Версия для слабовидящих

Программа «Класс баяна (аккордеона) в студии оркестре русских народных инструментов»

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Класс баяна (аккордеона) в студии оркестре русских народных инструментов»  - базовый уровень сложности, имеет художественную направленность,так как русское народное инструментальное исполнительство занимает одно из ведущих мест в системе музыкально – эстетического воспитания. 
Даная образовательная программаразработана на основе программы Говорушко П.И. «Школа игры на баяне (аккордеоне)», рекомендованной Министерством образования РФ. Программа модифицирована и адаптирована к условиям образовательной среды ДД(Ю)Т педагогом дополнительного образования Яковлевым С. И.,  реализуется в учебной группе «класс баяна/аккордеона» ДД(Ю)Т им. Лени Голикова, является рабочей программой педагога. 

Данная программа оформлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,   методическими рекомендациями Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242, с учетом требований Положения о порядке оформления программ  дополнительного образования  детей в образовательных учреждениях Великого Новгорода. А также, в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 г. Москва «Об утверждении  СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»» и информационного письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 11.12.06 № 06-1844.

Педагогическая целесообразность. Музыкальное фольклорное творчество, как одна из граней художественной культуры народа, является особой формой эстетического отношения человека к окружающему миру. Системный характер народной культуры создает в педагогическом процессе благоприятные условия для вовлечения детей в разнообразную художественную деятельность. Обучение ребенка музыкальным видам народного искусства эффективно формирует его мышление, способствует всестороннему раскрытию творческого потенциала, интеллектуальному, нравственно-эстетическому развитию.

Закономерно, что обращение общества к своему музыкальному наследию с целью вовлечения его в учебно-воспитательный процесс не обошло вниманием такую важную составляющую народного творчества, как исполнительство на самобытных национальных инструментах. Особое место в системе музыкальных инструментов русской фольклорной традиции занимает баян. Реализация данной программы способствует развитию личности обучающегося, приобщению к музыкальным художественным ценностям, знакомит с традициями русского народа, формирует практические исполнительские навыки игры на инструменте.

Актуальность. В настоящее время отмечается необходимость и актуальность приобщения детей к практике традиционного народного музицирования.

Сегодня в обществе наблюдается тенденция к увеличению интереса к народному, этническому самосознанию, что обуславливает актуальность изучения и развития традиций национальной культуры. Все больше и больше людей интересуются национальными русскими традициями, всем тем лучшим, что накоплено народом за многие тысячелетия. Обучение игре на народных инструментах, и в частности на баяне (аккордеоне) позволяет удовлетворить потребность подрастающего поколения в приобщении к национальным традициям, воспитать чувство гордости за русскую культуру.

Цель - Развитие творческих и исполнительских способностей учащегося через формирование навыков игры на баяне или аккордеоне, подготовить исполнителя-артиста детского оркестра русских народных инструментов, помочь формированию эстетически грамотной личности воспитанника.

Задачи.

Обучающие:

ü    овладеть исполнительскими навыками игры на баяне (аккордеоне);

ü     овладеть основами музыкальной грамоты;

ü    овладеть навыками совместного музицирования (в оркестре, ансамбле);

Развивающие:

ü    создать условия для развития личности ребёнка;

ü    развитие способностей творчески одаренных детей;

ü    развить у детей интерес и любовь к народной, классической и современной музыке;

ü    развить основные музыкальные способности учащихся (слух, ритм, музыкальную память и др.).

Воспитательные:

ü     воспитать артиста оркестра через активную концертную деятельность;

ü    воспитать у учащихся сознательное отношение к музыкально-творческой деятельности, воспитать их активными пропагандистами музыкального искусства (публичные выступления, игра в ансамблях, оркестре народных инструментов);

ü    воспитание трудолюбия;

ü    любви к своей Родине, уважение к своей истории.

Особенности программы. Учитывая специфику работы учреждения дополнительного образования, в типовую программу внесены коррективы на уровне изменения объема изучаемого материала, обновления и расширения репертуара, его критический отбор в соответствии поставленными педагогическими целями обучения. В рамках модификации программы срок ее реализации был увеличен с 5 до 7 лет.

Другими важными отличительными особенностями являются: отсутствие возрастного ценза – за одним пультом 7-летний и 18-летний учащиеся; концерт – одна из форм обучения; после овладения первыми навыками игры на баяне (аккордеоне) начинается изучение оркестровых партий на уроках по специальности, т.к. оркестр - это основной предмет студии; подготовка юного исполнителя оркестра, но т.к. для оркестра требуется не более 5 баянистов, то во II полугодии 1 года обучения и в начале второго года обучения происходит переквалификация баянистов, не играющих в оркестре на баянах, на один из инструментов аккомпанирующей группы (домра-бас, балалайка-бас, контрабас, балалайка-секунда, альт, ударные, духовые). Эти ребята в оркестре будут играть на аккомпанирующих инструментах, но при этом будут продолжать изучать основной инструмент баян или аккордеон для своего общего развития, а в дальнейшем могут постепенно овладеть оркестровым репертуаром и на баяне. Познав основы игры на баяне, дети очень быстро овладевают вторыми инструментами. (Как иностранные языки – каждый следующий язык даётся в 2 раза легче предыдущего) В оркестре же играют на баянах и аккордеонах наиболее способные; к работе над внешним обликом юного артиста оркестра, его эмоциональностью, артистизмом привлекается профессиональный режиссёр; принимаются в класс баяна практически все желающие с 7 лет у программы оригинальный концертный репертуар.

Возраст детей участвующих в реализации, данной дополнительной образовательной программы 7-17 лет.

Сроки реализации образовательной программы – 7 лет обучения. 1- 4 год два занятия в неделю всего - 72 часа в год. На 5-7 году - одно занятие в неделю всего - 36 часов в год.

Программа обучения делится на 2 этапа:

I этап подготовительный - 1, 2 года обучения (дети 7 (10) – 8 (11) лет), на данном этапе происходит становление и развитие интереса к инструментальному исполнительству и коллективному музицированию.

II этап основной – 3 – 7   года обучения (дети 9 (12) – 15 (17) лет), на данном этапе происходит развитие навыков и умений исполнительского мастерства, формирование оркестрового состава исполнителей, ведется концертная деятельность и профориентационная подготовка.

Фомы и режим занятий.Содержание программы ориентировано на индивидуальную работу.

Основной формой учебной и воспитательной работы в классе является индивидуальное занятие педагога с учащимся. Однако наряду с традиционной индивидуальной формой проведения занятия возможны также занятия в  малых группах, при которых время занятия целиком или какая-либо его часть используется на занятия с двумя, тремя обучающимися одновременно. 
Начиная со 2-го года обучения и из наиболее успевающих учащихся 1-го года могут быть сформированы ансамбли (дуэт, трио, квартет и др.).
Наряду с кабинетной формой используются и внеурочные формы занятий с учащимися: посещение и обсуждение концертов, прослушивание аудио и видеокассет с записями своих выступлений, а также известных исполнителей, оркестров, творческие встречи с другими коллективами и т. д. Программа также предусматривает самостоятельную работу детей дома. 

Продолжительность занятия 1-3 год обучения 30 минут, 4-7 год обучения – 45 минут.

Ожидаемые результаты на каждый год.

1 год обучения.

По окончании учащийся должен знать и уметь:

ü    Основы нотной грамоты.

ü    Посадку. Постановку рук.

ü    Положение инструмента.

ü     Звукоизвлечение (удар, нажим).

ü    Штрихи (легато, стаккато, нон легато), динамика (форте, пиано).

ü    Технику смены меха. Гаммы, арпеджио, аккорды в 2 октавы правой рукой (баян с 3-х рядов) (аккордеон до одного знака).

ü    Гамму До-мажор левой рукой.

ü    2-4 разнохарактерных пьесы (этюда) и 2-4 пьесы из оркестрового репертуара на баяне\ аккордеоне или на дополнительном оркестровом инструменте (балалайки секунда, альт, бас, ударные).

2 год обучения.       

По окончании учащийся должен знать и уметь:

ü    Более широкий круг музыкальных образов.

ü    Творческое восприятие музыки.

ü    Работать в сотворчестве с коллективом, с педагогом.

ü    Владеть навыком самостоятельного разбора.

ü    Историю музыки, композиторов, жанры, формы.

ü    Обладать навыками музыкального слуха и музыкальных способностей, чувства ансамбля.

ü    Гамма До-мажор двумя руками.

ü    Соль и Фа-мажор правой рукой, Ля минор правой рукой.

ü    Арпеджио, аккорды До, Соль, Фа-мажор.

ü    2-4 разнохарактерные пьесы (этюда).

ü    4 партии из оркестрового репертуара (всего за 2 года 6 партий).

3 год обучения.

По окончании учащийся должен знать и уметь:

ü    Расширение интереса к музыке.

ü    Усложненный репертуар, упражнения.

ü    Понимать художественной цели.

ü    Обладать навыком самоконтроля при исполнении.

ü    Обладать навыком самостоятельности (разбор нотного текста, подбор аппликатуры).

ü    Осмыслить фразы, предложения, пьесы в целом.

ü    Выразительно играть с пониманием характера музыки.

ü    Концертный оркестровый репертуар.

ü    Мажорные гаммы до 2-х знаков.

ü    Арпеджио и аккорды двумя руками, минорные гаммы Ля, Ми мелодические и гармонические правой рукой.

ü    Длинные арпеджио правой рукой.

ü    2-4 пьесы (этюды). 4 партии из оркестрового репертуара.

ü    Всего за 3 года 10 пьес из оркестрового репертуара.

4 год обучения.

По окончании учащийся должен знать и уметь:

ü    Закрепление и развитие навыков, полученных за три года.

ü    Осознанно играть.

ü    требования к качеству звука.

ü    Твердые теоретические знания.

ü    Самоконтроль при исполнении.

ü    Читка с листа легких пьес.

ü    Оркестровый репертуар.

ü    Мажорные гаммы двумя руками до 3-х знаков.

ü    Минорные гаммы Ля, Ми, Ре. Мажорные и минорные арпеджио и аккорды,

ü    2-4 пьесы (этюда), 4 партии из оркестрового репертуара, всего 14 партий за 4 года, т.е. большая часть репертуара оркестра.

5 год обучения.

По окончании учащийся должен знать и уметь:

ü    Твердые теоретические знания.

ü    Владеть различными видами техники.

ü    Владеть навыком самостоятельного разбора нотного текста.

ü    Играть на слух.

ü    Обладать навыками артистичности.

ü    Знание почти всего оркестрового репертуара.

ü    От технических задач к художественным.

ü    3-5 сольных пьес, оркестровый репертуар весь, т.е. около 20 произведений.

ü    Гаммы, арпеджио, аккорды мажорные и минорные.

6 год обучения.

По окончании учащийся должен знать и уметь:

ü    Совершенствование технического мастерства: гаммы, арпеджио, аккорды, упражнения, этюды.

ü    Обладать навыками артистичности.

ü    Чтение с листа пьес 3-5 класса.

ü    Самостоятельная постановка художественной цели в разнохарактерных пьесах.

ü    4-6разнохарактерных пьес.

ü    Работа над качеством исполнения всего оркестрового репертуара.

ü    Наличие сольного репертуара.

7 год обучения.

По окончании учащийся должен знать и уметь:

ü    технические, теоретические и художественные знаний за 6 лет.

ü    Социальная и профессиональная ориентация.

ü    Хорошие знания в области музыкальной культуры Новгорода, России и народов мира.

ü    Уверенность на сцене и репетиции.

ü    Помощь младшим.

ü    Качество игры.

ü    Владеть сольным репертуаром и знать весь оркестровый репертуар.

          Порядок и содержание аттестации определены Положением о текущем контроле и промежуточной аттестации Учреждения. Педагог использует различные формы и методы текущего контроля (аттестации) с целью коррекции формирующихся умений обучающегося и ликвидации пробелов в его предметных знаниях. Промежуточная аттестация осуществляется следующим образом:  1 год обучения, Iполугодие: Декабрь. Академический концерт. Исполнение 1-2 сольных пьес. IIполугодие: Апрель. Технический зачёт. 2 партии оркестра. Май. Академический концерт. Исполнение 1-2 сольных пьес и 2 оркестровых партий ансамблем или с оркестром.  2 – 7 года обучения, Iполугодие: Декабрь. Академический концерт. 1-2 сольные пьесы. IIполугодие: Апрель. Технический зачёт. 2-3 партии из репертуара оркестра, чтение нот с листа. Май. Академический концерт. 1-2 сольные пьесы.

Итоговая аттестация происходит по окончании 7 года обучения.  Конечный результат обучения - это баянист или аккордеонист - исполнитель любительского оркестра русских народных инструментов, имеющий навыки, позволяющие ему продолжить обучение в СУЗе. Эстетически грамотный, способный к сотворчеству, социально и профессионально определившийся, имеющий представление о русской и мировой культуре.

На зачёте (концерте) дети оцениваются по пятибалльной системе:

ü    Оценка «отлично» ставится, если произведение исполнено без ошибок, в нужном темпе, выразительно.

ü    Оценка «отлично-минус» ставится, если произведение исполнено без ошибок, но не выразительно или с незначительными ошибками.

ü    Оценка «хорошо» ставится, если произведение исполнено с незначительными ошибками.

ü    Оценка «хорошо-минус» ставится, если произведение исполнено с незначительными ошибками, не выразительно.

ü    Оценка «удовлетворительно» ставится, если произведение исполняется с ошибками.

ü    Оценка «неудовлетворительно» ставится, если произведение не выучено или исполняется с многочисленными ошибками, остановками.

Учебно-тематический план

                       Первый год обучения

Название темы

Всего часов

В том числе

Формы аттестации/контроля

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

1

1

-

беседа

2

Нотная грамота.

6

3

3

опрос

3

Знакомство с инструментом, история, устройство.

2

1

1

беседа

4

Посадка, положение инструмента, постановка рук.

2

1

1

наблюдение

5

Гамма До-мажор, арпеджио, аккорды.

4

1

3

Технический зачет

6

Гамма Соль-мажор.

4

1

3

зачет

7

Гамма Фа-мажор

4

1

3

Зачет

8

Изучение сольных пьес, этюдов, упражнений

19

4

15

Концертное выступление

9

Изучение оркестровых пьес

30

5

25

Академический концерт

Итого

72

18

54

 

Второй год обучения.

Название темы

Всего часов

В том числе

Формы аттестации/контроля

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

1

1

-

беседа

2

Повторение нотной грамоты

4

2

2

опрос

3

Гаммы, арпеджио, аккорды До, Соль, Фа-мажор (двумя руками), упражнения.

10

1

9

Технический зачет

4

Изучение сольных пьес, этюдов, упражнений

20

5

15

Академичес-кий концерт

5

Изучение оркестровых пьес

30

5

25

концерт

6

Чтение нот с листа

7

2

5

зачет

Итого

72

16

56

 

Третий год обучения.

Название темы

Всего часов

В том числе

Формы аттестации/контроля

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

1

1

-

Беседа

2

Повторение нотной грамоты

4

2

2

Опрос

3

Гаммы, арпеджио, аккорды До, Соль, Фа-мажор (двумя руками), ля-минор натуральный, мелодический, гармонический, упражнения.

10

1

9

Технический зачет

4

Изучение сольных пьес, этюдов, упражнений

20

5

15

Академический концерт

5

Изучение оркестровых пьес

30

5

25

выступление

6

Чтение нот с листа

7

2

5

зачет

Итого

72

16

56

 

Четвертый год обучения.

Название темы

Всего часов

В том числе

Формы аттестации/контроля

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

1

1

-

беседа

2

Повторение нотной грамоты

4

2

2

опрос

3

Мажорные гаммы, арпеджио, аккорды до 2-х знаков (двумя руками). Гаммы Ля, Ми -минор натуральные, мелодические, гармонические, арпеджио, аккорды, упражнения.

10

1

9

Технический зачет

4

Изучение сольных пьес, этюдов, упражнений

20

5

15

Академический концерт

5

Изучение оркестровых пьес

30

5

25

выступление

6

Чтение нот с листа

7

2

5

зачет

Итого

72

16

56

 

Пятый год обучения.

Название темы

Всего часов

В том числе

Формы аттестации/контроля

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

1

1

-

Беседа

2

Повторение нотной грамоты

1

-

1

Опрос

3

Мажорные и минорные гаммы до 3-х знаков, арпеджио, аккорды, упражнения.

4

2

2

Технический зачет

4

Индивидуальный репертуар пьесы, этюды, упражнения

15

2

13

Академический концерт

5

Оркестровый репертуар

15

2

13

выступление

Итого

36

7

29

 

Шестой год обучения.

Название темы

Всего часов

В том числе

Формы аттестации/контроля

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

1

1

-

Беседа

2

Повторение нотной грамоты

1

-

1

опрос

3

Мажорные и минорные гаммы до 4-х знаков, арпеджио, аккорды, упражнения.

4

2

2

Технический зачет

4

Индивидуальный репертуар пьесы, этюды, упражнения

15

2

13

Академический концерт

5

Оркестровый репертуар

15

2

13

выступление

Итого

36

7

29

 

Седьмой год обучения.

Название темы

Всего часов

В том числе

Формы аттестации/контроля

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

1

1

-

Беседа

2

Повторение нотной грамоты

1

-

1

опрос

3

Мажорные и минорные гаммы до 5-ти знаков, арпеджио, аккорды, упражнения.

4

2

2

Технический зачет

4

Индивидуальный репертуар пьесы, этюды, упражнения

15

2

13

Академический концерт

5

Оркестровый репертуар

15

2

13

выступление

Итого

36

7

29

 

 

Содержание.

Первый год обучения

Тема 1. Вводное занятие – 1 час.

Теория: Инструктаж по технике безопасности.Знакомство с планами на учебный год.

Тема 2. Нотная грамота. – 6 часов.

Теория: Освоение нотной грамоты. Развитие слуха и ритма. Изучение инструмента. Выработка навыков самостоятельного разбора нотного текста и разучивание простых произведений. Изучение первых оркестровых пьес. Развитие интереса и вкуса к музыке.

Практика: Написание нот, ключей. Отстукивание длительностей и ритмов.

Тема 3. Знакомство с инструментом, история, устройство – 2 часа.

Теория: Знакомство с инструментом, история, устройство.

Практика: Способы звукоизвлечения (штрихи). Первые простые упражнения из 3 – 5 нот.

Тема 4. Посадка, положение инструмента, постановка рук - 2 часа.

Теория: Объяснение, запись в тетрадь.

Практика: Показ, подгон ремней, расслабляющие упражнения. Постановка аппарата.

Тема 5. Гамма До-мажор, арпеджио, аккорды - 4 часа.

Теория: Объяснение, показ.

Практика: практическое исполнение в начале каждого урока в качестве разминки мышц.

Тема 6. Гамма Соль-мажор - 4 часа.

Теория: Объяснение, показ.

Практика: практическое исполнение в начале каждого урока в качестве разминки мышц.

Тема 7. Гамма Фа-мажор – 4 часа.

Теория: Объяснение, показ.

Практика: практическое исполнение в начале каждого урока в качестве разминки мышц.

Тема 8. Изучение сольных пьес, этюдов, упражнений -19 часов.

Теория: совместный разбор нотного текста, постановка аппликатуры, динамика, штрихи, смена меха, форма, содержание.

Практика: исполнение на уроках упражнений, этюдов, пьес соло.

Тема 9. Изучение оркестровых пьес – 30 часов.

Теория: отличие игры соло от игры в оркестре. Разбор текста.

Практика: исполнение оркестровых партий на баяне (аккордеоне) или на оркестровом инструменте (балалайка секунда, альт, бас, ударные) в малом ансамбле с педагогом или с другими учащимися (дуэт, трио, квартет).

Примерный репертуар первого года

  1. Р. н. п . «Ва с ил ё к».
  2. Кабалевский Д. "Маленькая полька".
  3. Р.н.п. "Как под горкой".
  4. Беренс Г. Этюд До-мажор.
  5. Р.н.п. "Во саду ли, в огороде".
  6. Черни К. "Этюд".
  7. Глюк К. "Мелодия".
  8. Г.н.п. "Сулико".
  9. Ун.п. "Бандура".

Оркестровый

  1. Белорусский танец "Янка".
  2. "Утята".

Второй год обучения.

Тема 1. Вводное занятие – 1 час.

Теория: Инструктаж по технике безопасности.Знакомство с планами на учебный год. Повторение.

Тема 2. Повторение нотной грамоты - 4 часа.

Теория: Рассказ об основах нотной грамоты.

Практика: Написание нот, ключей, длительностей и ритмов.

Тема 3. Гаммы, арпеджио, аккорды До, Соль, Фа-мажор (двумя руками), упражнения - 10 часов.

Теория: Объяснение, показ, знаки, положение рук.

Практика: Исполнение в начале каждого урока в качестве разминки в течение 3-5 минут.

Тема 4. Изучение сольных пьес, этюдов, упражнений – 20 часов.

Теория: Объяснение, разбор текста, постановка аппликатуры, меха, штрихов, динамики.

Практика: Исполнение на каждом уроке в течение 10-15 минут.

Тема 5. Изучение оркестровых пьес – 30 часов.

Теория: Объяснение, разбор текста, постановка аппликатуры, меха, штрихов, динамики.

Практика: практическое исполнение оркестровых партий на каждом уроке в ансамбле с педагогом или другими воспитанниками.

Тема 6. Чтение нот с листа – 7 часов.

Теория: Самостоятельное определение воспитанниками жанра, тональности, аппликатуры, темпа предложенного нотного текста.

Практика: практическое исполнение музыкального отрезка.

Примерный репертуар второго года

Индивидуальный

  1. Беренс Г. Этюд ля-минор".
  2. Черни К. "Этюд до-мажор".
  3. Р.н.п. "Среди долины ровныя".
  4. Латышская полька.
  5. Р.н.п. "Как у наших у ворот".
  6. Глинка "Жаворонок".
  7. Бетховен "Сурок".

Оркестровый

  1. В.В. Андреев «Вальс».
  2. Дж. Россини «Кошки»
  3. Обработка С. Яковлева «Австрийский марш».
  1. Обработка С. Яковлева «Полька-Дедушка».

Третий год обучения.

Тема 1. Вводное занятие – 1 час.

Теория: Инструктаж по технике безопасности.Знакомство с планами на учебный год. Повторение.

Тема 2. Повторение нотной грамоты - 4 часа.

Теория: Повторение основ нотной грамоты, расширение знаний.

Практика: Написание нот, ключей, длительностей и ритмов.

Тема 3. Гаммы, арпеджио, аккорды До, Соль, Фа-мажор (двумя руками), упражнения - 10 часов.

Теория: Объяснение, показ, знаки, положение рук.

Практика: Исполнение в начале каждого урока в качестве разминки в течение 3-5 минут.

Тема 4. Изучение сольных пьес (этюдов) - 20 часов.

Теория: Объяснение, разбор текста, постановка аппликатуры, меха, штрихов, динамики.

Практика: Исполнение на каждом уроке в течение 10-15 минут.

Тема 5. Изучение оркестрового репертуара - 30 часов.

Теория: объяснение, разбор текста, постановка аппликатуры, меха, штрихов, динамики.

Практика: практическое исполнение оркестровых партий на каждом уроке в ансамбле с педагогом или другими воспитанниками.

Тема 6. Чтение нот с листа - 7 часов.

Теория: Самостоятельное определение воспитанниками жанра, тональности, аппликатуры, темпа предложенного нотного текста.

Практика: практическое исполнение музыкального отрезка.

Примерный репертуар третьего года

Индивидуальный

  1. Беньяминов Б. "Этюд".
  2. У.н.п. "Ехал казак за Дунай".
  3. Б.танец "Крыжачок".
  4. Р.н.п. "На горе то калина".
  5. Холминов "Песня".
  6. Шостакович "Полька".
  7. Довлач «Бабушкин вальс».

Оркестровый

  1. В.В. Андреев «Светит месяц».
  2. Е.Дога «Вальс» из к\ф «Мой ласковый и нежный зверь».
  3. Обр. С. Яковлева «Яблочко».
  4. С.Яковлев «2 русские песни».

Четвертый год обучения.

Тема 1. Вводное занятие – 1 час.

Теория: Инструктаж по технике безопасности.Знакомство с планами на учебный год. Повторение.

Тема 2. Повторение нотной грамоты - 4 часа.

Теория: Повторение основ нотной грамоты, расширение знаний.

Практика: Написание нот, ключей, длительностей и ритмов.

Тема 3. Гаммы, арпеджио, аккорды до двух знаков двумя руками, упражнения, минорные гаммы Ля, Ми 3-х видов (натуральный, мелодический, гармонический минор) - 10 часов.

Теория: объяснение, показ, знаки, положение рук.

Практика: исполнение в начале каждого урока в качестве разминки в течение 3-5 минут.

Тема 3. Изучение сольных пьес (этюдов) - 20 часов.

Теория: объяснение, разбор текста, постановка аппликатуры, меха, штрихов, динамики.

Практика: исполнение на каждом уроке в течение 10-15 минут.

Тема 4. Изучение оркестрового репертуара - 30 часов.

Теория: объяснение, разбор текста, постановка аппликатуры, меха, штрихов, динамики.

Практика: практическое исполнение оркестровых партий на каждом уроке в ансамбле с педагогом или другими воспитанниками.

Тема 5. Чтение нот с листа. 5 часов.

Теория: Самостоятельное определение воспитанниками жанра, тональности, аппликатуры, темпа предложенного нотного текста

Практика: практическое исполнение музыкального отрезка.

Примерный репертуар четвертого года

Индивидуальный

  1. Чайковский П. "Неаполитанская песенка".
  2. Гендель Г. "Ария".
  3. Шитин"Этюд".
  4. Сурков "Как у наших у ворот".
  5. Р.н.п. "В низенькой светелке".
  6. Р.н.п. "Степь, да степь кругом".
  7. Золотарев "Пьесы из детского альбома".
  8. Довлач «Старенький трамвай».

Оркестровый

1.   Музыка из к\ф «Миссия невыполнима».

2.   В.Золотарёв «Марш солдатиков».

3.   С. Яковлев «Тимоня» .

4.   Попурри на гармошках: Во саду + Кукушка.

Пятый год обучения.

Тема 1. Вводное занятие – 1 час.

Теория: Инструктаж по технике безопасности.Знакомство с планами на учебный год. Повторение.

Тема 2. Повторение нотной грамоты - 4 часа.

Теория: Повторение основ нотной грамоты, расширение знаний.

Практика: Написание нот, ключей, длительностей и ритмов.

Тема 3. Мажорные и минорныегаммы, арпеджио, аккорды до трёх знаков двумя руками, упражнения - 4 часа.

Теория: объяснение, показ, знаки, положение рук.

Практика: исполнение в начале каждого урока в качестве разминки в течение 3-5 минут.

Тема 4. Изучение сольных пьес (этюдов) - 15 часов.

Теория: объяснение, разбор текста, постановка аппликатуры, меха, штрихов, динамики.

Практика: исполнение на каждом уроке в течение 10-15 минут.

Тема 5. Изучение оркестрового репертуара - 15 часов.

Теория: объяснение, разбор текста, постановка аппликатуры, меха, штрихов, динамики.

Практика: практическое исполнение оркестровых партий на каждом уроке в ансамбле с педагогом или другими воспитанниками.

Примерный репертуар пятого года

Индивидуальный

  1. Кулау "Сонатина".
  2. Прокофьев "Гавот".
  3. Григ "Песня Сольвейг".
  4. Р.н.п. "Выйду ль я на реченьку".
  5. Р.н.п. "Вдоль да по речке".
  6. Р.н.п. «Как под яблонькой».

Оркестровый

1.    Ф. Лемарк «Париж».

2.    Инструментовка С.Яковлева «Воздушная кукуруза».

3.    М. Жар, обр. С. Яковлева «Доктор Живаго».

4.    С.Рахманинов «Итальянская полька».

Шестой год обучения.

Тема 1. Вводное занятие – 1 час.

Теория: Инструктаж по технике безопасности.Знакомство с планами на учебный год. Повторение.

Тема 2. Повторение нотной грамоты - 4 часа.

Теория: Повторение основ нотной грамоты, расширение знаний.

Практика: Написание нот, ключей, длительностей и ритмов.

Тема 3. Мажорные и минорныегаммы, арпеджио, аккорды до трёх знаков двумя руками, упражнения - 4 часа.

Теория: объяснение, показ, знаки, положение рук.

Практика: исполнение в начале каждого урока в качестве разминки в течение 3-5 минут.

Тема 4. Изучение сольных пьес (этюдов) - 15 часов.

Теория: объяснение, разбор текста, постановка аппликатуры, меха, штрихов, динамики.

Практика: исполнение на каждом уроке в течение 10-15 минут.

Тема 5. Изучение оркестрового репертуара - 15 часов.

Теория: объяснение, разбор текста, постановка аппликатуры, меха, штрихов, динамики.

Практика: практическое исполнение оркестровых партий на каждом уроке в ансамбле с педагогом или другими воспитанниками.

Примерный репертуар шестого года

Индивидуальный

  1. Шитиков "Прогулка".
  2. Шостакович "Колыбельная".
  3. Клементи "Сонатина".
  4. Шуберт "В путь".
  5. Р.н.п. "Травушка-муравушка".

Оркестровый

1.    Б.Мокроусов «Неуловимые мстители».

2.    А.Хачатурян «Маскарад».

3.   Обработка С.Яковлева «Казачок»

  1. Л.Малиновский «Русская миниатюра».

Седьмой год обучения.

Тема 1. Вводное занятие – 1 час.

Теория: Инструктаж по технике безопасности.Знакомство с планами на учебный год. Повторение.

Тема 2. Повторение нотной грамоты - 4 часа.

Теория: Повторение основ нотной грамоты, расширение знаний.

Практика: Написание нот, ключей, длительностей и ритмов.

Тема 3. Мажорные и минорныегаммы, арпеджио, аккорды до трёх знаков двумя руками, упражнения - 4 часа.

Теория: объяснение, показ, знаки, положение рук.

Практика: исполнение в начале каждого урока в качестве разминки в течение 3-5 минут.

Тема 4. Изучение сольных пьес (этюдов) - 15 часов.

Теория: объяснение, разбор текста, постановка аппликатуры, меха, штрихов, динамики.

Практика: исполнение на каждом уроке в течение 10-15 минут.

Тема 5. Изучение оркестрового репертуара - 15 часов.

Теория: объяснение, разбор текста, постановка аппликатуры, меха, штрихов, динамики.

Практика: практическое исполнение оркестровых партий на каждом уроке в ансамбле с педагогом или другими воспитанниками.

Примерный репертуар седьмого года

Индивидуальный

  1. Клементи "Сонатина".
  2. Бах "Сарабанда".
  3. Мотов "Возле речки, возле моста".

Оркестровый

1.    Б.Мокроусов «Неуловимые мстители».

2.    А.Хачатурян «Маскарад».

3.   Обработка С.Яковлева «Казачок»

  1. Л.Малиновский «Русская миниатюра».

 

Методическое обеспечение программы

Методы, используемые при реализации программы. Для успешного проведение занятия необходимо найти наиболее эффективные методы передачи знаний учащимся. В ходе реализации данной программы используются следующие методы: метод прослушивания материала; метод устного отчёта учащегося; методы изложения нового материала:   метод инструктажа; метод тренировки.

Основной метод обучения на первом этапе - дидактическая игра, которая строится на строгом учете возрастных особенностей учащихся. Данный метод характеризуется доступностью, конкретностью, яркой образностью изучаемого материала и способствует поддержанию высокого уровня внимания детей. Дидактическая игра строится с учетом свойственной   детям склонностью к подражанию и воздействует, прежде всего, на эмоциональную сферу ребенка.

Особого внимания заслуживает метод ансамблевого изучения, при котором ученик с первых же уроков вовлекается в активное  музицирование, получая возможность воспринимать всю полноту художественного образа музыкального произведения. Игра в ансамбле хорошо развивает чувства ритма, гармонический слух, воспитывает навыки восприятия и освоения многоэлементной структуры музыкальных произведений, способствует лучшему изучению средств музыкальной выразительности. Все это накапливает художественные впечатления в сознании ученика и стимулирует развитие его творческого мышления и музыкального вкуса.

Кабинет для обучения.

Для обучения требуется небольшой, отдельный  кабинет с хорошей звукоизоляцией.

Инструменты, материалы и приспособления.

ü 2 баяна (педагогу и учащемуся);

ü 2 пюпитра;

ü стол учительский;

ü 1 фортепиано; 

ü наглядные пособия.

 

Список литературы для педагога

Канерштейн М. Вопросы дирижирования. М.: «Музыка», 1972.

Каргин А. Работа с самодеятельным оркестром русских народных инструментов. М.: «Музыка», 1982.

Класс ансамбля народных инструментов. Оркестровый класс. Программы для детских музыкальных школ и вечерних школ общего музыкального образования.

Максимов Е. Ансамбли и оркестры гармоник. М.: «Советский композитор», 1974.
Махов И. Оркестр русских народных инструментов в музыкальной школе. М., 1971.
Мирек  А. Из истории баяна и аккордеона. М.: «Музыка», 1967.

Оркестровый класс. Класс ансамбля народных инструментов. Программы для детских и вечерних музыкальных школ. М.,1972.

Программа для внешкольных учреждений и    общеобразовательных школ. М., Просвещение, 1986.

Программа для детских и вечерних музыкальных школ. М., 1972 г

Программа музыкальной школы по баяну. М., 1974 г.

Программа по классу баяна для детских музыкальных школ. М – 1978.

Розанов В. Инструментоведение: Пособие для руководителей оркестров русских народных инструментов. М., 1981.
Теплов Б. Психология музыкальных способностей: Избранные труды: В 2 т. М., 1985.
Чунин В. Современный русский народный оркестр. М., 1981.

 

Список литературы для учащихся

 

Антология литературы для баяна. I – X части, /ред. Ф. Липс.  М., 1980.

Бажилин Р. Школа  игры на баяне (аккордеоне) М., 2000.

Васильев Ю., Широков À. Рассказы о русских народных инструментах. М., 1976.
Гинзбург Л. Избранное. М., 1981.

Говорушко  П.И. Школа  игры на баяне (аккордеоне). Л., 1980.

Иванов А. Школа  игры на баяне (аккордеоне) М., 1976.

Мирек À. Из истории баяна и аккордеона. М.: «Музыка»,1967.

Онегин А. Школа игры на баяне (аккордеоне)  М., 1978.