ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Музыкальная литература» базового уровня имеет художественную направленность,так как помогает воплотить идею воспитания в ребенке просвещенного любителя музыки, способного воспринимать музыкальное искусство в тесной связи с другими видами искусства, окружающим миром и жизнью самого человека. В процессе обучения создаются условия для формирования этических норм в мышлении детей, так как в программе освещается творческая деятельность некоторых великих композиторов - классиков, чья жизнь может являться положительным примером для сегодняшнего подрастающего поколения. Программа содействует формированию и развитию музыкально-эстетического вкуса у детей, так как предлагает их вниманию лучшее из того, что создано композиторами, а также стимулирует развитие у обучающихся положительного эмоционального восприятия классической музыки.
Программа «Музыкальная литература» является модифицированной и разработана на основе типовой «Программы помузыкальной литературе для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств» авторы Лагутина А.И., Смирнова Э.С. М.:1982 г.Данная программа оформлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», методическими рекомендациями Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242, с учетом требований Положения о порядке оформления программ дополнительного образования детей в образовательных учреждениях Великого Новгорода. А также, в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»» и информационного письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 11.12.06 № 06-1844.
Программа реализуется в Детской хоровой капелле Дворца Детского (юношеского) творчества имени Лени Голикова, интегрируется с предметами комплексного образовательного цикла – хор, сольфеджио, обучение игре на фортепьяно, баяне, аккордеоне; является рабочей программой педагога.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что онаспособствует расширению музыкального кругозора детей благодаря тому, что освещает музыкальные произведения различных жанров, эпох и стилей и не ограничивается рамками детского инструментального и хорового исполнительства. Благодаря этому предмету у обучающихся складывается ясное представление о многообразии музыкальных жанров и исторических моментах развития музыки как вида искусства.
Данная программа актуальна, так как предмет музыкальная литература помогает формированию интереса и уважения к истории и культуре России и зарубежных стран и воспитанию в детях чувства национального достоинства и терпимости, как неотъемлемой части личностной культуры. Данный предмет выделяетсясреди других музыкальных дисциплин тем, что в нем заложена основа для развития творческого воображения детей, их фантазии и непосредственного эмоционального переживания от слушания музыки. Успешность же учащихся в этом случае в меньшей степени зависит от природных музыкальных данных обучающегося, что открывает путь для разностороннего формирования его личностных качеств. Через совместное обсуждение прослушанных произведений у обучающихся развивается осмысленное восприятие музыки, что также помогает разностороннему развитию личности ребенка.
Целью программыприобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры, формирование у детей эстетических и нравственных ценностей посредством изучения содержания музыкальных произведений.
Достижению поставленной цели способствует решение следующих приоритетных задач:
Обучающие:
- знакомство со средствами музыкальной выразительности и осознание их роли в раскрытии художественной идеи музыкального произведения;
- знакомство с основными жанрами музыки (музыкально-драматической, симфонической, вокально-симфонической, камерно-вокальной, камерно-инструментальной);
- знакомство с основными художественными стилями зарубежной музыки XVII - XIX веков (барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм), их стилистическими особенностями, характерными жанрами и средствами реализации художественной идеи;
- изучение этапов развития русской музыки X - XVIII веков и русской музыкальной культуры XIX–начала XX века как феноменального явления мировой художественной культуры;
- знакомство с творчеством выдающихся композиторов Европы и России XVIII-XX веков, их жизнью и деятельностью;
Развивающие:
- развитие музыкальных, творческих задатков детей;
- формирование и развитие у обучающихся навыков слушания и восприятия классической музыки;
- развитие у обучающихся умения рассказывать о прослушанных музыкальных произведениях;
Воспитывающие:
- воспитание норм поведения в концертном зале и при прослушивании музыки, в классе;
- воспитание музыкально-эстетического вкуса через исполнение и слуховой анализ мировых музыкальных шедевров;
- подготовка учащихся к поступлению в профессиональные учебные заведения.
Отличительными особенностями программы «Музыкальная литература» являются:
- четырехгодичный период обучения начинается с четвертого года обучения детей по программе «Сольфеджио». Это объясняется необходимостью предварительной начальной музыкальной подготовки обучающихся, у которых для успешного освоения программы должны быть сформированы некоторые певческие навыки и навыки инструментального исполнительства;
- возрастное ограничение, продиктованное более сложным содержанием программы и необходимостью в связи с этим учитывать уровень мышления детей, формирующийся только примерно к одиннадцати годам;
- различное построение изучаемого материала по годам обучения. В первый год обучения распределение материала тематическое. Во второй и последующие годы распределение материала хронологическое (по эпохам и персоналиям).
- на каждом году обучения особое внимание уделяется вокальным и хоровым жанрам в творчестве композиторов разных стилей и эпох;
- глубокая интеграция с предметами образовательного цикла Детской хоровой капеллы (хор, сольфеджио, инструмент);
- интеграция с предметами общеобразовательной школы (история, литература, иностранный язык, география).
В программе на первом году обучения делается акцент на закладке теоретической базы для развития в дальнейшем навыков анализа музыкальных средств выразительности, определения музыкальных форм и основных жанров музыкального искусства. Тема «танцевальные жанры» перемещена в раздел «Балет», так как тесно связана с ним. Более глубоко изучается раздел «Тембры», куда включена тема «хоровая партитура».
Темы второго и последующих годов обучения видоизменены и дополнены. Так, на втором году обучения разделу «И.С.Бах» предшествует тема «Эпоха Барокко», которая обзорно знакомит учащихся с некоторыми особенностями стиля того времени, после чего более ясно представляются особенности стиля и творчества Баха. Раздел «Романтизм» переносится на третий год обучения, что позволяет более подробно осветить творчество композиторов-классиков Гайдна, Моцарта, Бетховена.
Первая половина третьего года обучения целиком посвящена теме «Романтизм». Помимо Шуберта и Шопена сюда включается обзорное знакомство с такими яркими представителями этого направления в музыке, как Р.Шуман, Ж. Бизе, Ф. Лист, Дж. Верди и их своеобразным творчеством. Во второй половине третьего года обучения педагог начинает знакомить учащихся с русской музыкой в ее развитии и поэтапном становлении с X века и включает творчество М.Глинки и А.Даргомыжского.
На четвертом году обучения более подробно изучается богатое творческое наследие русских композиторов второй половины XIX – начала XX веков: А.Бородина, М.Мусоргского, Н.Римского-Корсакова, П.Чайковского, С.Рахманинова. Из современных композиторов освещается вокальное творчество В.Гаврилина и Г.Свиридова, что непосредственно связано с деятельностью Детской хоровой капеллы и способствует расширению кругозора обучающихся в области современной вокальной и хоровой музыки.
Возраст обучающихся по программе 12(13) – 15(16) лет.
Формы и режим занятий. Программа предусматривает занятия в группах численностью от 8 до 12 человек, а также в микрогруппах по 2 – 3 человека. В процесс занятия включается самостоятельная работа, а также работа в подгруппах.Занятия проводятся один раз в неделю по одному академическому часу продолжительностью 45 мин.
Общая продолжительность курса составляет 36 академических часов в год. Из них на освоение нового материала отводится 28(30) часов, на контрольно-проверочные мероприятия – 8(6) часов.
К формам работы на занятиях музыкальной литературы относятся:
Лекция - рассказ педагога с музыкальной иллюстрацией.
Прослушивание музыки - слушание аудиозаписей произведений с последующим обсуждением и целостным или /и детализированным анализом.
Самостоятельная работа учащихся с литературой - включает работу с нотной, учебной и справочной литературой, составление конспектов, таблиц, докладов, рефератов о музыке и композиторах.
Нетрадиционные занятия - предоставляют возможность посещения концертов, экскурсий, творческих встреч с музыкантами, интегрированные занятия, а также просмотр слайдов, презентаций и музыкально-драматических произведений на видеоаппаратуре, уроки-выставки (рисунки детей), уроки-концерты.
Творческие задания - рассказы о музыке, рисунки, собственные музыкальные сочинения, составление кроссвордов, музыкальных словарей и т.п.
Результатом обучения учащихся первого года является:
ü Владение знаниями об основных средствах музыкальной выразительности и умение выделять некоторые наиболее важные из них в прослушанных произведениях;
ü Овладение начальными навыками целостного музыкального анализа – то есть умение связать музыкальный образ со средствами выразительности;
ü Владение знаниями о различных музыкальных жанрах (опера, сюита, балет, симфония и т.д.) Знание основных музыкальных форм. Умение определить несложные (двух, трехчастные формы) на слух;
ü Знание тембров симфонического оркестра, понятий партитура, партия, оркестр и т.д. Умение определить на слух наиболее распространенные тембры;
ü Владение некоторыми сведениями о композиторах-создателях прослушанных музыкальных произведений;
ü Умение определить на слух наиболее яркие из пройденных музыкальных отрывков.
Результатом обучения учащихся второго года является:
ü Ясное представление об эпохах барокко и классицизм и их представителях-композиторах;
ü Знание о некоторых подробностях биографии изучаемых композиторов;
ü Знание основного наследия изучаемых композиторов;
ü Определение на слух отрывков из пройденных произведений;
ü Умение коротко рассказать о прослушанной музыке;
ü Умение связать средства музыкальной выразительности с основными образами произведения.
Результатом обучения учащихся третьего года является:
ü Знание основных этапов развития эпохи романтизма и ее стилистических особенностей;
ü Знание основных представителей эпохи романтизма;
ü Знание основных этапов становления русской музыки, а также ее характерных жанров;
ü Знание русских композиторов последней трети XVIII – первой половины XIX веков;
ü Определение на слух отрывков из пройденных произведений;
ü Овладение понятием «художественная идея» и средствами ее реализации в музыке;
ü Осознание музыкального образа в его становлении и развитии.
Результатом обучения учащихся четвертого года является:
ü Знание основных жанров музыки (музыкально-драматической, симфонической, вокально-симфонической, камерно-вокальной, камерно-инструментальной);
ü Знакомство с творчеством выдающихся композиторов России XIX-XX веков, их жизнью и деятельностью;
ü Знание основного творческого наследия русских композиторов XIX-XX веков;
ü Умение отличить стилевые особенности пройденных эпох и их представителей;
ü Развитие восприятия идейного содержания произведений, в связи с жизнью композитора и историческим фоном;
ü Умение рассказывать о прослушанных музыкальных произведениях;
ü Владение навыками целостного или детализированного анализа музыкального образа в развитии.
Способами определения результативностиреализации данной программы являются организация и проведение текущей ипромежуточной диагностики уровня сформированности предметных знаний и умений.
Формы диагностики:
- письменные и устные контрольные задания по итогам полугодий (зачётные декады в декабре и мае);
- промежуточные контрольные работы с последующим обсуждением результатов в группе;
- в целях проведения мониторинга используются устный фронтальный опрос, беглый опрос, письменные самостоятельные и проверочные работы в рамках закрепления пройденной темы, тесты и викторины по итогам пройденного материала, устные зачеты и рефераты;
- итоговой формой контроля является контрольная работа или защита реферата.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения
№ |
Название темы |
Количество часов |
Формы контроля/ аттестации |
||
Всего часов |
Тео рия |
Практика |
|||
|
Введение. Инструктаж по технике безопасности. |
1 |
1 |
|
беседа |
|
Средства музыкальной выразительности. |
6 |
5 |
1 |
тест |
|
Тембры. |
5 |
4 |
1 |
сообщения |
|
Музыкальные формы. |
5 |
4 |
1 |
Сочинение вариаций |
|
Программная музыка |
1 |
1 |
|
беседа |
|
Циклические формы. Инструментальная сюита. |
3 |
3 |
|
тест |
|
Балет. |
3 |
3 |
|
Викторина |
|
Опера. |
5 |
4 |
1 |
викторина |
|
Контрольно-проверочные работы. |
7 |
|
7 |
Контр раб |
|
Итого: |
36 |
24 |
12 |
|
Второй год обучения
№ |
Название темы |
Количество часов |
Формы контроля/ аттестации |
||
Всего часов |
Теория |
Практика |
|||
|
Введение. Инструктаж по технике безопасности. |
1 |
1 |
|
беседа |
|
Иоганн Себестьян Бах |
9 |
8 |
1 |
Контр раб |
|
Йозеф Гайдн |
6 |
5 |
1 |
Тест |
|
Вольфганг Амодей Моцарт |
7 |
6 |
1 |
Контр раб |
|
ЛюдвигВан Бетховен |
7 |
6 |
1 |
викторина |
|
Контрольно-проверочные работы. |
6 |
|
6 |
Контр раб |
|
Итого: |
36 |
26 |
10 |
|
Третий год обучения
№ |
Название темы |
Количество часов |
Формы контроля/ аттестации |
||
Всего часов |
Теория |
Практика |
|||
|
Введение. Инструктаж по технике безопасности. |
1 |
1 |
|
беседа |
|
Шуберт Ф. |
8 |
7 |
1 |
викторина |
|
Шопен Ф. |
6 |
5 |
1 |
Контр раб |
|
Шуман Р. |
1 |
1 |
|
Беседа |
|
Бизе Ж. |
1 |
1 |
|
Беседа |
|
Лист Ф. |
1 |
1 |
|
сообщения |
|
Верди Дж. |
1 |
1 |
|
Сообщения |
|
Этапы развития русской музыки X-XVII веков |
2 |
2 |
|
Беседа |
|
Ранний русский романс |
2 |
2 |
|
Творч зад |
Глинка М. |
7 |
6 |
1 |
Викторина |
|
Даргомыжский А. |
2 |
2 |
|
Сообщения |
|
Контрольно-проверочные работы. |
4 |
|
4 |
Контр раб |
|
|
Итого: |
36 |
29 |
7 |
|
Четвертый год обучения
№ |
Название темы |
Количество часов |
Формы контроля/ аттестации |
||
Всего часов |
Теория |
Практика |
|||
|
Введение. Инструктаж по технике безопасности. |
1 |
1 |
|
беседа |
|
Бородин А. |
5 |
5 |
|
Сообщения |
|
Мусоргский М. |
7 |
7 |
|
Творч зад |
|
Римский-Корсаков Н. |
6 |
6 |
|
Тест |
|
Чайковский П. |
7 |
7 |
|
Контр зад |
|
Рахманинов С. |
3 |
3 |
|
Сообщения |
|
Свиридов Г. |
1 |
1 |
|
Беседа |
|
Гаврилин В. |
1 |
1 |
|
Беседа |
|
Контрольно-проверочные работы. |
5 |
|
5 |
Контр раб |
|
Итого: |
36 |
31 |
5 |
|
Содержание
Первый год обучения
Тема 1. Вводное занятие (1 час).
Инструктаж по технике безопасности. Действия при пожарной опасности. Правила поведения, принятые в образовательном учреждении. Музыка и музыкальный образ (М.Глинка «Ночь в Мадриде»).
Тема 2.Средства музыкальной выразительности (6 часов).
Теория (5 часов) - Динамика, штрихи. Ритм, регистр, размер. Тональность, лад. Мелодия. Гармония, фактура. Темп, тембр. (Г.Свиридов Музыка к драме Пушкина «Метель», П.Чайковский «Детский альбом», пьесы по инструменту и отрывки из хоровых произведений)
Практика (1 час) - подготовка к контрольной работе.
Тема 3. Тембры (5 часов).
Теория (4 часа) - инструменты симфонического оркестра, струнно-смычковая группа. Группа медных и деревянных духовых. Ударные инструменты. Дополнительные инструменты симфонического оркестра, хоровая партитура, оркестр народных инструментов, военный оркестр. (Г.Свиридов Музыка к драме Пушкина «Метель», Э.Григ сюита «Пер Гюнт», А.Бородин симфония № 2 первая часть, обработки для оркестра народных инструментов, хоровые произведения)
Практика (1 час) - доклады по истории и характеристикам тембров орган, клавир, гитара и других с музыкальными иллюстрациями.
Тема 4. Музыкальные форм (5 часов).
Теория (4 часа) - период, структура периода. Простые формы одно-, двух-, трехчастные. Сложные двух-, трехчастные формы. Сонатная форма (пьесы из репертуара по инструменту, из «Детского альбома» Чайковского, Шумана, Шуберта, прелюдии Шопена и другие)
Практика (1 час) - Рондо, вариации (сочинение вариаций на тему).
Тема 5.Программная музыка (1 час).
Теория (1час) - виды программной музыки. (Бородин А. симфония «Богатырская» и другие произведения)
Тема 6. Циклические формы. Инструментальная сюита (3 часа).
Теория (3 часа) - соната, симфония, сонатно-симфонический цикл. (Й. Гайдн соната ми минор, С.Прокофьев симфония №1 «Классическая» строение цикла). Инструментальная сюита (Э.Григ Сюиты № 1 из музыки к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт»). Инструментальная сюита (Э.Григ Сюиты № 2 из музыки к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт»).
Тема 7.Балет (3 часа).
Теория (3 часа) - музыкально-драматические жанры – балет. Определение, увертюра, строение. Музыкальные образы в балете «Щелкунчик» П. Чайковского. Дивертисмент.
Тема 8. Опера (5 часов).
Теория (4 часа) - Музыкально-драматические жанры – опера. Определение, увертюра, строение. Музыкальные образы в опере М.Глинки «Руслан и Людмила». Музыкальные номера оперы на примере оперы М.Глинки «Руслан и Людмила».
Практика (1 час) – доклады на заданную тему.
Тема 9.Контрольно-проверочные работы (7 часов).
Практика (7 часов) - Тесты по теме «Средства музыкальной выразительности». Проверочная работа по правилам темы «Музыкальные период» и практическое занятие. Тесты по теме «Музыкальные тембры». Контрольная работа за первое полугодие. Викторина по музыке к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт» Э.Грига. Викторина по фрагментам балета «Щелкунчик» П.Чайковского. Викторина по фрагментам из оперы М.Глинки «Руслан и Людмила» и контрольная работа за второе полугодие.
Второй год обучения.
Тема 1. Вводное занятие (1 час).
Теория (1 час) - Инструктаж по технике безопасности. Действия при пожарной опасности. Правила поведения, принятые в образовательном учреждении. Музыка периода барокко (произведения для фортепиано АлессандроСкарлатти).
Тема 2. И.-С. Бах (9 часов).
Теория (8часов) - И.- С.Бах (творческий путь). Произведения для клавира (инвенции), особенности полифонического стиля. Хорошо темперированный клавир (прелюдия и фуга доминор из первого тома). Органные произведения И.С.Баха (токката и фуга ре минор). Хоральные прелюдии (прелюдия фа минор). Вокально-инструментальные произведения (кантата № 21). Особенности строения кантатно-ораториальных жанров (фрагменты из «Страстей по Матфею»). Месса си минор (Kirieeleison).
Практика (1 час) - контрольная работа по творчеству И.С.Баха.
Тема 3. Йозеф Гайдн (6часов).
Теория (5 часов) - эпоха классицизма (определение, жанры, представители). Й. Гайдн (характеристика творчества). Симфония № 45 «Прощальная». Симфоническое творчество Гайдна (симфония № 104 «с волынкой», второе название «Соломон» I часть). Симфония № 104, II и III части. Соната Ре мажор.
Практика (1 час) - Симфония № 104, IV часть (викторина, выводы по симфоническому творчеству Гайдна).
Тема 4. В.-А. Моцарт (7 часов).
Теория (6 часов) - В.А.Моцарт (характеристика творчества). Сонатное творчество Моцарта (соната Ля мажор К331, первая часть - особенности цикла). Соната Ля мажор II и III части. Симфония № 40 соль минор, I часть (автобиографичность, романтическое содержание). Симфония № 40 (II - IV части). Опера «Свадьба Фигаро» (история создания, музыкальная характеристика главных действующих лиц).
Практика (1 час) - самостоятельная работа по характеристике персонажей оперы «Свадьба Фигаро».
Тема 5. Л.ван Бетховен (7 часов).
Теория (6 часов) - Л. ван Бетховен (характеристика творчества). Сонатное творчество Бетховена (соната № 8 «Патетическая», I часть). Соната № 8, II и III части. Соната № 14 «Лунная» (биографичность, особенности цикла). Симфоническое творчество Бетховена (симфония № 5,I часть). Симфония № 5, (II - IV части), Симфония № 9 (хоровой финал, история создания).
Практика (1 час) - викторина по творчеству Бетховена.
Тема 6. Контрольно-проверочные работы (6 часов).
Практика (6 часов) - контрольная работа за первую четверть. Контрольная работа за первое полугодие. Итоговое занятие и тестирование по творчеству Гайдна. Контрольная работа по творчеству Моцарта. Контрольная работа по творчеству Бетховена. Контрольная работа за второе полугодие.
Третий год обучения.
Тема1. Введение(1 час).
Теория (1час) - романтизм – течение в искусстве в начале XIX века (черты). Инструктаж по технике безопасности.
Тема 2. Шуберт Ф.(8 часов).
Теория (7 часов) - Ф Шуберт – представитель романтизма. Ф Шуберт (характеристика творчества, особенности музыкального языка). Вокальные произведения Шуберта (песни). Вокальные произведения Шуберта (цикл песен «Прекрасная мельничиха»). Вокальные произведения Шуберта (цикл «Зимний путь», отличие от раннего цикла). Симфония №8 «Неоконченная» - пример первой романтической симфонии (I часть). Симфония №8 «Неоконченная» (II часть).
Практика (1 час) - тесты и викторина по творчеству Шуберта.
Тема 3. Ф. Шопен (6 часов).
Теория (5 часов) - Ф.Шопен (характеристика творчества). Мазурки – опоэтизация жанра, типы мазурок. Этюды Шопена («Революционный» этюд), романс «Желание» - начало творческой зрелости. Вальс до-диез минор, полонез Ля мажор, три прелюдии из цикла «24 прелюдии». Ноктюрны Шопена. Соната си-бемоль минор (новизна содержания I и II частей).
Практика (1 час) - контрольная работа по творчеству Шопена.
Тема 4. Р.Шуман (1 час).
Теория (1 час): Творческий портрет Р.Шумана. Цикл песен «Любовь поэта»
Тема 5. Ж.Бизе (1 час).
Теория (1 час) - Творческий портрет Ж.Бизе. Опера «Кармен» (фрагменты, образ Кармен).
Тема 6. Ф.Лист (1 час).
Теория (1 час) - Творческий портрет Ф. Листа. Венгерская рапсодия №2.
Тема 7. Дж. Верди (1 час).
Теория (1 час) - Творческий портрет Дж. Верди. Опера «Травиата» (преобразующийся образ Виолетты).
Тема 8. Этапы развития русской музыки X-XVII веков (2 часа).
Теория (2 часа) - Этапы развития русской музыки X-XVII веков (знаменный распев, раннее многоголосие, партесный стиль, кант, духовный концерт). Зарождение русской инструментальной музыки.
Тема 9. Ранний русский романс (2 часа).
Теория (2 часа) - Ранний русский романс (обзор и знакомство с романсами Алябьева). Романсы Варламова и Гурилева.
Тема 10. М.Глинка (7 часов).
Теория (6 часов) - М.Глинка (характеристика творчества). М.Глинка опера «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») – характеристика русских. М.Глинка опера «Иван Сусанин» - характеристика поляков, развитие конфликта. М.Глинка опера «Иван Сусанин» - основная идея оперы, финал. М.Глинка романсовое творчество. М.Глинка симфоническое творчество.
Практика (1 час) - викторина по опере «Иван Сусанин».
Тема 11. Даргомыжский А. (2 часа).
Теория (2 часа) -А.Даргомыжский (характеристика творчества, особенности вокального стиля, сатирическая направленность произведений). Опера «Русалка» (музыкальная характеристика главных героев).
Тема 12. Контрольно-проверочные работы (4 часа).
Практика (4 часа) - контрольная работа за первую четверть. Контрольная работа за первое полугодие. Контрольная работа за третью четверть. Контрольная работа за второе полугодие.
Четвертый год обучения.
Тема 1. Введение (1 час).
Теория (1час) - русская музыкальная культура второй половины XIX века. Инструктаж по технике безопасности.
Тема 2. А.Бородин (5 часов).
Теория (5 часов) - А.Бородин (характеристика творчества). Романсы Бородина. Опера «Князь Игорь» Пролог, Первое действие (сопоставление). Опера «Князь Игорь» образы главных героев, характеристика половцев. Симфония № 2 «Богатырская» (с подробной характеристикой тем I части).
Тема 3. Мусоргский М. (7 часов).
Теория (7 часов) - М.Мусоргский (характеристика творчества). Опера «Борис Годунов» Пролог (показ образов народа и царя). Музыкальная характеристика главных героев оперы (I действие). Развитие образа Бориса и народа (II-IV действия), III действие – лирический центр оперы. «Картинки с выставки» - новизна цикла миниатюр и музыкального языка . «Картинки с выставки» роль темы прогулки. Песни Мусоргского (цикл «Детская», «Песни и пляски смерти»).
Тема 4. Н.Римский – Корсаков (6 часов).
Теория (6 часов) - Н.Римский – Корсаков (характеристика творчества). Опера «Садко» - опера-былина (связь с новгородскими былинами). Фантастические образы в опере «Садко». Музыкальные характеристики женских образов в опере. Симфоническая сюита «Шехерезада» (I, II части) образы Востока. Романсы Римского-Корсакова.
Тема 5. Чайковский П.И.(7 часов).
Теория (7 часов) - П.Чайковский (характеристика творчества). Опера «Евгений Онегин» (музыкальные сферы оперы). Образ главной героини (Сцена письма Татьяны). Музыкальные характеристики главных героев оперы и их развитие. Выводы по опере «Евгений Онегин». Романсы Чайковского. Симфония № 1 (характеристика I чисти). Симфония № 4 (обзорно) с подробным разбором финала.
Тема 6. С.Рахманинов (3 часа).
Теория (3 часа) -С.Рахманинов (характеристика творчества). Романсы Рахманинова, прелюдии для фортепиано. Фортепианный концерт №2 (I часть).
Тема 7. Г. Свиридов (1 час).
Теория (1 час) -Г.Свиридов (характеристика творчества). «Поэма памяти Сергея Есенина». Хоры.
Тема 8. В. Гаврилин (1 час).
Теория (1 час) - В.Гаврилин (характеристика творчества). «Детские песни», «Перезвоны», «Анюта».
Тема 9. Контрольно-проверочные работы (5 часов).
Практика (5 часов) - контрольная работа за I четверть. Контрольная работа за первое полугодие. Контрольная работа за III четверть. Контрольная работа за второе полугодие. Викторина и тесты за весь период обучения.
Третий год обучения.
Тема1. Введение(1 час).
Теория (1час) - романтизм – течение в искусстве в начале XIX века (черты). Инструктаж по технике безопасности.
Тема 2. Шуберт Ф.(8 часов).
Теория (7 часов) - Ф Шуберт – представитель романтизма. Ф Шуберт (характеристика творчества, особенности музыкального языка). Вокальные произведения Шуберта (песни). Вокальные произведения Шуберта (цикл песен «Прекрасная мельничиха»). Вокальные произведения Шуберта (цикл «Зимний путь», отличие от раннего цикла). Симфония №8 «Неоконченная» - пример первой романтической симфонии (I часть). Симфония №8 «Неоконченная» (II часть).
Практика (1 час) - тесты и викторина по творчеству Шуберта.
Тема 3. Ф. Шопен (6 часов).
Теория (5 часов) - Ф.Шопен (характеристика творчества). Мазурки – опоэтизация жанра, типы мазурок. Этюды Шопена («Революционный» этюд), романс «Желание» - начало творческой зрелости. Вальс до-диез минор, полонез Ля мажор, три прелюдии из цикла «24 прелюдии». Ноктюрны Шопена. Соната си-бемоль минор (новизна содержания I и II частей).
Практика (1 час) - контрольная работа по творчеству Шопена.
Тема 4. Р.Шуман (1 час).
Теория (1 час): Творческий портрет Р.Шумана. Цикл песен «Любовь поэта»
Тема 5. Ж.Бизе (1 час).
Теория (1 час) - Творческий портрет Ж.Бизе. Опера «Кармен» (фрагменты, образ Кармен).
Тема 6. Ф.Лист (1 час).
Теория (1 час) - Творческий портрет Ф. Листа. Венгерская рапсодия №2.
Тема 7. Дж. Верди (1 час).
Теория (1 час) - Творческий портрет Дж. Верди. Опера «Травиата» (преобразующийся образ Виолетты).
Тема 8. Этапы развития русской музыки X-XVII веков (2 часа).
Теория (2 часа) - Этапы развития русской музыки X-XVII веков (знаменный распев, раннее многоголосие, партесный стиль, кант, духовный концерт). Зарождение русской инструментальной музыки.
Тема 9. Ранний русский романс (2 часа).
Теория (2 часа) - Ранний русский романс (обзор и знакомство с романсами Алябьева). Романсы Варламова и Гурилева.
Тема 10. М.Глинка (7 часов).
Теория (6 часов) - М.Глинка (характеристика творчества). М.Глинка опера «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») – характеристика русских. М.Глинка опера «Иван Сусанин» - характеристика поляков, развитие конфликта. М.Глинка опера «Иван Сусанин» - основная идея оперы, финал. М.Глинка романсовое творчество. М.Глинка симфоническое творчество.
Практика (1 час) - викторина по опере «Иван Сусанин».
Тема 11. Даргомыжский А. (2 часа).
Теория (2 часа) -А.Даргомыжский (характеристика творчества, особенности вокального стиля, сатирическая направленность произведений). Опера «Русалка» (музыкальная характеристика главных героев).
Тема 12. Контрольно-проверочные работы (4 часа).
Практика (4 часа) - контрольная работа за первую четверть. Контрольная работа за первое полугодие. Контрольная работа за третью четверть. Контрольная работа за второе полугодие.
Четвертый год обучения.
Тема 1. Введение (1 час).
Теория (1час) - русская музыкальная культура второй половины XIX века. Инструктаж по технике безопасности.
Тема 2. А.Бородин (5 часов).
Теория (5 часов) - А.Бородин (характеристика творчества). Романсы Бородина. Опера «Князь Игорь» Пролог, Первое действие (сопоставление). Опера «Князь Игорь» образы главных героев, характеристика половцев. Симфония № 2 «Богатырская» (с подробной характеристикой тем I части).
Тема 3. Мусоргский М. (7 часов).
Теория (7 часов) - М.Мусоргский (характеристика творчества). Опера «Борис Годунов» Пролог (показ образов народа и царя). Музыкальная характеристика главных героев оперы (I действие). Развитие образа Бориса и народа (II-IV действия), III действие – лирический центр оперы. «Картинки с выставки» - новизна цикла миниатюр и музыкального языка . «Картинки с выставки» роль темы прогулки. Песни Мусоргского (цикл «Детская», «Песни и пляски смерти»).
Тема 4. Н.Римский – Корсаков (6 часов).
Теория (6 часов) - Н.Римский – Корсаков (характеристика творчества). Опера «Садко» - опера-былина (связь с новгородскими былинами). Фантастические образы в опере «Садко». Музыкальные характеристики женских образов в опере. Симфоническая сюита «Шехерезада» (I, II части) образы Востока. Романсы Римского-Корсакова.
Тема 5. Чайковский П.И.(7 часов).
Теория (7 часов) - П.Чайковский (характеристика творчества). Опера «Евгений Онегин» (музыкальные сферы оперы). Образ главной героини (Сцена письма Татьяны). Музыкальные характеристики главных героев оперы и их развитие. Выводы по опере «Евгений Онегин». Романсы Чайковского. Симфония № 1 (характеристика I чисти). Симфония № 4 (обзорно) с подробным разбором финала.
Тема 6. С.Рахманинов (3 часа).
Теория (3 часа) -С.Рахманинов (характеристика творчества). Романсы Рахманинова, прелюдии для фортепиано. Фортепианный концерт №2 (I часть).
Тема 7. Г. Свиридов (1 час).
Теория (1 час) -Г.Свиридов (характеристика творчества). «Поэма памяти Сергея Есенина». Хоры.
Тема 8. В. Гаврилин (1 час).
Теория (1 час) - В.Гаврилин (характеристика творчества). «Детские песни», «Перезвоны», «Анюта».
Тема 9. Контрольно-проверочные работы (5 часов).
Практика (5 часов) - контрольная работа за I четверть. Контрольная работа за первое полугодие. Контрольная работа за III четверть. Контрольная работа за второе полугодие. Викторина и тесты за весь период обучения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
«Музыкальный энциклопедический словарь», книги о композиторах.
«Энциклопедический словарь юного музыканта». Составители Медушевский В., Очаковская О. М:1985.
Калинина Г. «Тесты по музыкальной литературе». Вып. 1 - 4. М: 2000.
Михеева Л. «Музыкальный словарь в рассказах» М: 1986.
Прохорова И. «Музыкальная литература зарубежных стран» М: 1980.
Смирнова Э. «Русская музыкальная литература» М: 1982.
Финкельштейн Э. Музыка от А до Я. Занимательное чтение с картинками и фантазиями. Санкт-Петербург, 1997.
Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч.2. Архитектура, изобразительное и декоративно- прикладное искусство XVII-XX вв. М., 1999.
Энциклопедия для детей. Том 7. искусство. Ч.3. Музыка. Театр. Кино. М., 2000.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА
"Формы работы на уроках музыкальной литературы. Методическое пособие". Составитель Кармадонова А. М: 1989
«Программы помузыкальной литературе для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств» М.:1982 г.
Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.,1965.
Березовский Б. В классе музыкальной литературы // Музыка – детям. Вып. 3 М., 1976. С. 71-86.
Волкова П., Казанцева Л. Уроки музыки – уроки творчества // Проблемы детского музыкального воспитания. Сб. тр. /РАМ им. Гнесиных, Вып. 131, 1994. С. 31-47.
Гивенталь И. Методика обучения музыкальной литературе в училище: учебное пособие. М., 1987.
Кадцын Л. Музыкальное искусство и творчество слушателя. М., 1990.
Лагутин А. «Методика преподавания музыкальной литературы» М: 1972
Лисянская Е. Примерный тематический план по предмету музыкальной литературы для ДМШ и музыкальных отделений школ искусств. М.,1988
Осовицкая З., Казаринова А. В мире музыки: учеб.пособие по музыкальной литературе для преподавателей ДМШ. М., 1999.
Смирнов М. "Эмоциональный мир музыки" М: 1990
Фрумкис Т. Новое в музыкальном материале для начального курса музыкальной литературы. М., 1978.
Хитц К. Петер в стране музыкальных инструментов. М.,1990.
Чулаки М. Инструменты симфонического оркестра. М., 1983.
Шевчук Л. Исторические путешествия в мир искусства // Музыка в школе, 1990, №3. С.57-58.