Версия для слабовидящих

Menu

Программа "Оркестр руских народных инструментов"

Пояснительная записка

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Оркестр русских народных инструментов» базового уровня имеет художественную направленность, так как русское народное инструментальное исполнительство занимает одно из ведущих мест в системе музыкально – эстетического воспитания. 
Даная образовательная программаразработана на основе программы оркестра русских народных инструментов для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ под редакцией В. Суркова. Программа модифицирована и адаптирована к условиям образовательной среды ДД(Ю)Т педагогом дополнительного образования Яковлевым С. И.,  реализуется в студии-оркестре русских народных инструментов «Мозаика» ДД(Ю)Т им. Лени Голикова, является рабочей программой педагога. 

Данная программа оформлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,   методическими рекомендациями Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242, с учетом требований Положения о порядке оформления программ  дополнительного образования  детей в образовательных учреждениях Великого Новгорода. А также, в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 г. Москва «Об утверждении  СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»» и информационного письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 11.12.06 № 06-1844.

Педагогическая целесообразность. Музыкальное фольклорное творчество, как одна из граней художественной культуры народа, является особой формой эстетического отношения человека к окружающему миру. Системный характер народной культуры создает в педагогическом процессе благоприятные условия для вовлечения детей в разнообразную художественную деятельность. Обучение ребенка музыкальным видам народного искусства эффективно формирует его мышление, способствует всестороннему раскрытию творческого потенциала, интеллектуальному, нравственно-эстетическому развитию.

Воспитательное значение детских русских народных оркестров  заключается в приобщении широкого круга детей к русским и мировым музыкальным традициям. Данные коллективы являются той первой ступенькой в искусстве коллективной игры, через которую прошли многие поколения россиян, пополняя ряды не только профессионалов, но и любителей, почитателей народно-инструментального жанра.

Реализация данной программы способствует развитию личности учащегося, приобщению к музыкальным художественным ценностям, знакомит с традициями русского народа, формирует практические исполнительские навыки игры в оркестре.

Актуальность. В настоящее время отмечается необходимость и актуальность приобщения детей к практике традиционного народного музицирования.

Сегодня в обществе наблюдается тенденция к увеличению интереса к народному, этническому самосознанию, что обуславливает актуальность изучения и развития традиций национальной культуры. Все больше и больше людей интересуются национальными русскими традициями, всем тем лучшим, что накоплено народом за многие тысячелетия.

Сегодня можно говорить об увеличении потребности населения в изучении своей истории, своей древней музыкальной культуры, насчитывающей, судя по раскопкам в Новгороде, не одно тысячелетие.

В Великом Новгороде, благодаря раскопкам и исследованиям в области «музыкальной археологии» (В. Поветкин), стали известны древние музыкальные инструменты, на которых играли наши предки. Эти инструменты были предшественниками современных народных инструментов, входящих в состав народных оркестров. Научно доказано, что народные инструменты широко бытовали в народной среде. Их было огромное разнообразие, что говорит о талантливости русского народа.

Данная программа актуальна тем, что предназначена для удовлетворения потребности населения Великого Новгорода в изучении своей истории, посредством овладения игрой на народных инструментах, навыками игры в коллективе, в оркестре.

Обучение игре на народных инструментах позволяет удовлетворить потребность подрастающего поколения в приобщении к национальным традициям, воспитать чувство гордости за русскую культуру.

Цель – развитие личности обучающегося через формирование навыков игры в оркестре; создание творческого коллектива, обладающего исполнительским мастерством, отличающегося своеобразием и самобытностью.

Задачи.

Обучающие:

ü    практические навыки ансамблевой и оркестровой игры на русских народных инструментах,

ü    умение слышать и понимать музыкальные произведения - их основные темы, подголоски, вариации;

ü    исполнять  свою  оркестровую  партию,  следуя  замыслу  трактовки дирижёра; понимать дирижёрские жесты;

ü    слышать себя, оркестр, играть свою партию синхронно с оркестром;

ü    читать с листа оркестровую партию и ориентироваться в ней.

Развивающие:

ü    формирование    эстетически    грамотного,    культурно образованного, способного к сотворчеству учащегося;

ü развитие коммуникативности обучающихся, уверенности в себе;

ü развитие художественно-образного восприятия и мышления;

Воспитательные:

ü     воспитать артиста оркестра через активную концертную деятельность;

ü    воспитать у учащихся сознательное отношение к музыкально-творческой деятельности, воспитать их активными пропагандистами музыкального искусства (публичные выступления, игра в ансамблях, оркестре народных инструментов);

ü    воспитание трудолюбия;

ü    любви к своей Родине, уважение к своей истории.

Особенности программы. Учитывая специфику работы учреждения дополнительного образования, в типовую программу внесены коррективы на уровне изменения объема изучаемого материала, обновления и расширения репертуара, его критический отбор в соответствии поставленными педагогическими целями обучения. В рамках модификации программы срок ее реализации был увеличен с 5 до 7 лет.

Другими важными отличительными особенностями являются:

Оркестр - главный предмет оркестровой студии русских народных инструментов, оркестровые партии изучаются в индивидуальных классах; отсутствие возрастного ценза: за одним пультом играют одну партию восьмилетний и восемнадцатилетний воспитанники; главное требование к обучающимся - как можно скорее овладеть репертуаром оркестра; участие ребёнка в творческом процессе: составление репертуара; разучивание произведения (новые краски, вариации); музыкально-эмоциональная импровизация на концерте. Программа имеет оригинальный, наполовину авторский репертуар оркестра, не имеющий аналогов в России, рассчитанный по годам обучения, состоящий из оригинальных авторских обработок, аранжировок народных песен, танцев, мелодий из к\ф, современной музыки, умелых переложений классической музыки, рассчитанных на конкретных исполнителей.

Концерт – одна из форм занятий.

Участие режиссёра в подготовке оркестра к концертам, конкурсам с целью улучшения его артистического облика.

Главная функция оркестра- это его способность выступить с сольной программой, разнообразной по содержанию.

Вспомогательная функция- это умение аккомпанировать солистам-вокалистам, солистам-инструменталистам, вокальной группе, танцевальной группе, спектаклю.

Возраст детей участвующих в реализации, данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей  программы 7,5 -17 лет.

Сроки реализации образовательной программы – 6,5 лет обучения. Второе полугодие первого года обучения одно занятие в неделю – 36 учебных часов в год. 2 год - два занятия в неделю всего 72 часа в год. На 5-7 году из-за увеличившейся концертной нагрузки 4 занятия в неделю всего 144 часа в год.

Обучение по программе делится на 2 этапа:

ü    Первый этап (I полугодие 1 года) - развитие интереса к
инструментальному исполнительству и коллективному музицированию.

ü Второй этап (II полугодие 1 года – 7 года обучения) - формирование оркестрового состава исполнителей, развитие навыков и умений
исполнительского мастерства; учебно-концертная деятельность, профориентационная подготовка.

Возможно посещение основного оркестра выпускниками старшего возраста.

Формы и режим занятий.Программой предусмотрена групповая форма занятий – оркестровая репетиция, а с 3 года обучения – концерт.

1-3 года обучения  -  2 занятия по 45 минут с перерывом 10 минут. 4-7 года обучения 4 парных занятия - 2 раза в неделю по 45   минут с перерывом в 10 минут.

Учитывая, что концерт в студии ОРНИ тоже форма занятий, репетиция и концерт могут взаимно заменять друг друга, то есть вместо репетиции может быть концерт и, наоборот, вместо концерта – репетиция. Это придаёт оркестру динамику и мобильность в учёбе.

Количество обучающихся в группах в соответствии с нормами СаНПиНа: от 20 до 23 человек.

Ожидаемые результаты на каждый год.

По окончании первого года учащиеся должны:

- иметь интерес к музыке, к совместному музицированию;

- приобрести первые навыки оркестрового музицирования: чувство ансамбля, умение слышать себя и других участников оркестра;

- изучить 2 пьесы из репертуара оркестра.

- изучить посадку и положение инструмента, медиатора, постановку рук. Посадку оркестра в классе (по группам и по партиям). Первые жесты дирижёра: начало игры (ауфтакт), простое тактирование во время игры, снятие (конец игры). Руки подняты - внимание, опущены - расслабиться.

По окончании второго года учащиеся должны:

- иметь развитый интерес к музыке, к совместному музицированию;

- уметь ориентироваться в оркестровой партии;

- изучить 4 пьесы из репертуара оркестра;

- знать правильную посадку, положение инструмента, медиатора, постановку рук. Посадка оркестра в классе (по группам и по партиям). Штрихи, динамика, аппликатура, темп, метр – их единство. Первые жесты дирижёра: начало игры (ауфтакт), простое тактирование во время игры, снятие (конец игры). Руки подняты - внимание, опущены - расслабиться.

По окончании третьего года учащиеся должны:

- иметь интерес к музыке и совместному музицированию, развитый музыкальный вкус и любовь к народным инструментам, уметь общаться в процессе музицирования;

- иметь сформированные навыки совместной игры, умение слышать себя и оркестр;

- выучить 10 партий оркестра

- иметь сценический облик, эмоционально исполнять партии

- изучить инструмент вспомогательной группы (шумовой, духовой);

- иметь чувство   товарищества   и   прилежно   относиться   к государственному имуществу;

- знать: виды ансамблей (однородные - балалаечные, домровые; смешанные), виды оркестров (народные, симфонические, духовые).

- знать посадку, постановку. Точно исполнять штрихи, динамику, темп, ритм.

- знать музыкальные формы. Жанры. Композиторы, стили, эпоха.

- понимать дирижёрские жесты: правая рука - такт, пульс, ритм; левая - характер музыки. Музыкальные компоненты (темп, динамика и т.п.) в жестах.

По окончании четвёртого года воспитанники должны:

- понимать что такое творческая индивидуальность, сценический облик;

- уметь слышать другие инструменты, партии;

- свободно ориентироваться в своей оркестровой партии;

- овладеть инструментом вспомогательной группы (ударные, духовые);

- знать наизусть более половины всего концертного репертуара;

- понимать дирижёрские жесты: темповые (быстро, медленно, ускорение, замедление); динамические (крещендо - усиливая звук, диминуэндо - затихая); штриховые (легато, стаккато); выразительные (плавно, певуче или резко, остро).

По окончании пятого года учащиеся должны:

- знать 14 пьес общего оркестрового репертуара и выучить ещё 4;

- овладеть вторым инструментом;

- уверенно играть на репетиции и на концерте;

- осознать своего «место» в оркестре, сценический образ;

- осознанно исполнять партии;

- понимать формы произведения (тема, вариации, подголоски, противосложение);

- понимать дирижёрские жесты и словесные указания руководителя;

- знать музыкальные термины.

 По окончании шестого года учащиеся должны:

- знать 18 пьес оркестрового репертуара и выучить 4 следующие пьесы;

- быть лидером в партии;

- уметь помочь начинающим;

- быть эстетически и музыкально-грамотным артистом оркестра;

- понимать руководителя и оркестр;

- иметь твёрдые музыкально-теоретические знания;

- владеть инструментом и самостоятельно решать технические задачи.

По окончании седьмого года учащиеся должны:

- знать весь оркестровый репертуар;

- владеть основным и вспомогательным инструментом;

- быть лидером в исполнении партии оркестра;

- быть творческой личностью;

- уметь помочь начинающим;

- творчески относиться к выученным партиям;

- уметь музыкально и эмоционально импровизировать на репетиции и на концерте;

- иметь представление об истории народного оркестрового музицирования и понимать его особенности: любительство, импровизационность, удаль, яркость, размах, шутливость, скоморошество.

Формы подведения итогов. В течение всего периода реализации программы педагог использует различные формы текущего, промежуточного и итогового контроля. Но, поскольку, вся работа оркестра направлена на достижение творческого результата, то основным видом педагогического контроля на всех этапах и всех годах обучения являются выступления, концерты, открытые уроки, академические концерты, конкурсы, фестивали. Кроме того, применяются различные формы диагностики (диагностика выявления склонностей, уровня развития ребенка).           

 На зачёте (концерте) дети оцениваются по пятибалльной системе:

ü    Оценка «отлично» ставится, если произведение исполнено без ошибок, в нужном темпе, выразительно.

ü    Оценка «отлично-минус» ставится, если произведение исполнено без ошибок, но не выразительно или с незначительными ошибками.

ü    Оценка «хорошо» ставится, если произведение исполнено с незначительными ошибками.

ü    Оценка «хорошо-минус» ставится, если произведение исполнено с незначительными ошибками, не выразительно.

ü    Оценка «удовлетворительно» ставится, если произведение исполняется с ошибками.

ü    Оценка «неудовлетворительно» ставится, если произведение не выучено или исполняется с многочисленными ошибками, остановками.

При формировании оценки на академическом концерте педагоги учитывают следующие параметры:

  • Соответствие исполняемого произведения возрасту и классу
  • Сложность и качество исполняемого произведения
  • Посещаемость занятий и концертов, степень мотивации
  • Поведение, отношение к учащимся, к педагогам, к имуществу студии и ДДЮТ.

 

Учебно-тематический план

                      Первый год обучения

Название темы

Всего часов

В том числе

Формы контроля/

аттестации

Теория

Прак

тика

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

1

1

-

беседа

2

Нотная грамота.

2

1

1

опрос

3

Знакомство с инструментами, история, устройство.

1

0,5

0,5

беседа

4

Посадка, положение инструмента, постановка рук.

2

1

1

наблюдение

5

Изучение, исполнение белорусского танца «Янка».

15

3

12

Концерт

6

Танец маленьких утят.

15

3

12

концерт

Итого

36

9,5

26,5

 

Второй год обучения.

Название темы

Всего часов

В том числе

Формы контроля/

аттестации

Теория

Прак

тика

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

1

1

-

беседа

2

Нотная грамота

2

1

1

Опрос

3

Знакомство с инструментами, история, устройство

2

1

1

Беседа

4

Посадка, положение инструмента, постановка рук

2

1

1

Наблюде-ние

5

Изучение дополнительных ударных и духовых инструментов оркестра

9

2

7

Техничес-кий зачет

6

Изучение, исполнение «Вальс» В.Андреева

13

1

12

Концерт

7

Россини «Кошки»

13

1

12

Концерт

8

«Полька-дедушка»

15

1

14

зачет

9

Австрийский народный свадебный марш

15

1

14

Выступле-ние

Итого

72

10

62

 

 

Третий год обучения.

Название темы

Всего часов

В том числе

Формы контроля/

аттестации

Теория

Прак-тика

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

1

1

-

Беседа

2

Нотная грамота

2

1

1

Опрос

3

Знакомство с инструментами, история, устройство

2

1

1

беседа

4

Посадка, положение инструмента, постановка рук

2

1

1

Наблюде-ние

5

Изучение дополнительных ударных и духовых инструментов оркестра

9

2

7

Техничес-кий зачет

6

В.Андреев «Светит месяц»

32

1

31

концерт

7

Е.Дога Вальс из к\ф «Мой ласковый и нежный зверь»

32

1

31

Выступле-ние

8

Обработка С.Яковлева «Яблочко»

32

1

31

концерт

9

С.Яковлев «2 русские песни»

32

1

31

концерт

Итого

144

10

134

 

Четвертый год обучения.

Название темы

Всего часов

В том числе

Формы контроля/

аттестации

Теория

Прак-тика

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

1

1

-

Беседа

2

Нотная грамота

2

1

1

Опрос

3

Знакомство с инструментами, история, устройство

2

1

1

Беседа

4

Посадка, положение инструмента, постановка рук

2

1

1

наблюдение

5

Изучение дополнительных ударных и духовых инструментов оркестра

9

2

7

Техничес-кий зачет

6

Л.Шифрин «Миссия невыполнима»

32

1

31

концерт

7

В.Золотарёв «Марш солдатиков»

32

1

31

концерт

8

С.Яковлев «Тимоня»

32

1

31

концерт

9

Попурри на гармошках (Во саду, Кукушка)

32

1

31

Выступле-ние

Итого

144

10

134

 

 

Пятый год обучения.

Название темы

Всего часов

В том числе

Формы контроля/

аттестации

Теория

Прак-тика

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

1

1

-

беседа

2

Нотная грамота

2

1

1

Опрос

3

Знакомство с инструментами, история, устройство

2

1

1

беседа

4

Посадка, положение инструмента, постановка рук

2

1

1

наблюдение

5

Изучение дополнительных ударных и духовых инструментов оркестра

9

2

7

Технический зачет

6

Ф.Лемарк «Париж»

22

1

21

концерт

7

Воздушная кукуруза

22

1

21

концерт

8

М.Жар, обр.С.Яковлев «Доктор Живаго»

22

1

21

Концертное выступление

9

С.Рахманинов «Итальянская полька»

22

1

21

Концертное выступление

10

повторение 14 пьес 1-4 годов обучения

40

1

39

Концертное выступление

Итого

144

11

133

 

 

Шестой год обучения.

Название темы

Всего часов

В том числе

Формы контроля/

аттестации

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

1

1

-

Беседа

2

Нотная грамота

2

1

1

Контр зад

3

Знакомство с инструментами, история, устройство

2

1

1

Беседа

4

Посадка, положение инструмента, постановка рук

2

1

1

Наблюдение

5

Изучение дополнительных ударных и духовых инструментов оркестра

9

2

7

Технический зачет

6

Б.Мокроусов «Неуловимые мстители», инстр.С.Яковлев

22

1

21

Концертное выступление

7

А.Хачатурян «Маскарад»

22

1

21

Концерт

8

Л.Малиновский «Русская миниатюра»

22

1

21

Концертное выступление

9

«Казачок»

22

1

21

Выступление

10

Повторение 18 партий 1-5 годов обучения

40

1

39

Академический концерт

Итого

144

10

134

 

 

 

Седьмой год обучения.

Название темы

Всего часов

В том числе

Формы контроля/

аттестации

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

1

1

-

Беседа

2

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

1

1

-

Беседа

3

Нотная грамота

2

1

1

Опрос

4

Знакомство с инструментами, история, устройство

2

1

1

Беседа

5

Посадка, положение инструмента, постановка рук

2

1

1

Беседа

6

С.Яковлев Весёлое попурри «Минута славы»

23

1

22

Технический зачет

7

Г.Манчини «Розовая пантера»

23

1

22

выступление

8

Обработка С.Яковлев «70 лет Победы»

23

1

22

Концертное выступление

9

Повторение 22 партии 1-6 годов обучения

67

1

66

Академический концерт

Итого

144

9

135

 

 

Содержание.

Первый год обучения

Тема 1. Вводное занятие – 1 час.

Теория: Инструктаж по технике безопасности.Знакомство с планами на учебный год.

Тема 2. Нотная грамот. – 2 часа.

Теория: Освоение нотной грамоты. Развитие слуха и ритма.

Практика: Определение нот, ключей. Отстукивание длительностей и ритмов.

Тема 3. Знакомство с инструментами. - 2 часа.

Теория: Знакомство с инструментами оркестра (шумовые), история, устройство.

Практика: Способы звукоизвлечения (штрихи). Первые простые упражнения.

Тема 4. Посадка, положение инструмента - 2 часа.

Теория: Объяснение правильной посадки.

Практика: Посадка, постановка рук, положение тела.

Тема 5. Белорусский танец «Янка» - 15 часов.

Теория: Объяснение формы, содержания, динамики, темпа, кульминации и дирижёрских жестов (ауфтакт, тактирование, окончание).

Практика: Синхронное начало, исполнение и окончание. Самоконтроль.

Тема 6. Танец маленьких утят – 15 часов.

Теория: Объяснение формы и содержания, закрепление первых знаний о жестах дирижёра.

Практика: Совместное исполнение. Взаимопонимание, умение слышать другие партии.

Второй год обучения.

Тема 1. Вводное занятие – 1 час.

Теория: Инструктаж по технике безопасности.Знакомство с планами на учебный год. Повторение.

Тема 2. Нотная грамота - 2 часа.

Теория: Закрепление знаний нотной грамоты. Развитие слуха и ритма.

Практика: Определение нот, ключей, знаков. Исполнение нотных примеров длительностей и ритмов.

Тема 3. Знакомство с инструментами - 2 часа.

Теория: Знакомство с инструментами оркестра (шумовые), упражнения.

Практика: Способы звукоизвлечения (штрихи). Простые упражнения.

Тема 4. Посадка, положение инструмента -2 часа.

Теория: Объяснение правильной посадки.

Практика: Посадка, постановка рук, положение тела.

Тема 5. Изучение дополнительных ударных и духовых инструментов оркестра -  10 часов.

Теория: Объяснение, показ способов игры, аппликатуры на духовых

Практика: Исполнение оркестровых пьес с участием дополнительных инструментов.

Тема 6. В.Андреев «Вальс» -  13 часов.

Теория: Объяснение формы, содержания, динамики, темпа, кульминации и дирижёрских жестов

Практика. Синхронное начало, исполнение и окончание. Самоконтроль

Тема 7. «Полька-дедушка» - 13 часов.

Теория: Объяснение формы и содержания, закрепление знаний о жестах дирижёра.

Практика: Совместное исполнение. Взаимопонимание, умение слышать другие партии.

Тема 8. Россини «Кошки» - 15 часов.

Теория: Объяснение формы, содержания, темпов, динамики.

Практика: Совместное исполнение, отработка синхронности, умение слышать мелодию.

Тема 9. Австрийский народный свадебный марш -  15 часов.

Теория: Объяснение формы, содержания, темпов, динамики.

Практика: Совместное исполнение, отработка чистоты исполнения текста.

 

Третий год обучения.

Тема 1. Вводное занятие – 1 час.

Теория: Инструктаж по технике безопасности.Знакомство с планами на учебный год. Повторение.

Тема 2. Нотная  грамота - 2 часа.

Теория.  Закрепление знаний нотной грамоты. Развитие слуха и ритма.

Практика.  Определение нот, ключей, знаков. Исполнение нотных примеров длительностей и ритмов

Тема 3. Знакомство с  инструментами. 2 часа.

Теория.Знакомство с инструментами оркестра (шумовые), упражнения.

Практика.  Способы звукоизвлечения (штрихи).  Упражнения.

Тема 4. Посадка, положение инструмента -  2 часа.

Теория. Объяснение правильной посадки.

Практика. Посадка, постановка рук, положение тела.

Тема 5. Изучение дополнительных ударных и духовых инструментов оркестра -  10 часов.

Теория. Объяснение, показ способов игры, аппликатуры  на духовых

Практика. Исполнение оркестровых пьес с участием дополнительных инструментов.

Тема 6. В.Андреев «Светит месяц» -  32 часа.

Теория. Объяснение формы, содержания, темпов, динамики.

Практика. Совместное исполнение, отработка чистоты исполнения текста.

Тема 7.  Е. Дога «Мой ласковый и нежный зверь» -  32 часа.

Теория.  Форма, содержание, темп, динамика.

Практика. Совместное исполнение, отработка чистоты исполнения текста, характера.

Тема 8.  С. Яковлев «Яблочко» -  32 часа.

Теория.  Форма, содержание, темп, динамика.

Практика. Совместное исполнение, отработка чистоты исполнения текста, характера.

Тема 9.  С.Яковлев «2 русские песни» -  32 часа.

Теория.  Форма, содержание, темп, динамика.

Практика.  Совместное исполнение, отработка точности исполнения текста, характера.

Четвертый год обучения.

Тема 1. Вводное занятие – 1 час.

Теория: Инструктаж по технике безопасности.Знакомство с планами на учебный год. Повторение.

Тема 2. Нотная  грамота - 2 часа.

Теория.  Закрепление знаний нотной грамоты. Развитие слуха и ритма.

Практика.  Определение нот, ключей, знаков. Исполнение нотных примеров длительностей и ритмов.

Тема 3. Знакомство с  инструментами -  2 часа.

Теория. Знакомство с инструментами оркестра (шумовые), упражнения.

Практика.  Способы звукоизвлечения (штрихи).  Упражнения.

Тема 4. Посадка, положение инструмента -  2 часа.

Теория. Объяснение правильной посадки.

Практика. Посадка, постановка рук, положение тела.

Тема 5. Изучение дополнительных ударных и духовых инструментов оркестра -  10 часов.

Теория. Объяснение, показ способов игры, аппликатуры  на духовых

Практика. Исполнение оркестровых пьес с участием дополнительных инструментов

Тема 6.  Л.Шифрин «Миссия невыполнима» -  32 часа.

Теория. Объяснение формы, содержания, темпов, динамики.

Практика. Совместное исполнение, отработка чистоты исполнения текста.

Тема 7.  В. Золотарёв «Марш солдатиков» -  32 часа.

Теория.  Форма, содержание, темп, динамика.

Практика. Совместное исполнение, отработка чистоты исполнения текста, характера.

Тема 8.  С. Яковлев «Тимоня» -  32 часа.

Теория.  Форма, содержание, темп, динамика.

Практика. Совместное исполнение, отработка чистоты исполнения текста, характера.

Тема 9.  С. Яковлев «Попурри на гармошках» - 32 часа.

Теория.  Форма, содержание, темп, динамика.

Практика.  Совместное исполнение, отработка точности исполнения текста, характера. 

Пятый год обучения.

Тема 1. Вводное занятие – 1 час.

Теория: Инструктаж по технике безопасности.Знакомство с планами на учебный год. Повторение.

Тема 2. Нотная  грамота - 2 часа.

Теория.  Закрепление знаний нотной грамоты. Развитие слуха и ритма.

Практика.  Определение нот, ключей, знаков. Исполнение нотных примеров длительностей и ритмов.

Тема 3. Знакомство с  инструментами - 2 часа.

Теория. Знакомство с инструментами оркестра (шумовые), упражнения.

Практика.  Способы звукоизвлечения (штрихи).  Упражнения.

Тема 4. Посадка, положение инструмента - 2 часа.

Теория. Объяснение правильной посадки.

Практика. Посадка, постановка рук, положение тела.

Тема 5. Изучение дополнительных ударных и духовых инструментов оркестра -  9 часов.

Теория. Объяснение, показ способов игры, аппликатуры  на духовых инструментах.

Практика. Исполнение оркестровых пьес с участием дополнительных инструментов.

Тема 6. Ф. Лемарк «Париж» -  22 часа.

Теория. Объяснение формы, содержания, темпов, динамики.

Практика. Совместное исполнение, отработка чистоты исполнения текста.

Тема 7.  Обработка С.Яковлева «Воздушная кукуруза» - 22 часа.

Теория.  Форма, содержание, темп, динамика.

Практика. Совместное исполнение, отработка чистоты исполнения текста, характера.

Тема 8.  С.Рахманинов «Итальянская полька» -  22 часа.

Теория.  Форма, содержание, темп, динамика.

Практика. Совместное исполнение, отработка чистоты исполнения текста, характера.

Тема 9.  М. Жар, обработка С.Яковлев «Доктор Живаго» -  22 часа.

Теория.  Форма, содержание, темп, динамика.

Практика.  Совместное исполнение, отработка точности исполнения текста, характера. 

Тема 10. Повторение 14 пьес 1 - 4 годов обучения -  41 час.

Теория. Напоминание характера произведений.

Практика. Исполнение произведений.

Шестой год обучения.

Тема 1. Вводное занятие – 1 час.

Теория: Инструктаж по технике безопасности.Знакомство с планами на учебный год. Повторение.

Тема 2. Нотная  грамота - 2 часа.

Теория.  Закрепление знаний нотной грамоты. Развитие слуха и ритма.

Практика.  Определение нот, ключей, знаков. Исполнение нотных примеров длительностей и ритмов

Тема 3. Знакомство с  инструментами -  2 часа.

Теория. Знакомство с инструментами оркестра (шумовые), упражнения.

Практика.  Способы звукоизвлечения (штрихи).  Упражнения.

Тема 4. Посадка, положение инструмента -  2 часа.

Теория. Объяснение правильной посадки.

Практика. Посадка, постановка рук, положение тела.

Тема 5. Изучение дополнительных ударных и духовых инструментов оркестра -  10 часов.

Теория. Объяснение, показ способов игры, аппликатуры  на духовых

Практика. Исполнение оркестровых пьес с участием дополнительных инструментов

Тема 6. Б.Мокроусов «Неуловимые мстители» - 22 часа.

Теория. Объяснение формы, содержания, темпов, динамики.

Практика. Совместное исполнение, отработка чистоты исполнения текста.

Тема 7.  А.Хачатурян «Маскарад» -  22 часа.

Теория.  Форма, содержание, темп, динамика.

Практика. Совместное исполнение, отработка чистоты исполнения текста, характера.

Тема 8.  Л.Малиновский «Русская миниатюра» - 22 часа.

Теория.  Форма, содержание, темп, динамика.

Практика. Совместное исполнение, отработка чистоты исполнения текста, характера.

Тема 9.  Обработка С.Яковлева «Казачок» - 22 часа

Теория.  Форма, содержание, темп, динамика.

Практика. Совместное исполнение, отработка чистоты исполнения текста, характера.

Тема 10. Повторение 18 пьес 1 - 5 годов обучения -  40 часов.

Теория. Напоминание характера произведений.

Практика. Исполнение произведений.

Седьмой год обучения.

Тема 1. Вводное занятие – 1 час.

Теория: Инструктаж по технике безопасности.Знакомство с планами на учебный год. Повторение.

Тема 2. Нотная  грамота - 2 часа.

Теория.  Закрепление знаний нотной грамоты. Развитие слуха и ритма.

Практика.  Определение нот, ключей, знаков. Исполнение нотных примеров длительностей и ритмов.

Тема 3. Знакомство с  инструментами -  2 часа.

Теория. Знакомство с инструментами оркестра (шумовые), упражнения.

Практика.  Способы звукоизвлечения (штрихи).  Упражнения.

Тема 4. Посадка, положение инструмента -  2 часа.

Теория. Объяснение правильной посадки.

Практика. Посадка, постановка рук, положение тела.

Тема 5. Изучение дополнительных ударных и духовых инструментов оркестра -  10 часов.

Теория. Объяснение, показ способов игры, аппликатуры  на духовых

Практика. Исполнение оркестровых пьес с участием дополнительных инструментов.

Тема 6. Г. Манчини «Розовая пантера» -  22 часа.

Теория. Объяснение формы, содержания, темпов, динамики.

Практика. Совместное исполнение, отработка чистоты исполнения текста.

Тема 7.  С.Яковлев Весёлое попурри «Минуты славы» - 22 часа.

Теория.  Форма, содержание, темп, динамика.

Практика. Совместное исполнение, отработка чистоты исполнения текста, характера.

Тема 8.  С.Яковлев «70 лет Победы» - 22 часа.

Теория.  Форма, содержание, темп, динамика.

Практика. Совместное исполнение, отработка чистоты исполнения текста, характера.

Тема 9. Повторение 22 пьес 1 - 6 годов обучения - 62 часа.

Теория. Напоминание характера произведений.

Практика. Исполнение произведений.

 

Методическое обеспечение программы

Методы, используемые при реализации программы. Для успешного проведение занятия необходимо найти наиболее эффективные методы передачи знаний учащимся. В ходе реализации данной программы используются следующие методы: метод прослушивания материала; метод устного отчёта учащегося; методы изложения нового материала:  метод инструктажа; метод тренировки.

Методика обучения игре в оркестре сходна с методикой обучения индивидуальной игре и в ансамбле. Дети, которые играют па инструментах,  выучивают свои партии, начиная с осознания направления движения мелодии.

Все это накапливает художественные впечатления в сознании ученика и стимулирует развитие его творческого мышления и музыкального вкуса.

Дидактический материал: в беседах о музыке используются показы таблиц на доске, рисунков из учебников, слушание музыкальных фрагментов. Прослушивание и просмотр записей предыдущих концертов оркестра, разбор ошибок.

Кабинет для обучения: Для обучения требуется кабинет с хорошей звукоизоляцией.

Инструменты, материалы и приспособления.

Основные музыкальные группы оркестра:

  1. Домры (малые I-II, альты I-II, басы);
  2. Балалайки (прима, секунда, альт, бас, контрабас);
  3. Баяны I-П-Ш, аккордеоны I-II.

Вспомогательные музыкальные группы:

1.   Ударные (малый и большой барабаны, тарелка, бубен, коробочка, колокольчик) и  шумовые  инструменты  (ложки, трещотки, бич, пила, стиральная доска и т.п.);

2.     Народные духовые инструменты (жалейка, брёлка, свирель, лудда).

Инструменты:

-         балалайка прима                               5-10 шт. 

-         балалайка секунда                            3-5 шт.

-         балалайка альт                                  3-5 шт.

-         балалайка бас                                    2 шт.

-         контрабас                                           2 шт.

-         домра прима                                     6-10 шт.

-         домра альт                                        3-5 шт.

-         домра бас                                          2-3 шт.

-         баян                                                     4-5 шт.

-         аккордеон                                           2-3 шт.

Ударные:

 

-         бубен                                                 2-3 шт.

-         малый барабан                                 1 шт

-         кастаньеты                                        

-         бич                            

-         тарелка                                                                              

-         треугольник

-         колокольчик

Духовые:

-      жалейки                                    2-3 шт.

 

Список литературы для педагога

Большаков А. Организация и руководство оркестром народных инструментов. Киев, 1979.
Васильев Ю., Широков А. Рассказы о русских народных инструментах. М., 1976.
Вуд Г. О дирижировании. М., 1958.
Гинзбург Л. Избранное. М., 1981.
Еремиаш О. Практические советы по дирижированию. М.:«Музыка», 1964.
Иванов-Радкевич А. О воспитании дирижера. М., 1973.
Канерштейн М. Вопросы дирижирования. М.: «Музыка», 1972.

Каргин А. Работа с самодеятельным оркестром русских народных инструментов. М.: «Музыка», 1982.

Класс ансамбля народных инструментов. Оркестровый класс. Программы для детских музыкальных школ и вечерних школ общего музыкального образования.

Махов И. Оркестр русских народных инструментов в музыкальной школе. М., 1971.

Оркестровый класс. Класс ансамбля народных инструментов. Программы для детских и вечерних музыкальных школ. М., 1972.

Розанов В. Инструментоведение: Пособие для руководителей оркестров русских народных инструментов. М., 1981.
Соколов Ф. В.В. Андреев и его оркестр. Л.: Музгиз, 1972.
Теплов Б. Психология музыкальных способностей: Избранные труды: В 2 т. М., 1985.
 Теплов Б. Психология музыкальных способностей: Избранные труды: В 2 т. М., 1985.
Чунин В. Современный русский народный оркестр. М., 1981.
 

Список литературы для  обучающихся

 

Агажанов А. «Русские народные музыкальные инструменты»  М., 1981.

Банин А. А.  «Русская инструментальная музыка фольклорной традиции». М., 1989.
Бормотов В.Н. Играет оркестр русских народных инструментов:  Репертуарный сборник. М.,2003.
Васильев Ю., Широков À. Рассказы о русских народных инструментах. М., 1976.
Гинзбург Л. Избранное. М., 1981.

Оркестр русских народных инструментов в школе и на эстраде. Классическая музыка. М.: Нота, 2006.

Оркестр русских народных инструментов в школе и на эстраде. Народно-инструментальная музыка. М.: Нота, 2006.

Попонов В. Б.  «Русская народная инструментальная музыка»  М., 1987.

 

 

 

 

Авторизация