теория (1час) - Особенности гуаши: плотность, густая консистенция, возможность использования для перекрытия одного слоя краски другим, легкость смешивания, возможность получения разнообразных спецэффектов.

Особенности акварели: прозрачность, «нежность». Знакомство с различными приемами работы с акварелью. Особенности рисования по сухой и влажной бумаге (вливание цвета в цвет).

Практика (5 часов) – Работа с красками.Выполнение заданий: «Радуга-дуга», «Сказочная рыба», «Праздничный букет».

Тема.2.2 Теплые и холодные цвета (6 часов).

Теория (0,5 часа) – Знакомство с красочной палитрой на примере природных явлений (гроза, буря, вулкан). Деление цветов на холодные и теплые, их особенности.

Практика (5,5 часов) – упражнения на зрительную и ассоциативную память: «Закат на море», «Жар-птица». «Зимний лес».

Тема 2.3. Контрастные и ахроматические цвета(6часов).

Теория (0,5 часа) – Деление цветов на основные и дополнительные цвета. Ахроматические цвета, различающиеся по светлоте.  Понятие передачи настроения с помощью цветовой гаммы. Богатство оттенков серого цвета.

Практика (5,5 часа) – Рисование кувшинов Бабы-Яги и Василисы прекрасной, Замков доброго и злого волшебников.

Тема 2.4 Рисование натюрморта с натуры (6 часов).

Теория (0,5 часа). Натюрморт - изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве, в отличие от портретной, жанровой, исторической и пейзажной тематики.

Практика (5,5 часа) – Рисование натюрморта на тему «Осенний букет». Передача цветового богатства даров природы.

Тема 2.5. Рисование пейзажа (6 часов).

Теория (0,5 часа)

Пейзаж - тип картины, изображающий природу или какую-либо местность (лес, поле, горы, роща, деревня, город).

Практика (5,5 часа) – Рисование на тему «Осенний пейзаж», «Зимний пейзаж».

Тема 3. Графика (30 часов).

Тема 3.1. Особенности графических материалов (6 часов).

Теория (0,5 часа) – Разнообразие выразительных средств графических материалов. Художественные образы, создаваемые с их помощью: добрые и злые, веселые и грустные, простые и загадочные. Знакомств с выразительными возможностями работы гелевой ручкой, пером, тушью, восковыми мелками, фломастерами, пастелью, графитным карандашом.

Практика (4,5 часа) – Выполнение заданий «Волшебный лес», «Золотая осень».

Тема 3.2. Работа тушью и пером (6 часов).

Теория (0,5 часа) – Создание разнообразных линий, штрихов, заливок и пятен. Знакомство с выразительными возможностями работы гелевойручкой и тушью. Создание разнообразных линий (изящных и тонких, резких и жёстких). Рисование непрерывной линией и короткими черточками (штрихами). Работа пером и тушью по влажной бумаге, передачи в рисунке характера «пушистого» пятна.

Практика (4,5 часа) – Выполнение заданий: «В траве», «Лесные насекомые», «Цветущие растения».

Тема 3.3. Акватипия – графическая техника (6 часов).

Теория (0,5 часа) – Акватипия – техника отпечатывания со стекла. Необычные эффекты в работе с акварелью и мылом.

Практика (4,5 часа) – Выполнение заданий: «Натюрморт», «Пейзаж», «Морское дно».

Тема 3.4. Рисование восковыми мелками, фломастерами, пастелью.

Теория (0,5 часа) – Знакомство с техникой работы восковыми мелками, фломастерами, пастелью. Экспериментирование с цветом. Рисование различными видами фломастеров (тонкими и широкими).

Практика (4,5 часа) – Выполнение заданий: «Колдуны», «Карусель».

Тема 3.5. Рисование натюрморта графитным карандашом (6 часов).

Теория (0,5 часа).

Знакомство с техникой работы графитным карандашом. Передача объема предметов с помощью штриховки.

Практика (5,5часа) – Выполнение задания – рисование натюрморта с натуры.

Тема 4. Декоративная работа (38 часов).

Тема 4.1. Симметрия (6часов).

Теория (0,5 часа) – Декоративная работа и ее роль в развитии детей младшего школьного возраста. Возможности развития абстрактного мышления, творческой импровизации ребенка.  Понятие симметрии и асимметрии на примере природных форм. Использование средней линии как вспомогательной. 

Практика (5,5 часа) – Выполнение задания - игры «Чудо-бабочка».

Тема 4.2. Стилизация (6 часов).

Теория (0,5 часа) – Стилизация как упрощение и обобщение природных форм. Стилизация как способ детского рисования. Знакомство с образцами народного творчества (вышивка, хохломская роспись, дымковская игрушка).

Практика (5,5 часа) – Выполнение заданий «Сказочная рыба», «Чудо-Кони».

Тема 4.3. Орнамент (6часов).

Теория (1 час) – Орнамент – повторение элементов рисунка. Растительный и геометрический орнамент. Области его применения.

Практика (5часов) – Практическое задание «Русский народный костюм».

Тема 4.4. Аппликация из цветной бумаги (10 часов).

Теория (0,5час) – Аппликация - это способ работы с цветными кусочками различных материалов: бумаги, ткани, кожи, меха, войлока, цветные бусины, бисер, шерстяные нити, металлические чеканные пластины, всевозможная материя (бархат, атлас, шелк), высушенных листьев.

 Цветная бумага и ее художественные возможности. Основные способы работы с цветной бумагой – резание, склеивание.

Практика (9,5 часов) – Выполнение заданий: «Фрукты», «Овощи», «Цветы», «Рыбки».

Тема 4.5.Конструирование из бумаги (10 часов).

Теория (0,5час) – Конструирование и его художественные возможности. Основные способы работы с бумагой – сгибание, лепка объемных форм.

Практика (9,5 часа) – Выполнение заданий: «Новогодние украшения», «Маски».

Тема 5.Композиция (32 часа).

Тема 5.1. Рисование по впечатлению (6 часов).

Теория (0,5час)

Работа от эскиза до композиции. Разнообразный характер героев.

Композиция по впечатлению.

Практика (5,5 часов) – Выполнение задания «Летние впечатления».

Тема 5.2. Рисование на темы литературных произведений (6 часов).

Теория (0,5 часа) – Композиции – иллюстрации литературных произведений

Практика (5,5 часа) – Выполнение заданий «Сказки А. С. Пушкина», «Русские сказки»

Тема 5.3 Рисование на конкурсную тематику (10 часов).

Теория (0,5 часа) – знакомство с Положениями конкурсов.

Практика (9,5 часов) – Выполнение заданий по тематике городских и областных конкурсов.

Тема 5.4.Рисование к юбилейным датам (10 часов).

Теория (0,5 часа) – Юбилейные даты, из истории праздников.

Практика (9,5 часа) – Выполнение заданий по тематике юбилейных и календарных дат.

Тема 6. Экскурсии в музеи, посещение выставок (6 часов).       

Теория (6 часов) – посещение музеев, выставок (Музей изобразительного искусства, Музей современного искусства, Детский музейный центр и т.д.); знакомство с произведениями искусства. Знакомство с народным искусством в музее деревянного зодчества «Витославлицы».

Тема 7. Оформление отчетных выставок во Дворце (5 часов).

Теория (1 час) – обсуждение работ, подведение итогов за год, обсуждение задания на лето.

Практика (4 часов) – оформление выставочной экспозиции во Дворце.

 

2 год обучения

Тема 1.  Вводное занятие. Особенности второго года обучения (2 часа).

Теория (2 часа) – Обсуждение учебного плана 2 года обучения. Знакомство с новыми художественными материалами и инструментами.

Инструктаж по технике безопасности. Правила личной гигиены при работе в ИЗО - студии.

Тема 2. Живопись (45 часов).

Тема 2.1. Гармония цвета (15 часов).

Теория (3 часа) – Живопись как вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую основу; а также произведения искусства, выполненные такими способами. Основы цветоведения. Цветовой круг.

Практика (12 часов) – Выполнение заданий «Осенний натюрморт на окне», «Дары осени».

Тема 2.2. Рисование с натуры (15 часов).

Теория (3 часа) – Рисование предметов быта, фруктов, посуды, драпировок. Различные сочетания цветов.

Практика (12 часов) – Выполнение заданий «Букет цветов», «Фрукты в вазе».

Тема 2.3. Вид монументальной живописи – витраж (15 часов).

Теория (2 часа) – Витраж как произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении. Особенности витража.  Знакомство с техникой изготовления и ее основные правила (стилизация изображения, условный цвет).

Практика (12 часов) – Примерные задания «Эскиз витража», «Цветные окна».

Тема 3. Графика (48 часов).

Тема 3.1. Рисование с натуры по памяти (15 часов).

Теория (2 часа) - Графика как вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линию, штрих, пятно. Изучение натуры, пропорций. Похожесть объёмных тел (куб, шар, пирамида) на плоские формы (квадрат, круг, треугольник).

Практика (13 часов). Примерные задания: «Рисование с натуры куба»,

«Зарисовки предметов быта по памяти».

Тема 3.2 Рисование различных типов деревьев (15 часов).

Теория (2 часа) Понятие о пластическом характере деревьев.  Графические зарисовки деревьев. Пейзаж как средство воспитания эстетического отношения к природе, любви к родному краю.

Практика (13 часов) Примерные задания: «Старый дуб», «Грустная берёзка», «Тёмная ель».

 Тема 3.3. Рисование разворота книги с буквицей (12 часов).

Теория (1час) – Процесс создания и краткая история возникновения печатной книги. Знакомство с различными шрифтами.

Практика (11 часов) –Примерное задание: «Иллюстрация к любимой сказке», «Буквица».

Тема 3.4. Грантография.

Теория (1 час) – Объяснение новой техники, необходимые материалы.

Практика (5 часов) . Примерные задания: «Космос», «Цирк», «Натюрморт».

Тема 4.Композиция 75 часов.

Тема 4.1. Азы композиции (12 часов).

Теория (2 часа) Знакомство с основными правилами композиционного построения на листе бумаги (вертикальный и горизонтальный формат). Изменение горизонта и его высоты от точки зрения рисующего.

Практика (10 часов) – Примерное задание: «Рождество», «Масленица», «Новогодний праздник».

Тема 4.2. Плоскостное изображение предметов (9 часов).

Теория (1 час) – Плоскостное изображение предметов с «нужными» деталями. Похожесть плоских форм на силуэты. Сочинение композиции с использованием полученных знаний.

Практика (8 часов) – Примерные задания: «Вечерний свет», «Силуэты архитектуры», «После захода солнца», «Ажурная решетка».

Тема 4.3. Композиционный центр (9 часов).

Теория (1 час) – Композиционный центр – доминирующее пятно. Оно

может менять свое место на листе бумаги в зависимости от желания.

Практика (8 часов) – Примерные задания: «Подводный мир», «На другой планете».

Тема 4.4.Рисование на темы конкурсной тематики (12 часов).

Теория (1 час) – Знакомство с Положениями о конкурсах.

Практика (11 часов) – Выполнение заданий по тематике городских и областных конкурсов.

Тема 4.5. Рисование композиций к юбилейным датам (12 часов).

Теория (1 час) – Юбилейные даты, из истории праздников.

Практика (11 часов) – Выполнение заданий по тематике юбилейных дат.

Тема 4.6. Пленэр. Рисование пейзажа с элементами архитектуры (21 час.)

Теория (1 час) – Пленэр как живописная техника изображения объектов при естественном свете и в естественных условиях. Этот термин также используется для обозначения правдивого отражения красочного богатства натуры, всех изменений цвета в естественных условиях, при активной роли света и воздуха. Работа над пейзажем как средство воспитания, умение видеть красоту природы. Зарисовки с натуры деревьев, растений, цветов, птиц, фигур людей и животных.

Практика (20 часов) – Зарисовки с натуры «Башни Кремля», «Храмы Новгорода».

Тема 5. Декоративная работа (33 часа).

Тема 5.1.  Народное искусство росписи по дереву (9 часов).

Теория (1 час) – Изучение элементов Городецкой росписи, сочинение из элементов красочной композиции. Знакомство с техникой «сухая кисть». Использование трафаретов.

Практика (8 часов) – Роспись разделочных досок и праздничных открыток: «Чудо кони», «Сказочные птицы».

Тема 5.2. Праздничные открытки (9 часов).

Теория (1 час) – Разнообразие технических приемов работы с бумагой (сгибание, подрезание, скручивание).

Практика (8 часов) – Примерные задания: «Новогодняя открытка», «С днем 8 марта», «Праздник весны и труда».

Тема 5.3. Бумажная пластика (6 часов).

Теория (1 час) – Знакомство с вариантами объемных и реальных композиций из бумаги.

Практика (5 часов) – Примерные задания: «Новогодние маски», «Упаковка для подарка».

Тема 6. Экскурсии в музеи и на выставки (9 часов).

Посещение художественных музеев и выставок, знакомство с произведениями искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство».

Тема 7. Оформление выставок (6 часов).

Оформление выставок во Дворце и др. учреждениях города.

Тема 8. Зачетное занятие (6 часов).

Подведение итогов. Обсуждение работ. Домашнее задание на лето.

 

         3  год обучения

Тема 1.  Вводное занятие. Особенности третьего года обучения (3 часа).

Теория (3 часа) – Обсуждение учебного плана 3 года обучения. Знакомство с новыми художественными материалами и инструментами.

Инструктаж по технике безопасности. Организация рабочего места. Правила личной гигиены при работе в ИЗО - студии.

Тема 2. Живопись (88 часов).

Тема 2.1. Натюрморт в холодной гамме (16 часов).

Теория (1 час) – Знакомство с историей появления натюрморта как жанра живописи в изобразительном искусстве. Использование предметов холодных цветов (синих, голубых, фиолетовых, белых)

Практика (15 часов) – Примерные задания: натюрморт на тему «Зимняя фантазия», «Гжель».

Тема 2.2. Натюрморт в теплой гамме (11 часов).

Теория (1 час) – Создание живописного натюрморта в теплой гамме для передачи красочного богатства осенней палитры.

Практика (10 часов) – Примерное задание: Натюрморт на тему «Дары осени», «Осенний букет».

Тема 2.3. Натюрморт в декоративной манере письма (16 часов).

Теория (1 час) – Умение группировать «говорящие вещи», рассказывающие об авторе художнике. Тематические натюрморты выражают отношение художника к миру.

Практика (15 часов) – Примерные задания: «На даче», «Старые вещи».

Тема 2.4. Живописный портрет человека (16 часов).

Теория (1 час) –Построение со знанием пропорций. Цветовое решение образа в портрете. Цвет – как выражение характера человека, его настроения. Влияние живописного фона на создание образа.

Практика (15 часов) Примерные задания «Автопортрет», «Портрет друга».

Тема 2.5 Фигура  человека в движении (16 часов).

Теория (1 час) – Образ человека – главная тема в изобразительном искусстве .Знакомство с основными пропорциями фигуры.

Практика (15 часов). Примерные задания: «Спортивные состязания», «Фигурное катание», «Танец».

Тема 2.6.Пленэр (13часов).

Теория (1 час) – Красота природы в разное время года и её изображение с натуры.

Практика (12часов) – Примерные задания: зарисовки с натуры деревьев, цветов, элементов архитектуры.

Тема 3.Графика (68 часов).

 Тема 3.1 Монотипия. (8 часов).

Теория (1 час) -  Знакомство с различными видами графики и её характерными особенностями ( штрих, линия, контраст чёрного и белого).  Простота исполнения и увлекательность монотипии. Создание сказочных рисунков посредством разнообразных спецэффектов в технике «набрызг».

 Практика (7 часов) -  Примерные задания:  «Букет цветов», «Приглашение».

Тема 3.2. Работа на тонированной бумаге (8 часов).

Теория (1 час) – Умение затонировать фон с помощью туши. Передать фактуру снега с помощью губки.

Практика (7 часов) – «Зимний пейзаж», «Животные».

Тема 3.3. Дизайн зонта. (8 часов).

Теория (1 час)   - Эскиз в цвете. Особенности дизайнерского решения.

Практика (7 часов ) – Выполнение работы в цвете.

Тема 3.4. Натюрморт в технике  гризайль (11 часов).

Теория (1 час) – Гризайль – одноцветная техника с использованием тоновой растяжки.  Гризаиль (франц. grisaille, от gris — серый), вид декоративной живописи, выполняемой в разных оттенках какого-либо одного цвета (чаще серого). Знакомство с различными приемами работы в этой для получения тоновых отношений.

Практика (10 часов) – Примерные задания: «Гипсовые слепки и драпировки».

Тема 3.5. Азы линейной перспективы (16 часов ).

Теория (1 час) – Знакомство с основными правилами перспективного изображения. Свойства человеческого глаза видеть параллельные линии, сливающиеся в одной точке на линии горизонта. Интерьер - архитектурно и художественно  оформленное внутреннее пространство здания, обеспечивающее человеку  благоприятные условия жизнедеятельности. Построение внутреннего помещения со знанием законов линейной перспективы и пространственного мышления.

Практика (15 часов) – Примерные задания: «Интерьер комнаты», «Мой дом».

Тема 3.6. Натюрморт из бытовых предметов (14 часов ).

Теория (1 час) – Построение со знанием пропорций. Передача объёма предметов с помощью штриховки графитным карандашом.

Практика (13 часов) – Примерные задания «Бабушкин сундук», «Деревенский натюрморт»

Тема 4. Композиция (74 часа).

Тема 4.1. Воздушная цветоперспектива ( 10 часов).

 Соотношение первого и второго плана в композиции. Изменение цвета и тона.

Практика (9 часов) – Примерные задания: выполнение упражнений: «Одинокое дерево», «В горах».

Тема 4.2. Пейзаж (16 часов )

Теория (1 час) – Пейзаж как жанр, изображающий природу или местность. Выражение эмоционального отношения к природе в сс

Практика (15 часов) – Примерные задания: «Осень в Новгороде», «Первый снег».

Тема 4.3. Рисование на темы  праздников  (16 часов).

Теория (1 час) – Рисование на темы различных праздников, используя изображение человека в различных ракурсах и позах.

Практика (15 часов) – Примерные задания: «Ко Дню Матери», «Рождество», «День единства России».

Тема 4.4. Рисование на темы конкурсной тематики (16 часов).

Теория (1 час) – Сочинение композиции на заданную тематику с учётом всех полученных знаний. Знакомство с Положениями  конкурсов.

Практика (15 часов) – Выполнение заданий по конкурсной тематике в соответствии с Положениями конкурсов.

Тема 4.5. Рисование композиций к юбилейным датам (16 часов).

Теория (1 час) – Сочинение и рисование композиций, посвящённых знаменательным датам истории нашей Родины.

Практика (15 часов) – Выполнение заданий по тематике юбилейных дат.

Тема 5. Декоративная работа (35 часов).

Тема 5.1. Народное искусство росписи посуды (11 часов).

Теория (1 час) – Знакомство с основными законами декоративной росписи.  Стилизация природных форм.

Практика (10 часов) – Выполнение задания: «Роспись Гжельской посуды».

Тема 5.2. Плакат (8 часов).

Теория (1час) – Особенности «искусства улиц», яркость и выразительность плакатов, их мгновенное воздействие на человека.

Практика (7 часов) – Примерные задания:  «Берегите птиц», «Вода – источник жизни», «Охраняйте природу».

 Тема 5.3. Дизайн костюма (8 часов).

Теория (1 час) – Краткое  знакомство с историей костюма.

Практика (7 часов) – Выполнение заданий:  придумать и нарисовать свой оригинальный эскиз костюма.

Тема 6. Экскурсии в музеи и на выставки (6 часов).

Посещение художественных музеев и выставок, знакомство с произведениями искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство».

Тема 7 . Оформление выставок (8 часов).

Оформление выставок во Дворце и др. учреждениях города.

Тема 11. Зачетное занятие (6 часов).

Подведение итогов. Вручение свидетельств об окончании.

 

Методическое обеспечение программы.

Дидактический материал:

Дидактические материалы (таблицы,  наглядные пособия, образцы выполненных заданий и др.) используются практически  на каждом занятии.

Таблицы:

«Основные законы линейной перспективы»,

«Построение куба и овала выше и ниже линии горизонта»,

«Построение различных типов деревьев»,

«Последовательность рисования фигуры человека» (по-Дюреру),

«Построение головы человека» (по Гольбейну, по Дюреру),

Элементы росписи «Хохломская роспись», «Городецкая роспись», «Гжельская роспись»,

«Основные элементы построения древнерусской архитектуры»,

Лучшие детские работы из методического фонда;

Натурный фонд:

Гипсовые предметы (геометрические фигуры, орнаменты, головы с античных слепков),

Предметы быта различной формы, цвета и фактуры (бутылки разной формы,  вазы, чашки, стаканы, кофейники, чайники, книги, корзины и т.д.),

Муляжи (овощей, фруктов, грибов),

Драпировки (однотонные – различные по цвету, с орнаментом, разной фактуры),

Музыкальные инструменты,

Материально-техническое оснащение занятий:

Кабинет, соответствующий санитарно-гигиеническим требованиям.

Доска – 1 штука,

Столы – 8 штук,

Стулья -  16 штук,

Мольберты – 15 штук,

Софиты на подставках – 4 штуки,

Подиум – 1 щтука,

Стеллажи для хранения натурного фонда и работ воспитанников – 4 штуки,

Натурные столики – 4 штуки,

Складные стулья для пленера – 16 штук,

Планшеты для пленера – 16 штук.

Инструменты и приспособления:

Безопасные ножницы – 16 штук,

Линейки – 16 штук,

Кнопки,

Кисти мягкие и щетинистые разной толщины,

Указка,

Перья тонкие и плакатные,

Скотч, креп.

Материалы:

Акварельные краски,

Гуашь,

Восковые мелки,

Тушь,

Пастель,

Сангина,

Темпера,

Графитные карандаши,

Мел,

Уголь,

Водоэмульсионные белила,

ПВА, клей,

Цветная бумага, белая бумага, картон, ватман,

Гелевые ручки,

Пластилин, разбавитель для красок.

СПИСКИ ЛИТЕРАТУРЫ

Список литературы и источников для педагога

Барщ А.В. Наброски и зарисовки. – М., 2003

Белютин Э.М. Изобразительное искусство.  ч.1 – 3.

Бунатян Г.В. Оград узор чугунный. – М., 1990

Гусакова М.А. Аппликация. – М., Просвещение, 1987

Журналы «Юный художник» – 1989 – 2010

Корнева Г. Бумага – СПб., Кристалл, 2001

Костерин Н.П. Учебное рисование. – М., 2001

Кузин В. Психология. – М., 1982

Луковенко Б.А. Рисунок пером. – СПб., Кристалл, 2001

Михайлов А.М. Искусство акварели. – М., Изобразительное искусство, 1995

Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд. – М., МИПКРО, 2003

Неменский Б.М. Мудрость красоты. – М., 1987

Неменский Б.М. Образовательная область «искусство». – М., ГОМЦ Школьная книга, 2000

Полунина В.Н. Искусство и дети. – М., Правда, 1982

Смит С. Рисунок, Полный курс. – М., Внешсигма,1997

Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. –  Обнинск.,1999

Сайт клуба развития личности «Тигель» - http: //www. tigelclub. ru/index. Php

Сайт Википедии -  http://ru.wikipedia.org/wiki

Сайт «Картинная галерея»  - http://ruslandscape.narod.ru/

Сайт «Витражи в России» - http://www.vitroart.ru/

Сайт «График» (современные российские художники) - http://graphic.org.ru/

Список литературы для обучающегося

Алексеева В.В.  Что такое искусство. – М., Советский художник, 1991

Барщ А.В. Наброски и зарисовки. – М., 2003

Белашов А.М  Как рисовать животных. – М., Юный художник, 2002

Бунатян Г.В. Оград узор чугунный. – М., 1990

Дикинс Р., Маккаферти Я.  Как научиться рисовать лица. – М., 2002

Журналы «Юный художник» – 1989 – 2010

Иванов В.И. О тоне и цвете (в 2-х частях). – М., Юный художник  2001 - 2002

Лахути М.Д.  Как научиться рисовать. – М., РОСМЭН, 2000

Миловский А.  Скачи, добрый единорог. – М., 1986

Панов В.П. Искусство силуэта. – М., Юный художник, 2005

Ткаченко Е.И. Мир цвета. – М., Юный художник, 1999

Уотт Ф. Я умею рисовать. – М.,  РОСМЭН, 2003

Шабаев М.Б. Цветные карандаши. – М., Юный художник, 2002

Интернет ресурсы:

Сайт Википедии -  http://ru.wikipedia.org/wiki

Сайт «Картинная галерея»  - http://ruslandscape.narod.ru/

Сайт «Витражи в России» - http://www.vitroart.ru/

Сайт «График» (современные российские художники) - http://graphic.org.ru/

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Авторизация